Конференция «Актуальные вопросы педиатрии»

26 января, в среду в 14.00 состоится областная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы педиатрии» (г. Мурманск, ул.Книповича, 17, гостиницы «Полярные Зори», II этаж, конференц-зал).

Откроет конференцию заместитель начальника отдела организации медицинской помощи министерства здравоохранения региона Айна Валдис Карловна Литвинова.

С основными докладами выступят: Наталья Иванова – к.м.н., доцент кафедры детских болезней Военно-Медицинской Академии им. С.М. Кирова (г.Санкт-Петербург); Михаил Калинин – к.м.н., заведующий кафедрой оториноларингологии Северного государственного медицинского университета (г.Архангельск).

В ходе конференции планируется рассмотреть современные подходы к лечению атопического дерматита, а также проблемы часто болеющих детей.

Информация министерства здравоохранения Мурманской области

Утверждены единые нормативы обеспечения мировых судей

Правительство Мурманской области утвердило единые нормативы обеспечения мировых судей служебными помещениями и материально-техническими средствами.

Требование о том, что финансирование судов должно обеспечивать им возможность полного и независимого осуществления правосудия и должно осуществляться на основе утвержденных нормативов, установлено федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации». 

Проведенные региональным министерством юстиции расчеты показали, что с учетом уже имеющегося оснащения судебных участков мировых судей Мурманской области расходы областного бюджета, связанные с реализацией принятого документа, в ценах 2010 года составят около 25 млн рублей.

Как отметил заместитель министра юстиции Мурманской области Михаил Свиридовский, затраты на приведение обеспеченности мировых судей и работников подчиненных им аппаратов в соответствие с утвержденными нормативами включают в себя расходы на приобретение мебели, офисных принадлежностей и оргтехники, а также обеспечение судебных участков атрибутами государственной символики, оборудование архивных помещений системами пожаротушения и приобретение и установка специальной техники.

В целом, привести обеспеченность судебных участков мировых судей Мурманской области в соответствие с нормативными показателями предполагается в течение 2011-2019 годов.

Информация министерства юстиции Мурманской области

Новости на промышленном портале Мурманской области

Воспитаннице детского дома № 5 будет вручен сертификат на сумму 15 000 рублей

25 января глава муниципального образования город Мурманск Алексей Веллер и глава администрации города Мурманска Андрей Сысоев впервые вручат воспитаннице детского дома № 5 семейного типа сертификат на сумму 15 000 рублей на приобретение предметов первой необходимости и ключи от отремонтированной квартиры.

Место проведения – ул. Крупской, 29, квартира 80.

Начало – в 12 часов.

Квартира Екатерины была отремонтирована по ходатайству комитета по образованию администрации города Мурманска на средства, выделенные из городского бюджета в рамках ведомственной целевой программы «Дополнительные меры социальной поддержки отдельных категорий граждан» на 2010 год.

Восстановлено 30 квартир, закрепленных за лицами, относящимися к указанной социальной категории на общую сумму более 4 миллионов 586 тысяч рублей, в том числе в 2010 году произведен ремонт 9 квартир на сумму один миллион 132 тысячи рублей.

На 2011 год программой предусмотрены денежные средства на ремонт 8-10 квартир, закрепленных за лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.


Комментарий заместителя председателя комитета по здравоохранению и социальной поддержке администрации Мурманска Татьяны ПЕЧКАРЕВОЙ:

– К сожалению, в России проблема безнадзорности и сиротства среди детей и сегодня еще не утратила своей актуальности.

Государство и общество берут на себя ответственность за тех, о ком не могут или, что самое страшное, не хотят заботиться родители. Содержание, воспитание и обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являются единственной целью политики, направленной на поддержку этой социальной категории граждан. Главное – после выхода из образовательного учреждения дать ребенку стимул к дальнейшему развитию, научить его адаптироваться к сложным условиям сегодняшней жизни, создать хотя бы минимальные условия для его первого успешного шага во взрослую жизнь.

В числе наиболее острых проблем, с которыми сразу сталкивается большинство выпускников интернатных учреждений – жилье и его санитарное состояние.

Зачастую закрепленные за детьми-сиротами жилые помещения, которые пустуют на протяжении нескольких лет, или же в которых проживают граждане (в том числе, родители, лишенные родительских прав), ведущие асоциальный образ жизни, представляют собой полуразвалившиеся помещения в антисанитарном состоянии, требующие практически полного ремонта. Вполне естественно, вчерашний подросток, не имеющий родственных связей, работы, накоплений, не может самостоятельно привести жилье в пригодное для жизни состояние.

Вопрос оказания социальной поддержки лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в виде ремонта квартир регулируется как региональными, так и муниципальными нормативными правовыми актами. Именно на органы местного самоуправления возложены полномочия по проведению необходимых мероприятий по ремонту и подготовке жилых помещений к заселению лиц, относящихся к указанной категории граждан.

Сегодняшнее мероприятие – реальный пример из жизни человека, которому мы смогли помочь.

