13 ЯНВАРЯ СТАРТОВАЛ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРЕДМЕТАМ

Олимпиады по физике и немецкому языку проводятся областным министерством образования и науки на базе Мурманского педагогического колледжа, по технологии – на базе гимназии № 6 г.Мурманска. 

В первых олимпиадах приняли участие 53 обучающихся 9-11 классов образовательных учреждений муниципальных образований Мурманской области, победителей и призеров муниципального этапа всероссийской олимпиады. 

В олимпиаде по немецкому языку приняли участие 11 школьников из Мурманска, Кировска, Печенгского района, по физике – 16 обучающихся из Мурманска, Апатиты, Полярные Зори, ЗАТО г.Североморск, Печенгского района, по технологии – 26 обучающихся из Мурманска, Мончегорска, Кандалакшского, Ковдорского, Печенгского, Терского районов, ЗАТО г.Североморск, ЗАТО г.Заозерск и города Апатиты.

Информация министерства образования и науки Мурманской области

Новости на промышленном портале Мурманской области

ПРОЕКТ «ТРИ МОРОЗА. ВСТРЕЧА НА ВЫСШЕМ УРОВНЕ»

15 января телекомпания «ТВ-21» при поддержке регионального комитета по взаимодействию с общественными организациями и делам молодежи, Мурманского центра народов Севера, консульства Королевства Норвегия, компании «Медвин фильм» (Тромсё) организует в Мурманске встречу трех Дедов Морозов – норвежского Ниссе, саамского Мунь Каллса и российского Деда Мороза. 

Мероприятие организовано в поддержку социального проекта телекомпании «Радость жизни» (организация досуга онкобольных детей в детской городской больнице Мурманска), а также первой в России совместной российско-норвежской телевизионной премьеры сериала «Год приключений в Норвегии» (проект «ТВ-21» (Мурманск) и «Медвин фильм» (Тромсё). 

13 января российский Дед Мороз и саамский Мунь Каллса побывали в детском саду города Заполярного, организовали праздник, вручили подарки. Затем они встретили на границе норвежского Ниссе (Санта) и вместе отправились в детский сад Никеля.
14 января в 10.00 три зимних волшебника отправились к онкобольным детям в городскую больницу. В этот же день в 18.00 в отеле «Парк Инн Полярные зори» состоится презентация проекта для прессы и партнеров из обеих стран.

А 15 января в 15.00 в Мурманске на площадке у Дворца культуры им.С.М.Кирова три Деда Мороза начинают праздник с конкурсами и подарками. Каждый зимний волшебник представляет свой номер. Ведущий Роман Мурачев проведет конкурсы и организует праздник. На больших экранах будут транслироваться эпизоды путешествия Дедов Морозов и ролики проекта «Год приключений в Норвегии». 

Дети и семьи могут сфотографироваться с Дедом Морозом, Мунь Каллса и Ниссе.

На площадке будут установлены куваксы, организована выставка-продажа традиционных изделий саамских мастеров и выступление фольклорных коллективов. Запланировано участие школьников и воспитанников детских учреждений. 

Для информации

АО «Медвин Медиа» — вновь созданная компания по производству телесериала в Тромсе с последующим его распространением на международный рынок. Учредители имеют большой опыт работы с аналогичными сериалами и работе на Севере. 

АО «Медвин Медиа» уже начал производить сериал «2 сезон» для показа на НРК. Сериал идет сейчас в Норвегии с большим успехом. Сюжет закручен вокруг группы молодых людей, обучающихся парусному спорту в колледже «69 параллель», который расположен в Малангене (Северная Норвегия). Их наставник – авантюрист, яхтсмен и эксперт по экстремальному парусному спорту Ярле Андой. Он вместе с ребятами путешествует по всей Северной Норвегии, пытаясь сложить из них хороший, надежный коллектив, помочь им стать мастерами парусного судна, управляя в суровых водах Северного Ледовитого океана.

Создана также русская версия этого сериала, в ней внимание сосредоточено на двух русских молодых людях, которые посещают школу. Эта версия сделана в сотрудничестве с телекомпанией «TВ-21» в Мурманске. Подобное сотрудничество является совершенно уникальным с большими возможностями. Уже разрабатывается сценарий следующего сезона для трансляции в Норвегии и России в 2012 году.

