«Как-нибудь…»

Колонка редактора

«Зимушка-зима», — ласково говорим мы, вспоминая, сколько радостей и утех приносит она лыжникам-путешественникам… Любуются ли они изделиями мороза-кудесника у речных наледей или творениями снегопада-ваятеля на лесной лыжне, дышат ли они ядреным стылым воздухом на равнинном просторе или летят по снежному косогору в низину — все это раз испытанное зовет в новый поход, пусть не в такой уж и сложный, пусть даже одного выходного дня…

А нередко о зиме вспоминается как о злодейке, виновнице помороженных ушей и пальцев, простуженных легких и голосов!

Но недаром говорится, что нет плохой погоды, а есть плохая одежда! И это можно отнести не только к экипировке опытного путника. Ведь он, вставая на лыжню, должен думать не только о ветрозащитной одежде, в которой было бы тепло, но не жарко, но и о снаряжении, которое может понадобиться в дороге, на привале, для ремонта лыж, палок, ботинок, бахил, рукавиц…

Вспоминается разговор со знакомыми старшеклассниками, которые под осень накануне нового учебного года решили отправиться в поход по Подмосковью.

Спросил: — А что возьмете с собой!
— Гитару и бутерброды…

— А палатку, спальные мешки, костровое хозяйство — ведь прохладно!..

— Ничего, — отвечают. — Как-нибудь…

«Как-нибудь» обернулось воспалением легких у двух и артритом у одного из участников «похода». Остальные отделались насморком.

Вспоминается этот горе-поход именно теперь в канун зимы… Как говорится, зима строго спросит за неподготовленность снаряжения. Ведь неумение быстро починить сломавшуюся лыжу (опытные туристы берут с собой специально изготовленный лыжный носок, который надевается и крепится на обломке) у одного участника останавливает движение всей группы при ветре, морозе, отсутствии топлива для костра. А это равносильно катастрофе…

И тут нельзя не сказать о насущной необходимости готовности участников похода к экстремальной ситуации — каждый должен знать, что надо делать во время непредвиденной остановки, ибо растерянность перед ситуацией, считай, уже поражение.

Так что опытный инструктор должен научить не только, как орудовать шилом или молотком при ремонте снаряжения, но и не теряться во время внезапно налетевшей метели.

Скольких бы обморожений можно было избежать, сколько бы жизней путешественников сохранить, если бы уже сейчас начинающие туристы учились и умели на самом сильном ветре разводить костер, предусмотрительно положив в карман каждого рюкзака «разжижку» — виток бересты или комок сухой бумаги, наконец.

Независимым от погоды туриста делает только умелость и отчетливое знание коварства зимнего холода.
Задайте себе вопросы: что вы будете делать, если один из туристов ушиб или растянул ногу (как его транспортировать!), что вы будете делать при легком обморожении лица и рук, где будете укрываться от снегопада и что делать при потере видимости и возможности ориентироваться! Что предпримете, чтобы ни один турист не отстал от группы, а если это случилось, то как его искать.

Если вы ответите на эти и многие другие вопросы, которые вам зададут в МКК, — вы готовы к зимнему лыжному походу. Вы понимаете, что безопасность во время любого похода превыше всего, но все-таки особенно во время зимнего.

Ученикам-скидка

Вместе со школьниками часто выезжаем на выходные дни для проведения учебно-тренировочных походов в районы Ставрополья. Какие льготы установлены для проезда организованных групп учащихся автотранспортом?

Г. Волкова, А. Гапонов и др.. Ставропольская краевая СЮТ г. Ставрополь

Это письмо редакция направила для ответа в Минавтотранс. Как сообщает заместитель начальника Главного пассажирского управления этого министерства А. Тихомиров, в РСФСР учащиеся всех общеобразовательных, специальных и других школ, а также школ-интернатов, ПТУ и других профессиональных учебных заведений независимо от их ведомственной подчиненности пользуются правом на льготный проезд в автобусах в пределах города или рабочего поселка, а проживающие в населенных пунктах, отдаленных от школ и училищ на расстояние свыше 2 км, — в автобусах пригородного сообщения между пунктами проживания и обучения, по месячному билету учащихся стоимостью 1 руб. 50 коп.

Школьники старше 10 лет имеют право на льготный (с оплатой 50 процентов стоимости) проезд в автобусах междугородных сообщений в период с 1 ноября по 31 мая, а в межреспубликанском сообщении с 1 октября по 15 мая включительно. Билеты приобретаются по предъявлению удостоверения, ученического билета (справки школы).

Журнал «Турист» № 10 1988

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Прикосновение к прекрасному

Осень была любимым временем года Александра Сергеевича Пушкина. Именно в это время (с октября по декабрь да еще с января по март) действует десятидневный всесоюзный маршрут № 14 «Пушкинский заповедник». В программе пешеходные и автобусные экскурсии в Михайловское, Тригорское, Петровское, Святогорский монастырь, к Савкиной горке. Размещение отдыхающих в корпусе турбазы «Пушкиногорская» в двухместных номерах. Маршрут семейный, путевка на двух человек стоит 140 рублей.
Пушкинский государственный заповедник находится почти в самом центре Псковской области. От областного центра до поселка Пушкинские Горы можно легко добраться на рейсовом автобусе (112 км). Здесь, в новом микрорайоне Пушкинских Гор, стоит турбаза, от которой и начинаются все маршруты к пушкинским святыням.

Первый из них — в Михайловское, центр Пушкинского заповедника. Это бывшее имение Ганнибалов-Пушкиных, пожалованное указом императрицы Елизаветы Петровны Абраму Петровичу Ганнибалу — «арапу Петра Великого». В Михайловском путешественники осматривают дом-музей А. С. Пушкина с мемориальными вещами, к которым когда-то прикасалась рука поэта, деревянный флигелек — домик Арины Родионовны, а также памятные места Михайловского парка — Липовую аллею («аллею Керн»), Остров уединения. Еловую аллею.

Следующая экскурсия — в Тригорское, бывшее имение соседей и друзей Пушкина Осиповых-Вульф. Здесь предстоит знакомство с музеем и осмотр Тригорского парка — замечательного образца русского садово-паркового искусства XVIII века. Особое внимание привлекают «скамья Онегина», «зеленый танцевальный зал», солнечные часы, «ель-шатер», «дуб уединенный».

За озером Кучане находится село Петровское. Здесь жил двоюродный дед поэта Петр Абрамович Ганнибал. Именно с него А. С. Пушкин во многом списал облик и нрав Троекурова в повести «Дубровский».

Очередной объект осмотра и поклонения — поселок Пушкинские (бывшие Святые) Горы и Святогорский монастырь, на территории которого находится могила поэта.

Можно совершить и самостоятельные прогулки на городище Воронич и к Савкиной горке, вдоль реки Сороть и озера Маленец, к лесным массивам, примыкающим к усадебным паркам, по проселочным и полевым дорогам.

Г. ИВАНОВ

Адрес для консультаций; 180000, Псков, Центр, Кремль, 6. Псковский областной совет по туризму и экскурсиям.