Екатерине – 18 лет. Практически с рождения она воспитывалась в интернатных образовательных учреждениях, а в 13 лет – осталась совсем одна. Постоянно проживая в детском доме № 5 семейного типа, девочка являлась собственником однокомнатной квартиры. Однако жить в этой квартире было невозможно: много лет она пустовала и находилась в антисанитарном состоянии, была захламлена, являлась убежищем для лиц без определенного места жительства, пережила несколько взломов и пожар.

 В результате организационных мероприятий по линии комитета по здравоохранению и социальной поддержке, и ремонтных работ, проведенных подрядной организацией, жилье Екатерины действительно преобразилось. Помимо отделки, остекления окон и замены сантехники, в доме была установлена новая электроплита, межкомнатные двери, входная металлическая дверь.

Отдел по взаимодействию со СМИ администрации города Мурманска

Новости на промышленном портале Мурманской области

В Мурманской области начинается подготовка к проведению ЕГЭ

Министерство образования и науки Мурманской области начинает подготовку к проведению единого государственного экзамена в основные сроки, в июне 2011 года.

Выпускники школ и учреждений начального и среднего профессионального образования подают заявления на участие в ЕГЭ в администрации своих образовательных учреждений. 

Выпускники образовательных учреждений прошлых лет, желающие принять участие в едином государственном экзамене в июне 2011 года, могут написать заявление в пунктах регистрации на участие в ЕГЭ, размещенных в муниципальных органах управления образованием.

Вся дополнительная информация, а также адреса и телефоны пунктов регистрации на участие в ЕГЭ размещены на сайтах министерства образования и науки Мурманской области http://edu.gov-murman.ru/ и официальном сайте информационной поддержки ЕГЭ в Мурманской области http://www.gia.edunord.ru/ в разделе «Новости».

Также все интересующие вопросы по особенностям организации и проведения ЕГЭ можно задать по телефонам «горячей линии»: (8152) 44 56 37, 41 29 21.

Прием заявлений завершается 1 марта 2011 года.

Информация министерства образования и науки Мурманской области

Новости на промышленном портале Мурманской области

Советы бывалых

ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ СМАЗКИ

При самостоятельной разборке и сборке карданных шарниров «жигулей» автолюбители, как правило, пользуются тем набором стопорных колец, который уже стоял на вилках шарниров. Порой это приводит к тому, что при замене деталей — крестовин и подшипников рекомендуемые заводом зазоры между торцами крестовин и донышками подшипников очень сильно уменьшаются. Это, разумеется, приводит к нарушению смазки подшипников.

Я сделал на торцах крестовин канавки, как показано на рисунке. Глубина канавок 0,5—0,6 мм, ширина 1,6—1,8 мм. Через них смазка при любом качестве сборки обязательно попадет к иголкам подшипников.

А. ФАТЕЕВ

Ростовская область, г. Новочеркасск

ШПИЛЬКИ ВМЕСТО ЗУБЬЕВ

На «Запорожце» сначала стал заедать, а затем совсем отказал механизм опускания стекла. Оказалось, что сломались два зуба на барабане. Чтобы не приобретать новый механизм, я на месте сломанных зубьев просверлил отверстия диаметром 2,5 мм, нарезал в них резьбу МЗ и ввернул винты на клее БФ-2 (можно использовать универсальный). Когда клей затвердел, срезал головки болтов и обработал их концы немного на конус, как показано на рисунке. Теперь механизм вновь исправно работает.

О. ИГНАТЬЕВ г. Москва

НАДЕЖНОЕ КРЕПЛЕНИЕ ТРОСА

У «запорожцев» довольно часто разрушается трос привода дроссельной заслонки в месте крепления наконечника у педали
«газа». Автолюбители предлагали уже в журнале несколько способов переделки этого узла.

Я применил такой вариант. В рычаге педали разделал отверстие до диаметра 9 мм, вставил в него втулку, изготовленную из латуни (можно из бронзы), закрепил в ней трос, как показано на рисунке. Если трос в месте крепления со временем порвется, его можно передвинуть, освободив другой конец в моторном отсеке.

Трубку, в которую входит трос, укоротил на 100 мм и отогнул ее нижний край. Полезно на трос в этом месте плотно надеть пластмассовую трубку.

Б. КИЗИЛОВ Запорожская область, г. Мелитополь

ТРУБКИ ОСТАНУТСЯ ЦЕЛЫМИ

От коррозии и грязи трубки тормозной системы накрепко «прикипают» к штуцерам. Поэтому разобрать соединение, не повредив трубки, удается крайне редко. Чаще смятые тонкостенные детали приходится заменять новыми.

Сохранить трубки без повреждения при разборке помогает несложное приспособление из двух стальных пластин, показанное на рисунке. Чтобы его изготовить, понадобятся два квадратных кусочка стали толщиной 10 мм. Их зажимают в тиски и точно в месте стыка сверлят сквозное отверстие, соответствующее по диаметру трубке. Затем одну из пластин по месту стыка сошлифовывают на наждачном камне до толщины 9,6 мм.

Перед разборкой соединения на трубку почти вплотную к штуцеру ставят пластины приспособления и стягивают их струбцинкой.

