Мурманская область — бывший ядерный полигон станет национальным парком

Особая охраняемая природоохранная территория будет создана в Хибинских горах. Там в 70-80 годах прошлого века проводились ядерные взрывы промышленного назначения.

Алексей Павлов, 18/01-2011 http://www.bellona.ru/articles_ru/articles_2011/khibiny-atom-park

В Хибинских горах находятся крупнейшие залежи редких руд, главной из которых считается апатит, из которого делают удобрения. В целях резкого увеличения их производства, советское правительство решило взрывать горы атомными зарядами. Так сказать использовать атом в мирных целях.

Место нашли примерно в 30 километрах от города Кировска, который расположен на окраине Хибинского массива. Ядерные заряды закладывали в недра горы с поэтичным названием Куэльпорр. Для этого в ней были пробурены скважины глубиной полтора километра. Первый ядерный взрыв был произведен в сентябре 1972 года, второй в 1984 году. Взрывные операции назывались «Днепр-1» и «Днепр-2» и велись в строжайшей секретности. Ядерной энергией апатитовая руда перемалывалась в мелкий песок и пыль, без дополнительных расходов на размол.

Однако, пользы от взрывов извлечь так и не удалось — руда, добытая таким способом до сих пор лежит на том же месте, поскольку нет дорог, чтобы вывезти её на фабрику! Видимо их просто не додумались построить заранее.

Таким же образом собирались добывать руду месторождения Партомчорр, однако после принятого в 1996 году договора о всеобщем запрещении ядерных испытаний от этого плана отказались. Это спасло от разрушения одно из самых живописных мест Хибин!

Жителям Кировска эти взрывы изрядно потрепали нервы и подпортили здоровье. Во многих домах вылетели стекла, падала мебель, было запрещено собирать грибы и ягоды, пить некипяченую воду. Сейчас экологи постоянно берут пробы воды и грунта в этом районе. Пока показатели радиоактивности не выходят за рамки нормы. Шахты Куэльпорра были закупорены огромными бетонными пробками, что не позволяет радиации выходит наружу. Однако, поскольку радиоактивные элементы выносятся с грунтовыми водами, то проявления радиации могут быть в достаточно отдаленных от взрыва местах. Поэтому в Кировске до сих пор ходят разговоры о радиационном загрязнении этих мест.

И вот теперь пришла интересная новость — там, где гремели ядерные взрывы, будет создан национальный парк. Такого в России ещё не было! Создание парка предусмотрено в проекте Схемы территориального планирования Российской Федерации в области развития и размещения особо охраняемых природных территорий федерального значения.

Эту новость экологи встретили с настоящим облегчением. Им очевидно, что Хибинские горы давно нуждаются в защите. За многие годы туристического паломничества и горнодобывающих работ они стали представлять собой удручающее зрелище — кругом кучи мусора, отвалы пустых горных пород, гигантские воронки карьеров и другие следы человеческой деятельности. А между тем Хибинские, и соседние Ловозерские тундры, имеют уникальный ландшафт и животный мир.

— Эта территория очень богата многими редкими видами животных и растений. Причем занесенных в красные книги не только Мурманской области, но и России. Например, там расположены гнездовые участки редких видов хищных птиц, которые ещё можно восстановить, — поясняет начальник отдела охраны окружающей среды областного комитета природопользования и экологии Эльвира Макарова. — А ещё там много памятников природы, проходят десятки туристических маршрутов.

Итак, многолетние усилия заполярных экологов не остались напрасными. Однако, процесс создания особо охраняемых природных территорий обычно занимает пару лет. Ведь в настоящее время проект схемы территориального планирования Российской Федерации в области развития и размещения особо охраняемых природных территорий находится на рассмотрении в Минэкономразвития России и Минрегионе России. После этого он будет внесен в Правительство. И когда оно даст добро, то Минприроды приступит к созданию национального парка «Хибины». Можно предположить, что начнется это в лучшем случае через год.

Поэтому представители экологических организаций предложили областным властям взять под охрану Хибины уже сейчас, не дожидаясь постановления Правительства России. Для этого необходимо увеличение численности инспекторов и технического обеспечения региональной Дирекции особо охраняемых природных территорий. Однако, когда это предложение услышал вице-губернатор Олег Тягунов, он сразу дал понять экологам, что лишних денег в областном бюджете нет. Тем временем антропогенная нагрузка на Хибины неуклонно растет, появляются авантюрные промышленные проекты.

— Больше всего нас беспокоят планы освоения месторождения Партомчорр. Несмотря на то, что там предполагается небольшой по площади рудник, его коммуникации пойдут по наиболее ценным территориям Хибин, — переживает эксперт Михаил Рыжов из «Кольского экологического центра». — Это автоматически может поставить большой крест не только на планы создания нацпарка, но и на создании особой туристической зоны «Русская Лапландия». Туристы, которых туда предполагается завлекать в Хибины, ценят дикую природу, но её уже не будет!

Новости на промышленном портале Мурманской области

МЕРОПРИЯТИЯ НА 19 ЯНВАРЯ, СРЕДУ

10.00 – брифинг заместителя председателя комитета по лесному хозяйству Мурманской области Александра Алхимчикова (г.Мурманск, ул.С.Перовской, 25/26, каб.403, комитет по лесному хозяйству).

Тема: Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 442-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

12.00 – праздник «Возраст – не помеха» (г.Мончегорск, ул.Царевского, 7, дом-интернат милосердия для престарелых и инвалидов).

15.00 – выездная проверка по обращению граждан (подтопление подвала) (г.Мурманск, ул.Ивченко, 17).

15.00 – концерт «Мурманск-классик-квинтета». Программа «Русская музыка» (г.Мурманск, ул.Коминтерна, 13, областной художественный музей). Мероприятие проводится в рамках абонемента «Музыка и живопись».

18.30 – первенство России по хоккею с мячом. Первая лига. Первая группа, подгруппа «А». «Мурман» (Мурманск) — «Вымпел» (Королев) (г.Мурманск, стадион «Строитель»). Соревнования продлятся до 20 января (начало в 18.30).

Информация предоставлена пресс-службой Правительства Мурманской области

Проверьте свой характер

Перед вами четыре группы вопросов. Если в оценках ответов в той или иной группе у вас преобладают единицы, то за нее в целом вы записываете на свой счет одно очко. Если же больше нулей, чем единиц, получаете 0 очков.

