Мероприятия с участием Людмилы Чистовой на 27 января, четверг

15.00 – заместитель губернатора Мурманской области Людмила Чистова проведет заседание комиссии по обеспечению отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными средствами (г.Мурманск, пр.Ленина, 75, средний подъезд, IV этаж, малый зал).

Протокольная съемка до 10 минут. Планируется подход к прессе до начала мероприятия. 

17.00 – заместитель губернатора Мурманской области Людмила Чистова проведет заседание оргкомитета по подготовке и проведению празднования 50-летия полёта Юрия Гагарина в космос (г.Мурманск, пр.Ленина, 75, средний подъезд, II этаж, овальный зал).

Протокольная съемка до 10 минут. Планируется подход к прессе до начала мероприятия.

Информация предоставлена пресс-службой Правительства Мурманской области

Знаки на окнах

Преподаватель архангельской автошколы ДОСААФ В. Доронин в статье «И стены учат», опубликованной в журнале «За рулем» № 2 за 1984 год, предлагает коллегам-преподавателям высказать свое мнение о том, как должны быть оформлены стены классов, где обучают водителей транспортных средств. Я полностью согласен с суждениями автора. Мне удалось в своем классе сохранить знаки открытыми с обычной подсветкой. Считаю, что закрывать знаки, когда их количество перевалило за две сотни, значит собственноручно создавать дополнительные трудности себе и курсантам в изучении одной из важнейших тем Правил дорожного движения. Ведь только для запоминания правильных названий нужны многократные систематические тренировки курсантов под руководством преподавателя и самостоятельные. Последнее при «матовом» варианте знаков исключено полностью, а первое ограничено целым рядом факторов (привязанностью преподавателя к пульту, необходимостью каждый раз включать и выключать подсветку, возможным отсутствием электроэнергии и т. д.).

И еще одно. Знаки на матовом, стекле намного более энергоемки в эксплуатации и трудоемки в изготовлении. Чтобы обеспечить их надежную видимость, требуются более мощные лампы или более высокое напряжение — не 12, а 220 В. И то и другое к тому же далеко не безопасно. Пожалуй, на этом можно и закончить разговор в защиту открытых знаков.

Хотел бы поделиться еще одной возможностью оформления класса. Четыре больших окна у нас выходят на проспект, продолжением которого является кольцевая дорога.

Чтобы они не отвлекали курсантов, я сделал матовыми нижние стекла оконных рам и на этом фоне раскрыл при помощи символов скоростные ограничения для транспортных средств: 50, 60, 70 и 90 км/ч. Теперь, когда курсант поворачивает голову на шум с улицы, его взгляд упирается в одну из цифр, которую ему надлежит накрепко запомнить, например «50», и расположенный рядом силуэт автокрана.

И, действительно, прав тов. Доронин: через одну-две недели на окна класса никто не оглядывается при любом шуме, но цифры и символы уже что-то сделали и продолжают оставаться легкодоступной опорой преподавателя в изучении и закреплении соответствующего раздела Правил дорожного движения.

Итак, я не против матового фона, но я за разумное его использование. Думаю, дело только выиграет, если предметные комиссии и педагогические советы школ будут подходить к оснащению классов с учетом целого ряда факторов применительно к местным условиям.

А. БЕЛИКОВ, преподаватель объединенной технической школы ДОСААФ г.Хмельницкий

Журнал «За рулем» 08 • август 1984 Цена 1 руб.

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

А служба не кончается

За те несколько месяцев, которые связывают автошколу с курсантом, его многому нужно научить. Но это еще не все. Его надо подготовить к службе в армии — вооружить необходимыми навыками, воспитать определённые качества. А срок так ограничен.
У Виктора Ивановича Самолетова нет «спасительной» педагогической методики. Но есть доказанная всей жизнью верность нравственным принципам, которые он прививает ученикам. Есть опыт. И это — тот фундамент, который позволяет заместителю начальника дмитровской образцовой автошколы ДОСААФ по учебно-воспитательной работе с честью исполнять свои нелегкие обязанности.

Я видел Виктора Ивановича в общении с курсантами. Беседовал с ним о его жизни, о работе. Из этих встреч и бесед сложился образ человека цельного, преданного делу, видящего в каждом своем подопечном личность, — образ воспитателя.

…Из подмосковного местечка Дакки, в котором его застала война, Виктор Самолетов пришел в районный Серпухов. Автомобили, подводы, люди — все находилось в движении. Город уходил. В райкоме комсомола был один инструктор — готовил к эвакуации документы. Оторвавшись от своей работы, удивленно посмотрел на парнишку. И еще больше удивился, услышав его просьбу. В комсомол? Сейчас? Да, сейчас! Это необходимо, чтобы приняли в партизаны…

Так он стал комсомольцем. Сумел убедить райкомовского работника. Обо всем сказал искренне, честно, просто — что ненавидит врага, что готов отдать жизнь за освобождение Родины. В одном только покривил душой — приписал к биографии лишний год.

Попал в партизанский отряд. Поручили разносить по оккупированным деревням листовки с речью Сталина, с сообщениями Совинформбюро. Однажды попался с тайным грузом. На допросе спасла психологическая подготовка, полученная в партизанском лагере, — удалось избежать обыска. И он впервые испытал, что значит пройти рядом со смертью.

