Туризм и геология

Конкурс знатоков

Объявленный в № 9 журнала за 1988 год очередной тур конкурса знатоков вызвал большой отклик у читателей. Редакция получила более тысячи ответов, причем четверть из них — правильные. Среди претендентов на победу люди самых разных профессий — от кооператора до дворника. Особенно много ответов прислали геологи и те, кто увлекается минералогией.

Письма в «Турист» поступили из разных уголков страны и из-за рубежа. Многие корреспонденты журнала жалуются, что номера «Туриста» получают с большим опозданием, и читатели не успевают принять участие в интересующем их конкурсе.

Учитывая многочисленные просьбы подписчиков, редакция решила приурочить подведение итогов к празднованию Дня геолога.

Таким образом, результаты лотереи будут опубликованы в четвертом номере журнала за 1989 год. Тогда же мы дадим более подробный анализ почты, прокомментируем вопросы и ответы, сообщим о наиболее интересных предложениях.

Однако уже сейчас называем правильные ответы на 10 вопросов тура «Туризм и геология»:

1. В турпоходе вы обнаружили проявление полезных ископаемых. Что лучше сделать для его быстрой и правильной оценки? — Сообщить в территориальное геологическое управление.

2. Какова максимальная глубина буровых скважин в Европе? — 12 км.

3. В 60-е годы зрительские симпатии завоевал фильм «Неотправленное письмо». Какой минерал ищут геологи, главные герои киноленты? — Алмазы.

4. На отмелях рек нередко встречаются окаменелости, называемые «чертовыми пальцами». Каково их происхождение? — Окаменелые части головоногих моллюсков.

5. Какие поделочные камни были вставлены в ювелирное изделие, подаренное героем повести Г. С. Желтковым княгине В. Н. Шейной? — Пироп.

6. Какой минерал наиболее распространен в верхних слоях земли? — Кварц.

7. Какой минерал чаще всего принимают за золото неопытные туристы? — Пирит.

8. Чем измеряется простирание слоев известняка при составлении абриса берегового обрыва реки? — Горным компасом.

9. Чье имя носит шкала определения твердости минералов? — Мооса.

10. Какой комплекс месторождений полезных ископаемых характерен для Центра Европейской части СССР? — Бурый уголь. Минеральные воды. Железные руды. Фосфориты. Декоративные камни

Журнал «Турист» № 2 февраль 1989 г.

Конкурс «40 лет победоносного февраля в ЧССР»

Уже много лет журнал «Турист» проводит конкурсы. Они полюбились читателям. Недавно завершился конкурс «40 лет победоносного февраля в ЧССР». Он был посвящен историческим событиям в Чехословакии, связанным с победой трудящихся над реакцией, пытавшейся восстановить в стране буржуазный строй.

Организаторами конкурса выступили редакция журнала «Турист», Чехословацкое бюро путешествий «ЧЕДОК», Центральный совет по туризму и экскурсиям. Главное управление информации Госкоминтуриста СССР и Общество советско-чехословацкой дружбы.

Условия конкурса оказались для читателей сложными. Требовалось ответить на восемь вопросов: они касались современной жизни Чехословакии, перемен в этой стране в связи с происходящей перестройкой, а также дальнейшего курса укрепления политического и экономического содружества с Советским Союзом.

Конкурс вызвал широкий интерес. В редакцию поступило много писем, в которых читатели выразили искреннюю благодарность за проведенный конкурс, позволивший «совершить путешествие в ЧССР», ближе познакомиться с жизнью народов этой социалистической республики. Вот что пишет, например, аспирантка кафедры истории КПСС Белорусского государственного университета имени В. И. Ленина Е. А. Лозовая: «Социалистическая Чехословакия — страна удивительной истории и прекрасного настоящего, страна трудолюбивых, талантливых и гостеприимных людей. Интерес к этой стране растет из года в год. И чем больше узнаешь эту страну, тем больше хочется проникнуть в мир ее истории, экономики, культуры. Я рада возможности совершить заочное путешествие в Чехословакию, увидеть, какой она стала за 40 лет продвижения по пути социализма. Такую возможность дает мне участие в конкурсе, за что я выражаю благодарность его организаторам».

«Пишет вам Андрей Григорьевич Гонтаровский из г. Васильков Киевской области. Несмотря на свой преклонный возраст (семьдесят восемь лет), я с удовольствием участвовал в конкурсе. Он позволил мне «посетить» страну друзей — Чехословакию».

Работы на конкурс поступили из разных регионов страны, начиная от Прибалтики и кончая Дальним Востоком. Наиболее активными оказались представители Российской Федерации, Украины и Белоруссии. Всех поименно назвать невозможно. Скажем только, что это люди самых различных профессий и возрастов. Примечательно, что в конкурсе участвовали целые семьи, жители «глубинок»,
пенсионеры, ветераны второй мировой войны. Некоторые сражались за освобождение Чехословакии от фашистских захватчиков. Но важно отметить, что участники конкурса в основном работающие люди. Несмотря на свою занятость, они нашли возможность в нем участвовать.

Большинство поступивших работ представляют серьезный труд. Они содержательны, интересно написаны, художественно, со вкусом оформлены. Авторы проявили высокий интернационализм, глубокие знания истории и культуры братской страны, тесного сотрудничества с СССР во всех областях жизни, в туризме.

Жюри конкурса внимательно рассмотрело все работы и пришло к решению первый приз присудить: Л. Э. Флуг (г. Гусь-Хрустальный, Владимирская обл.), Г. К. Лукавцу (г. Минск), Г. Н. Шепетько (г. Винница). Авторы сумели наиболее правильно и полно ответить на поставленные вопросы. Они интересно, с выдумкой оформили свои работы, за что награждаются туристскими путевками в ЧССР.
Второе место завоевали следующие товарищи: Л. Г. Панжинская (г. Краснодар), А. Г. Гонтаровский (г. Васильков, Киевская обл.), Г. П. Весело» (г. Ленинград), Н. Е. Ларин (пос. Жаворонки, Московская обл.), В. М. Воронин (г. Брянск), И. Г. Булавко (г. Витебск), Е. А. Лозовая (г. Минск), В. А. Козловский и А. П. Павлов (г. Москва), Е. Р. Измайлов (г. Щелково, Московская обл.), всего пятнадцать человек. Эти авторы удостоены ценных подарков редакции журнала «Турист».

Самая многочисленная группа призеров — двадцать человек — заняла третье место. Среди них: Г. В. Зонова (ст. Редкино, Калининская обл.), Т. Я. Ваврух (г. Червоноград), Л. В. Копотева (г. Ижевск), Н. А. Котов (г. Днепродзержинск), А. И. Федоров (г. Нижний Тагил), К. П. Сергеев (г. Москва), А. В. Марфин (г. Баку), Р. А. Жидяева (с. Усть-Ивановка, Амурская обл.), В. А. Занеженков (г. Минск), В. И. Хромяк (п. Тересва, Закарпатская обл.). Они награждаются сувенирами Чехословацкого бюро путешествий «ЧЕДОК».

