Атакует Сапсан

Сапсан — один из редчайших ныне представителей семейства соколиных. Не слишком крупная, но сильная, «боевая» птица. Видевшему хоть раз «пике» сапсана на добычу — грызуна или пичужку — никогда не забудется это зрелище. Казалось бы, кто мог угрожать птице, чей полет — самый быстрый в мире пернатых?

Печальная судьба, однако, нашла способ нанести удар из-за угла. Сапсан в большинстве своем был… отравлен. Резкое сокращение его численности приходится на 50—60-е годы нашего столетия — время интенсивной химизации сельского и лесного хозяйства. Ядохимикаты, накапливавшиеся в организмах грызунов, и становились причиной гибели птиц. А еще не таким уж редким было прямое преследование сапсанов, уничтожение мест гнездования, беспокойство в период высиживания птенцов.

Ареал сапсана в целом достаточно широк: от арктических побережий до границы сплошных лесов. Для гнездования сокол всюду выбирает места возвышенные, с хорошим обзором: высокие здания, речные обрывы, скалы, верхушки деревьев, а иногда и тундровые кочки. Но при огромных размерах ареала (охватывающего практически всю территорию нашей страны, кроме зоны степей и пустынь) птица эта крайне редка и встреча с ней — всегда неожиданность. Так, на просторах полуострова Ямал насчитывается всего 100—200 пар сапсанов, а в Прибалтике и Белоруссии птицы не появляются с 70-х годов. В Западной Европе с 1950 по 1970 год численность сапсана сократилась на 75—90 процентов. Именно поэтому птица занесена в Красную книгу Международного союза охраны природы, в Красную книгу СССР. Кроме того, в СССР за незаконную добычу сапсана введен штраф в размере 500 рублей.

Но достаточно ли этих мер, чтобы вывести птицу из смертельного «пике»? Надо бы запретить не только отстрел, но и отлов птиц для домашнего содержания, а также прекратить массированное применение пестицидов. Необходимо и решить, что делать с «фактором беспокойства». Ведь туристы, да и не только они — все, кто волей случая оказывается в местах обитания сапсанов, — не прочь понаблюдать за эффектной охотой птицы. Но люди в большинстве своем не знают, что сапсан, осторожный и пугливый на охоте, становится агрессивным вблизи гнезда и может даже атаковать человека.

Между тем пытливые «наблюдатели» зачастую не замечают тревожно реющих над ними птиц и их жалобных криков. Сапсаны же, отчаявшись спасти потомство, нередко покидают гнездо. Инстинкт защиты гнезд у них настолько силен, что на прилегающей территории сапсаны даже перестают охотиться. Этим нередко «пользуются» гуси, утки и кулики: поселяясь вблизи гнезд сапсана, они не только чувствуют себя в безопасности от соседей, но и защищены от многих других врагов.

Чтобы предотвратить беспокойство птиц со стороны любознательных испытателей природы, на мой взгляд, целесообразно было бы ввести лицензии на фотографирование, кино- и видеосъемку, а также любительское наблюдение птиц у гнезд. Ведь даже безопасный «выстрел» фоторужья может стать причиной гибели потомства сапсанов, а значит, еще нескольких сильных и красивых птиц.

С. Ганусевич, научный сотрудник ВНИИ охраны природы и заповедного дела

Журнал «Турист» № 11 ноябрь 1989 г.

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Вдоль Даугавы

Путешествие начинается в Риге. Город возник как древнее торговое поселение на правом берегу Даугавы. Впервые он упоминается в письменных источниках в 1198 г. Сейчас старая Рига (Вецрига) — своеобразный музей под открытым небом с характерными чертами средневекового города и многочисленными памятниками. Среди них наиболее интересны: ансамбль Домского собора с монастырем, церковь Петра, Рижский замок, Пороховая башня. За последние годы Рига выросла: возникли новые жилые массивы, реконструированы многие заводы. Далеко за пределами республики известна продукция рижских предприятий — заводов «ВЭФ», «РЭЗ».

