Репортаж с XII Слета друзей ЯВЫ
У этого слета не очень долгая, но яркая жизнь. Она началась в 1972 году в кемпинге «Дельфин» под Одессой со скромной встречи группы мототуристов и работников завода ЯВА. Ныне слет — заметное событие в жизни оборонных обществ двух братских стран — ДОСААФ и СВАЗАРМ со своими традициями, своей программой, со своими неизменными помощниками. Организации слетов всемерно содействуют «Мотоков», завод ЯВА, предприятие «Велорекс», органы массовой информации.
В этом году участники слета взяли курс на Владимир. Запыленные в долгой дороге ЯВЫ и 43 въезжали на улицы древнего города, управляемые юношами и девушками из Российской Федерации, Украины, Прибалтики, республик Закавказья. Были среди них и дальнепроходцы — мотоциклисты Ташкента, Навои, Алтая, Свердловска, для которых дорога в несколько тысяч километров дело привычное. Своим ходом двигались участники слета и из Чехословакии: две команды СВАЗАРМ — городов Пльзеня и Ческе-Будеёвице и завода ЯВА. Все пути «явистов» сошлись на центральной площади города — площади Свободы, рядом с монументальными Золотыми воротами, одной из главных достопримечательностей Владимира.
…Полощутся на ветру флаги, гремит оркестр, звучат слова приветствий. В них и пожелания успеха, и напоминание о том, что было сорок лет назад и какой ценой завоевано это право молодых на мирную жизнь, на эти встречи, на этот слет.
На обильно политой дождем площадке перед зданием владимирской ГАИ начинается спортивная программа слета — скоростное маневрирование («фигурка») и спринт. Один за другим выходят участники на старт и… спотыкаются. Нет, не так это просто выполнить все упражнения без потерь — без единого штрафного очка, даже если ты бывалый спортсмен и за твоими плечами десятки тысяч километров за рулем мотоцикла. Только девять человек из 110 смогли это сделать, но время показали разное.
После скоростного маневрирования и спринта два лидера — команды Елгавы и Риги. Но пройдено всего лишь полдистанции — впереди полоса препятствий и триал, где и решится судьба призов.
Участок, примыкающий к площадке ГАИ, словно специально создан для полосы препятствий: холмы, овражки, брод, песчаный грунт — и все видно как на ладони.
С первого взгляда полоса — набор преград и задач из туристской практики, но если вдуматься — это не просто проверка походных навыков, а истинное испытание силы духа и коллективизма. Не случайно наши чехословацкие товарищи назвали этот вид программы боевым соревнованием команд. Да, здесь, как в бою, нужно мобилизовать всю свою волю, отдать всего себя борьбе.
Движутся пятерки от препятствия к препятствию. Как тяжело дышат ребята. Толкают мотоциклы в гору, преодолевают водную преграду, помогают друг другу, в первую очередь девушкам, которым особенно трудно. Нужно иметь воистину стальные нервы и стальные мускулы, чтобы вот так выкладываться до конца и двигаться, двигаться вперед, несмотря на изнуряющую усталость.
— Если бы, — говорит мне присутствующий здесь начальник управления ЦК СВАЗАРМ Карел Галбех, — в программе слета была бы одна эта полоса, то и тогда он выполнил бы свое назначение.
Во Владимире каждая из команд продемонстрировала высокий боевой дух, неудержимое стремление к победе. Но больше всех симпатий завоевали свазармовцы Ческе-Будеёвице. Накануне при возвращении в закрытый парк повредила ногу девушка из их команды Эрика Брандлова. Всю ночь меняла она примочки и думала только об одном — как не подвести товарищей. Превозмогая боль, вывела она на старт свою машину и тронулась в путь. Нужно было видеть, как самоотверженно помогали ей ребята и как мужественно вела себя Эрика. Команда финишировала. Да как! Без единого штрафного очка! Затратив на преодоление полосы 22 минуты, она заняла почетное шестое место. А победу здесь, как и в двух первых номерах программы, завоевали ребята из Елгавы (15 мин 01,6 с).
