Щели и отверстия

СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА

«При ремонте глушителя «Жигулей» обратил внимание на то, что теперь внутренние трубы не имеют отверстий, как это было у глушителей первых выпусков, а перфорированы щелями с отогнутым краем металла, — пишет в редакцию автолюбитель Ю. Гиенко из города Славянска Донецкой области, — в каком соотношении находятся отверстия и щели, можно ли при самостоятельном ремонте глушителя изготовить трубы с отверстиями?»

Отвечают специалисты Волжского автомобильного завода.

Глушители с перфорацией труб круглыми отверстиями обладают такими же хорошими акустическими качествами, как и со щелевой перфорацией. Последняя была введена на заводе для упрощения технологии изготовления труб и повышения срока службы штампового хозяйстве.

При самостоятельном ремонте автолюбители вполне могут изготовить трубы с круглыми отверстиями вместо щелей Единственное условие, которое при этом следует соблюдать. — равная суммарная площадь отверстий той и другой формы. Для сведения владельцев машин завод сообщил, что площадь одной щели равна 20 мм2 и на одной трубе 65 щелей.

МеМЗ-968 ВМЕСТО МеМЗ-966Г

Автолюбителя П. Габерлаха из Коми АССР заинтересовала возможность заменить двигатель МеМЗ—966Г на автомобиле ЗАЗ — 968М г более мощным МеМЗ—968. «Реальна ли такая замена и какие детали при этом понадобятся?» — спрашивает он.

Специалисты запорожского автомобильного завода считают такую замену мотора мощностью 28 л. с. более мощным (40 л. с.) вполне возможной. Правда, для этого придется приобрести коробку передач и целый ряд дополнительных узлов и деталей. Вот их перечень: поперечина передней опоры силового агрегата (968М-1001005); кронштейн задней опоры силового агрегата (968-1001081-01); задняя левая выпускная труба в сборе (968А-1008096-12); передняя левая выпускная труба в сборе (968А 1008106-22): прокладка (968А-1008132) — 4 шт, глушитель в сборе (968АЭ-1202009); хомут (968АЭ-1201070) -2 шт.: втулка (968АЭ-1201071) — 2 шт., наставка воздуховода в сборе (968М- 1310092): коробка перемены передач (968-1700010); вал управления коробкой передач (966-1703015); правая полуось с чехлами в сборе (966-2403066-03): левая полуось с чехлами в сборе (966-2403067-03): сухарь пальца полуоси (966-2403073)-4 шт.; брызговик двигателя в сборе (968М-2802038-01); пучок проводов силового агрегата (968М-3724030-20). Приобрести новый двигатель и коробку передач с необходимыми деталями можно в магазинах, торгующих запасными частями, на СТО. Инвалидов обслуживает запорожский магазин Посылторга. Завод никакие запасные части автолюбителям не высылает.

ТРИ РАЗНОВИДНОСТИ

«В одном из номеров журнала, — пишет автолюбитель из Брянска С. Нечипаило, — были приведены данные о разных модификациях автомобилей ВАЗ. Хотелось бы знать, какие выпускаются модификации ВАЗ—2107». В зависимости от двигателя легковой автомобиль ВАЗ—2107 имеет три разновидности. Базовая модель оснащается мотором ВАЗ—2103 (1452 см3. 77 л. с/ 56,6 кВт). Ее модификация ВАЗ—21072 имеет двигатель ВАЗ—21011 (1295 см3. 69 л. с./50,7 кВт) с цепным приводом распределительного вала или ВАЗ—2105 (такие же параметры) с приводом посредством зубчатого ремня. Еще одна модификация — ВАЗ—21074 оснащена мотором ВАЗ—2106 (1570 см3, 80 л.с,58,8 кВт).

Соответственно двигателям машины ВАЗ-2107. ВАЗ—21072 и ВАЗ-21074 различаются динамическими качествами и экономичностью.

«АУДИ» — СЛОВО ЛАТИНСКОЕ

«Нередко встречаю в журнале упоминание об автомобилях «Ауди» из ФРГ, — пишет Ю. Лунин из Омска. — Слышал, что переднеприводные «Ауди» выпускались еще до войны. Так ли? Если можно, расскажите об этой фирме поподробнее».

Появление марки «Ауди» связано с именем Немецкого инженера Августа Хорьха. В 1910 году, порвав с фирмой, носившей его фамилию, Хорьх основал новое предприятие. Возникла уникальная ситуация: появились рекламные объявления… сразу двух заводов «Хорьх». Вскоре, однако, суд запретил использовать это название для новой фирмы. Тогда ее назвали латинским словом — «ауди», означающим то же, что немецкое «хорьх»: «слушай»!

С 1923 года эмблемой марки «Ауди» стала цифра «1» на фоне земного шара, а конце 20-х годов фирма попыталась пробиться в класс престижных машин, но, не выдержав конкуренции с «Даймлером» и «Майбахом», оказалась на грани краха и была куплена датчанином Е. Расмуссеном, как несколько ранее, в 1922 году, фирма ДКВ. Новый владелец поправил дела, использовав для машин «Ауди» простые и недорогие моторы американской фирмы «Рикенбакер», импортированные, а также выпускавшиеся по лицензии в Германии.

В 1932 году в условиях экономического кризиса произошло объединение «Ауди» ДКВ, «Вандерера» и «Хорьха» в «Ауто Унион» («Автомобильный союз»). Предполагалось, что новые «Ауди» будут, как и «Вандерер», машинами среднего класса но с «индивидуальной нотой». Так, модель 1933 года получила передний привод, верхнеклапанный мотор с блоком из алюминиевого сплава, оригинальную подвеску колес. Подобных машин сделали около 4500. Перед войной появилась модель «920» с классической компоновкой. После войны заводы «Ауди», ДКВ и «Хорьх», находившиеся в Цвиккау. стали собственностью ГДР и вошли в объединение ИФА. Фирма «Ауто Унион» была вновь основана на территории ФРГ в Ингольштадте в 1949 году и выпускала автомобили под маркой ДКВ, а с 1957 года — также под маркой «Ауто Унион» (все с двухтактными моторами). В 1965 году появилась новая модель, для которой возродили марку «Ауди». Ее отличали четырехтактный двигатель с высокой (11,2) степенью сжатия, привод на передние колеса. От этой модели ведут начало современные «Ауди-100» и «Ауди-200». Фирма, ставшая в конце 60-х годов собственностью концерна «Фольксваген», выпускает свыше 300 тысяч автомобилей в год.

Журнал «За рулем» 11 • Ноябрь 1984 Цена 1 руб.

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Нормы расхода топлива

«Хотелось бы знать, какие нормы расхода топлива утверждены в настоящее время для легковых автомобилей», — интересуется Ю. Толмачев из Пензы. Ему вторит автолюбитель М. Шахно из Кадиевки и добавляет: «Ведь эти нормы в известной мере характеризуют средний эксплуатационный расход топлива и в этом отношении представляют для нас, автолюбителей, практический интерес». М. Мамаенков из Псковской области спрашивает, в какой литературе можно познакомиться с этими нормами.

Так называемые линейные нормы расхода топлива являются общесоюзными и утверждаются Госпланом СССР. Действующие в настоящее время показатели введены со 2 октября 1983 года.

Информацию о них можно найти в 10-м издании «Краткого автомобильного справочника» НИИАТа (М. 1983, Транспорт) на стр. 191 — 196 или в журнале «Автомобильный транспорт» (1984. № 7, стр. 34—37).

Ниже приводим данные (л/100 км), относящиеся к отечественным легковым автомобилям.