После такой подготовки штуцер можно отворачивать ключом, не рискуя свернуть трубку «винтом». Полезно за сутки перед началом работы смочить соединение керосином или тормозной жидкостью «Нева».

Р. КЛЕПИКОВ г. Москва

ФИЛЬТР ПРОСЛУЖИТ ДОЛЬШЕ

При замене сухого элемента воздушного фильтра у «жигулей» и «москвичей» иногда можно заметить следы от проникновения пыли через неплотности между торцами фильтра и деталями его корпуса. Это обстоятельство и, кроме того, очень быстрое загрязнение фильтра на пыльных дорогах побудили меня сделать небольшое дополнение к штатному элементу.

Из поролона толщиной 10—12 мм я вырезал полоску шириной 80—90 мм и длиной 680—700 мм. Аккуратно сшил ее в кольцо и надел поверх нового элемента, предварительно слегка пропитав поролон моторным маслом. Через каждые 5000 километров снимаю поролоновое кольцо и стираю его в воде со стиральным порошком, после чего сушу и, снова слегка пропитав маслом, возвращаю на место.

В результате такой модернизации фильтра совершенно исчезли следы пыли за ним в корпусе.

А. ТОРОПОВ Горьковская область, г. Бор

ОДИН ИНДИКАТОР НА ДВЕ ЦЕПИ

На «Москвиче—412» в солнечный день почти не видно света контрольной лампы указателей поворота. Из-за этого иногда их забывают выключать после обгона.

На своем автомобиле я установил звуковой индикатор (паспорт Уа.2.945.006 ПС), подключив его, как показано на схеме. Он сигнализирует о включении двух цепей: реле указателей поворота — издавая прерывистый сигнал, и стояночного тормоза — непрерывным звуком.

Развязывающий диод 4 типа Д237А можно заменить на Д237Б, 2Д106А, Д226А, Б.

В. ОРЛОВСКИЙ

Хмельницкая область, г. Староконстантинов

Журнал «За рулем» 12 • Декабрь 1984 Цена 1 руб.

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Спортивный глобус

АВТОГОНКИ

Кубок дружбы социалистических стран в 1984 году включал шесть этапов и разыгрывался в двух классах: А2 — легковые с двигателем рабочим объемом до 1300 см3 и Б8 — гоночные формулы «Восток» также до 1300 см3. В соревнованиях участвовали спортсмены из ВНР, ГДР, НРБ, ПНР, СССР, СРР и ЧССР.

V этап (СРР). Класс А2. Личный зачет: 1. А. Григорьев (СССР), ВАЗ—21011; 2. П. Самохин (ЧССР), «Шкода- 120ЛС»:

3. В. Томашек (ЧССР), ВАЗ—21011; 4. Н. Григораш (СРР), «Дачия-1300»; 5. И. Иванов (НРБ), ВАЗ—21011; 6. К. Шахтшнайдер (ГДР), ВАЗ—21011… 14. Ю. Капай (СССР), ВАЗ—2105… 16. С. Дадвани (СССР), ВАЗ—21011… 19. Я. Тедре (СССР), ВАЗ—2105. 

Командный зачет: 1. ЧССР; 2. СРР; 3—4. ГДР и СССР; 5. НРБ.

Класс Б8. Личный зачет: 1. И. Веселы (ЧССР), РАФ; 2. И. Черва (ЧССР), «Металэкс-106»; 3. У. Мелькус (ГДР), СРГ-МТ77-1: 4. М. Гюнтер (ГДР). СРГ-МТ77-1; 5. В. Козанков (СССР), «Эстония—20»; 6. И. Мичанек (ЧССР), «Металэкс-106»; 7. Т. Нала (СССР), «Эстония—21»… 11. 3. Лнндгрен (СССР), «Эстония—19-МАДИ». Командный зачет: 1. ЧССР; 2. ГДР; 3. СССР.

VI этап (НРБ). Класс А2. Личный зачет: 1. Томашек; 2.- Григорьев; 3. Г. Петернейчев, ВАЗ—21011; 4. И. Иванов (оба — НРБ), ВАЗ—21011; 5. А. Гергель (ВНР), ВАЗ—21011; 6. 3. Немец (ЧССР), ВАЗ — 21011… 8. Кацай… 15. Тедре. 

Командный зачет: 1. ЧССР; 2. СССР; 3. НРБ; 4. СРР. Класс Б8.

Личный зачет: 1. Напа; 2. Мелькус; 3. Г. Зигерт, СРГ-МТ77-1; 4. Б. Каспер (оба — ГДР), СРГ.-МТ77-1; 5. Т. Асмер (СССР], «Эстония—21»; 6. Козанков. Командный зачет: 1. ГДР; 2. СССР; 3. НРБ; 4. ПНР.

Итоговый результат. Класс А2. Личный зачет: 1. В. Томашек (ЧССР); 2. А. Григорьев (СССР); 3. 3. Немец: 4. П. Самохил; 5. О. Ваничек (все — ЧССР); 6. С. Дадвани… 9. Ю. Кацай… 14. Ю. Серов (все — СССР).

Командный зачет: 1. ЧССР; 2. СССР; 3. НРБ; 4. ГДР; 5. СРР.

