Красная Поляна

В красивейшем районе Западного Кавказа в 60 километрах от Черноморского побережья у подножия Главного Кавказского хребта на лесистом склоне горы Ачишхо расположилась центральная турбаза МО СССР «Красная Поляна». Она открылась еще в 1961 году и уже к концу 60-х годов стала крупнейшей турбазой Вооруженных Сил и одной из самых больших в стране. Широкие возможности для увлекательных путешествий и отдыха ставят ее в число лучших.

Одноименный поселок городского типа, где расположена база, находится на территории Большого Сочи, на высоте 500— 700 м над уровнем моря. В поселке широкие, хорошо спланированные улицы и благоустроенные жилые дома. Особая достопримечательность — Краснополянская ГЭС с водохранилищем, где можно искупаться и позагорать.

Климат в районе Красной Поляны горноморской, так как долина реки Мзымта связывает этот район с Черноморским побережьем и сюда проникает воздух, насыщенный морской влагой.

Окружающие горы защищают базу от холодных ветров. Лето здесь без изнурительного зноя, жара переносится легче, чем на побережье. Это объясняется тем, что турбаза окружена лесами, и влажность здесь значительно ниже. Зимой выпадает много снега, особенно в горах. При этом здесь бывает много теплых, безветренных, солнечных дней.

Специалисты считают, что климат в районе Красной Поляны благодаря близости Черного моря во многом превосходит не только лучшие горные курорты страны, но и мировые курорты Швейцарии и Италии.

В настоящее время турбаза располагает тремя спальными комфортабельными корпусами. Кроме того, открыты два приюта «Горный» и «Ачишхо», недавно реконструированные. Приюты хорошо оборудованы, электрифицированы, имеют водопровод, душ и другие удобства. На турбазе к услугам отдыхающих пункт проката, кафе, почта, плавательный бассейн, парикмахерская, мастерские по ремонту одежды.

Круглогодично ведется здесь спортивная работа. На склонах горы Аибги действует горнолыжная трасса с подъемником. Есть на базе и горнолыжное снаряжение.

Для участников каждого заезда совместно с туристами близлежащих баз «Сухуми» и «Кудепста» устраиваются спортивно-туристские слеты.

Непосредственная близость горных массивов Ачишхо, Аибги, гор Чугуш, Ассара, Дзитаку, Псекахо, Псеашхо, Аишхо, Агепста, чудесные по красоте горные озера и реки, богатейшая растительность и животный мир дают возможность прокладывать все новые туристские маршруты, которые смогут удовлетворить не только новичков, но и бывалых путешественников.

Журнал «Турист» № 2 1988

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Зовут в дорогу

Мы попросили главного редактора Профиздата Евгения Васильевича Макухина ответить на вопрос: появятся в ближайшее время новые книги для туристов с эмблемой издательства ВЦСПС?

— В серии «Мир туристских интересов» выйдет книга А. Арбита и Д. Луговьера «Фотография и киносъемка в путешествии». Она адресуется участникам самодеятельных фотостудий, киноклубов и объединений, но, думаю, будет полезна любому человеку, занимающемуся в походах и поездках кино- и фотосъемкой. Обладатель этой книги, а она скоро появится на прилавках магазинов, получит квалифицированные советы о подготовке к съемкам, о том. какой аппарат предпочесть, о методах и приемах работы, которые дают наилучший результат.

В этой же серии выходит издание «Туристу о растениях» С. Мацюцкого. Поближе познакомиться с различными растениями и их удивительными свойствами полезно, видимо, каждому. Вы узнаете из этой книги, как с помощью деревьев, цветов, трав можно определить время, предстоящую погоду, отыскать источник воды, оказать медицинскую помощь.

Любознательным и пытливым многое скажет книга Е. Поспелова «Туристам о географических названиях». Популярно рассказывая о топонимике, автор приводит любопытные данные о названиях гор, морей, пещер, рек, озер, болот, населенных пунктов. Эти знания помогут полнее изучить район путешествия, с большим интересом работать с картой, самому собрать топонимический материал.

Мастерам самоделок — приверженцам дальних зимних походов, любителям лыжных прогулок может пригодиться выпускаемый Профиздатом сборник «Самодельное снаряжение для лыжного туризма», составленный П. Лукояновым и В. Светом. Он подскажет, как самому сшить одежду, смастерить снаряжение для бивака, изготовить рюкзак, приспособления, делающие поход безопасным.

Не забыли мы и организаторов путешествий. Двумя такими изданиями пополнится «Библиотечка самодеятельного туриста». Под этой рубрикой выходит книга «Туристская секция коллектива физкультуры», подготовленная работником Российского республиканского совета по туризму и экскурсиям М. Балабиным. Автор на живых и конкретных примерах раскрывает способы организации и содержание работы секций и клубов на предприятиях, в учреждениях, учебных заведениях. Здесь же рассказывается о том как готовить общественные кадры, устраивать слеты и соревнования, путешествия и походы.

Большим подспорьем для любите лей спортивных путешествий станет справочник Профиздата, составленный В. Попчиковским, «Классифицированные туристские самодеятельные маршруты». Книга эта, бесспорно, пригодится руководителям секций и клубов, членам маршрутно-квалификационных комиссий, да и самим участникам походов.

В последние годы все больше поклонников завоевывают горные лыжи. Что ж, наш бурный век требует и основательной разрядки. Отдых на горных лыжах предоставляет ее со всей щедростью. Любителям и организаторам такого отдыха призвана послужить книга Л. Ремизова «Отдых на горных лыжах».

И еще об одном сборнике нынешнего года — «Автомобильные и мотоциклетные туристские маршруты», составленном руководителем комиссии по автомототуризму Всесоюзной федерации туризма О. Столяровым. Маршруты описаны им наиболее популярные. Авто- и мототурист найдет здесь характеристики дорог, точные справки о расстояниях между пунктами, сведения о встречающихся на трассе достопримечательностях, местах ночевок и отдыха, адреса туристских учреждений и организаций.

Особо хочется отметить путеводитель Н. Тарховой «Пушкинские места». Он дает обширную и интересную информацию о туристских и экскурсионных маршрутах, проложенных по местам, где жил и творил великий русский поэт, включает многочисленные фотоиллюстрации, карты, схемы, рисунки. Путеводитель состоит из двух книг. Первая посвящена Москве и Подмосковью, Ленинграду и его окрестностям, Псковщине, Верхневолжью, Нижегородской земле. Вторая — Крыму, Молдавии, Украине, Кавказу, Поволжью, Уралу. Обе книжки — в переплетах и едином футляре.

Профиздат предпринял еще одно ценное, на наш взгляд, издание — выпускается сборник самодеятельных песен «Среди нехоженых дорог — одна моя», подготовленный Л. Беленьким. В этой книге представлено свыше двухсот песен более семидесяти авторов из разных городов страны. Есть здесь и признанные мастера этого жанра — Б. Окуджава, В. Высоцкий, Н. Матвеева, Ю. Визбор.

Записал Д. ЭППЕЛЬ

Журнал «Турист» № 2 1988

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Перестройка: касается всех и каждого

Что может турклуб

В апреле 1987 года Секретариат ВЦСПС принял постановление «О мерах по дальнейшему развитию самодеятельного туризма и совершенствованию его организации и управления». Серьезное внимание в нем уделяется усилению руководства деятельностью городских и районных туристских клубов, обеспечению прокатов инвентаря и снаряжения, внедрению в практику работы клубов принципов самоокупаемости и предоставлению дополнительных платных услуг населению.

Редакция журнала решила узнать, как выполняют постановление областные советы по туризму и экскурсиям. С этой целью выбрали два клуба, работающих примерно в одинаковых условиях. Наши корреспонденты выехали в Ярославль и Вологду. Результаты превзошли все ожидания: если в Ярославле удалось познакомиться с первыми успехами организации платных туристских походов, то в Вологде туристы даже не знали о существовании постановления Секретариата ВЦСПС».

