Водный Алай

(окончание, нач. см. в № 8)

Как уже сообщалось в предыдущем номере, в Таджикистане в 1989—1990 годах будут проходить водные туристские соревнования на «Кубок Гиссаро-Алая». Организатор соревнований — Куйбышевский областной совет по туризму и экскурсиям. В № 8 «Туриста» опубликована часть водных маршрутов по этому району. Сегодня мы печатаем описания еще нескольких походных трасс для выбора тем, кто станет участвовать в «Кубке Гиссаро-Алая».

Река Куршаб в верховьях называется Гульча. Сплав по Гульче можно начать от пос. Каргалак на 114-м км Памирского тракта. Это на 6—8 км ниже пос. Сопи-Коргон, куда идет рейсовый автобус из г. Ош (для проезда нужен пропуск).

На участке до пос. Кун-Элен лежит десяток порогов, из них первые пять очень сложные, образованные в результате размыва мощных каменных завалов. Постепенно долина расширяется, уклон уменьшается, и в 10 км выше и ниже пос. Гульча река течет многими протоками по широкой котловине.

Приняв справа реку Джусалы, река Гульча получает название Куршаб. Ниже устья реки Куралы Куршаб протекает на протяжении пяти десятков километров в глубоком, но относительно доступном узком ущелье, прорезающем горы Конуртобе и Алдырьян. На этом участке река представляет бурный стремительный поток шириной 10—15 м со средним уклоном 13 м/км. Здесь встречаем каскад очень трудных, но проходимых порогов, а также непроходимый водопад. Ниже устья реки Багарчи долина Куршаба снова расширяется, ширина русла увеличивается до 25 м, а еще ниже разбивается на рукава, течение замедляется. Продолжить маршрут можно, сплавляясь далее по Карадарье.

Река Кексу (киргизская) берет начало из ледника Абрамова, поэтому достаточно полноводна с самого начала. Выход к месту сплава возможен с севера по дороге (пешком или на вездеходе) через перевал 1А Южный Караказык или южным путем от пос. Да-раут-Курган. В начале Кексу течет в каньоне, затем протоками в широкой троговой долине, а в 4 км ниже устья р. Ю. Караказык полностью перекрывается каменным завалом, который тянется на 2 км. Ниже завала река течет в неглубоком каньоне, здесь 4 очень сложных порога. Затем следует протяженный участок, где река течет по открытой долине через каскад весьма сложных порогов и вновь зарывается в глубокий каньон, названный Кождеве. Урочище Кождеве — наиболее живописное, но трудное и опасное для сплава место (пороги VI к. сл.). Русло в нескольких местах перекрыто многолетними снежными мостами.. Ниже Кождеве долина Кексу расширяется, сложность препятствии несколько снижается. Всего на реке более 25 порогов, протяженность сплава можно довести до 55 км.

Реки Тамдыкуль и Пнтаукуль при слиянии образуют р. Коксу (таджикскую), которая несет объединенный поток около 12 километров до впадения в Сурхоб.

Река Тамдыкуль берет начало из ледника с абсолютной высоты 3 400 м. Сплав можно начать из района курорта Тамдыкуль республиканского значения, расположенного в полутора км ниже впадения реки Иштан-салды. Сюда проложена хорошая дорога от пос. Джаргиталь. Долина реки характеризуется чередованием расширенных участков с узкими неглубокими ущельями, пропиленными рекой в коренных породах. Всего на Тамдыкуле можно выделить 7 каньонов-щек. Все каньоны проходимы, но сложность препятствий явно неоднозначна. В целом русло реки хорошо вымыто, открытых камней почти нет, но поток динамичный и очень жесткий.

Река Питаукуль берет начало из ледника с высоты около 4 000 м. В среднем течении река проложила русло в древней троговой долине. Здесь уклон снижается до 30 м/км, а ширина русла увеличивается до 20 м. Учитывая условия водности, по Питаукулю можно плыть от места слияния примерно равномощных рек Лойсу и Джанакырчин, но более надежно — от урочища Кырчин, куда можно попасть только пешком.

Практически все русло Питаукуля до слияния с Тамдыкулем — сплошной порог. Иначе говоря, Питаукуль (впрочем, так же как и Тамдыкуль) — горка, с которой бурный поток несется, игнорируя камни и не образуя уловов. В большую воду динамика рек столь велика, что с ней может справиться далеко не всякий опытный экипаж. Тем не менее, принципиально непроходимых мест на реках нет. Сплав по реке Коксу существенно проще. Протяженность сплава по рекам Тамдыкуль, Питаукуль и Коксу суммарно может составить 95 км.

Река Ярхыч называется в верховье Назар-Айляк, берет начало из ледника с высоты 3 309 м. Надежный сплав возможен от места впадения в Назар-Айляк рек Дарапиоз и Оби-Камароу. Сюда можно доехать на попутной машине из пос. Хаит. Всю реку Ярхыч целесообразно разделить на семь однотипных участков. Каждый из них образован оползнем или селевым выносом с последующим образованием завального озера и размывом завальной дамбы. На месте спущенного озера река оставляет протоки, относительно простые пороги, в месте прорыва завале — сложные пороги. Первый участок, относительно простой, тянется до первого правого притока. Второй участок порогов оканчивается очень сложным, но проходимым порогом Айляк. В конце третьего участка порогов — урочище и завал Давансу, прохождение которого сомнительно. Здесь очень живописное место, усадьба егеря. Самый сложный — четвертый участок — оканчивается порогом водопадного типа в каньоне Тарату. Здесь же, на высокой террасе левого берега — сейсмостанция.

Ниже устья реки Тутек долина Ярхыча расширяется, сложность препятствий уменьшается. Последний порог Убарь-сель средней сложности находится у пос. Хаит. После впадения в реку Ярхыч мощного левого притока — реки Бегисия, образуется река Оби-Хабут, которая через 5 км впадает в реку Сурхоб параллельно реке Оби-Ясман. Всего на реках Ярхыч и Оби-Хабут 25 порогов, общая протяженность сплава 40 км.

Река Сорбог — наиболее полноводная река Алая — описана автором в альманахе «Ветер странствий», № 22, 1987 г. Интерес для сплава представляют также участки притоков Сорбог — рек Наукрум (Гориф), Дубурса, Комароу. Первые две реки содержат элементы VI категории сложности, небольшие водопады. Всего на 110-километровом участке сплава в бассейне Сорбога выделено около 200 порогов.

История освоения рек Алая непродолжительна, и несомненно, что в ближайшие годы ее опыт будет обогащен, а кое в чем скорректирован.

г. Куйбышев

А. ФУРНЭ, мастер спорта

ЛИТЕРАТУРА: Кеммерих А. Гидрография Памира и Памиро-Алая. М., 1978.
Адрес для консультаций: 443099, Куйбышев, областной совет по туризму и экскурсиям, ул. Куйбышева, 90.