1а. Водитель автомобиля, в котором вы едете в качестве пассажира, на ваш взгляд выбрал не совсем удачный момент для обгона. Скажете ли вы ему об этом сразу же, пока еще есть возможность отказаться от маневра? (да, нет)

1б. Показываете ли вы инспектору ГАИ свое неудовольствие его действиями, когда он останавливает вас без видимых на то причин (правил вы не нарушали, автомобиль у вас в порядке)? (да, нет)

1в. Беседуете ли вы в пути с пассажирами о неисправностях вашего автомобиля и его возможных поломках, а также вообще о происшествиях и авариях, очевидцем которых вам доводилось быть? (да, нет)

2а. Остановитесь ли вы, чтобы узнать, что случилось, когда видите у автомобиля, стоящего на обочине, человека, который «голосует»? (да, нет)

2б. Водитель, который едет за вами, готовится совершить обгон и никак не может выбрать благоприятный момент. Станете ли вы жестами или сигналами приглашать его побыстрее совершить маневр только потому, что, на ваш взгляд, удобный момент для этого уже наступил? (да, нет)

2в. Вызывает ли у вас раздражение водитель, который не становится в очередь у железнодорожного шлагбаума, а проезжает вперед, давая при этом жестами понять остальным, что он очень спешит и просит, чтобы его пропустили первым? (да, нет)

3а. Оставляя автомобиль на стоянке «на минутку», ставите ли вы его так, чтобы занять, как можно меньше места, даже когда здесь еще просторно? (да, нет)

3б. Подаете ли вы короткий предупреждающий звуковой сигнал мотоциклисту, прежде чем начать обгон, чтобы ваше приближение не оказалось для него неожиданностью? (да, нет)

3в. Торопите ли вы сигналами водителя автомобиля с черным треугольником в желтом круге на стекле, если он перед вами замешкался на перекрестке настолько, что, возможно, вам придется дожидаться следующего разрешающего сигнала светофора? (да, нет)

4а. Если вы видите, что водитель не заметил знак, запрещающий поворот, и собирается совершить такой маневр, предупредите ли вы его о том, что этого делать нельзя? (да, нет)

4б. Включите ли вы правый указатель поворота, давая, понять начавшему обгонять вас в сложной обстановке водителю, что его намерения вам понятны и со своей стороны сделаете все, чтобы маневр прошел благополучно? (да, нет)

4в. Водитель, оказавшийся рядом с вами в опасной ситуации, растерялся, и по его вине произошла незначительная авария; вы действовали совершенно правильно, и ваша машина не пострадала. Остановитесь ли вы в таком случае, чтобы помочь водителю, оказавшемуся в беде, и при этом ни словом, ни видом не упрекнете его в случившемся? (да, нет)

ТАБЛИЦА ПОДСЧЕТА ОЧКОВ

1а. Да — 0, нет — 1; 1б, Да — 0, нет — 1; 1в. Да — 0, нет — 1. 2а. Да — 1, нет — 0; 2б. Да — 0, нет — I; 2в. Да — 0, нет — 1. 3а. Да — 1, нет — 0; 3б. Да — 1, нет — 0; 3в. Да — 0, нет — 1; 4а. Да — 1, нет — 0; 4б. Да — 1, нет — 0; 4в. Да — 1, нет — 0.

А теперь найдите комбинацию цифр, соответствующую той, которая получена вами за ответы на вопросы по группам, и познакомьтесь с мнением доктора Этикуса по поводу вашего водительского характера.

0000. Вы водитель-индивидуалист, и вам чуждо такое понятие, как доброжелательность. Вам присуща силовая манера езды, и вы предпочитаете не принимать на себя никаких обязательств по отношению к другим водителям, поэтому вам трудно найти с ними общий язык, не говоря уж о взаимопонимании. Такая манера поведения за рулем, наверняка, является причиной многих острых ситуаций, одна из которых может для вас плохо кончиться.

0001. Вы застенчивый, возможно, даже робкий человек, и ваша тактика за рулем — выжидание. Вы способны быть уступчивым, доброжелательным и даже чувствуете «атмосферу момента», но излишняя мягкость характера не позволяет вам в полной мере проявить свои лучшие качества. Пассивность и нерешительность, свойственные вам, создают партнерам по движению много неудобств, ставя их нередко в трудное положение.

0010. Вполне возможно окружающие считают вас доброжелательным водителем — вы легко сами выходите из затруднительных ситуаций и даже помогаете другим избежать их. Но, как нам показалось, в основе ваших действий лишь холодный расчет. Оказывая внимание другим, вы прежде всего думаете о собственной выгоде, и у нас нет уверенности, что вы станете действовать так же без того, чтобы извлечь для себя при этом какие-либо преимущества.

0011 . Вы легкий человек и хорошо находите общий язык с другими. Эта черта характера проявляется и в манере езды. Вы не стремитесь привлекать к себе внимание и не давите на окружающих своим мастерством. Однако в основе вашей доброжелательности нередко сквозит стремление отгородиться от лишних хлопот и связанных с ними неудобств и обязательств. Кроме того, вы слишком легко теряете самообладание в острых ситуациях и способны вспылить из-за пустяка, который в данный момент показался вам чем-то значительным, что иногда препятствует проявлению ваших лучших человеческих качеств.

0100. Вы из тех людей, кто способен многим пренебречь ради достижения собственной, иногда даже незначительной, цели. Вы бываете вполне доброжелательны, но только по отношению к тем водителям, которые поступают в соответствии с вашими представлениями о правилах взаимоотношений на дороге. В противном случае стараетесь навязать партнерам собственное мнение, считая при этом, что для их «перевоспитания» все средства хороши.

0101. Вас можно было бы считать вполне доброжелательным водителем — обычно вы никому не навязываете своих взглядов, пристрастий, манеры езды, способны быть обходительным и терпимым, — если бы не одно замеченное нами качество: вы легко поддаетесь дурному настроению и тогда становитесь резким и невыдержанным, и в такую минуту от вас можно ждать всяких сюрпризов.

0110. В целом вы довольно доброжелательный водитель. Если и допускаете какие-то просчеты, то не умышленно, а по рассеянности или недостатку водительского опыта. При этом умеете трезво анализировать свои ошибки и стараетесь больше не совершать их. Однако, случается, вам не хватает сдержанности, когда дело касается чужих недостатков. Вам стоит подумать над тем, что ваши в принципе правильные действия или советы могут дать отрицательный эффект, если облечены в грубую или обидную для тех, к кому относятся, форму.

0111. Вы человек сильной воли, твердых нравственных правил, что сказывается и в езде, умеете ценить свое и чужое время. В основе ваших хороших манер разумные и точно направленные к цели действия. Несмотря на некоторую, на первый взгляд, сухость, всегда стараетесь быть человеком приятным, обходительным. Мешает вам то, что, предъявляя к себе высокую требовательность, вы столь же неумолимы и к чужим недостаткам, по поводу которых иногда позволяете себе вступать в объяснения прямо на дороге. Нежелание считаться с чужим мнением, недостаток уступчивости, снисходительности, терпимости во многом обесценивают ваши лучшие качества.

1000. Похоже, что вы слишком осторожный водитель и ваш главный принцип «не ввязываться ни в какие истории». Ваша уступчивость, в значительной степени проистекающая от желания переложить решение возникающих в транспортном потоке проблем на чужие плечи, скорее всего, основана на заниженной самооценке. Вам, вероятно, следует серьезно заняться совершенствованием водительского мастерства, что поможет со временем выработать более активную и доверительную позицию по отношению к партнерам по движению.

1001. Вы, скорее всего, относитесь к излишне тщеславным водителям. Оказывая кому-либо внимание, услугу или проявляя терпение, уступчивость, вы, прежде всего, рассчитываете на сиюминутную и горячую благодарность. Похоже, вы стараетесь выглядеть лучше, чем есть на самом деле, но, возможно, это нам только показалось и доброжелательность уже стала самостоятельным свойством вашего, характера, независимым от причины, его породившей.

1010. Судя по поступкам, вы как будто доброжелательны и умеете сотрудничать на дороге с другими водителями, вам не свойственна силовая манера езды. Однако есть основание думать, что ваши хорошие манеры всего лишь дань принятым формам общения и, если так можно сказать, вы доброжелательны «сквозь зубы». За это, конечно, трудно упрекнуть, но, к сожалению, нет уверенности, что в сложной ситуации ваша формальная доброжелательность не уступит место равнодушию.