Минули годы, десятилетия, многое изменилось и усложнилось в жизни людей, но какие бы объяснения этому ни были, у Виктора Ивановича вызывают удивление и тревогу известия о случаях формализма при приеме в комсомол. О них он говорит со своими курсантами. И, в общем, его успокаивает то, что многие серьезно, по-взрослому разделяют его мысли.

Мы беседовали с Виктором Ивановичем о современных подростках, о молодежных проблемах. Он далек от обиды на тех, кто позволяет себе в поведении лишнее. Он ищет корни, причины, породившие то, что называем «негативными явлениями». А больше всего волнует отсутствие интереса у некоторых ребят к истории нашего отечества. Пусть у немногих, у единиц — все равно волнует.

«Приглашали мы тут одного дмитровского ветерана, — говорил мне Самолетов. — Потрясающие вещи рассказывал. Я, прошедший войну, повидавший многое, заволновался. А кого-то, вижу не захватывает. Плохие, бездушные ребята? Нет, на другой день они же проявляют смелость, отвагу в схватке с хулиганами. Значит, здоровая у них основа». И Виктор Иванович думает, как правильно в эту почву посеять нужные семена. Как уже в условиях автошколы заложить в сознание ребят убежденность в необходимости нравственно-эстетического и физического развития, приобщения к лучшим завоеваниям отечественной и мировой культуры. На то он и воспитатель.

В партию вступил, как и многие на фронте, — на передовой. К тому времени за ним уже укрепилась слава отважного человека.
Дело было так. Эшелон, шедший с подкреплением на 1-й Украинский фронт, попал под бомбежку. Неожиданность, с какой она началась, подействовала: вместо того, чтобы организовать оборону, люди бросились врассыпную. Вместе со всеми побежал и Виктор. А через несколько секунд опомнился, повернул назад. Влез на платформу. Направил стволы счетверенных пулеметов в небо. И. бывает такое на войне — сбил бомбардировщик первой же очередью! 17-летнего бойца поздравляли в штабе, напечатали о нем очерк в дивизионной газете.

…Мы сидим с Виктором Ивановичем в одном — из классов автошколы. В школе тихо, занятия еще не начались. За окном мелькают быстрые фигурки курсантов в форменной одежде, с учебными автоматами в руках. Ребята привыкают носить оружие.

Некоторое время наблюдаем эту картину. Взгляд Виктора Ивановича задумчив и мягок. Мне кажется, в самых простых жизненных сюжетах он видит глубокий смысл и умеет жить им как человек, многое на своем веку испытавший и воспринимающий мир небуднично.

Виктор Иванович Самолетов всю жизнь мечтал стать художником. А стал военным: Потому что так было надо.

В детстве он любил бывать у своего родственника, профессионального художника Александра Андреевича Вузовкина. Красиво было на берегу Оки, где работал мастер. Жизнь в единении с природой, книги по искусству, богатое собрание которых имел Бузовкин. первые уроки мастерства… После войны поступил в Строгановское. Работал. Выло очень трудно совмещать одно с другим. И срывы случались. Но, в общем, это было счастливое время, полное надежд. А когда пришла повестка и в военкомате сказали, что он вновь нужен армии, не раздумывал ни минуты. Согласился. Стал офицером.

Умение рисовать пригодилось: карты, тактические разработки. Да и агитационные стенды оформлять поручали. Кстати, и в автошколе многое сделано под руководством Виктора Ивановича, который как парторг особое значение придает выразительному плакату, точному, хорошо написанному лозунгу. Когда подъезжаешь к автодрому, издалека видны белым по красному выведенные слова адмирала Макарова: «Помни войну!».

…Они встретились неожиданно для обоих. Резко затормозил грузовик, из кабины выскочил молодой водитель, подошел к Виктору Ивановичу.

— Не узнаете?

Как не узнать это энергичное, озорное лицо. Состоял парень в свое время на учете в детской комнате милиции. Считался первым кандидатом в колонию. И единственным человеком, кто ему поверил, был Самолетов. Принял вопреки правилам в образцовую автошколу. И не ошибся. Ни разу не подвел своего поручителя бывший «трудный» подросток. Отлично отслужил в армии. Теперь — передовой водитель в дмитровском АТП.

Они поговорили, с улыбкой вспоминая былое. И разошлись, впервые пожав друг другу руки почти на равных.

…Незаметно оживает автошкола. То и дело в класс, где мы обосновались, заглядывают нетерпеливые лица. Виктор Иванович посматривает на часы: пора на построение. Как обычно, примет рапорты, проведет развод, даст указания. Продолжается его служба.

Б. БАНЧЕВСКИЙ Московская область, г. Дмитров 

Журнал «За рулем» 08 • август 1984 Цена 1 руб.

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Анкета ЗР

Послесловие к анкете опубликованной в октябрьском номере «За рулем» 1983 года

Редакция получила около 13 тысяч ответов. Их авторы с желанием откликнулись на предложение принять участие в открытом разговоре о том, каким хочет видеть читатель наш журнал. Многие не ограничивались ответами на вопросы анкеты, а прилагали к ней свои пожелания редакции. Таких писем было свыше 1200. Об итогах этой своего рода читательской летучки пойдет речь.