Информация комитета по взаимодействию с общественными организациями и делам молодежи Мурманской области

Новости на промышленном портале Мурманской области

ИТОГИ ДЕТСКОЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ 2010/2011 УЧЕБНОГО ГОДА

В министерстве образования и науки Мурманской области подведены итоги детской оздоровительной кампании зимних каникул 2010/2011 учебного года.

На базе муниципальных образовательных учреждений работали 74 оздоровительных лагеря дневного пребывания. В них отдохнули более 5 тысяч детей. 

В областном загородном стационарном оздоровительно-образовательном профильном центре «Гандвиг» прошла смена для 107 детей Мурманской области.

За пределами региона поправили здоровье более 500 детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Кроме того, в настоящее время в детском санатории Вологодской области отдыхают еще 300 детей, которые возвращаются домой 16 января. 

Министр образования и науки Мурманской области Василий Костюкевич отметил, что в общей сложности за зимние каникулы организованным отдыхом было охвачено свыше 6 тысяч детей.

Информация министерства образования и науки Мурманской области

Новости на промышленном портале Мурманской области

В МУНИЦИПАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ МУРМАНСКА ПЕРЕДАНА ЖИЛАЯ КОМНАТА

Губернатор Дмитрий Дмитриенко подписал постановление, в соответствии с которым из областной собственности в муниципальную собственность Мурманска передана жилая комната.

Такое решение принято на основании предложений Аппарата Правительства Мурманской области, администрации муниципального образования г. Мурманск, а также по обращению ГОУ «Управление по эксплуатации и обслуживанию государственного имущества Мурманской области» в связи с тем, что жилая комната, находящаяся по адресу: г.Мурманск, улица Халатина, д.20, кв.80, не может быть отнесена к служебному жилищному фонду.

Как сообщили специалисты регионального министерства имущественных отношений, проживавший ранее в этой комнате пожилой человек обратился к областным властям с просьбой об устройстве его в Дом престарелых. А свою освободившуюся комнату в 4-комнатной квартире он подарил в собственность Мурманской области.

Для того чтобы остальные наниматели жилья в этой квартире смогли реализовать свое приоритетное право на улучшение жилищных условий и было принято постановление правительства области о передаче этой жилой комнаты из областной собственности в муниципальную собственность Мурманска.

Данное решение подлежит утверждению областной думой.

Информация министерства имущественных отношений Мурманской области

Новости на промышленном портале Мурманской области

МОСКОВСКИЕ КАНИКУЛЫ

Завершились пятидневные новогодние каникулы в Москве 10-ти детей работников Севмаша. Ребята побывали на главных новогодних елках страны и столицы России по приглашению мэра Москвы Сергея Собянина.

Представлять предприятие поехали дети лучших корабелов, занятых на строительстве основных производственных заказов верфи – АПЛ «Александр Невский» и «Юрий Долгорукий». Насыщенная интересными мероприятиями программа и многочисленные сладкие презенты подарили ребятам радость новогоднего чуда. 

В этом году по приглашению мэра Москвы из различных уголков России приехало в два раза больше детей, чем в прошлом – 362 человека. Ребята с Севмаша ежегодно посещают главную елку страны. Как отметил первый заместитель председателя Комитета по межрегиональным связям и национальной политике города Москвы Юрий Нуждин, юные корабелы – долгожданные гости на новогодних мероприятиях. Напомним, шефские связи между Правительством Москвы и северодвинским предприятием насчитывают уже 15 лет. Начало тесному сотрудничеству положил прежний глава столицы Юрий Лужков.

Делегация Севмаша передала в дар мэру Москвы Сергею Собянину картину с изображением АПЛ «Северодвинск» и выразила надежду на продолжение и дальнейшее развитие дружеских отношений между столицей и северодвинской верфью.

