Культурные мероприятия в Мурманской области на 8 апреля, пятницу

14.00 — «Апрельские шутки» — развлекательная программа (г.Кандалакша, ул.Наймушина, 21, дом-интернат для престарелых и инвалидов).

19.00 — торжественное открытие XI межрегионального конкурса сольного и ансамблевого пения «Браво», который проходит в рамках открытого городского фестиваля детского и юношеского творчества «Аленький цветочек», приуроченного к празднованию 80-летия города Кировска (г.Кировск, ГДК, большой зал).

Информация предоставлена пресс-службой Правительства Мурманской области

Турнир «Что? Где? Когда?» в Мурманске

9-10 апреля в Мурманске пройдет XI-й открытый турнир по интеллектуальным играм «Что? Где? Когда?», «Своя игра» и «Брейн-Ринг» на Кубок губернатора области.

Это ежегодное мероприятие, которое проводится с целью стимулирования интеллектуальных потребностей и творческой активности граждан всех возрастов – от школьников до зрелых людей. География турнира охватывает всю Мурманскую область. 

2011 год стал рекордным по количеству поданных заявок и географическому охвату – в соревнованиях примут участие 54 команды из Мурманска, Североморска, Кандалакши, Кировска, Мончегорска, Заозерска, Апатит, Полярных Зорей.

Турнир в Мурманске носит статус официального. Все команды, принявшие участие, включаются в международный рейтинг МАКа.

В качестве ведущего и почетного гостя турнира выступит игрок элитарного клуба знатоков, магистр игры «Что? Где? Когда?» Александр Друзь.

Организаторами турнира выступают комитет по взаимодействию с общественными организациями и делам молодежи Мурманской области, Мурманская региональная общественная организация «Клуб интеллектуального творчества», Мурманский детско-юношеский клуб интеллектуальных игр «УмC°» и Мурманский областной Дворец культуры им. С.М.Кирова.

Постоянное внимание губернатора Мурманской области Дмитрия Дмитриенко к этому ежегодному мероприятию отражает заинтересованность власти к интеллектуальной активности общества и является очень значимым для развития и популяризации движения «Что? Где? Когда?» в регионе.

Расписание турнира
Первый игровой день 09.04.2011:
11.30 — 12.00 Регистрация команд
12.00 — 12.20 Открытие XI Кубка губернатора по интеллектуальным играм
12.20 — 13.00 Командный турнир «Своя игра»
13.00 — 19.00 Турниры по игре «Брейн ринг» и индивидуальной «Своей игре»

Второй игровой день 10.04.2011:
11.30 — 12.00 Регистрация команд
12.00 — Командный турнир «Что? Где? Когда?» (после двух туров перерыв один час)
По окончании — финал «Своей игры», награждение победителей и закрытие XI Кубка губернатора по интеллектуальным играм.

Церемония награждения:
18.00 – 18.03 – Александр Друзь объявляет о закрытии турнира.
18.03– 18.05 – начало церемонии награждения:
18.05- 18.10 — Выступление губернатора Мурманской области Дмитрия Дмитриенко и вручение победителю турнира Кубка губернатора.
18.10 – 18.20 — Выступление Председателя Комитета по взаимодействию с общественными организациями и делам молодежи Леонида Мостового. Награждение победителей «Что? Где? Когда?» и «Брейн-ринга» студенческий зачет.
18.20 — 18.30 — Награждение победителей «Что? Где? Когда?» и «Брейн-ринга» школьный зачет (Леонид Мостовой).
18.30 – 18.40 — Награждение Победителей Что? Где? Когда? и Брейн-ринга общий зачет (Александр Друзь).
18.40 — 18.45 — Выступление заместителя генерального директора — директора департамента социальной политики Мурманского Морского Порта Н.О. Хвоста.

Вручение Кубка победителю «Своей игры», подарков победителям Своей игры, подарка Александру Друзю.

18.45 — 18.50 — Слова благодарности спонсорам и партнерам.

Информация комитета по взаимодействию с общественными организациями и делам молодежи Мурманской области

Новости на промышленном портале Мурманской области

Карпаты ошибок не прощают!

(Окончание. Начало в № 5)

ВТОРОЙ УРОК 

На разборе трагического происшествия уже дома в Николаеве В. Хоралов говорил:

— 27 января приехал в Рахов П. Назаренко, заведующий отделом безопасности турмаршрутов и самодеятельного туризма ТЭПо «Закарпаттурист». Я понял, что наконец начались спасработы. До этого КСО работали неохотно. Экипировка ужасная, люди в резиновых сапогах…

Как видим, довольно серьезное обвинение в адрес спасателей.

Кстати, эту точку зрения разделяют большинство местных туристов, с которыми удалось побеседовать. Примерно такого же мнения придерживаются и руководители — председатель совета Николаевской областной федерации туризма С. Хайнацкий и директор областного турклуба И. Рура. Не отрицая грубейших ошибок руководителя похода В. Коралова, плохой подготовленности группы, они тем не менее подчеркивали, что, мол, будь спасатели пооперативнее, порасторопнее, скоординируй они лучше спасработы — трагического исхода могло и не быть…

Разберемся, насколько такое толкование печальных событий в Карпатах справедливо.

Петр Николаевич Назаренко — опытнейший турист, имеет за своими плечами сложнейшие походы. Карпаты знает досконально. Всего полтора года он возглавляет Закарпатскую областную КСС. Принял хозяйство слабое, с устаревшей и явно недостаточной материальной базой. Но об этом позже.

Несколько дней с утра до поздней ночи мы кропотливейшим образом анализировали ход спасработ с выездом в район происшествия (буквально час за часом), провели совещание начальников КСО и инструкторов Закарпатской области (многие из них непосредственно принимали участие в поиске). Высказаться дали всем. Беседовали со следователем прокуратуры Раховского района А. Теткиным, изучали документы…

Беру на себя смелость утверждать, что шероховатости в спасработах, возможно, и были, но «проколов», которые привели бы к столь печальным последствиям, смерти четырех человек — нет. Более того, плохо одетые и обутые спасатели, снабженные примитивнейшими радиостанциями, работали в исключительно трудных условиях самоотверженно, рискуя собой. Хочу подкрепить эти слова свидетельством специалистов, которых трудно обвинить в предвзятости.

Старший научный сотрудник Украинского научно-исследовательского гидрометеорологического института, кандидат географических наук. В. Грищенко, начальник снеголавинного отряда А. Аксюк и начальник селевого отряда А. Дезирен, принимавшие самое непосредственное участие в спасработах, рассказывают:

…25 января с утра погода была нелетной. По настоятельной просьбе спасателей все же был вызван вертолет из Ивано-Франковска. К 15.30 он прибыл и в сложных условиях начал поисковые работы. Около 16.00 нам с трудом удалось сесть на приюте Драгобрат и взять на борт двух спасателей Ясинянского отряда.