В четвертую группу призеров вошли десять человек: Н. В. Веселова (г. Москва), Н. Б. Лелнс (г. Балвы, Латвийская ССР), В. Д. Аммосов (г. Кушва, Свердловская обл.), В. А. Бирюкова (г. Жигулевск. Куйбышевская обл.), Ю. В. Булавкнн (г. Железногорск, Курская обл.), В. М. Ешин (с. Усичи, Волынская обл.) и другие. Они отмечаются сувенирами Госкоминтуриста СССР.

Таким образом, сорока восьми победителям вручены заслуженные награды. Остальным участникам направлены памятные дипломы, красочные проспекты «ЧЕДОКа», письма.

Редакция журнала «Турист» благодарит всех, кто помогал в проведении конкурса и участвовал в нем.

Журнал «Турист» № 2 февраль 1989 г.

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Кузнецкий Алатау

Сказочно красива и богата природа Кузнецкого Алатау. Над хвойной темно-зеленой тайгой поднимаются снежные горы. Здесь можно встретить участки черневой тайги и моховокустарниковую тундру, многолетние снежники и яркие альпийские луга, а рядом с ними — причудливые каменные глыбы гранитных останцев.

Своеобразной красотой отличается район хребта Тигиртиш (в переводе с шорского — Поднебесные Зубья). Здесь находится самая высокая вершина всего Кузнецкого Алатау — гора Верхний Зуб. Остроконечные вершины, озера с голубоватой водой, пенящиеся порожистые реки, бескрайняя темно-хвойная тайга, поднимающаяся до высоты 1 500 м, участки субальпийских лугов и горных тундр на вершинах гор-гольцов составляют неповторимый ландшафт этого района. Богат и животный мир горной тайги. Здесь можно встретить гигантского обитателя здешних лесов — лося, услышать трубный зов марала. На моховых болотах горной тундры нередки встречи с быстроногим оленем. Ранней весной в зелени могучих кедров и пихт слышна удивительная песня глухаря. Реки здесь не только живописны, но и богаты рыбой. В их прозрачной воде можно поймать серебристого хариуса, ленка, налима и тайменя. Кузнецкий Алатау изрезан густой сетью рек. Здесь берут начало реки Томь, Кия, Урюп, Чулым и их притоки. В верховьях они имеют стремительное течение, изобилуют перекатами и порогами.

В Кузнецкий Алатау проложены многочисленные туристские маршруты: пешие, лыжные, водные. Наиболее интересными и сложными маршрутами отличается район хребта Тигиртиш. Здесь проходят плановые туристские маршруты «Студеный плес», «Поднебесные Зубья», «Тропою Гайдара», организуемые с междуреченской базы «Восход».

Поход лучше всего начать из Новокузнецка, выросшего рядом со старой Кузнецкой крепостью и городом Кузнецком. Он был основан в XVII веке как укрепленный острог на землях абинцев, которых казаки называли кузнецами за умение ковать железо.

Развитие города связано со строительством металлургического комбината — одного из гигантов первой пятилетки. Для строительства завода были приглашены иностранные специалисты. Они были искренне уверены в том, что с «лапотной публикой» дела не сделать — завода не построить и металла не получить. Прослышав о невиданном строительстве, стекались люди сюда из сибирских городов и сел. Это были мужики, неизбалованные судьбой, готовые к любым лишениям и невзгодам, лишь бы заработать на жизнь и вырваться из нужды. Прогнозы европейцев не сбылись. Кузнецкий комбинат был построен на самом высоком техническом уровне. Подобных предприятий не имела тогда даже Америка. Год за годом завод мужал, набирался сил. В городе много памятников и памятных мест: мемориальный комплекс «Бульвар героев» в честь 30-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941— 1945 годов, обелиск героям, павшим в борьбе за Советскую власть, и другие. В центре города — большой зеленый массив — парк.

Кронами деревьев парк сливается с садом металлургов, который заложили первостроители Кузнецкстроя. И всюду на улицах — зелень, один большой сад. Сбылись пророческие слова Владимира Маяковского: «Я знаю — город будет, я знаю — саду цвесть, когда такие люди в стране Советской есть!» Бронзовая фигура поэта поднялась в центре города во весь исполинский рост.

Подробно с историей города и его достопримечательностями можно познакомиться во время экскурсий, организуемых Новокузнецким бюро путешествий и экскурсий.

Из Новокузнецка до Междуреченска можно доехать поездом. Отсюда, с турбазы «Восход», организуются многие туристские маршруты. Один из наиболее популярных — «Поднебесные Зубья». Начинается этот пеший поход от станции Лужба, куда туристы приезжают из Междуреченска на поезде. Черным пунктиром показаны на карте маршруты восхождения на вершины Большой Зуб и Верхний Зуб. По окончании маршрута можно провести несколько дней на турбазе, познакомиться с Междуреченском, шахтой «Распадская», горнолыжным комплексом на горе Югус.

ЛИТЕРАТУРА: Новокузнецк. Фотоальбом «Советская Россия». М., 1983; Шпинь П., Князьков В. Горы зовут. Кемеровское кн. изд-во, 1970; Кузнецкий Алатау. Туркарта, М., ГУГК, 1986.

Журнал «Турист» № 2 февраль 1989 г.

Пречудесно сотворены сии скалы

«Зело превелики и пречудесно сотворены сии скалы. А находятся они в отдаленной пустыне. Только попасть туда трудно: конный, не проедет, пеший не пройдет, да и зверья дикого немало… А залезти на сии скалы никто не сможет, и какие они — неизвестно». Так писал о Красноярских столбах сибирский землепроходец Прохор Селезнев.

Хорошо он сказал, только вот о том, что здесь нельзя ни пройти, ни проехать, ни залезть — неверно. Проехать тут действительно невозможно — Столбы теперь заповедная зона. 

А вот ходили и лазили люди по скалам с давних пор. Интересная у этих каменных останцев-исполинов история. Причудливые формы их кого и чего только не напоминают и дают богатую пищу человеческой фантазии: «Танцплощадка», «Катушки», «Вопросик», «Дед», «Перья» и каких только еще названий ни придумали.

В царское время сюда собирались на свои сходки революционеры. На головокружительной высоте, над небольшой площадкой вывели они белой краской слово «Свобода». Полицейские пытались уничтожить надпись, но добраться до нее не сумели. Как знать, может с тех пор и ведет свое начало история альпинизма? Во всяком случае, в 50—60-е годы нашего столетия еще сильны были традиции «столбистов», выросших здесь, в Сибири, скалолазов-самородков с их филигранной техникой и непременными атрибутами — феской, ярким кушаком, прозвищем вместо имени. Стояли тут самодельные избушки, часто в труднодоступных местах.