Екатерина Пиликина

Новости на промышленном портале Мурманской области

ХИБИНЫ МОГУТ СТАТЬ ПРИМЕРОМ СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРАХ ТУРИЗМА, ГОРНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ОХРАНЫ ПРИРОДЫ

В День заповедников и национальных парков, 11 января, экологические организации Мурманской области выражают особую надежду, что в новом году на Кольском полуострове будет создан первый в регионе национальный парк «Хибины»

По просьбе общественных экологических организаций правительство Мурманской области обратилось с ходатайством в Министерство природных ресурсов и экологии РФ, и, по информации этого министерства, проект национального парка «Хибины» внесен в проект схемы территориального развития особо охраняемых природных территорий РФ. Сейчас документ передан на согласование в Минрегион и Минэкономразвития РФ, после чего должно последовать постановление правительства РФ о создании парка.

Экологи надеются, что постановление будет издано уже в этом году, так как антропогенная нагрузка на экосистемы Хибин неуклонно растет. В ближайшие годы эта нагрузка вырастет многократно в связи с планами правительства Мурманской области создать особую экономическую зону туристско-рекреационного типа «Русская Лапландия», что грозит полным уничтожением экосистем и, как следствие, их непригодностью для рекреационного и туристического использования.

«Создание национального парка, как охраняемой территории, предназначенной для сохранения природы и создания условий для туризма, сделает экономическую зону «Русская Лапландия» гораздо более привлекательной для инвесторов, — комментирует ситуацию Олег Суткайтис, руководитель Баренцевоморского отделения Всемирного фонда дикой природы (WWF). — Зарубежная и российская практика показывает, что дикая природа интересует не меньшее чисто туристов, чем горнолыжные комплексы. Поэтому особая экономическая зона «Русская Лапландия» и национальный парк «Хибины» могут дополнить друг друга и превратить Хибинские горы в ту самую «мекку для туристов», о которой много лет говорят власти области».

На работу ныне действующих и строящихся рудников в юго-восточной части Хибинских гор проект национального парка «Хибины» не повлияет, так как эти территории исключены из проекта границ национального парка. Но есть и новые планы промышленного освоения Хибин, в частности, строительства рудника на месторождении апатито-нефелиновых руд Партомчорр в северной части горного массива. Инициатор, компания СЗФК, дочерняя структура холдинга «Акрон», называет свой проект «щадящим», но не принимает во внимание, что ни в Швеции, ни в Норвегии, на опыт которых ссылаются руководители компании, нет подобных Хибинам компактных горных массивов. По утверждениям руководителей СЗФК, рудник займет небольшую площадь, но его коммуникации неизбежно пройдут по наиболее ценным в отношении биоразнообразия местам. Рудник предполагается строить в одной из самых популярных хибинских долин, где проходят почти все летние и зимние коммерческие, любительские и спортивные туристские маршруты. Переориентировать эти туристские потоки в другие долины невозможно, так как в случае строительства еще одного рудника в Хибинах не останется мест с хотя бы условно «дикой» природой и без промышленного пейзажа в пределах видимости.

Экономическая эффективность освоения нового месторождения сомнительна – оно находится далеко от инфраструктуры, руда очень бедна полезным компонентом – пятиокисью фосфора, используемым для производства минеральных удобрений, необходимы огромные затраты на строительство подземного рудника.

«В результате сельское хозяйство страны и экономика региона не выиграют ничего, а вот сформированный десятилетиями имидж Хибин, как общенациональной туристской территории, будет разрушен, что не только сделает бессмысленным создание в Хибинах национального парка, но и крайне отрицательно повлияет на деятельность особой экономической зоны «Русская Лапландия», — говорит Михаил Рыжов из «Кольского экологического центра». Специалисты Института экономических проблем Кольского научного центра РАН также считают, что экономическая и бюджетная эффективность освоения месторождения будет гораздо ниже, чем от использования Хибин в качестве доступной для туризма территории дикой природы.

«При условии отказа «СЗФК» от разработки Партомчорра, в Хибинах может сложиться ситуация, уникальная для России: одновременная успешная работа конкурирующих горнодобывающих компаний (ОАО «Апатит», входящего в холдинг «Фосагро», и ЗАО «СЗФК»), особой экономической зоны «Русская Лапландия» и национального парка «Хибины», — надеется Олег Суткайтис.

