КОЛОНКА РЕДАКТОРА

ПРОКАТ И ЭКОНОМИКА

По перрону Казанского вокзала к поезду Москва — Магнитогорск шли двое молодых людей. Один из них нес чемодан, у другого, одетого в штормовку, за плечами был туго набитый рюкзак и гитара. «Ты едешь в отпуск на турбазу. Зачем везешь с собой гитару? — спросил тот, кто нес чемодан. — Ведь ее можно в пункте проката взять». «Ты прав, — ответил парень с рюкзаком, — но я не знал о возможностях пункта проката на турбазе».

А возможности — немалые. Пункты проката есть сейчас практически во всех тургостиницах и турбазах профсоюзов, в туристских клубах. О том, чем они располагают, можно судить хотя бы по тому, что в хозяйствах, скажем, Карельского областного совета по туризму и экскурсиям туристского инвентаря насчитывается более чем на 100 тысяч рублей.

Если раньше путешественников снабжали только туристскими принадлежностями — штормовыми костюмами, палатками, рюкзаками, ботинками, костровыми приспособлениями, то позднее появился еще и спортивный инвентарь: волейбольные и баскетбольные мячи, бадминтон, настольный теннис. Вообще примечательно: прокат на турбазах отражает растущий интерес людей к какому-либо жизненному явлению. Началось широкое увлечение музыкой, массовой песней, и в распоряжении пунктов проката оказались не только гитары, но и аккордеоны, баяны, проигрыватели. Заметили на турбазах «Приетения» (Бендеры) и «Днестровский сад» (Дубоссары) тяготение своих гостей к рыбной ловле и закупили удочки. Молодежь потянулась к виндсерферу, и на стеллажах пунктов проката можно увидеть теперь парусные доски. Появились на улицах городов мальчишки-подростки, гоняющие на скейтбордах, и нынче роликовые доски можно получить в пунктах проката многих тургостиниц. А уж о велосипедах, лыжах, коньках и говорить нечего.

Есть тут и трудности. Руководители хозяйств справедливо говорят о том, что нельзя приобрести по безналичному расчету нужные для проката товары из-за ограниченности существующих лимитов. Напомним, что десять лет назад было принято постановление Минторга и Госбанка СССР о продаже предприятиям и организациям спортивных и туристских товаров по безналичному расчету. Но список товаров, разрешенных при этом к продаже, оказался невелик.

Что ж, пункт проката — один из видов дополнительных услуг, а значит, и одна из статей поступления дополнительных Средств, повышения рентабельности предприятия. В пору хозрасчета, самофинансирования ничем пренебрегать нельзя, все приходится учитывать, что идет в общую копилку.

Правда, тут возникают и другие, побочные, так сказать, моменты. Один из них своевременно учел, например, директор кишиневской тургостиницы «Космос» Р. Фуёр. Держать ли в прокате то, что дает очень маленькую прибыль, а то и вообще ее не приносит? Например, телевизоры. И директор решает — надо держать, принимая в соображение, что репутация предприятия должна быть высокой, ибо она помогает завоевывать «рынок». «Не получим большого дохода за телевизоры, зато потребности туриста будут удовлетворены наиболее полно».

Как видим, в отношении пункта проката тоже существует и своя тактика, и своя стратегия. Плохо только, когда на прокате начинают экономить неразумно, тут и наносят вред репутации своего предприятия. Подносившийся, обветшавший инвентарь продолжают пускать в оборот и получают, конечно, справедливые нарекания туристов. Порванные штормовки, дырявые палатки, заскорузлые башмаки. Это, пожалуй, то, на что наиболее часто сетуют участники походов. Хороший хозяин не пожалеет средств, чтобы поставить мощную сушилку, добротные стеллажи и в результате продлить срок службы инвентаря, а следовательно, и получить выигрыш в средствах.

Так бывает у хорошего хозяина. У такого надо учиться экономике, которая должна быть выгодной не только для предприятия, но и для отдыхающих, именно в этом ее смысл.