Вылетели в район бедствия. Условия тяжелые — сильный ветер, болтанка. Верхняя часть горы Близницы и соседних вершин в облаках. Ориентироваться крайне трудно.

Пролетая довольно низко над землей, на участке между приютом Перелесок и г. Близницей, видели следы, большей частью засыпанные снегом.

Двигаясь от овчарни к овчарне, наконец обнаружили группу из трех человек… Сесть было невозможно из-за сильного ветра. Знаками дали знать группе, чтобы она оставалась на месте. (Мы помним, что здесь теплый домик с печкой, запас дров. Есть у туристов и продовольствие. Беспокоиться об этих троих пока не приходится. Надо искать исчезнувшую «пятерку». — В. X.)

Полетав еще немного — погода резко портилась, — вертолет вернулся на Драгобрат и, высадив спасателей, вернулся в Ивано-Франковск.

— В последующие дни мы ежедневно ожидали вертолеты, но погода окончательно испортилась: внизу шел проливной дождь, вверху — густой снег и туман.

Наконец, 28 января погода улучшилась. Безоблачно, но ветер велик. В 11.00 прибыл вертолет из Ужгорода, и мы направились в район бедствия.

Радиосвязь из-за плохой аппаратуры была никудышной. Хочется отметить добросовестность и отвагу спасателей, без сна и отдыха проводивших поиск.

Вот так! Без сна и отдыха трудились люди. Были у них грубые ошибки? Думается, нет. В. Коралов, как мы помним, не мог даже примерно указать место, где он сорвался вниз и потерял людей, оставшихся на гребне. Они могли заночевать в снегу под гребнем или самостоятельно выйти к колыбам, могли спуститься и влево, и вправо. Словом, район для поиска оказался достаточно обширным. И, разумеется, спасатели не подозревали в тот момент о серьезности травмы Юли Пойм. Группа была вполне автономной, с запасом продовольствия. Естественно было предположить, что она где-то «отсиживается», пережидая непогоду.

И тем не менее по сигналу тревоги, принятому Ясинянским КСО, куда явился В. Коралов 25 января в 12 часов дня, а не в 11.00, как он утверждает, уже через часа два спасотряды были готовы к действию. Заказали вертолет. О случившемся происшествии тут же поставили в известность руководство Закарпатского ТЭПО, позвонили и в Киев…

Инструктор Ясинянского КСО И. Мельничук в это время выясняет у В. Коралова обстоятельства, при которых произошло разделение группы, и приблизительное место нахождения ее участников, согласовывает по телефону с начальником Раховского КСО Ю. Вербищуком совместные действия по проведению поисково-спасательных работ.

Гора Близница и ее отроги находятся в зоне действия Ясинянского КСО, поэтому этот отряд выезжает в район горы и идет по маршруту николаевцев, но им навстречу. Погодные условия, плохая видимость не благоприятствуют работе. Когда с вертолета обнаружили трех человек у полонины, ориентироваться в воздухе было крайне трудно — вершины-то в облаках, сильные порывы ветра бросали машину из стороны в сторону, грозя швырнуть на землю. Сесть невозможно. Предположили, что это полонина Браивка (ошибочно! — В. X.). По радио сообщили результаты поиска. Спасотряд, несмотря на снежную круговерть, бросился в этот район.

В. Коралова привозят на автостанцию села Квасы. Здесь условлена его встреча с Раховским спасотрядом. Коралов должен вести отряд по пути своего спуска. Но спасотряда не дождался и самовольно вернулся в поселок Ясиня, на турбазу «Эдельвейс».
Начальник Раховского КСО Ю. Вербищук принимает решение «бросить» спасателей к приюту «Перелесок» со стороны села Билин и начать поиск по пути следования тургруппы. Логика в таком решении была — путь подъема в район горы Старая из села Квасы дольше и сложнее, чем подъем со стороны «Перелеска». К тому же на приюте есть снегоход «Буран», который предполагается использовать в поисково-спасательных работах.

Но где же был руководитель николаевской тургруппы в этот ответственный, решающий момент?

В своей второй объяснительной записке от 27 января он пишет:

«Я прождал на остановке Квасы до 16.30 и понял, что с отрядом мы разминулись… Подумал, что в 17.00 туда уже нечего подниматься — будет темно. Поехал на остановку Кевелив и начал подъем… Поднялся туда, где кончается дорога, метров на пятьсот и упал без сил. Понял, что не дойду. Спустился и уехал в Ясиня узнать, как идут поиски…»

Усилия многих людей (шесть спасотрядов, 63 общественных членов КСО, группа опытных туристов-горников из Кишинева участвовали в поиске. — В. X.) не принесли желанного результата — спасения пострадавших. Но можно ли их винить в этом? Думается, нет! Они мужественно выполнили свой долг.

Кстати сказать, к такому же выводу пришли и участники совещания-семинара, на котором присутствовали начальники областных КСС Украины и представители республиканского и Центрального советов по туризму и экскурсиям.

Но не будем забывать, что по этому печальному факту возбуждено уголовное дело, идет следствие и только суд определит ту или иную меру ответственности участников трагедии.

Наша же задача в другом. Давайте задумаемся вот над чем (уверен, что это имеет самое прямое отношение к теме разбора): на Закарпатскую область, где проживают без малого полтора миллиона человек и куда ежегодно приезжают сотни тысяч отдыхающих и туристов, стремящихся в горы, приходится не более двадцати квалифицированных специалистов, которые имеют жетон спас-службы! Да и те экипированы и оснащены из рук вон плохо. Что же говорить тогда о снаряжении «общественников»? Они идут в горы на спасработы «с чем бог послал». КСС не может сохранить для них на время спасработ даже средний заработок! А ведь люди рискуют здоровьем, а подчас и жизнью… До каких же пор мы будем «пробавляться» голым энтузиазмом?

Дальше — больше! Штаты КСО минимальны — начальник и инструктор. Их зарплата по нынешним временам невелика — соответственно 140 и 135 рублей. Не только семью, себя не прокормишь! А ведь надо всегда «быть в форме», маркировать туристские маршруты, учить общественников и многое другое.

…Когда мы с П. Назаренко отправлялись в неблизкий путь из Ужгорода в Рахов, на место происшествия, то пожилой опытный водитель нашего РАФа Д. Бабич, скептически осмотрев истертые покрышки, с глубоким вздохом сказал: «Может, и доедем…»

С невольной дрожью представил, как они в ту страшную январскую непогоду буквально ощупью «продирались» сквозь плотный туман и снег с дождем по крутым горным серпантинам, ежеминутно рискуя сломать себе шею.