ВАЗ (все модели и модификации, кроме ВАЗ—2121) — 8.5. ВАЗ-2121 — 12,0, ГАЗ-20(все модификации) — 13,5. ГA3—21, «22» и «24» (все модификации) — 13,0. ЗАЗ —966, «966» (все модификации) — 7,0. ЗАЗ—968, «968А», «968АБ», «968АБ2», «968АБ4», «968Б», «968Б2» — 7,0. ЗАЗ— 968М, «968МБ», «968МГ», «968МД», «968МР», «968Р» — 8,0. ЗАЗ-969-80 «Москвич—403», «407», «408» (все модификации) — 10,0. «Москвич—410» и «411» (все модификации). — 11,0. «Москвич—412», «423», «424», «426», «427». «2136», «2138». «2140» (все модификации) — 10.0. ИЖ—412, «2125» — 10,0. УАЗ—469 (все модификации) — 16,0.

Журнал «За рулем» 11 • Ноябрь 1984 Цена 1 руб.

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Бронеавтомобили на войне

СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА

«Неоднократно читал, что даже в конце Великой Отечественной войны в боевых действиях принимали участие бронеавтомобили. Что представляли собой эти боевые машины?» — спрашивает А. Демчук из г. Уссурийска.

В разведывательных подразделениях танковых и механизированных корпусов с 1943 года стоял на вооружении легкий бронеавтомобиль БА—64Б. Он был выполнен по классической схеме: с передним расположением двигателя, передними управляемыми колесами, полноприводным. Цельносварной корпус БА имел толщину листов 6—10 мм. Два пояса бронелистов для повышения пулестойкости располагались в виде трапеции.

Пулеметная башня, открытая сверху, могла поворачиваться на 360°. В башне шарнирно крепился пулемет ДТ. Он мог выдвигаться на стойке вверх из вертикальной амбразуры башни для стрельбы по зенитным целям. Большая часть машин оборудовалась радиостанцией. Экипаж БА—64Б состоял всего из двух человек — водителя и командира, который одновременно являлся пулеметчиком.

Бронеавтомобиль был небольшим. Вес его составлял всего 2400 кг, а высота по башне — менее 2 метров. Машина была достаточно подвижна. На шоссе она развивала скорость до 80 км/ч. Достаточной была и боевая автономность — запас хода достигал 500 км. Машина уверенно преодолевала броды глубиной до 0.9 м, подъемы до 30°. двигалась по косогору с креном 18°. В боевой обстановке на броневике использовались пулестойкие губчатые шины, в небоевой — обычные пневматические.

Известен и десантный вариант БА— 64Б. В этом случае он мог перевозить шесть десантников, для которых в кормовой броне была сделана двустворчатая дверь. Башни он не имел.

В течение всего времени ВА—64 служил базой для испытаний. В 1943 году был испытан образец, который при помощи дополнительных катков мог передвигаться по рельсам. В то же время был создан опытный вариант для движения по снегу на гусеничном движителе. Наконец, в 1944 году БА получил новое вооружение: в серийную башню встроили крупнокалиберный (12.7 мм) пулемет ДШК. БА—64Б прослужили в частях вплоть до завершающих сражений Великой Отечественной войны. С принятием на вооружение бронетранспортера БТР—40 бронеавтомобиль БА—64Б был снят с производства. Теперь его можно увидеть на смотровой площадке Центрального музея Вооруженных Сил в Москве.

Журнал «За рулем» 11 • Ноябрь 1984 Цена 1 руб.

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

«Феран»: новые возможности для борьбы с коррозией

Тест «За рулем»

Коррозия — враг упорный. Казалось бы, совсем недавно тщательно осмотрели кузов, устранили повреждения, а вот уже снова кое-где проступила ржавчина. Ладно, решаем мы, с этим пока подождем, уж очень не хочется «разводить кухню» — добираться к неудобным местам, обрабатывать их всеми возможными способами». А коррозия между тем не ждет, она действует без устали.

«Кухня» же, действительно, немалая, несмотря на помощь химиков, предлагающих различные специализированные препараты. Как приходится действовать сейчас? Прежде всего, нужно удалить ржавчину с пораженных мест. Одно время получили распространение «преобразователи ржавчины», но действовали они медленно и неглубоко, поэтому интерес к ним упал. Весьма активен очиститель «Омега-1», хотя и у него имеется одно «но»: как показала практика, если не очень тщательно удалить его следы, они впоследствии могут спровоцировать поражение металла. Словом, самой надежной пока по-прежнему остается механическая очистка, а именно она наиболее трудна и требует немалых затрат времени.

Допустим, однако, что вы сделали все наилучшим образом. Очаги ржавчины, включая самые укромные места, зачищены. Теперь на них нужно без промедления нанести защитное покрытие. Наиболее пригоден для этой цели «Мовиль», единственное пока средство, которое обеспечивает активную химическую защиту благодаря наличию в его составе специальных ингибиторов коррозии. Но применять «Мовиль», к сожалению, можно не везде: прочность получаемого покрытия невысока, и в зонах, которые «обстреливаются» грязью из-под колес, от него вскоре ничего не остается. Если же сверху положить еще и битумную мастику, то для пленки «Мовиля» этот слой может оказаться тяжеловатым. Поэтому назначение «Мовиля» — эффективное предупреждение (но не удаление!) коррозии в скрытых полостях. Открытые же места днища после очистки либо сразу покрывают битумной мастикой, либо сначала грунтуют. Новое средство «Фосфакор» («За рулем», 1984, № 7) также очень полезно: оно дает тонкую фосфатную пленку на чистом металле. Эти способы позволяют хорошо загерметизировать стальную деталь и предохранить ее от внешних воздействий, хотя химической защиты не обеспечивают.

Вывод прост: «залечить» пораженные коррозией места можно, и по большей части неплохо, но хлопот для этого требуется немало, что порой и мешает сделать работу вовремя.

Свести трудности к минимуму призван качественно новый препарат, который разработали специалисты ПТБ «Союзбытхима». Он получил название «Феран». В принципе его действие заключается а следующем.

Основу «Ферана» в первом приближении можно назвать лаком специального состава. Будучи нанесенным на пораженный коррозией участок, он пропитывает ржавчину, и та теряет активность, становясь неким подобием пигмента в краске. Весь полученный таким образом слой напоминает грунтовку. Но это еще не все: «Феран» содержит набор ингибиторов коррозии, по действию подобных тем, что имеются в «Мовиле». Следовательно, образуемый «Фераном» защитный слой включает активные вещества, которые в дальнейшем служат химической защитой расположенного под ними металла.

Из сказанного должно быть понятно, что обработка «Фераном» ржавых поверхностей весьма проста. Обрабатываемое место нужно помыть и высушить, а если, поражение очень глубоко, то сбить рыхлые, отстающие слои ржавчины. Наносят «Феран» кистью, достаточно обильно. Сушка длится примерно час. Прочность полученного защитного покрытия довольно высока — примерно как у масляной краски. Но там, где оно подвергается прямым ударам грязи, вылетающей из-под колес, этого все же недостаточно и сверху нужно нанести слой какого-либо битумного антикора. В других же местах днища целесообразно для надежности положить еще один слой «Ферана», Ну а если ржавчина оказалась на той части кузова, которая до ремонта была окрашена эмалью? В этом случае слой «Ферана» будет играть роль грунта, на который можно наносить краску.

Словом, средство интересное, многообещающее. Поэтому, получив для практического опробования бутылочку с препаратом, мы, не мешкая, покрыли им поржавевшие места на нескольких машинах (таких мест нашлось больше, чем того хотелось). Не везде действовали по инструкции: кое-где в колесных нишах намеренно обошлись без дополнительной битумной защиты, на иных участках ограничились одним слоем «Ферана». Времени и сил на обработку корродированных участков затратили во много раз меньше, чем если бы действовали традиционными способами. После сушки покрытия не терпелось посмотреть, что же там получилось. Немного поскоблили. Впечатление такое, что соскабливаешь краску, по цвету напоминающую ржавчину, но именно краску. А под ней металл.

Прошло более полугода. Никаких вздутий, вспучиваний, разрушений защитного слоя. Только на внутренней стороне крыла, прямо против протектора колеса, не прикрытая битумом пленка «Ферана» заметно «съедена». Опять кое-где поскоблили отремонтированные участки — результат прежний, в том числе и там, где «Феран» закрашивали эмалью (в основном на порогах и внутри багажника).