Журнал «Турист» № 9 1989 г.

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Равняясь на победителей

Чемпионат мира по спортивному ориентированию

Карта последнего чемпионата мира по ориентированию на лыжах, проходившего в Финляндии, относится к новому виду программы — спринту. Он был принят на конгрессе Международной федерации ориентирования ИОФ и практически «без разведки» рекомендован для соревнований самого высокого уровня.

В спринте дистанция примерно вдвое короче, чем в обычном заданном направлении на лыжах, а число КП, напротив, больше. Гуще и сетка лыжней, поэтому новый вид не только более быстрый, но и очень напряженный в психологическом отношении. На чемпионате мира 1988 года спринт «пришелся ко двору», так как заинтересовал не только спортсменов, но и организаторов, ведь он требует меньшей местности и усилий при подготовке лыжней.

На женской трассе (6,7 км, 8 КП) чемпионкой стала норвежка Рагнхилд Братберг. Высокая (176 см), стройная, милая и доброжелательная сестра милосердия сейчас считается сильнейшей «универсалкой» (выступает зимой и летом) среди ведущих ориентировщиц мира.

К зимнему старту Братберг готовилась очень целеустремленно, но первую дистанцию (12,1 км( 6 КП) проиграла (всего 36 с) финке Вирпе Юутилайнен. А через день, проявив характер, взяла у нее блестящий, почти абсолютный, реванш — в спринте Братберг показала лучшие результаты на всех полноценных отрезках — трассы (отрезок от последнего КП до финиша — не в счет), кроме одного, от КП 3 до КП 4, выиграв у второй (Юутилайнен) почти полторы минуты. Как видно на карте, Братберг гибко сочетала использование быстрых лыжней, пригодных для «конькового» хода (сплошные зеленые и черные линии) и более медленных, предназначенных для «классики» (штриховые линии). Иногда ради «конька» даже возвращалась — как на отрезке 6—7 (этого не сделала ни одна из четырех советских ориентировщиц, проигравших здесь Братберг от 30 до 60 с). Показать высокий результат Братберг позволило не только ее незаурядное техническое мастерство, но и очень высокая лыжная подготовка.

Путь лучшей в спринте советской спортсменки Валентины Близневской (9-е место) нанесен только там, где отличается от маршрута Братберг, то есть менее чем на четверти трассы. На худшем для Братберг отрезке (3— 4) Близневская выбрала вариант, несомненно, лучший. И хотя наша спортсменка уступила Братберг (проявилась разница в лыжной подготовке), проигрыш здесь был минимальным (14 с) по сравнению с другими участниками трассы. Видимо, Братберг на левый вариант затянуло пристрастие к «коньковому» ходу.

Однако этот путь заметно длиннее и проигрывает по рельефу: в начале его крутой подъем по лыжне, подготовленной для «классики».

Сравнение путей Близневской и Братберг свидетельствует о том, что наша спортсменка прошла трассу вполне квалифицированно. Большой же проигрыш по времени чемпионке мира (более 5 мин) вызван недостаточной лыжной скоростью Близневской, которая к тому же и больше тратила времени на выбор и контроль пути по трассе. То же самое можно сказать и о других трех наших спортсменках, выступавших в спринте. Показательно, что все четверо, допустив отклонение от маршрута чемпионки мира не более чем на четверть длины трассы, уместились в протоколе результатов в интервале менее полутора минут (9—14-е места).

В мужском спринте (9,2 км, 11 КП) первым чемпионом мира стал финн Ханну Копонен. Он не продемонстрировал такого превосходства над соперниками, как Братберг, — выиграл у второго (норвежца Бндара Беньяминсена) всего 4 с. Но зато он проявил другое, важное на трассах спринта качество — прошел дистанцию очень ровно, без заметных взлетов и срывов (места на отдельных отрезках — от первого до восьмого). Беньяминсен выиграл на трассе почти половину — 5 отрезков, но зато на двух был шестнадцатым. Такого разброса по отрезкам спринта нет и у третьего призера, финна Анеси Юутилайнена, у которого Беньяминсен выиграл в итоге всего секунду.

Сильнейший ориентировщик страны по итогам зимних состязаний 1987 и 1988 гг. И. Кузьмин занял 6-е место в 1987 г. на «предпервенстве» мире и 6-е место в первый день чемпионата мира. Оба эти результата являются пока высшими личными достижениями советских спортсменов не только в лыжном, но и вообще в ориентировании.

Расхождение на маршруте с чемпионом мира у Кузьмина также невелико. Их пути существенно разнятся лишь на двух отрезках; К—1 и 6—7, Кузьмин проиграл Копонену примерно по 50 с на каждом. Но при сопоставлении «ниток» и графиков движения различных спортсменов в начале мужской и женской трасс можно заметить, что Кузьмин проиграл Копонену на отрезке К—1 практически на том варианте, на котором Братберг выиграла у всех своих соперниц. Значит, дело не в выборе варианта, а излишней осторожности, с которой Кузьмин начал соревнование. А вот на отрезке 6—7 ошибка Кузьмина вполне очевидна — лишняя петля непосредственно перед КП 7 и заход на него с севера. Это единственная крупная ошибка на счету всех четырех советских спортсменов на мужской трассе спринта. Так, у лучшего из советских спортсменов, Михаила Зорина (8-е место), путь практически совпадает с чемпионским, отличаясь лишь на коротких отрезках 2—3 и 4—5 и на первом, где совпадает с вариантом Кузьмина.

Причина стабильного проигрыша в другом — неуверенное и слишком осторожное прохождение трассы с частыми обращениями к карте для контроля своего движения. Призеры же чемпионата шли рискуя (как Беньяминсен) или на грани риска (как Копонен и Юутилайнен), Все решил опыт выступления в крупных международных соревнованиях, которым наши спортсмены в достаточной мере еще не обладают.

Эти соображения — итог не только простого сопоставления путей и графиков движения спортсменов, но и более широкого анализа с использованием двух важных источников информации.

Первый из них — специальные таблицы, поступавшие к тренерам советской команды на другой день после соревнований. В них были приведены вычисленные на ЭВМ место спортсмена в начале дистанции, место на данном отрезке, а также идеальное время, показанное на этом участке, и проигрыш идеалу в секундах из скорости движения (в с на км). Идеальное время вычислялось как среднее из шести лучших результатов на отрезке — так исключаются всякие случайные достижения спортсменов, лучших на том или ином участке трассы.