Природа Латвии красива и разнообразна. Путешествуя на автомобиле вдоль Даугавы, вы увидите, как низменности сменяются холмистыми возвышенностями, сосновые и еловые леса — смешанными и широколиственными. В лесах много ягод, орехов, грибов. Латвия — прекрасное место для отдыха, путешествий и экскурсий. Наша карта предлагает автомобильный маршрут вдоль реки Даугавы, через Латгальскую возвышенность к городу Лудза.

Долина Даугавы издавна обжита, населенные пункты почти сливаются друг с другом. В 18 км от Риги находится печально известный поселок Саласпилс. В годы Великой Отечественной войны фашисты устроили здесь концентрационный лагерь, где уничтожили 100 тысяч военнопленных и мирных граждан. В память о жертвах фашизма в Саласпилсе создан мемориальный ансамбль.

В 31 км от Риги находится станция Икшкиле — городище с руинами замка 1185 г.

Обратите внимание на перегон между железнодорожными станциями Икшкиле — Саласпилс. Именно здесь 5 февраля 1926 г. в экспрессе Москва — Берлин погиб советский дипкурьер Теодор Нетте.

Вскоре дорога пересекает порожистую речку Огре. В месте ее впадения в Даугаву живописно расположился в зелени хвойного леса город Огре.

На 102 км от Риги — населенный пункт Кокнесе. Более 700 лет назад он принял на себя первые удары крестоносцев. До сих пор сохранились руины рыцарского замка, взорванного польскими войсками в 1701 г. Но пейзаж в этих местах в последние годы изменился — руины замка оказались уже не на высокой скале, а у самой кромки воды водохранилища Плявиньской ГЭС.
Проехав древние города Плявиняс и Екабпилс, вы попадаете в район Латгальской возвышенности (самая высокая точка г. Лиелайс — Лиспукалне — 289 м). На территории возвышенности — свыше 600 озер; хвойные и смешанные леса, к сожалению, сильно вырубленные.

На пути — Даугавпилс, крупный промышленный и районный центр, он занимает второе место в республике по численности населения. В городе много интересных памятников и музеев.

Путешествие можно закончить в городе Резекне — одном из первых городов Латвии, где была в 1917 году провозглашена Советская власть.

Остатки старинных укреплений вблизи города свидетельствуют о том, что еще задолго до нашествия меченосцев здесь было латышское поселение, а первое упоминание о городе относится к 1285 году. Во время Великой Отечественной войны Резекне был почти полностью уничтожен. В послевоенный период город не только восстановлен, но значительно вырос и благоустроился.

Литература: Ефремов Ю. К. Природа моей страны. М., Мысль, 1985; С. Лупагин, В . Пеунов, Туристские путешествия по СССР. М., Профиздат, 1977; Латвийская ССР. Туркарта. М., ГУГК, 1985.

Журнал «Турист» № 11 ноябрь 1989 г.

Возрождение фрески

Войдя в Новгородский кремль и свернув от монумента «Тысячелетие России» к Софийскому собору, в глубину дворика, упираешься в массивную дверь — здесь трудятся художники-реставраторы…

Мы уже давно привыкли к тому, что эти «невидимые миру» люди возвращают нам из небытия прекрасные дворцы, храмы, иконы, живописные полотна, скульптуры.

Восхищаясь Петергофом, Павловском, Даниловым монастырем, уникальными соборами и храмами многих поруганных войной городов, вставших из развалин, мы нередко в своем преклонении перед художественным гением предков плохо помним имена тех, кто в тиши мастерских давал вторую жизнь шедеврам искусства и культуры.

А между тем малочисленная армия реставраторов своим внешне скромным, но необычайно значительным и благородным трудом дает нам возможность наслаждаться тем, что создавалось столетия, а порой и тысячелетия назад.