1011. У вас достаточно положительных качеств, характеризующих вас как человека доброжелательного и внимательного к другим участникам движения. Вы довольно легко водите автомобиль, хорошо ориентируетесь в дорожной обстановке. От общения с вами на дороге возникает обычно спокойная, доброжелательная атмосфера. Однако ваша манера дает повод вспомнить литературных героев, которые никак не могли миновать дверь, желая непременно пропустить друг друга со словами «нет, только после вас…» Такая чрезмерная уступчивость на дороге может стать поводом для конфликта, поэтому в определенных случаях желаем побольше решительности.

1100. Вы рациональный водитель и привыкли подчинять эмоции здравому смыслу, умеете быть тактичным в оценке чужих недостатков, соглашаясь с тем, что у каждого свой характер, но не всегда принимаете это во внимание в своих действиях. Поэтому вам случается из лучших побуждений поставить партнера по движению в неприятное положение, например, оказав необходимую ему услугу с видом великого одолжения.

1101. Вы из тех людей, чье поведение за рулем основывается на добром отношении к другим участникам движения. У вас довольно легкий характер. Но эта, хорошая сама по себе, черта может доставлять неприятности окружающим, так как вы часто излишне просто оцениваете ситуации, которые для других водителей представляют известные сложности. Вам стоит больше задумываться о том, не создают ли ваши действия неудобства для других.

1110. Вы из тех водителей, кто уверенно разбирается в сути той или иной дорожной ситуации, умеет уступить, а когда необходимо, то и подсказать, прийти на помощь. Вам не хватает лишь самой малости, — умения облечь свои поступки в доброжелательную, мягкую форму. Не надо считать это мелочью, так как именно не совсем удачная форма ваших действий нередко сводит на нет самые лучшие побуждения.

1111. комментарии, как говорится, излишни. Вы с честью вышли из предложенного нами испытания, показав безукоризненные манеры человека, понимающего высший смысл водительского этикета. Постоянно проявляя за рулем лучшие свои качества, вы способствуете созданию самого благоприятного климата на наших дорогах.

Протокол вел В. КОЛЬБАХ

Журнал «За рулем» 09 • Сентябрь 1984 Цена 1 руб.

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Удобно должно быть всем

СЕМИНАР ДОКТОРА ЭТИКУСА

— Итак, давайте вспомним, о чем шла речь на нашей первой встрече («За рулем», 1984, № 4 — ред.), — начал Председатель Клуба любителей высоких этических принципов в дорожном движении доктор вежливых наук Этикус, когда все участники заседания расселись по местам.

— Мы говорили о том, — продолжал он, — что управлять автомобилем тяжело, утомительно и даже опасно, когда на дороге возникает атмосфера неприязни, дух ненужного соперничества и нежелания считаться друг с другом. В конце концов, мы все сошлись на том, что вести себя на дороге надо исходя из принципа «удобно должно быть всем», в основе которого доброжелательность — неотъемлемое качество культуры человека вообще, особенно важное когда он за рулем.

— И вы знаете, — вступил в разговор Большой Водительский Стаж, —этим летом мне пришлось проехать тысячи километров, и очень часто я находил подтверждение этим нашим выводам. Всюду я был свидетелем заботливого, участливого, причем совершенно бескорыстного отношения к себе со стороны водителей встречных автомобилей. Всякий раз, когда за очередным поворотом или подъемом находились работники Госавтоинспекции, меня вовремя предупреждали о них миганием фар…

— Ах вот в чем дело! — хлопнул себя по лбу За Рулем Без Году Неделя. — А я никак не мог понять, что это мне дальним светом мигают. Думал, может что-нибудь случилось. Бывало, даже остановлюсь, осмотрю весь автомобиль — все нормально. А мне опять мигают. И точно, всякий раз после этого мимо сотрудников ГАИ проезжал, а сам никого не предупреждал… В долгу я перед коллегами. Теперь тоже буду так поступать.

— И плохо сделаете, — вмешался Опытный Профессионал. — Мне тоже не раз приходилось встречаться с подобными «помощниками», однако ничего общего с истинной доброжелательностью эти их действия, убежден, не имеют. Знаю случай, когда угонщик, оказавшийся к тому же еще и пьяным, с помощью таких вот помощников благополучно миновал несколько постов ГАИ, пока не врезался во встречный автомобиль. Человеческая жизнь стала ценой такого «доброжелательства»…

Мнения явно разделились, и когда страсти разгорелись, поднялся доктор Этикус.

— Действительно, как вы сами только что прекрасно доказали, доброжелательность доброжелательности рознь, — начал председатель клуба. — К сожалению, бывает, что и зло творится из лучших побуждений. Недаром ведь говорят, что благими намерениями ад вымощен. А кроме всего быть «великодушным» за чужой счет, не прилагая для этого никаких усилий, как в той ситуации, о которой вы только что спорили, вовсе еще не значит быть доброжелательным человеком. Доброжелательность в первую очередь основывается на чувстве собственного достоинства, а значит на уважении окружающих и принятых в обществе норм поведения.

Участники заседания одобрительно зашумели.

— Мне приятно, что вы столь единодушно разделяете мое мнение, — продолжал доктор Этикус. — В первую очередь это свидетельствует о том, что общие принципы добрых взаимоотношений вообще в жизни, и в частности на дороге между водителями, близки и понятны подавляющему большинству людей. Во всяком случае, мне не приходилось встречать человека, который бы утверждал, что сам любит хамить, и просто в восторге, когда с ним обращаются таким же образом. Нет, на словах все мы уступчивы, милы и только и ищем повода оказать ближнему внимание.

Однако почему же тогда на наших дорогах все еще часто приходится сталкиваться с грубостью, силовой манерой езды, а то и с откровенным хамством. Видимо, потому, что не каждому удается благие намерения реализовать в столь же похвальные поступки. А ведь именно они, поступки, являются истинным мерилом наших человеческих качеств. Поэтому предлагаю и нам перейти от слов к делу и ответить, как бы вы повели себя в тех ситуациях, которые я специально подбирал в ежедневном транспортном потоке, готовясь к нашей сегодняшней встрече. Итак…

А мы на этом прерываем стенограмму заседания и предлагаем вам, уважаемые читатели, очередной тест доктора Этикуса на тему «Доброжелательный ли вы водитель?».

Журнал «За рулем» 09 • Сентябрь 1984 Цена 1 руб.

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

К эксплуатации пригоден

ЗЕЛЕНАЯ ВОЛНА

Комментируем новую редакцию 27-го раздела Правил дорожного движения

В прошлом номере журнала опубликован полный текст 27-го раздела, вступившего в действие 1 сентября. Он приведен в соответствие с положениями ГОСТа 25478—82, который впервые в нашей стране на уровне государственного стандарта, определил требования безопасности к техническому состоянию автомобилей, автобусов и автопоездов, а также методы его проверки. Об основных положениях этого ГОСТа мы рассказывали в интервью «Техосмотр по-новому» («За рулем», 1984, № 2), так что положения новой редакции должны быть хорошо понятны читателям. Однако некоторые ее пункты содержат формулировки, которые требуют, на наш взгляд, комментария. Редакция обратилась к начальнику отдела технического надзора Главного управления ГАИ МВД СССР полковнику милиции В. А. МЕЛКОМУ и попросила его ответить на вопросы, возникающие при знакомстве с новым документом.