КОНТАКТЫ:

Олег Суткайтис, руководитель Баренцевоморского отделения WWF: +7 (8152) 42 1551, osutkaitis@wwf.ru

Татьяна Баева, пресс-секретарь Баренцевоморского отделения WWF: +7 (8152) 42 1551, TBaeva@wwf.ru

Михаил Рыжов, МООО «Кольский экологический центр»: +7 (911) 314 53 11, mik-ryzhov@yandex.ru

Новости на промышленном портале Мурманской области

Советы бывалых

ДВА СОВЕТА ВЛАДЕЛЬЦАМ «ПЛАНЕТЫ-СПОРТ»

На мотоцикле «Планета-спорт» после 26 тысяч километров пробега стало пробуксовывать сцепление. Я установил еще один ведомый диск, и вот уже почти 20 тысяч километров сцепление работает нормально.

Двигатель мотоцикла стал хорошо работать и легко пускаться, когда я отрегулировал зажигание следующим образом.

Пустил двигатель, отключил аккумуляторную батарею и, отпустив болт крепления контактов, регулировочным болтом нашел такое положение их, когда двигатель работает наиболее ровно.

Еще одно достоинство такой регулировки состоит в том, что двигатель стал пускаться значительно легче, когда из-за «севшей» батареи для этого приходится толкать мотоцикл.

С. ЛОВЧЕВ Красноярский край, пос. Усть-Абакан

ЧТОБЫ ГАЙКИ НЕ ОТВОРАЧИВАЛИСЬ

На «Запорожце» время от времени стали самопроизвольно отворачиваться гайки крепления колес. Выяснилось, что в результате износа конусных отверстий в дисках колес гайки проходят глубже и упираются во фланцы тормозных барабанов, не затягивая колеса. Чтобы устранить этот дефект, оказалось достаточно проторцевать гайки со стороны конуса на 1 мм.

В. КУКЛИН Иркутская область, г. Братск

НАЖИМНОЙ ДИСК НЕ ЗАВИСАЕТ

Со временем у «Запорожца» ЗАЗ—968А стало пробуксовывать сцепление. При разборке выяснилось: после выключения сцепления нажимной диск не возвращается на место (зависает) из-за того, что кромки отверстий в его рычагах цепляются за пальцы. На них даже образовались канавки, как показано на рисунке, слева.

Чтобы устранить неисправность, я пропилил в опорных шайбах 2 (см. рисунок, справа) канавки для центровки пальцев, спилил кромки отверстий и повернул болты выработанным местом в противоположную сторону.

Теперь сцепление работает нормально, г. Таллин В. СМИРНОВ

БЕЗОПАСНЫЙ МОЛОТОК

Соскакивающий с ручки инструмент — плохой помощник автомобилисту. Поправить дело просто, если закрепить его предложенным ниже способом.

Сначала из сухой твердой прямослойной древесины (береза, ясень, дуб) надо сделать ручку. Подходящий материал для этого — сломанные хоккейные клюшки, множество которых появляется зимой. На конце ручки делают пропил до предварительно просверленного отверстия. Из того же материала, что и ручку, делают клин. Размеры пропила на ручке и клина зависят от высоты (h) молотка, соотношение ясно из рисунка.

Из полоски листовой стали, железа или меди толщиной 0,4—0,6 мм делают пластинчатый замок. Цилиндрическую часть замка формуют в тисках или большими пассатижами вокруг подходящего по диаметру гвоздя или отрезка проволоки.

Изготовив ручку, клин и замок, приступают к сборке. Вставляют в прорезь на ручке замок, насаживают молоток, забивают клин и, наконец, загибают лапки замка на торец клина. Клин перед забивкой полезно смазать каким-либо клеем (не маслом!), и он не должен упираться в дно замка. Иначе круглое отверстие утратит свое назначение деконцентратора напряжений и ручка может расколоться.

Хочу добавить, что предложенные здесь соотношения размеров ручки, замка и клина выбраны для молотка массой 0,4—0,6 кг. Но, очевидно, они пригодны и для крупных молотков, кувалд и топоров, которыми тоже пользуется автомобилист. 

