На «Кубию» за здоровьем

Велика еще тяга к объективным причинам. Они — палочка-выручалочка для тех, кто прикрывает ими свою неактивность, неумение работать. Я не припомню, чтобы коллектив какой-нибудь турбазы, сетуя на невыполнение финансового плана, на недозагруженность, признал бы в том свою вину. Обычно ссылаются на непогоду, на нерасторопность тех, кто реализует путевки, на недоделки строителей и т. д.

Турбаза «Кубия» — исключение. Ее руководство не ищет оправданий. Хотя имеет, казалось бы, возможность жаловаться на свою судьбу. Туристы живут в палатках и летних домиках без удобств. Природа обычная — ни моря, ни особой экзотики. Да и погода в Эстонии не очень-то устойчива. И несмотря на это, «Кубия» не испытывает недостатка в туристах. Она пользуется широкой популярностью. Сюда едут со всех концов страны, заблаговременно приобретая путевки. Ибо их нелегко достать.

Чем же так притягательна эта турбаза? Ее коллектив отказался от традиционных пеших походов и практикует водный и велосипедный виды туризма. Причем сделан упор на развитие физкультурно-спортивной работы среди отдыхающих. Это особенно привлекает молодежь и всех, кто стремиться укрепить здоровье.

Отказаться от привычного, традиционного не просто. Всегда легче идти проторенной, освоенной дорогой. А вот коллектив «Кубии» не испугался трудностей и совершил перемены. Его решимость, конечно, можно объяснить объективными причинами. Дескать, турбаза находится в благоприятных условиях — расположена вблизи двух рек — Выханду и Пиуза, впадающих в Псковское озеро, и в окружении хороших шоссейных дорог. Грех не воспользоваться этим и не практиковать водный и велосипедный туризм.

Но ведь вся Эстония изрезана добротной сетью дорог и испещрена множеством озер и рек. Однако ни одна турбаза, кроме «Кубии», не воспользовалась такими обстоятельствами.

Вот почему наш рассказ о «Кубии». Может, ее опыт кого-то увлечет, заинтересует. Ведь в условиях перестройки, новых методов хозяйствования так необходим полезный опыт, который помогает поднять туризм на новый качественный уровень, сделать его рентабельным.

Скажем сразу: перемены на «Кубии» произошли не в условиях «наибольшего благоприятствования». Директор турбазы Владимир Владимирович Рандвере не умеет тратить время на пустые обсуждения, разговоры. Он сторонник конкретных дел.

— Сегодня много болтовни о перестройке, — говорит Владимир Владимирович. — А дело движется медленно. Поэтому важнее поступок, чем рассуждения о предполагаемых действиях.

Задумав менять профиль турбазы, ее коллектив не стал выжидать, когда представится возможность для этого. А начал действовать на опережение обстоятельств. Приобрел несколько байдарок, велосипедов, когда еще не было ни помещений для их хранения и мастерских для ремонта. Даже разработанных маршрутов. Важно было проверить, почувствовать, как воспримут туристы новый вид услуг.

Первые же пробные походы на байдарках и велосипедах показали, насколько они привлекательны.

— Понимаете, — объяснил старший инструктор турбазы Хиллар Александрович Вогт, — ведь у этих видов туризма немало достоинств. С помощью технических средств можно путешествовать на дальние расстояния, а стало быть, больше узнать и увидеть. Кроме того, они хорошо физически развивают. Вот почему масса туристов проявляет желание участвовать в таких походах.

Пришлось приобретать еще больше байдарок и велосипедов. Однако заявки удовлетворялись не полностью. В 1986 году получили только половину заказанных байдарок. В 1987-м — вообще ничего. А в 1988-м из восьмидесяти лишь двадцать.

С велосипедами дело обстояло не лучше. В 1987 году удалось вместо пятидесяти машин приобрести только тридцать, а в 1988-м вместо тридцати пяти десять.

Однако парк этих технических средств рос, одновременно создавались мастерские, гаражи. Нашелся хороший механик, подобрались толковые инструкторы, прошедшие специальную подготовку. Словом, начинание утвердилось и приобрело размах.

Сейчас турбаза располагает 120 велосипедами и 60 байдарками. И если учесть, что на «Кубии» одновременно проживает 250 человек, то этих средств вполне хватает. Для пользования ими ведутся специальные тренировки. Особое внимание уделяется физической подготовке. На озере Кубия построена купальня с вышками для прыжков. Там отрабатывается техника гребли, плавания, осваиваются приемы спасания утопающего. В сосновом лесу, окружающем турбазу, проложена асфальтовая дорога длиною в 2,2 километра. По ней проходят учебные заезды на велосипедах. Игры в волейбол, баскетбол, ручной мяч, бадминтон, футбол, для которых созданы специальные площадки, очень способствуют общему физическому развитию. Зарядившись на спортивных тренировках и учебных занятиях, туристы отправляются по маршрутам. В походах испытывают еще большую нагрузку и закалку. Какими окрепшими и бодрыми возвращаются они из походов! Не случайно на «Кубию» едут за здоровьем.

— Некоторые приезжают к нам по несколько раз, — рассказывает X. А. Вогт. — Есть и такие, которые просятся к нам на работу во время своих отпусков. И мы берем. Дело в том, что наша турбаза действует не круглый год. Перед каждым летним сезоном мы сталкиваемся с трудностью — нехваткой инструкторов. Ведь временно на 3—4 месяца нелегко подобрать их. Вот и приходится принимать на работу тех, кто отдыхал у нас не раз. Они достаточно подготовленные, опытные туристы.

Если продолжить разговор о притягательности «Кубии», то она заключается еще вот в чем. Все маршруты походов на байдарках и велосипедах проложены таким образом, что они не только физически, но и духовно заряжают туристов. Как же так, побывать в Эстонии и не узнать ее историю, культуру, не познакомиться с достопримечательностями, памятниками, традициями! Вот и старается коллектив турбазы способствовать этому.

Взять, к примеру, байдарочный маршрут 060-70-01. Его продолжительность 20 дней, из них 14 туристы проводят на воде. За это время участники похода посещают г. Выру, расположенный на озере Тамула. Город основан в 1784 году. С ним связаны многие исторические события. В апреле 1900 года, проезжая из Пскова в Ригу, здесь побывал В. И. Ленин. В местной гимназии учились известный русский поэт А. А. Фет, а также декабрист В. К. Кюхельбекер. С городом связано и имя одного из крупнейших деятелей эстонской культуры писателя- просветителя Ф. Р. Крейцвальда. В доме, где он жил, открыт музей.

Маршрут дает возможность посетить живописные места возвышенности Хаанья, совершить плавание по скалистому ущелью реки Пиузы, преодолеть реку Выханду со множеством запруд, пересечь Псковское озеро и ознакомиться с двумя интересными заказниками. Увидеть старинные замки, побывать в Вярске — своеобразном в этнографическом отношении районе Эстонии, богатом древнейшими традициями, песнями, плясками…

Вот какой пользой обернулась для туристов перестройка на «Кубии». А что она дала самой турбазе?