Вадим Александрович, начнем с пункта 27.1. В нем говорится: «Техническое состояние и оборудование участвующих в дорожном движении транспортных средств должно отвечать требованиям соответствующих стандартов, Правил технической эксплуатации, инструкций заводов-изготовителей и другой нормативно-технической документации». Этим положением открывается раздел, и оно, видимо, является определяющим для подхода и контролю за техническим состоянием транспортных средств. Надо ли понимать его так, что любые переделки или даже усовершенствования узлов автомобиля или мотоцикла, произведенные его владельцем, будут рассматриваться как нарушение Правил?

Современные транспортные средства создаются усилиями высококвалифицированных конструкторских и производственных коллективов. Все их детали и узлы тщательно прорабатываются и доводятся с учетом обеспечения того комплекса эксплуатационных качеств, которые определены для данной модели. Поэтому самодеятельное «модернизирование» узлов и конструкций, если это может привести к изменениям их технических параметров и эксплуатационных характеристик, которые указаны в документах, перечисленных в пункте 27.1. или внешнего вида самого транспортного средства, рассматриваются нами как противоречащие Правилам со всеми вытекающими отсюда последствиями. Особо хочу подчеркнуть, что категорически запрещается что-либо переделывать в тормозной системе.

В пункте 27.3.11 оговаривается, что количество, тип и расположение фар должны соответствовать предусмотренному конструкцией данного транспортного средства. Имеются ли здесь в виду и противотуманные фары, которыми, как известно, пока что комплектуются только автомобили горьковского автозавода, а самостоятельно устанавливают которые многие автолюбители?

Порядок оборудования транспортных средств противотуманными фарами определяется 21-м разделом Правил «Пользование осветительными приборами», и положения 27-го раздела, о котором у нас сегодня идет речь, к ним не относятся.

Пункт 27.3.11 запрещает произвольно изменять на транспортном средстве количество, тип и расположение фар головного освещения. Что касается количества и размещения, то здесь, по-моему, все просто, а вот по поводу типа фар поясню.

В отечественном автомобилестроении применяются два типа фар: с «американской» системой светораспределения и с «европейской». Не вдаваясь здесь в их особенности, скажу только, что первая применяется на грузовых автомобилях некоторых марок, вторая — на всех легковых машинах. Так вот, самостоятельно переоборудовать головное освещение на транспортном средстве с одного типа на другой нельзя.

Кстати, еще один вопрос по светотехнике. Что понимать под недопустимым загрязнением фар, габаритных огней, сигналов торможения, указателей поворота, о чем говорится в пункте 27.3.137

Фары головного освещения — это, образно говоря, глаза водителя. Кроме того, они так же, как и все остальные приборы световой сигнализации, главное средство общения человека за рулем с партнерами по транспортному потоку. О важности сигналов маневрирования в условиях современного напряженного движения, думаю, говорить не приходится. Поэтому требование Правил содержать в чистоте все световые приборы носит не количественный, а качественный характер. Имеется в виду, что водитель транспортного средства, независимо от погодных условий и времени суток, обязан поддерживать их внешнюю поверхность в таком состоянии, которое позволяет другим участникам движения уверенно определять режим их работы, а фары головного света должны обеспечивать в темное время видимость, необходимую для безопасного движения.

Теперь несколько вопросов по шинам. Какая часть протектора должна иметь износ больше, чем установлено в пункте 27.3.22, чтобы это говорило о необходимости замены покрышки?

Автомобильные шины при правильной эксплуатации изнашиваются практически равномерно по всей окружности. При нарушении углов схождения колес то же самое, только больше страдают ее края, ну и в случае дисбаланса колес, сопровождающегося их биением, на покрышке образуются «пятна». Следовательно, ее надо менять, как только глубина какой-то части протектора становится меньше, чем это предусмотрено пунктом 27.3.22.

В Правилах теперь записано, что диагональные шины нельзя устанавливать на одну ось с радиальными. Это вполне понятно, но почему нельзя использовать в подобных ситуациях шины с разным рисунком протектора?

На наших транспортных средствах в основном используются покрышки с пятью типами рисунка протектора. Наиболее распространенный из них — дорожный. Шины с таким рисунком предназначены для дорог с усовершенствованными покрытиями.

Протектор с универсальным рисунком лучше всего работает на усовершенствованных но облегченных покрытиях, шины с рисунком повышенной проходимости хороши в условиях бездорожья на мягких грунтах, так же как и с направленным рисунком. Осталось упомянуть зимний рисунок протектора, который рассчитан на езду по заснеженным и обледенелым дорогам. Так вот, на одной оси транспортного средства могут быть установлены шины только с одинаковым типом рисунка протектора, о чем и говорится в пункте 27.3.26.

Здесь же хочу напомнить о том, что на передней оси легковых автомобилей и автобусов нельзя устанавливать покрышки, восстановленные по второму классу ремонта.

Наш журнал неоднократно писал о недопустимости различных затемняющих пленок, тоновых и, особенно, зеркальных стекол полукустарного производства. Сейчас это требование введено в Правила. Однако не секрет, что у «непрозрачных» стекол есть немало сторонников, особенно в южных республиках. Прокомментируйте, пожалуйста, как понимать запрещение устанавливать дополнительное оборудование, «ухудшающее прозрачность стекол», которое содержится теперь в пункте 27.3.35 Правил.  

Прозрачность заднего стекла — качество, непосредственно влияющее на безопасность, и не только водителя данного транспортного средства, но и его соседей по потоку. Это доказано многочисленными и обстоятельными исследованиями и подтверждается ежедневной практикой. Сторонники затемненного личного салона в качестве одного из доводов обычно приводят соображение о том, что каждому водителю все равно какое-то время всегда приходится двигаться за грузовиками или автобусами, то есть в условиях ограниченного обзора. Отсюда обычно следует вывод, что ничего не случится, если на некоторых легковых автомобилях заднее стекло будет закрыто. Под «некоторыми» они обычно понимают свои машины, а я им в этом случае предлагаю представить, что произойдет, если все транспортные средства станут «непрозрачными». Такая перспектива, как правило, озадачивает. И это естественно. Обзорность через заднее стекло особенно важна при движении в плотном потоке на достаточно высоких скоростях, когда автомобили «распределяются по разным полосам в зависимости от своих динамических возможностей. И если в ряду легковых автомобилей будет много машин с темными стеклами, то это резко обострит езду и просто повлечет за собой изменение самой тактики управления машиной. Это понятно каждому мало-мальски опытному водителю. Так зачем же нам без нужды усложнять нашу и без того непростую автомобильную жизнь. Для тех же случаев, когда надо оградить салон от обилия солнечного тепла. Правилами допускается, конечно, при условии установки справа дополнительного наружного зеркала заднего вида, использование на заднем стекле шторок или жалюзи, которые могут быть раздвинуты, если необходимость в них отпадает.

В Правила введено положение, запрещающее устанавливать на легковых автомобилях детали, изменяющие внешний вид данной модели. Распространяется ли это положение на машины одного завода, например на «жигули»?