…Гитлеровские артиллеристы чуть ли не в упор расстреливали из орудий Новгород. Храмы, словно легкие песочные домики, рассыпались в прах, погребая под собой бесценные, навсегда гибнущие фрески великих мастеров прошлого.

Именно навсегда, поскольку настенная живопись не могла существовать вне разрушенных соборов. А в горах битого кирпича «выудить» хотя бы какие-либо остатки от расписанной штукатурки не было никакой возможности.

Так думали многие, очень многие. Но не все! Разве можно сегодня представить, что чудо-храмы Спаса на Нередице, Николы на Липне, уже не говоря о неповторимой Новгородской Софии, были почти стерты с лица древней земли! Ведь они живут, их подняли из пепла золотые руки!

…Имя Александра Петровича Грекова, уже восстановившего вместе со своей бригадой десятки метров фресок (десятки находятся в процессе восстановления), хорошо известно специалистам.

Молодые годы А. Греков провел во Франции. Вернулся после войны домой и вместе с женой В. Грековой и другими помощниками взялся за героический труд по возрождению практически безвозвратно погибшего.

…Много лет назад в залах одного из разрушенных храмов, о восстановлении которого не могло быть и речи, в пробных шурфах, обнаружили кусочки фрески. Руины были законсервированы.

— В июле 1965 года, — рассказал А. Греков, — начались производственные работы по спасению фресок Ковалева (церковь Спаса на Ковалеве), в которых мне было суждено участвовать как руководителю.

Один за другим от развалин несли ящики с перебранным грунтом. Прямо под навесами сортировались собранные фрагменты фресок и направлялись в лабораторию для медленной просушки и дальнейшей работы.

Никогда не изгладятся из памяти А. Грекова те страшные руины, поросшие бурьяном, которые впервые предстали перед его взором: где прежде возвышалась красавица церковь Спаса на Ковалеве — бесформенная куча кирпича, искореженной жести и битой известки.

Что тогда передумал художник — остается достоянием памяти его самого, так же как не находится объяснения тому, что вопреки логике, здравому смыслу им двигало, когда он решил, что памятник и многие фрески его обретут новую жизнь.

И началась работа… Нет, не работа — подвиг!

Вот что писал впоследствии А. Греков:

«Под тарахтенье движка, при свете тускло горевших мигающих лампочек или трепетном мерцании свечей, под шум барабанившего по кровле летнего дождя или завывание холодного северного ветра поздней осени, при 5—7 градусов мороза, когда от холода деревенело тело, не сгибались пальцы рук, горсть за горстью перебирались казавшиеся бесконечными груды строительного мусора.

Пять длинных полевых сезонов шла напряженная, кропотливая работа.

Еще и еще выносились в отвал ящики с перебранным грунтом, еще и еще аккуратно укладывались на фанерки и уносились в полевую лабораторию выбранные кусочки фресок…»

Четверть века Л. Греков со своей бригадой пополняет сокровищницу восстановленных фресок.

Пару лет назад в Москве на Крымской набережной в Центральном доме художника проходила выставка «Возрожденные города», где была представлена и настенная живопись XIV века, вызвавшая широчайший интерес жителей и гостей столицы. В числе экспонатов «Пророк Аарон», «Апостол Иоганн из композиции «Оплакивание», «Никодим из композиции «Положение во гроб», «Неизвестный мученик», «Стольник (малый)» и многие, многие другие вышли из мастерской А. Грекова и его коллег.

Небезынтересно, что все копии для выставки выполнены самим Александром Петровичем.

Как отмечалось в прессе, «гвоздем» выставки «Возрожденные города» стали эти самые возрожденные фрески церкви Спаса на Ковалеве, воссозданные Александром Петровичем и Валентиной Борисовной Грековыми и их добросовестными, талантливыми помощниками.

…Группа журнала «Турист», придя в мастерскую, имела удовольствие наблюдать их работу, когда чуткие руки из кучек битой разноцветной известки выбирали нужные кусочки, как в детской мозаике, и подкладывали друг к другу на монтировочную раму. И вот уже появляются контуры святого лика, вырисовываются отдельные черты лица, шея, плечи…

Только происходит это не за один час, а за дни, недели, месяцы.