— Это еще что, — заметил горько Петр Николаевич. — У нас, по крайней мере, автомобиль новый. А вот в Раховском КСО машина отработала уже два срока, латана-перелатана. В других отрядах — немногим лучше…

И никто не хочет понять там, наверху, — продолжал он, — что рафики хороши для города. А нам нужны автомобили с двумя ведущими мостами, с галогенными (противотуманными) фарами, полным комплектом запчастей и достатком бензина, которого часто не допросишься…

Длинная дорога располагает к откровенности. О многих бедах КСС успели мы переговорить с П. Назаренко.

— Будь у нас, — сказал он мне (и к этой мысли возвращался затем не раз),— хотя бы две-три специально обученные собаки, трагедии могло и не быть. Мы бы их непременно нашли пусть простуженными, обмороженными, но живыми!..

В самом деле, в Болгарии, Польше, Югославии и в других европейских странах с успехом применяют поисковых собак. В соседней с Закарпатьем Чехословакии, например, этим занимаются работники спасательного центра «Горская служба». Они не раз доказывали, что поиск с собакой позволяет буквально в считанные минуты отыскать человека, находящегося под слоем снега или грунта, под руинами, что часто дает возможность спасти пострадавшему жизнь. Кроме того, сокращаются крупные материальные затраты на продолжительную работу многих спасателей. И только для нас эта простая истина все еще находится «за семью печатями»!

Кстати, коль скоро мы заговорили о затратах, то в нашем конкретном случае стоимость спасработ вылилась в весьма внушительную сумму — без малого четыре тысячи рублей! И благо для закарпатских спасателей, что все расходы взял на себя Центральный совет по туризму и экскурсиям, выделивший недавно на эти цели 200 тыс. рублей. Иначе быть бы им, как говорится, «и разуту и раздету». Ведь часто до этого бывало — проводит КСС спасработы, тратит средства и… ухудшает свое и без того слабое финансовое положение,

…Во многих странах мира спасатели пользуются высоким престижем в обществе, прекрасно оснащены, хорошо зарабатывают. Чтобы стать спасателем, нужно пройти серьезный отбор. И, думается, пока у нас не сложится такая же ситуация, мы будем вновь и вновь нелепо терять самое дорогое — человеческие жизни. Это, как представляется, и есть второй урок, который можно извлечь из нашей печальной истории.

Валерий ХУДАЕВ, наш спец. корр.
Ужгород—Рахов— Николаев—Москва

Журнал «Турист» № 6 1988

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

СРЕДИ ЛЕСОВ И ОЗЕР

Конкурс читателей продолжается

Вопросы конкурса «ГДР — страна туризма»
— По какому принципу строится молодежный туризм в ГДР?
— Назовите три вида размещения туристов в туристских объектах « Югендтуриста».
— Где находится в ГДР самый большой молодежный центр отдыха?

«Югендтурист» — бюро путешествий Германской Демократической Республики. Оно организует туристские поездки как для молодежи ГДР, так и для юношей и девушек всего мира.

Более двух миллионов молодых людей в возрасте до 30 лет могут через «Югендтурист» путешествовать по своей республике и выезжать за границу. Им предоставляются маршруты почти в пятидесяти странах мира, на всех континентах.

В свою очередь гостями «Югендтуриста» становятся юноши и девушки тридцати зарубежных стран. Бюро поддерживает договорные связи с семьюдесятью туристскими организациями — партнерами со всего земного шара. Оно сотрудничает с международными молодежными, студенческими и союзными организациями, такими, как БИТЕЖ, МКСТ, МФМО. Многолетние прочные деловые отношения существуют с советскими представительствами «Спутник» и «Интурист».

«Югендтурист» предоставляет самые различные поездки по ГДР — по городам, на отдых, на спортивные праздники и соревнования, а также тематические. Особой популярностью пользуются активные формы туризма. Любители путешествий размещаются в комфортабельных гостиницах, на турбазах, в молодежных центрах отдыха, которые расположены в красивых местах.

Если советские юноши и девушки едут в ГДР по железной дороге, то первый пункт их пребывания в нашей республике — Франкфурт-на-Одере. Это культурный и промышленный центр на реке Одере. Он насчитывает 75 000 жителей. Гостиница «Югендтурист» находится на площади Республики. В этом высотном здании могут одновременно проживать более 160 человек. Им предоставляется возможность совершить экскурсию по городу, посетить музеи, памятник Освобождения на Зееловских высотах, побывать на Эберсвальд-Финов, где можно увидеть интересное инженерное сооружение — судоподъемник.

Каждый приезжающий к нам стремится посетить столицу ГДР. Она принимает много гостей в любое время года.

В 1977 г. в Берлине была открыта гостиница «Югендтуриста» «Эгон Шульц». В двухстах тридцати ее номерах размещаются восемьсот человек. Есть ресторан, бар, кегельбан, сувенирный магазинчик. Не будем называть достопримечательности Берлина:о них рассказывалось в статье X. Дитце, опубликованной в пятом номере журнала «Турист» за этот год.

Недалеко от Берлина, в Потсдаме-Вердере, на берегу озера Швиловзее стоит гостиница «Югендтуриста» «Теодор Фонтане». Она вступила в строй в 1976 г. и стала любимым местом отдыха. Гостиница предлагает свои услуги не только молодежи ГДР, но и принимает туристов из 30 стран. Двести двадцать гостей проживают в двух флигелях здания в 2—4-местных номерах, многие окна которых выходят на озеро Швиловзее. Нередко здесь бывают спортивно-культурные мероприятия, которые способствуют сближению молодежи. Этому служат, например, вечера, посвященные всемирно знаменитым писателям, встречи с известными спортсменами; киновечера; праздники Нептуна или пикники на озере. Можно покататься на виндсерфере или паруснике. На прокатной станции выдаются лодки, купальные принадлежности, удочки, мячи и т. д. Туристам предлагается множество экскурсий, например, в Потсдам с его неповторимыми достопримечательностями, в старый городок Вердер с музеем плодоводства и молодежным объектом «Хавельобст».

Самой прекрасной жемчужиной в ожерелье озер маркграфства писатель Фонтане назвал озеро Шармютцельзее. Это идеальное место для любого вида отдыха. На лесистых берегах, в 70 километрах от Берлина создан с участием юношей и девушек ГДР большой молодежный центр отдыха. Он занимает площадь около 40 гектаров. Туристы помещаются в домиках (бунгало), где есть радио, мини-кухня, душ, туалет и комнаты на 1—4 человека. Для всех открыты двери клубов, ресторанов, клуба-кафе. Питание предоставляется в большом ресторане с видом на озеро.