Нам приятно отметить, что большинство участников анкеты говорят о журнале с благодарностью, называют его своим другом, помощником, советчиком. Тон писем в основном доброжелательный, деловой. Значительная часть из них содержит конкретные предложения, интересные мысли, пронизана заботой о государственных, общественных интересах. Есть и критические замечания.

К ним мы еще вернемся. А сейчас — некоторые цифровые данные.

В анкете участвовали 12 494 человека. По возрасту они распределились так: до 20 лет — 19,0%, 21—30 — 31,5%, 31—40 — 21,2%, 41—50 — 17,2%, 51 и старше — 11,1%.

С определенным затруднением мы встретились при оценке ответов на вопрос анкеты «С чем связан интерес к журналу?» Ответы здесь такие: с трудом водителя-профессионала — 21,0%, с личным автомобилем — 62,0%, мотоциклом — 30,9%, с автомотоспортом — 14,7%. Как видите, в итоге сумма выходит далеко за пределы 100%. Дело тут в том, что один читатель может быть одновременно водителем-профессионалом и владельцем автомобиля или мотоцикла и при этом проявлять интерес к спортивной тематике. 

Возможны здесь и другие варианты.

По читательскому стажу участники анкеты распределились так: 1—5 лет — 35,2%, 6-10 — 32,4%, 11 — 15 — 16,9%. 16—20 — 9,3%, 21 год и более — 6,2%.

Мы не ставили цель специально сравнивать полученные данные с итогами анкеты, которую проводил журнал а 1975 году. Однако некоторые сопоставления все же небезынтересны. Например, возраст. Если в прежней анкете читателей до 20 лет значилось 6,1%, то ныне — 19%. Намного больше в процентном отношении сейчас получено откликов от читателей в возрасте от 21 года до 30 лет и меньше от людей старших возрастов. Иначе говоря, половина участников нынешней анкеты — не старше 30 лет.

Большинство ответивших на анкету — владельцы «жигулей». Их — ,313%. Управляющих «москвичами» — 16,1%, «запорожцами» — 9,1%, «волгами» — 3,0%, 30,8% — мотоциклисты.

По социальному составу: 25,3% — рабочие, 7,4% — колхозники, 29,2% — инженерно-технические работники и служащие, 22,5% — научные, творческие работники, специалисты здравоохранения, просвещения, работники сферы обслуживания и военнослужащие, 11,5% — студенты, учащиеся, 4,1% — пенсионеры.

К сожалению, очень мало писем пришло от руководителей, преподавателей автомобильных и технических школ, спорттехклубов, автомотоспортсменов, активистов секций, федераций оборонного Общества. Загвоздка тут, пожалуй, в том, что «свой родной журнал» попадает в учебные и спортивные организации ДОСААФ в очень ограниченном количестве — один-два, от силы три-четыре экземпляра на весь коллектив автошколы, спорттехклуба. Комитетам Общества на местах надо быть в период подписки более настойчивыми, добиваться выделения лимита для тех, кто занят подготовкой водительских кадров. Такие просьбы, кстати, высказываются в письмах.

Необычайно широка география участников анкеты. На конвертах, в которых мы получали ее, штемпели практически всех областей и автономных республик страны. Из Москвы и столиц союзных республик получено 12,6% откликов, из областных (краевых) центров — 23,8%, из районных центров — 30,2%, из сел — 21.4%, из других населенных пунктов — 12%. Следовательно, более 60% читателей, ответивших на анкету, — жители районных центров, небольших населенных пунктов, сельской местности.

Данные о составе читателей нужны нам, прежде всего для того, чтобы с большей уверенностью ориентироваться на ту или иную группу подписчиков, лучше учитывать интересы каждой из них.

Естественно, поэтому особенный интерес представляет пункт анкеты, где читатели оценивали журнал по разделам, по рубрикам. На основе этих оценок редакция строит сегодняшнюю работу и планирует ее на будущее. Данные анкеты помогают по-новому взглянуть на структуру, качество материалов.

Читателям было предложено двадцать тематических позиций журнала. Оказалось, материалы по безопасности движения в целом читают 69,0%. в том числе «Экзамен на дому» — 76,3, советы по вождению и «Как вы поступите?» — 68,5; «Клуб «Автолюбитель» — 76,6; «Советы бывалых» — 76,2; «Советская техника» — 60,8; «Поиски, идеи, разработки», «Современная автомобильная техника» — 60,0; «В мире моторов» — 57,7; «Тест «За рулем», «Испытывает «За рулем» — 56.2; материалы о развитии автомобильной промышленности — 50,9, о проблемах автосервиса — 49,5.

За содержание материалов 18,8% участников анкеты выставили нам оценку «отлично»; 52,5% — «хорошо», 27,1% — «удовлетворительно», 1,5% — «плохо». Оформление заслужило 35,9% отличных, 44,5% хороших оценок, 18,2% удовлетворительных, 1,3% — плохих.

Обращаясь с конкретными пожеланиями, многие владельцы автомобилей и мотоциклов настаивают на расширении материалов в их пользу за счет касающихся, например, развития автотранспорта, труда водителей, военно-патриотической и спортивной тематики.

Причем тот, кто ездит на «жигулях», считает, что мы отводим мало места этим машинам, просит больше давать рекомендаций по эксплуатации, особенностям ухода, ремонту. С аналогичными просьбами обращаются владельцы «москвичей», «запорожцев», «волг», УАЗов, ЛуАЗов; мотоциклисты пишут, что одной «Странички мотоциклиста» им не хватает. Приверженцы автомотоспорта считают, что слово «спортивный» в титульных данных журнала неоправданно, настолько мало пишется в нем о спорте.

