Грязь — страшнейший враг трущихся частей. Это известно всем. Именно поэтому автомобилисты стремятся скрупулезно выполнять те указания инструкций, которые касаются своевременной замены моторных фильтров — масляного и воздушного. Когда они в порядке, то и на душе спокойно: пути для грязи перекрыты. А так ли это?
Этот вопрос мы задали сотрудникам ВАМИ — доктору технических наук М. ГРИГОРЬЕВУ и кандидату технических наук Г. БОРИСОВОЙ. И вот о чем они нам рассказали.
Ситуацию можно оценить так: закрыты ворота, а калитка осталась распахнутой. Речь идет о грязи, которая всегда имеется в бензине и вместе с ним беспрепятственно поступает в двигатель. Да, именно беспрепятственно: хотя на пути топлива от бака до карбюратора стоят три сетки, улавливают они только крупные соринки размером 0,06—0,16 мм и, естественно, более крупные. Но такого «мусора» в бензине ничтожно мало — не более 2% от общего количества посторонних включений. Основная масса состоит из частиц, размеры которых измеряются микронами. Для них сетка — не преграда. Что же касается источников появления грязи в бензине, то их более чем достаточно на том тернистом пути, который проходит этот продукт от нефтеперегонного завода до бака автомобиля. Кроме того, воздух, заполняющий бензобак по мере его опорожнения, содержит пыль — ту самую, от которой мы защищаем мотор при помощи воздушного фильтра. А в одном кубическом метре обычного городского воздуха присутствует от 0,5 до 2,0 г мельчайших частиц.
Но много ли этих посторонних примесей скапливается в бензине и оказывают ли они сколько-нибудь серьезное влияние на износ и работоспособность двигателя? Чтобы получить практический ответ на этот вопрос, научные сотрудники НАМИ взяли под контроль большую группу автомобилей (в основном «москвичей»), круглогодично работающих на дорогах Московской области. Половину из них оснастили эффективными топливными фильтрами, а у остальных сохранили «фирменную» комплектацию системы питания.
Длительные эксплуатационные испытания показали, что у двигателей, работавших на очищенном бензине, износ деталей цилиндро-поршневой группы снизился в 1,2—1,4 раза. А в летние месяцы, когда пыли и грязи больше всего, фильтрование топлива уменьшило интенсивность износа в 1,6—2,0 раза. Как видим, абразивное действие грязи в бензине на детали двигателя весьма существенно.
Однако увеличение ресурса мотора — не единственное преимущество хорошей очистки топлива. Как известно, многие неисправности карбюратора, доставляющие хлопоты водителям и приводящие к перерасходу горючего, являются прямым следствием содержания в бензине посторонних включений. Это не только засорение жиклеров или каналов: твердые частицы грязи вызывают износ целого ряда, элементов карбюратора и, соответственно, необходимость в регулировках и ремонте. Понятно, что профильтрованный бензин позволяет в значительной мере избавиться от этих неприятностей. Как показала статистика испытаний, общее число отказов системы питания (независимо от причин) у автомобилей с эффективной фильтрацией топлива в два раза меньше, чем у серийных.
Вывод ясен: грязи в топливе нужно поставить надежный заслон. С этой целью специалисты НАМИ провели комплекс исследований, по результатам которых разработали конструкцию эффективного технологичного и удобного в эксплуатации топливного фильтра, пригодного для «жигулей», «москвичей» и «запорожцев» (см. фото).
Внешне фильтр представляет собой неразборный пластмассовый цилиндр диаметром около 50 мм и такой же длины; присоединительные штуцеры находятся на его торцах. Масса детали невелика (около 40 г), поэтому кронштейн для ее крепления не требуется: будучи «врезанным» в топливоподающую магистраль, фильтр просто висит на шлангах, которые с ним соединены.
Фильтрующий элемент — это штора из специальной бумаги (такой же, как в масляных фильтрах ВАЗ), которая свернута в виде многолучевой звездочки.
Испытания показали, что неразборный фильтр тонкой очистки топлива требовалось заменять после 22—28 тысяч километров пробега. Учитывая необходимость некоторого запаса, его ресурс принят равным 20 тысячам километров.
Топливные фильтры, сконструированные в НАМИ, станут серийным оснащением новых легковых автомобилей ВАЗ—2108 и «Москвич—2141». Владельцы машин других моделей при желании также смогут применять эту деталь, приобретая ее в автомобильных магазинах.
Изготовление новых фильтров начало производственное объединение «Металлист» в г. Черновцы. Первая партия направлена торгующим организациям Украины; по мере увеличения выпуска розничная продажа их будет расширяться. Налаживается производство бензиновых фильтров и в Тамбове. ПО «Тамбовмаш» будет поставлять их ВАЗу и в торговую сеть.
Для «волг» также разработан топливный фильтр тонкой очистки. Он отличается большей пропускной способностью и, соответственно, увеличенными размерами. Однако внедрение его в производство по организационным причинам пока задерживается. Позже мы сможем предоставить читателям дополнительную информацию по этому вопросу.
Журнал «За рулем» 09 • Сентябрь 1984 Цена 1 руб.