Уточнен режим работы в дошкольных организациях

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ Геннадия Онищенко уточнены требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях.

Установлено, в частности, что количество детей в группах дошкольной организации общеразвивающей направленности определяется исходя из расчета площади групповой (игровой): для ясельных групп – не менее 2,5 метров квадратных на 1 ребенка, в дошкольных группах – не менее 2 метров квадратных на одного ребенка.

Уточнено, что групповые ячейки для детей ясельного возраста располагают на 1-м этаже, для детей от 3 до 5 лет размещение групповой ячейки допускается на 2-м этаже, для детей от 5 до 7 лет – допускается на третьем этаже.

Для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет непосредственно образовательная деятельность должна составлять не более 1,5 часа в неделю (игровая, музыкальная деятельность, общение, развитие движений). Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности составляет не более 10 мин. Допускается осуществлять непосредственно образовательную деятельность в первую и во вторую половину дня (по 8-10 минут). В теплое время года непосредственно образовательную деятельность осуществляют на участке во время прогулки.

Установлен максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ, для детей дошкольного возраста: в младшей группе (дети четвертого года жизни) – 2 часа 45 мин., в средней группе (дети пятого года жизни) – 4 часа, в старшей группе (дети шестого года жизни) – 6 часов 15 минут, в подготовительной (дети седьмого года жизни) – 8 часов 30 минут.

Разрешена организация сна детей с использованием для этого складных кроватей-трансформеров с жестким ложем.

Постановление № 164 подписано Главным государственным санитарным врачом РФ Геннадием Онищенко 20 декабря 2010 года.

Информация министерства образования и науки Мурманской области

Новости на промышленном портале Мурманской области

В Мурманской области заработал крупный проект по эффективному использованию энергии

Мурманская область демонстрирует пример эффективного использования энергии — мурманский мусоросжигательный завод стал отапливать город. Это позволит решить сразу несколько экологических проблем самого крупного города за Полярным кругом.

Алексей Павлов, 19/01-2011 http://www.bellona.ru/articles_ru/articles_2011/1295439074.17

Важный для экологии региона проект запустил Кольский филиал энергетической компании ТКГ-1. Энергетики построили паропровод, соединяющий Восточную котельную Мурманска с мусоросжигательным заводом. Суть проекта в следующем — при сжигании бытовых отходов выделяется пар высокой температуры. Ранее он выбрасывался в атмосферу, что отрицательно влияло на окружающую среду. Теперь же этот пар нагревает в котельной воду, которая используется для отопления и водоснабжения жилых домов Мурманска.

— При этом конденсат, образующийся при охлаждении пара, поступает обратно на завод для повторного использования, — сообщил директор Кольского филиала ТГК-1 Александр Антипов. — Предприятие будет экономить до 15 тысяч тонн мазута в год (По данным Беллоны это ориентировочно соответствует 35 тысячам тонн углекислого газа в год). Причем в перспективе использование пара может быть увеличено в несколько раз и нам понадобится большее количество мусора.

Таким образом, энергетики снизят свои затраты на топливо и помогут городу утилизировать большее количество мусора, что крайне актуально для Мурманска. Многонаселенный город сейчас имеет только один полигон для захоронения мусора, который явно переполнен, и один мусоросжигательный завод. Но самое главное – в результате использования «мусорного пара» снизятся выбросы парниковых газов в атмосферу от сжигания огромного количества мазута. Так что в выигрыше окажутся сами энергетики, областные и городские власти, население города и, конечно, экологические организации региона.

— Этот проект обсуждался давно, и вот, наконец-то, он осуществлен. Внедрение энергосберегающих технологий положительно влияет на экологию любого региона, поэтому аналогичные проекты уже давно реализованы в Норвегии, Германии и ряде других европейских стран, — комментирует координатор энергетических проектов организации «Беллона – Мурманск» Юрий Сергеев. — И всё же использование пара мусоросжигательного завода в отоплении жилых домов – это пока небольшой шаг на пути реализации огромного потенциала энергосбережения в регионе.

Беллона надеется, что количество энергосберегающих и энергоэффективных проектов будет увеличиваться. В Мурманской области образованы несколько структур: Координационный совет по энергосбережению и повышению энергетической эффективности Мурманской области (Министерство энергетики и ЖКХ), рабочая группа по вопросам повышения энергоэффективности экономики Мурманской области (Союз промышленников и предпринимателей Мурманской области) и Агентство энергетической эффективности Мурманской области (автономное).

«Такая мощная административная и бизнес-поддержка обязаны продемонстрировать результаты своей деятельности в ближайшее время», — уверен Сергеев.

По словам руководителя Баренцевоморского отделения Всемирного фонда дикой природы (WWF) Олега Суткайтиса, сейчас много внимания уделяется проблеме изменения климата. «Прежде всего, на климат оказывает влияние деятельность наших предприятий. А один из элементов снижения негативного влияния на климат — это, конечно, внедрение энергоэффективнных технологий. И мы надеемся, что будем работать в этом направлении с Кольским филиалом ТГК-1», — отметил он.

Чтобы слова не расходились с делом, Баренцевоморское отделение WWF подписало с энергетиками соглашение о сотрудничестве. Стороны собираются совместно заниматься экологическим просвещением и природоохранной деятельностью. Для Мурманской области это первый документ, заключенный между одной из ведущих экологических организаций и крупной компанией, производящей электроэнергию и тепло.