Кто не задавался таким вопросом, видя собравшихся у его дверей группы людей в походной форме? Впрочем, в ярославском туристском клубе каждый выходной теперь встречаются не только бывалые участники походов, но и многие новички, любители природы, которые затем отправляются по путевкам на воскресный маршрут в лес. Это очень удобно и дешево. В небольших коллективах сложно организовать поход, а тут все заботы клуб берет на себя, обеспечивает и транспорт, и экипировку. Инструкторы показывают, как поставить палатку, разжечь костер, приготовить кашу с дымком.

И общественный актив, и работники клуба сомневались, придутся ли по вкусу горожанам походы по путевкам. Даже бесплатно пойти в такой поход не всегда хотели, а тут за деньги?

Только инструктор клуба Сергей Хренов был уверен, что туристы сумеют организовать интересный поход, сплотить людей разных профессий. И не ошибся. К активному отдыху удалось привлечь и работников Центральной библиотеки им. М. Ю. Лермонтова, и реставрационной мастерской, и даже общества слепых.

— Первые походы проводили в районе турбазы «Белкинская», боялись всяких непредвиденных случайностей, — рассказывает С. Хренов. — Маршруты — однодневный пешеходный (10 км) и двухдневный водный (35 км) — проложили по живописным некрасовским местам. Пешие туристы ходили и по экологической тропе в пойме реки Талина. Предварительно все маршруты согласовывались с управлением лесного хозяйства. Конечно, все не так просто, как кажется на первый взгляд. Для работы на основах самоокупаемости нужна хорошая материальная база, соответствующие условия. У нашего клуба есть расчетный счет, пункт проката, своя бухгалтерия, действующий актив, правда, нет хорошего помещения…

— И поэтому нет самостоятельности, — вмешался Юрий Иванов, председатель правления клуба. — Клуб должен работать на новом уровне, а уровень нашего клуба «подвальный». В прошлом году отметили четверть века. Много интересных дел придумали туристы за это время, а собраться вместе негде. Если бы доверили нам, например, памятник архитектуры, каких в Ярославле пропадает немало! Следили бы и за его сохранностью! Правда, секретарь облсовпрофа Л. А. Гробов обещал помочь, но мы до сих пор ютимся на улице Цимервальда, 18…

Характерно, что едва председатель клуба умолк, как активисты снова заговорили о походах, участниками которых стали многие новички. Вспоминали, как составляли в клубе калькуляцию на группы по 30 и 60 человек (из расчета вместимости автобуса). В смету включили кроме питания, проката группового и личного снаряжения зарплату инструктора, рекламную продукцию, предусмотрели прибыль в размере 10 процентов. Стоимость одной пешеходной путевки составила 5 руб. 30 коп., а на двухдневный водный поход — 12 руб. Проблема возникла с путевками. Утвержденная форма путевки на транспортные путешествия не отвечает характеру похода выходного дня. В путевке к тому же нужна карта-схема для отметки пройденных маршрутов с указанием достопримечательностей, памятников природы и архитектуры. Но, очевидно, эта задача разрешимая.

Беседа о платных услугах продолжалась в областном совете по туризму и экскурсиям.

— Раньше мы в основном контролировали работу по самодеятельному туризму, уделяя особенное внимание расходованию средств, выделенных облсовпрофом, — признался председатель совета Александр Викторович Белкин. — А теперь вместе с клубом организуем семинары туристской и инструкторской подготовки, вечера отдыха, конкурсы кинофильмов…

Кстати, туристы подали идею готовить и тиражировать учебные картины для клубов. Совместно с киностудией «Чайка» Дома культуры «Гигант» Ярославского шинного завода попробуем реализовать и эту интересную затею. Будет польза туристам и прибыль клубу.

А сейчас делаем расчеты стоимости абонементов для туристских оздоровительных групп, — продолжил разговор А. Белкин, — арендовали спортзалы и классы в трех школах. В программу кроме физической подготовки и походов включили семинары начальной и средней туристской подготовки. Принимать будем желающих, в том числе целые группы, которые сдружились в походах.

Наш клуб не собирается работать только в Ярославской области, а предполагает обмениваться туристскими группами и с клубами других областей.

Известно, что проблема с туристским снаряжением и инвентарем еще не решена, а без экипировки ни в поход, ни на соревнование, ни в учебно-тренировочный зал не пойдешь, добавил в заключение А. Белкин. Решили ликвидировать и этот пробел, организовав работу мастерских, которые будут располагаться в наших клубах.

В информационном бюллетене ВЦСПС № 8 за 1987 год даны разъяснения по организации платных услуг, в том числе и туристских клубов. Нужны только инициатива и желание сделать свой клуб интересным. И тогда не придется ставить вопрос: «Что может туристский клуб?» Как свидетельствует опыт ярославцев, клуб может все.

А. ПУХОВА, инструктор РСТЭ

А в отчетах – все в порядке

«Некому у нас заниматься этими вопросами. Некому и не с кем, — сказала мне Ирина Титова, старший инструктор Вологодского совета по туризму и экскурсиям. — Получили мы весной постановление ВЦСПС, а толку-то? Я три года была инструктором по самодеятельному туризму, в мае перешла работать в плановый, потому что устала копья ломать по каждому вопросу. На мою прежнюю должность уже полгода никого найти не могут. Нет, почему же, туризм у нас развит: в области два городских клуба, свыше трехсот секций, сильные ведомственные клубы. А с кадрами просто беда…»

Внимательно слушаю Ирину и не понимаю: почему «некому и не с кем?» При чем тут отсутствие инструктора? Есть клубы, актив, областной совет, получен, наконец, соответствующий документ — постановление ВЦСПС. А в этом разговоре о кадрах проглядывается какой-то симптом неблагополучия. Решено: встречаюсь с туристами, потом буду беседовать в совете. Надо все-таки разобраться.

…Вологодский городской туристский клуб. Осенью 1986 года ему выделили первый этаж жилого дома. До этого клуб не был бездомным, но зимой находиться в нем более двух часов опасались — могли отмерзнуть ноги. Целый этаж — площадь немалая. Только так и осталась она «нежилой»: у половины комнат ободранный вид, кирпичная кладка наружу. В отремонтированных помещениях стены и пол одинакового темно-коричневого цвета, казенные решетки на окнах. (Только смотрового глазка не хватает!) Кое-где стоят стулья, несколько столов. Сиротливо стоят, одиноко…

— Деньги на ремонт выделены давно, но сделано, увы, немного, — рассказывает инструктор клуба Николай Чистов (пятый за три года!). — Я, пытаясь сдвинуть дело с «мертвой» точки, обращался за помощью к председателю совета, к инженеру. Друг на друга кивают, никто ничего не решает. Просил помочь приобрести мебель — опять то же самое!

Разговариваю с активом. В чем дело? Почему сами не ремонтируете клуб? Оказывается, пытаются, да только строительный материал им никак выделить не могут. А совет лишь обещает помочь! Вспоминаются строки постановления ВЦСПС, обращенные к советам по туризму и экскурсиям: «усилить руководство деятельностью городских и районных туристских клубов, оказывать им помощь в обеспечении необходимым оборудованием, инвентарем, методическими и учебными материалами». Очевидные вещи: туристский клуб — не просто место встречи любителей походов, это, прежде всего, «организационный, учебно-методический… центр массового самодеятельного туризма». А из вологодского турклуба хочется сразу уйти, едва переступив порог.

…В кабинете председателя Вологодского областного совета по туризму и экскурсиям Валентина Васильевича Смелова уютно и тепло. Смелов говорит о работе совета по патриотическому и интернациональному воспитанию молодежи, подготовке ее к службе в рядах Вооруженных Сил СССР… Мой вопрос о спортивном туризме не нарушает спокойной атмосферы.