Как примирить эти противоречия? Читатели предлагают увеличить объем журнала. Но пока для этого нет реальных возможностей.

В этих условиях удовлетворение потребностей самых разных категорий наших подписчиков возможно на основе более рациональной организации публикуемых материалов, более экономного использования журнальной площади. Как показывает почта, читатели заметили и одобряют работу, которую журнал проводит в этом направлении.

Во многих письмах разговор об активной позиции журнала. Читатели хотят видеть его боевым изданием, умело использующим оружие гласности, отвечающим интересам автомобилистов, мотоциклистов. Называются проблемы, требующие внимания редакции, — связанные с дефицитом запасных частей, работой станций технического обслуживания, предприятий дорожного сервиса, с обеспечением горюче-смазочными материалами, качеством изготовления автомобилей и мотоциклов. Разрешение этих сложных вопросов не должно носить кампанейский характер. Надо, чтобы журнал последовательно добивался своих целей и с окончательными результатами знакомил читателей.

Рассчитывая на объективность и непредвзятость материалов «Теста «За рулем», читатели считают, что у этой рубрики есть все основания стать своего рода всесоюзным пунктом контроля за качеством автомобильных товаров и принадлежностей.

Полезной могла бы быть, по мнению читателей, предлагаемая ими рубрика «Школа начинающего автолюбителя», где в виде плановых уроков освещались бы вопросы, связанные с обслуживанием автомобиля, давались советы мастеров по ремонту узлов и агрегатов, разъяснялись особенности управления автомобилем в разных дорожных ситуациях. Форму подачи этих материалов некоторые из них представляют себе в виде диалога опытного мастера и новичка. Вопросы за новичка они готовы присылать в редакцию.

Предлагается шире, со всех возможных сторон освещать тему «Водитель и автоинспектор», вопросы вины водителей в дорожно-транспортных происшествиях; под рубрикой «Мы и автомобиль» продолжить разговор о взаимоотношениях на дорогах. От нас ждут больше конструктивной критики в адрес тех, кто отвечает за строительство, реконструкцию, ремонт дорог, контроль за их состоянием.

Почти в 200 письмах содержатся упреки в том, что журнал отстает от событий в описании новых моделей машин отечественного производства. Здесь надо объясниться. По сложившейся традиции мы представляем читателям новую модель автомобиля или мотоцикла лишь тогда, когда начинается ее серийное производство. Что касается информации об опытных образцах, которые проходят испытания и встанут на конвейер через два-три года, то автомобильные и мотоциклетные заводы возражают против преждевременных публикаций об этих машинах. Такова, кстати, практика мирового автомобилестроения.

Немало нареканий мы получили в адрес первых страниц журнала, где в основном печатаются материалы на военно-патриотическую тему, о работе организаций ДОСААФ. Участники анкеты отмечают, что редко появляются в журнале интересные «круглые столы», очерки, воспоминания ветеранов. В письмах воинов — просьба чаще давать материалы о героях-водителях фронтовых дорог, о тех, кто сегодня за рулем военной техники выполняет свой патриотический и интернациональный долг. Речь, как это видно из писем, идет не о количественной, а о качественной стороне дела. Лучше, ярче писать о наших современниках, о подвигах, которые они совершают, воспитывать уважение и героическому прошлому нашего народа, уверенность в настоящем и будущем, умение его защищать — таковы пожелания читателей, и мы их принимаем.

Редакционная коллегия, коллектив редакции «За рулем» благодарят всех, кто принял участие в анкете и прислал нам свои советы и пожелания. Большая часть из них уже легла в основу планов будущих публикаций.

Журнал «За рулем» 08 • август 1984 Цена 1 руб.

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Красный директор

Советскому автомобилестроению — 60 лет

ЛИХАЧЕВ И. А. (1896—1956)
Видный советский хозяйственный руководитель и государственный деятель. Член КПСС с июня 1917 года, дважды набирался членом Центрального Комитета КПСС. Депутат Верховного Совета СССР трех созывов. С 1926 по 1939 гг. и с 1940 но 19S0 гг.. — директор автомобильного завода ЗИС (ныне завод имени И. А. Лихачева). Находился на должностях наркома машиностроения (1939 г.) и министра автомобильного транспорта я шоссейных дорог СССР (с 1953 по 1956 гг.). Лауреат Государственной премии (1948 г.). Награжден пятью орденами Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Отечественной войны I степени, медалями.

Иван Алексеевич Лихачев был человеком, известным всей страже. Его именем назван старейший в Советском Союзе автомобильный завод. Красному директору, как его называл», посвящено немало статей и книг. Среди них — сборник воспоминаний современников «Директор», вылущенный в 1971 году издательством «Московский рабочий», биография в серии «Жизнь замечательных людей», изданная «Молодой гвардией» в 1979 году. В сборнике писателя Евгения ДОБРОВОЛЬСКОГО «Однажды утром в начале весны» («Московский рабочий», 1980) об Иване Алексеевиче повествует рассказ, отрывки из которого мы публикуем.

