КЛУБ «АВТОЛЮБИТЕЛЬ»
Существуют десятки марок моторных масел. Для карбюраторных и дизельных двигателей, летние и зимние, для моторов с разной степенью форсировки, выпускаемые по государственным стандартам и отраслевым техническим условиям. Основой для всех масел служат определенные фракции, получаемые при перегонке нефти, а специальные свойства, зависящие от назначения масла, они приобретают благодаря добавкам, или, как их называют специалисты, присадкам. Об этом и пойдет речь в статье кандидата технических наук О. ЯРЕМЕНКО.
Десятки лет автомобилестроению верой и правдой служили чистые минеральные масла, получаемые перегонкой и очисткой нефти. Для смазки двигателей использовали так называемые индустриальные масла (особенно широко — «Индустриальное 50», оно же «Машинное СУ»), которые по характеристикам отвечали требованиям малонагруженных механизмов с довольно коротким, до 2000 километров, межсервисным пробегом. Да и темп эксплуатации машин был иным, чем сегодня.
У современных автомобилей удельные нагрузки в подшипниках кривошипно-шатунного механизма, в механизме газораспределения и в шестернях трансмиссии в несколько раз выше, чем в конструкциях 40—50-х годов. Температура поверхностей, с которыми соприкасается масло, может превышать 150°С, а частота вращения коленчатого вала — 7000 об/мин. В свою очередь, необходимость уверенного пуска двигателя при зимней эксплуатации, особенно в северных районах, выдвигает специфичные требования к вязкости моторных масел.
Чистое минеральное масло при высоких удельных нагрузках не в состоянии предотвратить быстрое изнашивание и, что еще хуже, задиры трущихся поверхностей. Высокая температура приводит к ускоренному старению масла — окислению, выпадению шлама и осадков. Высокая частота вращения деталей вызывает вспенивание масла. Мороз превращает чистое минеральное масло в некое подобие джема, не позволяющего провернуть коленчатый вал при пуске двигателя.
Словом, добрые старые автолы, по современной классификации относящиеся к группе А («За рулем», 1981, № 10), практически «приказали долго жить»: ныне их почти не применяют.
СЕГОДНЯ
В некоторых отраслях техники уже применяют синтетические масла, отвечающие самым жестким и тяжелым условиям эксплуатации. Но эти масла еще очень дороги, и об использовании их для многомиллионного автомобильного парка пока не может быть и речи.
Сегодня по-прежнему в ходу минеральные масла на нефтяной основе, но со специальными присадками. Их содержание в моторном масле по объему невелико, обычно не более 10%, но роль огромна. Введение присадок в строго дозированных и сбалансированных количествах позволяет существенно изменить свойства исходного, базового масла. Выбор же типа и концентрации присадки зависит от его назначения. Надо учитывать, что недостаточное, как и избыточное, количество присадок может принести вред механизму.
Для удовлетворения разнообразных и все более жестких требований к маслу содержание присадок должно возрастать. Здесь есть и отрицательный момент, так как наличие присадок усиливает нагарообразование, склонность масла к выделению осадков, сужает возможные условия применения. Современное улучшенное масло может содержать до пяти наименований присадок, и оно представляет собой сложный химический продукт, которым нужно пользоваться строго в соответствии с его назначением.
Смешивание масел с различной композицией присадок может привести к непоправимым последствиям, например, вызвать выпадение твердых осадков, способных начисто вывести двигатель из строя. При правильном же использовании улучшенных присадками масел можно обеспечить работу его в течение срока, совершенно недостижимого с чистыми маслами.
Какие же существуют присадки и какова их роль?
Прежде всего назовем противоокислительные, замедляющие старение масла. Действие этих сернистых соединений или производных фенола основано на торможении окисления масла, точнее его пленки, на металлических поверхностях.
Противокоррозионные присадки образуют на смазываемых поверхностях пленку, защищающую их от контакта с всегда имеющимися в масле кислотами и водой.
Моющие присадки предотвращают образование лаковых отложений на горячих поверхностях поршней и колец. Они удерживают углеродистые частицы и твердые продукты окисления в масле в виде тонкой суспензии, не давая им прилипнуть («пригореть») к металлу. Эти присадки обычно содержат щелочь для нейтрализации кислот, образующихся при сгорании топлива. Моющая присадка обеспечивает свободное перемещение поршневых колец в пазах.