— Совет работает с самодеятельными туристами: проводит соревнования, школы НТП, — как по-писаному отвечает товарищ Смелов. Рассказывает, как туристы своими руками ремонтировали клуб, и… искренне удивляется, узнав, что делали это рабочие. Утверждает, что Вологодский туристский клуб — настоящий методический центр, забыв, что фактически запретил проводить в этом центре вечера-встречи туристов, а уж тем более с чаепитием. («Зачем в клубе чай? — рассуждает Валентин Васильевич. — Там, где чай, обязательно что-нибудь более горячее найдется. И вообще, пусть методику изучают лучше, чтобы меньше ЧП было в походах»). Так и не понял он, к сожалению, что чай и ЧП — понятия не тождественные, и упустил из виду, что методической-то литературы очень мало в библиотеке клуба. Да и пункта проката, где должно храниться снаряжение, обеспечивающее безопасность участников похода, в клубе нет. Точнее есть, только официально принадлежит он местной турбазе. Этот пункт располагает, правда в небольшом количестве и не всегда хорошего качества, ледорубами, скальными молотками, байдарками. А вот с веревками, современными палатками, рюкзаками, туристскими ботинками, штормовками — проблемы!

— Вы в ведомственные клубы сходите, — словно не слышит моих вопросов Смелов. — Что? Постановление? Читал, да что-то не понял, зачем хозрасчет в самодеятельном туризме, какие-то платные услуги… Мы людей бесплатно должны водить. Путевки в плановом — вот это я понимаю.

Так и не получился у нас разговор о новых формах работы самодеятельных туристов.

— В ведомственные клубы сходите, — еще раз советует на прощание Валентин Васильевич.

В турклубе «Горизонт» Главчереповецметаллургхимстроя меня встретил штатный инструктор Валерий Михайлович Пахомов, горный турист с большим стажем, в недавнем прошлом преподаватель физкультуры.

— У нас две секции: водная и недавно организовали горную, — сообщает он, показывая клуб. — Занимаются в них 43 человека, постоянные члены «Горизонта», и около 30 кандидатов. Комнаты просторные, рядом — фотолаборатория, на стендах красочно оформленные фотомонтажи, и мастерская, в которой туристы делают все — от байдарки до посуды.

Задаю вопрос о влиянии совета на деятельность клуба. Валерий Михайлович улыбается: «Что совет?.. Не видим мы никакого совета. Да и мы к совету не обращаемся — незачем. Правда, весной группа из пяти человек хотела поехать в Местию, где родился Михаил Хергиани, помочь населению, пострадавшему во время стихийного бедствия. В совете нам ответили:

— Сидите дома, это мероприятие у нас не запланировано. Вот и сидим.
И опять на память приходят строки постановления: «…поддерживать поиски новых форм туристской работы».

С постановлением Секретариата ВЦСПС инструктор «Горизонта», оказывается, знаком. Нет, совет не информировал его персонально. Просто был Пахомов летом в Ленинграде, на семинаре по безопасности туристских походов, там обо всем и узнал.

— Мы пока не рискнем проводить по путевкам походы выходного дня, — поделился планами Валерий Михайлович, — не готовы, а вот детскую абонементную группу хотим вскоре организовать, если, конечно, поддержит наше руководство.

И ведь наверняка организуют. Материальная база в «Горизонте» крепкая, прокат хороший, а главное есть желание, значит, и энтузиасты. И опять вспомнился разговор о кадрах. Кадры-то есть! Может быть, дело все-таки в руководителях?!

В клубе «Одиссей» производственного объединения «Вологодский оптико-механический завод» над моим вопросом засмеялись вслух. Совет? Да, «Одиссею» уже два года, а Смелов так ни разу и не пришел. Весной, правда, собирался, три недели ждали (пешком от областного совета до «Одиссея» минут двадцать…). А в клубе есть что посмотреть: прекрасно оформленное помещение, оборудуется мастерская. На средства, выделенные предприятием (областной совет денежные средства ведомственным клубам не дает), недавно куплено 15 велосипедов, 20 байдарок. В трех секциях — водной, велосипедной и горной — занимаются шестьдесят человек. Клуб для этих парней и девчат — второй дом.

А нужен ли вообще такому самостоятельному клубу, как «Одиссей», областной совет, задаю вопрос туристам. Оказывается, нужен — как грамотный, чуткий руководитель, ведь вся организация в клубе — самодеятельность. Ребята не знакомы с существующим положением о городском туристском клубе, с постановлением ВЦСПС, Российского республиканского совета по туризму и экскурсиям. И я — да простят мне эту вынужденную нескромность — вместо сотрудников вологодского совета знакомила их с новыми документами, которые захватила с собой в командировку, рассказывала о московских туристах.

А постановление, несмотря на «кадровую проблему в масштабах Вологодской области», не оставило туристов равнодушными: в ведомственных клубах читали его заинтересованно, в городском — с грустью, материальная база слабовата. И все-таки у вологодских туристов есть возможность организовать платные услуги населению. Открою тайну: группа энтузиастов с помощью туристов оборудует старинной мебелью одну из комнат клуба, рядом — картины вологодских художников, наших современников. В гостиной, так она называется, планируют проводить музыкальные вечера, читать лекции по истории вологодской земли.

Вот так заканчивалась моя командировка, в которой были и тайны, и огорчения, и надежда на «смену кабинета». Пыталась объяснить ребятам, что дело не только в Смелове, что вместе с ним работает большой коллектив, который устраивает «деятельность» совета по развитию самодеятельного туризма. Согласились… и безнадежно махнули рукой: жили столько лет и еще столько же проживем… Да, проживут.

И в Вологде по-прежнему на повестке дня будет стоять кадровый вопрос, мешающий воплощению в жизнь постановления Секретариата ВЦСПС. Потому что никто из туристов не пойдет работать ни в совет, ни в городской клуб. Потому что устали от непонимания и безразличия. Безразличия, безуспешно прикрываемого статистикой о проведенных городских и областных соревнованиях. И такое положение будет в Вологде до тех пор, пока отношение совета к самодеятельному туризму носит формальный характер, пока на заседаниях областного совета, кроме сметы на соревнования и годовых отчетов, не станут рассматриваться иные вопросы самодеятельного туризма. Пока, наконец, комплексные планы по развитию самодеятельного туризма, в которых через строку пестрят глаголы «оказать», «содействовать», «развивать», не превратятся в конкретные дела.

Л. МАТРУСЕНКО

Вологда

Журнал «Турист» № 2 1988

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Кавказская перевальная

Начать строительство Кавказской перевальной железной дороги.
(Из «Основных направлений экономического и социального развития СССР на 1986—1990 годы и на период до 2000 года»)

Идея строительства Кавказской перевальной железной дороги возникла еще в середине прошлого века, когда оборонявшие Севастополь войска ждали подкреплений, а из-за слабого развития коммуникаций быстро доставить их, например, с Кавказа оказалось невозможно. Вскоре после Крымской войны отставной капитан Г. Любанский предложил построить магистраль, грандиозную не только по масштабам тех, но и наших дней: Варшава — Ровно — Киев — Харьков — Ростов — Ставрополь — Кизляр — Баку — Шемаха — Тифлис. Часть такой магистрали, отмечал Любанский, может предшествовать железной дороге, «которой бы инженерное искусство решилось прорезать Главный хребет снеговых Кавказских гор по направлению от города Тифлис, — но об этом решит будущее».

К идее прокладки прямого стального пути через Кавказские горы правительство отнеслось достаточно благосклонно. Было заманчиво сразу же получить кратчайший выход с черноморско-прикаспийской железнодорожной линии в центральные районы страны. Но казна была пуста, и строительство новой магистрали пришлось отложить до лучших времен.

Идея эта, тем не менее, продолжала будоражить умы. В конце прошлого века был составлен первый проект строительства, затем на протяжении короткого периода времени еще девять. По всем проектам проводили изыскательские работы, делали расчеты.