Сами ребята поддерживали на Столбах строгий порядок. Отсюда вышло много замечательных скалолазов и альпинистов, среди них — братья Евгений и Виталий Абалаковы, принесшие славу советскому горному спорту.

Сегодня к Столбам идет асфальтированная дорога, в тайге проложены удобные тропы и все лето от зари до зари непрерывные потоки туристов и экскурсантов, словно ручьи и реки омывают подножья скал. Но такие потоки скорее приносят вред, чем пользу. Вытаптывается тайга, уходят звери„ исчезают птицы. С незамерзающего Енисея струится густой морозный туман, температура —40°.

Но по мере подъема небо постепенно проясняется, а у самих Столбов удивительно ясно, тихо и относительно тепло, всего — 18.

Местные жители этим обстоятельством не удивлены. Здесь не редкость температурная инверсия, когда с высотой становится все теплее. Другая для нас неожиданность — некоторые маршруты по скалам зимой проще: снег забивает щели, пологие сугробы кое-где облегчают подъем. А чисто внешнее и, конечно, субъективное впечатление — зимой Столбы лучше, чем летом. Нет пестроты, теневые стороны скал подсвечены отраженным светом, скульптурные формы подчеркнуто вылеплены снежными пятнами.

Удивительно чисто, тихо и солнечно. Не видно широченных торных троп, нет гнетущего мусора. Да и звери в небольшом зоопарке, что вырос из давнишнего живого уголка, относительно спокойны. Людей немного, почти все идут строго цепочкой, без беготни и суеты.

Почти все заповедники мира испытывают усиливающийся гнет общих экологических проблем. А что говорить о небольшой территории едва не в черте крупного промышленного города. Запретительные меры вряд ли помогут. Столбы должны быть открыты для разумного посещения и, конечно, для науки.

Д. Абрамов

Журнал «Турист» № 2 февраль 1989 г.

Альпинистская куртка

Надоела мне куртка, решил ее Коле продать, рублей за двести. Он говорит: «Дорого. Видел я твою куртку: короткая и никакой подкладки. Давай за сто пятьдесят. Причем сотню я тебе своими старыми кроссовками отдам». «Да зимняя куртка, — объясняю. — В ней в любой мороз жутко тепло. Ее специально короткой сделали. Накинь десять сантиметров — мартеновская печь получится». Он подумал и говорит: «Ладно. Приезжай на остановку, я ее еще раз на тебе посмотрю».

Вылез я из автобуса, плечи опустил, чтобы куртка подлинней казалась, и нашивкой на левой стороне груди на Колю двигаюсь. Потому что если уж с левой стороны его куртка не привлечет, то с правой я ее и подавно не продам. «Чего же ты синий и всего колотит? — Коля спрашивает. — От тепла, что ли?» Наблюдательный, как шпион! «Это у меня от нервов, — отвечаю. — Представляю, как с курткой сейчас расстанусь. Давай скорее деньги, пока я не передумал». При продаже главное, если покупатель колеблется, не дать ему долго соображать. Пусть думает, что это — его последний шанс, что вещь вот-вот уплывет. Тогда ему пыльный мешок фирмовым комбинезоном покажется. Но Коля — фрукт еще тот, вроде меня. «Сейчас на улице плюс десять, — говорит. — Пока в зимних условиях куртку не проверю — не куплю».

— Что ж мне с ней, в холодильник залезать? — спрашиваю. — Ведь до зимы еще сколько ждать!

— Мои деньги — твоя зима, — отвечает.

— Ладно, записываемся в секцию альпинистов, — говорю. — В горах минусы всегда есть. Поднажмем — через месяц тушенку на ледниках есть будем. Куртку проверишь, заодно и свежим воздухом подышим.

Стали мы у альпинистов, как звери, заниматься. Инструктор, пожилой такой дядька, из энтузиастов, до того растрогался, что нам с Колей свой альпинистский башмак подарил, в котором он впервые на пятитысячник залез. Второй у него то ли в пропасть свалился, то ли суп из него сварили. Короче, какая-то романтическая история, которые альпинисты частично сами выдумывают, частично друг у друга крадут. Вообще странные ребята, эти альпинисты. Хотя на вид вроде и нормальные. На мою куртку внимания не обращают, а лидером у них — один чудак в отечественных кедах, который больше всех на одной ноге может приседать. Коля сразу конъюнктуру уловил и говорит: «Во, видишь. Никому из ребят твоя куртка не нравится. Давай ее за сотню, и нечего в горы лезть. Альпинисты, они опасные. Затащат в связку на три тысячи и начнут характер проверять. Дескать, чем выше человека заманить, тем лучше его оценить можно».

— Брось, — говорю. — Нормальные ребята. Я вчера этому кандидату наук небритому штаны-бананы за полторы сотни продал.

— А ты знаешь, что он с ними сделал? — Коля ухмыляется. — Я видел. Распорол и какие-то чехлы на примусы сшил. — «Брезентик — золото, говорит. Давно такой искал. Структура ткани как раз для разреженного воздуха высокогорья». Может, ты и куртку готов кому-нибудь из этих чудаков продать? Давай. Он из нее капюшон сделает и к своей засаленной штормовке пришьет, наклейками внутрь,

— Ну, внутрь, ты это хватил! — говорю.

— Точно, внутрь. Или вообще спорет, чтобы шею не натирало.

Тут к нам инструктор подходит. «А сейчас, — говорит, — в углу спортзала ставим палатку и собираемся на чай. Потом под гитару узлы вязать».

Набились все в палатку, как пещерные люди, достали огромные алюминиевые кружки, в каждую по два чайника влезет, и начали хлебать чай. У кого кружка больше и он хлебает громче, тот, значит, более опытный и уважаемый. В этой темноте и толкотне я и не заметил, как моя куртка на полу очутилась, а на нее закопченный чайник поставили и бутерброды положили. А бутерброды! Каждый в полбуханки и жуткое количество сыра, колбасы, шоколада и не поймешь еще чего сверху свисает, прямо на мою куртку. Коля шепчет: «Давай за семьдесят возьму. Видишь, на правом рукаве пятно поставили?»

— Это отблески, — говорю. Но сам уже ни на что не надеюсь. Пробовал куртку вытянуть: на ней вперемешку с бутербродами ноги альпинистов лежат. «Ребята, — прошу, — отдайте вещь! Фирму попортите!»

— Молчи, — говорят. — Тебе честь оказали, а ты не понимаешь! Последний раз чайник на куртке самого Палыча стоял. А Палыч лучше всех на Кавказе дюльфером спускается.

— Я лучше Палыча научусь, только отдайте!

— Пятно справа, — комментирует Коля. — Можете не отдавать.