Журнал «Турист» № 6 1988

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

ДИЛЕТАНТ НА ТРАССЕ

К чему ведет некомпетентность туристского работника

В рекламном описании нового горнолыжного маршрута «Москва — Златоуст — Москва» указывалось: «Длина трассы в Златоусте составляет 1 300 м с перепадом высот 350 м». И вот мы в Златоусте. Действительно, здесь есть канатно-буксировочная дорога ВЛ-1000-2 длиной 1 128 м. Но перепад высот между верхней и нижней станциями составляет лишь 198 м, а длина трассы — менее 500 м. К тому же туристам приходится спускаться к посадочной станции канатно-буксировочной дороги вдоль опор навстречу поднимающимся вверх лыжникам. Этот отрезок канатно-буксировочной дороги проходит по практически горизонтальной узкой просеке, где жители Златоуста (в т. ч. маленькие дети) катаются на беговых лыжах, санках или просто гуляют. Встречное движение лыжников вверх и вниз создает постоянную угрозу травматизма как для туристов, так и для местных жителей, является грубейшим нарушением правил эксплуатации канатно-буксировочной дороги.

В последний день нашего катания трос канатно-буксировочной дороги соскочил с направляющих роликов в нескольких местах, а на верхнем участке дороги упал на землю. Только по счастливой случайности никто из людей не получил увечья.

На собрании группы туристов с участием представителей бюро путешествий и экскурсий Златоуста выяснилось, что источник неправильной информации — златоустовское бюро. Ссылаясь в основном на свою некомпетентность в вопросах горнолыжного спорта, директор бюро Т. Чаплина пыталась свалить вину за дезинформацию туристов на давно уволившегося директора местной гостиницы «Турист». Выходит, что договоры, на основании которых туристы едут за 2 000 км от Москвы по дорогостоящим путевкам, подписывают некомпетентные люди по данным из непроверенных источников! Трудно поверить этому. В действительности, сотрудникам бюро достаточно было заглянуть в технический паспорт на канатно-буксировочную дорогу, составленный и заверенный в 1987 году Челябинским областным советом по туризму и экскурсиям. Этот паспорт с остальной технической документацией на канатно-буксировочную дорогу содержит все необходимые данные (в частности, там указан перепад высот в 198 м, а не 350 м!).

«Некомпетентностью» организаторов следует, наверное, объяснить и то, что в течение нескольких дней туристы были вынуждены добираться до места катания пешком по скользким улицам города с инвентарем весом не менее 10 кг (30—45 мин в один конец).

Только после продолжительных переговоров с бюро путешествий группе был предоставлен автобус для подвоза к месту катания и обратно в гостиницу в счет планировавшейся ранее экскурсии по Челябинску.

Не лучше выглядит в этой истории и Московское городское бюро реализации туристско-экскурсионных путевок. В справке, подписанной В. Мамаевым, который был специально командирован а Златоуст для проверки условий пребывания туристов на предполагаемом маршруте, указано, что длина трассы составляет 500—600 м (а не 1 300!). Московское бюро реализации туристско-экскурсионных путевок скрыло даже эту завышенную цифру (трасса такой длины потенциально возможна, но не была подготовлена) и указало в рекламном описании ложные сведения, присланные из Златоуста.

Следует отметить, что Московское городское бюро реализации туристско-экскурсионных путевок уже не впервые показывает себя с такой неприглядной стороны. Достаточно вспомнить продажу в прошлом году путевок на фактически несуществующий горнолыжный маршрут «Москва — Теж-Лер (Армения) — Москва», когда турбюро Кировакана было вынуждено перевести московских туристов (в т. ч. автора этого письма) в Цахкадзор с последующей выплатой в Москве разницы между стоимостью путевки в Теж-Лер и фактической стоимостью пребывания в Цахкадзоре. Московское городское бюро по реализации путевок было прекрасно осведомлено об отсутствии горнолыжной трассы в Теж-Лер, но продолжало продажу горнолыжных путевок на двухнедельный отдых стоимостью 265 рублей!

По поручению группы Н. КОСТЮКЕВИЧ,

Москва

Журнал «Турист» № 6 1988

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

ШАГ ВПЕРЕД, ДВА…НА МЕСТЕ?