Через Архотский перевал предлагал проложить трассу и Ф. Д. Рыдзевский, инженер, по проекту которого был построен Сурамский тоннель, долгое время бывший самым протяженным в стране. Кстати сказать, проект железной дороги через Кавказский хребет, разработанный Рыдзевским, оказался наиболее близок к тому, что принят к осуществлению ныне.

Но правительство не решилось взяться за воплощение этого замысла, по тем временам не имеющего аналогов в мировой практике. Причина — нехватка средств.

В советское время вопрос строительства Кавказской перевальной обрел вторую жизнь. В тридцатых годах на предполагаемой трассе проводились исследовательские работы, но решение насущных проблем развития в годы первых пятилеток, война, а затем послевоенное восстановление народного хозяйства не позволили вплотную подойти к разработке и осуществлению проекта КПЖД.

Вернуться к нему удалось лишь в шестидесятые годы, когда стало ясно, что в скором времени грузо- и пассажиропоток из России в Закавказье и обратно превысит пропускные возможности существующих линий.

Расчеты показали, что усиление существующих линий (как альтернатива строительству КПЖД), сопряженное со значительными трудностями, смогло бы лишь временно снять остроту проблемы, В самом деле: однопутная дорога, ведущая в Грузию по побережью Черного моря, из-за ограниченной пропускной способности уже сейчас с трудом справляется с одними лишь пассажирскими перевозками, которые с развитием туристской зоны постоянно увеличиваются. Следовательно, усиление этой линии, к которому необходимо подходить достаточно осторожно, поскольку оно может нанести непоправимый вред природе прибрежной полосы, позволит удовлетворить потребности в пассажирских перевозках, но мало скажется на грузовых, которые также возрастают с каждым годом.

А ведь уже сейчас все грузы из России в Закавказье и обратно идут через Азербайджан — фактически вкруговую. По сравнению с КПЖД это почти тысяча лишних километров пути. КПЖД пройдет через малоосвоенные районы Грузии (114 км), Северной Осетии и Чечено-Ингушетии и, естественно, даст толчок их развитию. Вдоль магистрали вырастут новые поселки, которые в будущем станут современными городами с развитой промышленностью.

Следует отметить, что само строительство КПЖД будет осуществляться в основном с привлечением местных материалов: на трассе во время поисковых работ были обнаружены значительные запасы песчаника, известняка, глины, облицовочного камня и т. д. Новая линия станет одним из участков спрямленной трассы Москва — Мичуринск — Морозовская — Минеральные Воды — Тбилиси — Акстафа — Ереван, которая позволит перераспределить грузовые и пассажирские потоки на ряде дорог и улучшить железнодорожные перевозки из центральных районов страны в южные. И еще существенная деталь: благодаря КПЖД появится возможность для создания обширной туристской и курортной зоны. Места вдоль новой линии великолепные. Тут появятся новые санатории, дома отдыха, туристские и альпинистские базы — будет где развернуться и профсоюзным, и спортивным организациям, и «Интуристу». Ныне эту красоту видят немногие…

Наиболее перспективными признаны три возможных направления КПЖД: Архотское, Горийское и Квенамское. Экспертная комиссия Госплана СССР и Главгосэкспертиза Госстроя СССР одобрили выбор проектировщиков, возглавляемых главным инженером проекта Н. В. Сванишвили. (Кстати сказать, Николай Васильевич Сванишвили, автор проектов ряда уникальных в инженерном отношении сооружений, свой первый проект перевальной железной дороги сделал еще в 1934 году, будучи студентом. С той поры неоднократно возвращался к этой идее. И, наконец, мечта сбывается!)

Уже выполнены значительные исследовательские работы в районах, где пройдет КПЖД. Чтобы ускорить строительство магистрали, изыскания, проектирование и подготовительные строительные работы выполняются не последовательно, а параллельно. Так, подготовка стройплощадок у порталов главного тоннеля магистрали, Архотского, началась до окончания сложных топогеодезических и научно-исследовательских работ на трассе.

Разработан комплексный график подготовки и организации строительства, послуживший основой для взаимоотношений на начальных этапах работ генподрядчика — института Кавгилротранс с субподрядными организациями различного профиля. Субподрядчиков более 20. Это академические, проектные, научно-исследовательские институты Тбилиси, Москвы, Ленинграда, других городов страны.

Читатели «Туриста» хорошо представляют себе, что такое Большой Кавказ. И все же вот краткая справка: горная система Большого Кавказа протянулась от Таманского полуострова к Апшеронскому, от Черного моря до Каспийского; длина ее около 1 500 километров, ширина — до 180 километров, высота — до 5 642 метров (Эльбрус). А теперь несколько данных, касающихся непосредственно будущей дороги: на 38 участках общей протяженностью 27 километров возможны снежные лавины, причем на одном из них объем схода может превысить 10 тысяч кубометров. Представляете себе такой снежный ком. В общей же сложности «мощность» лавин превышает здесь 210 тысяч кубометров снега. Но это еще не все: часты на будущей трассе камнепады, селевые потоки. От всего этого КПЖД надо надежно защитить.

Осуществление проекта строительства КПЖД только начинается, но уже сейчас совершенно очевидно, что новая магистраль станет в ряд с уникальнейшими инженерными сооружениями двадцатого века. Несмотря на относительно небольшую длину линии — 178 километров, объем и плотность работ здесь будут столь значительны, что окончательный ввод КПЖД в эксплуатацию ожидается не раньше 2000 года — через пятнадцать лет после начала строительства. Вот лишь короткое перечисление того, что придется сделать строителям: построить многокилометровые противообвальные и противолавинные галереи, 72 железнодорожных моста и виадука, 26 авто- и железнодорожных путепроводов, свыше 11 тысяч метров подпорных стен и т. д. Всего же на искусственных сооружениях пройдет более трети трассы. Кроме того, будут проложены линии электропередач, построены подстанции, бетонные и щебеночные заводы, склады, гаражи, карьеры — всего 31 объект производственного назначения.

Подумали проектировщики и о том, где и как будут жить строители магистрали, запроектировав сооружение поселков — в Сагурамо и неподалеку от Барисахо с административно-культурным центром в поселке Корша. Причем возле Барисахо предусматривается создание двух поселений, которые в будущем благодаря своему удачному расположению могут превратиться в туристские центры. Тем более что параллельно строительству магистрали здесь планируется построить и несколько канатных дорог.

Особо следует остановиться на тоннелях, строительство которых фактически лимитирует время ввода КПЖД в эксплуатацию. Наибольший из тоннелей — Архотский. Его проходка начнется одновременно с двух сторон бригадами «Тбилтоннельстроя» и «БАМ-тоннельстроя», которые будут идти навстречу друг другу. После окончания строительства Архотский тоннель станет самым протяженным железнодорожным тоннелем в Европе.

Сердце КПЖД — ее главный перевальный тоннель, который пройдет в районе Барисахо, сейчас небольшого поселка, в будущем — города. Первый камень в основание строительной площадки у его южного портала был заложен в апреле 1985 года. Затем на протяжении полутора лет вели подготовительные работы. Уже готов проект первой очереди. В ближайшее время начнется проходка тоннеля. Темп на сооружении КПЖД взят хороший.

В. ПЕТРОВ, сотрудник газеты «Железнодорожник Закавказья»
Г. КАРТСЕЛИ, краевед

г. Тбилиси

Журнал «Турист» № 2 1988

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Путешествуйте

Д. С. ЛИХАЧЕВ, академик, Герой Социалистического Труда

Одна из самых больших ценностей жизни — поездки по своей стране и по чужим странам. При этом остерегайтесь делить поездки на интересные и неинтересные, а места, которые посетили, на значительные и незначительные. Даже степени значительности посещенных вами мест старайтесь не устанавливать. Делите поездки на те, к которым вы подготовились, и те, к которым не подготовились или подготовились плохо. Любой город, любая страна, любое место, к поездке в которые вы не подготовились, — неинтересны и скучны. И наоборот, если вы знаете историю места, оно становится в десять раз интереснее.