А мне уже все равно — предынфарктное состояние. «Угощайтесь, — говорю, — ребята. Намажьте куртку маслом, колбаски положите и съешьте». Говорю все это, конечно, про себя.

Тут лидер, который в отечественных кедах, торжественно встает на коленки и держит речь: «А сейчас я нашему новичку хочу подарить собственноручно сделанную штормовку, в которой он и пойдет с нами в горы» И с этими словами какое-то «вторсырье» мне протягивает.

«Спасибо», — сказал за меня Коля. — Он, — говорит, — онемел от счастья. Не обращайте на него внимания».

А утром, когда я поочередно содрал с подаренной штормовки слой чего-то резиноподобного, какую-то прокладку из сена и вынул жуткие войлочные подплечники, я увидел голубую фирменную куртку. Даже наклейки остались целы. Под одной хранились рыболовные крючки и иголка с ниткой, а под другой — завернутый в полиэтилен кусочек сухого мха. Коля как разинул рот, так и не закрывал. Пока не отсчитал три сотни и не натянул куртку на себя.

На следующее занятие я уже не пошел. По принципу: шесть из шести в спортлото можно выиграть только раз в жизни. А Коля до сих пор занимается альпинизмом. По моему мнению, ждет, когда ему тоже подарят такую штормовку. Хотя сам он говорит: чтобы найти в себе силы когда-нибудь вернуть голубой куртке ее первоначальный альпинистский вид. Может, и правда.

Журнал «Турист» № 2 февраль 1989 г.

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

По Уралу… на собаках

8 марта 1989 года на Полярном Урале состоялась советско-чехословацкая лыжная экспедиция. Состав ее был не совсем обычным: шесть туристов и… девять собак новой породы — чешская горная.

…Осенью прошлого года в Московский городской центральный туристский клуб пришло письмо из Клуба чешской горной собаки — москвичей просили подобрать маршрут для испытания новой породы, выведенной одиннадцать лет назад. Дело в том, что собаки новой породы должны выполнять принципиально новые задания — только тогда порода будет признана официально.

Чешские псы хорошие пастухи, сторожа, горные спасатели, но все эти «специальности» уже хорошо известны в собаководстве. Поэтому и возникла идея научить собак еще одному «делу» — «ходить» в упряжке.

Московский городской клуб взялся организовать эту необычную экспедицию. Были определены состав группы (в нее вошли четыре чеха и два москвича), а также маршрут экспедиции. Кстати, Полярный Урал мы выбрали не случайно — собаки должны были тащить сани только по насту.

Для решения вопросов, возникших в предпоходный период, мы должны были выехать в ЧССР, но этот этап не состоялся — вся подготовка к экспедиции велась самостоятельно. Чешские туристы помогли решить «продовольственную проблему» — обеспечили экспедицию быстро-готовящимися продуктами, мы же предложили свою шатровую палатку, проверенную на штормовых якутских ветрах. Чехи преподнесли еще один «сюрприз» — решили идти по Уралу в спортивных ботинках на пластиковых лыжах!

Итак, наш интернациональный поход состоялся. Погода, непредсказуемая порой в этих местах, баловала нас: 2—3 дня оттепели, остальное время — солнце, мороз, ветер. Наиболее сложная работа на маршруте — это забота о собаках. За время езды в поездах и машинах они отвыкли от упряжки, нервничали, и в первый день похода их приходилось разнимать через каждые 10—15 минут.

Многое для нас в этом походе было в новинку. Например, иной взгляд чешских путешественников на дневной рацион — объемы и витамины (мы привыкли — вес и калории). Наверное, поэтому во время похода все, кроме четвероногих друзей, прибавили в весе! Языкового барьера в группе не существовало: чехи неплохо владеют русским, мы — к всеобщему стыду — знали только 2—3 чешских слова. Но нам помог эсперанто!

За 13 ходовых дней группа прошла маршрут второй категории сложности протяженностью около 230 километров. Экспедиция завершилась удачно, хотя, конечно, в конце маршрута собаки с трудом тащили сани. После такого похода с сожалением думалось о том, что на Севере не встретишь сейчас собачьих упряжек… Не пора ли возродить привычный для этих мест «собачий» вид транспорта, а не трещать и чадить «Буранами»!

Наш Север пленил чехословацких друзей, и родилась идея пройти на собаках от Салехарда до Диксона. Но такой поход требует очень серьезной подготовки: необходимо наладить оперативную связь, организовать заброску с питанием для собак, провести переговоры с пограничниками и т. д. И все-таки, несмотря на предстоящие трудности, верится, что такая экспедиция состоится.

Я. Пармит, руководитель международной экспедиции «Урал-89»

Журнал «Турист» № 11 ноябрь 1989 г.

Итоги чемпионата

Впервые итоги чемпионата СССР по лыжному туризму были подведены в классах походов высшей категории сложности.
В «шестерках» участвовало 5 команд, в «пятерках» — 6.

Все походы совершены в различных регионах, среди которых — Памир, район традиционно летний. Здесь совершила поход команда Московского государственного университета под руководством С. Стрыгина. Еще при рассмотрении заявочных документов об этом маршруте VI категории сложности горячо спорили, что это — горный поход в зимних условиях или лыжный поход в горах! Противники похода «пугали» отсутствием снега, ссылаясь на пункты и таблицы Перечня классифицированных туристских спортивных походов. Сторонники же ратовали за широкое использование накопленного опыта — в команде, где все туристы имели право идти в горные и лыжные «шестерки». Спор решили закончить после завершения похода.

Когда команда МГУ показала слайд-фильм о памирском маршруте, стало ясно, что снега там, на Восточном Памире, не меньше, чем в Якутии, — почти весь путь туристы прошли на лыжах. Поход был представлен на «лыжный» чемпионат, где и занял второе место. Нитка маршрута: г. Мургаб — пер. Акташ — р. Зап. Пшарт — р. Сауксай — радиальный выход на пер. Пионер, Озерный Юж., Переметный — кольцевой 9-дневный маршрут через пер. Советских офицеров Вост., — р. Боз-Байтал, пер. Сауксай Вост., восхождение на пик Советских офицеров — р. Сауксай — Сарезское озеро — ГМС «Ирхт» — р. Ю. Лянгар — кишлак Шазуд.

Подняться на высшую ступень чемпионата команда не смогла из-за недостатков в тактическом построении маршрута и технических ошибок, допущенных во время похода.

Чемпионом СССР 1988 года стала команда туристского клуба «Звезда» Пермского областного совета по туризму и экскурсиям, которая провела поход VI к. сл. на Алтае. Предварительно пермские туристы проанализировали походы и альпинистские восхождения предыдущих лет — в результате маршрут был насыщен новыми интересными элементами. Он проходил па основным хребтам Центрального Алтая — Катунскому, Южно- и Северо-Чуйским, через известные перевалы Турист, Переметный и др.

