ЗЕЛЕНАЯ ВОЛНА
Выступление заместителя начальника Главного управления ГАИ МВД СССР генерал-майора милиции Рудольфа Семеновича Дианкина («За рулем», 1984, № 3) по вопросам практики применения указа «Об административной ответственности за нарушение правил дорожного движения» вызвало большой интерес наших читателей. По их просьбе мы продолжаем разговор на волнующую всех водителей тему.
Рудольф Семенович, давайте начнем с вопроса, который мы не задали в нашей первой беседе, считая, что ответ на него должна дать сама жизнь. Однако редакция продолжает получать такие письма. В связи с тем, что теперь и штрафы отмечаются просечкой в талоне, читатели высказывают опасение, не слишком ли много появится водителей, которых придется привлекать к повышенной ответственности за систему нарушений?
Мне думается, что драматизировать положение поводов нет. Статистика, которой мы располагаем, показывает, что с момента введения в действие Указа число административных взысканий, наложенных на водителей за систему нарушений, остается на том же уровне, что и прежде, хотя количество транспортных средств, а значит и людей, находящихся за рулем, постоянно возрастает.
Это говорит о том, что в подавляющем большинстве случаев до серьезного наказания дело доходит именно у тех водителей, которые его заслуживают. Остается только надеяться, что это станет им хорошим уроком и поводом задуматься о своем поведении на дороге. Мы верим, что и дальше все больше будет сказываться профилактическая направленность закона и нам придется реже прибегать к серьезным мерам наказания. Тенденция к этому заметна уже сейчас — во многих регионах страны нарушений Правил стало меньше, особенно опасных, создающих аварийную ситуацию. Кстати, читателям будет небезынтересно узнать, что мы под этим понимаем.
Квалифицируя действия водителя как создавшие аварийную обстановку, мы имеем в виду нарушения Правил, в результате которых возникла реальная угроза причинения вреда людям, повреждения транспортных средств, грузов, дорожных сооружений или иного имущества. К ним же относятся такие действия нарушителя, в результате которых другие участники движения вынуждены резко изменять скорость или направление движения, принимать меры к обеспечению собственной безопасности, предупреждению столкновения, наезда или опрокидывания. Как создание аварийной обстановки рассматриваются и случаи, когда водитель-нарушитель теряет контроль над транспортным средством.
Уточните, пожалуйста, еще раз, повторность каких нарушений Правил контролируется автоинспекцией и, следовательно, взыскание, налагаемое за них, фиксируется в талоне к водительскому удостоверению.
Это наиболее опасные нарушения, которые особенно часто приводят к дорожно-транспортным происшествиям, и нередко с тяжелыми последствиями. Такие, как управление транспортом в нетрезвом состоянии, превышение скорости, неподчинение сигналам регулирования движения, нарушение правил проезда железнодорожных переездов… Впрочем, не имеет смысла снова повторять их все. Напомню, что они перечислены в новом талоне к водительскому удостоверению, с которым читатели знакомы по нашему мартовскому разговору. Таким образом, каждая встреча водителя с автоинспектором, поводом для которой оказалось одно из нарушений, указанных в талоне, отмечается в нем записью об этом и просечкой.
Некоторые наши читатели поняли, что повторность образуют только однородные нарушения. То есть наказание возрастает, если, например, оба раза зафиксировано именно превышение скорости. Если же в талоне отмечены два разных по характеру нарушения, хотя и в течение года, то оба рассматриваются как допущенные впервые. Соответственно определяется и наказание. Так ли это!
Нет, совершение в течение года двух любых нарушений из перечисленных в талоне — не обязательно одинаковых — влечет за собой повышение ответственности, Несколько особо стоят в этом ряду нарушения Правил, связанные с управлением транспортными средствами в состоянии опьянения и проездом железнодорожных переездов. Они тоже образуют повторность, но, учитывая их особую опасность и, как правило, тяжелые последствия, в этих случаях третья и пятая статьи Указа предусматривают более серьезное наказание. Так, уже за первое нарушение правил проезда железнодорожных переездов водитель может быть предупрежден или оштрафован от десяти до тридцати рублей. Если же он повторно в течение года совершит такое же нарушение, то должен будет уплатить штраф от 20 до 50 рублей или лишиться «прав» на срок до шести месяцев. Повторю, что в этом случае, так же как и при управлении транспортом в нетрезвом состоянии, учитывается повторность именно аналогичных нарушений.