КАРПАТСКИЙ, № 50

Так называется всесоюзный маршрут, который проходит по трем областям Западной Украины: Львовской, Ивано-Франковской и Закарпатской. Он предусматривает пребывание (по 4 дня) во Львове, Яремче, Хусте, Мукачеве и Ужгороде. Переезды между городами на автобусе. Маршрут действует с мая по октябрь, на него принимаются и дети в возрасте от 12 лет в сопровождении родителей. Продолжительность путешествия — 20 дней. Стоимость путевки на одного человека — 142 руб. Для родителей с детьми (с гарантированным двухместным размещением по всем пунктам маршрута) имеются также путевки на двух человек стоимостью 301 руб. Путешествие имеет встречный вариант — маршрут № 363 «Карпатский, автобусный», действующий одновременно с основным и начинающийся из Ужгорода.

Львов — один из старейших городов Украины, во многих местах сохранил любопытнейшие объекты экскурсионного осмотра. Здесь перемежаются особняки эпохи Возрождения и готические соборы, костелы в стиле барокко и здания ампирные, сооружения модерна и конструктивизма. В городе обилие парков и скверов, в числе достопримечательностей Лычаковское кладбище — настоящий пантеон известных общественных деятелей и писателей Украины. Программа маршрута включает осмотр ряда музеев, Стрыйского парка — самого красивого в Западной Украине, пеший поход на Чертовы скалы. Проживают участники маршрута во Львове в гостинице «Турист».

Яремча — город-курорт. Мягкие зеленые холмы, чистый воздух, успокаивающий говор водопадов на реке Прут, живописные, украшенные художественной резьбой по дереву корпуса туристской базы «Гуцулыцина» — все здесь располагает к отдыху на природе. Вас ждут походы на гору Маковица и вдоль реки Женка, прогулки по местам, связанным с именем Олексы Довбуша — легендарного предводителя опришков, экскурсии по курорту и в музей партизанской славы.

Следующий пункт маршрута — Хуст. Отдыхающие проживают в комфортабельных номерах турбазы «Нарцисс», Для желающих кроме пеших походов и прогулок предлагаются также однодневные велопоходы и захватывающий сплав на понтонах по горной реке.

В Мукачево вас ожидает уютная гостиница «Латорицая. Путешественники знакомятся с городом, осматривают древний замок «Паланок», участвуют в автобусных поездках в Берегово и Виноградове, в походе на гору Жорнина.

Последний пункт путешествия — Ужгород. Расположенный на реке Уж, в окружении садов и виноградников, город привлекает и старым центром с Ужгородским замком, где сейчас находится краеведческий музей и картинная галерея, и новыми площадями и улицами, и зеленью парков и бульваров. Размещаются отдыхающие на турбазе «Свитанок»,

В. ГРАМОВ

Адрес для консультаций: 290000, г. Львов, ул. Чайковского, 6, Львовский областной совет по туризму и экскурсиям.

Журнал «Турист» № 10 1988

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

От Москвы до Новгорода

Всесоюзный маршрут № 118 «Москва — Калинин — Валдай — Новгород» проходит через Московскую, Калининскую и Новгородскую области. Это путешествие в историю нашего государства поможет вам заглянуть в многовековую старину, в день сегодняшний, увидеть прекрасную среднерусскую природу с ее лесами, озерами, неторопливыми реками.

Продолжительность — 20 дней, из которых путешественники по 4 дня проводят в Калинине, Валдае и Новгороде и 8 дней — в Москве. Размещение по всему маршруту в туристских гостиницах и комплексах, переезды между городами на комфортабельных автобусах. Маршрут действует с середины января по май и с сентября по декабрь. Стоимость путевки 201 рубль.

Начальный пункт путешествия Москва. Здесь к вашим услугам самый большой в Европе туристский гостиничный комплекс «Измайлово» с обширным набором культурно-бытовых услуг.

Программа предусматривает пешеходные экскурсии по проспектам и улицам Москвы, многочасовую загородную поездку по интересным местам Подмосковья. Кроме того, экскурсионная служба дополнительно предлагает еще несколько десятков вариантов знакомства с памятными местами.

Следующая остановка путешественников на тверской земле. Разместившись в номерах гостиницы «Турист», они приступают к осмотру областного центра. Калинин (до 1931 г. — Тверь) впервые упоминается в Лаврентьевской летописи 1208— 1209 гг. В центре города сохранилось немало зданий и целых кварталов, построенных в XVIII — начале XIX вв. Среди них Путевой дворец, сооруженный по проекту М. Ф. Казакова и достроенный К. И. Росси, здание гарнизонного Дома офицеров, жилые дома на набережной Степана Разина. История города тесно связана с именами выдающихся деятелей русской культуры: А. С. Пушкина, И. А. Крылова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Ф. М. Достоевского, А. Н. Островского, О. А. Кипренского. Многим из них в городе установлены памятники.

Недолгий путь отделяет Калинин от Валдая. Гостеприимная гостиница «Валдайские зори» на 4 дня становится родным домом путешественников, откуда они совершают городские и загородные экскурсии. Вы сможете увидеть краеведческий музей и музей А. В. Суворова, архитектурный ансамбль бывшего Иверского монастыря, диораму «Альпийский поход Суворова».

Заканчивается путешествие в одном из древнейших и славнейших русских городов — Новгороде. После Великой Отечественной войны город был возрожден из пепла и руин. Взору туристов город открывается новыми благоустроенными кварталами, зеленью парков и восстановленными памятниками прошлого. Среди них шедевры архитектуры: соборы Софийский, Рождества, Георгиевский, ансамбль Ярославова дворища и торга, церкви Федора Стратилата, Петра и Павла, Спаса на Нередице и Спаса на Ильине, привлекают внимание широко известные памятники «Тысячелетию России», Александру Невскому, монумент Победы, мемориальный комплекс «Вечный огонь Славы».

В маршрут входит посещение историко-архитектурного и художественного отделов музея-заповедника, музея народного деревянного зодчества «Витославлицы». Софийского собора. Грановитой палаты. Незабываемы часы самостоятельных прогулок среди величественных памятников прошлого, тихая прелесть зеленых пригородов Новгорода, могучий Волхов и гладь Ильмень-озера.

Размещение туристов в 2—3-местных номерах гостиницы «Россия».

М. ГРОМОВ

Адрес для консультаций: 105613, Москва, Измайловское шоссе, 71. Московский городской совет по туризму и экскурсиям.

Журнал «Турист» № 10 1988

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

На поле Куликовом

Каждый год в мае и октябре, особенно в праздники, многие туристы отправляются в очередное путешествие на автомашинах по историческим местам нашей Родины. Есть среди этих маршрутов и такой: Москва — Домодедово — Михнево — Кашира — Богородицк — Куликово поле — Быковка («Подмосковная Хатынь») — Ясная поляна — Тула — Серпухов — Мелехове — Москва. От Москвы до Куликова поля около 300 километров.

Когда приедете на легендарное поле, обязательно зайдите в местную школу, ученики и учителя которой взяли на себя обязанность охранять памятники старины и знакомить с ними путешественников.