Будущий директор автомобильного завода АМО Иван Алексеевич Лихачев первый автомобиль увидел в 16 лет. Но не в родных Озеренцах, а в городе Санкт-Петербурге, куда его отправили учиться ремеслу.

Так он и врезался в память, тот дождливый день, ветер со светом, каменные дома и автомобиль. Стоило только задуматься и закрыть глаза, как он возникал — сначала рокот мотора, а потом сам авто на заезженной грязной мостовой.

Много лет спустя, в Соединенных Штатах Лихачев встречался с Генри Фордом Ставшим. Старик, создатель крупнейшей автомобильной империи, пригласил его отобедать. За столом вели разговоры на разные темы вообще. Об автомобилях ни слова. А затем, когда принеси сигары и кофе. Форд наклонился, сказал доверительно:

— Вы родились под автомобильной звездой. Вас поили не молоком матери, а бензином, черт возьми.

— Это вы мне комплимент… Бензином… 

Форд засмеялся.

— Дорогой мистер Лихачев, — продолжал, улыбаясь, — надеюсь, вы убедились, что все дороги ведут в Америку. Вы, крупный советский промышленник, многому научились у нас. Ведите хозяйство у себя по-нашему, и вы добьетесь успеха.

— Скажи ему, только вежливо, что, во-первых, я не промышленник, — повернулся Лихачев к переводчику. — Я слуга народа. Директорская должность мною получена, не по наследству, а по воле моей партии. Что касаемо путей-дорог, тут не ошибись, голуба, они, скажи ему, временно ведут в Америку. Придет день, и им у нас многое будет подзанять.

Форд кивнул — может быть, может быть… Спорить ему не хотелось. На дворе стоял 1930 год, «форды» покупал весь мир.

Лихачев повидал немало: узнал, как поставлено дело у «Форда» и «ФИАТ», «Даймлер-Бенца» и «Паккарда». Но он не хотел копировать их методы руководства и организации труда я упрямо нащупывал свой, советский метод.

Когда Лихачев пришел в 1926 году на АМО — начал не с заседаний и с совещаний, и даже не с консультаций с многоопытными инженерами, служившими еще при Рябушинских. Прежде всего, он пошел по цехам. Но не на экскурсию для общего ознакомления. Красный директор пошел знакомиться с рабочими и мастерами. Подходил, протягивал руку. И не спешил уйти. И не говорил общих слов. Он не жалел времени. Потому что завод — это не только станки, цеха, подъездные железнодорожные пути и территория, огороженная забором. Завод — это люди, которые делают с тобой одно дело.

Думал ли он, приступая к новой своей должности, что маленький АМО, выпустивший в 1926 году 100 автомобилей, на его глазах превратится в крупнейший автомобильный завод Европы и здесь, на атом заводе, он, крестьянский сын Иван Алексеевич Лихачев, проработает 25 лет! Четверть века. И какого века…

Когда он пришел на свой завод, конвейера еще не было. Автомобиль собирали на деревянных козлах. Ставили раму и постепенно прикрепляли к ней все необходимые детали и агрегаты.

Новая модель АИО—3, пришедшая на смену АНО—Ф15, потребовала конвейера. Она состояла из четырех с половиной тысяч деталей, и весь технологический процесс завода должен был быть рассчитан так, что, подчиняясь потоку, каждая деталь, все детали на малых конвейерах, из заготовительных цехов подавались бы на главный конвейер, где собирались в единое целое — автомобиль. Если завод — организм, то отныне менялись законы его жизни.

Первый АМО—3 родился в час ночи 21 октября 1931 года. Лихачев, по-бычьи пригнув голову, влез в кабину.

— Давай по старой памяти поведу ее! Он резко взял с места, буркнул под нос:

— Нервничаешь, что ли?.. — усмехнулся, переключил на вторую передачу. Он всегда сам испытывал новые модели своего завода, участвовал в испытательных пробегах.

Когда говорят, что Иван Алексеевич Лихачев был просто выдвиженцем, только энергичным человеком, но не тем специалистом, который двигает свое дело на новый профессиональный рубеж, это неправда. Он был крупнейшим организатором автомобильного производства, директором, менеджером мирового класса. Он твердо верил, что если мы посадим крестьянина на трактор, а рабочего на автомобиль, то будем непобедимы.

Журнал «За рулем» 08 • август 1984 Цена 1 руб.

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Важное партийное дело

Узбекистан часто называют республикой молодых. Называют справедливо: хотя история его уходит в глубокую древность, а возраст многих населенных пунктов измеряется столетиями и тысячелетиями, но большинство жителей наших городов и поселков молоды. Им, молодым, принадлежит завтрашний день, им его строить и хранить мир на родной земле. Поэтому так важно нам воспитать юных в духе преданного служения Родине, ее идеалам, в духе советского патриотизма и пролетарского интернационализма.

Значительные задачи в этой работе лежат на плечах Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту. Это Общество — одна из самых массовых организаций в республике, оно объединяет в своих рядах около шести миллионов человек. В его многочисленных организациях, созданных почти во всех трудовых коллективах, юноши и девушки проходят хорошую школу жизни, учатся глубже понимать историю страны, истоки ее героической биографии, а в учебных заведениях ДОСААФ куются кадры для Советской Армии, готовится большой отряд технических специалистов для народного хозяйства.

Вот почему все, что связано с деятельностью оборонного Общества в республике, постоянно находится в поле зрения ЦК Компартии Узбекистана.