Что значит подготовиться к поездке в незнакомый город — город, в котором вы еще не бывали? Это значит — изучить его историю, знать его планировку, хотя бы по туристским схемам, отметить на карте заранее все места, которые нужно посетить, и примерные маршруты, чтобы не терять времени.

Не упускайте случая находить интересное даже там, где вам кажется неинтересно. На земле нет неинтересных мест: есть только не интересующиеся люди, люди, не умеющие находить интересное, внутренне скучные.

Мне всегда неприятны люди, которые, посещая новые для них места, со скучающим видом говорят своим спутникам: «А вот я был в Париже» так там…» Надо уметь погружаться в атмосферу того места, куда вас забросила судьба, и всюду уметь находить свое, собственное, характерное. Умение это, конечно, дается не одним абстрактным желанием, но и знаниями. И особенно важны знания, приобретенные еще до поездки.

Всегда интересны впечатления художников. Читайте записки и воспоминания художников об их поездках. Не знаю почему, но все художники удивительно хорошо пишут. Чудесные писатели — Коровин, Бенуа, Добужинский, Грабарь».

Как они умели смотреть и видеть, а затем запечатлевать увиденное не только в живописи, но и в своих записках!

М. В. Добужинский пишет в своих воспоминаниях, какое огромное впечатление на него в молодости произвели Мюнхен, Венеция и Париж, впервые им посещенные. В Россию ему пришлось вернуться внезапно (за границей неожиданно умер маленький сын Добужинских, которого они решили похоронить в родном Вильнюсе). И вот после Мюнхена, Парижа и Венеции он оказывается среди маленьких литовских кладбищ, И вот что он пишет: «Мы с женой часто ездили в коляске по шоссе или через лес в сторону Немана или вдоль полей, и я видел снова печальный и милый литовский пейзаж: песчаные поля и, как зеленые оазисы, среди них романтические кладбища со щетиной высоких крестов и сосен, и серое осеннее небо, с медленно летящей одинокой вороной.

Эти кладбища, разные литовские кресты, леса на горизонте и бедное местечко Олиту, где стоял красный старый деревянный костел, я знал и любил еще до Мюнхена, но теперь — после всего, что я видел за границей, этот уголок показался мне своеобразным чрезвычайно.

Мы побывали в Вильно — и снова мой любимый город меня очаровал. И в будущем Вильно с его восхитительным изящным барокко — после каждого моего путешествия за границу, когда проездом в Петербург я туда заезжал, — всегда выдерживал экзамен в сравнении».

Вот это настоящий результат по-настоящему интеллигентного человека от его поездок и путешествий.

Повторю то, что я уже писал раньше: для внутренне богатого человека — весь окружающий мир неисчерпаемо богат.

И второе: поездки воспитывают оседлость, оседлость нравственную, любовь к родному.

Когда доведется бывать в новом городе, смотреть знаменитые произведения искусства или знаменитые пейзажи, не поддавайтесь тому, что о них слышали, читали, о чем вам «прожужжали уши». Многое из того, что вы прочитали, поможет понять красоту и ценность увиденного, но может отчасти и помешать собственному, индивидуально вашему впечатлению. Цените свое, но цените искренне и не старайтесь противоречить общему мнению во что бы то ни стало (такое тоже встречается часто у обостренно самолюбивых людей).

Приведу пример из собственных впечатлений (хотите — примите эти впечатления, хотите — нет). Я старый петербуржец-ленинградец. Я родился в Петербурге, и там же родились мои родители, прародители. С XVHI века предки мои жили в Петербурге.

Мне с детства постоянно внушали, как красива Нева. Как торжествен центр Невы, как торжествен на Неве ход ладожского льда, какую пышность придает городу игла Петропавловской крепости, как красив традиционный полуденный, ровно в 12 часов, выстрел из пушки Петропавловской крепости.

Что центр Невы в самом ее широком месте красив — спору нет. Но почему-то этот центр навевает на меня тоску. Это одно из самых печальных и тоскливых мест, которые я видел в своем городе, особенно когда от Зимней канавки смотришь на Петропавловскую крепость. Сердце сжимается тоской». Может быть, я с детства слышал об узниках крепости и особенное впечатление на меня произвела в детстве ужасная легенда о княжне Таракановой, затопленной в своей камере ворвавшимся наводнением? Не знаю. И красивейший в мире весенний ледоход так ассоциируется во мне с темой бренности всего существующего.

А как хороши в Ленинграде более интимные места — особенно каналы! Что может быть красивее удивительных уголков, открывающихся, когда гуляешь по Мойке (например, у последней квартиры Пушкина), по каналу Грибоедова (особенно у мостика с грифонами), по Крюкову каналу (вспомните о колокольне, построенной Чевакинским у «Николы Морского»), по Фонтанке. Одно из красивейших мест в Ленинграде — Новая Голландия и особенно ворота в ней Деламота (хочется сказать «врата»), впускающие в себя канал, по которому подвозили товары на склады.

Я особенно люблю канал Грибоедова, где в строгой планировке улиц он делает извив, напоминающий латинскую букву «S»: посмотришь вперед — канал с чудесным мостом через него. Посмотришь назад — опять тот же канал. Канал вносит оживление и беспорядок в казенный порядок улиц, и не случайно Достоевский сделал эти улицы местом действия своего романа «Преступление и наказание». Рассуждения Раскольникова мнимо упорядочивают жизнь, а она на самом деле течет по своим законам. Вода в канале течет, как течет жизнь. Канал, или «канава», как ее называет Достоевский, «размыл» строгую и жестоко казенную планировку улиц. Пройдите из конца в конец канал Грибоедова, Мойку, канал Круштейна. А в Москве пройдите весь старый Арбат.

Город наводит на размышления. На размышления наводит Орел — » той же части, где происходило действие «Дворянского гнезда» Тургенева, или река Орлик, на которой жил главный персонаж прекрасного произведения Н. С. Лескова — «Несмертельный Голован». А замечательнейшие бульвары по берегам волжских городов — Ульяновска, Ярославля, Костромы, Горького да и многих других. Разве не заставляют они нас думать вместе с Островским, Горьким, Гончаровым?

Путешествия многое нам открывают, о многом заставляют думать, мечтать.

Журнал «Турист» № 2 1988

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

От края и до края

Гостей станет больше

Мингечаурская турбаза «Гюнешли», расположенная на склонах солнечного Боздага, на берегу рукотворного «азербайджанского моря» до недавнего времени принимала в год до шестнадцати тысяч человек со всех уголков страны, но могла удовлетворить путевками далеко не всех желающих. Ведь она работала только в теплое время года, которое, правда, в этом благодатном краю длится восемь-девять месяцев. И тем не менее сезонность доставляла много неудобств как туристам четырех всесоюзных и многочисленных местных маршрутов, проходящих через базу, так и обслуживающему персоналу, который в такой обстановке не мог стабилизировать свой состав.

Будем работать круглогодично, — решил коллектив турбазы. В самом деле, великолепный климат, обилие солнечных дней позволяют прекрасно отдохнуть здесь и в зимние месяцы. Была проведена большая подготовительная работа, которая дала хороший результат. Радует туристский сервис — это со вкусом обставленная столовая на 240 мест, клуб, кафе-чайная, библиотека, прокатный пункт… На турбазе чисто, опрятно. Скучать гостям здесь некогда.

X. ДАЕВ

Ступени роста

Туристско-экскурсионные организации в Молдавии стали создаваться в 1960 году. Тогда 900 жителей республики отправились в путешествие по туристским путевкам, а в самой Молдавии отдохнуло по ним… 136 человек!

