Водителей традиционно учат: при опасности или помехе, не раздумывая, нажимай на тормоз. Потому-то любые учебники и пособия обязательно приводят данные об остановочном пути автомобиля в разных дорожных условиях и в зависимости от скорости. Между тем для выхода из критической ситуации на практике часто пользуются другим способом — маневром, и нередко он оказывается не менее эффективным (а зачастую и единственным!) средством избежать неприятности на дороге.
Но в каких ситуациях и когда им лучше всего пользоваться, какой должна быть техника выполнения приема и какой из двух способов в той или иной дорожной обстановке предпочтительнее — об этом в специальной литературе почти ничего. Вот мы и решили несколько восполнить этот пробел и дать водителям некоторую информацию о маневре в сравнении с классическим торможением. Тем более что нынешняя редакция Правил дорожного движения предлагает его как альтернативу торможению «для объезда препятствия» (пункт 11.1).
Техника маневра. Объезжают препятствие по-разному. Можно рвануть руль влево или вправо, и автомобиль начнет описывать дугу. А можно сместить машину на дороге, сделать своеобразную ее перестановку, чтобы далее продолжить движение в том же направлении. Путь маневра за время перестановки (ПМ) и путь торможения (ПТ) позволят сопоставить эффективность сравниваемых приемов управления. В каких случаях маневр предпочтительнее торможения? Если ПМ меньше ПТ, то вывод следует сделать в пользу маневра. В противном случае — в пользу торможения.
Однако следует сказать, что техника исполнения гораздо больше влияет на путь маневра, нежели на путь торможения. Если не считать особых условий — скользкости дороги, ее поворота, неровностей покрытия и т. д., то почти вся премудрость экстренного торможения сводится к тому, чтобы как можно быстрее нажать на педаль тормоза, но не доводить колеса до блокировки. При маневре же, заставив автомобиль двигаться по кривой, водитель пробуждает огромную силу (она называется центробежной, или боковой), которая способна опрокинуть автомобиль или сорвать его в занос. Чем выше скорость машины и резче поворачивается рулевое колесо, тем больше боковая сила. Искусство маневра состоит в том, чтобы не перейти тот предел, когда силы сцепления шин с дорогой еще достаточны, чтобы противодействовать боковой силе и не дать автомобилю сорваться в занос, потерять управляемость. Исходя из этого, можно выделить три стиля выполнения маневра.
Острый стиль — маневрирование сопровождается начинающимся заносом, которому водитель не дает развиться, а завершение маневра сочетается с курсовыми колебаниями автомобиля. Такой стиль обеспечивает наикратчайший путь маневра. Правда, ценой существенного расширения динамического коридора, то есть занимаемого автомобилем на полосе движения места по ширине.
Критический стиль — автомобиль находится на грани заноса, хотя и не переходит ее. Крутизна поворота тут достаточно велика, но водителю, в отличие от предыдущего случая, не приходится прибегать к противозаносным мерам. Причем, если выполнять маневр в остром стиле могут только хорошо тренированные водители, то критический стиль доступен большинству сидящих за рулем. Во всяком случае, при экспертизе дорожно-транспортных происшествий, когда проверяется возможность избежать аварии посредством маневра, расчеты до недавнего времени велись именно по этому стилю управления.
Умеренный стиль — наиболее спокойный способ выполнения маневра, когда автомобиль поворачивает с немалым запасом устойчивости против заноса. На этот стиль следует ориентироваться тем автомобилистам, которые не получили специальных навыков экстренного маневрирования.
В сравнении с торможением. Когда же маневр в зависимости от стиля становится выгоднее торможения? Данные, позволяющие ответить на этот вопрос, приведены в табл. 1. Для наглядности эффективность маневра и торможения представлена в ней в процентах от цифрового показателя скорости движения автомобиля. Данные по острому стилю получены экспериментально на автополигоне, остальные — расчетным методом.
О чем говорит таблица? Маневр в остром стиле во всем рассматриваемом диапазоне скоростей оказывается предпочтительнее экстренного торможения. Причем, чем больше скорость автомобиля, тем выгода ощутимее. Это же относится и к маневру, выполняемому в критическом стиле. Только «порог выгодности» по сравнению с торможением тут начинается выше — примерно при скорости 80 км/ч. А вот при умеренном стиле торможение предпочтительнее маневра. Только после 110 км/ч пути маневра и торможения уравниваются.
Здесь следует заметить, что сравнение проводилось на сухой, ровного профиля дороге, то есть при хорошем сцеплении шин с покрытием. А если тормозить или маневрировать придется на мокрой проезжей части — какой из двух способов предпочтительнее?
Опытные данные по острому стилю выполнения маневра в таких условиях, к сожалению, отсутствуют, но есть расчеты по двум другим, они-то и приведены в табл. 2.
Из нее следует, что для критического стиля показатель эффективности маневра (ПЭМ) возрастает на мокрой дороге до 50%, его путь в сравнении с маневрированием на сухом покрытии увеличивается примерно на 20%. Но и показатель эффективности торможения (ПЭТ) тоже существенно ухудшается. Например, при скорости 70 км/ч он оказывается таким же, как при скорости 110 км/ч на сухом покрытии. Получается, что экстренный маневр в критическом стиле на мокром покрытии уже при скорости более 60 км/ч оказывается предпочтительнее экстренного торможения. Причем выигрыш тут очень заметен. Сравните: на скорости 90 км/ч путь маневра составляет 46 метров, а путь торможения в полтора раза больше — 69 метров.
И при умеренном стиле маневр выгоднее торможения, но только уже на скорости около 80 км/ч и выше.
Общий же вывод из приведенных рассуждений может кому-то показаться и вовсе парадоксальным: чем хуже дорога или техническое состояние тормозной системы автомобиля, тем маневр по сравнению с экстренным торможением предпочтительнее.
Тактика маневра. Правила движения предоставляют водителю свободу выбора между маневром и торможением не во всех случаях, а только тогда, когда «возникает препятствие», как указано в пункте 11.1. Скажем больше, ситуации, когда маневрировать очень опасно, хотя с точки зрения технической, вроде бы, выгодно, не так уж редки. Встает вопрос о правильной тактике использования маневра вместо торможения. Он предпочтителен тогда, когда не возникает еще более опасной ситуации или если поведение препятствия, его характер заранее предсказуемы и не вызывают сомнений.
Увы, к таковым нельзя относить, например, пешеходов, пересекающих дорогу вблизи автомобиля. В таких случаях пытаться маневрировать — значит только усугубить опасность наезда. Как раз торможение нередко дарит пешеходу те спасительные секунды, которые позволяют ему выйти за пределы опасной зоны или изменить свое первоначальное решение, сориентироваться.
Маневр в этих случаях увеличивает вероятность наезда, ведь у водителя нет полной информации, которая ему необходима, чтобы сделать маневр автомобиля безопасным. Но это вовсе не означает, что во всех остальных случаях эффективность и полезность маневра столь же эфемерны и годны лишь для теории. Важно только научиться правильно им пользоваться и не видеть в нем панацею от всех бед. И последнее. Перед вами не рецепты на все случаи жизни, а только информация, которая поможет водителям в поисках выхода из той или иной конкретной ситуации. Решать же им самим с учетом реальной обстановки и уровня своей квалификации.
С. ЛИТИНСКИЙ, кандидат технических наук
Журнал «За рулем» 3, март 1990 Цена 1 руб.