Здесь нужно упомянуть об опасении, которым поделились с нами разработчики препарата. Не исключено, что у светлых эмалей препарат может вызвать легкое потемнение на лицевой поверхности. Однако нужно иметь в виду: «Феран» создавался для того, чтобы избавиться от очистки ржавчины и обеспечить надежную химическую защиту металла главным образом в неудобных местах, а не на парадных панелях. Впрочем, при нашем опробовании упомянутого явления не отмечалось.

Остается выразить надежду, что новое средство понравится автомобилистам. Производство «Ферана» освоил один из московских химических заводов, выпустивший опытно-промышленную партию. По тому, насколько заинтересованно отнесутся к новинке покупатели, будет приниматься решение о массовом производстве препарата. Мы же, со своей стороны, считаем новое антикоррозионное средство полезным и необходимым.

Сектор испытаний «ЗА РУЛЕМ»

Журнал «За рулем» 11 • Ноябрь 1984 Цена 1 руб.

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

В мире моторов

Разного рода конкурсы стали в наше время необычно популярны повсюду, и все чаще в качестве их «героев» выступают не люди, а вещи, — например, автомобили. Выбирают «автомобиль года», «самый целесообразный», «лучший в своем классе» и т. д. и т. п. 

На Западе редкий автомобильный журнал обходится без очередного конкурса. Конечно, наивно видеть в них бескорыстное желание помочь покупателю в выборе подходящей для него модели: за итогами просматриваются нередко интересы фирм-изготовителей, а порой традиционная приверженность к определенной марке. Но это не дает оснований отмахнуться от конкурсов вовсе: как-никак их итоги формируют общественное мнение.

Конкурс, проведенный недавно журналом «Луто-цайтунг» (ФРГ), интересен как раз тем; что участвовавшие в нем автомобили как бы предварительно отобраны самими покупателями. «Первая десятка мира» — так солидно звучит его название — составлена из лучших легковых моделей, которые пользуются наибольшим спросом в Японии, США, ФРГ, Франции, Италии, СССР, Великобритании, Испании, Канаде и Бразилии. Эти страны являются ведущими в мире по производству легковых машин. Редакция «Ауто-цайтунг» обратилась к массовым автомобильным журналам девяти других стран с просьбой оценить автомобили по 10-балльной системе. При оценке учитывалась не только популярность машины в данной стране, но и техническое совершенство конструкции, внешний вид, надежность, обеспеченность сервисом и т. д.

Свои оценки вынесли все десять участников опроса — главные редакторы журналов «Куатро родас» (Бразилия), «Аутокар» (Великобритания), «Соло-ауто» (Испания), «Дженте мотори» (Италия), «Кар» (Канада), «За рулем» (СССР), «Кар энд драйвер» (США), «Ауто хебдо» (Франция), «Ауто-цайтунг» (ФРГ), «Мотор фэн» (Япония). По сумме баллов места в десятке распределились в следующем порядке: «Фольксваген-гольф», «ФИАТ-уно», «Рено-9», «Тойота-королла», «Форд-эскорт-1,6», «Форд-эскорт-1,3», «Рено-5», «Олдсмобиль-катласс-сьюприм », « Шевроле-шеветт-алко-ол», ВАЗ—2105.

Эти итоги нуждаются в комментариях. Отметим, что в первой десятке соседствуют совсем новые модели («ФИАТ-уно» и «Тойота-королла») и машины довольно почтенного возраста. Таковы «Рено-5», выпускаемый с 1972 года, и «Фольксваген-гольф» — модель, известная с 1974 года.

В самих результатах, ранжировке моделей нет особых неожиданностей. Конечно, нам было бы приятно видеть ВАЗ—2105 на более высокой ступеньке, но вспомним: ведь репутация крупнейших зарубежных марок создавалась многими десятилетиями, и рядом с этими автомобилями наш — новичок на мировом рынке. Сыграло роль и то, что он почти неизвестен в ряде стран (Бразилия, Италия, США, Япония), и суждение о его качествах некоторые выносили заочно — подобно тому, как могли оценить европейцы бразильский «Шевроле», не продаваемый в Европу, или японцы испанский «Рено». Подумаем о другом: ведь появление советского автомобиля в десятке лучших машин мира стадо реальностью совсем недавно. И потому отраден сегодня сам факт участия «жигулей» в подобном конкурсе — как признание того, что наша страна ныне прочно занимает место в числе ведущих автомобильных держав. И будем надеяться, новые модели, которым только предстоит увидеть свет, будут представлять нашу промышленность еще более достойно.

В. АРКУША

Фотографии и технические характеристики расположены и пронумерованы в порядке присужденных автомобилям мест. В характеристиках приведены число цилиндров, рабочий объем и мощность двигателя, длина и масса автомобиля в снаряженном состоянии, наибольшая скорость, время разгона с места до 100 км/ч, расход топлива при езде по городскому циклу.

1. «Фольксваген-гольф» (ФРГ). Начало выпуска — 1974 г. Передние ведущие колеса и поперечное расположение двигателя. Основные параметры: 4; t272 см3; 60 л. с/44 кВт; 3815 мм; 800 кг; 149 км/ч; 14,6 с; 9,9 л/100 км. Выпускается также с 5-дверным кузовом, двигателями 1100, 1500, 1800 см3 , дизелем, автоматической трансмиссией.

2. «ФИАТ-уно-45С» (Италия). Начало выпуска — 1983 г. Передние ведущие колеса и поперечное расположение двигателя. Основные параметры: 4; 903 см3; 45 л. с/33 кВт; 3645 мм; 700 кг; 140 км/ч; 17,5 с; 7,1 л/100 км. Выпускается также с 5-дверным кузовом, двигателями 1100 и 1300 см3.

3. «Рено-9-ГТС» (Испания). Начало выпуска — 1981 г. Передние ведущие колеса и поперечное расположение двигателя. Основные параметры: 4; 1108 см3; 48 л. с/35 кВт; 4065 мм; 840 кг; 138 км/ч; 21,4 с; 7,1 я/100 км. Выпускается также с двигателем 1400 см3 и дизелем. Машину производит испанский филиал «Рено».

4. «Тойота-королла» (Япония). Начало выпуска — 1983 г. Передние ведущие колеса и поперечное расположение двигателя. Основные параметры: 4; 1296 см3; 75 л. с/55 кВт; 4125 мм; 825 кг; 160 км/ч; 11с; 8,1 л/100 км. Выпускается также с 5-дверным кузовом, двигателями 1500, 1600 см3, дизелем, автоматической трансмиссией.

5. «Форд-зскорт-1,6» (Канада). Начало выпуска — 1980 г. Передние ведущие колеса и поперечное расположение двигателя. Основные параметры: 4; 1599 см3; 71 л. с/52 кВт; 4160 мм; 945 кг; 160 км/ч; 11с; 9,2 л/100 км. Выпускается также с 3- и 5-дверными кузовами, двигателем со впрыском топлива, автоматической трансмиссией. Машину производит канадский филиал «Форда».

6. «Форд-эскорт-1,3Л» (Англия). Начало выпуска — 1980 г. Передние ведущие колеса и поперечное расположение двигателя. Основные параметры: 4; 1297 см3; 69 л. с/51 кВт; 3970 мм; 865 кг; 146 км/ч; 15,8 с; 8,1 л/100 км. Выпускается также с 3- и 5-дверными кузовами, двигателями 1100 и 1600 см3, автоматической трансмиссией.

7. «Рено-5ГТЛ» (Франция). Начало выпуска — 1972 г. Передние ведущие колеса и продольное расположение двигателя. Основные параметры: 4; 1108 см3; 45 л. с/33 кВт; 3530 мм; 745 кг; 137 км/ч; 21,4 с; 6,3 л/100 км. Выпускается также с 5-дверным кузовом, двигателями 850 и 1400 см3, автоматической трансмиссией.