ПЕРЕСТРОЙКА: дело всех и каждого

Около трех лет минуло с тех пор, как ЦК КПСС, Совет Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ приняли Постановление о мерах по дальнейшему развитию туризма и совершенствованию туристско-экскурсионного обслуживания населения в стране в 1986—1990 годах и на период до 2000 года. Перед туристской отраслью наряду со многими министерствами и ведомствами были поставлены конкретные задачи: резко поднять уровень туристского обслуживания, обеспечить людям активный оздоровительный, познавательный отдых, основанный на услугах современного, на уровне мировых стандартов сервиса. Что сделано и что делается по выполнению этого постановления!

Несмотря на некоторые позитивные изменения в практике руководства республиканскими, краевыми, областными советами по туризму и экскурсиям, стиль и методы работы Центрального совета еще не соответствуют современным требованиям. Слабо, например, действуют комплексные бригады Центрального совета. Лишь менее 20 процентов всех командировок сотрудники используют для практической помощи местным организациям.

Львиная доля рабочего времени в командировках уходит, как и прежде, на подготовку многочисленных постановлений, справок и информации. В позапрошлом году было принято аж двадцать постановлений на предмет того, как улучшить качество обслуживания туристов.

Столь же обильно плодились бумаги и в году минувшем, а дело почти не движется в лучшую сторону.

Возьмем одну из важнейших задач нынешней пятилетки — работу с кадрами. Нельзя сказать, что в этом деле решительно все осталось по-прежнему. Перемены чувствуются, но какие? Только в 1986 году в советах поменялись 35 председателей и 59 их заместителей. Практически каждые два года сменялись руководители в Хабаровском краевом совете. Во Владимирском областном совете предпоследний председатель сумел удержаться на своем месте чуть больше полугода. Безрадостная картина и в бюро путешествий и экскурсий: на должности руководителей здесь нередко еще попадают люди случайные. Из 964 директоров бюро путешествий и экскурсий в 1986 году сменились 215. Каждый четвертый!

Директором Моршинского бюро (Львовская область) назначили В. Аношина, которого практически не волновали интересы коллектива. Сотрудники выразили ему недоверие, коллегия Львовского областного совета освободила В. Аношина от работы. По той же причине долгое время лихорадило коллектив Киевского бюро путешествий и экскурсий. В Центральный совет и другие организации поступают сигналы о серьезных недостатках в руководстве Бакинским, Волгоградским, Костромским, Курганским, Нарвским, Рижским, Фрунзенским и другими бюро путешествий и экскурсий. За последнее время коллегия ЦСТЭ не раз отмечала, что проекты постановлений, подготовленные управлениями, носят общий, декларативный характер. В них не указаны сроки исполнения. Нередко на заседаниях коллегии строго и нелицеприятно спрашивали с работников, представивших на обсуждение «сырой», наспех составленный документ. Но инерция продолжает действовать.

Главная «болезнь» еще не преодолена: не организован четкий контроль за исполнением принятых решений.

В слово «перестройка» вкладывается, прежде всего, созидательный смысл. Без крупного расширения материальной базы туристскому хозяйству сегодня не обойтись. Только в прошлом году на строительство новых объектов было выделено 105 млн. рублей. Скоро появятся новые туристские гостиницы, базы, кемпинги, приюты, которые смогут дополнительно принять одновременно 8 тыс. человек. На действующих туристских базах войдут в строй еще 3,5 тыс. мест. Однако, как и два года назад, далеко до завершения строительство туристских гостиниц во Владимире, Вологде, Калинине и Ярославле (Минсевзапстрой СССР), Волжском, Сочи, Майкопе, Домбае, Казани и Приэльбрусье (Минюгстрой СССР), Новосибирске и Свердловске (Минуралсибстрой СССР), Владивостоке (Минвостокстрой СССР), в Гудаутах и Очамчири (Минстрой Грузинской ССР). Строительство этих объектов ведется больше десяти лет. Практически не развивается материальная база туризма в таких популярных туристских районах, как Алтайский край (зона Минуралсибстроя СССР), прибрежная зона Байкала (Минвостокстрой СССР), в Эстонии и Латвии. Не начато строительство новых гостиниц в Магадане, Запорожье и Виннице, Кирове и Калуге, Горьком, Котласе и Новгороде, хотя эти стройки заложены в план двенадцатой пятилетки!

Разработаны проекты кемпингов с применением деталей домов заводского изготовления. Построенный по этим проектам спальный корпус турбазы «Сокол» отвечает всем современным требованиям. Однако внедрение и выпуск домов по новым проектам затягивается по вине Минлеспрома СССР.