Второй источник информации — результаты анализа соотношений в скоростях движения спортсменов по лыжням разного класса, сделанного ленинградским специалистом Л. Лебедкиным. По его данным, среднее соотношение скорости в «коньке» и «классике» равно 1,15:1, то есть преимущество «конька» несколько больше, чем в лыжных гонках. Это соотношение полезно использовать не только спортсменам при выборе пути, но и постановщикам трасс.

С. Елаховский, председатель комиссии ориентирования на лыжах ФСО СССР

Журнал «Турист» № 2 февраль 1989 г.

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

С компасом и объективом

Памяти друга Анатолия Казакова

Мы познакомились в 1968 году на первом чемпионате профсоюзов по спортивному ориентированию близ Тракая. Анатолий Казаков возглавил только что собранную, буквально по крохам, команду нового профсоюзного ДСО «Зенит». Утешительный приз, игрушку-лягушку, получил за последнее место неунывающий москвич Е. Кривокор.

— Ничего, — сказал А. Казаков, — нужно 2—3 года, и мы соберем сильную команду.

Так началась наша совместная тренерская работа и дружба, которая длилась 12 лет. Мы действительно собрали сильную команду, но лишь через десять лет наконец-то стали чемпионами профсоюзов.

Жили мы с Казаковым в разных городах, были на разных работах, занимались своими делами и проблемами, уже не мальчики, а мужи. Старшим по возрасту (и намного) был я, старшим тренером всегда был Анатолий. Другой бы обиделся на моем месте, тем более я работал тогда профессиональным тренером, а Толя слесарем. Но мы держались на равных, Внешне он никогда не походил на лидера. Но когда разгорались в тренерском стане жаркие споры, он говорил последним. И а редчайших случаях принимал волевое решение, на которое имел полное право. Не помню, чтобы он повысил голос, что-то смудрил, схитрил. Анатолий обладал величайшим человеческим даром — умел слушать.

Он возглавлял заводскую секцию в родном спортклубе «Чайка», объединил разрозненные силы единомышленников своей отрасли и образовал сильную команду в Москве, побеждавшую в крупнейших столичных соревнованиях.

Как-то он сказал:

— Нашел одну спортсменку, скоро она выйдет на всесоюзную арену.

Это была Т. Валихина — будущая обладательница чемпионских титулов всесоюзного ранга. Его интуиция в отборе спортсменов почти всегда срабатывала безотказно. И в организационном отношении Казаков оказывался всегда быстр и решителен, недаром его избрали членом президиума столичной федерации и членом комиссии пропаганды Всесоюзной федерации. Он часто возглавлял сборную команду Москвы и принимал близко к сердцу ее успехи и неудачи. Выступал в качестве судьи, готовил дистанции, организовывал соревнования.

Но все чаще и чаще его стали видеть с объективом. Сперва с обычным «Зенитом», а потом с фоторужьем. И выставка, которая однажды была развернута на уютной турбазе «Кубия» поразила. Наконец-то наш «невидимый» спорт, скрытый от судей, тренеров и болельщиков таинственной пеленой леса, открылся. Особенно удалась Анатолию портретная галерея ведущих спортсменов, застигнутых при уходе с КП — самом интригующем моменте лесной игры.

Он не был тренером-профессионалом, он не был и фотографом-профессионалом. Он был слесарем-лекальщиком высокой квалификации и гордился этим. Проработал он на одном предприятии 22 года, и это в свои 41! В рабочей среде прошел школу становления. Там он вступил в партию, там пришел в спорт и стал его вожаком.

Увлекаясь все больше и больше фотоохотой, Анатолий пошел на курсы. Его фотографии стали появляться в газетах и журналах. В самом центре столицы, на огромном проспекте Калинина, в шикарной витрине небоскреба красовались теперь спортивные слайды Казакова.

Он побывал на Севере, фотографировал. На этот раз по задание журнала «Советский Союз». Сделал часть снимков и хотел вернуться, закончить работу. Но судьба, к великому сожалению, распорядилась иначе. Жизнь его круто и горько оборвалась.

Ежегодно в разгар жаркого московского лета любители бега с картой и компасом собираются на традиционном мемориале памяти Анатолия Казакова, так много сделавшего для развития ориентирования в столице.

Г. Шур г. Архангельск

Журнал «Турист» № 2 февраль 1989 г.

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Забег в юрьеву ночь

«Однажды ненастной ночью — это было под Юрьев день — одинокий всадник остановился на высоком холме, милях в полутора от Таллина, вынул из-под накидки смоляной факел, зажег его и поднял как свечу… И тут произошло нечто поразительное. Далеко вокруг, насколько хватало глаз, стали загораться в темноте огоньки. Вдруг вдали запылал новый огонь… Пламя поднялось, как высокая башня, рассеяв ночную тьму. Горело поместье». Так описывает начало крестьянского восстания «Юрьевой ночи» (в ночь на 23 апреля) 1343 года эстонский писатель Э. Ворнез в исторической повести «Мститель».

В Юрьеву ночь 1960 года в окрестностях Таллина тоже полыхали факелы. Любители бега с картой сельского спортивного общества «Йыуд» решили ознаменовать годовщину восстания необычным соревнованием — ночной эстафетой по ориентированию. И вот уже три десятка лет сезон бега с ориентированием в Эстонии открывается забегом на Юрьеву ночь. Эти спортивные праздники проводятся в исторических местах — у городищ древних эстов к замковых развалин. Участники торжества в сопровождении всадников, облаченных в одежды древних ратников, с факелами шествуют под звуки духового оркестра по улицам поселка к старту, где разжигают огромный костер. Репортаж с места этого события передают телевидение и радио.

В 23 часа в небо взлетают ракеты, и участники соревнований устремляются в темный лес. Кульминация наступает, когда к финишу приближаются лидеры последнего этапа. Команде победителей вручается переходящий приз газеты «Спорди-лехт».

Эстафета всегда привлекает множество спортсменов. Уже в первый раз стартовали 27 команд, а в 1984 году их стало 204, то есть 1 020 спортсменов. Изменились и дистанции. Вместо трассы длиной в 10— 15 км в начале 60-х годов команды теперь преодолевают 25—32 км с 30— 50 КП. Этапы для мужчин имеют протяженность по 6—8 км, а для женщин (выступающих на втором и четвертом этапах) — 3—4 км.

Ночные эстафеты весьма популярны также в Скандинавских странах. Например, в Швеции эстафета проводилась уже 40 раз.

В беге с ориентированием результаты зависят не только от подготовки спортсмена и длины дистанции, а в значительной мере от погоды и местности.

Ход соревнований тоже непредсказуем. В 1977 году команда Тартуского госуниверситета победила с перевесом в 25 мин, а в 1955 году три первые команды закончили бег с интервалом всего 12 с при общем времени пробега 3,5 часа. Последние команды прибывают к финишу с первыми лучами утренней зари. Кроме главного приза выдаются специальные призы: победителю первого этапа, лучшей сельской команде, команде ветеранов.