8. «Олдсмобиль-катласс-сьюприм» (США). Начало выпуска — 1981 г. Задние ведущие колеса и переднее расположение двигателя. Основные параметры: 6; 3791 см3; 112 л. с/82 кВт; 5080 мм; 1475 кг; 160 км/ч; 12 с; 17 л/100 км. Выпускается также с 4-дверным кузовом, двигателем 5033 см3.

9. «Шевроле-шеветт-алкооль» (Бразилия). Начало выпуска — 1973 г. Задние ведущие колеса и переднее расположение двигателя. Основные параметры: 4; 1398 см3; 60 л. с/44 кВт; 4195 мм; 855 кг; 140 км/ч; 15 с; 10 л/100 км. Выпускается также с 3- и 4-дверными кузовами, двигателями, работающими не только на спирте, но и на бензине.

10. ВАЗ—2105 (СССР). Начало выпуска — 1980 г. Задние ведущие колеса и переднее расположение двигателя. Основные параметры: 4; 1294 см3; 69 л. с/51 кВт; 4130 мм; 995 кг; 145 км/ч; 18 с; 10,2 л/100 км. Выпускается также с двигателями 1200 и 1500 см3.

Журнал «За рулем» 11 • Ноябрь 1984 Цена 1 руб.

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

На дорогах всего света

ГДР. Наблюдения за интервалом времени между включением зеленого сигнала светофора и моментом пересечения стоп-линии автомобилем, тронувшимся с места после остановки на красный свет, показывают, что в зимнее время пропускная способность регулируемых перекрестков снижается примерно на 40%. При сухой проезжей части интервал составлял 1,7 с. на укатанном снегу — 2,9, в гололед — 3,1 с.

БОЛГАРИЯ. С марта прошлого года введены новые правила дорожного движения, в которых ужесточены меры против нарушителей. Теперь тот, кто в течение двух лет трижды будет замечен в превышении допустимой скорости, неправильном обгоне, должен снова сдавать экзамен на право вождения. Водитель, за два года получивший пять отметок за нарушение правил движения, лишится «прав» в лучшем случае на год. Положительное влияние новых правил уже проявляется. За первые семь месяцев число серьезных транспортных происшествий снизилось по сравнению с предыдущим годом на 3%, погибших в них — на 10%, раненых — на 7%.

Анализ статистических данных показал, что две трети ДТП приходится на тех, кто перед этим уже совершил различные нарушения правил движения. Именно поэтому и решено строже наказывать недисциплинированных водителей.

ПОЛЬША. Запатентована конструкция против заноса автомобиля на скользкой дороге. Она представляет собой две лыжи под кузовом между колесами и треугольный щит между передними колесами. При необходимости они опускаются на поверхность дороги и вызывают дополнительное торможение автомобиля. Водитель может включать эти системы как вместе, так и порознь.

АВСТРИЯ. Разработан новый аварийный сигнал-мигалка, который под действием инерции массы автоматически включается во время столкновения машин или наезда на препятствие. Током его питает специальная батарея, помещенная в багажнике, поэтому он работает и в том случае, когда электрическая система автомобиля в результате аварии выйдет из строя. Автоматический сигнал позволяет избежать массовых ДТП — последующих столкновений с автомобилем, потерпевшим аварию. Он также помогает быстрее обнаружить машину и людей, терпящих бедствие.

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ. ДТП с автобусами на междугородных линиях составляют только 1% всех дорожных происшествий за год. Однако после нескольких тяжелых аварий летом прошлого года внимание к безопасности движения междугородных автобусов явно возросло. Каждый случай превышения скорости 112 км/ч, регистрируемый тахографом, в обязательном порядке расследуется полицией.

ЗИМБАБВЕ. В стране введены в действие новые правила движения. В прошлом году число ДТП выросло на 56%. Основные причины — плохая подготовка водителей и превышение скорости. По новым правилам в населенных пунктах скорость не должна превышать 60 км/ч, вне их пределов — 100 км/ч. В них включено и требование об обязательном применении ремней безопасности.

ИСПАНИЯ. За последние годы в стране наблюдается резкое увеличение ДТП. С 1960 года в них погибло приблизительно 110 тысяч человек и свыше 2 миллионов было ранено. 60% смертельных случаев приходится на людей моложе 45 лет.

КАНАДА. Исследованиями психологов установлено, что между внешним видом автомобиля и поведением его владельца существует определенная зависимость. Чем чище автомобиль, тем, как правило, осторожнее водитель, и наоборот.

НОРВЕГИЯ. Водители этой страны относятся к самым дисциплинированным в мире: на миллион жителей здесь приходится 87 ДТП со смертельным исходом. Для сравнения: в Португалии, Австрии и Франции их регистрируется 311, 261 и 250 соответственно.

США. Апелляционный суд штата Калифорния принял решение исключить из закона пункт, который позволял признать неспособным к управлению автомобилем водителя, в крови которого обнаружено более 0,1% алкоголя. Это, как считают, приводило к увеличению числа судебных разбирательств и не имело практического смысла.

ФРАНЦИЯ. Приспособлением, повышающим пассивную безопасность дороги, являются полосы улавливания съехавших с нее автомобилей. Они представляют собой углубления, наполненные до уровня с проезжей частью мелкой галькой. Такими полосами оборудуются участки дорог, где есть крутые повороты.

ФРГ. Предлагается конструкция «противоослепляющих» очков для водителей. В них устанавливаются ребристые решетки, и стоит водителю при появлении встречного автомобиля чуть наклонить пли поднять голову, как интенсивность попадающего в его глаза света заметно снижается.

ФРГ. Ежегодно происходит 700 ДТП, при которых погибают пассажиры, находящиеся на задних сиденьях, и 8000, когда они получают тяжелые ранения. Поэтому считают целесообразным оснащать легковые автомобили вторым комплектом ремней безопасности — для задних сидений.

ШВЕЙЦАРИЯ. Центр информации страховой ассоциации в Лозанне сообщает, что число аварий, совершаемых водителями в первый год после получения «прав», в два с половиной раза больше, чем у имеющих 10-летний стаж. Кроме того, аварии, совершаемые молодыми водителями, обходятся в пять раз дороже, чем у всех других категорий автомобилистов. Наконец, ущерб от аварий, совершаемых мужчинами, больше, чем у водителей-женщин.

Журнал «За рулем» 11 • Ноябрь 1984 Цена 1 руб.

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Прогнозируем опасную ситуацию

СИТУАЦИЯ 1. Вы едете по шоссе во втором ряду вдоль осевой линии. По этой же полосе метрах в 40 впереди движется «Волга», а рядом с ней по первой — автобус, который нагоняют «Жигули». Водитель автобуса снижает скорость, приближаясь к остановке. То же самое приходится делать водителю «Жигулей», но вместе с тем он включил сигнал левого поворота, выказывая намерение обогнать автобус. В чем опасность этой ситуации и как ее избежать?

А — увеличите скорость, чтобы поскорее разрядить обстановку, а для предупреждения конфликта подадите водителю «Жигулей» звуковой сигнал.

Б — двигаясь с прежней скоростью, примете несколько правее, а чтобы водитель «Жигулей» понял, что вы пропускаете его, включите сигнал правого поворота.

В — притормозите, дав возможность водителю «Жигулей» спокойно перейти на соседнюю полосу движения.

СИТУАЦИЯ 2. Дорога идет под уклон, мокро, грязно. Впереди узкий, около 6 метров шириной, мост через ручей. С противоположной стороны к мосту приближается грузовик. Скорость автобуса, которым вы управляете, около 40 км/ч, скорость грузовика — не меньше 60 км/ч, и, похоже, его водитель не собирается «сбрасывать газ». От вас до моста метров 25, от грузовика — около 50. Что вы предпримете, чтобы предотвратить опасность?

А — полагая, что самое опасное — разъезд с грузовиком непосредственно на узком и скользком мосту, резко прибавите скорость! чтобы миновать мост первым, предупреждая водителя грузовика о своем решении звуковым сигналом и переключением фар.