Первое, что открывается взору, — это чудесное сооружение — храм-памятник. Три мощные башни с окнами-бойницами, куполами-шлемами напоминают трех васнецовских богатырей. Этот монумент создан академиком архитектуры Алексеем Викторовичем Щусевым. В память победы русского войска под предводительством Дмитрия Донского он сооружен в 1914— 1918 гг. Недавно храм реставрирован. Здесь должны открыть музей, начало которому уже положено в виде небольшой экспозиции. В школе вы увидите копии старинных миниатюр из «Сказания о Мамаевом побоище», «Задонщины», а также найденные на поле наконечники стрел, меч и другие предметы. До настоящего времени их находят на поле.

От храма-монумента по обсаженной молодыми березками аллее идем к Красному Холму. Именно здесь несколько веков назад произошла одна из величайших битв. Татары, превосходившие численно русские полки, вступили на Куликово поле, имея в центре наемную Генуэзскую пехоту и массу конницы на флангах. Мамай следил за ходом сражения с этого холма. Битва началась единоборством русского богатыря Александра Пересвета с татарином Челубеем, которые сшиблись в жестокой схватке, и оба пали мертвыми. Разгромив доблестно сражавшийся передовой полк, татары вступили в бой с силами большого полка. Полк отразил их натиск, и тогда татарская конница устремилась на левый фланг, который начал отступать. Враги рассчитывали на успех, но стремительный удар засадного полка в их тыл изменил обстановку. Татары пришли в замешательство и, теснимые перешедшими в наступление русскими полками, вскоре обратились в бегство. Победа была завоевана героизмом и стойкостью русского народа, военным искусством князя Дмитрия, получившего прозвище Донского.

Народ навсегда сохранил память о великой битве. На средства простых русских людей был отлит великолепный памятник, доставленный из Петербурга 8 сентября 1850 года и установленный на самом высоком месте. Памятник представляет собой несколько сужающийся кверху чугунный столб высотой 28 метров на трехступенчатом основании. Столб делится пилястрами на ниши; под ними располагаются шлемы и щиты с изображением Московского герба: всадника, поражающего змея. Надпись на одной из ниш гласит: «Победителю татар Великому князю Дмитрию Ивановичу Донскому признательное потомство. Лето от рождества Христова 1848 года». Автор памятника А. П. Брюллов. Памятник господствует над округой, и от подножия его, как много веков назад, расстилается неоглядная даль… Около него ежегодно, по традиции, собираются жители окрестных деревень: Монастырщины, Хованщины, Устья, чтобы торжественно отметить очередную годовщину исторической победы.

Символично, что здесь грозной осенью 41-го года немецко-фашистские войска были остановлены, и под ударами 10-й армии генерала Ф. И. Голикова в беспорядке бежали, как некогда орды Мамая… На следующий день в городском парке мы смотрели чудесное творение русского архитектора А. Огарева — дворец с приусадебной церковью графа Бобринского. В 40 километрах отсюда по пути в Тулу в деревне Быковка стоит впечатляющий мемориал — памятник сожженным фашистами окрестных деревень.

Здесь установлен метроном, звук которого символизирует неукротимое сердце погибших. Почтив память жертв фашизма, мы оставили «Подмосковную Хатынь» и двинулись дальше. Недалеко отсюда находится еще одно памятное место — Ясная Поляна. Здесь мы побывали в канун дня рождения великого русского писателя. У могилы Л. Н. Толстого руководители похода вручили молодежи нашей группы авторские экземпляры журнала «Огонек» со статьей воспитателя Льва Николаевича Н. И. Данилова «Счастливое детство» и памятные значки. Увлекательный маршрут мы закончили в чеховском Мелихово.

В. КОЗУЛИЦЫН, действительный член Географического общества АН СССР, мастер спорта

ЛИТЕРАТУРА: Ашурков В. На поле Куликовом. Приокское книжное изд-во, 1977.

Адрес для консультаций: 300000, г. Тула, ул. Первомайская, д. 13-а, городской туристский клуб, тел. 27-49-07.

Журнал «Турист» № 10 1988

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Большой каньон

Предлагаем маршрут III степени сложности для школьников. Маршрут и спортивный, и познавательный. На трассе много достопримечательностей, а по наличию препятствий это один из наиболее интересных маршрутов для ребят. Он популярен как среди детских групп, так и среди взрослых. Самая трудная часть маршрута проходит по среднегорью. Через Ай-Петринскую яйлу (тюркское слово, в переводе «горное пастбище») участники выходят к южному берегу Черного моря, в район г. Ялты.

Осенью, в период школьных каникул, туристы как бы переходят в другое время года, когда спускаются с засыпанного снегом горного плато (1 320 м) к мягкому и теплому климату Ялты. Маршрут лучше совершать летом и осенью, когда в каньоне мало воды.

Поход начинается в Бахчисарае, куда можно добраться электричкой или автобусом из Симферополя. Рекомендуем посетить ханский дворец, Успенский монастырь, пещерный город Чуфут-Кале (3 км от города).

Поставить палатки можно на турбазе «Привал», где к тому же находится КСО юго-западной части горного Крыма. На следующий день с местной автостанции надо переехать в село Соколиное, находящееся у северных склонов Главной гряды Крымских гор. В Соколином можно посетить охотничий дом князя Юсупова, Это интересный архитектурный объект, с которым связана и история действий партизан Крыма в годы Великой Отечественной войны. В годы оккупации здесь находился отдел контрразведки по борьбе с партизанами и офицерское казино. Партизан Малышев пробрался в село, забросал гранатами дом. В завязавшейся перестрелке погиб.

За селом, в двух с половиной километрах от шоссе Бахчисарай — Ялта, находится поляна, где туристы могут расположиться. С этого же места совершается радиальный выход на «партизанский пост». Для этого надо вернуться по дороге назад (0,5 км) и по тропе начать подъем по левому склону массива горы Сююрю-кая. Сначала пологий подъем среди леса, затем крутой подъем по небольшому распадку среди скал выводит наверх, к лесной дороге. Справа отвесные скалы. Это место называется «Орлиный залет». В четырех метрах от обрыва находится памятная табличка, посвященная крымским партизанам. Отсюда видна вся Коккозская долина, в ней четко просматривается Соколиное, охотничий дом, горы Внутренней гряды и горный массив Бойко.

Спускаться с «Орлиного залета» следует по пути подъема, соблюдая осторожность, так как в распадке много «живых» камней. Всего путь от поляны и назад составляет 8 км.

На следующий день выход к Большому каньону. Сначала надо пройти 2,5 километра до реки Сары-Узень, затем влево по широкой тропе, и это уже вход в устье каньона, густо поросшего лесом. Надо перейти реку, затем подняться по маркированной тропе вверх (300 м), и вы выйдете к «Почтовому дубу». Это огромное дерево, верхняя часть которого сгорела несколько лет назад. Осталось большое дупло, выполняющее роль почтового ящика для туристских групп. Вправо от дуба уходит тропа в каньон. Среди скал и деревьев тропа ведет к потоку среди склонов каньона, В Крыму это один из самых больших карстовых источников воды — Пания.