Наиболее успешно в забегах Юрьевой ночи выступает Тартуский университет. Героями этих соревнований можно считать пятикратного победителя Калле Ремма и четырехкратного победителя первого этапа Тийта Тали (с общего старта дистанцию проходят 150—200 мужчин!).

В конце апреля 1989 года ориентировщики со всех концов Эстонии соберутся на XXX забег в Юрьеву ночь.

Хейяо МАРДИСТЕ, доцент Тартуского государственного университета г. Тарту

Давайте играть!

Ускорить процесс обучения ориентированию по карте и на местности поможет придуманная мною игра. Суть ее в следующем: карта области или района (лучше цветная, общегеографическая) разрезается по пиниям координатной сетки и наклеивается на картон. Первый, самый простой вариант игры — складывание перемешанных карточек в единую карту на время.

Второй вариант — в задании указывается маршрут, необходимо на время выбрать из колоды нужные карточки и сложить их по ходу маршрута.

Может быть, вы предложите другой, еще более интересный вариант! Ведь использовать эту игру можно в походах, в поезде, на вечерах, а можно ее включить в программу туристского слета и соревнований.

Г. НОВОЖИЛОВ, председатель туристско-краеведческого клуба «Монолит»

г. Лида Гродненской обл.

Журнал «Турист» № 2 февраль 1989 г.

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

И родилась эстафета

Идея проведения лыжной эстафеты на маркированной трассе возникла зимой 1964 года после туристского слета на границе Европа — Азия. Личные соревнования на трассе к тому времени уже прижились повсюду, но командные соревнования в заданном направлении, как это часто случалось, оказались малоинтересными. Результаты зависели от погоды и жеребьевки. Скучно было даже участникам, так как темп гонки определял кто-то один из команды, обычно наиболее слабый. Ему и доставалось отработать всю дистанцию в поте лица. Остальным не составляло труда следить за несложной цепочкой ориентиров, подбадривая или понукая товарища…

Ясно, что нужен иной вид командных соревнований и лучше всего — эстафета. Требовалось сделать так, чтобы к моменту передачи эстафеты участник полностью «рассчитался» за свои ошибки и чтобы этот расчет не был простой суммой штрафных минут. К тому же оказалось, что подсчет можно существенно упростить, затрубив систему штрафа, разбив ошибку по зонам, скажем, до 3 мм — без штрафа, от 3 до 6 мм — небольшой штраф, свыше 6 мм — большой штраф.

Логично не наказывать участника, если он знает свое местоположение с точностью до нескольких десятков метров, то есть приближенно (по аналогии с летними состязаниями, когда в таком случае спортсмен затрачивает несколько лишних минут, чтобы выйти на КП). Ну а если участник вообще «плывет», нужен достаточно большой штраф, и его величина не должна зависеть от того, куда ориентировщик (наугад или по наитию) ткнет свою иглу.

Ну а как быть дальше со штрафом! Наверное, все было бы проще, если бы в то время существовала эстафета биатлонистов. Но о ней тогда еще ничего не было слышно.

Пришлось «изобретать велосипед». Я много раз мысленно проигрывал такую эстафету. Казалось, чем чаще будут пункты оценки, тем интереснее, динамичнее борьба для участников, а при хорошей информации с дистанций — зрителей. С другой стороны, чрезмерное увеличение количества пунктов оценки упрощало ориентирование, да и организовать их в лесу трудно. Надо бы выбрать такой штраф, чтобы сильному гонщику невыгодно оказалось на хорошей лыжне предпочесть штрафные круги ориентированию. Да и лыжная подготовка должна играть роль. С запасом получилось, что максимальная сумма штрафных кругов должна быть немного меньше длины этапа. Именно с запасом, ведь не очень-то великой скорости достигали тогда ориентировщики.

…Время шло, а случая проверить эстафету на практике не представлялось. Только год-полтора спустя, когда Ленинграду поручили проведение матча 18 городов, я предложил эстафету. Сейчас кажется удивительным, как эстафета сразу попала на всесоюзный уровень, но предложение поддержала и центральная секция ЦСТЭ. За неделю до старта эстафету «обкатали» в Комарове с участием полутора десятков команд (в основном ленинградских, но были и гости). Было важно посмотреть на все глазами участника, и я побежал первый этап.

На первой же оценке «схватил» круг (причем раньше всех). Первый штраф в истории эстафет! И когда я «молотил» по плохо проложенному штрафному кругу, окружающие смотрели на меня с иронией: «Придумал — вот и беги». Это я вспомнил, конечно, ради шутки. Но сразу стали видны просчеты.

После двух-трех вечеров, отданных спору, служба дистанции предложила другую систему: участник отмечает КП на судейских картах, на оборотной стороне которых заранее наносятся и заклеиваются непрозрачной бумагой круги-мишени. Оценка будет быстрой, без ошибок, документальной.

С особой тщательностью готовили лыжню. Ясно было, что успех эстафеты в большой мере зависит от скоростных качеств трассы, А тут ночью накануне старта снегопад. Но эстафета прошла хорошо. Борьба шла и на штрафных кругах, и при передаче. У женщин все время лидировали москвички и рижанки. На финише их разделили 2 минуты, У мужчин почти всю эстафету впереди были тоже москвичи. На третий этап москвич А. Лобанов (победитель первого дня) ушел минутой-двумя раньше ленинградца В. Малинина. Так и двигались до финишной оценки. Зрители заволновались. Потом зашумели. Это Лобанов ушел на штрафной круг. Малинин без штрафа — на финиш. Эстафета понравилась всем, и с тех пор заняла прочное место в программе соревнований.

Л. ЛЕБЕДКИН, судья всесоюзной категория

г. Ленинград

Журнал «Турист» № 2 февраль 1989 г.

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Спортивное ориентирование

Зимний сезон спортивного ориентирования в разгаре. В конце февраля в Пскове состоится чемпионат страны по лыжному ориентированию, которому предшествовали всесоюзные соревнования в Москве и чемпионат России в Кунгуре. После длительного перерыва в программу встречи сильнейших в Пскове включена эстафета на маркированной трассе. Особенность нынешнего спортивного сезона — применение карт с лыжными следами и усовершенствованные правила.

Для поклонников бега с компасом и картой сейчас важен каждый старт, каждое выступление. Ведь впереди — зимний чемпионат 1990 года, требующий хорошей подготовки. Большинство материалов специального выпуска «Азимута» поэтому связано с наиболее актуальными «зимними» проблемами ориентирования. Но летний календарь обещает быть не менее насыщенным. Многодневные массовые соревнования начнутся весной на Украине и в Эстонии. В Псковской области состоится мемориал А. Матросова. Затем в Эстонии будет «Ильвестиада», затем — всесоюзные соревнования ветеранов.