Он предусматривает совместные образовательные программы и проекты, а также проведение конференций, семинаров по природоохранной тематике с привлечением молодежи. Планируется посещение экологами объектов ТГК-1. Вообще WWF подписывает соглашения о сотрудничестве с компаниями, которые ведут активную экологическую политику. А Кольские энергетики ежегодно стараются снижать отрицательное воздействие на природу, внедряя современные технологии на гидростанциях.

«Эти действия может и не заметны для обывателя, но крайне необходимы. Мы ставим на своих гидростанциях очистные сооружения для сточных вод, внедряем оборотные схемы водоснабжения. Так же мы утилизируем все наши отходы – ртутные лампы, аккумуляторы, шины, масла отработанные», — рассказал Александр Антипов.

По его словам, недавно на ГЭС Раякоски внедрили оборудование для нейтрализации разлива масла из трансформаторов. Когда трансформатор повреждается, то из него выливается 50 тонн масла. Если оно попадет в приграничную реку Паз, то это будет катастрофа, сравнимая по ущербу природе с Саяно-Шушенской. Теперь это масло можно будет слить в отдельную ёмкость.

Нерешенной пока остаётся ещё одна важная проблема Мурманска — едкие запахи, исходящие от ТЭЦ, принадлежащих ТГК-1. Для мурманчан эти запахи являются сильным раздражителем, влияющим не только на здоровье, но и на настроение. Они возникают во время выгрузки мазута, когда идёт пропаривание замерших железнодорожных цистерн. Как решить эту проблему, энергетики понимают, но не имеют денег — изменение технологии оценивается в полтора миллиарда рублей.

Однако, подписывая соглашение с экологами, Александр Антипов пообещал решить и эту проблему. Уже решено, что скоро новая технология будет отработана на небольшой котельной. Если она даст реальный эффект, то начнется поиск инвестиций для внедрения новшества на Мурманской ТЭЦ. И без помощи властей города и области тут не обойтись.

Новости на промышленном портале Мурманской области

Мероприятия на 20 января, четверг

14.00 – открытие «Выставки живых тропических бабочек» (г.Мурманск, пр.Ленина, 90, областной краеведческий музей)

На этой увлекательной выставке, где бабочки свободно порхают, посетители имеют возможность посадить их на руку, рассмотреть поближе и сделать незабываемые фотографии.

Информация комитета по культуре и искусству Мурманской области

Мурмашинский детский дом празднует 15-летие

Первые воспитанники в Мурмашинском детском доме «Журавушка», который находится в п. Причальное Кольского района, появились в январе 1996 года. С 1 апреля.2008 учреждение принято в государственную собственность Мурманской области 

Детский дом небольшой, он расположен в типовом двухэтажном здании и рассчитан на 25 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 3 до 18 лет.

За пятнадцать лет он стал родным домом для 118 детей – кому на месяцы, а кому и на годы до совершеннолетия. За эти годы у детского дома – 32 выпускника. Большинство из них хорошо адаптировались к самостоятельной жизни. Три девочки закончили высшие учебные заведения, две из них получают второе высшее образование. Два выпускника получили среднее специальное образование в колледжах, 23 воспитанника обучалось в профучилищах, четверо пошли работать. Большинство выпускников трудятся на предприятиях и в организациях Мурманской области.

Одно из основных направлений работы детского дома – это устройство детей на воспитание в семью. Так, под опеку определено 4 ребенка, в приемные семьи – 25 человек, в кровную семью возвращено 4 воспитанника. Двоих детей усыновили граждане России, шестерых – иностранные граждане. 

И выпускники, и нынешние воспитанники тепло отзываются о своей «Журавушке». Здесь работают неравнодушные люди, сформирован профессиональный коллектив. Созданы хорошие, приближенные к домашним условия для проживания детей, их воспитания и развития.

Воспитанники школьного возраста обучаются в Причальненской начальной школе, в Туломской и в Мурмашинской средней школе № 3. С педагогическими коллективами школ установлено тесное сотрудничество. Оно помогает в успешной организации работы школьников, усвоении ими учебных программ, создания положительного микроклимата в классах. Реализуется программа социального воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Создана система дополнительного образования для личностного роста воспитанников, реализации их способностей. В детском доме работает хореографическая студия, кружок информатики. Детский творческий музыкальный коллектив принимает активное участие в мероприятиях Кольского района и Мурманской области. С 1996 года воспитанники детского дома – лауреаты и дипломанты районных и областных фестивалей.

У детского дома много друзей. Все они соберутся 21 января 2011 года, чтобы поздравить детей и коллектив.

Информация министерства образования и науки Мурманской области

Новости на промышленном портале Мурманской области

Мероприятия на 20 января, четверг

15.00 – выездная проверка по обращению граждан (залитие с кровли) (г.Мурманск, ул.Осипенко, 14-63).

15.00 – развлекательная программа «Рождественские посиделки» (г.Мурманск, ул.Свердлова, 40, Комплексный центр социального обслуживания населения, отделение дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов Ленинского округа).

Информация предоставлена пресс-службой Правительства Мурманской области

BP и «Роснефть»: Арктика в опасности!

Беллона предлагает вашему вниманию Блог-запись координатора энергетических проектов Беллоны-Мурманск Нины Лесихиной относительно последствий совместной работы «Роснефти» и BP в Арктических условиях.