Б — резко затормозите, чтобы остановиться перед мостом или, на худой конец, где-то в начале его, предоставив водителю грузовика самому решать, есть ли условия для безопасного разъезда.

В — применив плавное торможение, проследуете через мост, приняв как можно правее.

СИТУАЦИЯ 3. Скорость вашего ВАЗ—2105 около 50 км/ч. Дорога шириной 15 метров в отличном состоянии. Слева направо ее пересекает пожилой человек, который неторопливо идет наискосок, спиной к вам. До него еще около 100 метров, и, судя по всему, пешеход не замечает вашего автомобиля, до полосы движения которого ему надо преодолеть 7—8 метров. Есть ли в этой ситуации опасность? Если да, то как ее избежать?

А — ехать в прежнем темпе, но приняв правее, чтобы подстраховаться на случай, если пешеход, заметив опасность, попытается ускорить шаг.

Е — прибавить скорость, чтобы преодолеть опасную зону раньше того момента, когда в ней окажется пешеход, одновременно предупредив его звуковым сигналом.

В — снизить скорость, чтобы пропустить пешехода, дав ему возможность без паники пересечь проезжую часть.

СИТУАЦИЯ 4. С вами в машине четыре пассажира. Погода солнечная, асфальтобетонное покрытие дороги сухое, ровное. Обочины по 3,5 метра с каждой стороны. Скорость — 80 км/ч, у встречного ГАЗ—53 не меньше 70 км/ч. Вдруг грузовик мало-помалу начинает смещаться влево и, по вашей оценке, через несколько секунд может оказаться на вашей полосе движения. А дорога сравнительно узкая, каких-то 8—9 метров. В чем опасность складывающейся ситуации — ясно: грозит лобовое столкновение. Как вы поступите?

А — экстренным торможением сбросите скорость вплоть до остановки, чтобы по возможности снизить тяжесть последствий, если столкновения избежать не удастся.

Б — не тормозя, выедете на левую обочину, чтобы таким образом проскочить опасное место.

В — притормаживая, выедете на правую обочину, после чего примените экстренное торможение до полной остановки.

Оценки принятых решений и комментарий

СИТУАЦИЯ 1

Оценки: А — 3; Б — 3; В — 5.

На дороге сложилась ситуация, которая нередко приводит к конфликту: водитель «запертого» автомобиля, «вырываясь из плена», может создать аварийную обстановку. Да еще порой проявляет характер и, уже перестроившись, чтобы проучить тех, кто его не очень охотно пропускал, вдруг резко тормозит. Конечно, это хулиганство, но сейчас о другом.

Спору нет, преимущество на вашей стороне, так как водитель «Жигулей» должен руководствоваться требованием пункта 11.4 Правил, а в нем сказано: «При перестроении водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно в прямом направлении». Но в данном случае надо учитывать тот факт, что водитель «Жигулей» оказался вынужденным маневрировать и делает это не по своей воле, а потому, что впереди возникла помеха движению. К тому же не исключено, что взаиморасположение автомобилей в данный момент сделало вас невидимкой — ваша машина в не просматриваемой другим водителем зоне. Так что просьба водителя «Жигулей» имеет свой резон, и не надо отвергать ее с порога. При добром отношении друг к другу ущерба никому не будет: чуть «сбросил газ» — и другому водителю этого достаточно, чтобы встать в ряд. Вот чему решение А нельзя признать удачным, хотя оно, вроде бы, и соответствует букве Правил. Не следует подозревать каждого, кто просит уступить дорогу, в суетном желании проскочить за ваш счет. Теперь о том, как лучше выполнить просьбу коллеги, если вы намерены помочь ему. Решение Б тоже явно не лучшее, хотя бы потому, что следующий за вами водитель может поторопиться занять освободившееся место, и возникнет новая опасность. Что ж, надо оставаться реалистом, даже будучи «джентльменом дороги». А потому, как и всегда в сомнительных случаях, надо принять «универсальное» решение — в данной ситуации — В.

СИТУАЦИЯ 2

Оценки: А — 2; Б — 4; В — 5.

Ситуация взята из материалов одного уголовного дела по дорожно-транспортному происшествию. В ней водитель автобуса принял решение А, в ответ на которое водитель грузовика, может быть, от неожиданности резко затормозил, и его развернуло на дороге. В результате при выезде автобуса с моста транспортные средства столкнулись, автобус заехал на тротуар и смертельно травмировал двух пешеходов. Так что решение А просто ошибочно. И водитель грузовика, и водитель автобуса не выполнили требования пункта 9.6 Правил: вести транспортное средство с учетом интенсивности движения, дорожных и атмосферных условий, а в случае возникновения опасности для движения принять меры к снижению скорости вплоть до полной остановки. На совести водителя грузовика — неправильный выбор скорости, а в действиях водителя автобуса — прямое несоответствие второй части упомянутого пункта Правил.

Конечно, положение водителя автобуса было нелегким, и он правильно оценил обстановку как угрожающую столкновением на мосту. Но, вместо того чтобы разрядить напряженность снижением скорости, сделал обратное, а резкое торможение на скользкой дороге лишило грузовик управляемости — и вот печальный итог…

Исходя из состояния дорожного покрытия решение Б — не самое лучшее, поскольку чревато заносом. Но все-таки оно заслуживает хорошей оценки для того, кто владеет мастерством и умеет тормозить без юза. Награда — возможность остановиться, не въехав на мост, и разминуться с грузовиком на широком участке дороги.

Решение В оценено высшей отметкой, как наиболее безопасное и исполнимое при любом уровне водительского мастерства.

СИТУАЦИЯ 3

Оценки: А — 2; Б — 2: В — 5.

Здесь две особенности: возраст пешехода и траектория его движения (фактически вы приближаетесь к нему со спины). И вот что надо учесть. Первое: вероятность того, что пешеход резко изменит темп или направление движения, достаточно мала. Второе: человек вышел на проезжую часть, когда автомобиль был еще далеко, и потому наверняка не заметил никаких признаков опасности в дорожной обстановке.

Для водителя же опасность в этой ситуации налицо. На дороге «отключенный» от происходящего человек. Поэтому решение Б представляется неверным со всех точек зрения. У вас слишком мало информации, чтобы надеяться проскочить. Путь в 7—8 метров пешеход такого возраста, двигаясь спокойным шагом, преодолевает за 6—7 секунд. При скорости около 50 км/ч (около 14 м/с) вы
это время проедете 85—95 метров, то есть почти разделяющее вас в данный момент расстояние. Ускоряя темп, проедете еще 15—20 метров, не более. Вот и получается, что запас прочности у решения Б весьма мал.

Отсюда вывод — лучшее решение В, оно будет стоить наименьших нервных затрат, а они для понимающего водителя дороже времени и расстояния. К тому же решение В полностью соответствует требованию пункта 9.6 Правил, о котором уже говорилось

Теперь о решении А, построенном на маневре вправо. Что ж, если позволяет дорожная обстановка (нет других транспортных средств и пешеходов), оно возможно. Вы увеличите путь пешехода до опасной зоны — полосы движения вашего автомобиля еще на несколько метров, это уменьшает вероятность наезда, но не исключает ее: что если он, заметив, наконец, автомобиль, не остановится и не повернет назад, а побежит вперед?

В том реальном дорожно-транспортном происшествии, из которого взята описанная ситуация, случилось именно так. После маневра водитель, правда, применил торможение, но было уже поздно. И на вопрос следователя о том, произошел бы наезд на пешехода, если бы водитель не маневрировал, а своевременно тормозил, автотехническая экспертиза дала, конечно, отрицательный ответ. Вот почему решение А не может вызывать одобрения почти во всех случаях, а тем более в данном, когда между водителем и пешеходом нет зрительного контакта.

СИТУАЦИЯ 4

Оценки: А — 5; Б — 2; В — 3.