Двадцать семь лет не очень большой срок. В 1987 году по путевкам десяти бюро путешествий и экскурсий, расположенных в Кишиневе, Дубоссарах, Тирасполе, Бельцах, Бен-дерах, Рыбнице, Сергеевке, Кагуле, Сороках, Оргееве отправились в путешествие по 350 маршрутам свыше ста тридцати тысяч туристов. По Молдавии проложено пятнадцать всесоюзных и сорок два местных маршрута. Разработано более двухсот экскурсий.

Большую помощь самодеятельным туристам оказывают 17 клубов и 10 пунктов проката. Ежегодно самодеятельные туристы Молдавии, а их число уже приближается к тридцати тысячам, отправляются в категорийные походы по стране — по Кавказу, рекам Карелии и Украины, Памиру и Алтаю… Принимают участие в соревнованиях по технике горного, водного, пешеходного туризма.

В любую погоду

В латвийском городе Мадона и его окрестностях все знают, что вторник — особый день недели. Именно по вторникам в любую погоду, в любое время года собираются здесь в условленном месте люди после работы, для которых бег с картой и компасом не заменит ни один другой вид досуга. Среди них много туристов, желающих поддержать хорошую спортивную форму.

Возглавляет это «движение» выпускник Латвийского государственного института физкультуры Петерис Блумберг, кандидат в мастера спорта по ориентированию. Несколько лет назад ему пришла в голову счастливая мысль регулярно проводить в Мадоне соревнования. Единомышленники нашлись быстро. Если в апреле 1984 года на первое состязание собралось немногим больше пятидесяти человек, то сейчас «Анварис» (так называются теперь эти регулярные соревнования) собирает ежегодно тысячи людей из разных уголков республики. В каждом из 26 туров выступают сотни людей.

Соревнования проходят по всесоюзной классификации в девяти группах для мужчин и женщин. Участвуют семейные команды, коллективы школьников, люди преклонного возраста.

Разгадка проста

Минскому международному туристскому центру «Юность» не так уж много лет, а он уже шесть раз оказывается победителем соцсоревнования в системе БММТ «Спутник» ЦК ВЛКСМ. В чем секрет успеха, завидной стабильности результатов молодого коллектива в борьбе с серьезными соперниками, такими как широко известные международные туристские центры «Верховина» (Закарпатье), «Горные вершины» (Домбай)…

Отнюдь не экзотикой берет «Юность». Здесь нет ни теплого моря, ни высоких гор, ни дремучих лесов. Разгадка проста — организация хорошего, насыщенного интересными занятиями отдыха.

В центре занято более трехсот человек. От них в первую очередь и зависит, с каким настроением уедут домой гости. Можно назвать десятки имен работников разных специальностей, которые своим трудом создают добрую славу «Юности». Среди них — повар Л. Пехурова, бригадир горничных 3. Багрова, водитель автобуса В. Хрол, экскурсовод Л. Турина и многие другие.

Здесь стараются работать так, чтобы ни один день для отдыхающих не был похож на предыдущий. Об этом заботится штат организаторов туристской, экскурсионной, спортивной и культурной работы.

В почете у туристов, например, летом — пешие, а зимой — лыжные походы в Заславль, Вязынку… По многочисленным просьбам отдыхающих решено в ближайшее время открыть маршрут вокруг Минского моря, на берегу которого располагается МТЦ «Юность».

Здесь с концертными программами выступают фольклорные, хоровые, танцевальные коллективы, известные белорусские композиторы, сольные исполнители, поэты…

Не «зажата» и собственная инициатива отдыхающих — часто проводятся традиционные конкурсы: «Веселью — зеленую улицу», «Рыцарский турнир», «А ну-ка, девушки!»…

Проект завершен

С каждым годом желающих путешествовать по Армении становится все больше и это обстоятельство настоятельно требует создания здесь современной индустрии туризма. В республике подходят к сложному вопросу масштабно, с большим размахом.

Совсем недавно, например, завершен проект развития Ереванской турзоны. Основными ее центрами, кроме столицы республики, выбраны Цахнадзор, Аштарак с Воскевазом и Апаран. В процессе разработки маршрутов учитывались различные категории туристов (организованные и неорганизованные, пребывающие на целый отпуск и на несколько дней, интуристы, юные туристы, молодежные группы…). По продолжительности маршруты самые разные — от пяти до двадцати четырех, от двух до четырех дней.

Они будут пешие, лыжные и горнолыжные, велосипедные, конные… Предусмотрены туры по интересам: студенческие, школьные, для родителей с детьми на время летних и зимних каникул, для новобрачных, специалистов различных отраслей народного хозяйства, на национальные праздники и т. д.

Ереванский туристский центр разместится на участке в двенадцать гектаров. Это будет высококлассный комплекс предприятий обслуживания на 2 800 мест, обеспечивающий любые запросы путешественников. К их услугам — комфортабельные гостиницы, мотели, киноконцертные залы, рестораны, бары, универсальный спортзал с плавательным бассейном, многочисленные сооружения для отдыха и спорта, сувенирные салоны, лавки-мастерские… Словом, всего и не перечислишь.

В проекте Ереванской турзоны предусмотрено и многое другое: отлаженная система дорожного хозяйства и рекламы — указатели, схемы, табло, навесы, скамьи, оборудованные места для пикников, питьевые фонтанчики, видовые площадки в красивейших местах и т. д.

Строители уже приступили к осуществлению проекта. Но это только начало: полным ходом идет разработка проектов комплексного развития еще шести туристских зон Армении: Ленинаканской, Кироваканской, Дилижанской, Севанской, Ехёгнадзорской и Зангезурской.

Работы выполняет Центральный научно-исследовательский и проектный институт типового и экспериментального проектирования зданий торговли, общественного питания, бытового обслуживания и туристских комплексов при авторском участии институтов «Армгоспроект», «Ереванпроект» и Управления по охране и использованию памятников истории и культуры при Совете Министров Армянской ССР.

П. АЛЕНКИН

Уникальная коллекция

На эстонском острове Сааремаа, пожалуй, все от мала до велика знают краеведа Юхана Саара. Всю свою жизнь он путешествует по острову и собирает старинные предметы быта, музыкальные инструменты и книги. Цель такую перед собой поставил: сохранить все это для людей, которым интересна история родного края. Недавно колхоз «Каарма», в котором он долгие годы работал, построил Саару дом с пристройкой, чтобы было где поместить собранное им за долгие годы. Увидели люди и ахнули — коллекция-то уникальная!

Идут в гости к Юхану Саару не только островитяне: едут историки, писатели, журналисты, музыканты. В его коллекции каждый находит для себя что-то интересное. Дом Саара открыт для всех.

Есть у неутомимого краеведа еще одна страсть — садоводство. Более двадцати семи лет он любовно выращивает дендросад — 160 различных видов деревьев и кустарников насчитывается здесь сейчас. В сад Саара непременно приезжают туристы. Стал он одной из многочисленных диковин острова. Но самое сильное увлечение Саара — книги. Первую купил восьмилетним мальчишкой на Куресааресской ярмарке почти шесть десятилетий назад. А сейчас их — без малого восемнадцать тысяч томов. Кроме того, собрано множество журналов и газет. Еще одну часть бесценного собрания сааремааского краеведа составляют четыре тысячи этнографических предметов, в том числе 200 музыкальных инструментов…

Всем этим — и книгами, и музыкальными инструментами, и бережно выращенным садом, щедро делится Юхан Саар с людьми. Таков этот человек, ветеран Великой Отечественной войны, ветеран труда, бесконечно влюбленный в свою землю, в ее историю и настоящее.