Позволила ей стать рентабельной! Теперь она не нуждается в дотации и имеет прибыль. За счет чего? Тут много возможностей. Назову хотя бы некоторые.

В связи с тем, что на «Кубию» возрос приток туристов, были созданы условия для приема тех, кому не удалось приобрести путевку. Для приезжающих на своем транспорте — мотоциклах, автомашинах — построена стоянка с полевой кухней, душем, туалетом. Им выдаются палатки. За все это взимается хотя и небольшая плата, но она приносит немалый доход. Только за прокат туристского снаряжения в течение лета 1988 года было получено 4 тысячи рублей.

Администрация «Кубии» предоставляет в аренду таллинскому кооперативу «Ирис» водные велосипеды, виндсерферы, весельные лодки, а тот, в свою очередь, предлагает их отдыхающим. Это за лето дает турбазе еще около 3 тысяч рублей.

Рядом с турбазой создан искусственный пруд, в котором разведена рыба. Любителям ловли выдаются рыболовные снасти за определенную плату… Так набираются доходы.

На вырученные средства «Кубия» укрепляет свою материальную базу. Заканчивается строительство двухэтажного зимнего корпуса. Это позволит турбазе функционировать круглый год. А стало быть, еще больше людей смогут здесь прекрасно отдохнуть.

А. МОРОЗОВ, наш спец. корр. Эстонская ССР

Журнал «Турист» № 10 1988

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Куда держишь курс, «Володарский»

В десятом номере «Туриста» за 1986 год была опубликована статья «Ретро-транспорт: нужны энтузиасты». В этой статье рассматривались возможности и перспективы использования ретро-транспорта, в том числе колесных речных пароходов для обслуживания туристов. И вот, наконец, спустя два года у нас есть пример практического осуществления этой идеи: состоялся пробный рейс судна-ветерана «Володарский» по одному из популярнейших водных маршрутов Горький — Астрахань — Горький.

Каковы итоги этого рейса? О них рассказывает наш нештатный корреспондент Николай СЕМЕНОВ.

Первые же мои беседы в Горьковском областном совете по туризму и экскурсиям начались отнюдь не с оптимистических нот.

— Практически все туристы остались недовольны поездкой, — вздыхает, вспоминая о рейсе «Володарского», заведующая теплоходным отделом Горьковского бюро путешествий и экскурсий Лидия Александровна Карпова. — Согласитесь: за свои деньги две недели жить без горячей воды, солярия, с довольно скудным и однообразным меню, да еще, простите, никогда не иссякающей очередью в единственный туалет? Собрать всех на борту и то негде было; кино в проходе между кают показывали.

Мучение сплошное, а не рейс был. Но пароход, я вам скажу, красивый: нарядная отделка, просторные коридоры, ни одной каюты в трюмах, опять же неповторимый аромат старины. Вот только дооборудовать бы его с учетом нужд туриста…

Экзотики и впрямь хватает — ведь именно «Володарский» играл «главные роли» в кинофильмах «Жестокий романс», «Васса», «Хождение по мукам», — играл практически без «грима», неизбежного при съемках исторических фильмов. Однако, закладывая в 1912 году «Великую княжну Ольгу», как называлось судно до революции, акционеры общества «Самолет» думали, конечно, не о сегодняшних туристах, а об извлечении максимального дохода при наименьших затратах. Коридор с каютами по обе стороны, столовая на носу, салон на корме — вот, собственно, и весь «Володарский». Благодаря такой спартанской простоте билеты на обычный, нетуристский рейс парохода отличаются дешевизной и купить их даже предварительно — большая проблема.

Большинство пассажиров проводят на нем день-два, держа путь до какой-нибудь маленькой пристани. А пару дней можно и неудобства потерпеть. Туристам же, понятно, необходимо побольше комфорта. Возможно ли осуществить их пожелания?

— Возможно, — подтвердил начальник пассажирской службы Волжского объединенного речного пароходства Михаил Филиппович Лаврентьев. — Однако применяемые сегодня при ремонте судов стандартные материалы, оснастка да и вся технология в целом для этого не подойдут. Речь идет о привлечении высококвалифицированных мастеров, больших объемах ручного труда. Все это потребует затрат, немалых затрат…

Еще за год до пробной поездки Горьковский совет по туризму и экскурсиям предложил пароходству осуществить хотя бы минимальные переделки, так, чтобы самая населенная каюта была не восьми-, а четырехместной, чтобы питание было бы самое большее в две смены и непременно по системе предварительных заказов, чтобы во всех умывальниках была горячая вода, а в одном из неиспользуемых трюмов разместился кинозал. И вот результаты совместных расчетов. Чтобы оправдать все расходы, гость «Володарского» должен был бы выкладывать по восемь рублей только за собственно транспортное обслуживание. На современных же судах сумма эта не превышает пяти рублей семидесяти копеек.

— А нельзя ли без особых переделок задействовать «Володарский» на более короткой трассе? — такой вопрос задал я председателю Горьковского областного совета по туризму и экскурсиям С. В. Сергинчуку.

— Дело в том, что пароход этот — один из крупнейших, — ответил Станислав Васильевич, — ни по Оке, ни по Волге выше Ярославля ему не пройти. К тому же путь на Астрахань — наиболее безопасный для неповоротливого судна-ветерана: это же почти непрерывная цепь водохранилищ с широким глубоководным фарватером, удобными причалами. И подавляющее большинство наших туристов выбирает именно астраханский вариант.

— Ну, а если организовать маршрут выходного дня для горьковчан?

— А на какие же средства содержать пароход с командой и обслуживающим персоналом остальные пять дней в неделю? Тот же кочегар или механик — редчайшие ныне специальности, на какое-то другое судно их временно не переведешь. Выходит, и здесь придется увеличивать стоимость путевки.

Да, не в радость, а в тягость оказалось судно-ветеран горьковский организаторам туризма. И чересчур велико, и неповоротливо, и некомфортабельно, а дорогостоящие ремонт и переоснастка потребуют вложения крупных средств и едва ли скоро окупятся. Но, если вдуматься, так ли уж нужны на старинном пароходе современные блага цивилизации? Сделать бы только минимум — два-три дополнительных санузла и кинозал в трюме, а многоместные каюты просто загружать не «под завязку». Ведь не за одним лишь комфортом отправляются туристы в путешествие по Волге — им интересно, прежде всего, САМО ПУТЕШЕСТВИЕ, экскурсии по древним и современным городам, исторические реликвии Ульяновска, Волгограда, Саратова. При существующем дефиците теплоходных путевок «Володарский» полным ходом шел на выручку и туристскому ведомству, и любителям водных путешествий.

Но тут-то и показала система туризма свою инертность и неразворотливость. Перешедший на хозрасчет, облсовет по туризму, подобно акционерам «Самолета», принялся прежде всего подсчитывать максимально возможную прибыль от эксплуатации судна.

