Датское судно Пума, на борту которого находятся 333 тонны особо опасных отходов, а именно отработавшее ядерное топливо с сербского исследовательского реактора «Винча», в начале недели вышло из порта Копер и прибудет в Мурманск 13 декабря. Далее опасный груз по железной дороге направится на комбинат «Маяк». Росатом не опровергает факт транспортировки. Экологические организации выражают озабоченность и протестуют.
О ядерной транспортировке первыми сообщили представители международной сети неправительственных организаций «Декомиссия». Новость была распространена рядом СМИ, но официальных подтверждений ни из Сербии, ни из России не последовало.
Росатом не опровергает сообщения о транспортировке
Корреспондент Беллоны.ру обратился за комментарием в Госкорпорацию «Росатом», ответственную за прием опасного груза, но там подтвердить или опровергнуть факт ядерной транспортировки из Сербии отказались. Можно предположить, что отсутствие опровержения информации о транспортировке отходов является непрямым подтверждением того, что транспортировка имеет место.
Владислав Бочков, заместитель директора департамента коммуникаций Росатома, сообщил корреспонденту Беллоны.ру: «Согласно международных договоров, это касается и РФ и США, в целях защиты от террористических угроз, ни одна из стран не вправе говорить о фактах перемещения ОТВС [облучённых тепловыделяющих сборок] с исследовательских реакторов».
О транспортировке договорились еще весной
Однако, о предстоящей транспортировке из Сербии было объявлено еще весной, а соответствующее межправительственное соглашение было заключено более года назад. Беллона.ру подробно писала об этом.
Весной, на Саммите по ядерной безопасности Россия подтвердила, что намерена забрать ОЯТ из Сербии. «Отмечаем подписание в ходе 53 сессии Генеральной Конференции МАГАТЭ в сентябре 2009 года соглашения с Сербией о вывозе в Россию облученного ВОУ — топлива с исследовательского реактора «Винча». В 2010 году, одновременно с вывозом ВОУ-топлива, планируется также вывоз облученного НОУ-топлива, которое находится в Институте «Винча», — говорится в Меморандуме Российской Федерации о физической ядерной безопасности от 13 апреля 2010 года.
Меморандум раскрывает подробности, а именно, что речь идет об отходах двух видов, отработавшем топливе из высокообогащенного урана (ВОУ) и низкообогащенного урана (НОУ).
Откуда отходы?
Институт ядерных исследований «Винча» (Vinča) расположен в 15-и километрах от столицы Сербии, Белграда.
Он был основан в 1948 году как исследовательский центр для реализации национальной ядерной программы Федеративной Народной Республики Югославия. В конце 1950-х при помощи Советского Союза в институте были сооружены две ядерные установки: исследовательский реактор RA тепловой мощностью 6,5 МВт и критическая сборка (реактор нулевой мощности) RB. Обе установки относятся к классу «тяжеловодных» и могут работать как с топливом из низкообогащенного, так и высокообогащенного урана. С момента пуска в декабре 1959 года реактор RA работал на низкообогащенном топливе, обогащенном до 2% по урану-235 металлическом уране производства подмосковного завода «Электросталь». С 1978 году наряду с низкообогащенным стали использовать высокообогащенное (до 80% по урану-235) топливо из диоксида урана, производства Новосибирского завода химических концентратов. С 1980 до окончания эксплуатации в августе 1984 года реактор работал исключительно на высокообогащенном топливе. За почти 25 лет исследовательский реактор и наработал те самые 333 тонны ОЯТ, которые сейчас плывут в направлении Мурманска.
Даже после вывода из эксплуатации исследовательский реактор остаётся опасным. На сайте института признаётся: «даже после удаления отработавшего топлива множество радиоактивных и загрязненных деталей и материалов будут представлять значительный радиационный риск, не только для Института, но также и для всего окружающего».
Что с аварийным ОЯТ?
Ситуация с ОЯТ сербского исследовательского реактора довольно типична. ОЯТ десятки лет хранилось во временном приреактороном бассейне и никогда никуда не вывозилось. Часть топливных элементов протекает, по сообщению института «Винча» в воде бассейна обнаружена повышенная концентрация цезия-137. То есть, часть отработавших тепловыделяющих сборок относится к категории аварийных, их транспортировка представляет повышенную опасность. Это ставит еще один вопрос – было ли аварийное ОЯТ отправлено в Россию?
Институт признал наличие проблемы и рассматривал возможность вывоза ОЯТ в национальное или региональное сухое долговременное хранилище. Однако, такого хранилища не существует и решение проблемы пришло из России и США. Россия забирает ОЯТ, а США оплачивает транспортировку.