Да, пункт 27.3.45 предусматривает, что даже на автомобилях одного семейства нельзя устанавливать детали, изменяющие внешний вид данной модели. Так, на ВАЗ—21013 не могут стоять бампер или решетка радиатора от ВАЗ—2103, а на ВАЗ—2103, например, задние фонари от ВАЗ—2106. Думаю, что общий принцип здесь ясен.

А что следует понимать под значительными внешними повреждениями деталей кузова или его окраски, о чем говорится а пункте 27.3.46?

В первую очередь при этом имеются в виду транспортные средства, получившие повреждения в результате аварии. Например, с разрывами поверхности деталей кузова или их значительной деформацией. Постоянная эксплуатация таких автомобилей, естественно, не разрешается. Что касается дефектов окраски, то количественного критерия здесь нет. Какие-то нарушения лакокрасочного покрытия или деталей кузова, аккуратно обработанные, допустимы. Однако, если они обширны, явно бросаются в глаза и автомобиль, очевидно, выделяется своим неопрятным видом в общем потоке, это рассматривается как нарушение Правил.

Мы знаем, что автолюбители еще испытывают значительные сложности с кузовным ремонтом. Нередко им приходится довольно долго ожидать возможности, чтобы привести машину в порядок. Поэтому, стараясь не создавать лишних неудобств. Главное управление ГАИ ориентирует своих работников на то, чтобы при решении вопроса о мерах воздействия в таких случаях они учитывали это обстоятельство и проявляли осторожность.

И последний вопрос. При сопоставлении пунктов 27.4 и 27.5 напрашивается вывод, что только при неработоспособных тормозной системе или рулевом механизме, а также в определенных случаях при неработающих световых приборах или стеклоочистителях дальнейшее движение запрещается, то есть транспортное средство практически должно сниматься с эксплуатации до устранения этих неисправностей. Во всех остальных случаях, перечисленных в 27-м разделе, водитель обязан принять меры к устранению неисправностей, а если «…это невозможно, следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности». Так вот, какие меры воздействия к водителю за управление таким транспортным средством могут применяться?

Действующим Указом «Об административной ответственности за нарушение правил дорожного движения» предусмотрено, что за эксплуатацию неисправного транспортного средства водитель подвергается штрафу (см. «За рулем», 1983, № 8) от 3 до 10 рублей.

Он оформляется протоколом и уплачивается в сберегательную кассу.

При выявлении дефектов, о которых говорится в пункте 27.5 Правил, меры могут быть те же, и к тому же самостоятельное дальнейшее движение транспортного средства, как это совершенно ясно, не разрешается. Более того, в соответствии с «Наставлением по техническому надзору Государственной автомобильной инспекции», в этих случаях, так же как и при неработающем стояночном тормозе или звуковом сигнале, ненадежном закреплении колес, отсутствии зеркал заднего вида, отказе сигналов торможения и указателей поворота, повышенной токсичности или дымности выхлопных газов, при чрезмерном износе хотя бы одной из шин во время движения по скользкой дороге, с него может быть снят номерной знак. Таким образом, снимаются с эксплуатации транспортные средства с дефектами, явно угрожающими безопасности движения. И такие действия нельзя рассматривать как административное взыскание, которое может быть наложено независимо от этого в соответствии с Указом.

Завершая нашу беседу, хочу подчеркнуть, что контроль за техническим состоянием транспортных средств не ограничивается годовым техническим осмотром. Он должен вестись постоянно на транспортных предприятиях, в кооперативных гаражах или на автостоянках. Машины с очевидными неисправностями будут выявляться нашими работниками и прямо на линии. Однако массовые проверки, какие-либо надуманные «испытания» люфта рулевого колеса или тормоза на юз на дорогах проводиться не должны, и если такие факты имеют место, то о них надо сообщать местному руководству Госавтоинспекции.

Вопросы задавал В. ПАНЯРСКИЙ

Журнал «За рулем» 09 • Сентябрь 1984 Цена 1 руб.

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Наш первый мини-мокик

СОВЕТСКАЯ ТЕХНИКА

Компактная одноколейная машина, сочетающая достоинства мопеда и мотороллера, простая и удобная для хранения и притом не потерявшая сходства с традиционным мотоциклом. Это и есть мини-мокик. Он нужен для коротких поездок за покупками по микрорайону крупного города. Житель поселка городского типа увидит в нем средство для поездок на работу и домой. Юноше и пожилому человеку мини-мокик позволит совершать приятные прогулки за город, в лес, в соседнюю деревню. Машина такого типа создана в нашей стране впервые. Ее производство освоил в первой половине нынешнего года завод «Саркана Звайгзне» в Риге.

«Мини» (или, по официальной заводской индексации, РМЗ—2.126) компактен и маневренен. Он занимает мало места и без труда помещается на крыше легкового автомобиля, в багажнике «Волги», в лифте, на балконе или же в подсобном помещении жилого дома. Каким образом?

У мини-мокика колеса малого диаметра — как у мотороллера. Рукоятки руля, если отпустить зажимные цанги, можно повернуть вниз, уменьшив почти вдвое высоту машины. С той же целью предусмотрено устройство для опускания седла. Все эти операции занимают считанные минуты.

«Мини» довольно легок, и поставить его на стоянку, например, в чулане, на заднее колесо, при массе всего 50 кг не составит особого труда. Достоинства мини-мокика не ограничиваются компактностью. Машина довольно выгодна в эксплуатации. Фигурально выражаясь, это одноместный «персональный» экипаж, запряженный почти двумя лошадьми, — мощность двигателя 1,8 л. с. И экипаж весьма экономичный: на одном литре бензина А-76 «Мини» проедет 45—47 километров.

Мы привыкли к спартанскому оборудованию мопедов. Первый же советский мини-мокик комплектуется двухрежимной фарой с европейским светораспределением, подрессоренным седлом, которое регулируется по высоте, спидометром, двумя зеркалами заднего вида, световозвращателями, боковым стояночным упором, а также кик-стартером. Можно назвать это мелочами. Но богатый ассортимент мелочей — уже немалое приобретение.

А разве мелочь, что «Мини» проще в уходе и ремонте, чем многие другие мопеды. Например, с целью облегчить замену шин колеса сделаны из двух штампованных половин, как у мотороллеров, и стягиваются тремя болтами. Кстати, эти колеса не имеют спиц, а поэтому не требуют в процессе эксплуатации подтяжки ниппелей, устранения «восьмерок» и других хлопот. Бесконтактная система
зажигания избавляет владельца машины от регулировок, а бумажный элемент воздушного фильтра нужно заменять не чаще чем через 8000 километров.

При всех перечисленных достоинствах мини-мокик прост по устройству. Хребтовая рама виде центральной трубы большого диаметра, жесткое крепление заднего колеса, остроумная и несложная конструкция складывающихся половин руля. Столь же непритязательно, но практично выполнено противоугонное устройство. При повороте переднего колеса отверстия в ограничителе вилки и в ее траверсе совпадают, образуя гнездо для обычного висячего замка.

Новая машина окрашивается в модные яркие цвета: оранжевый, ярко-зеленый, красный. Отдельные партии комплектуются белыми колесными щитками и такими же бензобаками, придающими машине особую нарядность.

Розничная цена мини-мокика РМЗ-2.126 — 250 рублей.

«Мини» частично заменит выпускаемую модель мокика, по сравнению с которой он при такой же цене обладает новыми потребительскими качествами и своеобразным внешним видом.