Эти встречи предшествуют летнему чемпионату страны в Литве и чемпионату мира. Так что если вы готовитесь к выступлению, советуем тщательнее изучить секреты мастеров, которыми делятся опытные ориентировщики на страницах этого «Азимута».

Лыжня к Олимпу

На XIII конгрессе Международной федерации ориентирования (ИОФ), состоявшемся в Италии, было принято решение, которое может существенно повлиять на развитие лыжных состязаний «лесных скороходов». Как известно, очередной чемпионат мира по ориентированию на лыжах будет разыграй через год в Швеции. В районе проведения Белой Олимпиады 1992 года близ Альбервиля во Франции состоится чемпионат мира по ориентированию — показательный для членов Международного олимпийского комитета (МОК), гостей Олимпиады, журналистов. Техническую помощь а подготовке карт и дистанций окажет французам Федерация ориентирования Финляндии. XIII конгресс ИОФ утвердил Францию в качестве хозяйки лыжного чемпионата мира 1992 года. ИОФ уже более десяти лет ведет переговоры с МОК о включении ориентирования в Олимпийские игры. Еще в 1977 году на 79-й сессии МОК ИОФ была признана руководящей видом спорта, который отвечает критериям Олимпийской хартии. Однако в программу Олимпиад бег с компасом и картой еще ни разу не входил.

Если чемпионат мира во Франции будет успешным, есть немало шансов, что еще через два года ориентирование на лыжах войдет в программу Белой Олимпиады 1994 года. Ведь перед Олимпийскими играми в Сеуле МОК избрал столицей последующей зимней Олимпиады норвежский город Лиллехаммер, а норвежцы — одни из пионеров спортивного ориентирования. Многие жители страны фьордов значительную часть своего досуга отводят пробежкам с компасом и картой по лесу. Самые лучшие в мире спортивные карты — у норвежцев. Национальная сборная команда Норвегии не раз добивалась высоких достижений на чемпионатах мира. Так, на последнем чемпионате, прошедшем в Финляндии, на финише эстафеты женская команда Норвегии была второй, а мужской квартет получил «бронзу».

Интересные решения были приняты и на совещании представителей социалистических стран, состоявшемся в Каневе, когда осенью минувшего года на берегах Днепра проходил очередной розыгрыш Кубка Дружбы, приуроченный к 25-летию спортивного ориентирования в СССР. Начало этим состязаниям, ставшим ежегодным смотром развития ориентирования в братских странах, было положено по инициативе ЦСТЭ ВЦСПС в 1976 году. Практика соревнований показала, что в сезоны летних чемпионатов мира целесообразно проводить состязания юниоров, а в сезоны между чемпионатами — состязания сильнейших взрослых ориентированное. Составы команд — по семь женщин и мужчин, что позволит разыгрывать трехэтапные эстафеты, выставляя от каждой страны по две команды.

Признано также целесообразным сделать соревнования на Кубок Дружбы открытыми, чтобы в них могли участвовать национальные сборные команды не только социалистических стран. Регламент нового розыгрыша Кубка Дружбы поручено подготовить Чехословакии и через год представить на утверждение.

XIV Кубок Дружбы состоится 30 августа — 3 сентября 1989 года в Чехословакии, близ города Тржинец. Спонсором соревнований будет крупнейший местный металлургический завод, отмечающий свое 150-летие. Интересно, что спортивные карты подготовят те же специалисты, которые работают над картами для летнего чемпионата мира 1991 года. А узнать почерк составителей карты — мечта любого ориентировщика. В программе XIV Кубка Дружбы по сравнению с прежними состязаниями появится новшество — к двум традиционным видам добавится третий — спринт. Включить эту дисциплину в летние чемпионаты мира на XIII конгрессе ИОФ в Италии предлагала делегация Финляндии. Но решение вопроса было отложено, поскольку еще не разработаны критерии нового вида состязаний (длины дистанций, количество КП, масштаб карт и т. д.). Этим занимается сейчас техническая комиссия ИОФ, которую возглавляет Рольф Хайнеман из ГДР, присутствовавший в Каневе на Кубке Дружбы. Последующие розыгрыши этого приза состоятся в 1990 году — в Болгарии.

Б. Огородников, заместитель председателя Федерации спортивного ориентирования СССР

Журнал «Турист» № 2 февраль 1989 г.

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Краса лесов — пятнистый олень

Только тот, кто сам походил по тайге и сопкам с рюкзаком, кому знакомо торжественное величие еще нетронутой человеком природы, сможет представить, какое особое чувство овладевает нами, ненадолго оторвавшимися от привычных будней горожанами, когда посчастливится вдруг увидеть в естественной обстановке крупного дикого зверя. Олени, несомненно, одни из самых грациозных представителей животного мира, а среди них по праву выделяется пятнистый олень. Одно из названий его — олень-цветок — говорит само за себя.

Родина пятнистого оленя — Юго-Восточная Азия: Япония, Корея, Восточный Китай, Тайвань. В Советском Союзе он встречается на юге Дальнего Востока, где обитает самый северный из шести подвидов этого вида. От других оленей пятнистый отличается относительно небольшими размерами (масса наиболее крупных самцов — до 150 кг), маленьким белым «зеркальцем» вокруг основания хвоста и пятнистой окраской. Однако широко известный, рыжий с белыми пятнами, тип окраски этого оленя свойствен ему лишь летом. К зиме, как и большинство млекопитающих средних и северных широт, олени линяют, приобретая теплый зимний наряд.

Осенью, в сентябре — ноябре, у оленей проходит гон — время любовных игр и турнирных боев. С середины сентября рогачи начинают подавать голос. Рев быка — сигнал для соперника о том, что участок занят и на нем есть хозяин.

Всю зиму олени держатся небольшими стадами, предводительствуют в которых обычно старые самки. Среди молодых животных в этих группах встречаются и бычки-шильники, называемые гак за тонкие острые рога без отростков — «шпильки» или «спички».

Взрослые быки обычно держатся поодиночке, всецело полагаясь на свою осторожность и силу. Естественных природных врагов у оленей немного, это в основном волк, а также тигр и бурый медведь.

Весной, с наступлением тепла, самка рождает одного олененка. С этого же времени все чаще начинают появляться в тайге, по рекам и на морском побережье люди с рюкзаками, байдарками и палатками. А ведь именно в этот период беспокойство для диких животных особенно опасно. И забывать об этом человеку ни в коем случае нельзя, чтобы даже ненароком, из любопытства, не потревожить зверя или птицу, занятых воспитанием потомства.