Вызывает сожаление, что помещение тесно, что отсутствуют современные удобства для работы, хотя сам А. Греков считает — теперь-то хорошо… А на дворе стоял хотя и достаточно теплый, но февраль, и хлопающая при входе и выходе дверь заносила в помещение холодный воздух.

Прощаясь с художниками, вернувшими десяткам и сотням тысяч людей радость общения с великим древним искусством, все же отмечаешь с определенным чувством горечи, что местные власти, да и Министерство культуры РСФСР, могли бы проявить чуточку больше внимания к людям, создающим (не будем бояться этого слова) неповторимое искусство прошлого.

А. Маринин

Журнал «Турист» № 11 ноябрь 1989 г.

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Для дальних странствий

Техническое творчество туриста

Предлагаемая конструкция предназначена для дальних сложных походов. Вес незагруженного тандема — 30 кг, перевозимый груз — 50 кг (без седоков). Распределяется он следующим образом: на переднем багажнике — 10 кг, в двух подрамных сумках — по 5 кг, на заднем багажнике — 30 кг. У тандема 10 передач. Число зубьев звездочки передней педальной каретки Z1=45; Z2=36; звездочки заднего колеса — Z3=32; Z4=28; Z5=22; Z6= = 16; Z7=14.

Рама разборная, на трех фланцевых соединениях (см, схему), каждое — на четырех болтах М6. Фланцы к трубкам привариваются.

Задняя часть рамы — от велосипеда «Спутник» (она не претерпевает никаких изменений и может быть использована как обычная, для двухколесного велосипеда). Передняя часть выполнена из рамы велосипеда «Старт-шоссе». Передняя вилка также от «Спутника», Обода колес — туристские; резина и спицы — от дорожной модели велосипеда.

На верхней и нижней ветвях цепи установлено по компенсатору, что позволяет исключить требование жесткой синхронизации; уменьшает износ и вытягивание цепи при «жестком» усложненном профиле дороги.

Предусмотрен тройной независимый контур тормозов. Рукоятка привода тормоза переднего колеса установлена на левой половине руля; оба рычага управления двумя тормозами заднего колеса установлены на правой. При этом рычаги установлены таким образом, что позволяют использовать каждый тормоз в отдельности и все одновременно. Два тормозных механизма на заднем колесе крепятся с помощью одного болта спереди и сзади на штатном месте вертикальных подкосов вилки заднего колеса.

За седлом водителя предусмотрено специальное устройство для размещения второго руля, которое позволяет регулировать его установку по «выносу», высоте и углу наклона ручек.

Задний багажник (трубчатой конструкции) для увеличения боковой жесткости в задней части усилен дугой, а в передней — специальным плоским кронштейном, который одновременно является защитой для тросов управления тормозами. Дополнительно к задней части багажника через специальную пластину крепится крыло колеса — таким образом исключается его вибрация.

На правом пере передней вилки установлен бесконтактный магнитоиндукционный спидометр, поэтому не происходит потеря мощности для привода спидометра, что присуще промышленным образцам.

На переднем багажнике установлена фара, питание которой осуществляется от батареи карманного фонаря через электропривод с разъемом.

Можно отметить следующие характерные эксплуатационные особенности предлагаемой конструкции:

— на ровных дорогах (без подъемов и спусков) скорость — 45—50 км/ч — набирается быстро и без особого труда;

— маневренность и проходимость на тропинках и лесных дорогах такая же, как и у промышленных образцов;

— «виляние» руля не наблюдается. Устойчивость на ходу хорошая, затруднений в управлении не ощущается;

— время на разборку-сборку при посадке в общественный транспорт увеличено — по сравнению с обычным велосипедом — в два раза.