Класс Б8. Личный зачет: 1. У. Мелькус (ГДР); 2. Я. Веселы; 3. И. Черва (оба — ЧССР); 4. Т. Напа (СССР); 5. Б. Каспер; 6. М. Гюнтер (оба — ГДР).. 9. А. Медведченко… 15. Т. Асмер; 16. Э. Линдгрен (все — СССР).

Командный зачет: 1. ГДР; 2. ЧССР; 3. СССР; 4. ПНР; 5. ВНР; 6. НРБ.

За два этапа до финиша чемпионата мира в формуле 1 на первом месте закрепился австриец Н. Лауда, двукратный чемпион мира.

XIV этап (Италия): 1. Н. Лауда (Австрия), «Мак-Ларен-ТАГ-Порше-МП4/2»: 2. М. Альборетто (Италия), «Феррари-125-К4»; 3. Р. Патрезе (Италия), «Альфа-ромео-184»: 4. С. Юханссон (Швеция), «Тоулмен-Харт-ТГ183Б»; 5. И. Гартер, «Оселла-Альфа-ФА»; 6. Д. Бергер (оба — Австрия), АТС-БМВ-Д6.

Сумма очков после 14 этапов: Лауда — 63; Прост (Франция) — 52,5: де Анджелис (Италия) — 29,5; Арну (Франция) — 24,5; Пике (Бразилия) — 24; Уорвик (Англия) — 23.

АВТОТОКРОСС

Кубок дружбы социалистических стран (багги) включал четыре этапа, где стартовали спортсмены из ВНР, ГДР, НРБ, СССР и ЧССР.
I этап (ГДР). Личный зачет: 1. И. Котек (ЧССР); 2. X. Май (ГДР); 3. Я. Бартошек (ЧССР)… 6. Н. Лесков (СССР)… 15. В. Шпортько; 16. В. Губа; 17. В. Мильков (все — СССР).

Командный зачет: 1. ЧССР (128 очков); 2. ГДР (114); 3. НРБ (112); 4. ВНР (106); 5. СССР (98).

II этап (НРБ).
Личный зачет: 1. П. Мюкке (ГДР); 2. Б. Ханула (ВНР): 3. X. Барт (ГДР)… 7. Лесков; 8. Губа; 9. А. Цевелев… 14. И. Сладков (оба — СССР).

Командный зачет: 1. ГДР (128 очков): 2. ВНР (125); 3. СССР (111); 4. НРБ (106). 

III этап (ВНР). Личный зачет: 1. Цевелев; 2. А. Шаров (СССР); 3. Ханула… 8. Сладков… 10. Лесков.

Командный зачет: 1.СССР (133 очка); 2. ВНР (119); 3. ГДР (108); 4. ЧССР (99); 5. НРБ (96).

IV этап (ГДР). Личный зачет: 1. Шпорть ко; 2. Май; 3. Котек… 9. Шаров; 10. И. Резевскис (СССР)… 17. Лесков.
Командный зачет: 1. СССР (125 очков); 2. ГДР (118); 3. НРБ (108): 4. ЧССР (107); 5. ВНР (97).

Итоговый результат. Личный зачет: 1. Май (133 очка); 2. Ханула (130); 3. Мюк-ке (123)… 6. Лесков (107). Командный зачет: 1: ГДР (468 очков); 2. СССР (467): 3. ВНР (447); 4. НРБ (422); 5. ЧССР (334).

РАЛЛИ

Соревнования «Татры», проходившие в ЧССР, являлись одновременно 32-м этапом чемпионата Европы и заключительным этапом Кубка дружбы.

Первенство Европы: 1. Н. Джоки — Ф. Роннальд (Швеция), «Тойота-селика»; 2. М. Бублевич — Р. Жишковский (ПНР), «Полонез-2000»; 3. Е. Тумалявичус—П. Видейка, ВАЗ—2105-ВФТС… 9. X. Мете — У. Мете, ВАЗ—2105-ВФТС… 12. В. Соотс — Т. Путмакер (все — СССР), ВАЗ—2105-ВФТС.

VII этап Кубка дружбы: 1. Бублевич — Жишковский; 2. Тумалявичус — Видейка; 3. В. Велихов — 3. Илиев (НРБ), ВАЗ— 2105; 4. Мете — Мете… 10. Соотс — Путмакер.

Командный зачет: 1. НРБ; 2. СССР: 3. ПНР; 4. ЧССР; 5. ГДР.

Итоговый результат Кубка дружбы. Личный зачет: 1. А. Копер (ПНР); 2. С. Христов (НРБ); 3. Я. Трайболд (ЧССР). Командный зачет: 1. СССР; 2. НРБ: 3. ЧССР; 4. ПНР; 5. ГДР; 6. ВНР; 7. СРР.

СПИДВЕЙ

Финал личного чемпионата мира состоялся в шведском городе Гетеборге. Пятерых его участников определил континентальный финал в Ровно («За рулем», 1984, № 10), остальных — межконтинентальный финал в датском городе Войенсе. Советские гонщики в мировой финал не попали.