г. Москва Ю. ШАЙН

ДОСТАТОЧНО ПОВЕРНУТЬ ДЕТАЛИ

У автомобиля «Волгах ГАЗ—24 со временем изнашиваются палец (24-2904068) и втулка (24-2904062) передней подвески. Поскольку износ происходит с одной стороны, я использую их повторно.

На наждачном круге делаю вторую лыску на головке пальца с противоположной стороны от имеющейся, поворачиваю его, а резьбовую втулку вворачиваю другим концом. Теперь эти детали контактируют неизношенными поверхностями, и узел снова работоспособен.

С. МЕЛЕНТЬЕВ г. Москва

ДЛЯ ОБЛЕГЧЕНИЯ ДЕМОНТАЖА И МОНТАЖА ШИН

Демонтаж покрышки с диска колеса автомобиля сильно облегчается, если пользоваться рычагом длиной около 500 и диаметром 16 мм, который я изготовил из металлического прутка. На расстоянии около 15 мм от торца круглым напильником сделал кольцевую канавку глубиной 2—2,5 мм, а конец рычага опилил по форме шара.

Порядок работы с ним таков. Отрываю покрышку от диска, приподнимаю борт лопаткой как обычно и вставляю под него рычаг так, чтобы канавка легла на край обода. Смачиваю борт изнутри мыльной водой и бью молотком по стержню сбоку. Перемещаясь по окружности диска, рычаг вытаскивает из него покрышку. Конечно, надо следить при этом, чтобы с противоположной стороны борта покрышки полностью были утоплены в углублении обода и под ними не оказалась защемленной камера. Применение такого стержня исключает возможность повреждения камеры и края диска. г. Воронеж В. КОСТЕНКО

Для монтажа и демонтажа шины на колесе предлагаю «монтировку», показанную на рисунке, которой легко и быстро выполняется эта работа. Я сделал ее из стали 45, закаленной до твердости HRC 40—45 единиц.

Захват на конце лопатки с радиусом 4 мм надежно удерживает ее на диске во время монтажа. По изогнутой поверхности (радиусом 100 мм) борт шины легко сходит за счет выгодного перераспределения силы, прикладываемой к лопатке. Кстати, она заметно меньше, чем при работе с штатной лопаткой.

Л. ЛОГОВСКИЙ г. Ижевск

От редакции. Представляется целесообразным изготовлять такие лопатки на заводах в качестве товаров народного потребления и для комплектации автомобилей.

Журнал «За рулем» 10 • Октябрь 1984 Цена 1 руб.

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Спортивный глобус

АВТОГОНКИ

«Гонки звезд» состоялись на новой трассе «Нюрбургринг» (ФРГ) по случаю ее открытия. В них приняли участие 19 сильнейших гонщиков последних 25 лет, в том числе восемь чемпионов мира. Все они соревновались на одинаково подготовленных легковых автомобилях «Мерседес-Бенц-190Е-2,3-16». 120 тысяч зрителей следили за ходом гонок. Победил 24-летний бразилец Айртон Сенна. На последующих местах: 2. Н. Лауда (Австрия); 3. К. Рейтеманн (Аргентина); 4. К. Росберг (Финляндия); 5. Д. Уотсон (Англия); 6. Д. Хьюм (Новая Зеландия).

КАРТИНГ

Кубок дружбы социалистических стран в нынешнем сезоне разыгрывается в 21-й раз, соревнования проводятся в три этапа.I этап (ГДР). Личный зачет: 1. М. Рябчиков; 2. М. Ухов; 3. П. Бушланов; 4. А. Берзиньш (все — СССР); 5. И. Копецки (ЧССР); 6. И. Върбицалиев (НРБ). Командный зачет: 1. СССР; 2. ЧССР; 3. ГДР; 4. НРБ; 5. ВНР; 6. СРР; 7. ПНР.

Для вас и вашей машины

ПЬЕЗОЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ, ИСКРОВОЙ

Не всякий автомобилист обладает достаточным опытом, чтобы определить на слух, какая свеча в двигателе не работает. Для экспресс-диагностики свечей освоен выпуск искровых пробников. Этот прибор, получивший название «Тест», позволяет, не выворачивая свечу из гнезда, проверить ее работоспособность.