Антипенные присадки (обычно это силиконовые масла) предотвращают образование пены. Они нерастворимы в нефтяных маслах и находятся там в виде мельчайших капелек. Действие антипенной присадки основано на разрушении пузырьков воздуха присоединяемыми к ним частицами силиконовой жидкости.
Антиэмульгаторы представляют собой вещества разной природы (например, спирты), которые разрушают водомасляные смеси. При наличии такой присадки попавшая в масло вода не образует с ним эмульсию, а стекает и скапливается в нижней части картера. Отделить воду от масла необходимо потому, что у водомасляной эмульсии пониженная вязкость, которая резко уменьшает несущую способность пар трения. Присутствие в масле капелек воды мешает образованию на поверхности трущихся пар граничной защитной пленки.
Загущающие присадки (обычно это полимеры) предназначены для улучшения вязкостно-температурных характеристик масел, то есть изменения вязкости масла при изменении температуры. Механизм их действия основан на изменении формы макромолекул полимеров, которые в холодном масле, будучи свернуты в «клубки», не влияют на его вязкость, а при нагреве распрямляются и увеличивают вязкость. Для получения загущенного масла (например, М63/10ГС) берут маловязкое базовое масло, которое на морозе остается достаточно подвижным.
Депрессорные присадки (депрессаторы) применяют с целью снизить температуру застывания, что особенно важно для трансмиссионных масел. Эти присадки препятствуют образованию кристаллической решетки при застывании парафинов, снижая тем самым температуру, при которой масло сохраняет подвижность.
Противоизносные присадки сдерживают интенсивность изнашивания приработанных трущихся пар благодаря образованию на металлических поверхностях твердой пленки или, как дисульфид молибдена, снижают коэффициент полусухого трения. При том, что механизм действия разных противоизносных присадок существенно различен, все они могут дать большой экономический эффект благодаря повышению ресурса двигателей.
Противозадирные присадки предотвращают чистый контакт однородных металлических поверхностей при очень высокой удельной нагрузке. В момент соприкосновения поверхностей однородных металлов, не защищенных окисной или другой пленкой, под действием межмолекулярных сил происходит их мгновенное сваривание и вырывы частиц металла — задиры. А задир означает полный выход из строя пар трения. Действие противозадирной присадки основано на образовании очень прочной моно- или мультимолекулярной пленки на поверхности металла. Таким свойством обладает, например, свободная сера, присутствующая в трансмиссионных маслах.
Так называемые многофункциональные присадки, образующие граничные пленки, благодаря этому способны одновременно защищать металлы и от изнашивания, и от коррозии, а также улучшать другие качества масел. Например, диалкилдитиофосфаты цинка и бария сочетают свойства противоизносной, противоокислительной, противокоррозионной и моющей присадок.
Научные разработки, направленные на создание присадок с улучшенными свойствами, идут непрерывно. Это главный путь к совершенствованию моторных масел. Изыскиваются новые исходные материалы, исследуются вновь найденные закономерности.
В качестве примера можно рассказать об одной из таких поисковых работ, в которой поставлена задача использовать так называемый принцип избирательного переноса. Смысл его заключается в следующем. Присадка представляет собой органическое соединение меди, растворимое в масле. Под воздействием нагрузок, возникающих в трущейся паре деталей, медь выделяется из структуры присадки и заполняет микронеровности на рабочих поверхностях. В результате выступы и впадины на них выравниваются. Это, в свою очередь, приводит к образованию практически идеального масляного клина между соприкасающимися деталями, резкому снижению коэффициента трения (а значит, и потерь мощности в двигателе), увеличению срока службы деталей. Получаемый таким образом восстановительный эффект в некоторой степени позволяет поднять ресурс уже изрядно послуживших моторов. Важная особенность добавки этого типа в том, что ее можно вводить в масло на любой стадии, даже перед заливкой его в мотор.
Исследования, о которых шла речь, ведутся в Институте нефтехимической и газовой промышленности имени академика И. М. Губкина. В ходе их сделано изобретение, защищенное авторским свидетельством.
Журнал «За рулем» 12 • Декабрь 1984 Цена 1 руб.