А чуть-чуть изменить схему существующих маршрутов, подстроить ее «под пароход» не догадался… Между тем сами его технические данные подсказывали, как обновить прежние виды путешествий. Так, например, «Володарский» мог бы брать одну группу туристов, скажем, до Казани, другую до Куйбышева, третью везти до Астрахани, загружая попутно освобождающиеся места новыми туристами. Закончившие водную часть маршрута возвращались бы домой поездом или самолетом. А может быть, отдыхали бы в городских гостиницах или на прикаспийских турбазах. Почему бы не предусмотреть также «ускоренного» варианта маршрута Горький — Астрахань — Горький, без пресловутых «зеленых» стоянок, число которых иной раз чуть не превышает число остановок в знаменитых волжских городах?..

Разнообразие путешествий по Волге помогло бы и речникам, и организаторам туризма в осуществлении хозрасчетной политики. Не ущемило — напротив, максимально ответило бы оно и нашим с вами интересам. Отнюдь не переход на новые условия хозяйствования помешал легендарному «Володарскому» занять почетное место в строю туристских судов. Инертность, шаблонность мышления, нежелание ведомств повернуться лицом к потребителю — вот какие «мели» оказались на пути оригинального судна.

Н. СЕМЕНОВ, член научно-технической секции МГО ВООПИК

Горький — Москва

Журнал «Турист» № 10 1988

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Сорок предложений для каждого

С трех сторон корпуса этого признанного туристского центра в Подмосковье окружают голубые воды, а со всех четырех — зеленые чащи. По воде и по суше проходят здесь с ранней весны и до золотой осени трассы походов, экскурсий, прогулок. Около 40 автобусных, теплоходных, пешеходных экскурсий предлагает «Клязьминское водохранилище» (так называется центр туризма и отдыха) каждому гостю. Он может познакомиться с ленинскими местами Подмосковья, побывать в музее лаковой миниатюры в Федоскине, посетить дом П. И. Чайковского в Клину, древние русские города.

Прогулки, походы, экскурсии рассчитаны на любой возраст, начиная с 5 лет, на любой вкус. Не хочешь садиться в автобус — можно совершить прогулку на теплоходе по каналу Москва—Волга, а потом пройти пешком по берегу. Любителей спортивных походов ждут байдарочные маршруты. В этом году выпущены путевки на 12-дневный отдых (6 дней — поход на байдарках) и 14-дневный (8 дней — плавание на парусных ялах по Волге), которые пользуются успехом не только у москвичей, но и жителей многих других районов нашей страны.

Многовариантная программа отдыха, когда гость сам выбирает себе экскурсию или поход, себя оправдала. А, кроме того, для отдыхающих открыты клуб с киноконцертным и другими залами, библиотека, видеосалон. Можно взять напрокат велосипед, лодку, спортивные игры. В ближайшее время гости «Клязьминского водохранилища» смогут обучаться верховой езде, а зимой — кататься на горных лыжах. Да, зимняя программа не менее привлекательна. Пользуется популярностью каток. Окрестные хвойные леса полны в эту пору очарования, и на лыжных трассах отдыхают каждый день тысячи гостей туристского центра.

М.Рысаков, заместитель директора тургостиницы «Клязьминское водохранилище»

Журнал «Турист» № 10 1988

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Испытание Эльбрусом

Отныне на «Приюте 11-ти» установлена мемориальная доска с именами тех, кто 45 лет назад водрузил советский флаг на Эльбрусе, сбросив оттуда немецкие знамена.

В тяжелых боях с участием многих спортсменов-горовосходителей, альпинистов освобождался Кавказ от немецко-фашистских войск в 1943 году. Наиболее легкие и доступные склоны враг заминировал. Через Старый Кругозор и «Приют 11-ти» советские воины-спортсмены поднимались по крутым лавиноопасным склонам, грозящим камнепадами. Палатки, спальные мешки, снаряжение и продукты питания альпинисты несли на себе. За плечами каждого висел автомат. Отряд под командованием Николая Гусака поднялся на западную вершину. Другая группа во главе с Александром Гусевым взошла на восточную вершину. С тех пор государственные флаги Советского Союза гордо реют над вершинами двуглавого Эльбруса!

Прошло 45 лет, и туристская общественность Москвы решила увековечить имена тех, кто совершил этот подвиг.

Горная комиссия федерации туризма Москвы и Московский городской центральный туристский клуб при активной помощи Управления туризма Министерства обороны СССР организовали массовое восхождение горных туристов. Это спортивное событие имеет большое патриотическое значение.

К участию в восхождении допускались все желающие, имеющие необходимую квалификацию, без возрастных и прочих ограничений. Особо хочется отметить, что в числе ста участников сбора было 25 женщин.

В 3 часа утра с высокогорной хижины «Приют 11-ти», расположенной на высоте 4 200 м над уровнем моря, вышел первый штурмовой отряд. Еще два стартовали вслед за ним с интервалом в 30 минут. Традиционный подъем через Скалы Пастухова вывел туристов на траверс Восточной вершины Эльбруса.

К 10 часам утра первые участники ступили на вершину, а к 16 часам все горовосходители благополучно спустились к «Приюту 11-ти».

Московский городской центральный туристский клуб уже несколько лет проводит массовые туриады в различных горных районах страны. Участие наиболее квалифицированных инструкторских кадров позволило московским горным туристам на учебно-тренировочных сборах в Приэльбрусье существенно повысить спортивное мастерство. О. ДМИТРИЕВ, генерал-майор запаса, кандидат военных наук, директор МЩТК

Долгими наблюдениями установлено, что число стремящихся «доказать себя» путем высотного восхождения не убывает, а неуклонно растет. Попытки преодолеть эту закономерность путем запрета туристских восхождений на Эльбрус, как и ожидалось, привели к печальным результатам, ибо все больше становилось людей, рвущихся на вершину без какого-либо контроля за их подготовкой и снаряжением, без регистрации в контрольно-спасательных службах, без необходимой адаптации на высоте…

Наконец, после многолетнего штурма глубоко эшелонированной обороны, созданной запрещающими инстанциями Центрального и подчиненных ему советов по туризму и экскурсиям, москвичи-«горняки» сумели доказать, что существуют более конструктивные решения проблемы, чем полный запрет. Они впервые организовали и провели в начале мая сбор представителей турклубов Москвы для коллективного восхождения на Эльбрус с целью получить опыт высотной работы и необходимую большинству из них квалификацию перед путешествиями в высокогорные районы.

Сбор назвали «Эльбрусиада-88», посвятив его знаменательной дате — 70-летию ВЛКСМ. Специальная горная комиссия Московского совета допустила на сбор 103 человека. Критериями отбора для восходителей стали опыт горных путешествий на высоте более 4 200 м, участие в горных походах не ниже III категории. В результате такой фильтрации оказалось возможным исключить случайный выбор и собрать участников, средняя спортивная квалификация которых близка к уровню, достигнутому, например, Алексеем Чуриковым, аспирантом академического института. Он инструктор школы средней туристской подготовки в Кировском районе Москвы, за его плечами шесть горных походов, двумя из которых он руководил, лыжные путешествия по Хамар-Дабану, Кузнецкому Алатау.

Еще тщательнее отбирали инструкторов для одиннадцати групп, на которые разделялся коллектив сбора. Среди руководителей групп была Ирина Шептуха. Опытнейший турист, выполнила норму мастера спорта как участница 10 горных походов, пятью из которых успешно руководила. Другой инструктор — Никита Степанов, кандидат в мастера спорта по туризму и альпинист-второразрядник.