Отдыхающие в молодежном центре совершают прогулки на велосипедах и лодках, участвуют в вечерах песен и дискуссиях на берегу у костра, играют в волейбол, кегельбан, настольный теннис. Вечера дружбы проходят тепло и сердечно.

Балтийское побережье, которое образует северную границу ГДР, является, бесспорно, главным местом отдыха как для граждан нашей республики, так и для иностранных гостей. Гости «Югендтуриста» найдут на балтийском курорте Кюлюнгсборн дружеский прием в гостинице «Карл-Фридрих-Вильгельм Вандер». Открытая лишь в 1982 г., она, несомненно, относится к самым современным сооружениям такого рода в ГДР.

Кюлюнгсборн — один из 80 курортов на Балтийском море, который по количеству жителей (8000) и отдыхающих (130 000 ежегодно) считается самым крупным в ГДР. Он занимает 30 гектаров на побережье в кюлюнгсборнском лесу. Отсюда совершаются увлекательные поездки на «Молли» (маленькая курортная железная дорога) до курорта Бад Доберан, а также в портовый городок Росток и в Варнемюнде, также популярное место отдыха на Балтике.

В Ростоке-Шмарле находится необычная гостиница «Югендтуриста». Под нее использовано океанское грузовое судно «Дрезден» водоизмещением в 10 000 тонн. С 1958 по 1969 г. оно бороздило мировые океаны, 32 раза пересекало экватор. Когда судно стало на последнюю стоянку, было принято решение не только сохранить его как техническую достопримечательность, т. к. оно относится к первым 10 000-тоннажным грузовым судам ГДР, но и создать на нем центр культуры и отдыха молодежи. 13 июня 1970 г корабль был передан общественности, и в 1975 г. здесь разместилась гостиница «Югендтуриста», которая может принимать 85 человек. Они живут в 2—4-местных каютах. В их распоряжении ресторан, бар, клуб и сауна. В бывшем грузовом отсеке — спортивный зал. Есть и корабельный музей. Туристам предоставляется обширная программа отдыха и экскурсий.

В другой, столь же привлекательной южной части ГДР, в Наумбурге, находится гостиница «Югендтуриста» «Вернер Ламберц». Она рассчитана на 166 человек. В ней есть спортивный зал, кегельбан, сауна, бар и винный погребок. В Наумберге стоит посмотреть известный собор со знаменитыми скульптурами Уты и Эккехарда. Очень популярны поездки в замки Заален или Рудольсбург.

Надеемся, что наш рассказ о некоторых туристских объектах «Югендтуриста» в привлекательных уголках ГДР с неповторимым ландшафтом и интересными программами пребывания в них, позволит будущим гостям получить некоторое представление о возможных поездках в нашу республику.

Будем рады, если смогли заинтересовать вас.

Ирина ХАЙД ЕЛЬ, постоянный представитель Бюро путешествий «Югендтурист» ГДР в СССР

Журнал «Турист» № 6 1988

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

В ПРЕДДВЕРИИ АДА

Более двухсот лет назад, в 1788 году, Даниил Гаусс, участник Камчатской экспедиции В. Беринга, совершил первое в истории России восхождение — на Ключевскую сопку. Собственно, это событие и положило начало отечественному альпинизму.

Двухсотлетний «юбилей» альпинизма было решено отметить массовым восхождением на Ключевскую сопку. Однако в 1983 году вулкан снова заработал, да так активно, что Институт вулканологии Дальневосточного научного центра АН СССР и Камчатская федерация альпинизма не рекомендовали выходить на склоны вулкана ни в 1987, ни в 1988 году. И вот в июне прошлого года команда Российского республиканского совета ВДФСО «Трудовые резервы» начала свою работу на Камчатке. Основная цель — восхождение на Ключевскую сопку, высочайший работающий вулкан Камчатки.

Сегодня мы предлагаем вашему вниманию фрагменты путевых записок участника этого увлекательного путешествия В. Иванова.

…Еще несколько минут полета, и вертолет зависает у очередного домика вулканологов на высоте 2450 метров. Его хозяева — Андрей Мацеевский и Андрей Савичиц — радушно встречают штурмовую группу экспедиции из 13 человек. Большой группой подниматься на действующий вулкан опасно, поэтому часть нашего отряда останется в основном лагере.

А. Мацеевский, работающий на склонах Ключевской сопки уже пятый год, много рассказывает о вулкане и даже проводит для нас небольшую экскурсию. Вот кратер бокового извержения 1983 года. Огромная черная дыра уходит куда-то в глубь земли. А вот совсем свежий, боковой прорыв павы — две параллельные гладкие стенки образуют желоб, по которому она текла. Внутри желоба теплый мягкий шлак со множеством щелей, выпускающих водяные пары и сернистые газы. Здесь тепло и уютно, хотя и несколько страшновато — вдруг провалишься под землю. Недаром Ключевскую сопку называют «преддверием ада»!

Вершинный конус вулкана закрыт облаками, и просмотреть путь выше 3000 метров не удается. Эта прогулка лишний раз убедила нас, что условия восхождения на Ключевскую сопку очень сложные. Дорога назад, к лагерю, не обходится без «приключений»: со склона вулкана на нас скатывается огромный камень, по-видимому, вытаявший к вечеру из снега. Вулкан сделал предупреждение, пренебрегать которым нельзя!

Метеослужба предупреждает нас о приближающемся циклоне, но это не останавливает. Еще раз обсуждаем варианты восхождения, пытаясь свести к минимуму риск. Решаем выходить на штурм ночью, часа в 4, небольшой группой. Подниматься строго вверх, по неявно выраженному гребешку, оставляя «баран» слева.

Ночью облачность растянуло. Открылся весь путь подъема на вулкан. С близкого расстояния хорошо видны лава, сползающая по склону сопки, выбросы из кратера вулкана — красные светящиеся точки («бомбы»). Прямо над нами основной ориентир — «баран» — застывший лавовый поток, огромная выступающая над ледником нашлепка из шлака с вкрапленными в него камнями. Время от времени они отрываются от вертикальной стены и несутся вниз, оставляя глубокие борозды в снегу.

Стараемся идти плотной группой, чтобы уходящие из-под ног камни не успели набрать скорость. Постоянно приходится предупреждать идущих сзади товарищей о падающих камнях и самому уворачиваться от них. Выше 3000—3500 метров склоны становятся более заснеженными и камнепады уменьшаются. С восходом солнца вулкан снова закрылся облаками. Появляется открытый лед. Надеваем кошки. Прихваченные ночным морозом камни пока хорошо держатся на льду.