«Изюминками» стали траверс между перевалами Маашей и Тамма, восхождения на вершины Белуха, Зап. Ольга и др. Выполняя их, туристы использовали разнообразные технические приемы, показали умение мыслить тактически, проявили стойкость. Стойкость против необыкновенного холода, который в зиму 1988 года охватил Алтай: из 26 дней похода только трижды утренняя температура была выше 30 мороза.

Третьим призером в классе походов VI к. cл. стала команда Ленинградского областного совета по туризму и экскурсиям под руководством Ю. Кузнецова. Ее более чем 1000-километровый маршрут проходил по снегам и льдам Таймыра от пос. Усть-Тарея через оз. Таймыр, р. Чукча, залив Топля до мыса Челюскин. Этот поход оценивался судейской бригадой неоднозначно. Одни указывали на отсутствие серьезных технических препятствий, другие ссылались на сложное ориентирование, суровые климатические условия и т. п. Поход оказался очень напряженным, график движения часто срывался или многодневными морозными метелями или белой мглой, приходилось «нагонять» упущенное, совершая за день 50-километровые переходы.

Четвертой стала также команда Ленинградского ОСТЭ (руководитель С. Храмов), совершившая поход по Восточному Саяну (пос. Нилова пустынь — пер. Шуман — пер. Иркутян — р. Билюта — р. Нарын-Гол — р. Китой — восх. на Улан-Сарьдаг — пос. Онот). Пятой — команда Московского авиационного института (рук. М. Шабалин), которая прошла очень интересный маршрут в массиве Сунтар-Хаята, но определенные тактические и организационные ошибки не позволили ей подняться на высшую ступень пьедестала.

В классе походов V категории сложности соревновались шесть команд. Первое место с большим отрывом от остальных участников заняла команда Каунасского завода искусственного волокна (рун. Ю. Жагялис). Поход проходил в сев.-вост. Якутии и практически пересекал все основные хребты северо-западной части горной страны Черского в левобережье Индигирки от хр. Тас-Хаяхтах до Чибагалахского. В начальную точку маршрута команда залетела на вертолете из пос. Усть-Нара и закончила его на р. Индигирке в пос. Арге-Мой. Многие участки пройдены впервые, открыты новые перевалы в отрогах Чибагалахского хребта.

Анализируя таблицу результатов среди команд класса «пятерок», бросается в глаза большая разница (12 баллов) между первым н вторым местом и малая — между последующими. По каким же разделам «Методики оценки туристского похода при проведении чемпионатов» уступили чемпиону остальные команды! По разделам сопутствующих походу (охрана природы, общественно-полезная работа, качество отчета и оформление заявочно-маршрутной документации) второй призер — пермская команда (рук. П. Кокоровцев), поход по Алтаю — не добрала по сравнению с чемпионом более 10 баллов.

Походные показатели (тактическое построение маршрута, тактическое исполнение похода, техническая сложность похода, техническое прохождение маршрута, автономность действий группы в походе, новизна маршрута) всех команд близки между собой и здесь разброс между максимальным и минимальным значениями баллов менее 10. Но это не значит, что все походы по технической сложности или новизне были тоже рядом. Несовершенство «Методики…» позволяет поставить поход по простому маршруту выше сложного, ибо в первом случае трудно допустить какие-либо нарушения и можно набрать больше баллов.

Вопрос соотношения баллов, получаемых за поход, с сопутствующими баллами уже обсуждался главной судейской коллегией и проект новой редакции «Методики…» скоро будет разослан в федерации для обсуждения.

Далее места распределились так: третье — рук. А. Дробязко, Киевский облсовет по туризму и экскурсиям, поход по Туве (пос. Кош-Агач — хр. Чихачева — р. Карты — пос. Шуи); четвертое — рук. В. Лапушинский, Новосибирский спортклуб «Энергия», поход по Алтаю (пос. Тюнгур — восх. на В. Белуху — восх. на вершины Тамма и Буревестник — пос. Курай); пятое — рук. Н. Мухин, Татарский облсовет по туризму и экскурсиям, поход по Туве (пос. Нарын — р. Жин-Хем — пос. Кунгуртук); шестое — рук. В. Савостиков, Ворошииловградский городской турклуб, поход по Якутии (пос. Сасыр — пед. Цареградского — лед. Иоффе — пос. Сасыр).

Призеры в классе лыжных походов V категории сложности награждены медалями и дипломами Центрального совета по туризму и экскурсиям.

А. Маклеров, мастер спорта

Журнал «Турист» № 11 ноябрь 1989 г.

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

ЧП, которых могло и не быть…

За всю историю лыжного туризма 1988 год останется в нашей памяти как наиболее тяжелый — из лыжных походов не вернулось 19 человек! Такого еще не было никогда. Вот краткий перечень ЧП.

Метельной ночью 31 октября в горном районе Рай-Из (Полярный Урал) в результате схода лавины на бивак погибли 13 участников лыжного семинара из г. Сыктывкара. Поход II к. сл.

27 января при спуске с г. Петрос (Карпаты) в лавине погиб студент Черниговского политехнического института. Поход оформлен не был.

7 февраля на склоне г. Дурная (Ивано-Франковская область) жертвой лавины стала студентка МАИ. Группа совершала поход I к. сл.

3 марта при спуске с г. Денежкин камень (Средний Урал) сорвалась с обледенелого склона и разбилась студентка Свердловского института. Поход II к. сл.

16 марта во время учебно-тренировочного похода семинара высшей туристской подготовки, проводимого Ленинградским филиалом ИПК, в лавине погиб один слушатель. Маршрут V к. сл.

17 апреля в Буордахском массиве хр. Черского (Якутия) при спуске в долину р. Чачыгырас в лавине погибли два туриста алма-атинской группы, совершающей поход IV к. сл.

Кроме того, зафиксированы 5 случаев травматизма: два — обморожения с ампутацией пальцев ног, остальные — костные повреждения.

Причины этих ЧП известны в теории и практике лыжного туризма. И, тем не менее, они повторяются, являясь для многих чуть ли не откровением.

НЕКОТОРЫЕ ОБОБЩЕНИЯ. Как и в прошлые годы, туристы-лыжники не справились с лавинами и поплатились за это жизнью 18 человек. При этом выяснилось, что у туристов отсутствуют элементарные знания о лавинной опасности; они не умеют выбирать оптимально безопасный путь движения или место для бивака, что свидетельствует о слабой тактической подготовке руководителей и участников похода.

Особенно настораживает статистика гибели туристов от лавин в походах начальных категорий сложности — 16 человек. Бытует мнение, что действиям в лавиноопасной местности надо обучать группы, идущие в сложные походы по районам с ярко выраженным горным рельефом. Статистика несчастных случаев 1988 года опровергает такую точку зрения и служит доказательством того, что уже на уровне средней туристской подготовки необходимо серьезное обучение тактике действий и исполнению технических приемов на любом заснеженном склоне.