При подготовке и проведении сбора какие-либо случайности в главном считались недопустимыми. На этом твердо стояли руководители и организаторы сбора — мастера спорта Е. И. Цветков, В. В. Ковченко, В. А. Новиков.

Именно поэтому, несмотря на сжатые сроки сбора, всем участникам пришлось пройти полноценную акклиматизацию, поработав на склонах в предвысотной зоне не менее пяти дней перед восхождением и максимально снизив вероятность горной болезни.

Накануне восхождения участники-медики из всех групп, объединившись, провели стопроцентный врачебный контроль своих товарищей.

С начала и до конца сбора за его проведение отвечали три контрольно-спасательные службы — КСС Москвы (В. Д. Козлов), КСС КБАССР (А. Н. Лавров) и КСС Приэльбрусья (Б. О. Тилов). Совместными усилиями их и организаторов сбора была налажена и обслуживала восходителей УКВ — радиосвязь по сети из 19 радиостанций.

И, наконец, в первой половине дня 6 мая 1988 г. 50 участников (в полтора раза больше, чем планировалось вначале) достигли восточной вершины Эльбруса (5 621 м) — высочайшей горы Большого Кавказа.

Хочется верить, что «Эльбрусиады» станут хорошей традицией.

Д. ВАСИЛЬЕВ

Журнал «Турист» № 10 1988

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Едут в гости друг к другу

Минуло шумное туристское лето. Позади большие походы, сложные путешествия и короткие маршруты выходных дней, которые проложили в этом году по нашей необъятной стране многочисленные поклонники активного отдыха. Пустыни и горы, реки, моря и озера, трудные таежные километры и неоглядные просторы тундры или степи — все это надолго останется в памяти наших туристов. А еще непременно запомнятся многочисленные встречи в пути, которые порой перерастают в большую и долгую дружбу.

Она давно связывает многие туристские коллективы, клубы и секции. Вот и едут в гости друг к другу собратья по увлечению. Обмениваются походным опытом, новинками снаряжения да и просто общаются у походных костров, обогащая себя и товарищей духовным опытом.

Горная комиссия федерации туризма Москвы и Московский городской центральный туристский клуб вместе с Управлением туризма и экскурсий МО СССР организовали массовое восхождение горных туристов на Эльбрус. Наш фотокорреспондент запечатлел группу москвичей во время восхождения на скалах Пастухова (левый снимок). Ребята из подросткового клуба «Вертикаль» города Новокузнецка по приглашению друзей из Казахстана прошли туристскими маршрутами по Северному Тянь-Шаню и выступили на открытом первенстве республики среди юниоров. Новокузнецкая команда даже стала призером первенства, несмотря на то, что некоторые гости были в горах впервые. На верхнем фото вы видите группу новокузнецких туристов в горах Тянь-Шаня.

Членов клуба «Алые паруса» Оршанского льнокомбината пригласили на отраслевой республиканский слет литовские друзья и коллеги из объединения «Линас» города Паневежиса. Между литовскими и белорусскими коллективами родственных предприятий установились давние трудовые связи. Но вот была найдена еще одна, новая грань сотрудничества — туризм, единодушно поддержанная трудящимися обеих братских республик. Не случайно туризм называют одним из лучших способов человеческого общения. Во время этой встречи обсуждались и производственные проблемы, и вопросы развития любимого вида отдыха. Ну и конечно же были в программе встречи интересные соревнования (нижний снимок).

Фото Е. ЦВЕТКОВА, А. САННИКОВА, Э. НОВОГОНСКОГО

Журнал «Турист» № 10 1988

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Подружитесь с Порустой

В Европейской части Союза немало мест, путешествие по которым приносит радость общения с почти девственной природой. Семидневный маршрут II категории сложности по небольшим озерам средней Карелии, соединенным между собой речкой Порустой, подарит вам незабываемые впечатления.

Начало сплава — в 40 км от Медвежьегорска, у деревни Мяедусельга, на Семчозере. Миновав за один переход озеро, вы в противоположном конце его среди камышей находите исток Порусты. За ближайшим к истоку поворотом — первый коварный перекат, за ним — полуразрушенный мост. Обойдя его, вы попадаете в длинную мелкую шиверу, где понадобится проводка. А на правом высоком берегу — удобная стоянка. Следующий участок маршрута с редкими перекатами и длинными извилистыми плесами лучше пройти за один день, так как берега здесь сильно заболочены. Остановиться стоит лишь на острове при впадении Порусты в озеро. Держась северо-западного направления, вы снова попадете из озера в Порусту, изобилующую тут перекатами и порогами

(большинство из них в большую воду проходимы). Проплыв вдоль левого берега Эникозера, вы вскоре окажетесь в короткой протоке с тремя перекатами, два из которых — под мостами. Сразу за деревней раскинулось огромное Селецкое озеро. Обогнув его по западному краю и преодолев через 1,5—2 км последний на маршруте мост-дамбу, вы по длинной (8 км) спокойной протоке приплывете к Муратозеру. Обратный путь держите до деревни Сельги, откуда идет рейсовый автобус до Медвежьегорска (4 часа).

И. ШПИЛЕВА

Журнал «Турист» № 10 1988

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Уверенная поступь «Спутника»

Международному молодежному туризму-30 лет

Это был настоящий праздник. На всех площадках вокруг молодежной гостиницы «Орленок», что находится в Москве на Ленинских горах, выстроились нарядные красочные домики, навесы, шатры. Здесь шла бойкая торговля книгами, девушки в ярких сарафанах предлагали деревянные расписные ложки, шкатулки из соломки, игрушки, изготовленные в разных областях нашей страны народными умельцами. В просторном вестибюле гостиницы каждая союзная республика устроила выставку, чтобы показать колорит и туристские возможности региона.

На этом празднике, посвященном 30-летию БММТ ЦК ВЛКСМ «Спутник», присутствовали представители комсомола всех республик, краев и областей нашей страны, а также 25 партнерских фирм из разных стран мира и 5 международных молодежных туристских организаций.

…В 11 утра грянула веселая танцевальная музыка, и вся территория вокруг «Орленка» пришла в движение. Многочисленные гости столицы в прекрасных национальных костюмах, представители общественных организаций, сотни туристов, взявшись за руки, закружились в хороводе.

А спустя некоторое время на просторной террасе начались выступления коллективов художественной самодеятельности — песни, танцы…

— Три десятилетия назад, через год после окончания VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве, — сказал нашему корреспонденту председатель БММТ «Спутник» А. Хохлов, — Центральный Комитет комсомола принял решение о создании туристской молодежной организации. Уже к тому времени было ясно, что необходимо организовать стихийную тягу молодежи к путешествиям, придать туризму воспитательные функции — познание Родины, повышение общеобразовательного, идейно-политического, культурного уровня подрастающего поколения…

— Молодежный туризм — это не только богатая возможность наглядно увидеть историческое прошлое и настоящее нашей страны, революционные завоевания, познакомиться с боевыми и трудовыми традициями КПСС и советского народа, комсомола, увидеть памятники архитектуры, искусства, лучше узнать природные особенности того или иного края, но и встречи и знакомства с интересными людьми, со своими сверстниками, диспуты, дискуссии по острым вопросам сегодняшнего дня, участие в разного рода соревнованиях и конкурсах.