Нина Лесихина, 18/01-2011 http://www.bellona.ru/weblog/1295347077.63

«Роснефть» и британская BP договорились о совместной реализации проектов на арктическом шельфе России. Компания BP-виновница одной из крупнейших экологических катастроф придет в Арктику. Но экологическая безопасность этого региона видимо не входит в перечень личных приоритетов членов нашего правительства.

Соглашение, подписанное между компаниями BP и Роснефть, это подтверждение крайне наплевательского отношения Правительства России к сохранению уникальной экосистемы Арктики. Именно такие действия отражают истинную политику государства, а не лозунги о «генеральной уборке арктических территорий» и фотосессии с белым медведем.

В настоящее время ни одна компания мира не обладает знаниями и технологиями для безопасного освоения арктических месторождений, а уж, тем более, BP, халатность которой стала причиной трагедии в Мексиканском заливе. Масштабы этой аварии еще предстоит оценить, но уже сейчас совершенно ясно, что именно недооценка экологических рисков со стороны компании, применение неэффективных технологий, экономия на материалах и отсутствие адекватных мер реагирования привели к «Нефтяному Чернобылю».

Почему же компания, которая проявила абсолютную несостоятельность в вопросах технологической и экологической безопасности, получает такие преференции для работы в Арктике, одном из самых уязвимых регионов планеты? Если вопрос в передаче России технологий для освоения шельфа, то на примере Штокмановского проекта мы видим, что технологические решения разрабатываются (например, компанией Total) в строгой секретности и передаются в уже готовом виде. Таким образом, «Газпром» не получает доступ к технологиям и не сможет в дальнейшем самостоятельно реализовать подобные проекты. Если же вопрос в привлечении инвестиций, то BP, которая сейчас несет огромные убытки в связи с компенсационными выплатами после аварии в Мексиканском заливе, не лучший вариант в данном случае.

Если же вопрос в так называемой «опытности» компании в вопросах ликвидации аварийных разливов нефти, то этот опыт был не очень успешным, точнее, совсем не успешным, чтобы его перенимать. Репутация BP после трагедии в Мексиканском заливе настолько испорчена, что Гренландия отказала компании в бурении, и она также была исключена из списка ответственных компаний.

В чем же тогда интерес России? Очевидно одно, что компания «Роснефть», приобретая активы BP, тем самым становится «крупнейшим одиночным акционером транснациональной нефтяной компании», способствует росту котировок своих акций и «улучшает политический статус» определенных лиц государства. Ну а все возможные экологические проблемы видимо будет решать Арктический технологический центр в Санкт-Петербурге!

Природа Арктических морей чрезвычайно важна для сохранения биоразнообразия и устойчивости глобальной экосистемы, при том что риски освоения месторождений крайне высоки. Если 5 млн баррелей нефти, которые попали в воды Мексиканского залива, окажутся в водах и льдах Арктических морей, в условиях полного отсутствия технологии и инфраструктуры для ликвидации аварийных разливов нефти, последствия окажутся катастрофическими и поставят под угрозу выживание тысячи видов живых организмов.

Чтобы не допустить этого, необходимо полностью пересмотреть стандарты и принципы работы нефтегазовой отрасли, провести дополнительные исследования для формирования адекватных представлений об экосистеме Арктики и способах противодействия разливам нефти, разработать соответствующую законодательную базу, обеспечить проведение комплексной экологической оценки проектов при непосредственном участии общественности. До тех пор ни о какой нефтегазовой деятельности в Арктике и речи быть не может, именно поэтому общественные экологические организации, в том числе и «Беллона», призывают к введению моратория на освоение Арктики!

В 2006 году «Роснефть» и ВР уже подписали меморандум о совместном исследовании шельфа Арктики. Ни одного совместного арктического проекта компании так и не реализовали. Остается только надеяться, что и в этот раз политические игры останутся лишь настольными!

Новости на промышленном портале Мурманской области

Советы бывалых

УРАВНЯЙТЕ ЗАРЯДЫ

Обилие синтетических материалов в автомобиле и одежде людей отразилось резким увеличением скапливающихся на них потенциалов статических электрических зарядов. Проявление этого мы замечаем, когда между рукой и дверью, замком или другой деталью машины вдруг проскакивает искра. Щелчок и «укол» в палец бывают весьма ощутимы.

Случается, коварный заряд электричества приводит к беде, если он проскакивает канистры на корпус автомобиля при заправке машины в дороге. Пожар в таком случае практически неизбежен.

Прежде чем переливать бензин, уравняйте заряды на теле канистре и машине. Для этого достаточно прикоснуться свободной рукой к автомобилю, когда в другой руке поднята канистра

Чтобы на машине не скапливался заряд большой величины, оборудуйте ее антистатиком, связывающим кузов с землей.

Л. ИВАНОВ г. Москва

О ВТУЛКАХ И БАТАРЕЕ

У ижевских мотоциклов по мере износа втулок на скользящих трубах в передней вилке появляется люфт. Когда нет новых втулок, можно использовать изношенные. Разрежьте вдоль стенку втулки с той стороны, где толщина ее наименьшая. Наденьте втулку на несущую трубу и, сжав ее рукой, проверьте, плотно ли она охватывает трубу. Если зазор остался, увеличьте ширину разреза.

Теперь, чтобы втулка плотно сидела в скользящей трубе, оберните ее снаружи полоской жести шириной 35 мм подходящей длины.

Втулки останавливайте так, чтобы разрезы на них были обращены один к другому.