Из шести несчастных случаев три произошли в студенческих группах. Всего же в 1988 году погибло около десяти человек студентов и учащихся ПТУ. Это еще одно предупреждение о серьезных упущениях в обучении молодых любителей походов.

1988 год не обошелся и без несчастных случаев в учебно-тренировочных походах лыжных семинаров. Уже на начальном этапе разбора этих ЧП были вскрыты серьезные недостатки в подготовке инструкторских кадров (один из них — низкий уровень учебных мероприятий), выявлено отсутствие грамотных методических рекомендаций по организации и проведению школ (семинаров) на местах.

О ПРИЧИНАХ ЧП. Анализ несчастных случаев 1988 года подтверждает, что ранее отмечавшиеся отступления от советов опытных туристов, а порой игнорирование их, безграмотные действия групп на маршрутах по-прежнему приводят к гибели наших товарищей.

Главная причина ЧП — неумение руководителей и участников похода всесторонне оценивать лавинную опасность, тактически грамотно выбирать оптимально безопасный путь преодоления заснеженного склона, правильно организовывать и без послаблений руководить действиями группы. Отсутствие у каждого участника похода полного набора лавинного снаряжения, как того требует

Памятка о действиях групп туристов-лыжников в лавиноопасном районе», приводит к тому, что спасти, то есть откопать живыми из лавины, удается лишь немногих из потерпевших. Ребята нередко пытаются оправдаться, мол, к чему таскать лишний груз, до этого он ни разу не понадобился! Но давайте разберемся, о каком же лишнем грузе идет речь. Лавинная лента вместе с чехольчиком весит около 100 грамм. Щуп делаем из лыжных палок, без которых поход немыслим. Значит, лишним грузом их считать нельзя.

Остается только лавинная лопата. Даже в самом тяжелом исполнении она весит не более одного килограмма, но ведь без нее проводить спасработы просто невозможно. Противники «лишних килограммов» расплачиваются за легкие рюкзаки жизнью своих друзей. Слишком дорогая и недопустимая цена!

В прошлом году во время спасработ ни разу не использовались лавинные ленты. Это явное нарушение правил безопасности объясняли тем, что группа не видела опасности схода лавины и поэтому не сочла необходимым распускать лавинные ленты.

Вывод очевиден: многие туристы-лыжники до сих пор не поняли, что только наличие у каждого участника полного комплекта лавинного снаряжения позволяет в предельно ограниченное время, когда счет идет на секунды и минуты, прийти на помощь пострадавшему и извлечь его живым из снежного плена. Другого не дано!

Почти во всех случаях причинами ЧП является недостаточная техническая и особенно морально-волевая подготовка участников. И как следствие — нарушаются приемы страховки, появляется желание пройти менее трудоемким, но более опасным маршрутом.

ПОЖЕЛАНИЯ. Снижение числа несчастных случаев в походах невозможно без всеохватывающего «ликбеза» в туризме. В настоящее же время наблюдается иная картина: в связи с переходом советов по туризму и экскурсиям на хозрасчет и самофинансирование все более стало проявляться их стремление уменьшить или полностью прекратить выделение средств на учебные мероприятия, сократить количество участников семинаров, проводимых ИПК. При этом работники советов забывают, что расплачиваться за такую экономию придется человеческими жизнями и в несколько раз большими расходами на проведение поисково-спасательных работ.

Обучение должно быть не только всеохватывающим, но обязательно целенаправленным, в основе которого заложено умение всесторонне оценить обстановку и принять осмысленное решение, единственно верное в сложившейся ситуации. Именно с учетом этих пожеланий следует переработать программы обучения туризму.

В последние годы руководство ИПК стало «раздавать» своим филиалам проведение семинаров высшей инструкторской и туристской подготовки. Само по себе это неплохо. Беда в том, что отсутствие на местах необходимого числа высококвалифицированных инструкторов и соответствующего опыта приводит нередко к снижению качества обучения и превращению учебных походов в спортивное прохождение маршрутов. Наше предложение: семинары высшей инструкторской и туристской подготовки должна проводить центральная комиссия лыжного туризма. Некоторые филиалы ИПК могут руководить семинарами, но только после одобрения инструкторского совета комиссии лыжного туризма ВФТ и при ее участии в процессе обучения и контроле за его качеством. Эту меру мы рассматриваем как вынужденную и временную.

Высокое качество учебного процесса невозможно без стабилизации преподавательского состава и знания инструкторами маршрутов учебно-тренировочных походов, особенно тех мест, где можно с максимальным приближением к реальным условиям отработать ту или иную тему программы. Как показывает практика, без стабилизации маршрутов и знания их опасных участков невозможно серьезно говорить о безопасности, о недопущении ЧП в учебных мероприятиях. Наше пожелание: для проведения семинаров по подготовке туристов-лыжников необходимо подобрать несколько удобных районов и разработать для них маршруты учебно-тренировочных походов всех категорий сложности. Описание маршрутов должно стать достоянием комиссий лыжного туризма, что позволит им осмысленно планировать обучение в УТП, проводить их без травм и несчастных случаев.

Снижению ЧП, по мнению лыжной комиссии ВФТ, будут способствовать разработка рекомендаций по проверке групп перед выходом на маршрут, обязательные для руководителей и их заместителей занятия с отработкой конкретных мер безопасности (в зависимости от района), более оперативное издание учебно-методических пособий по безопасности лыжных походов, гласность при разборе несчастных случаев и использование их при обучении туристов. Постановка, наконец, на промышленную государственную основу выпуска туристского имущества и в первую очередь — страховочного и лавинного снаряжения.

П. Лукоянов, почетный член президиума ВФТ, мастер спорта

Журнал «Турист» № 11 ноябрь 1989 г.

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

По Шапшальскому хребту

Улучшение подготовки туристов-лыжников на учебных семинарах различных рангов — один из основных факторов повышения безопасности походов. Важным этапом такой подготовки является учебно-тренировочный поход (УТП), во время которого закрепляются знания, полученные на теоретических занятиях. Для максимального приближения учебных условий к действительности район проведения УТП должен содержать разнообразные элементы современного лыжного похода.

Одним из таких полигонов может стать разделяющий Алтай и Туву Шапшальский хребет, сочетающий альпийский рельеф с высотами до 3 600 м, горно-таежную зону и тундровые плоскогорья. Его многочисленные перевалы разнообразны по характеру и сложности — от некатегорированиых до 2Б. Около десяти вершин имеют высоту более 3 300 м (сложность 1А — 2Б), безусловно интересные для туристов. Слабо заснеженные долины крупных рек восточных склонов хребта удобны для быстрого перемещения от одного узла к другому. В районе хорошо развиты авиационный и автомобильный транспорт. Все эти факторы обеспечивают широкие возможности для проведения здесь лыжных учебных семинаров различного уровня.