Самое главное в такой опасной ситуации сохранять хладнокровие и не начать метаться. Одним словом, решение А в данном случае единственно правильное. Оно точно соответствует требованию, изложенному в пункте 9.6 Правил: видишь опасность — тормози.

Решение Б не содержит в себе вообще ничего хорошего. Оно наиболее рискованное. Практика показывает, что почти всегда водитель, выехавший на встречную полосу, а последний момент возвращается на свою. Следовательно, вы заранее ставите себя в положение нарушителя Правил и виновника возможного столкновения.

Этого же недостатка в известной мере не лишено решение В. Хотя оно лучше уже тем, что вы тормозите и таким образом способствуете облегчению последствий столкновения, которое вполне может произойти и на правой обочине. Кстати, здесь надо иметь в виду, что в условиях экстренного торможения уверенно справиться с автомобилем, выехавшим на грунтовую обочину, способен далеко не каждый водитель. Так что и с этой точки зрения наилучший выход из подобной ситуации предлагается в решении А.

Журнал «За рулем» 11 • Ноябрь 1984 Цена 1 руб.

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Погоня

10 НОЯБРЯ — ДЕНЬ СОВЕТСКОЙ МИЛИЦИИ

В два часа ночи на перекрестке возле станции метро «Новые Черемушки» патрульная машина ГАИ притормозила рядом с белыми «Жигулями». Вот уже светофор зажег зеленый свет, а белая «шестерка» не трогается. Что там мешкают? Александр Кучерук бросил взгляд на номерной знак: ясно — машина с Кубани. Может водитель не знает, куда ехать? Если так, почему не обратится за помощью к инспектору ГАИ? Стесняется? Такое бывает.

— Водитель «Жигулей», примите вправо и остановитесь!

Александр Кучерук подошел, представился, попросил предъявить документы.

— Пожалуйста, — водитель держится спокойно, уверенно. — Вот удостоверение, техпаспорт.

Все в полном порядке. Только почему так нервничают трое пассажиров, суетятся, отворачиваются, пряча лица?

— Значит, гости Москвы? — приветливо говорит Кучерук. — Очевидно, не знаете, как проехать? Поможем. Вам куда?

— В Чертаново.

— Ясно. Ехать вам лучше всего по такому маршруту…

И Кучерук так обрисовал маршрут, что и захочешь заблудиться, не сможешь. Вернул документы — они подлинные, без сучка, без задоринки, пожелал счастливого пути. Так и расстались.

Александр и его напарник Владимир Богданов несколько минут ехали молча и думали, видно, об одном.

— Володя, не фарцовщики ли?
— Во всяком случае, сомнение есть…

Но разве можно задерживать человека, если у тебя лишь одни сомнения? Что пассажиры предпочитали оставаться в тени, в том криминала нет. Может настроение у людей неважное, может скромные очень.

Патруль продолжал нести ночную вахту…

Мартовские рассветы — холодные и ветреные. Богданов взглянул на часы, сказал устало: «Пять. До конца смены — сто восемьдесят минут». На Балаклавском проспекте появились уже первые рейсовые автобусы. Инспекторы ехали не торопясь, еще темно. Напротив конноспортивного комплекса в Битцах увидели красные «Жигули» без габаритных огней. Случается, забывают включить. Посигналили светом — водитель не понял. Пришлось развернуться, догнать. Поравнялись на одно только мгновение и увидели за рулем… того, кому три часа назад рассказывали, как доехать до Чертанова. Больше в машине никого не было.

— Примите вправо, остановитесь. Просыпающийся проспект слышит голос Кучерука.

Все слышат — и первые прохожие, и водители первых автобусов, и лес откликается эхом: «Остановитесь!» Только водитель красных «Жигулей» «не слышит». А кто это позади? Крадучись, за автобусом идут… белые «Жигули» с краснодарским номером, те самые. Инспекторы заметили их, но до поры до времени этого не показывают.

Водитель за рулем красных «Жигулей», пряча лицо, наращивает скорость. Кучерук не отстает, смотрит на спидометр: сто двадцать. Снова приказывает остановиться. Еще и еще. Все напрасно. «Жигули» впереди на красный свет пролетают Симферопольский проспект и удаляются в сторону Варшавского шоссе.

Кучерук в зеркало заднего вида не забывает бросить взгляд на белые «Жигули». Богданов передает срочную информацию по радио на все посты. Преследование продолжается. Но тут Кучерук решает изменить тактику: отпустить пока красные «Жигули» и взять в клещи белые. На улицах все больше пешеходов, и уходящий от погони может сотворить такое — страшно подумать, на дороге местами лед. Это, во-первых. Во-вторых, перед ними наверняка угнанная машина, и ее во всех отношениях желательно сохранить. В-третьих, белую «шестерку» взять сподручнее, а в ней соучастники угона, и если уж разобьют они автомобиль, так свой и по своей вине.

Крикнули водителю автобуса, чтобы перегородил дорогу. Сами с другой стороны отрезали пути возможного бегства. Владимир Богданов подбежал к «Жигулям» сзади, а Александр — слева и, просунув в оконный проем передней дверцы руку, резко вывернул руль вправо.

Казалось, можно перевести дыхание. Однако машина ударилась колесом о бордюрный камень и, словно под действием мощной пружины, отлетела на дорогу. Руль вырвался из рук Кучерука, его швырнуло на разделительный газон. Теплый полушубок спас от переломов. Разгоряченный погоней, Александр не обратил внимания на боль, снова ринулся к «Жигулям». Тем временем их водитель включил передачу, рванул назад. Богданов едва успел отскочить. Затем машина резко ринулась вперед, перелетела через барьерный камень, через газон…

Когда беглеца удалось настичь, он бросил машину, перемахнул через ограду у школы и побежал в сторону жилого массива. Александр — за ним, тоже через забор. Догнал. Вдруг из-за угла здания  вышел водитель красных «Жигулей». Конечно, это было неожиданно. Один угонщик схватил Александра за портупею, другой попытался вцепиться сзади. Приемом самбо инспектор уложил одного, другой кинулся прочь. Александр выстрелил в воздух. Богданов, подоспевшие таксисты и прохожие помогли задержать и другого.

Угнали автомобиль. Об этом говорят много. У сослуживца взломали гараж, угнали «Волгу», так и не нашли… Сосед купил «Жигули», поставил под окнами, утром выходит — ни одного колеса… Пообедал, выхожу из столовой, а «Москвича» след простыл…

Иногда рассказывают с юмором. Мол, увели машину, а ключик-то вот он… Улыбка часто сквозь слезы. Вам не доводилось слышать такие разговоры? С обязательным добавлением: куда смотрит милиция?

В какой-то мере рассказ об одном дежурстве старшего инспектора Александра Кучерука и его товарищей из отделения ГАИ Севастопольского района столицы, а таких эпизодов немало в биографиях Николая Баврилина, Владимира Михалюка и других, отвечает на этот вопрос.

М. ЛЬВОВ

Журнал «За рулем» 11 • Ноябрь 1984 Цена 1 руб.

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Повторенье — мать ученья

«Зеленая волна» консультирует читателей по Правилам дорожного движения

Следует ли в автомобилях, оборудованных аварийной световой сигнализацией, держать еще и знак аварийной остановки или мигающий красный фонарь?

Как известно, Правила в пунктах 2.6, 8.6, 13.8 и 21.4, рассматривая ряд ситуаций, в которых водители транспортных средств, остановившихся в силу тех или иных причин с отступлениями от общих положений, обязаны включать аварийную световую сигнализацию, требуют применять, если транспортное средство не оборудовано такой системой или она неисправна, знак аварийной остановки или мигающий красный фонарь.

Тот факт, что новые модели транспортных средств имеют аварийную световую сигнализацию, не отменяет обязательного наличия на механическом транспортном средстве (кроме мотоциклов без коляски) знака аварийной остановки или мигающего красного фонаря. Это требование вызвано тем, что аварийная световая сигнализация при всей ее эффективности и удобстве может выйти из строя из-за технической неисправности или вследствие повреждения при ДТП.