В дороге зимой батарея случайно разрядилась так, что почти не возникала искра на свече и двигатель не пускался. Зная, что теплая батарея способна отдать больше энергии, я закрыл вентиляционные отверстия в пробках и осторожно нагрел батарею на костерке. Двигатель удалось быстро пустить.

Г. МИТРОФАНОВ Пензенская область, с. Болотниково

ПРИ ПОМОЩИ И ПАЛКИ ВЕРЕВКИ

На лесной дороге автомобиль застрял в глубокой луже. Впереди в нескольких метрах росло дерево, но у меня не было лебедки. Я привязал к нему и автомобилю капроновый буксирный фал, посредине которого сделал петлю. В нее вставил палку длиной около 1,5 метра и стал вращать ее, одновременно оттягивая скрученный фал, чтобы он свивался, но не перекручивался. Таким образом удалось вытащить машину на сухое место.

Э. МАМАШЕВ г. Фрунзе

С ОДНОЙ СТОРОНЫ НА ДРУГУЮ

В статье «Ремонтируем «Жигули» («За рулем», 1984, № 1) есть рекомендация менять периодически передние и задние колодки задних тормозов, чтобы они изнашивались равномерно. Отмечено, что у моделей «2103» и «2106» эти колодки невзаимозаменяемы.

Правда, и у этих машин можно поменять колодки местами, если переставить на них регулирующие устройства. Но это кропотливая работа. Я поступаю проще. Пару колодок с одного колеса меняю местами с парой другого, тогда передние становятся задними, а задние — передними. А чтобы колодки не теряли приработки, вместе с ними переставляю и тормозные барабаны.

В. ЖУРАВЛЕВ,  Донецкая область, пгт Николаевка

КОНТРОЛЬ ЗА ВОЗДУШНОЙ ЗАСЛОНКОЙ

У ВАЗ—2105 нет светового индикатора положения воздушной заслонки, хотя место для установки выключателя для него предусмотрено.

Я изготовил из дюралюминия флажок 2 (см. рисунок) и надел его на ручку привода воздушной заслонки, пропустив трос через вырез флажка. В отверстии кронштейна закрепил выключатель 3 (2101-3803130), такой же, как на стояночном тормозе. В качестве светового индикатора использовал лампочку уровня тормозной жидкости, которая выполняет теперь две функции. Можно установить «свою» лампочку в резервное гнездо, имеющееся в приборном щитке.

В. КОЗЛОВ Московская область, п. Запрудня

Устройство для включения светового индикатора положения воздушной заслонки на ВАЗ—2105: 1 — ручка; 2 — флажок; 3 — выключатель; 4 — трос; 5 — кронштейн.

КРЫШКА НЕ ВИБРИРУЕТ

Крышка вещевого ящика у ВАЗ—2105 зафиксирована с одной стороны. Бывает, что на плохой дороге она начинает дребезжать. Чтобы избавиться от этого звука, я приклеил с другой стороны крышки металлическую пластинку размером 30Х15 мм, а на кромке вещевого ящика напротив нее двумя винтиками закрепил магнит, который применяют для мебельных дверей. 

г. Никополь Ю. ЛИТВИНОВ

ВМЕСТО ПОДВЕСНОЙ — НАПОЛЬНАЯ

У «Запорожца» подвесная педаль «газа» почти все время работает с перекосами, из-за чего трос быстро перетирается о кромку направляющей трубки.

Я переделал педаль, как показано на рисунке. В кронштейн, где крепилась старая педаль, установил планку, а на ее нижнем конце, упирающемся в пол, поставил новую педаль. Сбоку к ней напротив направляющей трубки приварил палец, на котором закрепил трос. Теперь он служит гораздо дольше, чем раньше.

Д. СВИНИННИКОВ г. Иркутск

Схема переделки педали «газа» на «Запорожце»: 1 — кронштейн крепления старой педали; 2 — планка; 3 — новая педаль; 4 — палец для крепления троса; 5 — трос; 6 — направляющая трубка.

МОЖНО СМАЗЫВАТЬ

Шарниры в рулевом приводе «Жигулей» не подлежат смазыванию. Заводские специалисты считают, что в эксплуатации дешевле заменить изношенный узел новым. С точки зрения автолюбителя дело обстоит не так. Я считаю, что смазать узел один-два раза в год дешевле, чем платить за новую деталь и работу по замене.

Для этого на машине, не снимая деталей, я просверлил в центре каждой заглушки на шарнирах отверстие диаметром 5,2 мм.

Аккуратно, чтобы стружки не попали внутрь шарниров, нарезал в отверстиях резьбу М6, такую же, как в корпусах шаровых шарниров на рычагах подвески. Из винтов Мб, как показано на рисунке, изготовил пробки длиной 4—5 мм для отверстий.

После такой переделки каждый раз, обслуживая машину, пополняю смазку во всех шарнирах, приспособив для этого штауферную масленку с припаянным резьбовым наконечником подходящего диаметра.

Г. ГЛУХОВ г. Саранск

Шарнир в рулевом приводе «Жигулей», приспособленный для смазки: 1 — корпус шарнира; 2 — заглушка; 3 — пробка из винта Мб; 4 — штауферная масленка.

Журнал «За рулем» 09 • Сентябрь 1984 Цена 1 руб.