Прибор надевают на свечу или соединяют с ней через специальный гибкий переходник. При нажатии на курок пьезоэлектрический генератор вырабатывает электрический ток напряжением в несколько тысяч вольт. Если свеча исправна, вместе с проскакиванием искры между ее электродами вспыхивает контрольная лампочка на приборе. Лампа не будет гореть, если свеча повреждена, электроды покрыты толстым слоем нагара, слишком велик или, наоборот, исчез зазор между ними.

Искровой пробник «Тест» надежен, прост и не требует никаких дополнительных источников питания. Проверять им можно любые свечи на любом автомобильном и мотоциклетном двигателе. «Тест» свободно умещается в кармане.

Стоит прибор дешевле комплекта свечей — всего 6 рублей.

Отзывы о качестве прибора завод-изготовитель просит направлять по адресу: 400048, Волгоград, а. я. 555.

Торгующие организации по поводу закупки приборов могут обращаться на волгоградскую базу «Роскультторга».

О чем писал «За рулем» 50 лет назад

Максимальная скорость грузовой машины для Москвы установлена 30 км, каковая должна быть снижена до 10 км при проезде через перекресток и мимо трамвайных остановок.

Разрабатывается трасса грандиозной автогужевой магистрали Ленинград — Москва — Харьков — Ростов — Орджоникидзе — Тифлис. Одновременно ведутся изыскательские работы по другой автомагистрали, которая должна соединить Москву и Свердловск.

До самого последнего времени автоинспектор остается очень малозаметной фигурой в работе нашего автотранспорта. Весь штат автоинспекторов Союза насчитывает всего 300 человек. Из них 250 в РСФСР и на Украине. Сеть автоинспектуры входит в систему Цудортранса, содержится на его средства и непосредственно им инструктируется. В настоящее время Цудортранс ставит вопрос о доведении в 1935 году штата государственных автоинспекторов до 1900 единиц.

На первой странице обложки — фото А. Чумичевой и В. Ширшова.

Главный редактор И. И. АДАБАШЕВ Редакционная коллегия: В. А. АНУФРИЕВ, П. Ф. БАДЕНКОВ, И. В. БАЛАБАЙ, В. Д. БОГУСЛАВСКИЙ, А. Г. ВИННИК, Б. Ф. ДЕМЧЕНКО, Л. В. ЗВЕРКОВСКИЙ, Г. А. ЗИНГЕР, В. П. КОЛОМНИКОВ, А. Е. КУНИЛОВ, В. И. ЛАПШИН, Н. И. ЛЕТЧФОРД, Б. П. ЛОГИНОВ, В. Н. ЛУКАНИН, Б. Е. МАНДРУС (отв. секретарь), В. Л. МЕЛЬНИКОВ, В. И. НИКИТИН, В. И. ПАНКРАТОВ, Н. В. СЛАДКОВСКИЙ, М. Г. ТИЛЕВИЧ (зам. главного редактора), Л. М. ШУГУРОВ, Л. А. ЯКОВЛЕВ.

Зав. отделом оформления Н. П. Бурлака. Художественный редактор Д. А.Константинов. Технический редактор Л. В. Рассказова.

Корректор М. И. Дунаевская.

Сдано в производство 30.07.84 г. Подписано к печати 29.08.84 г. Г-73840. Формат 60х90/8. Усл. печ. л. 4,5. Тираж 3 910 000 экз. Заказ 1208. Цена 1 руб. Адрес редакции: 103045, Москва, К-45, ул. Сретенка, 26/1. Телефоны: 207-23-82, 207-16-30.
Издательство ДОСААФ СССР, Москва. 3-я типография Воениздата.

Журнал «За рулем» 10 • Октябрь 1984 Цена 1 руб.

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

На воде — без коррозии и накипи

Как известно, в системах охлаждения многих отечественных автомобилей используется всесезонная жидкость — антифриз ТОСОЛ Д-40. Она содержит (по отношению к общей массе) 56% этиленгликоля, 3% присадок, главным образом ингибиторов коррозии, остальное — вода. Преимущества антифриза при регулярной езде зимой несомненны. Подчеркнем, что благодаря ингибиторам ТОСОЛ не вызывает коррозионных повреждений деталей и засорения шламом, состоящим из продуктов коррозии.