Отсюда по руслу каньона уже через 10 минут ходьбы можно выйти к «Ванне молодости». Это каменная яма, заполненная водой (от «Почтового дуба» 40 минут ходьбы). Отсюда начинается самая трудная часть каньона. Стены его, высотой до 350 м, внизу сужаются местами до 2—5 м. Каменные полости под ногами часто заполнены водой. Часто встречаются препятствия в виде 2—3-метровых скальных уступов по ходу русла каньона. Все эти препятствия либо обходят, либо преодолевают с помощью камней и жердей. Скалы скользкие, надо соблюдать осторожность. Не следует забираться высоко при обходе препятствий. В безводный период все препятствия преодолеваются прямо по руслу каньона. Места здесь очень красивые: высокие скальные стены, сосны на скалах, голубое небо.

На прохождение этой части каньона надо отвести 3 часа (4 км). Ночевать в каньоне не рекомендуется — ночью там сильный сырой ветер, холодно, в случае паводка быстрый подъем уровня воды.

После поворота каньона вправо узкая часть заканчивается. Впереди поляна среди леса, через которую течет река Куру-Узень. Здесь удобное место для отдыха. Отсюда по широкой, хорошо различимой тропе можно вернуться к «Почтовому дубу» по правому борту каньона. От поляны вдоль реки Куру-Узень идет тропа наверх, на Ай-Петринскую яйлу. Тропа промаркирована. По ней надо подняться (5 км, 2 часа) к лесной поляне, через которую проходит лесная дорога. Здесь надо повернуть влево, и через час дорога выведет на верх горы Комвопло. Отсюда уже видна метеостанция над южным берегом Крыма. Справа видны купола обсерватории. Спускаться надо на дорогу в сторону обсерватории, а затем двигаться по ней к метеостанции (6 км). Если группа небольшая, здесь можно попробовать договориться о ночлеге за плату. От метеостанции видны Черное море, Алупка, Ялта.

Вниз серпантином уходит шоссейная дорога. По ней к Ялте 20 км. Но уже от озера Караголь можно подъехать автобусом (11 км). Из Ялты в Симферополь можно вернуться междугородным троллейбусом.

Перед выходом на маршрут необходимо зарегистрироваться в контрольно-спасательном отряде (КСО) района и получить разрешение Куйбышевского лесхоза (Бахчисарайский р-н). Маршрут по своей сложности представляет отличный тренировочный поход в межсезонье. Всего от Соколиного к Ялте с учетом радиальных выходов протяженность маршрута 60 км.

А.СКИБЕНКО

г. Донецк

ЛИТЕРАТУРА: Шутов Ю. Большой каньон. «Таврия», Симферополь, 1972; Ялта, путеводитель. «Таврия», Симферополь, 1979; Сухоруков Ю. Знаете ли вы Крым! «Таврия», Симферополь, 1988.
Адрес для консультаций: 340048, Донецк-48, ул. Челюскинцев, 189, областная станция юных туристов, детская МКК.

Журнал «Турист» № 10 1988

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Памятники бессмертной славы

Велосипедный маршрут I категории сложности проходит по дорогам Могилевской и Минской областей и знакомит участников с многочисленными памятниками Белоруссии. Протяженность — около 320 км, продолжительность — 6—7 дней. Наилучшее время для похода: конец апреля — начало ноября. Для прохождения трассы подойдут велосипеды всех типов.

Начинается поход в городе Могилеве на Днепре. Он один из крупнейших городов Белоруссии. В музеях города можно познакомиться с историей движения декабристов, с жизнью О. Ю. Шмидта. Интересная экскурсия к деревне Лесная, где в 1708 году войска Петра I разгромили шведов; в Ленине, на место первого боя в 1943 году Войска Польского; в знаменитый колхоз имени Орловского.

Велопоход стартует от вечного огня на братском кладбище, лотом группа движется по проспекту Шмидта, через Днепр, мимо первенца белорусской химии — завода имени Куйбышева. Первая остановка в двух километрах от городской черты, у двух памятников. Первый — К. Симонову. На обыкновенном камне — мраморная доска с надписью: «Всю жизнь он помнил это поле боя 1941 года и завещал развеять здесь свой прах». Второй памятник — обелиск из черного мрамора. На нем слова: «Здесь в суровые дни 1941 г. беспримерную стойкость проявили бойцы 388 стрелкового полка 172 стрелковой дивизии и ополченцы города Могилева, уничтожив только за один день 12 июля 1941 г. 39 фашистских танков».

Следующая остановка на двенадцатом километре, у д. Салтановка, около Капицы, воздвигнутой в 1912 году в честь столетия со дня успешного сражения корпуса Раевского с наполеоновскими войсками. Русские прикрывали отступающую к Смоленску армию Багратиона. Далее по оживленной асфальтированной дороге мимо памятных мест и обелисков — до Чигиринского водохранилища 45 км. Здесь много удобных мест для ночлега и отдыха.

Сразу за водохранилищем в д. Чечевичи дорога поворачивает на Кличев. Асфальтированное шоссе идет по сосновым и березовым лесам, где в сезон много грибов и ягод. До Кличева — 36 км. Здесь интересный музей партизанской славы, магазины, столовая, почта. Остановиться можно у Кургана вечной славы, перед мостом через реку Ольса. В марте 1967 года по случаю 25-летия освобождения Кличева от немецко-фашистских захватчиков сооружен этот курган в парковой зоне. У подножия его читаем: «В этом лесу 14 июля 1941 г. в тылу врага состоялось первой районное партийное собрание, положившее начало активной партизанской борьбе против немецко-фашистских захватчиков на Кличевщиие»,

На вершине Кургана, у взметнувшейся на семиметровую высоту беломраморной стелы — воин и два партизана. Крепко держат они оружие в руках, охраняя вечный сон 20 тысяч солдат Советской Армии и партизан, павших на кличевской земле.

От Кличева до Березине — 50 км. Проехав километров двадцать — тридцать, можно подобрать хорошее место для стоянки. На следующий день по хорошей асфальтированной дороге приезжаем в г. Березино.

После знакомства с городом и обеда едем к г. Борисову. Места здесь красивые, есть оборудованные для отдыха стоянки. Перед Борисовом останавливаемся на ночлег. Город Борисов — крупный промышленный центр. Здесь немало памятных мест, памятников: Г. Орджоникидзе, бесстрашной разведчице Люсе Чаловской, танковому экипажу Павла Рака, жертвам фашизма.

После обеда продолжаем путь. По мосту въезжаем в старый Борисов. Сразу начинаем подъем в гору, потом спуск, опять подъем.

Местность холмистая, приходится часто спешиваться. Проезжаем деревню Студеновка. Здесь русские войска нанесли сокрушительный удар отступающей армии Наполеона. На обоих берегах Березины, там, где проходило сражение, стоят интересные памятники. Теперь надо проехать мосты через р. Березина, потом через р. Гайна, поселок Зембин. У реки Цна можно остановиться на ночлег. Места здесь красивые, много березовых рощ, в которых местные жители заготавливают весной березовый сок.