Межконтинентальный финал: 1. Ш. Моран (США); 2. С. Уигг (Англия); 3. Л. Кинг (США); 4. М. Ширра (Новая Зеландия); 5. Б. Петерсен; 6. Г. Нильсен; 7. Э. Гундерсен (все — Дания); 8. К. Моран (США).

Мировой финал: 1. Гундерсен; 2. Нильсен; 3. Кинг; 4.К. Моран; 5. Ширра; 6. Уигг.

Финальные соревнования командного чемпионата мира прошли в польском городе Лешно. Победила сборная Дании (Б. Петерсен, Э. Гундерсен, П. Эриксен, Г. Нильсен, П. Равн). На последующих местах — команды Англии, США и ПНР.

На первой странице обложки — фото В. Князева.

Главный редактор И. И. АДАБАШЕВ

Редакционная коллегия: В. А. АНУФРИЕВ, П. Ф. БАДЕНКОВ, И. В. БАЛАБАЙ, В. Д. БОГУСЛАВСКИЙ, А. Г. ВИННИК,
Б. Ф. ДЕМЧЕНКО, Л. В. ЗВЕРКОВСКИЙ, Г. А. ЗИНГЕР, В. П. КОЛОМНИКОВ, А. Е. КУНИЛОВ, В. И. ЛАПШИН, Н. И. ЛЕТЧФОРД,
Б. П. ЛОГИНОВ, В. Н. ЛУКАНИН, Б. Е. МАНДРУС (отв. секретарь), В. Л. МЕЛЬНИКОВ, В. И. НИКИТИН, В. И. ПАНКРАТОВ,
Н. В. СЛАДКОВСКИЙ, М. Г. ТИЛЕВИЧ (зам. главного редактора), Л. М. ШУГУРОВ, Л. А. ЯКОВЛЕВ.

Зав. отделом оформления И. П. Бурлака. Художественный редактор Д. А.Константинов. Технический редактор Л. В. Рассказова. Корректор М. И. Дунаевская.

Сдано в производство 1.10.84 г. Подписано к печати 29.10.84 г. Г-71317. Формат 60×90 1/8 Усл. печ. л. 4,5. Тираж 3 910 000 экз. Заказ 1263. Цена 1 руб. Адрес редакции: 103045, Москва, К-45, ул. Сретенка, 26/1. Телефоны: 207-23-82, 207-16-30.
Набрано в 3-й типографии Воениздата. Отпечатано в Ордена Трудового Красного Знамени типографии издательства ЦК КП Белоруссии. 220041, г. Минск, Ленинский проспект, 79.

Журнал «За рулем» 12 • Декабрь 1984 Цена 1 руб.

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

РР350 в развитии

Четыре модификации регулятора — четыре различные схемы

Последовательная модернизация снизила металлоемкость, улучшила эксплуатационные качества прибора

Шестнадцать лет назад был начат выпуск автомобилей ГАЗ—24 «Волга», и вместе с этим в нашу автомобильную практику впервые вошел бесконтактный электронный регулятор напряжения.

Ему была присвоена маркировка «РР350». В дальнейшем этот прибор получил высокую оценку автомобилистов: он долговечен и стабилен в работе, поскольку в нем нет механических контактов и движущихся частей. Тем не менее, изготовитель регулятора, калужский завод автомотоэлектрооборудования (КЗАМЭ), постоянно совершенствовал свое изделие, осваивал новые модификации. Однако из-за отсутствия необходимой информации случается, что автолюбитель, разобравший прибор для проверки или замены какого-то элемента, с удивлением отмечает несоответствие действительной «начинки» со схемой, которая приведена в справочнике или пособии по ремонту. В последнее время редакция нередко получает письма с вопросами по этому поводу. Мы попросили специалистов КЗАМЭ В. АКИМОВА и В. СОРОКИНА рассказать о последовательной модернизации регулятора РР350 и изменениях его конструкции.

В своем первоначальном варианте регулятор напряжения РР350 (на фото он сзади) хорошо известен. Это бесконтактный прибор, собранный из полупроводниковых элементов и радиодеталей, размещенных в металлическом корпусе. Заодно с корпусом отлиты три кронштейна с отверстиями для крепежных винтов или шпилек. Схема РР350 опубликована во многих книгах и пособиях, поэтому приводить ее здесь не имеет смысла. Главное отличие ее от последующих модификаций — наличие германиевого транзистора П217. Характерная деталь РР350 — специальная колодка для присоединения проводов. Поскольку замыкание шунтового вывода на «массу» влечет повреждения транзисторов, конструкторы применили штеккерный разъем, исключающий неправильное подключение клемм. Схема разъема показана на рис. 1. Положение колодки относительно корпуса не регламентировано (она крепится двумя винтами и может быть повернута на 180°), но в любом случае взаимное расположение выводов сохраняется. Иными словами, если два вывода, лежащие на одной горизонтали, находятся не внизу, как показано, а вверху, то и приведенную схему нужно перевернуть «вверх ногами».