Для уточнения учебных возможностей этого района Российский совет по туризму и экскурсиям провел прошедшей весной лыжную экспедицию — две группы туристов успешно прошли маршруты V категории сложности. Итоги экспедиции легли в основу рекомендаций по построению и проведению на Шапшальском хребте лыжных УТП. Географические и туристские особенности района достаточно подробно описаны в литературе, поэтому давайте рассмотрим особенности построения учебных маршрутов.

Все маршруты удобно начинать в устье р. Чингехем (25 км от пос. Байтал), куда можно доехать на грузовике или автобусе ПАЗ. Далее группы поднимаются вверх по р. Хемчик до устья р. Чоонхем (12 км), где и ставится базовый лагерь. Отсюда группы совершают пятидневные акклиматизационные кольца по Центральной части хребта, сочетая движение в горно-таежной местности и тундровой зоне.

Для маршрутов IV категории сложности это кольцо может иметь вид: р. Хемчик — пер. Узуноюк (2 605 м, н/к) — р. Хура (безлесная зона) — пер. Охотничий (2 893 м, 1А) — р. Кульхем — базовый лагерь.

Для более сложных походов лучше включить в кольцо прохождение из верховьев р. Тартагай через одноименный перевал (2 840, 1Б) на р. Оинору (безлесная зона) с радиальным выходом в ее верховья. Затем через пер. Кульхем (2 830, 1Б) выйти на правый исток р. Кульхем и по нему спуститься в базовый лагерь.

На границе леса в верховьях р. Кульхем удобно провести совместные занятия семинара по организации ночлега в экстремальных условиях. После завершения кольцевого маршрута необходимо запланировать дневку. На спуске с пер. Охотничий и в верховьях правого притока р. Кульхем можно отработать технику спуска на лыжах по крутым настовым склонам.

Следующий этап маршрута — выход всех участников семинара в верховья р. Чоонхем и знакомство с южной частью Шапшальского хребта, наиболее эмоциональной и насыщенной техническими препятствиями. Переход от базового лагеря до основной границы леса (около 3 км не доходя до устья ручья Дыттыгоюк, вытекающего из Диких озер) проходит по пологой, покрытой наледями долине р. Чоонхем и занимает не менее 8 ходовых часов.

«Изюминкой» южной части хребта, несомненно, является массив г. Тошкалыкая и раскинувшаяся у ее северо-восточных склонов долина «Диких озер». Для маршрутов V кат. сложности может быть рекомендован следующий маршрут: «Дикие озера» — пер. Жигули (3 140 м, 1А — 1Б) — верховья р. Тутуоюк — рад. г. Тошкалыкая Восточная (3 490 м, 1Б) — пер. Ветер (3 000 м, 1А) — оз. Джулукуль — пер. Неожиданный (3 000 м, 1А*) — р. Шуи.

Второй вариант этого маршрута: «Дикие озера» — рад пер. Арсенал (3 100 м, 1А) — пер. Калипсо (3 080 м, 1А*) — пер. Муштук (3 100 м, 1Б) — рад. г. Муштук (3 392 м, 1А) — оз. Джулукуль и далее по первому варианту.

Для подстраховки планируется встреча двух отрядов на Чупышманском плато, совместный подъем на пер. Неожиданный, на плато которого можно провести занятия по построению снежных укрытий и организации ночлега в них. На данном этапе маршрута отрабатываются приемы ориентирования на сложном рельефе, тактическое мышление участников при прохождении различных препятствий. Продолжительность этапа — 6 дней.

Маршрут IV кат. сложности для этого этапа выглядит так: заброска на границе леса в верховьях р. Чоонхем — рад. пер. Жигули — пер. Калипсо — заброска — пер. Мештухем (3 100 м, 1А*) —другое название Пештугхем или Акоюк) — р. Акоюк — р. Шуи. Занятия по строительству снежны» укрытий можно провести на седловине пер. Мештухем. Этап заканчивается в устье р. Акоюк, где встречаются все отряды семинара. Отсюда можно совершить радиальные выходы на пер. Шапшал (3 109, 1А) и в верховья р. Оигупуоюк.

Заключительной частью УТП семинара является двухдневный выход по покрытой наледями малоснежной долине р. Шуи до устья ее правого притока — р. Дустухем, куда зимой свободно могут проехать автобусы ПАЗ.

Более простой маршрут III кат. сложности (14 дней) рекомендуется для семинаров среднего уровня подготовки. Он также начинается в устье р. Чингехем, откуда все группы два дня поднимаются вверх по р. Хемчик до устья р. Шаг пай и оставляют там заброску. Отсюда группы совершают четырехдневное кольцо по северной части хребта: р. Шагпай — пер. Шагпай (2 520 м, 1А) — р. Таштухоль — р. Апаш — р. Козер — пер. Каратасырган (2 515 м, н/к) — пер. Сайгоныш (2 540 м, н/к) — верховья р. Хемчик. Маршрут в основном проходит в зоне леса, с кратковременными выходами в безлесье во время переходов через перевалы. У границы леса на р. Хемчик группы останавливаются на два дня — забирают заброску, совершают радиальный выход в живописное верховье левого истока р. Хемчик, пробивают лыжню на крутом подъеме в висячую долину, ведущую к пер. Узуноюк.

На следующем этапе совершается более сложный четырехдневный переход до р. Чоонхем, аналогичный акклиматизационному кольцу маршрута IV кат. сложности, где отрабатывают ночлеги в безлесной зоне. От р. Чоонхем группы возвращаются по р. Хемчик в пос. Байтал (два дня).

Обеспечение безопасности. Разнообразие природных условий и рельефа местности предъявляют повышенные требования к групповому и личному снаряжению; тактике передвижения группы. На маршруте у каждого участника обязательно должны быть «кошки», темные очки и ветрозащитная маска. Для сохранения леса от вырубания при ночлегах необходимо сразу планировать использование печки только вечером и утром. При этом групповое и личное снаряжение должно обеспечивать нормальный отдых участников при температурах до — 40°С,

Специальное снаряжение для сложных маршрутов берется с учетом обеспечения безаварийного прохождения скально-снежных перевалов сложностью 2А — 2Б. В группе должны быть 3—4 ледоруба, 2 основные веревки общей длиной 100 м, скальные крючья, закладки и 10—15 м расходных петель.

При усилении лавинной опасности туристы должны отказаться от прохождения пер. Ветер и вернуться в долину р. Чоонхем через пер. Жигули. Затем, выждав 1—2 дня, через перевал Мештухем выйти на р. Шуи. На всех перевалах соблюдать меры лавинной безопасности.

Литература: Новые лыжные маршруты по Шапшальскому хребту. Альманах «Ветер странствий», вып. 22. М., «ФиС», 1987.