Асфальтированное шоссе Витебск — Минск проходит по сильно пересеченной местности, изобилует крутыми спусками и подъемами. До Хатыни — 14 км, до Минска — 64 км. Когда до Минска останется 54 км, турист» увидят будто опаленный пламенем бетонный указатель — «Хатынь». Еще пять километров по шоссе, и уже слышны «голоса» Хатыни. Эту деревню построили здесь на века. В бетоне и бронзе увековечили память миллионов. Суровым, лаконичным языком металла и камня советские архитекторы, создавшие ансамбль-мемориал, рассказали о мужестве и героизме белорусского народа. Бесконечным потоком идут сюда люди. Неподалеку, у небольшого озера, оборудовано специальное место для стоянки. Но если позволяет время, можно проехать и дальше. С возвышенности открывается великолепная панорама белорусских пейзажей.

В Раубичах можно осмотреть спортивный комплекс и остановиться на ночлег. Отсюда до Кургана славы — 18 км, столько же и до Минска.  

г. Могилев
ЛИТЕРАТУРА: Гордеев Б. Могилевщина, памятники бессмертной славы. Турецкий С. Туристские маршруты минских окрестностей. «Турист», № 9, 1980.
Адрес для консультаций: 212030, г. Могилев, городской туристский клуб «Азимут», ул. Первомайская, 26, кв. 18.

Журнал «Турист» № 10 1988

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Субтропики Туркмении

Велосипедный маршрут III категории сложности проходит по территории Туркменской ССР — самой южной республики нашей страны, расположенной на широте таких стран, как Турция, Греция, Испания, Италия. Протяженность маршрута 600 км. Лучшее время для похода сентябрь — ноябрь, март — апрель. Длительность путешествия 12 дней. Нитка маршрута: Ашхабад — Бахарден — Нохур — Кара-Кала — Кизыл-Атрек — Гасан-Кули — Причал.

Тем, кто будет готовиться к этому походу, рекомендуется заранее позаботиться о получении разрешения на него в органах МВД по месту жительства. Путешествие начинается в Ашхабаде. Город сравнительно молод, он основан в 1881 году. Восстановлен из руин после сильнейшего землетрясения 1948 года. Сейчас это большой, чистый и зеленый город, в нем много научных учреждений, учебных заведений, театров, музеев, просторных площадей и широких улиц, живописных парков, скверов, бульваров и цветников.

Путь лежит на северо-запад по современному шоссе Ашхабад — Красноводск. Не доезжая 16 км до районного центра Бахарден, видим указатель «Озеро Коу-Ата», до него 7 км асфальтовой дороги. Коу-Ата самое крупное в нашей стране пещерное озеро.

Всегда приятно искупаться в его теплых (37º С) водах. После купания возвращаемся на трассу и через райцентр Бахарден следуем до всесоюзного бальнеологического курорта Арчман, где также имеется термальное сероводородное озеро, но уже открытого типа. Проехав три километра, сворачиваем на юг по примыкающей слева асфальтовой дороге. Начинается подъем на переднюю пограничную цепь хребта Копетдаг. Несмотря на незначительную высоту, порядка тысячи метров, необходимо помнить, что горы эти начинаются, как говорится, «с нуля». Крутой, затяжной серпантин не позволяет ехать даже на самой пониженной передаче, и подъем завершается ручной проводкой. Спустившись с перевала, попадаем в живописную, покрытую садами горную котловину с расположенным в ней не менее живописным поселком Нохур. Здешние туркменки изумительные ткачихи.

Далее следует еще более крутой и извилистый подъем на Нохурское плато. На его обширной, голой, сильно расчлененной поверхности нетрудно и заблудиться. На западе хорошим ориентиром выступает вершина Уч-Кую, высота которой почти 2 000 м. Через эту вершину по едва заметному автомобильному следу переваливаем в Ходжакалинскую долину в верховья реки Кара-Сув.

Стоит полюбоваться десятиметровым водопадом, сверкающим на фоне красных скал. Проселочная дорога, идущая на запад мимо поселка Дешт, вскоре приводит к центральной усадьбе совхоза «Сайван». Перед въездом в поселок начинается третий, самый трудный перевал. Подъем полностью пешком, с рюкзаками за спиной по едва заметной овечьей тропе. Здесь туристы попадают в самое сердце Копетдага. Это интереснейший своеобразный мир разноцветных гор, изрезанных глубокими отвесными каньонами, в изобилии заросли арчи, дикого граната, рощи фисташкового ореха, боярышника, грецкого ореха, держидерева, ежевики.

По гребню хребта а широтном направлении идет грунтовая дорога, следуя по которой на запад и пройдя примерно два километра выходим к перекрестку. Дорога, ведущая на юг, после 8 км крутых спусков и подъемов, нуждающихся порою в ручной проводке, выводит в Сумбарскую долину в поселок Тутлы-Кала. Недаром долина р. Сумбар считается жемчужиной Туркмении. Небольшая речка, текущая в обрамлении живописных отвесных скал, дает жизнь субтропической растительности. Здесь — грецкие орехи и виноград, двухметровые заросли ежевики и дикие груши, непроходимые переплетения лиан и цепкого держидерева. Проселочная, с участками асфальта, дорога идет на запад берегом Сумбара через непрекращающуюся череду виноградников и гранатовых рощ.

Справа над дорогой огромной глыбой нависает козырек скалы, называемой в народе Дамчили — плачущая скала. Звон капель с ее поверхности не прекращается в самое жаркое лето.

На пути часто встречаются мелкие поселки и хошары, из них особого внимания заслуживает Юванкала (в прошлом Геркес) — родина великого поэта восточного средневековья Махтумкули-Фраги. Здесь можно посетить его музей. Проехав 50 км по долине р. Сумбар, туристы попадают в райцентр Кара-Капа. Из достопримечательностей поселка особого внимания заслуживает Туркменский филиал Всесоюзного института растениеводства. Открыт в 1925 г. академиком Н. И. Вавиловым. Сегодня это крупный научно-исследовательский центр, генофонд которого содержит более 4 тысяч тропических и субтропических культур. В поселке имеется один из немногих в стране серпентариев. Сразу за поселком направо уходит асфальтовая дорога, приводящая к знаменитым термальным сероводородным источникам Пар-Хай. Два открытых бассейна питаются мощными струями теплой (33° С) воды, бьющей из основания хребта. Построены уютные коттеджи, где можно переночевать.

Сумбарская долина завершается еще одним памятником природы — «Лунными горами». Они и в самом деле напоминают другую планету. Пейзаж резко меняется, буйство субтропиков уступает место выжженной горной пустыне. Сумбар уходит в сторону от дороги, поэтому необходимо иметь постоянный запас питьевой воды. Радует вновь появившийся асфальт, правда, очень плохого качества.

Еще 60 км пути и ниже спияния рек Сумбар и Атрек попадаем в поселок Шар-лоук. Далее путь по грунтовой щебенчатой дороге в широкой долине р. Атрек. Саму реку не видно, только зная ее положение по карте и двигаясь в этом направлении по выжженному солнцем такыру, упираешься вдруг в гигантский каньон со стометровыми отвесными скалами, на дне которого среди зарослей виден грязно-желтый ручеек Атрека, спуститься к которому практически невозможно. Через 110 км следующий населенный пункт, райцентр Кизыл-Атрек. Он знаменит своей станцией субтропических культур, здесь можно увидеть рощи маслин, кактусовый лес, единственную плодоносящую в СССР рощу финиковых пальм. Отсюда возможен радиальный выход к поселку Мадау, где можно ознакомиться с развалинами Мессериана — столицы древнего Дахистана.