В 1982 году начат выпуск новой модификации, явившейся результатом глубокой модернизации регулятора. Измененная схема (рис. 2, а) полностью выполнена на кремниевых транзисторах. Благодаря этому повысилась температурная стойкость прибора и, следовательно, его надежность. Кроме того, удалось почти вдвое облегчить его, а также уменьшить размеры. Отпала необходимость в третьей точке крепления: малогабаритный РР350 имеет два кронштейна, по расположению отверстий соответствующие передним «лапам» предыдущей модификации. Способ присоединения проводов, а также электрические характеристики прибора сохранились. К сожалению, прежней оставлена и маркировка регулятора, что вводит в заблуждение некоторых автомобилистов. Правда, малогабаритный РР350 отличается от предшествующей модификации по внешнему виду.

У следующей модификации, выпускаемой с начала 1984 года, полностью сохранен корпус, а следовательно, и внешний вид малогабаритного РР350. Единственное внешнее отличие — дополнительная маркировка «01» на боковой стенке корпуса (она нанесена краской). Однако схема этого регулятора (рис. 2, б) имеет существенные отличия. Вызваны они тем, что прибор получил защиту от разных неприятных ситуаций, которые могут возникнуть при эксплуатации: от короткого замыкания на «массу» в цепи «регулятор — обмотка возбуждения генератора», от перепутывания проводов, подводимых к клеммам « + » и «Щ» (несмотря на штеккерный разъем, такой казус не исключен, скажем, при перепайке проводов). Кроме того, если ранее категорически не допускалось отключение аккумуляторной батареи от сети во время работы двигателя, в особенности на больших оборотах, то при измененной схеме такое действие вызовет подскок напряжения в бортовой сети примерно на 1 В, а это не влечет за собой аварийных последствий (хотя, как и раньше, отсоединять батарею не рекомендуется). В остальном, характеристики регулятора остались без изменений.

Начало производства последней модификации РР350 — первый квартал 1985 года. В соответствии с ныне действующим стандартом она получила новый индекс — «201.3702». По своим потребительским качествам, представляющим интерес для автолюбителей, а также по внешнему виду (за исключением маркировки) этот прибор ничем не отличается от РР350-01. Однако его схема существенно изменена (рис. 2, в), что связано со следующим обстоятельством. Ранее КЗАМЭ выпускал разновидности описанных выше регуляторов, предназначенные для грузовиков и специальных машин. Доработка схемы сделала регулятор 201.3702 универсальным. Выпуск единой модели упрощает технологию производства и расширяет возможности его автоматизации.

Регуляторы напряжения типа РР350 были и остаются штатным оснащением автомобиля ГАЗ—24, а также поступают в розничную продажу в виде запасных частей (цена любой модификации 28 рублей). Поэтому приборы доступны автолюбителям, а это существенно, поскольку их с успехом можно применять на автомобилях и других марок.

Так, на «москвичах», как и на «волгах», стоят генераторы типа Г250; точки крепления штатного регулятора РР362-А такие же, как и для РР350. Единственное, что нужно сделать самостоятельно при установке РР350 на «Москвич», — наконечники подключаемых проводов в виде трубочек с отверстием диаметром 3 мм. Разумеется, следует позаботиться и об их изоляции.

Так же обстоит дело с «запорожцами», имеющими 40-сильный двигатель (генератор Г502-А). Дополнительная работа здесь понадобится только при монтаже крупногабаритного РР350: его задний кронштейн не совместится со штатным креплением регулятора типа РР310, а придется делать переходную пластину или закреплять его саморезом.

В равной мере регуляторы семейства РР350 применимы на «жигулях» вместо РР380, но здесь переходная пластина обязательна, поскольку точки крепления этих приборов не совпадают. Стоит напомнить, что на автомобилях ВАЗ клемма «15» соответствует клемме «+», а «67» — клемме «Ш».

Клемма « —» в схеме регулятора связана с корпусом, но для большей надежности во всех перечисленных случаях полезно соединить ее проводом со специальным винтом на одном из кронштейнов. Электрический контакт корпуса с «массой» автомобиля должен быть хорошим. Установка электронного регулятора вместо механического повышает стабильность напряжения в бортовой электросети.

Схема любой модификации регулятора РР350 состоит из обычных серийных радиодеталей, поэтому ее проверка и ремонт доступны любому человеку, обладающему элементарными радиотехническими навыками. Стоит упомянуть, что вместо транзистора КТ837Х можно использовать аналогичный элемент с индексом «Б», «В» или «М». В равной мере диод КД103А может быть заменен на КД209А. Другие возможные замены указаны в схемах. Резисторы, отмеченные звездочкой, подбираются индивидуально для получения нужного напряжения в бортовой сети.

Регуляторы типа РР350 должны обеспечивать напряжение в пределах 13,8—14,5 В при токе нагрузки генератора 13—15 А и скорости вращения ротора 2850—3150 об/мин. В процессе контроля проще оценивать соответствующую скорость вращения коленчатого вала, а она у двигателей разных моделей различается, поскольку определяется передаточным числом привода от коленчатого вала к генератору. Необходимые сведения приведены в таблице.

Журнал «За рулем» 12 • Декабрь 1984 Цена 1 руб.