В нынешнем году завод планирует выпустить 16 тысяч новых машин. Кроме того, испытана модификация «Люкс»: с багажником на передней вилке и корзинкой над задним колесом. В 1985 году «Саркана Звайгзне» намечает освоить производство разновидности мини-мокика — РМЗ—2.130. Она получит педальный механизм переключения передач, пружинную подвеску заднего колеса, приподнятый глушитель.

В. КЛЕЯНБЕРГ, начальник КБ дизайна и спортивных мотоциклов «Саркана Звайгзне» г. Рига

Техническая характеристика Общие данные. Сухая масса — 50 кг. Наибольшая скорость — 40 км/ч. Запас топлива — 5,5 л. Расход топлива — не более 2,1 л/100 км. Размеры. Длина — 1510 мм. Ширина: в рабочем состоянии — 740 мм, в сложенном — 350 мм. Высота: при руле в рабочем положении— 1000 мм, в сложенном — 520 мм. База — 1000 мм. Дорожный просвет — 120 мм. Размер шин — 3.00—10 дюймов. Двигатель. Модель — В50. Рабочий объем — 49,8 см3. Степень сжатия — 8. Топливо — смесь бензина А-72 или А-76 с маслом в отношении 25:1. Мощность — 1,8 л. с/ 1.32 кВт при 4800 об/мин. Трансмиссия. Сцепление — многодисковое. Коробка передач — двухступенчатая с переключением поворотной рукояткой на руле. Задняя передача — цепная.

Журнал «За рулем» 09 • Сентябрь 1984 Цена 1 руб.

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Высокие скорости кольца «Пирита»

На трассе «Пирита» в Таллине состоялся второй этап Кубка дружбы социалистических стран по шоссейно-кольцевым мотогонкам. Старт приняли спортсмены Болгарии, Венгрии, ГДР, Кубы, Польши, Советского Союза и Чехословакии.

Советские «кольцевики» позже своих друзей-соперников включились в кубковые соревнования. Имея небольшой опыт участия в международных стартах, они пока не считаются фаворитами скоростного кольца. И, тем не менее, с каждым годом их результаты становятся все весомее. Несомненно сказывается и упорная работа по созданию гоночных машин, которую ведет производственное объединение «Вихур» ЦК ДОСААФ Эстонской ССР. Особенно успешно выступили в Таллине наши спортсмены на мотоциклах класса 250 см3 производства социалистических стран, А. Галанский («Вихур-юниор») прошел дистанцию в 12 кругов со средней скоростью 111 км/ч и уверенно одержал победу. Второе место занял также советский гонщик П. Коваль («Вихур-юниор»), И командный успех в этой кубатуре машин достался нашим мотоциклистам.

Наивысшую среднюю скорость прохождения трассы «Пирита» в этот день показал опытный кубинец Л. Хосе («Ямаха») в классе мотоциклов 250 см3 любого производства — 142,3 км/ч. Второе и третье места заняли соответственно К. Юхаш (ВНР) и П. Деканек (ЧССР), тоже выступавшие на «ямахах». Вслед за ними финишировали наши Ю. Преображенский и Ю. Раудсик (оба — на «Вихур-Ротакс»). Это несомненный успех. А командную победу здесь одержали гонщики Чехословакии.

Упорное сопротивление неоднократным обладателям Кубка дружбы мотоциклистам Венгрии оказали советские спортсмены в классе 125 см3. Какие-то мгновения проиграл Р. Айзстраутс («Рига—235») венграм Л. Харшфаи и Л. Хагьмаши (оба — МБА). Первый из них показал среднюю скорость 132,5 км/ч. Здесь наша команда заняла второе место. Такой же результат советская сборная показала и по итогам выступлений во всех трех классах машин. А общекомандная победа досталась представителям Венгрии.

В. КНЯЗЕВ, г. Таллин спецкор «За рулем»

Стартует класс мотоциклов 125 см3. На переднем плане будущий победитель венгерский гонщик Лайош Хагьмаши. 
Заезд старшего, 250-кубового класса. Плотной группой подходят гонщики к первому повороту.
Несколько кругов — и определились лидеры: № 62 — Юрий Преображенский, № 55 — Ласо Хосе и № 1 Янош Драпал, которому по техническим причинам не удалось завершить гонку.

Круг почета на старинном автомобиле делают призеры в классе 125 см3 Л. Хагьмаши (первое место), Л. Харшфаи (второе место) и Р. Айзстраутс (третье место).

Фото автора

Журнал «За рулем» 09 • Сентябрь 1984 Цена 1 руб.

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Багги на бумаге

Рано или поздно вопрос этот должен был возникнуть. С одной стороны, статистика, подсчитывающая число спортсменов, стартующих в официальных соревнованиях, утверждает, что в нашей стране построено и функционирует чуть больше ста специально-кроссовых автомобилей багги. С другой, если учитывать поток заявок, поступающих в ЦК ДОСААФ СССР практически из всех союзных республик, краев и областей с просьбой выслать агрегаты и детали «запорожцев», «москвичей», «волг» для того, чтобы строить багги, количество этих машин должно исчисляться уже многими сотнями. В чем дело? Заявки по мере возможности удовлетворяются, а следы посланных агрегатов теряются. Чтобы выяснить судьбу загадочно пропавших автомобильных узлов, мы без всякой предвзятости выбрали две области — Кемеровскую и Свердловскую.

За последние семь лет кемеровский обком ДОСААФ получил по своим заявкам 45 комплектов агрегатов «запорожцев», «москвичей» и «волг». Заметьте при этом: назначение их одно — багги. В области же всего шесть—восемь таких машин. Количество мизерное, поэтому соревнования не проводятся. Справедливости ради отметим, что сейчас в обкоме ДОСААФ новый председатель, так что вина за пропажи целиком лежит на прежнем руководстве. Раздавало оно комплекты с поразительной легкостью. Скажем, понадобилось беловской морской школе установить двигатель от ГАЗ—24 на УАЗ—469 — отказа нет. Потребовалось Прокопьевской автошколе заменить двигатель на «Москвиче» — пожалуйста, какие могут быть разговоры. Более того, когда председатель промышленковского райкома ДОСААФ П. Черданцев попросил продать ему за наличный расчет двигатель от ЗАЗ— 968, то на его заявлении тотчас появилась соответствующая резолюция.

Пока баггисты тщетно обивали пороги, пытаясь выпросить хоть малую тонику того, что полагалось им и только им, обком ДОСААФ наделял комплектами агрегатов тех, кто прав на них не имел. И когда Петр Дмитриевич Черданцев, сияя, устанавливал на свой «Запорожец» новенький движок, лидер кемеровских баггистов Михаил Кондратьев со вздохом вносил свои деньги в кассу станции технического обслуживания за двигатель для багги.

Вместе с нынешним председателем обкома ДОСААФ Г. Самофаловым мы отправились в секцию баггистов. С площадью у спортсменов проблем нет. Беда в другом — нет комплектов узлов и агрегатов.

— Порой из нескольких списанных двигателей приходится собирать один, но и он, понятное дело, долго не тянет, — говорит тренер СТК Владимир Павлов. — Обком ДОСААФ с приходом нового руководства начал помогать нам. Но предстоит еще много сделать для развития багги в области.

Продолжая мысль тренера, скажем, что в первую очередь для этого надо начать снабжать баггистов теми комплектами, которые для них предназначены и выделены целевым назначением.