М. Васильев, старший инструктор-методист, мастер спорта

Журнал «Турист» № 11 ноябрь 1989 г.

Новые возможности Западного Саяна

Центральная часть Западного Саяна давно привлекает туристов-лыжников, а в последние годы здесь часто проводятся учебно-спортивные и учебно-тренировочные сборы. Зимой 1989 года в этом интересном районе прошли учебные походы Московской школы средней инструкторской подготовки по лыжному туризму. Мы знакомим вас с одним из «московских» маршрутов V категории сложности.

Начало — от Усинского тракта, там, где он пересекает р. Ус. Далее по хорошо описанным маршрутам мы подошли к устью р. Чап, сделали заброску по Усу до устья ручья, стекающего из цирка перевала «Учебный», и через перевал Шешпир Н в нижнем течении Чапа вышли на водораздельный гребень Шеш пир-Тайга, Вплоть до гребня очень тяжелое тропление — глубокий, сыпучий, сухой снег, который почти не трамбуется. На подъеме — густой подлесок, далее до высоты 1 600—1 700 м редкие кедры, выше леса нет.

На самом гребке преимущественно ветровой наст. На гребне между вершинами 2 127 м и 2 252 м преобладают участки, свободные от снега, выходы разрушенных скал, курумник. Здесь часто приходится решать, что лучше: двигаться без лыж, прыгая с рюкзаком и лыжами по камням, проваливаясь на открытом снегу (наст «не держит») или совершать движение на лыжах по камням, стараясь использовать «островки» снега.

Такой же характер носит и начало спуска с гребня от вершины 2 252 м на водораздел Чап-Анягус (сброс высоты около 600 м). С плато перевала Чап-2 мы опять-таки по водоразделу ушли на север и перевалили в верховья 3-й безымянной речки (или второго левого притока реки Ус). Технические сложности на этом пути практически не встречаются. На открытых местах каст по-прежнему выше зоны леса. Глубокий снег, особенно в ущелье 3-й речки, требует тропления с постоянной сменой ведущего (без рюкзака).

Впереди нас ожидала очень интересная работа — исследование расположенного севернее реки Ус безымянного массива с наивысшими точками 2 026, 2 661 и 1 055 м, со склонов которого стекают правые притоки реки Ус и берут свое начало реки Малый Тайгиш и Шадат.

Поднимались по ущелью 4-й речки (второму правому притоку р. Ус) — оно находится в полутора километрах ниже ущелья, по которому мы спустились. Оно легко проходимо: подлеска почти нет, а верховьях одинокие кедры и карликовая березка. Прямо по курсу видна резко возвышающаяся над перевальным плато вершина 2 056 м. Высота перевального плато — около 1800 м, таким образом, набор от р. Ус составляет 450 м. С перевала можно легко спуститься в верховья Шадата и совершить на лыжах траверс гребня по водоразделам рек Шадат и первого правого притока реки Ус, считая от слияния: с Анягусом, или между первым и вторым правыми притоками той же реки. Нашей целью был траверс участка гребня в сильно расчлененной части массива с восхождением на вершину 2 055 м.

Подъем без лыж со страховкой лыжными палками по травянисто-осыпному гребню с выходами разрушенных скал (его крутизна достигает 90—-95 ) затруднялся сильным ветром, который, судя по насту, здесь обычен. С вершины этого слегка заснеженного гребня открываются великолепные виды на «северные» массивы Чатырба-Тайга (с вершиной 1 960 м); чуть восточнее на хребет Кутын-Тайга (с вершиной 1 926 м) и на расположенные глубоко внизу истоки рек М. Тайгиш и Шадат, Не менее красивы виды и на юг, где на переднем плане скальные отвесы массива Балдыр-Тайга, а на заднем — Шешлир-Тайга. Спуск с вершины 2 055 на запад, на более пологую часть гребня — с применением элементов гимнастической страховки. Впереди несколько понижений (более 50 м) и незначительных взлетов на высоты чуть выше 2 000 м, а далее высшая точка массива — в. 2 061 м. Массив на север обрывается крутыми стенами, местами с карнизами; здесь выражены два крупных кара, непосредственно под вв, 2 011 и 2 061 м.

Примерно посредине между этими вершинами на север отходит отрог. Именно здесь и находится новый перевал Банановый. Его высота 1 950 м, сложность — 1Б. На север — спокойный спуск с небольшим траверсом на упомянутый ранее отрог, и далее либо на Шадат, либо на Малый Тайгиш. На юге перевала — заснеженный крутой осыпной склон с выходами разрушенным скал, с перепадом высот 150 — 200 м. При спуске на юг следует избегать подрезания правого склона, который выглядит лавиноопасным. Ниже скально-осыпного склона, надев лыжи, спускаться широкими серпантинами с общим направлением в сторону южных склонов, к границе леса, затем — в глубокую долину 6-й речки (3-го правого притока Уса). Подход к ее устью представляет некоторую сложность: круто, густой подлесок. Определенную сложность представляет и преодоление высокой устьевой ступени этой речки со спуском в каньон р. Ус.

Между вершинами 2 026 и 2 061 м есть высокий и красивый перевал, ведущий из самого верхнего цирка ущелья 6-й речки на левый приток реки Буйба, в километре ниже озера Меткуль. По оценке, выход на этот перевал из верховьев 6-й речки — 1Б — 2А категории трудности. Спуск неизвестен, но судя по рельефу, проще, чем подъем.

Наша группа спустилась с перевала Банановый в каньон Уса и далее вниз, к месту заброски. Дальнейший путь проходил через перевал Учебный с выходом на вершину Учебная (2 187 м, 1А кат. тр.); через перевалы Луговой (н/к) к озеру Светлому и перевалу Звездный (2А кат. тр.) а верховья Большого Тайгиша. Из верховьев Б. Тайгиша через перевал НКТ (1А — 1Б кат. тр.) и перевал Дополнительный (н/к) мы вышли в верховья правогоистока реки Большой Кебеж. Далее — через перевал Красно-ярцев-2 (1А кат. тр.) к истокам Нижней Буйбы и на Усинский тракт (вблизи верхнего моста, так называемого «Громозаковского», нас ожидал автобус, заранее заказанный).

Так был закончен 17-дневный 250-километровый лыжный маршрут V категории сложности. Во время похода был только один ненастный день с небольшим снегом, остальные ясные, солнечные. Дневная температура достигала —15°С, ночная — 20—25°С мороза. Особой проблемы с дровами не было, так что примуса в данном маршруте не потребуются. Нужны 2—3 пары кошек на группу, веревки и личное специальное снаряжение. Лавиноопасность в условиях зимы 1989 года была небольшой. Район редко посещаем. Только на выходе в последние пять дней и в первый день пути встречались готовые лыжни.

А. ХАРЧЕНКО, руководитель учебно-тренировочного похода

Журнал «Турист» № 11 ноябрь 1989 г.

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области