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

На подвеске вместо опоры

Сегодня уже мало кого надо убеждать периодически балансировать колеса автомобиля. Практически почти на каждой СТО есть стенды, позволяющие быстро и точно выполнить эту операцию. Когда же есть желание или необходимость отбалансировать колесо в гараже, многие автолюбители применяют приспособление, предложенное В. Белугиным в декабрьском номере «За рулем» 1978 года, которое позже стало изготавливать промышленность.

Автолюбитель В. ВЕРЕТЕННИКОВ из г. Заполярный Мурманской области придумал другое приспособление, более удобное в работе, чем прежнее. Предоставляем ему слово.

Несколько лет назад по чертежам, опубликованным в журнале «За рулем», я изготовил приспособление для балансировки колес «жигулей» методом «волчка». Пользовался им, но удовлетворения не находил. Позднее подобное приспособление приобрел в магазине. Оно не очень удобно в работе. Центральный стержень стопорится во фланце посредством винта. Чтобы изменить его положение, необходимо снять колесо с опоры. В процессе балансировки эту операцию приходится повторять неоднократно, добиваясь желаемой чувствительности прибора. Если опоры расположены близко к центру тяжести колеса или ниже него, колесо неминуемо перевернется и свалится с опоры. Другое неудобство в том, что устранять дисбаланс приходится пробным подбором, притом слишком приблизительно, балансирных грузиков. Однако, поднаторев, преодолевая эти неудобства, можно добиваться удовлетворительных результатов статической балансировки.

Что же касается динамической балансировки согласно приведенной в инструкции методике, то здесь достичь чего-либо полезного практически невозможно. При попытке раскрутить колесо до 70—100 оборотов в минуту оно срывается с опоры вместе с приспособлением. Но и благополучно раскрученное колесо не обеспечивает каких-либо закономерных колебаний центрального стержня приспособления. Здесь и практика не помогает. Таким образом, приходится пользоваться приспособлением только с целью статической балансировки.

Но недавно для этого я придумал свое устройство, которое основано на методе вывешивания.

Приспособление изображено на рисунке. Оно состоит из опорного фланца 3 и сочлененного с ним посредством резьбы центрального стержня 2. К стержню за проушину крепится гибкий элемент 1 (капроновый шнур, проволока, цепь и т. п.). На стержень установлена контровочная гайка 4. Она может находиться под опорным фланцем или над ним.

Для балансировки приспособление опорным фланцем с наружной стороны вставляют в центральное отверстие колеса и посредством гибкого элемента подвешивают на удобной высоте. Дают успокоиться колесу. Уравновешенное, оно займет горизонтальное положение. При наличии дисбаланса оно наклонится в сторону более тяжелой части. Угол наклона при этом находится в прямой зависимости от величины дисбаланса и в обратной — от расстояния «а» между сочленением гибкого элемента со стрежнем 2 и центром тяжести колеса. Не снимая колеса с подвески, изменяют это расстояние и вращением стержня за его головку регулируют чувствительность устройства. Таким образом добиваются высокой точности балансировки. Контргайка при этом может быть снята со стержня 2, так как ее прямое назначение — фиксирование (если понадобится) однажды установленной чувствительности приспособления.

Здесь колесо не может перевернуться или упасть, а значит исключаются травмы.

Если нижний конец центрального стержня в моем приспособлении сделать заостренным, им можно пользоваться как известным «волчком». Так что у автолюбителей освоивших его, будет возможность постепенно «переквалифицироваться» и сравнить оба метода.

К мучительной и низкокачественной динамической балансировке, я считаю, не стоит прибегать, так как ощутимый динамический дисбаланс в практике встречается очень редко.

Недавно я усовершенствовал свое приспособление, снабдив его уравновешивающей рейкой с перемещающимся грузом, что позволяет сразу определить величину дисбаланса в граммах. Оно, конечно, сложнее в изготовлении, но оправдывает себя, когда надо отбалансировать много колес. Такое приспособление по силам любому заводу. Со своей стороны готов предоставить чертежи.

Высылать чертежи всем желающим я, понятно, не имею возможности.

Журнал «За рулем» 12 • Декабрь 1984 Цена 1 руб.

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

ПЭС — электронный прерыватель

Для вас и вашей машины

В не столь далекое время, когда мигающие световые указатели поворота хотя и стали штатным оснащением автомобиля, но еще не приобрели Первостепенной важности, с обязанностями прерывателя в системе вполне справлялись Простенькие тепловые реле. Затем требования к этой сигнализации стали резко возрастать, соответственно появлялись и новые, усовершенствованные конструкции реле-прерывателей. Примером могут служить широко распространенные РС491, которые стоят на «жигулях» моделей «2101», «2102», «2103», «21011» «21013».

Однако с дальнейшим ростом интенсивности движения появилась необходимость в том, чтобы фонари указателей поворота использовались и как сигнализаторы аварийной остановки. Прежние реле для такого режима были непригодны, поэтому на автомобилях стали устанавливать другие, специальные прерыватели: РС950 — на «запорожцах» и «волгах», РС950Е (первоначально РС950Б) — на «москвичах», 23.3747 — на ВАЗах моделей «2105». «2106». «2107», «2121». Это контактно-транзисторные приборы, довольно сложные и дорогие, хотя и достаточно долговечные. Но все же случается, что они выходят из строя. И тогда начинаются заботы: нужно приобрести реле той же марки и модификации, а это не всегда удается сделать быстро. Поэтому в редакцию нередко приходят письма с вопросами, как можно приспособить, скажем, РС950 вместо 23.3747.