Второе рождение

В 1965 году — своем первом году работы — турбаза «Одесса» представляла собой небольшой палаточный городок с несколькими деревянными домиками без удобств. Унылую картину довершал пустырь, окружающий базу — ни деревца, ни кустика…

Шло время. Постепенно благоустраивалась территория, появились аллеи вечнозеленой туи, других южных растений. Появились и домики с удобствами, комфортабельный корпус на 480 мест, киноконцертный зал и клуб. Теперь стало возможным обслуживать летом одновременно до 1100 человек на шести постоянных туристских маршрутах.

Сейчас бывшая турбаза, а ныне туркомплекс «Одесса» поистине переживает свое второе рождение. В мае строители обещают сдать в эксплуатацию 21-этажную высотную часть — вторую очередь туркомплекса. В здании расположатся административные и технические службы, но большая его часть — это отлично спланированные гостиничные номера на одного, двух и трех отдыхающих. На крыше «высотки» откроется кафе-мороженое. Сидя за столиком, можно будет любоваться панорамой города и морскими далями. Три скоростных лифта быстро доставят туристов на нужный этаж, исключат «толкучку» в холле гостиницы. А один из них будет как бы передвижной смотровой площадкой. Поднимаясь вверх в «прозрачной бадье», отдыхающие через стеклянную стену здания смогут видеть парк и пляжи знаменитой Аркадии.

Полностью ввести в действие комплекс намечено к 1990 году. К этому времени здесь появятся и бассейн с подогретой морской водой, и теннисные корты, и сауна и многое другое, что входит в понятие «туристский сервис».

Заботы «новобранца»

Экскурсионное бюро поселка Павлограда, что на Омской земле, молодое: работает лишь с января 1986 года. И хотя некоторые успехи достигнуты, хотелось бы рассказать о трудностях, с которыми столкнулся наш коллектив с первых же дней.

Рабочий поселок Павлоградка — центр района, расположенного в доброй сотне километров от Омска. Вокруг — поля необозримые, а в поселке — маслобойка да мастерские по ремонту техники. Вот и все наши достопримечательности. А первый же план нашей работы предписывал нам обслужить ни много ни мало — десять тысяч экскурсантов. Почти половину населения района!

Ну, скажите, кто из сельчан не видал подобных достопримечательностей? А жителей городов, где многие знакомы со сложнейшими производствами, нам и подавно не заинтересовать. Сообщаем наши соображения областному совету по туризму и экскурсиям, а нам в ответ — такова, мол, установка Российского республиканского совета, так
что выполняйте. И мы выполнили… едва ли треть задания.

Немного спустя узнали, что печальный итог первого года нашей работы возымел действие: план по экскурсантам сократили нам до семи тысяч. Только за счет школьников и удалось кое-как «вытянуть» достойный результат. Но школьников-то в районе всего четыре тысячи, то есть вполовину меньше, чем плановый показатель. Это значит, каждый учащийся должен, по крайней мере, дважды побывать на маслобойке… Беда, прямо беда с этим шаблоном: раз по всей стране так, значит, и в Павлоградке вынь да положь плановые тысячи. А разве можно стричь под одну гребенку рабочий поселок и признанные исторические и культурные центры, с которыми, видимо, пытаются нас уравнять?

Тот же шаблонный подход ощущаем мы и в планировании наших «внешних» связей… Известно, что сельский труженик редко бывает активным путешественником. Это связано и с сезонностью его работы, и с наличием у него приусадебного хозяйства. Так что иной раз и группу из тридцати человек нам бывает нелегко набрать. Больше того, все пять бюро путешествий и экскурсий нашей области не могут объединенными силами набрать такой группы. А принимающие бюро, особенно южные, стоят на своем: тридцать человек или — штраф за недозаезд. Особенно усердствовало Сунженское бюро в Чечено-Ингушетии. Пришлось нам вовсе не посылать туда группы. А недавно многие бюро перешли на прием групп в 40 человек. Тут мы и вовсе приуныли — да вдруг узнали об опыте орджоникидзевцев: местное бюро, оказывается, принимает из разных бюро группы по двадцать человек в каждой и на месте объединяет людей. Почему бы и другим принимающим бюро не поступать таким же образом?

Хотелось бы пожаловаться и на наших московских и ленинградских коллег. За два года так и не смогли мы послать к ним ни одной школьной группы. Если Москва хоть взрослых принимает в зимний период, то ленинградцы не делают и этого. Один лишь турпоезд дает нашим туристам возможность познакомиться с городом Ленина, да и то очень коротко: стоянка поезда в Ленинграде — всего два дня…

Знаем: немало новых бюро путешествий и экскурсий возникает в стране каждый год, и каждый «новобранец» сталкивается с аналогичными трудностями. А не лучше ли было бы застраховать новые коллективы от возможных неудач? Перестройка в туристской отрасли, надеемся, поможет решить эти и другие вопросы.

В. ЛИПИН, директор Павлоградского бюро путешествий и экскурсий, заслуженный работник

культуры РСФСР

пос. Павлоградка, Омская область

Журнал «Турист» № 2 1988

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Итоги соревнований по авиамоделизму среди юношей

Подведены итоги проведения регионального этапа Всероссийских соревнований по авиамоделизму среди юношей.

В рамках празднования 50-летия полета Юрия Гагарина в космос региональное министерство образования и науки совместно с Федерацией авиаракетомодельного спорта Мурманской области, детско-юношеским центром Кольского района провели 9 апреля региональный этап Всероссийских соревнований по авиамоделизму среди юношей.

В соревнованиях приняли участие обучающиеся учреждений дополнительного образования детей Кольского и Ловозерского районов, г.Полярные Зори.

– Мечта о полете занимала людей на протяжении многих веков. Сейчас мы живем в эпоху, когда человечество шагнуло в этом направлении настолько далеко вперед, что активно осваивает ближайшее околоземное космическое пространство. Уже прошло 50 лет с того дня, когда первый человек смог преодолеть земное притяжение, – отметил губернатор Дмитрий Дмитриенко. – И небо, и космос в свое время осваивали такие же энтузиасты, как эти мальчишки. И я не сомневаюсь, что среди участников соревнований есть и будущие знаменитые авиаконструкторы, и инженеры, а может быть кому-то посчастливиться стать и космонавтом. Ведь поднявшись однажды в небо, это чувство свободы не покидает уже никогда.

Победителями регионального этапа стали:

В классе радиоуправляемых моделей

1 место – Иван Жуков, обучающийся центра детского творчества с.Ловозеро;
2 место – Влад Зарицкий, обучающийся детско-юношеского центра Кольского района;
3 место – Дмитрий Дмитриев, обучающийся Дома детского творчества г. Полярные Зори.

В классе кордовых моделей

1 место – Иван Жуков, обучающийся центра детского творчества с.Ловозеро;
2 место – Влад Зарицкий, обучающийся детско-юношеского центра Кольского района.
Победители награждены грамотами министерства образования и науки Мурманской области, медалями и ценными призами.

Информация министерства образования и науки Мурманской области

Культурные мероприятия в Мурманской области на 12 апреля, вторник

11.00 — книжная выставка «Космонавтика: 50 лет + будущее» (г. Мурманск, ул.Шевченко, 26, областная специальная библиотека для слепых). На выставке представлены книги из фонда библиотеки, которые напечатаны крупным шрифтом, изготовлены в рельефно-точечной технике, а также «говорящие» книги

11.00 — «Все выше и выше, и выше» — слайд-шоу ко Дню космонавтики. Мероприятие учащихся школы № 7 (г. Оленегорск, ул. Парковая, 15, отделение дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов).

15.00 — литературный вечер «Под созвездием Гагарина…», посвященный 50-летию полета Юрия Гагарина в космос (г. Мурманск, ул. С.Перовской, 21а, областная универсальная научная библиотека).