Хотелось бы обратить внимание водителей, что применение самодельных знаков, не отвечающих условиям, изложенным в пункте 28.17, недопустимо, ибо в темное время знак без световозвращающих элементов очень трудно своевременно заметить.

И еще один момент. Хотя наши Правила дорожного движения этого не требуют, но, включив аварийную сигнализацию, можно выставить и знак аварийной остановки. Это, видимо, как раз тот случай, когда «кашу маслом не испортишь».

В новой редакции раздела 27 эффективность тормозной системы оценивается применительно как к снаряженному состоянию транспортного средства, так и к полной массе. Чем различаются эти два понятия?

Под массой транспортного средства в снаряженном состоянии Правила, как и другие нормативы, подразумевают собственно сухую массу самого автомобиля (мотоцикла) плюс сумму масс комплекта инструментов, запасного колеса, дополнительного оборудования, смазки, охлаждающей жидкости и топлива. При испытаниях тормозов, кроме того, учитывается масса водителя, которая условно принимается равной 75 кг.

Полная масса включает массу транспортного средства в снаряженном состоянии и номинальную полезную нагрузку, а также массу водителя и пассажиров, число которых указывается в технической характеристике, как и масса багажа для автобусов и легковых автомобилей. И масса в снаряженном состоянии, и полная масса для любого транспортного средства являются величинами постоянными.

В чем разница между знаками 3.4 «Движение грузовых автомобилей запрещено» и 3.11 «Ограничение массы»? Ведь у них почтя одинаковый смысл — ограничить движение грузовых автомобилей. Нельзя ли их объединить?

Знаки 3.4 и 3.11 как по назначению, так и по характеристикам отличаются один от другого. Если первый запрещает движение грузовых автомобилей и составов транспортных средств, состоящих из грузового автомобиля с прицепом или седельного тягача с полуприцепом, а также тракторов и самоходных машин, то второй запрещает движение всех транспортных средств, фактическая масса которых более указанной на знаке, независимо от их типа.

Масса транспортного средства, принимаемая в качестве критерия, у них также разная. Первый знак имеет в виду полную массу транспортного средства, которая определена заводской инструкцией и является постоянной для всех случаев, второй — фактическую массу транспортного средства в данный момент, а она может меняться, особенно у грузовиков и самосвалов, в значительных пределах.

У знака 3.4 есть исключения. Он не запрещает движение грузовых автомобилей с наклонной белой полосой на кузове или выполняющих перевозки групп людей, а также грузовых такси. У 3.11 никаких исключений нет и не может быть, что проистекает из самого смысла знака. Ведь он предназначен для запрещения движения транспортных средств через искусственные сооружения (мосты, путепроводы, ледовые переправы и т. п.), имеющие определенную грузоподъемность. Пропускать через них транспортные средства массой, превышающей несущую способность искусственного сооружения, нельзя, поэтому и нет исключений.

Назначение знака 3.4 совершенно другое: ограничить движение по отдельным магистралям или районам автомобилей большой грузоподъемности и тракторов. Таким образом, объединить эти два знака невозможно.

Является ли нарушением Правил остановка транспортного средства при выполнении разворота в зоне действия знака 3.27 «Остановка запрещена»?

Нет, такую остановку при выполнении какого-либо маневра (разворот, заезд во двор, движение задним ходом и т. п.) нельзя рассматривать как нарушение Правил. Временное прекращение движения, например, при включении задней передачи или когда водитель в процессе разворота вынужден пропустить встречные или попутные транспортные средства, является составной частью маневра, выполнение которого знак 3.27 не ограничивает.

Журнал «За рулем» 11 • Ноябрь 1984 Цена 1 руб.

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Мимо стоянки

ЗЕЛЕНАЯ ВОЛНА

Несколько интервью с нарушителями Правил, вызывающие некоторые размышления

Статистики подсчитали, что за сутки «средний» автомобиль крутит свои колеса в общей сложности всего час-другой. Таким образом, совершенно очевидно, что любимое нами «средство передвижения» чаще всего лишь «средство стояния». С этим нельзя не считаться, и специалисты, беспокоясь о том, как обеспечить быструю и безопасную езду на автомобиле, все больше думают и над другой проблемой: где, куда и как его поставить. И не только думают, но и делают. Так, в районах новой застройки архитекторы обязательно предусматривают вместительные паркинги. В первую очередь, рядом с крупными объектами для проведения спортивных или зрелищных мероприятий, торговыми центрами, куда регулярно стекаются тысячи людей. Один из ярких примеров такого подхода — столичный спорткомплекс «Олимпийский», вокруг которого сооружена сеть вместительных автостоянок.

Вот они-то и привлекли наше внимание. Однако сразу признаемся: не удобствами своими и безусловной функциональной целесообразностью, что совершенно очевидно. Нас привлекли люди, которые почему-то пренебрегают этим «стояночным раем». То один, то другой автомобиль, проскакивая мимо приглашающего «Р», ныряет под знак «Въезд запрещен» и устраивается в узком проезде возле самого входа в бассейн. Говоря сухим, но точным языком юридических формулировок, водители сознательно и, похоже, безбоязненно совершают административный проступок. И ради чего, собственно? Ради удовольствия быть на 50—70 метров ближе к дверям, чем те, кто оставляет машину на стоянке? Будь таких «спортсменов», которым затруднительно сделать сотню шагов без автомобиля, единицы, возможно, и не стоило бы о том разговор заводить. Однако в проезд за «кирпичом» в пиковые часы оздоровительного купания нередко набивалось так много автоэкипажей, что вновь прибывающие нарушители, потолкавшись между их плотно сомкнутыми рядами, вынуждены были, к своему немалому разочарованию, ретироваться на автостоянку, которая, что интересно, была в это же время совершенно свободна. Дело дошло до того, что однажды даже «скорая помощь» не смогла пробраться к дверям бассейна, чтобы забрать пострадавшего.

Все это наводило на прискорбную мысль, что мы видим не что иное, как проявление случаев гражданской незрелости вполне взрослых людей, причем случаев далеко не единичных. В чем причина того, что солидные с виду мужи сознательно идут на откровенное нарушение общепринятых норм? Мы пытались найти ответ на такой вопрос.

8.00. У входа в бассейн «Олимпийский» за знаком «Въезд запрещен» выстроилась—цепочка—легковых—автомобилей. ВАЗ—2121 г 73-03 МО, ИЖ—2125 и 41-84 МО, ГАЗ—24 16-14 МКЛ, ЗАЗ 70-13 ММЩ, ВАЗ—2101 и 96-69 МК и даже РАФ 25-37 МНТ с табличкой «общественный автоинспектор». Пока их хозяева благополучно плавают, мы с инспектором ГАИ Александром Евстигнеевым, который помогает нам, ждем следующих любителей водных процедур, не желающих пройти пешком несколько десятков шагов от автостоянки. Вот, минуя запрещающий знак, подкатывает ГАЗ—24 с номером 04-01 ММФ. Сам хозяин «Волги», как оказалось, плавать не собирался. Посадив пассажира, просто пышущую здоровьем женщину, он включил передачу и уже собрался было убыть, но мы попросили его задержаться и пояснить, видел ли он запрещающий знак, а заодно и представиться.

— Я в МИДе работаю! — вместо ответа на конкретные вопросы с достоинством изрек водитель и, чтобы мы не сомневались в его праве на исключительное к себе отношение, протянул красное удостоверение, из которого явствовало, что Караханов Тигран Александрович работает, действительно, не где-нибудь, а в Министерстве иностранных дел.

— Ну, а почему бы вам не поставить, как положено, машину на стоянку? — настаивали мы, не совсем поняв, как соотносится служебное положение владельца «Волги» с его действиями откровенного правонарушителя.