Погода явно портится. Начинается снегопад. Неужели пришел циклон, о котором нас предупреждали!

4300 метров. Ощущается высота. Команда растянулась вдоль гребешка, выступающего из-подо льда. В тумане пытаемся не сбиться с выбранного пути. Последние усилия и первая «двойка» поднимается на край старого кратера. Непонятного происхождения взрывы заставляют нас искать более безопасное место. Такое впечатление, что после очередного хлопка из облака на нас посыпятся вулканические «бомбы», укрыться от которых просто негде! А под ногами непрочная порода, содрогающаяся при каждом выбросе…

В кратере тепло. Иногда ветер сдувает облака, приоткрывая вид на новый конус вулкана, поднявшийся над старым (слава богу, спокойным!) почти на 60 метров. Приспускаемся в кратер и проходим вдоль него, оставляя в черном шлаке глубокие следы — почти как космонавты на лунном грунте. Погода продолжает портиться. Совсем рядом слышны раскаты грома. Воздух наэлектризован. «Поют» ледорубы, по которым проскакивают мелкие электрические разряды. Волосы встают дыбом и тоже «электрически» поблескивают. Возвращаемся к месту выхода на кратер. Вода во фляге, которую закопали при выходе на вулкан в фумаролу, за время нашего путешествия по кратеру стала теплой.

Фотографируемся у флага спортобщества «Трудовые резервы», поднятого на вулкан С. Пензовым, мастером спорта из Северодвинска, участником трех экспедиций ВДФСО. Пора возвращаться.

…Вот и домик вулканологов. Все. Восхождение на работающий вулкан Ключевская сопка успешно завершен. Короткий спуск к базовому лагерю. Оттуда — в Ключи и домой…

Журнал «Турист» № 6 1988

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

КРАСКИ КАМЕННЫХ СТРУЙ

История эта восходит еще к тем давним-предавним — в масштабах хотя бы моей собственной жизни — временам (пятидесятые годы!), когда я жил на вулкано-станции в Ключах, собирая материал для романа. Прилежно листая в станционной библиотеке специальные труды, а заодно и зарубежные географические журналы, наткнулся я однажды на рассказ о лавах так называемого гавайского типа извержений, очень жидких и потому обладающих свойством застывать наплывами и как бы даже жгутами. В вулканологии есть и название такого типа — волнистые или канатные лавы.

К тому времени я уже бывал на вулканах Ключевской группы, вдоволь карабкался по их сатанински громоздящимся, исковерканным, испещренным разломами лавам, к лирическому настрою отнюдь не располагавшим. Никакой волнистости, плавности либо витиеватости форм, изначально заданной фантазии. Все грубо зримо, угловато-блочно, определенно. Если уж возникали ассоциации, то самые мрачные.

И вдруг — информация, почерпнутая из монографии старейшего вулканолога Б. И. Пийпа, касающаяся лав Толбачика, замыкающего Ключевскую группу вулканов с юга: «В части покрова, где по нему проходит вьючная тропа, связывающая селения Толбачик и Козыревск, поверхность его свободна от леса… Здесь, в единственном, по-видимому, месте на Камчатке, можно наблюдать в наиболее чистом виде обширное пространство волнистой лавы во всем ее типичном проявлении: канатную структуру ее поверхности, лавовые вздутия… газовые полости».

Иными словами, вулкан Толбачик тоже изливал в незапамятные времена лавы, подобные жидким гавайским!

В 1960 году я впервые проник на них и прямо-таки был очарован их занимательностью, странными вывертами некогда «живой» каменной реки. Возвращался сюда и позже, года четыре спустя. Сколько было сделано тогда снимков, даже редчайших, но… на черно-белой пленке! Между тем появилась слайдовая, и мысль запечатлеть увиденные некогда чудеса в цвете, показать их, как говорится, всему миру, занимала меня все последние годы.

Наконец, я смог осуществить ее.

Вот она, эта самая лава, мощный ее язык, пропадающий вдали в насупленном лесу. Где-то там должна быть и река — то ли Озерная, то ли Толбачик: они здесь расходятся, сходятся, переплетаются, и, не всегда поймешь, где какая…

Выпуклости изверженных базальтов блестят под солнцем как отполированные, но лишь в начале тропы, где путники в старину невольно замедляли ход перед раскинувшейся диковинной панорамой. Да, обзор широк, в направлении вулканов он нескончаем. Хочется что-то сказать, дать оценку увиденному, но нет слов, нет пока и оценок.

По слухам, здесь в тридцатые годы прокатился огненный пал, сплошь оголивший лавовый массив. Что называется — не было бы счастья… Сейчас, спустя полвека, лавы потихоньку начинают зарастать. Этому помогают и обильные пеплы недавнего извержения Толбачика. На них, перемешанных с гниющей листвой и чахлыми древесными ошметками, с занесенным ветрами самосевом, несомкнуто, очагами и в одиночку, напористо рвется к солнцу молодой подрост. Трепетные березки, рябинки, грациозные топольки прыскают, кажется, прямо из цельного камня, иногда из микроскопических трещин в нем…

Но пеплы, по-видимому, засыпали и тот уникум природы, ради которого, собственно, я здесь уже в третий раз: отпечатки древесных стволов, падающих под напором лавы в ее поток и сгоравших без остатка. И, тем не менее, оставлявших навечно след в пластичной, еще дышащей, но уже замедлившей свое грозное продвижение лаве. Разве не чудо!

Однако знакомых мне отпечатков что-то не видно, и отыскать их в провалах каменного покрова, в исполинском его крошеве будет не так-то просто. Ну, найти хотя бы подобные, должны же они быть!

Странная взбугренность лавы привлекла вдруг внимание. Если всмотреться, в ней как бы две разверстых полости внакладку одна над другой. Так, крестообразно, повалились друг на дружку деревья в густеющий расплав, так они и отпечатались в нем.

Отпечаток классический. Некогда здесь произошел разрыв цельной лавовой плиты, довольно мощной в глубину, и ее разъятые части как бы отпрянули одна от другой. Не будем вникать в механизм происшедшего — почему вдруг такое могло случиться. Но могло. Допустим, в результате землетрясения, Разьятие прошло как раз вдоль пустоты от сгоревшего в лаве дерева — так ломается автомобильная ось, имея скрытую в металле раковину. На вертикальном сколе камня виден теперь четкий отпечаток дерева.