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Спортивный глобус

АВТОГОНКИ

Неожиданно закончился шестой этап чемпионата мира на автомобилях формулы 1. Ливень сделал трассу очень опасной. Из 20 стартовавших гонщиков на второй половине дистанции лишь девять продолжали борьбу. Главный судья Ж. Иккс, сам в прошлом выступавший в формуле 1, остановил гонку, чтобы избежать аварий с тяжелым исходом. Поскольку участники прошли почти половину предписанного числа кругов, им было начислено вдвое меньшее количество очков. Например, победитель вместо 9 очков получил 4,5.

На седьмом этапе наконец добился успеха прошлогодний чемпион мира Нельсон Пике. В нынешнем сезоне он не финишировал ни в одном из первых шести этапов.

VI этап (Монако): 1. А. Прост (Франция), «Мак-Ларен-ТАГ-Порше-МП4/2»; 2. А. Сенна (Бразилия), «Тоулмен-Харт-ТИ83Б»; 3. С. Беллоф (ФРГ), «Тиррел-Форд-012»; 4. Р. Арну (Франция), «Феррари-126К4»; 5. К. Росберг (Финляндия), «Вильямс-Хонда-ФВ09»;  6. Э. де Анджелис (Италия). «Лотос-Рено-95Т».

VII этап (Канада): 1. Н. Пике (Бразилия), «Брэбхэм-БМВ-БТ53»; 2. Н. Лауда (Австрия), «Мак-Ларен-ТАГ-Порше-МП4/2»; 3. Прост; 4. де Анджелис; 5. Н. Манселл (Англия), «Лотос-Рено-95Т»: в. Арну.

Сумма очков после семи этапов: Прост — 32,5: Лауда — 24: де Анджелис — 15,5: Уорвик — 13; Росберг — 11.

Кубок дружбы социалистических стран.

II этап (ПНР). Класс А2-1300 см3. Личный зачет: 1. А. Григорьев (СССР), ВАЗ — 21011; 2. Ю. Серов (СССР), ВАЗ—2105; 3. П. Самохил (ЧССР), «Шкода-120ЛС»; 4. 3. Немец (ЧССР), ВАЗ—21011; 5. О. Ваничек (ЧССР), ВАЗ—21011; в. С. Дадвани (СССР), ВАЗ—21011. Командный! зачет: 1. СССР; 2. ЧССР; 3. НРБ; 4. ГДР; 5. СРР.

Класс Б8-1300 см3. Личный зачет: 1. Я. Веселы (ЧССР). РАФ: 2. И. Черва (ЧССР). «Металэкс-103»; 3. У. Мелькус (ГДР). СРГ-МТ77/2; 4. Т. Напа (СССР), «Эстония—21М»; 5. А. Медведченко (СССР), «Эстония—20»; 6. Ч. Кешьяр (ВНР), «Металэкс-106»… 9. Э. Лнндгрен (СССР), «Эстония-МАДИ—02». Командный зачет: 1. ЧССР; 2. ГДР; 3. СССР; 4. ВНР; 5. ПНР.

III этап (СССР). Класс А2-1300 см3. Личный зачет: 1. Ю. Серов (СССР); 2. Ю. Кацай (СССР), оба — ВАЗ—2105; 3. В. Томашек (ЧССР), ВАЗ—21011; 4. Дадвани; 5. Ваннчек; 6. Н. Григораш (СРР), «Дания-1300»… 12. М. Горбачев (СССР), ВАЗ-21011… 14. В. Егоров (СССР), ВАЗ— 2105. Командный зачет: 1. СССР; 2. ЧССР; 3. ГДР; 4. НРБ.

Класс Б8-1300 см3. Личный зачет: 1. Мелькус; 2. Медведченко; 3. Черва: 4. Веселы; 5. Кешьяр; 6. И. Мичанек (ЧССР). «Металэкс-106»… 8. Р. Гудрикис (СССР), «Эстония—20»… 13. Напа. Командный зачет: 1. ЧССР: 2. ГДР: 3. ВНР; 4. ПНР; 5., СССР.
Сумма очков после трех этапов. Класс А2-1300 смз. Личный зачет: Томашек — 129; Немец — 121; Дадвани — 118; Ваничек — 114; Л. Пешев (НРБ) — 110; Григорьев — 96. Командный зачет: 1. СССР — 389: ЧССР — 381; НРБ — 266: ГДР — 255: СРР — 140.

Класс Б8-1300 см3, Личный зачет: Веселы — 141; Мелькус — 139: Черва — 132; Медведченко — 120; Кешьяр — 115; Напа — 110. Командный зачет: ЧССР — 388; ГДР — 348; СССР и ВНР — по 304; ПНР — 280. г

СПИДВЕЙ

Личное первенство мира в гонках на классической (короткой) дорожке традиционно разыгрывается по сложной отборочной системе, построенной по территориальному принципу. Право на выступление в континентальном финале из советских гонщиков завоевал М. Старостин.

Континентальные четвертьфиналы

ФРГ: 1. Э. Мюллер (ФРГ); 2. К. Майер (ФРГ): 3. И. Штанцль (ЧССР); 4. Г. Хакк (ФРГ); 5. В. Вернер (ЧССР): 6. X. Кройце (Голландия); 7. Я. Кжыстыняк (ПНР): 8. Э. Сова (ЧССР).
Австрия: 1. И. Айгнер (ФРГ): 2. А. Гуща (ПНР); 3. А. Висбек (ФРГ); 4. П. Вюртерле (ФРГ); 5. Р. Янковский (ПНР); 6. Л. Раба (ПНР); 7. И. Столяров (СССР); 8. Адаль Кьеле (Италия).