Свердловская область. Она, пожалуй, лидер в Российской Федерации по числу полученных «волговских», «москвичовских», «запорожских» агрегатов. Причем год от года их количество в заявках обкома ДОСААФ возрастало. Только в прошлом сезоне поступило четыре «волговских» комплекта, три «москвичовских» и пять «запорожских». Надеяться на то, что из всех собраны кроссовые автомобили, было бы, по меньшей мере, наивно: уже в Кемерово стал понятен механизм распределения. Но, откровенно говоря, сведения, которые представила бухгалтерия свердловского обкома ДОСААФ, просто поразили. Лишь пять «запорожских» двигателей из 25, полученных комитетом за три последних года, попали к спортсменам — в СТК нижнетагильского вагонного завода. Остальные ушли по разным адресам, далеким от спорта. К примеру, в 1982 году обком отправил «волговский» и «москвичовский» двигатели за двести с лишним километров в совхоз «Южный».

Судя по всему, здесь автоспорт в почете?

— Именно так, — подтверждает председатель свердловского обкома ДОСААФ К. Кириллов. — В «Южном» неплохая секция автоспорта.

Покривил душой Ким Андреевич. Секции багги в совхозе нет, и никаких соревнований по автоспорту там не проводится.

Так что двигатели канули в неизвестность, а баггисты в области на положении пасынков, и веское тому подтверждение — ответ К. Кириллова на наш вопрос о правомерности передачи комплектов для других целей.

— Действительно, мы ставили двигатели на учебные машины, — сказал Ким Андреевич. — Но при этом предлагали спортсменам старые агрегаты.

А что, подумали мы, мог бы он предложить баггистам двигатель со своей персональной «Волги»? Ведь за три года он дважды менял на ней мотор. Из каких фондов? Неужели не догадались?

Сейчас в обкоме ДОСААФ все в один голос утверждают, что не имели понятий об истинном предназначении этих комплектов. «Мы и не предполагали, что агрегаты идут для багги целевым назначением», — говорят в бухгалтерии. «Первый раз слышим о комплектах для багги», — поражаются в отделе материально-технического обеспечения. Но самое интересное, что им вторит К. А. Кириллов: оказывается, и он не догадывался, для какой цели приходят в обком ДОСААФ агрегаты.

— Ким Андреевич, но ведь не кто-нибудь — вы же подписывали заявки.

— Я в год сотни заявок подписываю, разве все упомнишь, — спокойно отвечает он.

Думаем, что все помнит председатель. И заявки, в которых черным по белому было написано: «комплекты агрегатов для сборки багги», и резолюции на передачу комплектов в организации, не имеющие ни малейшего отношения к спорту. Таким образом, К. А. Кириллов имел и имеет своеобразный председательский фонд автомобильных узлов и деталей. Разумеется, за счет спортсменов. В Нижнем Тагиле баггисты назвали нам сумму, в которую им самим за собственные деньги обходится каждый собранный автомобиль.

— А чему вы удивляетесь, детали-то даем с огнем не сыщешь, — сказал кандидат в мастера спорта В. Еремин. — Остается одна дорога — на толкучку.

Секция в СТК «Уралвагонзавода» хорошая. Подобрались в ней люди увлеченные, искренне преданные автоспорту. Завод помог с помещениями, с оборудованием. Загвоздка остается с агрегатами и узлами.

— Эх вы, мученики, — прячет усмешку Валерий Федорович Бок, проезжая на автомобиле мимо баггистов. — Не сумели выпросить у председателя какие-то несчастные подвески…

Ему-то от щедрот председательских перепало ни много ни мало — раллийный автомобиль «Лада-Вихур». Кто такой В. Бок? Директор станции юных техников. А автомобиль ему нужен, как он выразился, для обслуживания соревнований пионеров и школьников.

— И много их проводится? — поинтересовались мы.

— Примерно десяток в год, — был ответ.

Мы беседовали, а у подъезда стояла на зависть спортсменам прекрасная машина и ждала, когда хозяин поедет обедать.

Повторяем, Кемеровская и Свердловская области были выбраны наугад и не являются исключением в безответственном подходе к использованию узлов и агрегатов, а также спортивных автомобилей, выделяемых целевым назначением для спорта. ЦК ДОСААФ начал серьезную проверку их использования. И выяснилось, что, к примеру. Орловская область получила за семь последних лет 16 комплектов для багги, Курская — 17, Архангельская — 26, Псковская — 25, Воронежская — 19, Московская — 29, Пермская — 25, а среди республик Белорусская — 72, Казахская — 74, Киргизская — 46, Узбекская — 63. А собрано кроссовых автомобилей — единицы. Список можно продолжить Украиной, республиками Прибалтики…

Развитие спорта, воспитание мужественных, физически развитых, в совершенстве знающих технику людей, прежде всего нашего молодого поколения, — одно из важнейших направлений в деятельности ДОСААФ. Этого требуют интересы народного хозяйства, обороны страны. Но на одних призывах, благих пожеланиях спорт не может двигаться вперед. Нужны средства, нужна материально-техническая база. И ЦК ДОСААФ проявляет об этом постоянную заботу. Но, к сожалению, некоторые руководители комитетов оставляют спортсменов на голодном пайке.

П. СПЕКТОР, спецкор «За рулем»
Кемерово — Свердловск

Журнал «За рулем» 09 • Сентябрь 1984 Цена 1 руб.

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

После выступления журнала

«УСЛУГИ С НАГРУЗКОЙ»

Так называлась статья, опубликованная в четвертом номере журнала за этот год. В ней ставился вопрос о недопустимости принудительного технического обслуживания автомобилей.

Отвечая редакции, начальник объединения «Росавтотехобслуживание» С. Винокуров сослался на «Правила предоставления услуг станциями технического обслуживания системы «Автотехобслуживание» Министерства автомобильного транспорта РСФСР», запрещающие в любой форме навязывать заказчику объемы работ, в том числе и ТО. Он сообщил, что по приведенным в статье фактам «услуг с нагрузкой» приняты меры. Освобождены от занимаемой должности в филиале производственного объединения «Ставропольавтотехобслуживание» в г. Черкесске главный инженер В. Баранов, мастер производства А. Кратов, приемщик стола заказов В. Каспаров.

Как сообщил нам в ответ на статью директор объединения «АвтоВАЗтехобслуживание» Р. Вшивцев, для исключения «услуг с нагрузкой» разработаны мероприятия в целом по объединению, которые сейчас осуществляются. Директорам спецавтоцентров в гг. Воскрёсенске и Ленинграде дано указание проработать статью в коллективах и принять безотлагательные меры по исключению указанных случаев. Кроме того, директорам предприятий объединения дано предписание следующего содержания: «Направляю копию статьи в журнале «За рулем» «Услуги с нагрузкой». Проработайте данную статью в коллективах и подчиненных СТО и примите безотлагательные меры по исключению случаев «услуг с нагрузкой». В дальнейшем такие случаи будут рассматриваться как приписки и вымогательство с принятием соответствующих мер пресечения».

В ответе объединения сообщается также: «с целью принципиального улучшения дел сейчас разработаны серьезные и коренные мероприятия, о которых мы проинформируем несколько позже».

О мерах, принятых по статье в журнале, в определенной степени можно судить и по редакционной почте. Писем с жалобами на принудительное техническое обслуживание не стало.