Ни в коей мере не стремясь к мелочной опеке, не сдерживая инициативу, рождающуюся в организациях ДОСААФ, мы координируем их работу в соответствии с требованиями, которые, ставит перед страной Центральный Комитет КПСС.

Ежегодно Бюро ЦК Компартии Узбекистана подводит итоги работы организаций ДОСААФ, рассматривает вопросы совершенствования военно-патриотической пропаганды и развития военно-прикладных видов спорта и необходимой материально-технической базы.

Заинтересованного, вдумчивого подхода к делам Общества ЦК Компартии Узбекистана требует от областных, городских и районных комитетов партии, советских, комсомольских и профсоюзных органов. Как правило, перед выездом в ту или иную область работники отдела административных органов изучают, каково здесь состояние оборонно-массовой работы, как комитеты ДОСААФ взаимодействуют с заинтересованными организациями и учреждениями, какую помощь получают от партийных органов. В зависимости от этого принимаются конкретные меры.

Регулярно в отделы ЦК Компартии Узбекистана приглашаются председатели Центрального и областных комитетов ДОСААФ республики, где выслушиваются их просьбы, определяются и осуществляются меры содействия.

В ЦК Компартии Узбекистана утвержден «Комплексный план мероприятий партийных, советских органов, общественных организаций республики и Краснознаменного Туркестанского военного округа по дальнейшему усилению военно-патриотического воспитания молодежи и подготовки ее к службе в Вооруженных Силах СССР».

Подобные планы мероприятий разработаны во всех областях, во многих городах и районах. Они всесторонне учитывают перспективы и насущные задачи в деле укрепления обороноспособности страны, в том числе и многогранные задачи ДОСААФ.

Последовательное претворение этих планов в жизнь позволяет добиваться определенных позитивных результатов, избавляться от имеющихся недостатков.

Большое внимание ЦК Компартии Узбекистана уделяет закреплению положительной практики оборонно-массовой работы. В этом плане у нас за последнее время был обобщен опыт в Андижанской, Наманганской, Ташкентской, Ферганской областях и приняты специальные решения по его повсеместному распространению.

В этих областях создана стройная система воспитания населения на славных революционных, боевых и трудовых традициях партии и народа, в духе постоянной готовности к выполнению воинского долга. Под руководством обкомов партии вся военно-патриотическая работа планируется и проводится совместными усилиями ДОСААФ, военкоматов, комсомола, профсоюзов, общества «Знание» и других государственных и общественных органов, в ней непосредственно участвует широкий партийный актив, секретари партийных комитетов.

Например, на протяжении ряда лет большую заинтересованность во всем, что касается работы ДОСААФ, проявляет первый секретарь Андижанского обкома партии товарищ С. М. Мамарасулов, другие секретари и ответственные работники областного комитета. Благодаря их заботе в области построено свыше четырехсот тиров, реконструирована андижанская объединенная техническая школа, в новые учебные здания перешли кургантепинская, московская, ходжиабадская автошколы ДОСААФ. Эти учебные организации располагают оборудованными автодромами, парками машин, пунктами ТО, техническими средствами обучения, то есть имеют все условия для успешной подготовки квалифицированных специалистов для армии и народного хозяйства.

В порядке контроля за выполнением запланированных мероприятий ЦК Компартии Узбекистана ежегодно проводит
проверку состояния военно-патриотической работы в трех-четырех областях. Это позволяет своевременно вскрывать упущения в столь важном деле и устранять их. Так, в начале этого года было изучено положение дел в Навоийской области. Выяснилось, что тут не всегда рационально используется материально-техническая база, предназначенная для ведения оборонно-массовой работы, в партийных организациях редко заслушиваются отчеты председателей комитетов ДОСААФ, они не всегда глубоко вникают в их деятельность.

ЦК Компартии Узбекистана обязал Навоийский обком партии повысить уровень руководства комитетами ДОСААФ, военкоматами, другими организациями и учреждениями, призванными заниматься военно-патриотическим воспитанием населения. Особое внимание было заострено на повышении роли коммунистов, работающих в этих организациях. В результате в этой области заметно оживилась оборонно-массовая работа, во многих средних школах и училищах профтехобразования с помощью шефов укреплена учебно-материальная база. В городе Навои был восстановлен стрелковый клуб, стали популярными соревнования по военно-прикладным видам спорта, массовые героико-патриотические мероприятия.

Для успешной работы ДОСААФ, подготовки в его школах классных специалистов, умелых воинов нужна современная материально-техническая база. У нас в Узбекистане оборонное Общество имеет десятки хороших учебных организаций, в том числе отвечающие современным требованиям автомобильные школы. Многие из них, к примеру келесская, янгиюльская, ферганская, андижанская, бухарская, хавастская, стали настоящими центрами оборонно-массовой и спортивной работы. Но не все еще могут сравниться с ними. И одна из причин тут — разный материально-технический уровень.

В связи с этим несколько лет назад ЦК Компартии и Совет Министров республики приняли постановление «О мерах по дальнейшему укреплению и развитию материально-технической базы организаций ДОСААФ Узбекской ССР». Много места в нем было уделено строительству объектов ДОСААФ, возведению общежитий для курсантов. Сегодня они уже построены в Самарканде, Фергане, Ташкенте, Хаваете, строятся в Джамбае и Бухаре. Растет новая школа с общежитием в Намангане, автошколы в Коканде, Риштане, Язъяване, прекрасный спорткомплекс ДОСААФ возведен в Фергане.