Недавно коллегиями Центрального совета по туризму и экскурсиям, Министерства торговли СССР и Центросоюза подписано соглашение «О дополнительных мерах по улучшению организации питания туристов». Казалось бы, дело хорошее. Однако существуют препоны, которые мешают претворить в жизнь и это постановление. Туристские организации, например, остро нуждаются в разборных кафе типа «Смоленск», которые можно в любое время быстро и без хлопот установить рядом с турбазой или кемпингом. Смоленский завод «Торгмаш», который их выпускает, предлагает только 10 таких конструкций в год. А нужно как минимум 70—75!

Развитие зимнего отдыха сдерживает недостаток современных, отвечающих техническим требованиям горнолыжных подъемников.

Выполняя постановление партии и правительства, Куйбышевский завод монтажных заготовок Минмонтажспецстроя СССР в 1986—1987 гг. изготовил 10 буксировочных горнолыжных подъемников. Однако лишь один из них, в Приэльбрусье, недавно начал действовать. Остальные лежат мертвым капиталом на территориях турбаз. Советы по туризму не подготовились к монтажу подъемников. А в Центральном совете упустили из виду эту работу.

Коренной сдвиг к лучшему наметился лишь в самое последнее время — в связи с переходом туристских организаций на новые методы хозяйствования. Изменяются формы и методы управления отраслью. Вместо прежних пяти планируемых показателей введены всего два: объем реализации услуг и прибыль, а также долговременные экономические нормативы, стабильные по годам пятилетки. Наряду с усилением централизованного начала в руководстве экономикой туризма повышена роль и основного звена — туристского предприятия. Создаются туристско-экскурсионные объединения, способные лучше решать насущные задачи отрасли.

Расширяется хозяйственная самостоятельность предприятий в планировании, обновлении основных фондов, социальном развитии. Новые методы хозяйствования требуют от коллективов активно, своевременно и четко выполнять то, что намечено, заинтересованно участвовать в делах отрасли.

А. ДУБРОВСКИЙ, Л. НИКОЛАЕВ

Журнал «Турист» № 6 1988

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

НАЗНАЧЕНИЯ

Коллегия Центрального Совета по туризму и экскурсиям назначила председателями областных советов:

Вологодского — т. Плеханова Ю. Н., 1953 года рождения, трудовую деятельность начинал инженером, был на комсомольской работе, затем — председатель областного Бюро международного молодежного туризма «Спутник»,

Северо-Осетинского — т. Пронского В. М., 1953 года рождения, трудовую деятельность начал рабочим, окончив университет, стал учителем; затем — на комсомольской, партийной работе;

Ульяновского — т. Бондаря Ю. Ф., 1951 года рождения, в прошлом — инженер, заместитель председателя областного совета по управлению курортами профсоюзов;

Кировоградского — т. Катренко А. Н., 1939 года рождения, ученик формовщика, учитель, затем — на партийной работе;

Восточно-Казахстанского — т. Присяжного Ю, И., 1947 года рождения, был рабочим, затем — на комсомольской, хозяйственной работе, последнее время — директор гостиницы «Турист»;

Уральского — т. Абылгазина Б. X., 1949 года рождения, инженер, затем — на комсомольской, партийной работе.

К СТОЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ

Открытие музея Н. И. Вавилова приурочено к столетнему юбилею знаменитого генетика.

Музей располагается на территории Мардакянского дендрария Института ботаники АН Азербайджана. Посетители смогут ознакомиться с памятными фотографиями и трудами ученого. Особое место в экспозиции уделено пребыванию Н, И. Вавилова в республике, его роли в развитии науки в Азербайджане — ведь это по его инициативе было открыто республиканское отделение Всесоюзного института прикладной ботаники и новых культур.

Новый музей не первый в дендрарии. Рядом расположен Дом-музей С. Есенина, создавшего здесь свои «Персидские мотивы».

Журнал «Турист» № 6 1988

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

ЧИТАЙТЕ В БЛИЖАЙШИХ НОМЕРАХ

Судьба Пантелея Пянды. По пути русского землепроходца, который первым вышел на сибирскую реку Лену.

