13 ДЕКАБРЯ В МУРМАНСК ПРИБУДЕТ 333 ТОННЫ ЯДЕРНЫХ ОТХОДОВ ИЗ СЕРБИИ

Датское судно Пума, на борту которого находятся 333 тонны особо опасных отходов, а именно отработавшее ядерное топливо с сербского исследовательского реактора «Винча», в начале недели вышло из порта Копер и прибудет в Мурманск 13 декабря. Далее опасный груз по железной дороге направится на комбинат «Маяк». Росатом не опровергает факт транспортировки. Экологические организации выражают озабоченность и протестуют.

О ядерной транспортировке первыми сообщили представители международной сети неправительственных организаций «Декомиссия». Новость была распространена рядом СМИ, но официальных подтверждений ни из Сербии, ни из России не последовало.

Росатом не опровергает сообщения о транспортировке

Корреспондент Беллоны.ру обратился за комментарием в Госкорпорацию «Росатом», ответственную за прием опасного груза, но там подтвердить или опровергнуть факт ядерной транспортировки из Сербии отказались. Можно предположить, что отсутствие опровержения информации о транспортировке отходов является непрямым подтверждением того, что транспортировка имеет место.

Владислав Бочков, заместитель директора департамента коммуникаций Росатома, сообщил корреспонденту Беллоны.ру: «Согласно международных договоров, это касается и РФ и США, в целях защиты от террористических угроз, ни одна из стран не вправе говорить о фактах перемещения ОТВС [облучённых тепловыделяющих сборок] с исследовательских реакторов».

О транспортировке договорились еще весной

Однако, о предстоящей транспортировке из Сербии было объявлено еще весной, а соответствующее межправительственное соглашение было заключено более года назад. Беллона.ру подробно писала об этом.

Весной, на Саммите по ядерной безопасности Россия подтвердила, что намерена забрать ОЯТ из Сербии. «Отмечаем подписание в ходе 53 сессии Генеральной Конференции МАГАТЭ в сентябре 2009 года соглашения с Сербией о вывозе в Россию облученного ВОУ — топлива с исследовательского реактора «Винча». В 2010 году, одновременно с вывозом ВОУ-топлива, планируется также вывоз облученного НОУ-топлива, которое находится в Институте «Винча», — говорится в Меморандуме Российской Федерации о физической ядерной безопасности от 13 апреля 2010 года.

Меморандум раскрывает подробности, а именно, что речь идет об отходах двух видов, отработавшем топливе из высокообогащенного урана (ВОУ) и низкообогащенного урана (НОУ).

Откуда отходы?

Институт ядерных исследований «Винча» (Vinča) расположен в 15-и километрах от столицы Сербии, Белграда.

Он был основан в 1948 году как исследовательский центр для реализации национальной ядерной программы Федеративной Народной Республики Югославия. В конце 1950-х при помощи Советского Союза в институте были сооружены две ядерные установки: исследовательский реактор RA тепловой мощностью 6,5 МВт и критическая сборка (реактор нулевой мощности) RB. Обе установки относятся к классу «тяжеловодных» и могут работать как с топливом из низкообогащенного, так и высокообогащенного урана. С момента пуска в декабре 1959 года реактор RA работал на низкообогащенном топливе, обогащенном до 2% по урану-235 металлическом уране производства подмосковного завода «Электросталь». С 1978 году наряду с низкообогащенным стали использовать высокообогащенное (до 80% по урану-235) топливо из диоксида урана, производства Новосибирского завода химических концентратов. С 1980 до окончания эксплуатации в августе 1984 года реактор работал исключительно на высокообогащенном топливе. За почти 25 лет исследовательский реактор и наработал те самые 333 тонны ОЯТ, которые сейчас плывут в направлении Мурманска.

Даже после вывода из эксплуатации исследовательский реактор остаётся опасным. На сайте института признаётся: «даже после удаления отработавшего топлива множество радиоактивных и загрязненных деталей и материалов будут представлять значительный радиационный риск, не только для Института, но также и для всего окружающего».

Что с аварийным ОЯТ?

Ситуация с ОЯТ сербского исследовательского реактора довольно типична. ОЯТ десятки лет хранилось во временном приреактороном бассейне и никогда никуда не вывозилось. Часть топливных элементов протекает, по сообщению института «Винча» в воде бассейна обнаружена повышенная концентрация цезия-137. То есть, часть отработавших тепловыделяющих сборок относится к категории аварийных, их транспортировка представляет повышенную опасность. Это ставит еще один вопрос – было ли аварийное ОЯТ отправлено в Россию?

Институт признал наличие проблемы и рассматривал возможность вывоза ОЯТ в национальное или региональное сухое долговременное хранилище. Однако, такого хранилища не существует и решение проблемы пришло из России и США. Россия забирает ОЯТ, а США оплачивает транспортировку.