Но существенны и недостатки антифриза: высокая стоимость, дефицитность этиленгликоля. Кроме того, при бесконтрольном сливе жидкости токсичный этиленгликоль может нанести ущерб окружающей среде. Наконец, по теплофизическим параметрам (кроме, конечно, температуры замерзания) этиленгликолевый антифриз уступает воде: другими словами, хуже отводит тепло. Поэтому, в частности, предельная положительная температура окружающего воздуха, при которой возможна эксплуатация автомобиля с использованием антифриза, ниже, чем при заправке водой.

Ясно, что в ряде районов, прежде всего южных, целесообразно применять в системах охлаждения воду. А чтобы избежать образования накипи и коррозии, к воде нужны специальные присадки. Они выпускаются за рубежом и пользуются спросом, хотя на автозаводах системы охлаждения обычно также заправляют антифризами. Ингибитор коррозии и накипеобразования разработан и в нашей стране — сотрудниками Уральского научно-исследовательского химического института (УНИХИМ) в Свердловске и АЗЛК.

Препарат, названный ИКАР-3, представляет собой негорючую окрашенную жидкость. Норма его расхода — 320 мл на 10 л воды. Ингибитор можно либо заливать непосредственно в систему охлаждения, либо предварительно смешивать с водой в отдельной емкости. Подготовка двигателя к использованию ингибированной воды проста: если в нем был антифриз, систему охлаждения промывают, а затем заправляют водой с добавкой ингибитора. Для промывки загрязненной системы можно использовать сам ИКАР-3 — он имеет моющие свойства.

Ингибитор сохраняет свое действие в течение 12 тысяч километров пробега. В дальнейшем состав охлаждающей жидкости необходимо корректировать, добавляя через каждые 10 тысяч одну пятую первоначальной дозы препарата. Если были утечки жидкости из системы, надо пополнять ее свежим раствором ингибитора. Содержимое системы следует заменять каждые два года.

Ингибитор ИКАР-3 в течение двух лет испытывался в южных районах страны на 23 автомобилях «Москвич—2140», система охлаждения у которых была заправлена водой с разной естественной жесткостью. В 15 из них использовалась добавка ИКАР-3. Максимальный пробег одной из машин превысил 126 тысяч километров.

Через каждые шесть месяцев работы добавляли полную дозу ингибитора. Также раз в полгода делали частичную разборку и осмотр деталей двигателя на двух автомобилях в каждом из трех городов, где шли испытания. Осмотры показали, что в системе, заправленной водой без ингибитора, много продуктов коррозии и накипи на стенках гильз цилиндров, на дне рубашки охлаждения блока, в трубках и бачках радиаторов. Прокладка головки блока в большинстве случаев оказалась размягченной.

У машин, на которых в воду добавляли ингибитор, дефектов в работе системы охлаждения не было. Можно считать, что ИКАР-3 обеспечивает полноценную защиту от коррозии и накипи стенок алюминиевого блока и других Деталей двигателя. В то же время он не оказывает отрицательного воздействия на изделия из резины, паронита, картона.

Результаты лабораторных и эксплуатационных испытаний позволили рекомендовать новый автопрепарат к производству, подготовка которого уже ведется.

А. ЖУРАВЛЕВ, сотрудник УНИХИМа

Л. НЕЗНАМОВА, сотрудник АЗЛК

Журнал «За рулем» 10 • Октябрь 1984 Цена 1 руб.

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Как утеплить гараж

С таким вопросом в редакцию обращаются иногда владельцы металлических гаражей, выпускаемых промышленностью. Ответить на него мы попросили инженера-строителя Г. КОРСАКОВА.

По сути своей металлический гараж служит только крышей для машины и надежной оградой. Он не предназначен для отопления, а потому в его конструкции не предусмотрено утепление стен и потолка. Простота изготовления и монтажа такого гаража — безусловный плюс, но у него есть и существенный минус — резкие перепады суточной температуры, что влечет к конденсации воды на его стенках, ржавлению их. Да и для машины это небезразлично.