Рядом с Н. В. Крыленко. Воспоминания ветерана советской журналистики и туризма Б, Б. Котельникова о встречах с первым и бессменным председателем Общества пролетарского туризма.

Чимбулак встречает гималайцев. Сбор советских альпинистов на Тянь-Шане — экзамен перед Канченджангой.

Новинки самодельного снаряжения: катамаран из детских надувных «бревен», спасжилет-коврик, герметичный рюкзак.

К полюсу на собаках. Беседа с участником готовящейся международной экспедиции в Антарктиду В. Боярским.

Взгляд на путешествующего человека. Народный артист СССР Донатас Банионис размышляет о культуре путешествий, о добром имени туриста. Встреча по вашей просьбе.

Актуальная статистика. Мастер спорта В. Ф. Шимановский анализирует данные аварийности в спортивном туризме.

На «диком» берегу. О том, как страдает природа в местах массового отдыха горожан. Проблема ждет решения.

Булинь, пчелка, стремя и другие секреты вязания походных узлов. Советы бывалых.

Маршрут начинается у околицы. Туризм в маленьких городах и поселках. Корреспонденция А. Булгакова из Красноярского края.

Вместе весело шагать. Семейный туризм: опыт и проблемы развития. «Круглый стол» журнала.

Журнал «Турист» № 6 1988

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Турист на МАЗе

…Просторное фойе Дворца культуры и техники МАЗа походило в этот вечер на своеобразный туристский бивак. Минчане демонстрировали снаряжение для походов, изготовленное своими руками. Москвичи тоже выставили некоторые образцы продукции мастерской Московского городского центрального турклуба. Звучали туристские песни. Теплая, дружеская обстановка.

Утром того же дня состоялся деловой разговор. Минский автомобильный завод — головное предприятие объединения Белавто-МАЗ — налаживает выпуск автоприцепов-дач, которых с нетерпением ждут автопутешественники и туристско-экскурсионные хозяйства страны. Редакция журнала «Турист» установила шефство над изготовлением дач на колесах. Заместитель технического директора объединения А. В. Гребень рассказал о проблемах, связанных с освоением новой для завода продукции. В деловой встрече участвовали также представители МГЦТК.

Они сообщили, в частности, о результатах испытаний дач на колесах типа «Бастай», предложили свои услуги в разработке образцов тента-веранды для автодомика. Быть может, их опыт поможет заводским специалистам выпустить добротную, надежную и комфортабельную автодачу. Когда все собрались в зале Дворца, заместитель главного редактора Н. П. Донской сделал сообщение о работе редакционного коллектива, поделился планами издания, ведь журнал намерен уделять больше внимания нуждам и заботам самодеятельных туристов. Всех увлек живой рассказ руководителя парусных путешествии кандидата физико-математических наук А. М. Смычковича. Вот уже несколько сезонов: летом — по морям и рекам, а зимой — по льду и снежному бездорожью — путешествует его группа в отдаленных районах страны. Как именно это происходит, собравшиеся убедились воочию, посмотрев цветные фильмы об «одиссее» на буерах по зимнему Байкалу и парусных вездеходах по Приполярному Уралу.

Следующая страница выпуска была отдана любителям самоделок. Ее представлял руководитель хозрасчетной мастерской и общественного туристского конструкторского бюро МГЦТК А. С. Блюдов. Минчане получили приглашение председателя комиссии московских автомототуристов М. Е. Щербакова: он предложил совместное автопутешествие по местам боевой партизанской славы Белоруссии. В заключение выступил вокальный дуэт — актрисы московского театра-студии «У Никитских ворот» Т. Хазанова и Н. Жданова порадовали исполнением песен Б. Окуджавы, Ю. Визбора, В. Долиной, А. Розенбаума.

На вечере группе туристов были вручены почетные дипломы журнала «Турист». Так редакция отметила их успехи в развитии и пропаганде активного отдыха. Заместитель председателя Белорусского республиканского совета по туризму и экскурсиям П. П. Сакович вручил журналу почетный диплом Белтурсовета.

Встреча положила начало творческому содружеству редакции журнала «Турист» и трудового коллектива автомобильного гиганта в Белоруссии.

Журнал «Турист» № 6 1988

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

ВСЕЙ СЕМЬЕЙ

«Волжский прибой» — одна из шести профсоюзных турбаз Костромской области, где отдыхают родители с детьми.