Самцы весной сбрасывают рога, и возможно внимательному путешественнику посчастливится найти где-нибудь на берегу таежного ручья или на лесной поляне редкий и памятный трофей — рог пятнистого оленя. У быков же, лишившихся своего главного украшения и оружия, начинают отрастать новые рога, которые в течение лета остаются мягкими, округлыми, покрытыми бархатистой шерстью и называются в это время пантами. Именно из-за пантов вид подвергается хищническому истреблению со стороны человека.

С широким распространением нарезного оружия уничтожение оленя приобрело варварскую форму. В результате на сегодня 5 из 6 подвидов этого вида занесены в Красную книгу Международного Союза Охраны Природы (МСОП), как находящиеся на грани исчезновения, или уже исчезнувшие. Единственный подвид, обитающий на территории Советского Союза — уссурийский пятнистый олень, внесен и в Красную книгу СССР. В 1924 году в СССР был введен полный запрет на отстрел этого ценного зверя. Но, тем не менее, в 1949 г. дикая популяция вида, обитающая в Приморье, насчитывала лишь 300 особей. Положение стало критическим.

Как же так? — удивится внимательный читатель, — ведь этот вид нередко фигурирует в качестве охотничьего трофея во многих европейских, да и отечественных журналах? Дело в том, что во всех подобных случаях речь идет о так называемой парковой форме пятнистого оленя, которая уже многие десятилетия (а порой и столетия) обитает в местах, куда олени были завезены человеком, в полукультурном состоянии. Животные эти, являющиеся украшением многих ландшафтов Европы и Азии, разводимые в пантоводческих и охотничьих хозяйствах, уже сильно отличаются от диких популяций и не могут служить для восстановления численности аборигенных форм.

Дикие пятнистые олени, которых на территории СССР насчитывается сейчас всего около 1,5 тысячи, охраняются в заповедниках Дальнего Востока и, что особенно важно знать туристам, достигающим порой самых отдаленных уголков страна, могут быть встречены в прилегающих к заповедникам районах, то есть за пределами охраняемых угодий.

С. Полозов, кандидат биологических наук

И. Жигарев, ассистент

Журнал «Турист» № 2 февраль 1989 г.

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Навесная переправа

Это один из безопасных способов преодоления бурных рек. Но как сделать переправу и самосъемной?..

Первый из туристов, переправившийся на противоположный берег, закрепляет там грузовую веревку за опору.

При креплении за дерево используют узлы: удавку, простой штык со шлагом, рыбацкий штык. При креплении за камень, группу молодых деревьев (кустов) применяется простой штык. Подготовка «полиспаста». Вокруг опоры на исходном берегу вяжут петли из основной веревки:

одну петлю из специально взятого для этой цели отрезка длиной 3—4 метра, для второй используют свободный конец транспортировочной веревки. При вязке петель применяют академический узел или встречный «восьмеркой» с клиновидной закладкой. В верхнюю петлю защелкиваются два карабина, в нижнюю — один.

Схватывающими узлами (простыми или Бахмана) на грузовой веревке закрепляются две петли из двойного репшнура (или сдвоенные петли прусика). Ближняя к опоре удерживающая петля соединяется карабином с верхней петлей вокруг опоры (см. рис.). Теперь эта петля начинает удерживать грузовую веревку над рекой. Грузовая веревка последовательно пропускается во второй карабин верхней петли на опоре, в один из карабинов натягивающей петли, в карабин нижней петли на опоре, во второй карабин натягивающей петли.

Полученное таким образом подобие полиспаста позволяет даже небольшой группе туристов добиться значительного натяжения грузовой веревки (теоретически выигрыш в силе примерно учетверяется).

Наведение переправы. Схватывающий узел натягивающей петли продвигается от опоры в сторону реки. Несколько человек берутся за грузовую веревку и начинают натяжку. Один из туристов, стоящий возле опоры, по мере натяжки продвигает схватывающий узел удерживающей петли от опоры в сторону реки. В те моменты, когда группа ослабляет усилия по натяжению, эта петля принимает нагрузку на себя.

После того как достигнута необходимая степень натяжения, грузовая веревка заводится вокруг опоры. На ней вяжется узел «восьмерка» (с клиновидной закладкой). В петлю узла защелкивается карабин. Место узла выбирается с таким расчетом, чтобы пристегнуть карабин за грузовую веревку, т. е. замкнуть петлю вокруг опоры. Затем «восстанавливается» полиспаст и делается повторная максимальная натяжка веревки, чтобы снять нагрузку с удерживающей петли. В момент снятия нагрузки схватывающий узел удерживающей петли продвигается к опоре. После ослабления натяжки нагрузку воспринимают на себя грузовая веревка и карабин, пристегнутый за нее. Теперь можно окончательно разобрать полиспаст, снять петли с грузовой веревки и опоры. Чтобы не упустить в воду транспортировочную веревку, ее закрепляют в карабине грузовой веревки узлом «восьмерка».

Можно грузовую веревку завести вокруг опоры сразу при «построении» полиспаста. Это сократит время натяжки, но затруднит ее за счет трения грузовой веревки об опору, которое значительно больше трения о карабин.

Переправа туристов и рюкзаков. Каждый участник похода надевает индивидуальную страховочную систему, и начинается переправа над водой по грузовой веревке. На грузовую веревку крепится грузовой карабин (лучше с блоком). Посредине транспортировочной веревки вяжется узел «проводник», петля которого вставляется в этот карабин. К нему по очереди пристегиваются участники похода и при помощи товарища, уже находящегося на противоположном берегу и страхующего на исходном «челночным», как говорится, способом, перемещаются над рекой. Транспортировочной веревкой переправляются и рюкзаки. Последним должен переправляться самый опытный участник похода. Это он обязан проверить, не запутаются ли транспортировочная веревка и конец грузовой во время его движения по переправе…

Снятие переправы. Конец транспортировочной веревки на исходном берегу закреплен в карабине петли грузовой веревки на опоре. Поэтому, если тянуть за транспортировочную веревку с противоположного берега, то грузовая веревка будет скользить через карабин вокруг опоры. После переправы последнего туриста развязывается узел, крепящий грузовую веревку к опоре противоположного берега. Несколько переправившихся берутся за транспортировочную веревку и вытягивают и ее и грузовую на свой берег.

Ю. Богащенко, И. Бормотов, ст. инструкторы пешеходного туризма

Журнал «Турист» № 2 февраль 1989 г.

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Страховочные крючья

В горных походах и на восхождениях, везде, где грозит опасность срыва, обязательна страховка. На скальных кручах и среди ледовых сераков наиболее надежно страховочную веревку перекинуть через монолитные выступы, которые не вызывают сомнений. На снегу страховка требует специального решения. Во всех других случаях только крючья позволяют организовать страховочные точки.