Отпечаток коры! Может быть. Но, скорее всего, кора испепелилась мгновенно, и это уже отпечаток обуглившегося ствола. Кое-где внедрились в пористость базальта и угольки, сохранившиеся до наших дней.

И вот еще какая подробность: ниже отпечатка этакие потеки-наплывы с него, подобно тому, как может застывать струйками жидкий металл. Эти висюльки для меня неожиданность: какая же температура была в тот момент внутри лавы! Почему в таком случае пустоты от исчезнувших стволов не оплыли и не сомкнулись!

Надо сказать, что, когда я впервые увидел отпечатки деревьев на здешних лавах, никогда прежде ни в научной литературе, ни в популярной мне не встречалось указаний на возможность подобного феномена, Я был в состоянии легкого потрясения, словно и впрямь совершил первооткрытие! Отчасти так оно и было. Ведь даже в «Занимательной геологии» В. А. Обручева об этом ни слова, хотя о волнистых лавах, свойственных гавайскому типу вулканов, в книге говорится. И только спустя год или два меня в какой-то мере «просветил»… Марк Твен! Путешествуя по Гавайям, он видел лаву, хлынувшую некогда на кокосовую рощу и испепелившую ее. И там, куда упали стволы пальм, в лаве образовались цилиндрические отверстия, а стенки отверстий сохранили четкий рисунок «коры». Все сучья, ветви и даже плоды запечатлелись в той лаве, «словно для того, чтобы грядущий охотник до курьезов природы смог впоследствии любоваться этими оттисками».

А любоваться ими есть все основания, хотя я употребил бы здесь другие глаголы: удивляться, поражаться, недоумевать.

Иногда за оттиск дерева, за полость от ствола можно принять и обычное вздутие, разорванное напором газов. Стенки такого вздутия имеют внутри синевато-коричневый оттенок металлического литья, нисколько не потускневший за века либо даже тысячелетия.

Если же оторваться наконец от всевозможных премудростей лавового покрова, выпрямиться и взглянуть окрест, возникает ощущение, словно попал в некий космически безжалостный камнеход, ломаными торосами готовый сокрушить все и вся. Да ведь он-то и сокрушал когда-то, в жидком своем состоянии! С трудом, но можно представить, как выглядела тогда эта лава, когда душила она землю единым жидким разливом, облицовывала ее холмы, нисходила лавопадами, в точности повторяя рельеф местности — словно посмертная маска, слепок с ее лика!

Вот увал в лавовом панцире — сейчас он выглядит как гигантская черепаха, исполосованная трещинами. И какая же сила понадобилась, чтобы в свой час взломать эту лаву! Возможно, это было землетрясение или карстовые воздействия… Но ведь камень способны разорвать даже слабые древесные ростки!

Сюда бы школьников, студентов водить, здесь геология Земли прослеживается во временной динамике развития так явственно наглядно!

На лаву кричаще, ярко ложатся сейчас пестрые краски осени. Редкие тонкие деревца (березки, лиственницы, топольки и рябинки) щедро струят золото свое и багрец, прозрачную стекловатость красной смородины на серую, черную, кое-где испятнанную лишайниками шероховатую базальтовую твердь. Это сочетание не меньше дразнит глаз, чем, если бы, скажем, та же осенняя пестрота увядания была подчеркнута девственно чистым первым снегом. Трогательны встреченные здесь случайный синий колокольчик, скупой накрап брусники, зябкий прутик родиолы розовой — золотого корня, какие-нибудь неказистые маслята или стесняющийся собственной франтоватости мухомор…

Своеобычны и дико, непередаваемо хороши ландшафты Толбачинского дола. Я рассказал здесь лишь об одном из его потаенно-привлекательных уголков, на которые давно уже, размахивая топорами и визжа бензопилами, наступают несметные полчища лесорубов. Их совестят в прессе, увещевают, пугают картинами тяжкого урона, уже нанесенного природе Камчатки, а они знай себе рубят.

Между тем есть ведь идея создания здесь национального парка, вплотную примыкающего к Кроноцкому заповеднику с его прославленной Долиной гейзеров. Для того чтобы показывать это сурово-живописное великолепие хоть соотечественникам, а хоть и всему человечеству. Зарабатывать не на искоренении реликтовых ельников и всякого другого леса, благодаря которому живем и дышим, а на утверждении в душах людей гордости за свою землю, за всю планету, за неистощимую затейливость ее физических проявлений, за ее к нам доброту. Ибо внутри-камчатский природный комплекс этот ничем не уступает разрекламированному на весь мир Иеллоустоуну. А может, даже и превосходит его в разнообразии курьезов, если иметь в виду еще и волнистые лавы Толбачика.

Леонид ПАСЕНЮК п-ов Камчатка

Журнал «Турист» № 6 1988

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Итоги конкурса учреждений дополнительного образования детей

Министерство образования и науки Мурманской области подвело итоги регионального этапа Всероссийского конкурса учреждений дополнительного образования детей.

Победителем конкурса стал Центр дополнительного образования детей ЗАТО г.Заозёрска. Второе место заняла мурманская детско-юношеская спортивная школа единоборств № 19, а третье место у Североморской городской станции юных техников.

Информация министерства образования и науки Мурманской области

Гора Белуха. Алтай

(См. фото на 4-й с. обл.)

С разных сторон ведут тропы Горного Алтая к Белухе, и всякий идущий по ним бывает очарован белоснежной вершиной, вознесшейся над разломами хребтов, над цветистыми горными лугами и лесными ущельями (см. фото на 4-й с. обложки).

Если пробираться к Белухе с севера по Аккемскому ущелью, то по мере подъема светлые березово-лиственничные леса сменяются густым ельником, кедрами и мрачными, увешанными лишаями пихтами. Тропа проходит по камням, подернутым влажным мхом, круто сбегает в овраги, заваленные глыбами, между которыми журчат невидимые ручьи.

Сверкающая макушка Белухи проглядывает над верхушками деревьев, когда до подножия горы еще далеко, около тридцати километров, и лес еще долго будет скрывать весь массив. Только у Аккемекого озера ясным днем явится во всей красе Белуха, подпоясанная километровой ледяной стеной. И нет на Алтае и во всей Сибири вершины выше и прекраснее ее!

Глядя на белизну снегов, покрывающих гору, кажется, что не придумать более точного названия, чем просто Белуха. Среди местного населения известны и другие ее имена. У алтайцев это «Катын баш» («Голова Катуни») и «Ак-су-рю» («С белой водой»), у киргизов Южного Алтая «Мус-ду-тау» («Ледяная гора»).