В начале семидесятых годов крепко взялись здесь за сооружение туристских баз в красивейших местах, «Волжский прибой», например, построен на средства и силами текстильных предприятий, трудящимся которых были гарантированы путевки на отдых. В те же годы появились на карте области турбазы «Лунево», «Сосновый бор», «Берендеевы поляны», «Ветлуга».

И сразу было решено — будем принимать на отдых родителей с детьми. Костромичи охотно откликнулись на такое приглашение, а вслед за ними поехали сюда и семьи трудящихся со всей страны. В 1986 году здесь встретили около 30 тысяч семей туристов и родителей с детьми, причем юные путешественники составили почти треть. А к концу пятилетки планируется довести эту цифру до 50 с лишним тысяч.

К сожалению, как и в прежние годы, мешает детскому туризму нехватка инвентаря и снаряжения: обуви для походов, небольших рюкзаков, велосипедов, байдарок, надувных плотов, простых лодок. Фонды и лимиты на их приобретение много лет явно недостаточны.

Назвали «Гренадой»

Десять лет назад на борисовский завод «Автогидроусилитель» пришла телеграмма из Белорусского республиканского совета по туризму и экскурсиям, в которой желающим заняться велосипедным туризмом предлагалось приехать в Ждановичи, Владимир Карасик и Валентина Бабицкая поехали на базовые сборы. После трехдневной подготовки в лагере они отправились в восьмидневный поход по Минской и Гродненской областям. Он запомнился Владимиру не только потому, что был для него первым. Главное — сложился хороший коллектив.

Потом у Владимира было много походов, но ребятам из кружка «Гренада», с которыми «возится» уже пять лет, он рассказывает чаще именно о том первом, самом трудном и самом памятном.

В «Гренаде» занимаются мальчишки и девчонки разного возраста. Походы сплотили, закалили ребят.

Сегодня велотуризмом увлеклись не только свои, заводчане и их дети, но и на других предприятиях города. И уже несколько лет местные ребята — бессменные чемпионы республики. Ну что ж, хорошее дело и ростки хорошие.

Журнал «Турист» № 6 1988

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

ИЩЕМ ЗАКАЗЧИКА

Жителям Львова можно только позавидовать — им до Карпат рукой подать. Многие выезжают сюда в выходные дни. Только вот незадача: крайне мало канатных подъемников. Предприятия, нацеленные на выпуск таких систем, — куйбышевский завод монтажных заготовок, таллинский завод «Террас», не поспевают за спросом на эти изделия.

Андрей Степанович Лавитский, кандидат технических наук, преподает сопромат в Львовском лесотехническом институте. Подъемниками занимается давно, с 1968 года. В окрестностях поселка «Славско», расположенном в 130 километрах от Львова, нет канатной дороги, установленной без участия Лавитского. Он внес немало усовершенствований — например, предложил крепить линейные опоры конструкций на специальных металлических основах с последующей их защитой грунтоцементной смесью. Это позволило практически исключить бетонные работы, губительно влияющие на окружающую среду.

А. Лавитскому и его единомышленникам Николаю Сагайдаковскому и Олегу Гредилю, младшим научным сотрудникам института в течение двух лет удалось создать малый и, главное, недорогой буксировочный подъемник. Детали и механизмы его были по заказу изготовлены на разных заводах, а установили дорогу сами энтузиасты в районе того же поселка «Славско». Проведенные испытания показали, что подъемник удобен и безопасен в эксплуатации. Производственное объединение «Киевтрактородеталь» взяло на себя его серийное изготовление…

Итак, новая оригинальная конструкция прошла испытания и готова к выпуску. Дело, как говорится, за малым — найти серьезного заказчика. Кто же возьмет на себя эту ответственную роль? Ждем ваших предложений.

А. АНДРОННИКОВ г. Львов

Журнал «Турист» № 6 1988

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

МУЗЕЙ СЛАВЫ

Этот музей открыт на турбазе «Лисицкий бор». Экспозиция рассказывает о героических подвигах 31-й армии, сыгравшей решающую роль в Калининской оборонительно-наступательной операции и освобождении города Калинина от немецко-фашистских захватчиков.