Представитель Росатома Владислав Бочков cообщил для Беллоны.ру, что США также оплатит так называемую «переработку» ОЯТ на комбинате «Маяк» в Челябинской области: «Расходы по транспортировке ОТВС, его переработке, а также по проведению необходимых экологических мероприятий на территории России возмещаются РФ Министерством энергетики США в рамках Соглашения между Правительством РФ и Правительством США от 27 мая 2004 года о сотрудничестве по возврату в Российскую Федерацию ядерного топлива исследовательских реакторов, произведенного в Российской Федерации.
Возврат ОТВС осуществляется на основании ранее подписанных межправсоглашений, а также в соответствии с Единым проектом ввоза, согласованным Министерством природных ресурсов и экологии РФ, и полученным в установленном порядке положительным заключением государственной экологической экспертизы.
ОТВС исследовательских реакторов доставляются на ПО «Маяк» (Челябинская область), где перерабатываются в соответствии с действующей технологической схемой. В соответствии с законодательством РФ в области охраны окружающей среды за счет средств, полученных от выполнения внешнеторгового контракта по возврату ОТВС исследовательских реакторов, выполняются наиболее важные мероприятия специальной экологической программы реабилитации радиационно-загрязненных территорий Челябинской области».
Проблема в том, что в результате «переработки» ОЯТ-ОТВС объем радиоактивных отходов возрастает более чем в 200 раз. «Действующая технологическая схема» заключается в растворении ОЯТ в кислотах и выделении из раствора урана и плутония. Что делать с образовавшимся в результате такой «переработки» огромным количеством жидких радиоактивных отходов непонятно.
Такая «переработка» по мнению экологических организаций должна быть прекращена. В Заявлении международной сети общественных организаций «Декоматом» говорится:
«Предприятие «Маяк» по настоящее время сбрасывает отходы коммерческой переработки ядерного топлива в объекты окружающей среды: озера Карачай, Старое Болото, Татыш, а также водоемы Теченского каскада и далее — в реку Обь — Северный Ледовитый океан. Радиация возвращается в Евросоюз по биологическим цепочкам с морепродуктами, попадая на столы европейцев. Это происходит все 65 лет работы ядерного предприятия «Маяк».
Мы настаиваем на том, что:
1. ОЯТ должно оставаться в странах, которые получали выгоды от его использования. Его долговременное безопасное хранение должно осуществляться под контролем международного сообщества (МАГАТЭ). Все дальнейшие решения о его судьбе должны приниматься при участии заинтересованной общественности.
2. Переработка ОЯТ должна быть прекращена, поскольку этот процесс сопровождается поступлением радиоактивных отходов в окружающую среду, внося в нее необратимые разрушения.
3. Необходимо разработать и принять Международную Конвенцию о выводе из эксплуатации (Декомиссии) ядерных объектов. Конвенция должна закрепить принципы равной безопасности всех наций и природной среды при решении проблем, возникающих в процессе Декомиссии».
Обращение подписали представители Челябинского благотворительного фонда «За природу», Движения за ядерную безопасность, организации «Зеленый Мир» из Ленинградской области, Кольского экологического центра из Мурманской области и норвежской организации Norges Naturvernforbund.
Ядерная транспортировка опасна
Протесты также вызывает сама транспортировка. Отходы отправлены через Средиземное море и вокруг Европы, а не железнодорожным транспортом, возможно, из-за несогласия транзитных стран (Болгарии и Украины) на провоз опасного груза по своей территории. Но и морская и железнодорожная перевозка опасна, а по прибытии в Мурманск иностранные отходы будут перегружены и должны будут проехать несколько тысяч километров по железным дорогам России.
«Для чего мурманчанам дополнительные риски? – возмущается председатель экологической организации «Природа и Молодёжь» Виталий Серветник, — Вместо того, чтобы стать «российскими воротами в Арктику» Мурманск может превратиться в ворота для ядерных отходов со всего мира. Транспортировка ядерных материалов это крайне опасная практика, каждая транспортировка может привести к экологической катастрофе. «Ядерные поезда» проедут через крупнейшие города Мурманской области, Карелию, всю европейскую часть России и остановятся на челябинском комбинате «Маяк». А отходы грязнейшей переработки вернутся к мурманчанам через океан в виде радионуклидов в рыбе».
Возможно, в понедельник радиоактивный груз мурманчане встретят протестами.
Ядерные транспортировки будут продолжаться
К сожалению, эта транспортировка не последняя. «В 2010 году Россия планирует вывезти свежее ВОУ-топливо из Украины, Белоруссии, Чехии, отработавшее ВОУ-топливо – из Украины, Польши, Германии, Сербии, Белоруссии», сообщается в Меморандуме от 13 апреля 2010 года. То есть, в ближайшее время можно ожидать еще ряд опасных транспортировок. Недавно Беларусь подтвердила, что готова «отдать» России отходы со своего исследовательского реактора…
Новости на промышленном портале Мурманской области