— Когда 30 лет назад «Спутник» начал действовать, в его задачу входил только международный туристский обмен. С середины 60-х годов в его орбиту вошла организация и внутрисоюзных путешествий советской молодежи. За прошедшие десятилетия «Спутник» превратился в мощную организацию, обслуживающую ежегодно более 5 миллионов юношей и девушек нашей и многих других стран.

Чтобы лучше представить объем его работы, приведем несколько цифр. «Спутник» располагает 24 туристскими центрами и гостиницами, которые разместились в живописнейших уголках нашей страны: на Кавказе и в Карпатах, в республиках Прибалтики и Поволжье. В центрах — киноконцертные залы, библиотеки, спортплощадки, бассейны.

— Формы молодежного туризма самые разнообразные, — продолжал рассказ А. Хохлов. — Поездки по стране на туристско-экскурсионных поездах, на теплоходах по морям, рекам и озерам, походы пешие, водные, лыжные, велосипедные. Есть специальные маршруты для школьников и учащихся ПТУ, молодых художников, архитекторов, музыкантов, а также строителей, любителей природы и т. д.

Заслуга «Спутника», создавшего «производственные» маршруты, прежде всего в том, что в его орбиту включаются передовые предприятия, чей опыт, безусловно, представляет интерес.

В Иванове, городе больших трудовых и революционных традиций, организуются специализированные заезды для молодых инженеров, техников, рабочих, которые знакомятся с первым советско-болгарским предприятием на базе Ивановского станкостроительного объединения имени 50-летия СССР и болгарского хозяйственного объединения заводов металлорежущих машин «ЗММ — металлик», выпускающим многооперационные станки с числовым программным управлением. Туристам представляется возможность познакомиться с организацией производства, конструкторским бюро.

Туристы посещают Минский тракторный завод, «Ижмаш» им, Д. Ф. Устинова, запорожский «Коммунар» и молдавский «Мезон», Карагандинский металлургический комбинат и Маргиланский шелковый комбинат и многие другие — всего около 70 предприятий. Они представляют практически все основные отрасли народного хозяйства.

Естественно, маршруты не ограничиваются производственной тематикой. Работники эстонского «Спутника» заключили соглашение с Таллинским Русским драматическим театром, и туристы получили возможность посмотреть вечером спектакль одного из лучших артистических коллективов в республике.

«Спутник» организует поездки для творческой и других категорий молодежи по интересам, посещение мест, связанных с жизнью замечательных людей.

Маршрутами охвачены многие литературные музеи, музеи-заповедники, места, где жили и работали выдающиеся художники, писатели, композиторы, туристы участвуют в фольклорных театрализованных музыкальных праздниках, посещают народные промыслы, ковровые, косторезные производства.

Ребята не только расширяют свои познания в области литературы и искусства, они учатся у писателей, композиторов, художников, деятелей театра, чьи имена стали гордостью нашей страны, высокой нравственности, подвижничеству, стремлению к знаниям, патриотизму.

Это крайне важно в наши дни, когда ставится вопрос о резком повышении гуманитарного образования. Многие годы ошибочно считалось, что в школе нужно делать основной «упор на развитие точных наук, что история, литература, иностранный язык чуть ли не третьестепенные предметы.

Бюро международного молодежного туризма «Спутник» областных комитетов комсомола Российской Федерации и Украины, Белоруссии и Киргизии, Эстонии и Казахстана, других республик разработали маршруты, на которых знакомят с жизнью и деятельностью таких революционеров, как Киров, Куйбышев, Дзержинский, Свердлов, Фрунзе, военачальников Блюхера, Тухачевского, Чапаева, Жукова, Ковпака, Медведева, юных подпольщиков. Туристы встречаются с бывшими воинами-интернационалистами, выполнявшими патриотический долг в Афганистане. Такая встреча прошла во всесоюзном клубе боевой славы «Патриот» в г. Минске. Почти 5 тысяч молодых людей участвовали в работе республиканского турклуба «Мужество». Группы учащихся ПТУ посетили погранзаставы и воинские части Брестского гарнизона.

«Спутник», правда, еще достаточно робко вводит маршруты с активными способами передвижения. Такие походы можно совершить по Сахалинской и Камчатской областям. Красноярскому, Приморскому, Краснодарскому краям, Калмыцкой и Карельской АССР, Литовской ССР. Тут и путешествия в седле, и восхождения на вулкан, и сплав по рекам.

Многочисленным зарубежным гостям «Спутник» дает возможность широко познакомиться с нашей страной — с ее политикой, экономической, социальной жизнью, с ее трудолюбивым народом, почувствовать его миролюбивый характер. Их встречи с советской молодежью, совместные вечера, откровенные разговоры, диспуты в интерклубах способствуют взаимопониманию, укрепляют дружбу.

В 18 городов приезжают иностранцы — слушатели курсов русского языка. Гостям представляется возможность присутствовать на крупнейших спортивных соревнованиях, национальных фестивалях, праздниках песни, духовых оркестров и т. д.
Свыше 50 стран мира принимают через «Спутник» десятки тысяч советских юношей и девушек; они участвуют в круизах по Балтийскому, Средиземному, Японскому морям. Развивается туристский обмен и между городами-побратимами.

Новое в работе «Спутника» — это прямые туробмены не только между городами, но и отдельными предприятиями, школами, университетами, спортклубами.

«Спутник» предложил молодым семьям новую форму отдыха в Болгарии и Румынии, где туристы смогут провести свой отпуск у моря, познакомиться с памятниками архитектуры.

При каждом комитете комсомола союзной республики, края, области есть БММТ «Спутник». Именно здесь юноши и девушки могут выбрать для себя маршруты и отправиться в увлекательное путешествие, которое даст возможность хорошо отдохнуть, многое узнать, со многим познакомиться…  

О. ФОМЕНКО

Журнал «Турист» № 10 1988

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

ПОЗДРАВЛЯЕМ!

С 70-летием

Бориса Васильевича ЕМЕЛЬЯНОВА. Свой трудовой путь он начал рабочим-электриком. Затем работал в МГК ВЛКСМ. Впоследствии возглавил массово-политический сектор культотдела ВЦСПС; преподавал в Высшей школе профсоюзного движения. В течение многих лет Б. В. Емельянов руководил экскурсионным управлением Центрального совета по туризму и экскурсиям. Сейчас т. Емельянов — председатель общественной всесоюзной экскурсионно-методической комиссии ЦС по туризму и экскурсиям.

Борис Васильевич удостоен одиннадцати правительственных наград, звания заслуженный работник культуры РСФСР, он член Союза журналистов СССР.