По письму приняты меры

Читатель В. Бобер написал в редакцию о нарушениях порядка подготовки водителей транспортных средств и небрежном учете расхода бензина на курсах при одной из первичных организаций ДОСААФ г. Челябинска.

Городской комитет ДОСААФ, куда редакция направила его письмо, проверкой установил, что отдельные факты имели место. Так, девять обучаемых одной из групп не посещали занятий, но были допущены к экзаменам и им были выданы свидетельства об окончании курсов.

Акты на приобретение талонов на бензин не составлялись, путевые листы на эксплуатацию автомобилей и мотоциклов не выписывались. Городской комитет ДОСААФ указал председателю первичной организации В. Пустынникову на недопустимость таких нарушений и потребовал их немедленного устранения.

Председателю райкома ДОСААФ Д. Гумерову поручено провести детальную проверку состояния подготовки технических специалистов для народного хозяйства и результаты сообщить горкому.

По просьбе руководства предприятия ГАИ разрешило вести подготовку двух групп водителей категории «В» во временных помещениях. Приняты меры по обновлению учебного оборудования.

* *

Читатель С. Шаталин из Ульяновской области сообщил о недостатках в обучении водителей на курсах, организованных СТК ДОСААФ Димитровграда.

Областной комитет ДОСААФ, куда было направлено письмо, проверил работу спортивно-технического клуба. Приведенные в письме факты подтвердились. Назначен новый начальник СТК. Деньги, внесенные за обучение, в связи с тем, что оно не было проведено, возвращены. Осенью СТК организует курсы по подготовке водителей категории «В».

Журнал «За рулем» 09 • Сентябрь 1984 Цена 1 руб.

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Петр Богданов: люблю скорость на земле и на воде

Спортивный гость «За рулем»
ПЕТР БОГДАНОВ: люблю скорость на земле и на воде

Приглашение быть гостем журнала «За рулем» Петр Филиппович Богданов принял с искренней радостью.

— Я давний подписчик журнала, — сказал он, — нахожу в нем много интересного и полезного для себя. Но, к сожалению, у меня сейчас жуткий цейтнот. Бели вы согласны, чтобы наша беседа проходила «на колесах», я к вашим услугам.

Что ж, автомобиль, в конце концов, не скутер. И наша встреча с мастером спорта международного класса, шестикратным чемпионом страны, призером международных состязаний по водно-моторному спорту П. Богдановым состоялась.

Скажу сразу, водитель он отменный. Мы успели побывать и в Центральном морском клубе, и в отделе ЦК ДОСААФ СССР, где он работает тренером, и на водной станции.

По своему опыту знаю, что в таких условиях почерк меняется до неузнаваемости, но, к удивлению, я легко потом разобрала все записи в блокноте, будто делала их спокойно, сидя за столом. Первый мой вопрос был такой:

— Чувствуется, что вы водитель со стажем. Это что, второе увлечение после водно-моторного спорта?

— Я даже не знаю, кто я больше — водномоторник или автомобилист. Вот смотрите. В секцию Центрального морского клуба ДОСААФ я пришел незадолго до армии. Тогда же определился на курсы шоферов. Вскоре выиграл на областных водно-моторных соревнованиях первое место. В армии окончил учебное подразделение, стал водителем. Демобилизовался — и пошел работать в таксомоторный парк, затем водителем в Центральный морской клуб, где стал продолжать занятия водно-моторным спортом. Мой стаж за рулем — двадцать лет.

— Почти столько же вы посвятили водно-моторному спорту. Наверное, есть что вспомнить за эти годы?

— Обо всем трудно рассказать. Помнятся победы, а еще больше почему-то поражения. И, конечно, постоянный труд. Вырос я в рабочей семье, с детства умел держать в руках напильник, плоскогубцы и другой рабочий инструмент. Многому научили меня в секции. Сколько приходилось, разобрав мотор, «колдовать» над его деталями, чтобы найти резервы мощности. Не жалея ни сил, ни времени, строил корпус своего скутера. Ведь как плотник подгоняет под свою руку топорище, так и гонщик-водномоторник сооружает свое судно, подгоняя его к своим росту, весу, своей манере вести гонку. Да, борьба за скорость у водномоторников начинается на земле.

Особенно памятен шестьдесят восьмой год, когда в Польше мне удалось завоевать первое место, обогнав самого Иохима Конрада, чемпиона мира из ФРГ. В тот же год установил семь всесоюзных рекордов и вообще не проиграл ни разу — ни в международных, ни во внутренних соревнованиях.

— Чем вы объясните такой валет?

— Возможно, поднакопил опыта, да к тому же скутер у меня был просто отличный. А еще мне было тогда двадцать семь лет, и удаль молодецкая так и кипела. Кстати, убежден, что без смелости нет гонщика. Общефизическая, материально-техническая, тактическая подготовка очень важны. Но если я испугался скорости на трассе, не решился использовать ради победы самый последний шанс — грош мне цена. Работая сейчас главным тренером сборной водномоторников, именно по этому принципу отбираю спортсменов в команду. Всему остальному можно научить. В полной мере это качество присуще Анатолию Чермашенцеву и Анатолию Головину, ставшими чемпионами мира, да и другим членам сборной страны. Недаром вот уже пять лет мы никому не уступаем Кубок социалистических стран.

— Однако рисковать тоже надо в разумных пределах. Думается, это надо помнить и водномоторникам и автомобилистам.

— Безусловно, дерзость должна сочетаться с точным расчетом. Как водитель могу похвастаться, что за двадцать пять лет ни разу не попадал в аварию. А как скутерист покаюсь, были случаи, когда переворачивался на большой скорости. И смею заверить, вода только кажется ласковой. С водой шутить нельзя. Вода — неподатливая, упрямая стихия.

— А где вам удалось достичь все же наивысшей скорости — на воде или на земле?

— На моем счету водномоторника четырнадцать всесоюзных рекордов. Один из них —117 км/ч на 5-мильной дистанции держится до сих пор. На тренировке случалось показывать и 160 км/ч. Честно признаюсь, люблю скорость и на земле и на воде. Помню, в Алжире, где четыре года проработал преподавателем в национальном институте нефтегаза и химии (я ведь окончил Московский институт нефтяного хозяйства и газовой промышленности имени Губкина), разогнал автомобиль тоже до 160 км/ч. Дорога, правда, была пустынная, очень прямая и ровная. Не знаю, что со мной случилось. Видно, очень уж соскучился по скорости. Ведь столько времени не садился за руль скутера. Было это как раз перед возвращением на Родину.

Так получилось, что 18 июня я приехал в Москву, а 2 июля завоевал Кубок СССР, через месяц выиграл первенство ДСО и ведомств, а еще через месяц стал победителем Всесоюзного первенства по водно-моторному спорту. Были потом победы на соревнованиях команд социалистических стран.

— Кого вы могли бы назвать соавтором своих побед?

— Прежде всего, благодарен самому первому тренеру — Александру Клоссу, много лет назад открывшему для меня удивительный мир скорости. А еще хочу назвать моего брата Ивана Богданова, мастера спорта международного класса, двадцатикратного чемпиона страны. Постоянная взаимопомощь, забота помогли каждому из нас преодолеть немало трудностей в борьбе за скорость.

Беседу вела С. СМИРНОВА

Журнал «За рулем» 09 • Сентябрь 1984 Цена 1 руб.

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области