ПНР: 1. А. Каспер (ЧССР); 2. Б. Прох (ПНР); 3. П. Ондрашик (ЧССР); 4. И. Свобода (ЧССР); 5. Ф. Бауэр (ФРГ); 6. 3. Плех (ПНР); 7. 3. Каспжак (ПНР); 8. 3. Шнайдервинд (ЧССР).

ВНР: 1. М. Старостин (СССР); 2. Э. Янцаж (ПНР): 3. А. Дрымль (ЧССР); 4. Г. Гильгенрбинер (ФРГ); 5. И. Рус (ВНР); 6. Л. Едек (ЧССР); 7. Г. Потехин (СССР): 8. П. Карнас (ЧССР).

Континентальные полуфиналы ЧССР: 1. Каспжак: 2. Ондрашик; 3. Едек; 4. Старостин: 5. Дрымль; 6. Янцаж; 7. Шнайдервинд; 8. Плех.

ФРГ: 1. Мюллер; 2. Штанцль; 3. Майер; 4. Вернер: 5. Вюртерле; 6. Хакк; 7. Айгнер; 8. Кройце.

СИБИРСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ В. В. КУЙБЫШЕВА В г. ОМСКЕ

объявляет прием на платные заочные подготовительные курсы

Принимаются лица, имеющие среднее образование, и учащиеся десятых классов.

Плату за обучение — 15 рублей высылать почтовым переводом по адресу; 644066, г. Омск, Первомайское отделение Госбанка, расчетный счет 14119.

Для зачисления на курсы необходимо выслать заявление, указав в нем год окончания среднего учебного заведения, справку с места работы (для учащихся — справку из школы), квитанцию о переводе платы за обучение по адресу: 644080, Омск-80, проспект Мира, 5, подготовительные курсы СибАДИ.

Прием заявлений с 1 октября 1984 года по 15 января 1985 года.

На первой странице обложим — фото В. Яковлева, В. Гаспарянца, В. Князева.

Главный редактор И. И. АДАБАШЕВ  

Редакционная коллегия: В. А. АНУФРИЕВ, П. Ф. БАДЕНКОВ, И. В. БАЛАБАЙ, В. Д. БОГУСЛАВСКИЙ, А. Г. ВИННИК, Б. Ф. ДЕМЧЕНКО, Л. В. ЗВЕРКОВСКИЙ, Г. А. ЗИНГЕР, В. П. КОЛОМНИКОВ, А. Е. КУНИЛОВ, В. И. ЛАПШИН, Н. И. ЛЕТЧФОРД, Б. П. ЛОГИНОВ, В. Н. ЛУКАНИН, Б. Е. МАНДРУС {отв. секретарь), В. Л. МЕЛЬНИКОВ, В. И. НИКИТИН, В. И. ПАНКРАТОВ, Н. В. СЛАДКОВСКИЙ, М. Г. ТИЛЕВИЧ {зам. главного редактора), Л. М. ШУГУРОВ, Л. А. ЯКОВЛЕВ.

Зав. отделом оформления Н. П. Бурлака. Художественный редактор Д. А.Константинов. Технический редактор Л. В. Рассказова. Корректор М. И. Дунаевская.

Сдано в производство 29.06.84 г. Подписано к печати 27.07.84 г. Г-73809. Формат 60×90’/». Усл. печ. л. 4. Тираж 3 910 000 экз.
Заказ 1056. Цена 1 руб. Адрес редакции: 103045, Москва, К-45, ул. Сретенка, 26/1. Телефоны: 207-23-82, 207-16-30.
Набрано в 3-й типографии Воениздата. Отпечатано в Ордена Трудового Красного Знамени типографии Издательства ЦК КП Белоруссии. 220041, г. Минск, Ленинский проспект, 79.

Издательство ДОСААФ, Москва. © «За рулем», 1984 г.

Журнал «За рулем» 09 • Сентябрь 1984 Цена 1 руб.

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Справочная служба

КАК ПОВЫСИТЬ КАТЕГОРИЮ

«Расскажите, какие категории транспортных средств являются высшими по отношению к категории «С», которая проставлена в моем водительском удостоверении, и как получить право на их управление», — с такой просьбой обратился в редакцию водитель З. Кучаев из Мордовии.

Категории, стоящие в ряду «А», «В», «С», «D» правее, считаются высшими по отношению к стоящим левее. Водители, имеющие право на управление транспортными средствами какой-либо одной или нескольких категорий и желающие управлять другой, более высокой, должны пройти дополнительную подготовку в учебной организации по соответствующей программе, получить свидетельство и сдать в ГАИ теоретический и практический экзамены по испрашиваемой категории транспортных средств.

Так установлено «Положением о порядке присвоения квалификации водителя, выдачи водительских удостоверений и допуска водителей к управлению транспортными средствами». В нем также указано, что к управлению транспортными средствами, относящимися к высшей категории «D», допускаются лица, достигшие 20 лет. Обязательный стаж управления другими транспортными средствами не оговорен. То есть независимо от того, когда получена в водительском удостоверении разрешающая отметка «С», можно при наличии свидетельства об окончании курса обучения и медицинской справки быть допущенным к экзаменам на право управления транспортными средствами категории «D».