Мы хорошо понимаем, что оборонно-массовая работа, подготовка молодежи к службе в армии немыслимы без идейной закалки, а дать ее молодым должны воспитатели-коммунисты, люди с большим профессиональным и партийным опытом. Вот почему ЦК Компартии Узбекистана всегда уделяет пристальное внимание подбору и расстановке кадров в комитетах ДОСААФ, укреплению среди них партийного ядра. Эти вопросы рассматриваются при проведении отчетно-выборных кампаний в организациях ДОСААФ, два раза в году в отделе административных органов ЦК Компартии Узбекистана заслушиваются отчеты ЦК ДОСААФ УзССР об укомплектованности комитетов и учебных организаций оборонного Общества кадрами.

В республике в настоящее время многие комитеты ДОСААФ возглавляют коммунисты, те, кто долгие годы служил в армии, кто прошел Великую Отечественную войну. Многие ветераны успешно трудятся в автомобильных школах ДОСААФ и в других учебных организациях. Они с честью и достоинством передают свой боевой, ратный опыт молодежи, воспитывают ее в духе горячей любви к Родине, постоянной готовности & защите завоеваний социализма.

ЦК Компартии Узбекистана всемерно поддерживает каждое начинание ДОСААФ по формированию у юношей и девушек верности идеалам партии, героическим традициям отцов и матерей.

Во многих городах и районах республики в массовые, яркие, эмоциональные торжества выливается празднование знаменательных дат в жизни нашей страны и Вооруженных Сил СССР, с каждым годом все более интересно и насыщенно проходят уроки мужества, вахты памяти, месячники оборонно-массовой работы, походы юных по местам подвигов старших поколений. Сейчас в Узбекистане создан 691 музей, более десяти тысяч уголков славы, где ежегодно проходят тысячи встреч молодежи с ветеранами и бесед о патриотизме.

ЦК Компартии Узбекистана стремится повышать идейную значимость, действенность этих мероприятий, регулярно направляет самых уважаемых ветеранов в учебные заведения и первичные организации ДОСААФ, создает условия для более тесных контактов поколений. Сейчас вместе со старшими товарищами перед допризывниками и призывниками нередко выступают те, кто, пройдя подготовку в ДОСААФ, потом с честью выполнили свой интернациональный долг в революционном Афганистане, заслужили награды Родины. Их пример — свидетельство того, что оборонное Общество в республике воспитывает подлинных патриотов-интернационалистов.

Очевидно, что оборонно-массовая работа, военно-патриотическое воспитание должны иметь широкую трибуну, надлежащее внимание им должны уделять печать, радио, телевидение. Нужно сказать, что работники оборонного Общества в республике, опираясь на полную поддержку партийных органов, эффективно используют возможности средств массовой информации.

У нас изданы серии плакатов, регулярно выходят книги, рассказывающие о жизни ДОСААФ, созданы постоянные рубрики на страницах газет, в прошлом году состоялось более 170 телепередач на военно-патриотическую тему.

Много форм может иметь военно-патриотическое воспитание, по-разному можно подходить к подготовке будущих воинов. Но это «по-разному» должно строиться на одном фундаменте: нашей Родине нужны преданные сыны и дочери, идейно убежденные, и владеющие мирными профессиями, и умеющие защитить свою землю от любого врага. Этой высокой цели подчинена работа ДОСААФ Узбекистана, с такой позиции оценивают ее коммунисты республики. И потому закономерно, что каждое настоящее дело, которое рождается в оборонном Обществе, находит поддержку в Центральном комитете Компартии Узбекистана.

В. ПУСТОВАЛОВ, заведующий сектором отдела административных органов ЦК Компартии Узбекистана

Журнал «За рулем» 08 • август 1984 Цена 1 руб.

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

К 40-летию Ясско-Кишиневской операции

20 августа 1944 года войска 2-го и 3-го Украинских фронтов обрушили на обороняющиеся части гитлеровской группы войск «Южная Украина» ураганный артиллерийский огонь. Действия фронтов поддерживали Черноморский флот и Дунайская военная флотилия. С воздуха войска прикрывали 5-я и 17-я воздушные армии.

Наступление было хорошо обеспечено автотранспортом. Только автомобильные части 2-го Украинского фронта имели 2900 автомобилей суммарной грузоподъемностью 6160 тонн. Автомобильные перевозки в ходе операции впервые осуществлялись на малознакомых зарубежных дорогах. Отступая под натиском Красной Армии, гитлеровцы уничтожали мосты, портили дорожное покрытие. Разрозненные окруженные группы противника нападали на автомобильные колонны, и водителям не раз приходилось браться за оружие.

Уже 22 августа войска 1-го Украинского фронта штурмом взяли опорные пункты врага — города Яссы, Тыргу-Фрумос и Унгены, а части 3-го Украинского фронта освободили город Бендеры. Стремительное и глубокое продвижение наших войск потребовало громадного напряжения в работе автомобильного транспорта. Так, 20-я автобригада 2-го Украинского фронта за 13 дней доставила войскам 67 тысяч тонн грузов. А когда плечо подвоза возросло до 450 километров, бригада за двое с половиной суток перебросила из района Ясс в Бухарест две наши стрелковые дивизии.