Идея создания музея родилась у ветерана 31-й армии М. Е. Овчарова. Как говорит он сам: «хотелось наглядно рассказать молодым о подвигах военного поколения, освятить памятью героического прошлого эти места, где ребята отдыхают». Место для музея выбрано не случайно. Именно здесь, на территории Калининского района, в октябре — ноябре 1941 года войска 31-й армии сдерживали бешеный натиск противника, рвавшегося к Москве. Отсюда в начале декабря 1941 года, форсировав Волгу, советские воины начали победную наступательную операцию. Каждая пядь здешней земли полита кровью воинов 31-й армии, а местные жители до сих пор хранят теплые воспоминания о ее героических делах.

Поиски экспонатов для будущего музея были долгими, кропотливыми. Собирали документы, неизвестные фотографии военной поры, свидетельства очевидцев. Одних анкет было разослано участникам тех памятных событий более четырех тысяч.

Помогали Михаилу Ефремовичу работники партийных и советских органов, сотрудники Калининского государственного объединенного историко-архитектурного и литературного музея, областной совет по туризму и экскурсиям. Комнаты музея оформил художник художественно-производственных мастерских Калининского отделения Художественного фонда РСФСР А. А. Садков. Планшеты, стойки для турникетов изготовили рабочие Калининского мебельного комбината и вагоностроительного завода.

И вот наступил долгожданный день. Михаил Ефремович Овчаров проводит первую экскурсию по музею боевой славы. Красочно оформленный стенд рассказывает о славном пути 31-й армии от Калинина до Чехословакии, а основная часть экспозиции посвящена участию армии в Калининской оборонительно-наступательной операции, освобождению города Калинина. Здесь же можно увидеть пожелтевшие строки красноармейской газеты Калининского фронта «Вперед на врага», неизвестные доселе снимки, отпечатанные с негативов фотокорреспондента Б. Е. Вдовенко…

Внимание первых посетителей привлекла пояснительная табличка на одном из разделов музейной экспозиции: «Оружие и снаряжение, собранное мастером предприятия «Калининэнергоремонт» Мячиковым А. М. и его товарищами на местах боев 31-й армии».

На открытии музея были и те, кто когда-то прославил ратным подвигом свою армию. К боевым товарищам обратился с приветственным словом председатель Калининского отделения совета ветеранов 31-й армии Б. А. Шишов, выступили партийные и советские работники, представители общественности…

Впереди у музея долгие годы работы. Хочется верить, что музей станет новым центром военно-патриотического воспитания, будет полезен и интересен отдыхающим на турбазе.

С. ЛАЧИН

Журнал «Турист» № 6 1988

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Ррегиональный конкурс«Юный искусствоЕД»

На базе детской школы искусств им. В.И. Воробья прошел III региональный конкурс учащихся детских школ искусств Мурманской области по истории искусств «Юный искусствоЕД».

В двух номинациях «Теоретический конкурс. Индивидуальная письменная работа» и «Практический конкурс. Командный» приняли участие 41 учащийся в возрасте от 12 до 16 лет из городов Кола, Кировск, Ковдор, Мончегорск, Мурманск, Североморск, Оленегорск и поселков Никель и Росляково.

В командном конкурсе, который предполагал общий зачет всех баллов представлявших детскую школу искусств или художественную школу участников, победителями стали:

I место – детская художественная школа г.Мурманска, преподаватель Северьянова Г.С.,

II место – детская школа искусств п.Росляково, преподаватель Мингазова А.А.,

III место – районная детская школа искусств г. Кола, преподаватель Сенегина О.Н.

В индивидуальном конкурсе победителями стали:

Гран-при – Починкова Ольга, учащаяся детской художественной школы г.Мурманска, преподаватель Северьянова Г.С., 

I место – Шумченко Татьяна, учащаяся детской художественной школы г.Мурманска, преподаватель Северьянова Г.С.,

II место – Степаненко Валерия, учащаяся детской школы искусств п.Росляково, преподаватель Мингазова А.А., 

III место разделили Рабчевский Демид, учащийся детской художественной школы г.Мурманска, преподаватель Северьянова Г.С., и

Олькина Александра, районная детская школа искусств г. Кола, преподаватель Сенегина О.Н.

Информация комитета по культуре и искусству Мурманской области

Новости на промышленном портале Мурманской области