Давайте разберем теперь конкретную ситуацию. Водитель имел в талоне недавние отметки за превышение скорости и неправильный проезд перекрестка.
Затем он нарушил правила маневрирования. Все проступки совершены на протяжении года, и инспектор задерживает водительское удостоверение с записью об этом в талоне к нему. А буквально через день у водителя вновь неприятность — его останавливают за перестроение через сплошную линию разметки…
Все ясно. Действия инспектора в этой ситуации определяются соответствующей инструкцией. Делая запись в талоне в связи с третьим нарушением, он укажет, за что изъято удостоверение, которое затем будет направлено вместе с протоколом для рассмотрения и принятия мер уполномоченному на то должностному лицу. За перестроение через сплошную линию разметки в талоне вновь будет сделана соответствующая отметка. Таким образом, когда водитель явится для разбора системы нарушений, то должностное лицо, которое будет этим заниматься, окажется информированным и о четвертом проступке. Мера наказания при этом будет определяться последовательно: за третье нарушение — правил маневрирования — может быть назначен, например, штраф 30 рублей, а за последнее — лишение права на управление транспортным средством сроком до 6 месяцев.
Это, разумеется, не обрадует тех наших читателей, которые в своих письмах в редакцию выражают надежду, что после наказания за «систему» нарушений отметки о них автоматически прекращают свое действие…
Заблуждение. Отметки о нарушениях, которые есть в талоне к водительскому удостоверению, никаким штрафом, ни даже лишением «прав» на срок до полугода, как это предусматривается Указом в подобных случаях, не отменяются. Они утрачивают свое действие только после истечения года со дня их совершения. Поэтому и тогда, когда по каким-либо причинам производится замена талона к водительскому удостоверению, например в связи с утерей, в него переносятся все отметки о нарушениях, «срок давности» которых не истек. Это теперь можно сделать, так как налажен строгий учет всех нарушений, которые в нем отмечались, и поэтому реальная картина легко восстанавливается при оформлении нового талона.
В нашей почте встречаются письма, авторы которых при каких-то очевидных нарушениях Правил — сам факт они признают, — но не опасных, не приведших к аварийной ситуации, считают, что инспектор мог бы и не наказывать их штрафом, а ограничиться устным замечанием, внушением. В одном случае речь шла, например, о том, что водитель не был пристегнут ремнем безопасности.
В другом — автомобиль стоял на довольно тихой улице, но в месте, где до сплошной линии разметки было явно меньше трех метров…
Предвижу, что в том и другом случае они были на месте наказаны трехрублевым штрафом с выдачей квитанции и считают, что инспектор поступил с ними слишком сурово. Это хороший повод продолжить разговор о принципах реализации закона. Как вы сказали, оба шофера не отрицают, что нарушили Правила, за что Указом предусмотрена ответственность в виде предупреждения или штрафа на месте в размере 3 рублей. Собственно, так и поступил инспектор, посчитав эту меру наказания оправданной.
Работникам дорожно-патрульной службы нередко приходится сталкиваться с водителями, совершившими очевидное нарушение Правил и понимающими это, но которые все равно пытаются «уговорить» инспектора простить их. Так вот, хочу совершенно определенно сказать, что «простить» в таких случаях инспектор не только не может, но и просто не имеет права — Указ не предусматривает такой альтернативы. Реализуя принцип неотвратимости наказания за совершенный проступок, работник милиции просто обязан делать все, чтобы так оно и было при каждом нарушении. Одним словом, мне хотелось бы, чтобы до сознания водителей дошло, что во всех случаях, когда они нарушают Правила, наказание налагает не инспектор ГАИ, а Закон, от имени которого уполномочен действовать наш работник.
Рудольф Семенович, с 1 сентября введена в действие новая редакция 11 главы Правил, определившая требования к техническому состоянию транспортных средств на основе ГОСТа 25478—82 (см. «За рулем», 1984, №N8 8, 9). В связи с этим хотелось бы еще раз вкратце остановиться на ответственности за нарушение этих требований.
Статья первая Указа устанавливает, что за управление транспортными средствами с неисправностями, не допускающими их эксплуатацию, то есть за нарушение требований, изложенных в главе 27 Правил, водитель может быть предупрежден или оштрафован в размере от трех до десяти рублей. В этом случае отметка в талоне к водительскому удостоверению не делается, так как эти нарушения повторности не образуют.