В пятидесяти километрах на запад от Кизыл-Атрека поселок Карадегиш, возле которого (6 км на север) расположено озеро Делили. Огромная 12-километровая водная гладь поражает и радует глаз путника после длительного однообразия пустыни. Озеро — уже территория Красно-водского государственного заповедника. Многие виды пернатых озера Делили занесены в Красную книгу. В 1954 г. здесь был убит последний тигр.

Следующий крупный населенный пункт — поселок Гасан-Кули, Здесь расположена контора Гасан-Кулийского участка Красноводского заповедника. Поселок интересен своей архитектурой, свайные деревянные домики — это признак бывшей близости Каспия. Сейчас море довольно далеко от поселка, и пройти к нему можно только по специальному разрешению. В пяти километрах на север от поселка расположен один из трех грязевых вулканов Закаспийской низменности Ак-Патлоук.

От Гасан-Кули на север вновь идет асфальтовое шоссе, по сторонам которого огромные соленые лужи — след возвращения Каспия. Однообразие пустынного пейзажа скрашивают контуры буровых вышек, сказывается близость «Туркменских нефтяных камней» — полуострова Челекен.

Маршрут завершается на берегу Каспийского моря в поселке нефтяников Причал (бывш. Окарем). Отсюда можно рейсовым автобусом добраться до поселка Небит-Даг, расположенного на железной дороге Красноводск — Ташкент.
М. АБДРАХМАНОВ

г. Уфа

ЛИТЕРАТУРА: Советский Союз. Географическое описание в 22 томах. Туркмения. М., 1969; Бабаев А., Шнер М. Знакомьтесь — Туркменистан. «Туркменистан», Ашхабад, 1981; Залетаев В. Древними и новыми дорогами Туркмении. «Искусство», М., 1979.
Адреса для консупьтаций: 450001, БАССР, г. Уфа-1, ул. Володарского, д. 2, Дом физкультуры «Спутник», т/к «Спутник».

Журнал «Турист» № 10 1988

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Навстречу будущему

Жизнь каждого участника нашей команды, как у большинства «ровесников Октября», — учеба, труд, война, опять труд… И всегда, и теперь, когда все мы лет десять назад получили «право на заслуженный отдых», — труд плюс походы навстречу ветру странствий.

Как и в 1977 году, велопробег Москва — Ленинград и велопробег 1987 года Москва — Ульяновск мы посвятили юбилею Великого Октября. Как и десять лет назад, мы поставили перед собой задачу в походе пропагандировать здоровый образ жизни — туризм, дружбу со спортом — залог активного долголетия. Но теперь еще и выполнение поручения Московского городского совета ветеранов войны и труда — познакомиться с ветеранами в городах и райцентрах, обменяться с ними опытом. Эта задача стала для нас основной, и ее мы выполнили со всей ответственностью. Свидетельство тому статьи и заметки в печати городов и поселков, лежавших на утвержденной трассе, о встречах нашей команды с ветеранами войны и труда.

Мы шли на Ульяновск не по «аккредитованным» шоссе через Рязань или Горький, а «напрямик» — через Егорьевск, Касимов, Темников, Саранск, Сурское. И не пожалели.

Мы шли по центру Европейской части нашей страны, по Российской глубинке — через города, поселки, деревни, чьи названия негромки, часть из которых удостоена статуса «неперспективных»..,

«Неперспективных» там, где уже давно не хватает добрых рук для ухода за землей, где формировалось Российское государство, где зарождалось ядро многонационального Советского Союза — нерушимое братство русских, мордвинов, чувашей, марийцев, татар…

Стартовал пробег в Москве на Красной площади 11, а финишировал на площади Ленина в Ульяновске 25 августа.

И сколько же на своем пути мы повидали свидетельств деятельности чинуш не помнящих родства — полуразрушенных, разрушенных памятников нашей истории, родной архитектуры и редких пока попыток спасти то, что еще можно спасти.

Несмотря на «перенасыщенность» нашего дневника «мероприятиями», мы не пропустили ни одного краеведческого музея, начиная с Егорьевска. Хотя, казалось бы, Егорьевск — рядом с Москвой, райцентр Московской области.

Москвичи! Гости Москвы! Не поленитесь, побывайте в музее города умельцев, не мирившихся с угнетателями, в городе, судьбы которого связаны с жизнью и творчеством писателей — гордостью нашей литературы, с судьбами и деятельностью соратников Владимира Ильича Ленина.

В Егорьевском краеведческом музее вас встретят знающие, влюбленные в свой город люди, люди, умеющие ценить внимание к истории. И вы узнаете, как, благодаря чему жил, развивался и выжил город, возникший на стыке трех могущественных княжеств — Московского, Владимирского и Рязанского, которые столетиями боролись за овладение им, вместе и порознь грабившие его…

И по-новому поймете родившийся сотни лет назад глагол — «объегорить».
Встречи с ветеранами войны и труда Егорьевска, с руководителями их Совета были для нас добрым почином, во многом ориентиром на будущее.

За Егорьевском — Слас-Клепики — город, само расположение которого — «документ» бурных событий. Поднимается над рекой, как бы террасами, «эшелонами обороны»… Будто и крепости строить не нужно…

Но мы «проскочили» его. Только «отметились» в районных организациях — график…
Спас-Клепики это уже Мещера, воспетая Паустовским… А мы — мимо. По узким перешейкам-«мост-кам» мимо озер, похожих на «туманы» Приобья…

— Вот бы здесь пожить! Своими глазами, по-своему поглядеть на все на это.

А за Спас-Клепиками — Касимов.

Я уже сказал — мы не пропускали ни одного краеведческого музея да нам и не позволили бы того наши сверстники — ветераны, встречавшие нас у «ворот» своих городов и поселков.

Очень многое, большинство экспонатов в этих музеях городков сходно, как во многом сходны их судьбы. Но у каждого есть, обязательно есть свое, своя «индивидуальность».

Касимов — город и порт на Оке встречает и провожает комфортабельные пассажирские теплоходы, грузовые «самоходки», что ходят между Москвой-рекой и Каспием.

Касимовский музей поселился в бывшей мечети… По крутым ступеням винтовой лестницы, зажатой в высоком каменном цилиндре, поднялись мы на площадку, с которой некогда муэдзин созывал верующих.

С этой площадки горизонт, как в море. Только не за синевой, а за зеленью и не колышется.

В те давние, тревожные века воин-дозорный вовремя мог разобраться, кто приближается к городу — свои или враги. Юрий Долгорукий дальновиден был — держал союз с жителями этих краев татарами — буфер между Москвой и Ордой. В 1152 году повелел он здесь на высоком яру над Окой построить крепость.

В 1332 году напала Орда на Городок Мещерский (так назывался прежде Касимов) и сожгла его. А позже, во времена Василия Темного и Ивана Грозного, шли ратники из Касимова на помощь Москве. И название-то Касимов — от имени верного союзника Москвы Касима.