Изготовляемые по конструкторской документации ВИСТИ (ОСТ 62-114-81) крючья в основном удовлетворяют условиям восхождений до 5Б категории сложности. Однако их производство незначительно и может обеспечить только альпбазы профсоюзов. Вот и приходится горным туристам делать злополучные крючья самостоятельно. К сожалению, подавляющее большинство изготовителей не имеет соответствующей инженерной подготовки. Часто в дело идут самоделки, вызывающие опасения за жизнь людей.

Автору по долгу своей спортивно-тренерской деятельности приходилось видывать очень «неосторожные диковины», применяемые их беспечными владельцами. Некоторые систематически повторяющиеся дефекты поясняются на примере изображенного на рис. 1 скального крюка, где условно совмещены отдельные ошибки. (Впрочем, достаточно часто встречаются и подобные комбинации дефектов.)

Даже не искушенный в механике турист хорошо представляет преимущества горизонтального крюка перед вертикальным, ищет такие трещины по ходу восхождения, запасается по большей части горизонтальными крючьями. Обычные конструкции отличаются отогнутым ушком. Вот тут-то таится первая серьезная опасность, зависящая от двух геометрических параметров: радиуса R загиба ушка и радиуса скругления во внутреннем угле заготовки. Очень часто этим пренебрегают, углы делают без радиусов или со слабо выраженными скруглениями. Даже если бы сам процесс загиба и не давал ослабления за счет создания дополнительных напряжений, то концентрация напряжений в этой, к тому же самой нагруженной, точке делает ее местом начала разрушения при рывке.

Положение еще осложняется тем, что при загибе, если он делается прямо в зажатых губках тисков, происходит подсечка внутреннего угла крюка острой кромкой губок, а наружный слой в месте загиба получает остаточные растягивающие напряжения.
Если вглядеться в это место, то почти всегда можно заметить начальную трещину. Но даже незаметная для невооруженного глаза трещина тоже очень опасна.

Такое ослабление даже для мягкого пластичного материала, каким является малоуглеродистая отожженная сталь или низколегированный титан, снижает прочность в 1,5—2 раза (в технике эта величина характеризуется коэффициентом концентрации напряжений). Для менее пластичных, более прочных материалов ослабление может быть в 4—6 раз и более. (Этот недостаток может быть исправлен в уже готовом крюке: достаточно круглым напильником сделать некоторое углубление, как показано на рис. 2; еще лучше потом это скругление зачистить.)

При рывке с этим дефектом «взаимодействуют» еще два дефекта конструкции того крюка, что показан на рис. 1. Конечно, самое простое отверстие — круглое. Малым его делать нельзя даже для одного карабина (диаметр должен быть 16—18 мм). А если потребуется продеть и второй карабин, то отверстие должно быть не менее 30 мм. Ширина перемычки ушка и зазор со скалой еще около 10 мм. Следовательно, плечо действия усилия Q, приходящегося на крюк при рывке (рис. 2), даже при полном забивании крюка, будет не менее b = 25 мм. Поскольку нагружающий крюк момент (действие силы Q) прямо пропорционален плечу b ее действия, конструктивно следует это плечо по возможности снижать.

Вторым дополнительным дефектом крюка, изображенного на рис. 1, является отсутствие выраженного выступа на ушке для упора в скалу. На рис. 3 пунктиром показана деформация головки крюка при рывке; за этот счет происходят дополнительные напряжения все в той же наиболее опасной точке крюка, с которой начинается его разрушение.

Но и это еще не все. Пока крюк рассматривался, как бы не подвергнутый какому-либо ослаблению при заколачивании его в трещину. В реальности же по головке крюка колотят молотком, и не всегда точно. И крюк используется неоднократно; при выбивании головку деформируют еще больше. Поэтому в очередной раз забитый крюк с исходной формой по рис. 1 может иметь вид, изображенный на рис. 4. Пластичный материал деформируется от ударов, расклепывается, в основном в зоне удара. При этом
деформируется и отверстие. Получившееся овальное отверстие даже удобнее для продевания второго карабина или веревки, но плечо действия силы Q еще увеличивается. Становится значительно больше и опасных микротрещин.

Из этого первого анализа следует ясные рекомендации: отгиб ушка должен иметь радиус загиба, специально обеспечиваемый оправкой; в заготовке внутренний угол должен быть также скруглен, а поверхность его заглажена; форма и расположение отверстия должны обеспечивать минимальное плечо нагрузки при рывке; форма бойка должна исключить повреждение ушка; ушко должно иметь выраженный упор в скалу. На рис. 5 дана типовая конструкция горизонтального крюка. Обратим внимание на то, что на головке выделен выступающий боек, за счет этого зона пластической деформации при заколачивании и выбивании крюка отдалена от ушка. Отверстие имеет оптимальную треугольно-овальную форму, удобную для продевания карабинов и веревочных петель, обеспечивающую минимальное плечо при рывке. Такую форму отверстия можно получить следующим образом: после сверления надо дополнительно применить кольцевое фрезерование по контуру или ручную распиловку по шаблону.

Легкодоступный материал для изготовления крючьев — низкоуглеродистая сталь 20. Надо учитывать, что она исключает многие дефекты, недопустимые в таком ответственном изделии, как страховочный крюк. Сталь 20 принимает упрочнение путем закалки в воду (что следует делать только на бойке) для повышения долговечности крюка. Следует предупредить, что распространенное мнение о неэффективности низкоуглеродистых сталей при термообработке не относится к тонким сечениям. При толщине материала крюка до 6 мм скорость охлаждения в закалочной среде настолько значительна, что твердость стали 20 составляет 35—45 HRC.

Отгиб ушка — ответственная операция, но ее можно делать без нагрева, при условии, что загиб будет производиться в гладких губках с радиусом скругления не менее толщины материала. Для облегчения веса сталь можно заменять титаном.

Упрочнение, а главное соответствующее повышение долговечности, достигается путем перехода на легированные стали и титан с применением соответствующей термообработки. Такие сплавы чувствительны к режимам термообработки и нагрева при отгибе ушка (описание их выходит за рамки данной статьи).

Вертикальные крючья должны иметь упор головки в скалу (рис. 6). К отогнутой лапке упора в принципе относятся все изложенные предупреждения об отгибе, хотя здесь это менее ответственно.

П. ЗАК, мастер спорта, кандидат технических наук

Журнал «Турист» № 2 февраль 1989 г.

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Чтобы легче стал рюкзак

Собираясь в путь, турист старается уменьшить вес рюкзака. Он делает миску из легчайшей консервной банки, высверливает в ручке ложки отверстия, отказывается от многих предметов обихода. И лишь продукты питания ничем не заменить.