С 60-летием

Николая Ивановича КОРОСТЫЛЕВА. В прошлом он — инструктор Панковичского РК ЛKCM Белоруссии. С 1971 года — председатель Брестского областного совета по туризму и экскурсиям. Н. И. Коростылев — член ЦС по туризму и экскурсиям; за трудовые успехи награжден орденом «Знак Почета» и Почетной грамотой Центрального совета по туризму и экскурсиям,

С 50-летием

Владимира Васильевича НЯНЬКИНА. В прежние годы находился на комсомольской и партийной работе, в 1974 году был избран председателем Пушкинского городского Совета народных депутатов, а с 1980 года — председатель Московского областного совета по туризму и экскурсиям. В. В. Нянькин — член Центрального совета, член коллегии и Российского республиканского совета по туризму и экскурсиям. Отмечен двумя медалями и нагрудным знаком «За активную работу по развитию туризма в РСФСР».

Журнал «Турист» № 10 1988

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Руководить — значит искать

Перестройка: дело всех и каждого

Молдавский республиканский совет по туризму и экскурсиям вот уже шестой раз подряд удостаивается переходящего Красного знамени за победу во Всесоюзном социалистическом соревновании. Да, туристская организация республики в последние годы достигла неплохих результатов. Конечно, в работе этого совета есть и недостатки, и о них тоже пойдет речь сегодня, но достоинств больше.

В Молдавии нет сегодня убыточных хозяйств, кроме одного, недавно вступившего в строй туркомплекса на Черноморском побережье. Все остальные: туристские гостиницы, базы, бюро путешествий и экскурсий, предприятия питания — не только выполняют, но и перевыполняют финхозпланы.

Девять из десяти туристских гостиниц и баз взяли на вооружение новые методы хозяйствования, внедрили бригадные формы труда, все приготовили для перехода на полную самоокупаемость и самофинансирование. А столичная тургостиница «Космос» и Кишиневское бюро путешествий и экскурсий перешли на полный хозрасчет и самофинансирование. Причем действия администрации «Космоса» оказались настолько эффективными, что сегодня за опытом сюда едут работники туризма из Москвы и Ленинграда, Украины и Прибалтики, Сибири и Средней Азии.

Перейдя на новые методы хозяйствования, Молдавский республиканский турсовет выполнил тем самым один из главных пунктов Целевой программы по коренному повышению качества обслуживания туристов, принятую ЦС по туризму и экскурсиям.

Какие уроки удалось извлечь из первого опыта перестройки? А как с другими пунктами Целевой программы? Такие вопросы были заданы нашим корреспондентом

В. Рощиным председателю Молдавского республиканского совета Виктору Николаевичу Бахмачу.

В. Н. БАХМАЧ: Новые методы прочно вошли в жизнь наших тургостиниц, баз. Очень скоро все почувствовали, какую большую перспективу таит в себе перестройка. Работать стало и выгоднее, и интереснее. Первые шаги в новых условиях вызвали творческий подъем у руководителей тур-учреждений. Ведь сколько всего полезного придумали они по части новых форм работы, усовершенствования материальной базы, подбора и закрепления кадров.

Например, рост объемов туристско-экскурсионных услуг возможен за счет ускорения оборачиваемости мест в турхозяйствах либо благодаря увеличению объема и повышению качества дополнительных услуг. Отдача в первом случае невелика, второй путь более эффективен. Директора наших хозяйств проявили тут изобретательность, умение видеть перспективу, а главное разворотливость, чего не наблюдалось раньше. Сейчас в каждом хозяйстве культивируется от 12 до 25 видов дополнительных услуг, среди которых есть довольно оригинальные. Ну, комнаты тренажеров появились у нас давно, и сейчас гость видит их в каждой тургостинице и на турбазе. Точно так же везде открыты бани-сауны, в тургостиницах «Дойна» и «Нистру» они с бассейнами. Повсеместно работают у нас студии звукозаписи, видеотеки, дискотеки.

А вот новое для нас — оборудование оздоровительных и медицинских кабинетов, комнат, пунктов. На всех турбазах и в гостиницах действуют или готовятся к открытию кабинеты массажа, физиотерапии; в тургостинице «Дойна» вскоре войдут в строй кабинеты подводного массажа, психологической разгрузки, зубоврачебный. Я уже не говорю о таких широко распространенных видах дополнительных услуг, как пользование пунктом проката, торговля на этажах, заказ железнодорожных билетов, такси.

Конечно, пока в общей сумме предоставляемых населению туристско-экскурсионных услуг доля дополнительных невелика — 250 тысяч рублей из 48 миллионов. Но развиваться-то по-настоящему они только начали, потому что появилась прямая экономическая заинтересованность в них. Тенденция же, на мой взгляд, обнадеживающая.

КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ: Действительно, новые задумки в молдавских туручреждениях отвечают духу времени. Но может быть, пойти дальше? Сделать дополнительные услуги еще более разнообразными, внушительными, серьезными? А самое главное, более эффективными и доходными? Обратимся опять же к Целевой программе по коренному улучшению качества обслуживания. ЦС по туризму и экскурсиям прямо рекомендует при капитальном строительстве и реконструкции возводить и оборудовать физкультурно-оздоровительные сооружения: спортивные площадки, тренажерные кабинеты, плавательные сектора, гимнастические городки, полосы препятствий, простейшие крытые спортзалы.

В программе находим и такие строки: «в случае длительного строительства туристских объектов по устаревшим проектам вносить, при необходимости, изменения в эти проекты». Думается, что дальновидным, предприимчивым руководителям эти строки просто открывают зеленую улицу. Почему не изменить проект долгостроя так, чтобы соорудить крытый плавательный бассейн или спортзал? Трудно, конечно, воспринять такую мысль и отрешиться от прежних привычных взглядов, когда в проекте «обрезали» все, даже порой туркабинеты.

Конечно, спортзал или бассейн потребует значительных затрат. Но они же быстро окупятся и будут давать прибыль. Даже в периоды межсезонья. И бассейн, и спортзал можно сдавать в аренду спортивным организациям своего же города. Желающие найдутся: у нас в стране пока еще нет ни одного города, где бы плавательных бассейнов было достаточно.

КОРРЕСПОНДЕНТ: Что думают об усовершенствовании действующих туристских и спортивных объектов в Молдавском совете по туризму и экскурсиям?

В. Н. БАХМАЧ: Может, и не во всей республике и не в каждом туручреждении, но кое-что мы в этом направлении сделали, а кроме того, некоторые объекты запланировали. Начну с тургостиницы «Приетения» в Бендерах. Там совсем недавно начал действовать спортивный зал в переоборудованном полуподвальном помещении. Размер зала 20 х 10 метров. В нем установлены гимнастические снаряды, столы для настольного тенниса, тренажеры. Пользование залом платное.

Вот-вот должен вступить в строй точно такой же зал в кишиневской тургостинице «Турист». Полным ходом идут работы по переоборудованию в спортзал подходящего помещения в дубоссарской тургостинице «Днестровский сад». С бассейнами дело обстоит хуже. Они пока что в планах, хотя и обозримых. Сейчас ведется строительство второй очереди туристского комплекса в Тирасполе с плавательным бассейном. Строится такой и в «Нистру». Ввод в эксплуатацию намечен в 1990 году.

КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ: Да, в Молдавии что-то построено, что-то намечено соорудить. Но предстоит сделать во много раз больше. Ведь сейчас строится вторая очередь тургостиницы «Космос» в Кишиневе. Можно было бы подумать об одновременном возведении если уж не бассейна, то хотя бы спортзала. Но никаких замыслов на этот счет ни у руководства турсовета республики, ни тургостиниц обнаружить не удалось. Жаль. Тем более что понятия о комфорте, требования к нему постоянно растут. Это понимают и многие работники туризма в Молдавии. Начальник службы размещения и обслуживания туристов «Космоса» Т. Лаптева убеждена: «Нужен плавательный бассейн, спортзал, кегельбан и вообще все, что помогает проводить туристу отдых активно». Татьяна Александровна работает в туризме 20 лет. Прежде — в «Интуристе», с 1983 года — в «Космосе», с момента его открытия. Думается, к мнению таких людей небесполезно прислушиваться.

КОРРЕСПОНДЕНТ: Кстати, о бассейне. Мне его довелось увидеть, но не в Молдавии, а на берегу Черного моря, в Краснодарском крае; и не в туристском хозяйстве профсоюзов, а в интуристовском комплексе «Дагомыс». Был там и огромный спортзал, и кегельбан. Значит, возможно. А что же наши, профсоюзные хозяйства?

В. Н. БАХМАЧ: Отставание, конечно, есть. Недостаточно высокий уровень услуг компенсируем, насколько возможно, совершенствованием традиционных форм работы. У нас в республике создана довольно разветвленная сеть походных маршрутов, общедоступных, продолжительностью от одного до пяти дней. Трассы позволяют многое увидеть, узнать и хорошо отдохнуть. А туристская гостиница «Аист» проводит походы круглый год. Очень разнообразна и оригинальна культурно-массовая программа во всех, пожалуй, наших хозяйствах. Образцом тут может служить, и не только, наверное, для Молдавии, тургостиница «Приетения». Все, о чем только что сказано, отмечено в постановлении ЦС по туризму от сентября минувшего года.

КОРРЕСПОНДЕНТ: Но ЦСТЭ назвал и недостатки, отметив, что не получили должного развития водные маршруты на плотах и лодках, не внедрялись виндсерфер, водные лыжи, прокат лошадей и обучение технике верховой езды. Да и в целевой программе сказано: «определить главным критерием оценки качественного уровня работы каждой туристской базы… содержание в них туристской, экскурсионной работы и массовость охвата туристов… походами, прогулками…»

В. Н. БАХМАЧ: В то время когда готовилось постановление, касающееся Молдавии, указанные недостатки, действительно, имелись. Но с тех пор мы многое исправили, учтя критические замечания. География водных маршрутов расширяется, число их, продолжительность увеличиваются. Закуплены резиновые плоты и лодки тургостиницами «Нистру», «Днестровский сад», «Виктория». На плоты сейчас большой спрос, и не только среди наших гостей, охотно путешествуют на них и трудящиеся Молдавии. Спортивные площадки есть почти во всех хозяйствах, кроме разве кишиневских «Космоса» и «Туриста». Все площадки приведены в порядок и предоставлены туристам.

Маршруты на велосипедах мы пустили бы, но у нас бедственное положение с запчастями и взять их неоткуда. Нет и не одной организации, которая бы взялась за ремонт велосипедов. Поэтому сейчас в прокате наших гостиниц из 250 машин — 200 стоят без употребления. Мы бы хотели получить тут помощь от ЦС по туризму и экскурсиям.

Открытие конных маршрутов проблематично. В республике нет для этого условий — вся земля поделена между колхозами и занята посевами, виноградниками, садами. Не думаю, что больше перспектив и в организации пунктов проката верховой езды. Опять же из-за ограниченности возможностей — в Молдавии мало лошадей.

КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ: Рассуждения о невозможности развивать некоторые виды туризма, в том числе конные, велосипедные, можно услышать и от работников турсовета, и от некоторых руководителей туручреждений. Но не все так думают. Несколько иного мнения придерживаются в тургостинице «Дойна». Директор Е. Сизова наметила программу освоения и благоустройства гостиницы и прилегающей к ней лесопарковой зоны. Там предполагается устроить посреди пруда эстраду, проложить дорожки для прогулок, открыть кафе-мороженое, кегельбан, пункт проката лошадей и начать обучение верховой езде. Весной лошади уже были закуплены в одном из сел Криулянского района. Определено и кто будет заниматься животными на самой «Дойне». Так что уж не совеем безнадежна организация верховой езды в Молдавии, пусть речь шла о прогулках, а не о маршруте.

О замыслах директора «Дойны» в турсовете хорошо знают, но пока размышляют об этом с некоторой осторожностью: «Планы хорошие, но посмотрим, что получится». Однако у Сизовой не только планы, уже заказан проект освоения и оборудования парка.

Задумка поддерживается райисполкомом, на территории которого находится гостиница и парк. А потому несколько непонятна нейтральная позиция турсовета. Гораздо логичнее была бы энергичная помощь со стороны последнего.

КОРРЕСПОНДЕНТ: А как республиканский совет ведет работу с кадрами? И руководящими и рядовыми? Кстати, целевая программа выдвигает требования о создании резерва кадров, о выдвижении на руководящие должности работников системы, о четком определении ежегодной потребности в инструкторах-методистах.

В. Н. БАХМАЧ: С подготовкой кадров на разных уровнях дела обстоят неодинаково. Скажем, с директорами тургостиниц и баз вопрос решен. Достаточно сказать, что среди руководителей 10 хозяйств нет ни одного случайного человека. Эти люди, работавшие раньше в самих хозяйствах, в бюро путешествий, в самодеятельном туризме, прослужившие директорами уже много лет и ставшие в полном смысле слова профессионалами. Нам удалось решить вопрос с горничными, техническим персоналом, работниками питания. В основном благодаря тому, что во всех учреждениях перешли на новые методы хозяйствования, получили возможность более широко распоряжаться фондами заработной платы и определять кадровую структуру. За счет этого в два — два с половиной раза удалось повысить заработную плату горничным, техническому персоналу, поварам, официантам. А вот со старшими инструкторами и рядовыми дело обстоит хуже. В половине тургостиниц у нас работают старшие инструкторы очень хорошие, с остальными положение довольно тревожное. Да и не готовят у нас в республике инструкторов, как того требует дело, основательно.

КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ: Как видим, хоть и высока оценка работы Молдавского республиканского совета по туризму и экскурсиям, а дел предстоит еще много. Ведь новые методы хозяйствования не решают автоматически все насущные вопросы, накопленные годами. Необходимо что-то и додумывать самим, искать новые решения, брать инициативу на себя. Умение мыслить, смотреть, видеть перспективу нужны были всегда и во все времена.