Именно эти причины побуждают владельцев дополнительно покрывать теплоизоляционными материалами тонкие металлические стены гаража, делать потолок. В северных и сельских районах Нечерноземья автолюбители иногда делают такие гаражи отапливаемыми, чтобы в них можно было работать с машиной если и не в морозы, то при достаточно холодной погоде. Надо сказать, что отапливать гараж есть смысл только с такой целью. Для зимнего хранения машины этого делать не нужно, поскольку при поездках в мороз резкая смена температуры очень вредна для кузова. Он будет ржаветь.

Как выбрать материал для утепления и произвести необходимые работы? Толщина стен в отапливаемых гаражах зависит от теплопроводности изолирующих материалов. Так, для северного и среднего поясов СССР принята минимальная толщина кирпичных стен в 2,5 кирпича (64 см), а стен из бетонных плит — не менее метра. В южном поясе ее можно уменьшить до двух и даже полутора кирпичей. Каменные (кирпичные) стены всегда делают в несколько раз толще деревянных.

Внутреннюю облицовку неотапливаемого металлического гаража можно сделать в полкирпича и оштукатурить известково-цементным раствором. Таким образом, ликвидируются все щели в гараже, и, кроме того, облицовка будет выполнять роль поглотителя влаги, конденсирующейся при перепадах температуры на стенах.

Древесный материал, применяемый для утепления металлических гаражей, не должен иметь влажность более 23%. Для этого его необходимо 3—4 месяца хранить под навесом. Доски, находящиеся под открытым небом, имеют влажность до 50% и будут растрескиваться и коробиться при высыхании. Кроме того, влажная древесина склонна к гниению.

Дерево надо защитить от огня. Для этого его обмазывают или окрашивают соответствующими составами как до, так и после установки деревянной обшивки стен и потолка в гараже. Годятся следующие неводостойкие составы: силикатная краска СК-ХЭМ (расход ее 550 г/м2), хлоридная краска ХЛ-К (500 г/м2), сульфитно-глиняная краска СГ-К (1000 г/м2), суперфосфатная обмазка (2000 г/м2).

Предохранить внутреннюю деревянную обшивку гаража от загорания можно, оштукатурив стены или обив их железом, асбестом и т. п. Защитные обшивки, обмазки или окраски используют, прежде всего, для ограждения дерева от доступа большого количества воздуха, способствующего горению, а если пожар все-таки произошел, то они снижают его интенсивность.

В условиях индивидуального гаража нельзя рассчитывать на полное устранение первичных источников огня (искра из выхлопной трубы автомобиля, оброненный окурок, опрокинутая канистра с бензином или маслом, короткое замыкание в электропроводке и т. п.). Поэтому важно не только устранение первичных источников огня, но и обезвреживание их. Отсюда вывод: в гараже не должно быть не защищенных от случайных источников огня, тлеющих от искры или легковоспламеняющихся открытых деревянных поверхностей стен и потолка.

Наиболее эффективной в этом случае оказывается защита самого дерева от доступа воздуха штукатуркой или асбестовой, войлочной (на глине) и тому подобными обшивками.

Асбестовую обшивку прикрепляют гвоздями (длиной 40—50 мм) через железную сетку или штукатурную дрань (для сохранности), затем оштукатуривают ее известковым раствором. Можно эту обшивку закрепить прибитой поверх жестью с отверстиями. Обшивка сплошным железом, без отверстий и швов, недопустима, поскольку изнутри ее будут распирать газообразные продукты сухой перегонки, возникающие при высыхании дерева.

Сплошная двусторонняя обшивка железом также неприемлема ввиду возможного гниения дерева в случае применения (хотя бы частично) сырого леса.

Потолок металлического гаража, утепленный деревянной обшивкой, также должен обеспечивать достаточную пожарную безопасность. Для этого снизу его, как правило, покрывают штукатуркой по реечным матам, металлической сетке или драни, без толевой изоляции. Сверху можно положить тонкую растворную или глиняную стяжку.

Во всех случаях штукатурку на стены и потолок гаража следует наносить слоем толщиной не менее 2 см и желательно известковым раствором из одной части извести и трех частей песка.

Журнал «За рулем» 10 • Октябрь 1984 Цена 1 руб.

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области