Все сказанное относится и к эксплуатации транспортных средств, переоборудованных без соответствующего на то разрешения, не зарегистрированных в установленном порядке или не прошедших государственного периодического осмотра.
Нередко в редакцию приходят письма с вопросом, который хотя и выходит за рамки Правил, но интересует многих читателей; каким документом предусмотрена ответственность за использование транспортного средства в целях яичной наживы?
Это положение исключено из последней редакции Правил, как не относящееся непосредственно к обеспечению безопасности движения. Не имеет смысла перегружать излишней информацией нормы, которые каждому водителю надо знать чуть ли не наизусть. Административная ответственность за использование автотранспортных средств в целях личной наживы предусматривается Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 июня 1968 года и соответствующими указами союзных, республик. А с 1 января 1985 года этот вопрос будет регламентироваться «Кодексом РСФСР об административных правонарушениях», который утвержден на прошедшей сессии Верховного Совета РСФСР. Конечно, в тех случаях, когда характер такого нарушения не влечет за собой уголовную ответственность.
Рудольф Семенович, заканчивая нашу беседу, хотелось бы поговорить вот о чем. Нам часто пишут о случаях, когда трактовка того или иного положения Указа или пункта Правил руководящими работниками Госавтоинспекции, прозвучавшая со страниц «За рулем», не совпадает с решениями того или иного инспектора ГАИ. Читатели при этом апеллируют к авторитету журнала и ссылаются на высокую компетентность сотрудников ГУГАИ МВД СССР, выступающих на его страницах. Однако безуспешно, так как в ответ слышат, что по этому же поводу есть какие-то иные разъяснения, а журнал — не указ. Создается странная ситуация: на страницах многомиллионного издания, которое читает большинство водителей, говорится одно, а на деле получается другое. Разъясните, пожалуйста, вашу позицию по этому поводу.
Безусловно, такого положения быть не должно. Все руководящие работники Госавтоинспекции страны с большой ответственностью относятся к выступлениям на страницах печати, тем более в таком популярном среди водителей массовом издании, как «За рулем».
Этот подход соответствует решениям июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС, на котором было сказано: «Руководители министерств и ведомств, советских и общественных организаций должны наладить систематическое информирование прессы о деятельности органов управления, характере решаемых проблем». Выступления работников главка по волнующим читателей журнала проблемам всегда полностью основываются на положениях, которые определяют подход нашей службы к тем или иным вопросам и уже доведены до всего личного состава Госавтоинспекции страны. Из вопросов, определяющих взаимоотношения сотрудников ГАИ и водителей, мы никаких секретов не делаем, и все, что знают, например, по порядку применения Указа читатели «За рулем», известно из наших ведомственных документов работникам службы. И если противоречия возникают, то тому могут быть две причины: или недостаточно компетентен сотрудник ГАИ, что должно стать поводом для серьезного разговора с ним со стороны руководства подразделения, или водитель плохо разобрался в том вопросе, по которому возникли разногласия. В этом случае обязанность инспектора ГАИ вежливо и квалифицированно, со ссылками на соответствующие документы рассеять его заблуждения, чтобы нарушитель правильно понял предъявляемые ему претензии. Только такой подход к разрешению конфликта можно считать истинно профессиональным, а значит, достойным работника советской Госавтоинспекции.
В заключение хочу сказать, что инспектору ГАИ законом предоставлено право наказывать за нарушение Правил, и Главное управление Госавтоинспекции страны в своей ежедневной работе с кадрами добивается того, чтобы каждый наш сотрудник хорошо понял — данная ему власть налагает и огромную ответственность. Ответственность за то, чтобы ни одно осознанное, откровенное и потому всегда опасное попрание Правил не осталось безнаказанным. И в то же время за то, чтобы ни один добросовестный, дисциплинированный водитель, пусть и допустивший ненароком какую-то оплошность, не оказался зря наказан. Мы знаем, что для повсеместной реализации этого принципа необходимы высокая профессиональная культура и кристальная честность каждого нашего сотрудника. Именно такую цель мы и ставим в работе с личным составом, и ее реализация должна стать основой того, что конфликты между инспекторами ГАИ и водителями, во всяком случае, имеющие под собой основание, будут редким исключением.
Беседу вел В. ПАНЯРСКИЙ
Журнал «За рулем» 10 • Октябрь 1984 Цена 1 руб.
Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области