Восточная вершина Белухи поднялась на 4 506 м, Западная — на 4 435 м. Первые упоминания о Белухе относятся к концу XVIII века. А первым исследователем, увидевшим Белуху вблизи, был врач Колывано-Вознесенских заводов на Алтае Ф. Геблер, эрудированный и неутомимый путешественник. В 1835 году ему удалось проникнуть в верховья Катуни, осмотреть подступы к Белухе с юга и подняться на нее «до границы нетающих снегов». Ф. Геблер дал первую оценку (хотя и сильно заниженную) высоты Белухи — 11 000 футов. Честь открытия и основательного исследования ледников Алтая принадлежит профессору Томского университета В. Сапожникову. С 1895 по 1911 год он пять раз посетил район Белухи, побывав на всех ее основных ледниках, а в 1898 году вместе со спутниками поднялся на седло Белухи (4 050 м). Сапожников положил начало систематическим наблюдениям за скоростью движения ледников. Результаты своих наблюдений и впечатлений он опубликовал в книгах «Катунь и ее истоки» и «Пути по Русскому Алтаю», ставших первыми путеводителями по этому краю.

Исследования Алтайского оледенения продолжили томские ученые, братья Б. и М. Троновы. Их восхождение на Восточную вершину Белухи в 1914 году с ледника Геблера (Катунского) положило начало альпинизму на Алтае. Посвятив в дальнейшем изучению Алтая свою жизнь, Троновы написали ряд фундаментальных трудов с результатами исследований природы края.

Начиная с 1921 года в районе Белухи работает ряд экспедиций, организованных Обществом изучения Сибири и ее производительных сил, Академией наук СССР, Томским университетом и другими. Участниками экспедиции Геологического комитета в 1926 году были альпинисты Б. Делоне и Н. Зельгейм, побывавшие на нескольких перевалах и вершинах и пытавшиеся взойти на Восточную вершину Белухи по северо-восточному гребню. Впоследствии этот гребень с остроконечной вершиной был назван именем академика Делоне.

В 1925 году, летом, Общество изучения Урала, Сибири и Дальнего Востока организовало первую туристскую экспедицию по Алтаю, поднявшуюся к подножию верхнего ледопада Белухи. А спустя три года Российское общество туристов в брошюре «Маршруты экскурсий по СССР» предлагало уже совершить три 35—55-дневных путешествия к Белухе с посещением ледников.

При этом туристам предстояло передвигаться по железной дороге, в экипажах, лодках и плотах, пешком и на лошадях.

Особенно оживленно стало в районе Белухи в 1933 году. Гидрометеорологический комитет создал здесь две высокогорные станции: в верховьях Катуни и у Аккемекого озера. (Последняя функционирует и сейчас.) В середине лета к Аккемской метеостанции подошла группа 1-го учебного сибирского похода ОПТЭ (Общества пролетарского туризма и экскурсий) под руководством В. Абалакова. Альпинисты взялись совершить полный траверс Восточной вершины Белухи. Борясь с ветром и пургой, только к концу четвертого дня они достигли вершины. Спуск проходил в еще худших погодных условиях.

Учебный поход на Белуху послужил толчком к развитию альпинизма в Сибири. И, наконец, особо надо отметить 1935 год. О Белухе писали газеты всего Союза: здесь состоялась Первая Всесибирская альпиниада, организаторами которой стали ОПТЭ и газета «Советская Сибирь».

Летом 1936 года была покорена Западная вершина Белухи.

После 1938 года Белуха не посещалась почти полтора десятилетия. Только с 1952 года возобновилось паломничество сюда. Прошла альпиниада ВЦСПС под руководством Е. А. Казаковой, заслуженного мастера спорта по альпинизму, участницы памятного траверса Восточной вершины в 1933 году. Под ее руководством в следующем году состоялась альпинистская экспедиция ВЦСПС к Белухе. Отряд переправился из Катанды на правый берег Катуни, вышел через селение Кучерла к реке Аккем, потом к Аргуту и далее вверх по Иедыгему. За 50 дней совершены первопрохождения вершины 50-летия КПСС, Героической Кореи, пик Сапожникова. Путешественников сопровождали 6 проводников во главе с A. Т. Архиповым.

Оказавшись в 1987 году с туристами в Кучерле, я познакомился с трактористом, который знал об экспедиции 1953 года. Более того, оказалось, что его отец был в той экспедиции проводником. Сама Елена Алексеевна вспоминает решение транспортной проблемы в Кучерле не без юмора. Она укомплектовывала здесь караван лошадьми. Время тогда было трудное, поэтому отбор производился следующим образом. Лошадь гоняли по кругу, потом ветеринар, взятый из дальнего колхоза (чтобы не пересекались ведомственные интересы), доставал белый платок, прикладывал его к животу лошади, прижимался ухом и таким образом определял пригодность животного к караванному труду. Экспедиция Казаковой завершилась полным траверсом всего массива Белухи с востока на запад.

В шестидесятые годы наряду с альпинистами все чаще посещают Белуху туристские группы. Но не прекращается и научная работа. Массив Белухи исследуют отряды Алтайской ледниковой экспедиции, Томского госуниверситета под руководством
B. Ревякина и Ю. Кревского. Необычной и интересной оказалась научная программа московских туристов (руководитель М. Комаров), совершивших в 1986 году горный поход высшей категории сложности по ледникам Белухи. Туристы провели эксперименты по использованию биолокационного метода по обнаружению закрытых ледниковых трещин и поиска людей под снегом.

Заглянув в туристские клубы, легко убедиться в том, что не иссяк поток романтиков, путешествующих по Алтаю. Через громадные пространства Сибири, словно гигантский магнит, притягивает к себе Белуха новые поколения людей. И лучшим напутствием им служат слова В. Сапожникова: «…быть на Алтае только туристом — слишком роскошно для туриста и слишком мало для Алтая».

А. СМЫЧКОВИЧ, кандидат физико-математических наук, инструктор лыжного туризма

Литература: Сапожников В. В. Пути по Русскому Алтаю. Новосибирск, 1926; Сапожников В. В. Катунь и ее притоки. Томск, 1901; Казакова Е. А. К вершинам Алтая. М„ 1955; Ревякин В. С. Белуха. Томск, 1968; Тронов М. В. Очерки оледенения Алтая. М., 1949.

Журнал «Турист» № 6 198

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Новый тримаран

Разборный парусно-гребной тримаран «Янтарь-турист» — универсальное судно для туризма и отдыха на воде. Мореходный и остойчивый, маневренный и быстроходный, «Янтарь-турист» подходит для маршрута и по неспокойному морскому заливу, и по тихой речке. Благодаря малой осадке он незаменим на больших, но мелководных водоемах, где не пройдет яхта, пристает к берегу вплотную, его легко вытаскивать на сушу.