В программе вечера встреча с членами астрономического общества «Орион». На вопросы о космосе, звездах и планетах ответит председатель общества Виктор Трошенков. Презентацию «Юрий Гагарин и Кольский Север» представят участникам встречи специалисты отдела краеведческой и саамской литературы Мурманской областной универсальной научной библиотеки.Свои знания в области освоения космического пространства может проверить каждый, кто станет участником викторины «Меж звезд и галактик»

18.00 — вечер, посвященный 50-летию полета в космос Юрия Гагарина, с участием представителей Ассоциации исследователей Арктики, студентов МГПУ, ветеранов войны, людей, лично встречавшихся с Ю. Гагариным (г. Мурманск, атомоход «Ленин»).

Информация предоставлена пресс-службой Правительства Мурманской области

Новости на промышленном портале Мурманской области

Мероприятия в Мурманской области на 9 и 10 апреля

08.00 – старт военно-патриотического похода молодёжи, воинов армии и флота, посвящённый подвигу героев-пограничников М. Бабикова и И. Халатина (Кольский р-н, 131-й км автодороги – Кола-Лотта, база партизан на о.Партизанский).

12.00 – открытие игр XI Кубка Губернатора по интеллектуальным играм «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг», «Своя игра» (г.Мурманск, Дворец культуры им. С.М. Кирова).

15.00 – благотворительный концерт «Ищу Человека» в поддержку бездомных животных города Мурманска (г. Мурманск, Центр детского творчества «Лапландия»).

16.00 — вечер-встреча с Мариной Попович, посвящённый 50-летию полёта Юрия Гагаринав в космос (ул.С.Перовской, 3, областная филармониия).

Марина Попович — военный летчик-испытатель 1-го класса, заслуженный мастер спорта СССР, единственный в мире лётчик, установивший 101 мировой рекорд на самолетах различных типов. Полковник-инженер ВВС РФ, доктор технических наук, действительный член пяти академий наук, Герой Социалистического Труда, обладатель пяти международных наград, в том числе серебряной медали им. С.П. Королева, член Союза писателей России, автор нескольких киносценариев, книг и сборников стихов, вице-президент Международного центра Рерихов.

В вечере участвуют представители Астрономического общества Мурманска.

19.00 — 1/8 финала Мурманских областных молодежных игр КВН. (г.Апатиты, ДК им. Егорова). Участвуют команды КВН из городов Мурманск, Апатиты, Мончегорск, Полярные Зори, Кандалакша.

19.00 — молодежная вечеринка с конкурсной программой «Dj Battle vol.1» (г.Гаджиево, Дом Офицеров).

10 апреля, воскресенье

11.00 — встреча Ассоциации Юных Лидеров (г.Мурманск, Центр детского творчества «Лапландия»).

12.00 — открытый фестиваль экстремальных видов спорта «Ниттис-2011» (г.Мончегорск, гора Ниттис – 7).
В программе соревнований: чемпионат и первенство по скайраннингу, чемпионат по ски-альпинизму.

17.00 — открытый молодежный фестиваль авторской песни «Струнное Шоссе» в рамках фестиваля «ТРАССА» (г. Мончегорск, ул.Металлургов, 30, ГЦК).

18.00 — награждение победителей и закрытие игр XI Кубка Губернатора по интеллектуальным играм «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг», «Своя игра» (г.Мурманск, Дворец культуры им. С.М. Кирова).

Информация комитета по взаимодействию с общественными организациями и делам молодежи

Новости на промышленном портале Мурманской области

Стражи чимганских трасс

Живописны отроги Западного Тянь-Шаня в Чимгане. Покрытые зарослями арчи, грецкого ореха, тополя и фруктовых деревьев, зимой склоны гор превращаются в прекрасный горнолыжный стадион.

Здесь проложено 22 горнолыжных трассы длиной от 400 до 1 500 метров. Их общая протяженность составляет более 15 километров. К тому же тут мягкая и снежная зима. Все это привлекает любителей активного отдыха — поклонников горных лыж и горных походов. В Чимгане проводились даже международные соревнования по горнолыжному спорту.

У подножия Большого Чимгана на высоте 1 600 метров над уровнем моря выстроены три высотных корпуса туристской гостиницы. А рядом находится трехэтажный альпийского типа дом с надписью «КСС».

Вот уже более 15 лет работает Чимганская контрольно-спасательная служба Ташкентского областного совета по туризму и экскурсиям. Рабочий день начальника КСС, мастера спорта по туризму, разрядника по альпинизму и ориентированию, члена президиума Узбекской федерации туризма Евгения Александровича Рассказова начинается с изучения гидрометеобюллетеня, поступающего утром со снеголавинной станции. Обитатели трех высотных корпусов, приготовив горнолыжную амуницию, с волнением посматривают на большое табло над входом в здание КСС: загорится на нем предупреждение «Внимание, лавина» или нет. На этот раз опасности нет. Дежурный инструктор Юрий Шарапов распределяет спасателей по трассам, проверяет аптечку, готовность мотонарт «Буран». И отряд отправляется на проверку горнолыжных склонов. Необходимо выставить ограждения, предупредительные или запрещающие знаки.

В воскресные и праздничные дни в Чимганскую зону отдыха прибывает около десяти тысяч отдыхающих, и значительную часть профилактической работы здесь выполняют спасатели-общественники. Глядя на них, некоторые думают: «Хорошо устроились! Вне очереди поднимаются по канатной дороге, бесплатно ночуют в благоустроенном общежитии КСС, ездят на мотонартах». Однако не так-то просто попасть в число общественных членов КСС. Для этого необходимо выдержать двухгодичный испытательный срок, в течение которого будущий спасатель постоянно участвует в благоустройстве горнолыжных трасс, а затем получает специальную подготовку. И только после успешного учебного курса решением совета КСО кандидату в члены отряда предоставляется право дежурить в свободное от основной работы время на горнолыжных трассах.

Все спасатели — штатные и общественные, в том числе и кандидаты, ежегодно проходят предсезонную подготовку. Они должны владеть не только туристской или альпинистской техникой, но и горнолыжной, уметь транспортировать пострадавшего на санях-волокушах, работать на радиостанциях различных типов, знать приемы поиска в лавине и многое другое.

Большое значение придают работники КСС наглядной информации, б красочном оформлении выпущена, например, «Схема расположения объектов отдыха и спорта и зон снеголавинного обеспечения в урочище Чцмгаи», где указаны четкие границы зон отдыха для катающихся на пыжах, санях и лавиноопасные зоны, в спасфонде всегда наготове лавинные зонды, лопаты, ленты, маркировочные вешки и оборудование для оказания первой медицинской помощи.

В течение дня по громкоговорителям кроме музыкальных передач транслируются записи о правилах катания и поведения, о подборе горнолыжного инвентаря, технике выполнения простейших поворотов.

Г. УРАЛЬСКИЙ

Зимний календарь
ВСЕСОЮЗНЫЕ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ 1988 г.
3—11 ЯНВАРЯ
Всесоюзные соревнования «Серебряный эдельвейс». Чимбулак. Казахская ССР.
13—20 ЯНВАРЯ
Международные соревнования «Чимган — Бельдерсай», Узбекская ССР.
18 ФЕВРАЛЯ — 1 МАРТА
«Приз Карпат», п. Славско, Украинская ССР
3 — 13 МАРТА
Вторые Всесоюзные юношеские зимние игры, г, Саяногорск, Красноярский край.
14—22 МАРТА
«Праздник Севера», г. Кировск, Мурманская обл.
14—22 МАРТА
«Заполярная весна», г. Мончегорск, Мурманская обл.
28 МАРТА — 4 АПРЕЛЯ
Международные соревнования, п. Гудаури, Грузинская ССР.
6—12 АПРЕЛЯ
Финал Кубка СССР, г, Кировск, Мурманская обл.
20—27 АПРЕЛЯ
Соревнования на приз агитсудна «Корча гинец». Петропавловск-Камчатский.

Совместите свой отпуск с просмотром состязаний советских и зарубежных горнолыжников!

Журнал «Турист» № 1 1988

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области