— Жена после плавания чувствует недомогание, больной человек, — с ходу сочинил Тигран Александрович. Потом, видимо, почувствовав зыбкость такой аргументации, вернулся к своим главным «козырям» и голосом, вновь обретшим непререкаемое административное звучание, повторил: «Я же сказал, товарищи, что в МИДе работаю!» Только после этого он достал наконец свое водительское удостоверение, в котором инспектор ГАИ и сделал соответствующую отметку.

Если у Караханова имелось несколько удостоверений, одно из которых, по его мнению, даже стирало знак равенства между ним и «простыми смертными», то у банщика Ю. Мамилова, владельца сверкающей новенькой «пятерки», я 30-43 МО, не было ни одного. Даже водительского. Тем не менее он, как и работник МИДа, тоже считал, что его особое положение в обществе не позволяет ему оставлять автомобиль на общей стоянке.

— Кто? Я? Пешком должен ходить? Всю жизнь здесь ставил и буду ставить! — уверенно изложил свою жизненную позицию Юджин Анатольевич. — Для чего тогда мне «тачка», если ее за сто километров оставлять!

Прошло совсем немного времени, и нам пришлось убедиться, что столь убогий уровень гражданского самосознания и общей культуры характерны не только для «мастера легкого пара» Ю. Мамилова. Не испытывал никаких сомнений в правоте своих действий, въезжая под запрещающий знак, работник Торгово-промышленной палаты СССР И. Таирова, директор магазина № 21 Дзержинского РТП М. Кондратенко, продавец магазина «Богатырь» Г. Хавилов, бармен кафе «Медвежонок» М. Попков и многие, к сожалению, многие другие. Мы не приводим их аргументацию по той причине, что это все были вариации на одну и ту же тему. Они так рьяно отстаивали свое право не следовать нормам Правил, которые, оказывается, писаны для «остальных», что напрашивалась мысль об очевидных и зияющих пробелах в их воспитании, которые надо срочно восполнять. Для подкрепления явно несуразных доводов нам предъявляли самые разнообразные удостоверения. Например, Госинспекции по карантину растений при Совмине СССР. Представитель этой вполне уважаемой организации Ю. Савостиков на служебной машине 22-08 ММК в разгар рабочего дня нашел необходимым посетить бассейн. Не считая для себя удобным воспользоваться общей автостоянкой, он тоже пренебрег запрещающим знаком 3.1. А когда инспектор Евстигнеев справедливо упрекнул его, Ю. Савостнков не только не устыдился, но и пытался представить свои действия актом чуть ли не государственной важности.

Позже, не будучи щепетильным в орфографии и пунктуации, как, впрочем, и в достоверности излагаемого, другой нарушитель напишет буквально следующее: «Я Кочергин Ю. В. 16 апреля 1984 года у Олимпийского комплекса переехал на 1 (один) метр знак «проезд запрещен». Хотел поставить в тень радиатор своей машины. Инспектор ГАИ тов. Ефстегнеев Александр Михалыч сделал мне просечку и оштрафовал на сумму 10 рублей. Считаю наказание очень строгим, а поведение сержанта просто вызывающим при исполнении служебных обязанностей. Очень прошу разобраться, ведь на первый случай можно ли оштрафовать на максимальную сумму тем более аварийной ситуации я не создал…».

Жалоба эта, которую мы привели, бережно сохранив написание всех слов и расстановку знаков препинания, поскольку автор ее совсем молодой человек, не так давно посещавший среднюю школу, легла на стол начальника Дзержинского отделения ГАИ.

Разобрали ее тщательно, однако, приняв во внимание то, что на самом деле Кочергин Ю. В. «переехал» знак 3.1 «Въезд запрещен» не на «1 (один)», а почти на сотню метров, комиссия признала действия инспектора А. Евстигнеева не только справедливыми, но и необходимыми и оставила наказание в силе.

Пусть у читателя не создается впечатление, будто в нарушителях оказывались только всякого рода «нужные люди». Разумеется, нет. Они как раз составляли меньшинство, правда, наиболее развязное, уверенное в собственной неуязвимости. Нас больше волнуют не эти любители проникать всюду с заднего входа, в обход существующих правил. Метод борьбы с ними известен, увещевать их бесполезно, надо просто применять к ним нормы закона. Речь о тех, кто уподобляется им, не всегда, видимо, сознавая, какими представляют их всему автомобильному миру такие поступки.

Старший инженер комбината стройпластмасс. А. Гладков не заявляя о своей исключительности, не отстаивал право на проезд под знак. Он признался, что просто поддался соблазну подъехать к самым дверям, тем более что там уже стояло немало машин. Так же объяснил свой поступок дирижер Государственного духового оркестра РСФСР А. Мишурин.

Так что же — снова «дурной пример заразителен»? И да и нет.

Наслушавшись неуклюжих объяснений многочисленных нарушителей, мы беседовали и с теми, чьи машины оставались на просторной пустующей площадке, интересовались, не испытывают ли и они соблазна присоединиться к «избранным».

— Почему не поехал под «кирпич»? — явно удивился нашему вопросу Александр Зендриков, инженер одного из столичных трестов. — Стараюсь вообще никогда не нарушать Правила. Это уже привычка. Да и почему собственно не воспользоваться отличной стоянкой, специально для нас сделанной, а бассейн — вот он, рядом.

Народный артист СССР, популярный киноактер (он попросил не называть его фамилию), который, кстати, прекрасно сыграл роль водителя в одном из фильмов, ситуацию прокомментировал точно и образно:

— Под запрещающий знак не еду по той простой причине, что не инвалид…

Ни телом, ни духом, — с улыбкой добавил он, садясь за руль.

И нам подумалось: да, недисциплинированность человека — это именно инвалидность духа. Как ни прискорбно это констатировать, но у нарушителей правил движения, с которыми мы столкнулись, на каком-то важном этапе их гражданского воспитания произошел сбой, который и привел к тому, что они перестали уважать законы, по которым мы все живем. Сначала потихоньку, с оглядкой, а затем и откровенно, с вызовом, но, конечно, только в тех ситуациях, когда надеются, что это сойдет им с рук.

Когда мы собирались уже покидать наш пост, к дверям бассейна в буквальном смысле слова примчался на собственной «шестерке» В. Соколов. Как оказалось, он вовсе не спешит и времени у него «навалом», просто манера у него такая — все делать быстро, шумно и без оглядки на окружающих, а тем более на какие-то там знаки. О необузданном темпераменте артиста, как он назвался, музансамбля косвенно свидетельствовал и его талон предупреждений с двумя еще не утратившими силу отметками о штрафах.

Инспектор Евстигнеев, по достоинству оценив прошлые «подвиги» В. Соколова и присовокупив к ним теперешний, принял логичное в подобной ситуации решение — изъял водительское удостоверение, о чем и сделал запись в талоне к нему. Такое развитие событий изрядно удивило нашего разудалого собеседника. Он откровенно приуныл и озадаченно поинтересовался: «А дальше что?»

— А дальше, — пояснил ему инспектор, — ваше удостоверение вместе с протоколом будет направлено в отделение ГАИ по месту регистрации транспорта, куда вас и вызовут для разбора и определения наказания за систематическое нарушение Правил. Вполне возможно, как это и предусмотрено действующим Указом, вас ждет лишение водительских прав на срок до шести месяцев. Так что, сейчас переставьте машину на автостоянку, а на досуге поразмышляйте: может лучше было пройти 70 метров до бассейна пешком, чем рисковать возможностью полгода обходиться вообще без автомобиля.

Вот это в завершение мы хотим посоветовать и остальным любителям нарушать Правила — крепко подумать на эту тему, пока еще есть возможность выбора. Мы имеем в виду, разумеется, не только правила стоянки. Ведь как мешают всем нам дурные примеры недисциплинированности в соблюдении скоростных режимов, очередности на перекрестках, порядка маневрирования… Впрочем не будем раньше времени раскрывать редакционные планы.

В. ПЕТРУХИН

Журнал «За рулем» 11 • Ноябрь 1984 Цена 1 руб.

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области