Город Касимов — райцентр, а рядом с ним Гусь-Железный. В запрошлом веке здесь под покровительством «самого светлейшего» князя Потемкина хозяйничали братья Баташовы. На тощих рудах да на дармовых дровах, политых потом и кровью крепостных, основали Баташовы железоделательные предприятия. Богатели… Ничем не брезговали — даже чеканкою фальшивых золотых.

Сотнями губили фавориты фаворита крепостных, не сумевших промолчать о том, что и где понуждают их делать…

Рядом с Касимовым и Елатьма. В старину уездный город, ныне скатившийся до т статуса «рабочего поселка городского типа», но не утративший своей былой славы и истории и смело смотрящий в будущее.
Само название — «Елатьма» — сжатая до предела история города — «Огнем сожженная», в переводе с языка прапражителей края.

Музей в Елатьме… Его директор Алексей Александрович Александровский, москвич. Член Союза художников СССР. Много лет работал в театре им. Вахтангова. Лет десять в музее театра. Теперь ему за восемьдесят… Пора отдыхать, но вот он возглавил елатьмовский музей на общественных началах.

Почти минута в минуту с нами подъехал к музею туристский автобус. А хорошо бы повидаться с Алексеем Александровичем в спокойной обстановке. Послушать его, порасспросить. Много он знает. Вот о Баташовых, например. У него, кажется, своя версия их «владычества». Или о прообразах героев произведений Мельникова-Печерского, Максима Горького да и Константина Паустовского…

В Великую Отечественную войну, как и Гусь-Железный, как Касимов, Елатьма была прифронтовым городом — приютила у себя тысячи жителей Тулы, Коломны. И москвичей тоже — училище им, Гнесиных, театр им. Евг. Вахтангова…

Славою покрыли себя воины — уроженцы Касимовского района: бессмертный счет им возглавили имена 18 Героев Советского Союза!

А. СТАБИЛИНИ

Фото В. КРЫЛОВА

(Окончание в № 11)

Журнал «Турист» № 10 1988

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

«Брешь»

Резонанс

Так называлась статья, опубликованная в мартовском номере нашего журнала за этот год. В ней рассказывалось о трудном становлении первого экскурсионного кооператива в Прибалтике «Знакомьтесь, Рига!». О прямо-таки враждебном, «ликвидаторском» к нему отношении со стороны отдельных влиятельных работников Рижского бюро путешествий и экскурсий и Латвийского республиканского СТЭ.

По выходе журнала в свет в редакции не один день раздавались многочисленные телефонные звонки. Экскурсоводы из Москвы и Ленинграда, Киева и Одессы и целого ряда других больших и малых городов страны интересовались «моделью» кооператива, горячо говорили о том, что его создание — настоящий «прорыв» в экскурсионном обслуживании трудящихся, советовались, как приступить к созданию подобных кооперативов у себя дома.

Создавалось впечатление, что публикация не вызвала особых эмоций лишь у «виновников торжества» — Рижского бюро путешествий и экскурсий и Латвийского РСТЭ. Прошел установленный законом срок, затем второй… а ответа так и не последовало.

Здесь необходимо сказать вот еще о каком весьма печальном обстоятельстве, полностью раскрывающем негативные стороны деятельности Латтурсовета и подчиненных ему организаций.

Кроме «Туриста», еще два печатных органа: газета «Советская Латвия» и журнал «Советские профсоюзы» — в разное время выступили в защиту экскурсионного кооператива «Знакомьтесь, Рига!». Их статьи также весьма долго полностью игнорировались. Потребовались напоминания, звонки… Надо ли говорить, что такой порочный стиль работы совершенно недопустим в эпоху гласности и перестройки!

Редакция «Туриста» была вынуждена обратиться в Центральный совет по туризму и экскурсиям. И только тогда Латтурсовет «соизволил» дать столь долгожданный ответ.

«Нет оснований отрицать, что в работе совета, — пишет его председатель И. Сея, — и Рижского БПиЭ имеются недостатки. Однако в целом изложение фактов в статье отличается тенденциозностью и даже некоторым искажением, в частности по истории создания экскурсионного кооператива. В. Красовицкий, будучи экскурсоводом РБПиЭ по разовому приглашению, допустил 20 мая 1987 года значительное (на 1 час) сокращение экскурсии по Риге для группы туристов из Ленинграда. В совет поступила сначала устная жалоба, а позже письменная от А. Огневой (копия ее письма прилагается)».

Ответ Латтурсовета довольно пространный, поэтому мы вынуждены давать его в изложении, делая упор на «узловые моменты».

Словом, по мнению И. Сей, В. Красовицкий был правильно отстранен от проведения экскурсий, и Рижское бюро месяц спустя справедливо отказало ему в просьбе стать учредителем кооператива, как «проштрафившемуся». Мол, автору статьи «Брешь» все это известно из беседы с заместителем председателя Б. Гайлис, поэтому непонятны его сомнения, «была жалоба или нет». Кстати сказать, во время беседы Б. Гайлис не удосужилась показать корреспонденту письмо А. Огневой даже издали… А его копия, подколотая к ответу в редакцию, многое объясняет. Письмо датировано 3 сентября 1987 года. В нем, в частности, говорится: «Уважаемая Б. Гайлис, извините за задержку ответа на Вашу телеграмму от 28 августа 1987 года. Сокращение экскурсии подтверждаю…»

С каких это пор руководящие работники Латтурсовета рассылают телеграммы с просьбой присылать жалобы на их сотрудников, пусть даже внештатных, тем более «бывших»…

Любой непредвзятый читатель, их, увы, не нашлось в Латтурсовете, может прочесть в статье «Брешь» следующие слова: «…и за значительно большие «прегрешения» (сокращение экскурсий) здесь никого «по первому разу» от работы не отстраняли. Словом, налицо — предвзятость».

Более того, до недавнего времени сокращение экскурсий в Риге было скорее правилом, чем исключением. Например, там, где продают билеты «индивидуалам», не скрывают: экскурсия «Рига обзорная» длится обычно три часа. Но путевку экскурсоводу тем не менее выписывают на шесть часов… Такие примеры можно множить. Но не в этом суть.

В ответе полностью обойден вопрос о гонениях на кооператив со стороны Латтурсовета и РБПиЭ вплоть до вызовов нарядов милиции, многочисленных звонков и писем в партийные и советские органы с требованием его закрыть.

Директора ДК железнодорожников В. Миронова, взявшего под «свое крыло» кооператив, например, обвинили даже в прямом пособничестве «разложившимся элементам»!! Ни больше, ни меньше! Вы думаете, уважаемые читатели, у Миронова попросили извинения! Или у кооператоров! Не тут-то было!

«Нужны или не нужны экскурсионные кооперативы! — задает вопрос И. Сея. И отвечает: — Бесспорно, нужны, но только при экскурсионных учреждениях». Мотивировка такая: экскурсия — одна из форм политико-воспитательной работы, которой не должны заниматься «частники». Выходит, Латтурсовет более «идеологическая» организация, чем ДК железнодорожников и даже Рижский горком партии, который непосредственно курирует деятельность кооператива «Знакомьтесь, Рига!» наряду с другими. Вот куда может завести желание сохранить полную монополию на экскурсионную работу!