Заметим, что особое место в общем ряду занимает категория «Е». Подробные разъяснения, как можно получить эту отметку, мы уже публиковали (1983, № 1. «Справочная служба»).

К СТРАХОВЫМ СЛУЧАЯМ НЕ ОТНОСИТСЯ

У А. Рудина из Перми на его автомобиле во время движения неожиданно «спустило» заднее колесо. Все произошло на небольшой скорости, поэтому ничего страшного не произошло — машина не пострадала. Он ее осторожно остановил и тогда обнаружил, что покрышку по непонятной причине разорвало и она полностью вышла из строя. Срок гарантии уже истек, и Рудин обратился в инспекцию Госстраха, с которой у него есть договор, за возмещением ущерба. Однако ему было отказано на том основании, что это не является страховым случаем. Читатель просит пояснить, в каких случаях повреждения, полученные транспортным средством, не относятся к страховым случаям.

Этот вопрос регламентируется пунктом 4 Правил добровольного страхования средств транспорта, принадлежащих гражданам. В нем говорится, что к страховым случаям не относятся: повреждение (уничтожение) шин, если при этом не произошло также других повреждений средств транспорта; уничтожение (повреждение, похищение) каких-либо частей, деталей и принадлежностей, не входящих в комплект средства транспорта согласно инструкции завода-изготовителя; похищение отдельных частей, деталей и принадлежностей, если само средство транспорта не было похищено (угнано); уничтожение (повреждение) средства транспорта во время перевозки его морским, железнодорожным и другими видами транспорта, кроме случаев, когда законодательством или договором перевозки не установлена ответственность транспортной организации (перевозчика) за уничтожение (повреждение) перевозимого груза; уничтожение (повреждение, похищение) средства транспорта, происшедшее вне пределов территории (границ) СССР.

ПОСЛЕ АРМЕЙСКОЙ СЛУЖБЫ

Военные водители Н. Росии, К. Лухманов, П. Григорьев спрашивают, должны ли они при найме на работу в качестве водителя после увольнения в запас сдавать в ГАИ теоретический и практический экзамены. «Положение о порядке присвоения квалификации, выдачи водительских удостоверений и допуска водителей к управлению транспортными средствами» (п. 1.16) предусматривает повторную сдачу экзаменов при найме на работу только для тех, кто не работал в качестве водителя более одного года. Таким образом, при поступлении на работу необходим документ, подтверждающий работу водителем за последний год. Для военнослужащих срочной службы таким документом может быть справка, выданная командованием части и подтверждающая прохождение службы на должностях, связанных с управлением автомобилем.

РАЗМЕРЫ ГАРАЖЕЙ

О. Кукарев из подмосковного города Климовска спрашивает: «Существуют ли какие-либо нормы на размеры гаражей и каковы минимальные длина и ширина построек?»

Отвечают специалисты Главного архитектурно-планировочного управления Мособлисполкома.

Размеры гаражей-стоянок для автомобилей и мотоциклов индивидуального пользования определены в действующих нормах ВСН 15-73. В соответствии с ними минимальные длина и ширина помещений по внутреннему обмеру должна составлять соответственно 550 см и 270 см для легковых автомобилей, 310 см и 240 см для мотоциклов с коляской.

НОВЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ДЛЯ ГАЗ-21

«Выпускаются ли в запасные части двигатели для автомобилей ГАЗ—21 «Волга»? — спрашивает А. Припольцев из города Сходня Московской области.

Отвечает главный конструктор ульяновского моторного завода В. Чепрасов.

С 1983 года вместо двигателя 21А выпускается двигатель 451М-1000420, предназначенный для автомобиля ГАЗ—21 «Волга». Новый мотор в отличие от старого укомплектован «жигулевским» фильтром очистки масла — 2101-1012005 (вместо фильтра МФЗ-1012010), генератором переменного тока с встроенным реле-регулятором Г254Г-3701000 (вместо генератора постоянного тока Г12-3701000-Д); блоком цилиндров в сборе 21А-1002009-10 (вместо блока 21А 1002009-01) и крышкой коромысел 451М-1007230 с герметичной крышкой маслоналивного патрубка 45Ш-1014146 (вместо крышки коромысел 21-1007230-Г с фильтром вентиляции картера 53Ф-1014150).

Двигатель рассчитан на эксплуатацию с использованием всесезонных моторных масел М-8В, ГОСТ 10541—78 или МбзДОВ (ДВ-АСЗп-ЮВ) ТУ 38.101,155-78. а для северных районов — АСЗп -6 (М-4з/6В,) ТУ 38.10.111-75. В период обкатки также допускается использование всесезонного моторного масла М-8Б, ГОСТ 10541—78.

Первый раз заменять масло надо после обкатки в течение 1000 километров пробега без замены масляного фильтра. Вторая замена масла с одновременной заменой фильтра очистки масла — после 6000 километров, а в последующем, также с заменой фильтра — через каждые 9000 километров.

Ресурс — 150 000 километров пробега до первого капитального ремонта. В течение этого периода допускается после 60 000—75 000 километров при необходимости притирать клапаны и менять поршневые кольца и вкладыши подшипников.

Двигатель комплектуется топливным насосом 21-1106010-А2, но на нем может быть установлен и бензонасос «Универ сад», разработанный для двигателей УМЗ и выпускаемый димитровградским автоагрегатным заводом.