Между тем зачастую есть возможность избежать самодеятельного конструирования. В продажу поступает реле марки ПЭС, пригодное для всех отечественных машин с аварийной сигнализацией. Выпускает его электромеханический завод в г. Костроме. В отличие от других моделей того же назначения это бесконтактный, чисто электронный прибор. Помимо высокой надежности, что отмечено присвоением изделию Знака качества, он обладает еще одним достоинством: работа электронной схемы не создает радиопомех. Цена электронного реле (22 руб.) не выше, чем у штатных приборов того же назначения (например. PC95QE — 24 руб.).

По вопросу закупки ПЭС для розничной продажи торгующие организации могут обращаться на костромское оптовое предприятие Роскультторга: 156023, Кострома, Васильевское шоссе, ул. Энергетиков, 2.

Журнал «За рулем» 12 • Декабрь 1984 Цена 1 руб.

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Ремонт глушителя «Жигулей»

Об устройстве системы выпуска всех автомобилей ВАЗ было подробно рассказано в августовском номере «За рулем» 1982 года. Там же приведены размеры всех заменяемых при ремонте деталей. Однако самой технологии ремонта глушителей авторы статьи — заводские конструкторы Ю. Кирюшин и Г. Кутель не коснулись. Здесь автолюбитель из Омска А. СЕМИОНОВ объясняет, как рациональнее выполнить эту работу в условиях, доступных индивидуальному владельцу «Жигулей».

Весь ремонт глушителя сводится, как правило, к разборке его, удалению сгоревших деталей, изготовлению новых и сборке. Корпус основного глушителя составлен из двух половин, сваренных по фланцам. Разъединить их по сварке невозможно, поэтому приходится самому изобретать удобную технологию разделения корпуса на части, чтобы получить доступ внутрь. По моему личному опыту, последовательность операций разборки и сборки глушителя, ясная из рисунков, наиболее рациональна.

Сначала глушитель надо разрезать обычной ножовкой по металлу на три части (рис. 1). Линии разрезов располагаем на 10—15 мм в направлении середины корпуса от первых проштамповок на нем, там, где начинается постоянное поперечное сечение деталей.

После разъединения глушителя на части (рис. 2) чистим их и удаляем остатки сгоревших перегородок.

Если сильно поврежден патрубок, за который глушитель крепят к кузову, удаляем его, обрезав по сварке. Остатки сварочного шва спиливаем (или срубаем), чтобы можно было извлечь остаток патрубка из глушителя. Взамен поврежденного сюда ввариваем новый патрубок, изготовленный из отрезка трубы подходящего диаметра.

Среди внутренних деталей только перегородки глушителя сделаны из низкоуглеродистой стали, и, естественно, их разрушение от коррозии и определяет ресурс всего глушителя. Чтобы в будущем не возвращаться к этой работе, перегородки лучше сделать из нержавеющей стали, сократив их количество с четырех до двух. Удаление двух крайних перегородок обусловлено возможностями сборки глушителя при такой технологии ремонта. На акустических качествах подобная переделка не отражается.

Необходимые для изготовления перегородок размеры приведены на чертежах («За рулем», 1982, № 8). Но надо учитывать, что для изложенной здесь технологии ремонта размеры перегородок по контуру придется уменьшить примерно на 1 мм, чтобы детали можно было вставить внутрь сваренного корпуса глушителя. Тем, у кого не окажется под рукой журнала с чертежами, можно посоветовать сделать выкройку перегородки непосредственно с поперечного сечения распиленного корпуса. Центры отверстий в перегородках под перфорированные трубы располагаем на 50 мм ниже от самой верхней точки. Среднее отверстие делаем точно на вертикальной оси, а центры боковых смещаем на 51 мм вправо и влево. Диаметры отверстий выбираем по размерам патрубков, которые будем вставлять в них.

Сборку глушителя начинаем с того, что соединяем в блок обе перегородки, среднюю перфорированную трубу и впускную трубу с передней частью корпуса. Для этого перемычку между отверстием под впускную трубу и наружной кромкой одной (передней) перегородки придется разрезать, как показано на рис. 3. После сборки блока все детали его соединяем электросваркой, вставляем весь блок в среднюю часть корпуса и привариваем заднюю перегородку и обе соединяемые части корпуса по периметру.

Следующая сборочная операция — вставить в отверстия перегородок перфорированную трубу выпускного патрубка с задней частью корпуса и сварить корпус по периметру (рис. 4). Отверстие в задней перегородке для этой трубы должно быть больше, чем остальные, так как через него пройдет перфорированная часть трубы. Конкретный размер его выбираем по месту.

Кожух глушителя и асбестовые прокладки, если они хорошо сохранились, можно оставить старые. А нет — придется делать их заново.

Журнал «За рулем» 12 • Декабрь 1984 Цена 1 руб.

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области