А экскурсионный кооператив «Знакомьтесь, Рига!», преодолев все препятствия и невзгоды, успешно развивается. Если раньше кооператоры в буквальном смысле «сидели на газоне» у железнодорожного вокзала, то теперь у них есть свой киоск недалеко от филиала РБПиЭ. У многочисленных гостей города появилась возможность выбора! А у работников конкурирующих «фирм» осталась одна забота — действовать так, чтобы клиент выбрал именно тебя, «заманить» его лучшим обслуживанием…

Разве не об этом мечтали мы все эти годы, решительно не избалованные этим удивительным и загадочным понятием — «сервис»!

У экскурсионного кооператива «Знакомьтесь, Рига!» появились собратья: «Планета», «Дельта», открытые при ЛБММТ «Спутник», юрмальский кооператив при Гостелерадио республики. Начал работать и кооператив «Светциенс» при Рижском БПиЭ. На очереди и другие…

В соседнем Таллине тоже открыто несколько экскурсионных кооперативов, есть они в Подмосковье и даже на далекой Камчатке…

Следовательно, кооперативное движение в туристско-экскурсионной сфере — уже сложившийся и весьма отрадный факт. Конечно, возникают и проблемы, в частности, финансовые. Все же надеемся, что это движение будет крепнуть изо дня в день, принося радость познания миллионам любителей ближних и дальних странствий. Расти в полном соответствии с решениями XIX Всесоюзной партийной конференции, особо подчеркнувшей, что всемерное развитие кооперации — одно из магистральных направлений радикальной экономической реформы, открывающей широкие возможности для удовлетворения потребностей общества в товарах и услугах.

Хотелось было закончить разговор на этой оптимистической ноте, но не можем умолчать и о следующем факте. Центральный совет по туризму и экскурсиям, куда, как говорилось выше, редакция направила письмо с просьбой дать ответ по существу затронутых в статье «Брешь» вопросам, в свою очередь промолчал.

Вероятно, там удовлетворились копией ответа Латтурсовета, направленного в адрес редакции. А жаль! Такую позицию конструктивной не назовешь! Кому, как не Центральному совету, следовало бы проанализировать опыт работы экскурсионно-туристских кооперативов, высказать необходимые рекомендации. Сделать это не поздно и сейчас.

Журнал «Турист» № 10 1988

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

ДЕТСАД В ПОХОДЕ

Распределение обязанностей в туристской группе шло шумно и весело. Не обошлось и без споров. Штурманами и разведчиками хотели быть все, санитарами леса — никто. Можно было бы упрекнуть туристов в некоторой несознательности, если, конечно, не учитывать, что участникам будущего похода было всего лишь по 5—7 лет. Да, в детский сад пришел туризм. Пока, правда, в виде эксперимента, который проводят кафедра дошкольной педагогики педагогического института имени В. И. Ленина и лаборатория здоровья детей дошкольного возраста НИИ педиатрии АМН СССР.

Для опыта были выбраны три московских детских сада № 104, 796, 979. Начинать, понятно, пришлось на пустом месте. Туризмом с детьми в садах практически не занимаются, за исключением отдельных случаев. Об одном из них писал журнал «Турист» в № 1 за 1987 год — о детсадовском турклубе «Церодела» в г. Кутаиси. Кое-что слышали об отдельных походах в детсадах Украины, Прибалтики, Белоруссии.

Что же мы встретили в тех детских учреждениях, куда пришли? Полный энтузиазм детей, опасения родителей, неподготовленность воспитателей. С занятий с последними мы и начали. Одновременно шло и обучение детей. Прежде всего, в помещении, в игровой форме. Придумали свой «Клуб путешественников» и начали изучать за столом азы туризма и простейшие понятия: что такое рюкзак, палатка, каковы элементарные правила поведения в походе. Позднее на прогулках, на детсадовских спортивных площадках учились правильно надевать рюкзак и ходить с ним, преодолевать незамысловатую полосу препятствий.

Малыши любят игровые физкультурные занятия и утреннюю гимнастику. Мы и это использовали, предлагали детям упражнения, где они изображали туристов, выполняли различные задания — перепрыгивали через «канаву», шагали по бревну, скакали по «кочкам».

Зимой два раза в месяц, а летом каждую неделю с детьми старшей и подготовительной групп проводили туристские походы в ближайшую зеленую зону. Период же весенней распутицы и дождливых осенних дней нами был задуман как тренировочный соответственно к летним и зимним походам.

Но вот и настал день первого похода. Утром, после завтрака, малыши надевают заранее уложенные рюкзаки. Они не тяжелы. Легкий перекус, фляжка морса, поролоновый коврик да у некоторых еще мячики, ракетки для бадминтона. Многие несут принесенные из дома компасы. Мы делали попытки научить ребят обращаться с ними. Кое-что удалось.

Дорога у нас вроде бы недолгая, но надо многое успеть. На поляне — конечной цели нашего путешествия — у нас своя программа.

Да и к обеду должны успеть вернуться. Встречные прохожие ласково улыбаются, провожая взглядом крохотных путешественников, что доставляет им истинное удовольствие и гордость за причастность к племени туристов. Продвигаясь друг за другом по лесной тропинке, мы играем в игры, развивающие наблюдательность, сообразительность, ловкость. Особенно любят ребятишки преодолевать различные препятствия: проходить по бревну через ручей, перепрыгивать канаву, подлезать под ветки, подниматься в гору. Через каждые 15—20 минут ходьбы делаем 5-минутные привалы. Ориентируясь по компасу, солнцу и ручью, наконец выходим на нашу поляну. Здесь каждому уже готово занятие. Одни подтаскивают хворост для костра, другие готовят место для отдыха, третьи прокладывают простейшую полосу препятствий. В нее включены прыжки «маятником», «лягушатник», преодоление «болота», перелезание через бревно.

Победителей ждут призы — красочные самодельные вымпелы. В детский сад возвращаемся кратчайшим путем. С удивительной быстротой ребята съедают без остатка весь обед, который раньше тянулся неимоверно долго. И вот уже воцарилась тишина, лишь мерно посапывают наши путешественники, плотно заворачиваются в одеяла, которые кажутся им во сне, по-видимому, спальниками.

С тех пор как мы занимаемся туризмом с ребятами из детских садов, прошло уже больше года. Были у нас и зимние походы. Понятно, что воспитанники наши не ахти какие лыжники, поэтому движемся мы в таких походах медленно, с частыми остановками, но зато сколько радости доставляют детям 3—4 преодоленные ими километра! На привалах разгораются спортивные страсти. Здесь и лыжные эстафеты, и игры на горке. И как приятно, собравшись у костра, попить горячего чая из термоса!

Каков же итог туристской работы с детсадовцами за год и три месяца? Воспитатели отметили: дети стали быстрее бегать, дальше прыгать, от прежней неорганизованности не осталось и следа. А главное, стали меньше болеть, хоть и одеваются дети в облегченную спортивную форму. Исчезло опасение медработников за готовность ребят к нагрузкам — за три часа путешественники проходят 4—5 километров. Теперь медики спокойны.

Ну, а наша работа, наши походы, самые, пожалуй, веселые и радостные, продолжаются.

Н. БОЧАРОВА, аспирантка Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина

Журнал «Турист» № 10 1988

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области