Представитель Росатома Владислав Бочков cообщил для Беллоны.ру, что США также оплатит так называемую «переработку» ОЯТ на комбинате «Маяк» в Челябинской области: «Расходы по транспортировке ОТВС, его переработке, а также по проведению необходимых экологических мероприятий на территории России возмещаются РФ Министерством энергетики США в рамках Соглашения между Правительством РФ и Правительством США от 27 мая 2004 года о сотрудничестве по возврату в Российскую Федерацию ядерного топлива исследовательских реакторов, произведенного в Российской Федерации.

Возврат ОТВС осуществляется на основании ранее подписанных межправсоглашений, а также в соответствии с Единым проектом ввоза, согласованным Министерством природных ресурсов и экологии РФ, и полученным в установленном порядке положительным заключением государственной экологической экспертизы.

ОТВС исследовательских реакторов доставляются на ПО «Маяк» (Челябинская область), где перерабатываются в соответствии с действующей технологической схемой. В соответствии с законодательством РФ в области охраны окружающей среды за счет средств, полученных от выполнения внешнеторгового контракта по возврату ОТВС исследовательских реакторов, выполняются наиболее важные мероприятия специальной экологической программы реабилитации радиационно-загрязненных территорий Челябинской области».

Проблема в том, что в результате «переработки» ОЯТ-ОТВС объем радиоактивных отходов возрастает более чем в 200 раз. «Действующая технологическая схема» заключается в растворении ОЯТ в кислотах и выделении из раствора урана и плутония. Что делать с образовавшимся в результате такой «переработки» огромным количеством жидких радиоактивных отходов непонятно.

Такая «переработка» по мнению экологических организаций должна быть прекращена. В Заявлении международной сети общественных организаций «Декоматом» говорится:

«Предприятие «Маяк» по настоящее время сбрасывает отходы коммерческой переработки ядерного топлива в объекты окружающей среды: озера Карачай, Старое Болото, Татыш, а также водоемы Теченского каскада и далее — в реку Обь — Северный Ледовитый океан. Радиация возвращается в Евросоюз по биологическим цепочкам с морепродуктами, попадая на столы европейцев. Это происходит все 65 лет работы ядерного предприятия «Маяк».

Мы настаиваем на том, что:

1. ОЯТ должно оставаться в странах, которые получали выгоды от его использования. Его долговременное безопасное хранение должно осуществляться под контролем международного сообщества (МАГАТЭ). Все дальнейшие решения о его судьбе должны приниматься при участии заинтересованной общественности.

2. Переработка ОЯТ должна быть прекращена, поскольку этот процесс сопровождается поступлением радиоактивных отходов в окружающую среду, внося в нее необратимые разрушения.

3. Необходимо разработать и принять Международную Конвенцию о выводе из эксплуатации (Декомиссии) ядерных объектов. Конвенция должна закрепить принципы равной безопасности всех наций и природной среды при решении проблем, возникающих в процессе Декомиссии».

Обращение подписали представители Челябинского благотворительного фонда «За природу», Движения за ядерную безопасность, организации «Зеленый Мир» из Ленинградской области, Кольского экологического центра из Мурманской области и норвежской организации Norges Naturvernforbund.

Ядерная транспортировка опасна

Протесты также вызывает сама транспортировка. Отходы отправлены через Средиземное море и вокруг Европы, а не железнодорожным транспортом, возможно, из-за несогласия транзитных стран (Болгарии и Украины) на провоз опасного груза по своей территории. Но и морская и железнодорожная перевозка опасна, а по прибытии в Мурманск иностранные отходы будут перегружены и должны будут проехать несколько тысяч километров по железным дорогам России.

«Для чего мурманчанам дополнительные риски? – возмущается председатель экологической организации «Природа и Молодёжь» Виталий Серветник, — Вместо того, чтобы стать «российскими воротами в Арктику» Мурманск может превратиться в ворота для ядерных отходов со всего мира. Транспортировка ядерных материалов это крайне опасная практика, каждая транспортировка может привести к экологической катастрофе. «Ядерные поезда» проедут через крупнейшие города Мурманской области, Карелию, всю европейскую часть России и остановятся на челябинском комбинате «Маяк». А отходы грязнейшей переработки вернутся к мурманчанам через океан в виде радионуклидов в рыбе».

Возможно, в понедельник радиоактивный груз мурманчане встретят протестами.

Ядерные транспортировки будут продолжаться

К сожалению, эта транспортировка не последняя. «В 2010 году Россия планирует вывезти свежее ВОУ-топливо из Украины, Белоруссии, Чехии, отработавшее ВОУ-топливо – из Украины, Польши, Германии, Сербии, Белоруссии», сообщается в Меморандуме от 13 апреля 2010 года. То есть, в ближайшее время можно ожидать еще ряд опасных транспортировок. Недавно Беларусь подтвердила, что готова «отдать» России отходы со своего исследовательского реактора…

Новости на промышленном портале Мурманской области

Please follow and like us:

Добавить комментарий