Журнал «Турист» № 10 1988

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Адрес добрых услуг

Четвертый этаж корпуса «В» Измайловского туркомплекса — своеобразный командный пункт приема, размещения, обслуживания и отправки почти миллионного потока туристов, ежегодно проносящегося через Москву. Здесь расположено московское городское объединение «Турист». В приемной его генерального директора Л. В. Горбунова деловито стучит телетайп, усталая секретарша ежеминутно докладывает: «Лев Валентинович, Московский совет вызывает… Лев Валентинович, дирекция «Салюта» просит… Лев Валентинович, автобаза на проводе…»

С января нынешнего года существует МГО, собравшее под единым руководством прежние бюро путешествий, приема и реализации туристско-экскурсионных путевок. Как нелегко было складывать равнодействующую из усилий трех партнеров. Ведь каждый стремился к выполнению прежде всего своего плана, а уж затем — общего. Теперь план один.

С созданием объединения аппарат туристского ведомства, естественно, сократился. Но не получилось ли, что на оставшихся «свалился» тройной объем работы?

— Дел, конечно, прибавилось, — рассказал Лев Валентинович, — но значительно меньше стало суеты, ненужных согласований, увязок. Стройнее, направленнее стала работа, каждый отвечает за конечный результат. Для нас этот результат — хороший отдых москвичей. Услуга за услугу. МГО «Турист» предложит гостям все московские достопримечательности. Но взамен попросит так же радушно принять жителей столицы. Последние ведь тоже охотно путешествуют по интересным, познавательным маршрутам. Добиться баланса приема и отправки — такова программа-минимум у молодого объединения.

— Но смогут ли отправляющие бюро обеспечить москвичам такой же комфорт, каким встречают иногородних туристов в столице?

— У нас богатая география отправки, так что интересных и удобных мест отдыха пока хватает, — считает Лев Валентинович. — А потом такие отношения с отправляющими бюро должны стимулировать наших партнеров к развитию материальной базы. Это касается и руководства отрасли. Сегодняшний туризм немыслим без комфорта, а потому требует не скупиться на крупные капиталовложения.

— Москва, естественно, должна задавать тон в обслуживании туристов. Ее гостиницы, ее сервис, ее экскурсии — образец, эталон. Всегда ли это так?

— К сожалению, есть еще сбои, — не скрывает Лев Валентинович. — В основном нарекания туристов касаются автотранспорта: немало случается опозданий автобусов. Бывает, группы расходятся, так и не дождавшись экскурсии. Из-за позднего прибытия машины туристам приходится слушать скомканный рассказ гида, галопом по европам осматривать памятники и музеи — кому же это приятно?..

— Кстати, об экскурсиях. Нам пишут читатели, что их программа частенько меняется прямо «на ходу»: одни поездки заменяются другими.

— Это исключительные случаи. Программа составляется задолго до приезда группы: во время заключения договора между нами и отправляющим бюро. Больше того, наши гости могут сами высказать пожелания, что бы им хотелось посмотреть «сверх плана» — за дополнительную плату мы охотно предоставим им эту возможность. Ну а замены происходят в основном по независящим от нас причинам. Скажем, закрыли музей, а он у нас в плане — что делать? Вот и предлагаем туристам другие варианты.

Другой «камень преткновения» — групповоды. Как заинтересовать их в том, чтобы они всегда были вежливыми, предупредительными, внимательными к нашим гостям, охотнее проводили бы с ними время? Есть идея: платить групповоду за все то, что он сделает для туристов сверх положенного ему по штату. К примеру, купит билеты в театр или кино, организует загородную вылазку или торжественный ужин в честь какого-либо события. Сегодня групповод проводит с группой в день около четырех часов. А не лучше ли было бы прикрепить его к группе на целый день? Есть и такая задумка, на мой взгляд, вполне осуществимая. Что же касается автотранспорта, то размеры существующего парка нас давно уже не устраивают. Будь он побольше, мы могли бы на время всей поездки закреплять за группой один автобус, предоставляя его в полное распоряжение туристов, — кто же откажется от такого?

— Лев Валентинович, а какие новые формы проведения досуга ждут наших гостей? Над чем работает объединение, какие планы строит?

— Прежде всего, назову специализированные туры. Как вам понравится, например, «Москва театральная»? Приезжаете в столицу на 3—4 дня, а вам тут же — билеты в лучшие столичные театры. Или «Москва праздничная»: концерты, экскурсии по городу, салют с Ленинских гор… Подобные туры нам уже приходилось организовывать для различных делегаций, групп ветеранов войны, передовиков производства.

— И, наконец, москвичи: чем порадует их МГО?

— В целях рекламы туристских маршрутов мы пустили по городу рафик — передвижной пункт продажи путевок. В выходные дни его можно встретить в самых людных местах города: на вокзалах, у парков культуры и отдыха, рынков. Подходите, покупайте.

Если нет нужной суммы наличными, можно забронировать путевку или оформить доставку ее на дом. В недалеком будущем оформление путевок станут производить специальные компьютеры: бланк будет печататься прямо на глазах покупателя, как авиа- или железнодорожный билет.

Все шире предлагаем мы туристам услуги московских кооператоров. Обратили внимание, сколько их изделий выставлено на продажу в холлах туркомплекса «Измайлово»? На очереди — фотографирование туристов, а также создание кооператива по расселению приезжающих в частном секторе. Сделаем этакий «мост дружбы» между городами: пусть туристы ездят друг к другу в гости — мы поможем им познакомиться.

Беседу вел А. ЛАДЫГИН

ТУРИСТ-89

Что интересного предложит «Турист» в 1989 году! Составляя план публикаций на будущий год, редакция учла высказанные читателями предложения. Например, раздел «Сто путей, сто дорог» занимает теперь четыре журнальных страницы. Увеличен также объем материалов под рубрикой «ТТТ», им отдано две страницы (раньше была одна).

Журнал опубликует дневник экспедиции по местам дальневосточных путешествий Н, М. Пржевальского, Она будет посвящена 150-летию со дня рождения великого русского путешественника. Редакция продолжит рассказ о подготовке советских альпинистов к траверсу Канченджанги, опубликует очерк и о самом штурме этой гималайской вершины. Читатели познакомятся с московской группой Владимира Чукова. В отличие от группы Д. Шпаро, которая путешествует, как известно, при постоянной авиационной поддержке с Большой земли, эти туристы проявили подлинное мужество, совершив абсолютно автономный поход по льдам Арктики.

Будет продолжено обсуждение острых проблем развития туризма и экскурсий в нашем «Дискуссионном клубе». Журнал откроет новые рубрики: «На орбите «Спутника», «ДФСО и туризм».

Немало зарубежных любителей путешествий живо интересуются туризмом в СССР, природой нашей страны, туристскими центрами и достопримечательностями, памятниками истории и культуры, искусством народов СССР, жизнью и достижениями советских людей.

Для них сообщаем: чтобы оформить подписку на журнал, просим вас обращаться к фирмам, распространяющим советскую периодику, или к представителю В/О «Международная книга» при Торговом представительстве СССР в нашей стране.

Подписка на «Турист» принимается без каких-либо ограничений. Наш индекс 70980. Цена одного номера — 55 копеек. Подписка на три месяца стоит 1 руб. 65 коп., на полгода — 3 руб. 30 коп., на год — 6 руб. 60 коп.

Журнал «Турист» № 10 1988

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области