23 и 24 августа на реке Прут в районе Хуши танковые и механизированные войска фронтов замкнули кольцо окружения, в котором остались 18 немецких дивизий из 25 входивших в состав группы «Южная Украина». В тот же день стремительным маневром 5-я ударная армия при поддержке 4-й гвардейской армии освободила Кишинев — столицу Молдавской ССР. Без оперативной паузы войска фронтов стали продвигаться в глубину Восточной Европы.

Победа советских войск в Ясско-Кишиневской операции изменила военно-стратегическую обстановку, привела к крушению обороны врага в этих районах. В ходе операции было уничтожено 18 дивизий вермахта. Противник потерял 1500 орудий, 15 тысяч автомобилей, 298 самолетов. В качестве трофеев советские войска захватили 2 тысячи орудий разного калибра, 340 танков, 40 самолетов, около 18 000 автомобилей. Десятки тысяч пленных солдат и офицеров брели в тыл. В их числе — 24 генерала.
Ясско-Кишиневская операция явилась одной из самых крупных и выдающихся по своему стратегическому и военно-политическому значению в Великой Отечественной войне. Она стала еще одним свидетельством несокрушимой мощи наших Вооруженных Сил, беспредельного героизма и мужества советских воинов, яркого полководческого искусства советских военачальников.

Подразделение мотоциклистов 53-го отдельного Измаильского мотоциклетного Краснознаменного ордена Суворова полка на марше в районе Тирасполя. За рулем головного мотоцикла водитель И. Золин, в коляске — командир батальона Ф. Бердников.
Снимок из кицканского музея боевой славы (Молдавская ССР)

Перед выходом на боевую позицию.

Встреча румынских крестьян с Красной Армией.

Советские танки в Бухаресте.

Снимки из архива Фотохроники ТАСС

Журнал «За рулем» 08 • август 1984 Цена 1 руб.

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Мероприятия на 27 января, четверг

11.00 – семинар «Осуществление на землях лесного фонда государственного лесного контроля и надзора» (г.Мурманск, ул.С.Перовской, 25/26, комитет по лесному хозяйству).

15.00 – выездная проверка по обращению граждан (подтопление подвала) (г.Мурманск, ул.Тарана, 12).

Информация предоставлена пресс-службой Правительства Мурманской области

Презентация научно-практического альманаха «Наука и бизнес на Мурмане»

27 января, в четверг в 11.00 состоится презентация научно-практического альманаха «Наука и бизнес на Мурмане», издаваемого Мурманским областным книжным издательством, и его очередного номера «Языки и культура Кольских саами» (г.Мурманск, ул.Буркова, 30, областная детско-юношеская библиотека).

Авторы альманаха – российские и иностранные ученые-лингвисты, языковеды, писатели, общественные деятели, представители саамского народа. Они поднимают актуальные вопросы истории и жизни коренного населения Кольского полуострова, развития культуры, в том числе и языковой, проблемы малого использования языка коренным населением. Авторами исследований предлагаются пути развития языков-диалектов саами как уникального культурного наследия Российской Федерации, приводится зарубежная практика решения подобных проблем.

Одним из авторов альманаха является сотрудник библиотеки, руководитель Есенинского музея – Валентина Евгеньевна Кузнецова.

Презентация будет сопровождаться электронными материалами, просмотром телефильма, номерами художественной самодеятельности, выступлениями заинтересованной аудитории, в том числе и саамской.

Информация комитета по культуре и искусству Мурманской области

Новости на промышленном портале Мурманской области

Встреча Алексея Веллера с личным составом отряда милиции особого назначения

26 января глава муниципального образования город Мурманск Алексей Веллер встретится с личным составом отряда милиции особого назначения (ОМОН) по Мурманской области, убывающего в длительную служебную командировку на Северный Кавказ и с сотрудниками батальона патрульно-постовой службы милиции УВД по городу Мурманску.

Встреча с бойцами ОМОНа состоится в 10 часов в доме 51А по Кольскому проспекту, с личным составом батальона ППСм в 16.30 по адресу: улица Каменная, 3. 

В ходе мероприятий Алексей Веллер поблагодарит защитников правопорядка за активное участие в проведении городских мероприятий и поощрит отличившихся сотрудников за выполнение особо сложных заданий, связанных с обеспечением общественного порядка, в раскрытии преступлений, совершаемых на территории города Мурманска:

– старшину милиции Максима Ходорича – милиционера-водителя ОМОНа УВД по Мурманской области;

– прапорщика милиции Александра Климачкова – милиционера-бойца ОМОНа УВД по Мурманской области;

– старшего лейтенанта милиции Владимира Цветкова – дежурного отдельного батальона ППСм по городу Мурманску;

– прапорщика милиции Павла Шаронова – старшину отдельного батальона ППСм УВД по городу Мурманску;

– майора милиции Юрия Яковлева – начальника дежурной части отдельного батальона ППСм УВД по городу Мурманску.

Стоит отметить, что по итогам минувшего года более чем на 16% по сравнению с 2009 годом улучшилась раскрываемость преступлений личным составом батальона патрульно-постовой службы милиции по городу Мурманску. 

Отдел по взаимодействию со СМИ администрации города Мурманска

Новости на промышленном портале Мурманской области