Специалисты подсчитали, что турист, идя по ровной местности без рюкзака со скоростью 4 км/ч, ежечасно тратит по три килокалории на каждый килограмм веса. А поднимаясь в гору с двадцатиградусным уклоном и рюкзаком в 20 кг со скоростью 2,5 км/ч — более восьми килокалорий на каждый килограмм. Ну а в течение дня человек, занимающийся физическим трудом, расходует энергию в пределах от 2 600 до 4 500 и выше килокалорий. И ее необходимо восполнять.

Кроме энергии организму туриста нужны разнообразные строительные материалы. В первую очередь — белки. Из составляющих их аминокислот созданы все ткани, в том числе и мышечные. Другие необходимые организму вещества — жиры и углеводы. К ним следует прибавить кальций (составной элемент костей), фосфор (компонент нервной ткани), железо (для образования гемоглобина крови), а также натрий, магний, медь, цинк, йод… В общей сложности почти вся периодическая таблица Менделеева. Плюс к тому десяток-другой витаминов.

Так что правильное питание — дело не шуточное. Особенно в странствиях. Дома-то можно побаловать себя различными блюдами.

Здесь к вашим услугам холодильник, магазины, рынок, наконец. А туристу в походах все это заменяет, как правило, лишь один источник провианта — его собственный рюкзак. Но как же сделать его легким, сохранив при этом питательные свойства и вкусовое разнообразие взятых в поход продуктов? Об этом и состоялся разговор со специалистами Института питания АМН СССР: заместителем директора института кандидатом медицинских наук А. К. Батуриным и старшими научными сотрудниками лаборатории парентерального и энтерального питания кандидатами медицинских наук Л. Ф. Порядковым и Ю. К. Сызранцевым.

— Наши лаборатории, — рассказывает А. К. Батурин, — совместно с ВНИИ молочной промышленности разработали группу продуктов, отлично подходящих для походного питания. Это так называемые энпиты — сухие молочные смеси. Их уже выпускает Сибайский молочно-консервный комбинат детского питания (Башкирская АССР). Комбинат освоил технологию производства еще одного продукта — инпитана, также разработанного при участии нашего института. Массовый выпуск его запланировано начать в этом году. 

Вот посмотрите товарные упаковки этих продуктов.

Я беру в руки картонные коробки габаритом примерно 18X11X6 сантиметров. На них обозначен вес содержимого: от 400 до 500 граммов, цена: от 85 копеек до 1 рубля 30 копеек. А содержимое, как описали мне медики, представляет из себя белый порошок.

Согласно рецепту, отпечатанному на обратной стороне упаковок, порошок энпитов следует развести в горячей (60°) воде и, помешивая, довести до кипения. Затем охладить, и продукт готов к употреблению. С инпитаном хлопот еще меньше: его надо лишь развести теплой водой и помешать. Такая простота приготовления очень удобна в походных условиях.

— К тому же смеси в нераспечатанном виде долго хранятся, свыше одного года. Не страшна им и влага, — добавляет Л. Ф. Порядков. — Картонная упаковка — лишь внешняя оболочка, а сам порошок заключен в герметично запаянный вкладыш из фольги и полиэтилена.

Что ж, малые цена и вес, длительная сохранность — весьма привлекательные для туристов качества новых продуктов. Водникам, наверное, особенно понравится их непромокаемость. Но меня немного смущают надписи на лицевых сторонах коробок:

«Для диетического питания детей и взрослых», «Для зондового питания». Выходит, смеси предназначены больным?

— Они действительно разрабатывались для питания больных и, конечно, в первую очередь нужны им, — объясняет А. К. Батурин. — Но это отнюдь не значит, что наши смеси нельзя есть здоровым. Никаких лечебных препаратов в них нет. Они приготовлены на основе коровьего молока, сливок, растительного масла, богаты белком, очень калорийны, легко усваиваются. Кроме того, включают в себя все необходимые минеральные вещества и витамины. Так что туристы могут смело включать их в свое меню. Ничего, кроме пользы, это им не принесет. Вкус смесей сладковато-молочный. По желанию его можно менять, добавляя фруктовые соки, варенье, кофе, какао, свежие ягоды.

— А каковы достоинства новых продуктов?

— Обратите внимание на состав белкового энпита, — вступает в разговор Ю. К. Сызранцев. — Он назван так не случайно. В ста его граммах имеется 47 граммов белка. Это очень большая величина. Богатый животными белками натуральный продукт — говядина — в таком же весе содержит лишь 18 граммов этого ценного вещества.

Я прикинула в уме: одна упаковка белкового энпита весом в 400 грамм по количеству белка примерно равносильна двум пятисотграммовым банкам тушенки, А ведь в ней и немалое количество жиров, углеводов, внушительный состав минеральных солей и витаминов. В сумме одна коробка содержит в себе 1 660 килокалорий, в то время как такой же вес говядины дает лишь около 500 килокалорий. Да, традиционная тушенка уже не конкурент новому порошку.

— Такая же порция белка введена и в обезжиренный энпит, — продолжает Юрий Константинович. — В отличие от белкового в нем содержание жира сведено до минимума, а количество углеводов повышено. Чуть ниже и калорийность — 1 400 килокалорий на 400 граммов порошка. Ну а туристам, у которых каждый день большая физическая нагрузка, советуем включить в свое меню жировой энпит. Благодаря высокой процентной доли жира его калорийность очень высока: в полукилограмме порошка 2 800 килокалорий.

— Ну а чем хороша самая дешевая из смесей — инпитан?

— Этот продукт уже второго поколения после энпитов, — объясняет Л. Ф. Порядков. — Главное его отличие — полная сбалансированность по всем необходимым организму питательным веществам. Энпиты таким качеством не обладают. Поэтому только ими ограничивать питание мы не рекомендуем. Их следует применять как белковые, жировые добавки к рациону. А вот на меню из одного инпитана можно просидеть довольно длительное время без всякого ущерба для здоровья. Многих тяжелых больных кормили единственно этой смесью в течение нескольких месяцев.

— Значит, турист, отправляясь в поход на две-три недели, в качестве провианта может уложить в свой рюкзак только инпитан и ничего больше?

— Вполне, — подтверждает Сызранцев.

Мне оставалось задать только один вопрос: когда ожидается появление энпитов, низколактозных молочных смесей и инпитана на прилавках магазинов?

— На этот вопрос ответить трудно, — говорит А. К. Батурин. — Сейчас Сибайский комбинат производит эти продукты по заказу Минздрава. И распределяются они по больницам. Но мощности комбината позволяют значительно увеличить выпуск молочных смесей, чтобы и Минздраву хватило, и на прилавки попало. Можно посоветовать также туристским организациям самим обратиться на Сибайский комбинат. Думаю, он согласится по хоздоговору производить дополнительную продукцию.

Беседу вела Г. Панкратьева

Журнал «Турист» № 2 февраль 1989 г.