Для осуществления вытяжной вентиляции (с выходом в атмосферу) необходимо только установить вытяжную трубку в передней крышке толкателей вместо транспортной заглушки 51-1014081-Т2.

Для подключения генератора переменного тока в бортовую сеть автомобиля надо плюсовой провод, отключенный от клеммы «Я» старого генератора, подключить к клемме «+» генератора Г254Г; наконечники проводов «Я» и «Б», отключенные от реле-регулятора РР24, соединить, обеспечив их надежный электрический контакт, и заизолировать; клемму «В» генератора Г254Г соединить с клеммой «ВК-Б» катушки зажигания проводом сечением не менее 0,5 мм2, а клемму «К» реле РС502, которая соединялась с клеммой «Я» реле-регулятора, соединить с «массой» проводом сечением не менее 0.35 мм.

БУДУТ ВОССТАНАВЛИВАТЬ

Автолюбителя Н. Волгова из города Рубцовска Алтайского края, других владельцев машин, снабженных шинами МИ-166, интересует, когда будет налажен их восстановительный ремонт и куда обращаться по этому поводу на местах.

Ответить на него редакция попросила специалистов Всесоюзного промышленного объединения «Союзремшина».

В настоящее время НИИ шинной промышленности проводит экспериментальные работы по освоению технологии восстановления Легковых радиальных покрышек с металлокордным брекером. в том числе модели МИ-166. Одновременно предприятия Министерства химического машиностроения изготовляют пресс-формы для их восстановительного ремонта. В 1984—1986 гг. эти пресс-формы будут направлены на все шиноремонтные заводы страны, в том числе и на барнаульский шинный, кустанайский и чимкентский шиноремонтные, которые обслуживают автолюбителей Алтая.

О времени и условиях приема покрышек МИ-166 в ремонт их владельцы смогут узнать в ближайших к ним приемно-обменных пунктах трансагентств или комбинатов бытового обслуживания, оказывающих услуги по сбору и доставке покрышек на шиноремонтные предприятия.

С «ТУЛИЦЫ» НА «МУРАВЕЙ»
«Можно ли установить двигатель от мотороллера «Тулица» на грузовой вариант этой машины?» — спрашивает Ю. Якимов из Куйбышева.

Ответить на этот вопрос редакция попросила специалистов тульского машиностроительного завода имени В. М. Рябикова.

С целью приспособить двигатель Т—200А для грузового мотороллера на заводе его дефорсировали. Чтобы в домашних условиях установить такой мотор на мотороллер старого выпуска, потребуется приобрести головку цилиндра 087010002 со степенью сжатия 7,6. Но необходимо учесть, что с новым мотором надежность старой ходовой части машины может снизиться из-за повышенных нагрузок. Учитывая это обстоятельство при выпуске грузовых машин с новым, более мощным мотором, на заводе у них усилили ходовую часть.

Журнал «За рулем» 09 • Сентябрь 1984 Цена 1 руб.

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Принимаются меры

Для увеличения запчастей к ижевским мотоциклам

В почте журнала немало писем, авторы которых сетуют на трудности, связанные с приобретением запасных частей к мотоциклам. Наши читатели всерьез обеспокоены тем, что из-за хронического дефицита отдельных деталей машины простаивают месяцами и даже годами. Особенно неблагополучно обстоит дело с удовлетворением потребностей владельцев ижевских мотоциклов.

Обращаясь в торгующие организации по поводу необходимых запчастей, они часто получают отказ. Нам пишут, что в специализированных, магазинах для ИЖей ничего нужного нет, а базы Посылторга с января по декабрь отвечают одно и то же: «Удовлетворить вашу просьбу база не имеет возможности, так как под имевшееся количество запрашиваемого вами товара заказы приняты полностью».

С обзором писем читателей по этим вопросам мы ознакомили заинтересованные организации. В развернутом ответе одной из них, которой подчинено объединение «Ижмаш», говорится:

«Для устранения трудностей, связанных с приобретением запчастей, запланировано на одиннадцатую пятилетку и обеспечивается увеличение выпуска мотозапчастей в соответствии с заявками Минторга СССР, Минторга РСФСР и Центросоюза. По плану 1984 года увеличение выпуска мотозапчастей составит 4,4 процента, в том числе по наиболее дефицитным позициям (поршни, кольца, коленвалы, цилиндры) — до 23 процентов. Принимаются меры по сокращению потребности в запасных частях. Предприятиями — изготовителями мотоциклов и двигателей к ним разработаны и осуществляются мероприятия по повышению качества и надежности мотоциклов ИЖ. В 1983 году модернизированы храповой механизм наружного барабана, акустический фильтр глушителя, узел контакта нейтрали. В 1984 году предусмотрено усовершенствование 12-вольтового генератора, внедрение новой конструкции катушки зажигания, снижение числа разъемов электропроводки».

А вот ответы министерств торговли СССР и РСФСР, прямо скажем, разочаровали. Выделив главную пока причину дефицита запчастей к мотоциклам — систематическое неудовлетворение рядом промышленных предприятий заявок торгующих организаций, министерства умолчали о том, что решение проблемы в немалой степени зависит и от того, как учитывается потребность в запчастях, как они распределяются. Ничего не сказано о конкретных мерах по улучшению деятельности предприятий посылочной торговли. Надеемся, что редакция будет все-таки проинформирована по этому поводу.

Отдел писем «За рулем»

Журнал «За рулем» 09 • Сентябрь 1984 Цена 1 руб.

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области