Тримаран быстроходен под парусом и веслами. Парусное вооружение — бермудский кэт. В гребном варианте «Янтарь-турист» оборудован двумя парами спортивных весел и подвижными роликовыми сиденьями, как у академических гребных судов. Переход с одного варианта на другой возможен на плаву. С подвесным мотором 2 л. с. скорость при полной нагрузке до 12 км/ч.

В кокпите тримарана свободно размещаются четыре пассажира. Под настилом — сухой отсек для вещей; много места для снаряжения в носовых и кормовой секциях, которые закрываются тентами. При необходимости два человека могут здесь и переночевать.

В сложенном виде судно укладывается в три пакета размерами 1,6х0,6х0,6 м. Это позволяет доставить его транспортом к любой точке маршрута, намного упрощает хранение.

Материал корпуса — алюминиево-магниевый сплав. Размеры тримарана — 6х1,6(2,7)х0,7 м. Осадка корпуса 0,23, швертом 1,01 м. Грузоподъемность 300 кг. Масса 130 кг. Мощность мотора до 8 л. с. Розничная цена 1 200 руб.

Частным лицам по вопросу приобретения тримаранов в личное пользование нужно обращаться в местные торговые организации.

Торговые организации и промышленные предприятия, желающие приобрести прогулочные суда, могут направлять заявки (гарантийные письма) по адресу: 103050 Москва, ЦКБ «Нептун». Справки по телефону 231-10-49.

Журнал «Турист» № 6 1988

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Закажите «НАТАШУ»

Представьте себе, что вы приходите в специализированный магазин, покупаете легкий изящный дешевый автомобильчик и отправляетесь всей семьей в дальнее путешествие в Молдавию, Карпаты или Прибалтику по вьющейся среди лесов и лугов плотной песчано-гравийной дороге с пологими подъемами и спусками…

Прочитавший эти строки, наверное, сразу заинтересуется ценой экипажа, какую он развивает скорость, сколько бензина потребляет. Цена — ну, скажем, не дороже цветного телевизора, средняя скорость — 30—40 км в час, а что касается бензина, то на этот вопрос ответ самый простой: нисколько. Речь идет о веломобиле. «Мотором» у него будут ноги пассажиров.

Пока это мечты — и насчет такого магазина, и по поводу специальных протяженных велотрасс, но первый шаг к их осуществлению сделан. Новгородское ПО «Завод Автоспецоборудование» первым в стране начало промышленный выпуск веломобилей. Пока, правда, по индивидуальному заказу, но решается вопрос серийного производства. Однако правильнее говорить не о веломобиле целиком, а лишь о небольшом наборе деталей, с помощью которого можно превратить в него без какой-либо кардинальной переделки обычные дорожные складные велосипеды типа «Аист», «Салют», «Кама».

…Доктор технических наук профессор В. А. Щеголев заведует кафедрой «Автомобильный транспорт» Новгородского политехнического института, автолюбитель, владелец «Жигулей». Но на работу от снега до снега ездит на велосипеде. И вот эти два увлечения соединились вместе. Впрочем, Валерий Анатольевич еще и педагог, стремится увлечь конструированием подростков. Поэтому три года назад в стенах Новгородского политехнического института (НПИ) создал Школьно-студенческое конструкторское бюро (ШСКБ) — своего рода технический клуб энтузиастов экологически чистого транспорта, в котором есть и шестиклассники, и выпускники НПИ.

Свое детище юные конструкторы назвали — «Наташа». Но такое нежное имя веломобилю или, как говорят сами авторы, полимобилю, они дали не с целью увековечить некую прекрасную незнакомку. «Наташа» — это аббревиатура, расшифровывается так: Н — Новгород, AT — кафедра автомобильного транспорта, А — «Автоспецоборудование», ША — школа № 10 с автомобильным уклоном. А полимобиль потому, что с помощью набора деталей — своего рода «Конструктора» — можно создать не один экипаж.

Ныне существует несколько модификаций «Наташи». Первый вариант — велосипед остается двухколесным, но удлиняется за счет трубчатой вставки, вместо седла появляется удобное сидение с низкой посадкой. Второй — два велосипеда в заводском виде соединяют поперечными стяжками, получается велосипед-спарка. Третий — велосипед-тандем. Четвертая модификация — молодежная, четырехместная: два тандема соединяют поперечными стяжками. Пятая модель — базовая для семейного четырехместного веломобиля (посередине, спереди и сзади прикрепляются еще два сидения), для туристского двухместного (сзади устанавливается большой короб для груза, между седоками тоже располагается груз), для «грузовика» (на шасси устанавливается кузов). Этим, конечно, дело не ограничивается. «Конструктор» дает возможность для самостоятельного творчества. Можно, например, установить рулевое колесо, лобовое стекло, фары, габаритные фонари, тент — и получится «автомобильчик» в стиле ретро.

Ребята возили «Наташу» в Шяуляй на конкурс веломобилей и вернулись обратно не с пустыми руками — с почетной грамотой Научно-технического общества Литовской ССР. На гонке все шесть «Наташ» вошли в первую десятку среди машин, сделанных на основе дорожных велосипедов.

— Собираемся организовать прокат веломобилей на кооперативных началах в Кремлевском парке Новгорода, — говорит Щеголев. — А потом организуем экскурсии вдоль Волхова, к музею деревянного зодчества «Витославлицы», на Перынский Скит, в деревню Вяжищи. Уже конструируем велоамфибию на поплавках — Мячино озеро очень для нее подходит.

Вообще «Наташа» сулит большие возможности для любителей осваивать нетрадиционные виды путешествий. Члены ШСКБ уже подумывают о снегоходе на четырех больших баллонах сзади и двух лыжах спереди — для зимних путешествий. А если прикрепить к базовой модели парус, получится колесная яхта.

Предложенный новгородскими энтузиастами комплект деталей, необходимый для сборки «Наташи», можно изготовить из отходов металлообрабатывающего предприятия, причем на универсальном оборудовании. Как сказал главный инженер «Автоспецоборудования» Г. В. Винокуров, объединение реально может осилить изготовление сотни комплектов в месяц. И чем больше будет заявок на «Наташу», тем скорее раскрутится маховик производства. Поэтому сообщаем читателям адрес объединения: 173003, Новгород, Ленинградская ул.. 64, ПО «Автоспецоборудование».

А. ПЕНЕВСКИЙ

ОТ РЕДАКЦИИ. В одном из ближайших номеров будут опубликованы рекомендации по изготовлению веломобилей.
Журнал «Турист» № 6 1988

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области