Многим мы обязаны слетам — и тем, что они содействовали укреплению дружбы между мотоциклистами двух братских стран, расширяли сотрудничество их оборонных обществ, и тем, что открыли новую страницу в соревнованиях на личных мотоциклах, и тем, наконец, что дали путевку в жизнь триалу. Этот сравнительно новый для нас, но очень перспективный вид мотоциклетных соревнований все увереннее пробивает себе дорогу в самостоятельную жизнь. Широкому читателю триал в общем-то неведом и невидим.
Извилиста трасса триала, хитроумно в ее лабиринтах вплетены самые разнообразные дорожные препятствия, и преодолеть их нужно, не опуская ног на землю; потому что каждое касание наказуемо. И делать это надо в возможно короткое время. Но триал существует не только в секундах и очках. Капитан команды Елгавы заместитель председателя горисполкома С. Чайковский, с которым мы беседовали, говорил о том, что триал дает уроки истинного мастерства вождения, безопасной езды, технических знаний, собранности. А С. Бреднев из подмосковного Красногорска — победитель в спринте сравнил его со «школой» в фигурном катании.
В самом деле, триал при внешней своей неторопливости требует точно выверенных движений, полного слияния человека и машины. И когда это происходит на ваших глазах, даже люди неискушенные, далекие от мотоспорта, вдруг обнаруживают, что это увлекательно и красиво, что в этом что-то есть — гармония, мастерство, а не только треск мотора.
Триал на дорожных мотоциклах — дело непростое. И, глядя на лучших из участников слета в этом виде многоборья, верилось, что, окажись они в седле специального мотоцикла для триала (такие выпускают несколько фирм), будут просто чудеса творить: переползать через валуны, бревна, бочки, любые другие препятствия, которые подвластны этим машинам.
Среди мотоциклистов уже достаточно велика популярность триала. Еще более велика жажда информации о всем, что с ним связано, — устройстве специальных машин, технике езды, организации соревнований. И этому не приходится удивляться. 14 миллионов мотоциклистов называет наша статистика. В массе своей это молодые люди, которые ищут занятие по душе, связанное с двухколесным другом, ищут способ утвердиться в своем мастерстве. И триал открывает для этого безграничные возможности. Для него не нужны специальные трассы и сооружения — площадку с подходящим рельефом, простейшие стоики и тесьму для обозначения участков легко найти повсюду. Да и энтузиастов нам не занимать. К сожалению, до последнего времени у нашего триала была не очень-то завидная судьба: он развивался без должной поддержки и потому не стал достоянием широких масс мотоциклистов, а ограничился Прибалтикой. Сейчас, похоже, лед тронулся: триал будет включен в спортивную классификацию, и это откроет ему широкий простор.
Остается только добавить, что и на очередном слете друзей ЯВЫ он стал гвоздем программы и расставил всех по своим местам. Кубок «Мотокова» завоевали спортсмены Елгавы, на втором и третьем местах команды Риги и Пльзеня. В личном зачете первым среди мужчин был чех Б. Сикора, опередивший на три очка М. Линде из Елгавы и на 33 — своего земляка Ф. Твердика, а среди девушек призерами стали А. Пуриня (Рига), Л. Шуктере (Елгава), М. Залуска (завод ЯВА).
Чехословацкие гости успешно выступили в конкурсной программе слета, где разыгрывались призы «За рулем». На этот раз много интересных работ было представлено на конкурс кинофильмов. Первый приз завоевал здесь В. Мелкумов (Баку), представивший слайд-фильм о XII Слете друзей ЯВЫ, который был высоко оценен жюри.
М. ТИЛЕВИЧ, г. Владимир спецкор «За рулем»
Фото А. Мельницкого
Журнал «За рулем» 09 • Сентябрь 1984 Цена 1 руб.