Туристы Пензенского велосипедного клуба не раз успешно испытывали новую конструкцию — за два года «пройдено» около пяти тысяч километров.

г. Пенза Н. Платов

Журнал «Турист» № 12 декабрь 1989 г.

Горным туристам

В последние годы горные туристы стали включать в нитку маршрута восхождения на вершины и траверс хребтов. Учитывая необходимость установления определенных требований к оформлению и проведению таких походов, президиум ВФТ утвердил разработанные комиссией горного туризма и МКК «Рекомендации маршрутно-квалификационным комиссиям о порядке проведения рассмотрения маршрутов горных походов, включающих восхождения на вершины и траверсы хребтов» (постановление президиума ВФТ № 9—7 от 25 февраля 1989 года).

Сегодня мы знакомим вас с некоторыми из них.

— В маршруты горных походов, в порядке исключения, могут включаться восхождения на вершины (как правило, с перевальных седловин) и траверсы хребтов, приводящие из бассейна одного ледника в бассейн другого. Число таких элементов в маршруте не должно превышать двух. Восхождения и траверсы, не являющиеся элементами классифицированных перевалов или не имеющие описаний в туристских отчетах, должны рассматриваться как первопрохождения.

— Сложность восхождения или траверса (по экспертной оценке МКК применительно к существующей в туризме классификации) не должна превышать сложность определяющего маршрут перевала. Маршрут восхождения на вершину должен быть наиболее простым и безопасным.

— Продолжительность восхождения на вершину с перевала должна укладываться в один световой день (без ночлега). Восхождение может совершаться группой из четырех человек (минимальное количество участников).

— При высотных траверсах время пребывания на высотах свыше шести тысяч метров не должно превышать шести дней.

— МКК по своему усмотрению может сократить число перевалов, необходимых для зачета похода, содержащего восхождения на вершины и траверсы.

Журнал «Турист» № 12 декабрь 1989 г.

Ворота — лицо дома

Ворота — лицо дома, — так считают в некоторых чувашских деревнях. И в этом несложно убедиться. Делают их здесь надежными, добротными, нарядными. Есть деревни, где не увидишь ни одного дома без ворот и примыкающих к ним таких же внушительных калиток с металлическими щеколдами и задвижками.

Ворота и калитки собирают из хорошо оструганных, плотно подогнанных друг к другу досок. Штакетник, горбыль не идут на эти сооружения, зато металлические листы подходят, и в последнее время кое-где стали появляться сварные ворота.

Все ворота навешивают на массивные столбы. Раньше они почти сплошь были деревянными. Лишь у богатых купцов да у удачливых лавочников встречались столбы кирпичной кладки. А сейчас уже во многих деревнях, особенно где заново строят, делают их -кирпичными — так долговечнее. Над воротами и калиткой тянется покатый, наподобие крыши дощатый козырек. Чтоб он надежнее защищал от сырости, его часто покрывают железом, а для красоты делают резным.

Ворота перед домом должны быть не только крепкими, но и нарядными и заметными. Для этого их красят. Одни хозяева — в один тон, другие используют несколько цветов. Тут у каждого свой вкус, своя фантазия.

В деревнях есть ворота, на которых целые картины масляными красками писаны. Сюжеты их разные, чаще немудреные, больше из сказок. Тут и три богатыря, и царевна-лебедь, и волшебник-пастушок, и хоровод девушек в белоствольной роще, и несущиеся над землей чудо-кони.

По воротам можно и о хозяине что-то сказать. Взять хотя бы эти, в Верхних Ачаках. Вдоль домов идет стройная женщина с коромыслом, тут же молодой парень гарцует на темной лошади. В этом доме живет колхозный тренер по конному спорту Георгий Павлов. Он-то и заказал художникам изобразить свою жену и себя на воротах. И стали они визитной карточкой этой семьи. Теперь каждый знает, где живет тренер Павлов.

И. КОНСТАНТИНОВ

Журнал «Турист» № 4 (292) 1990

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Кино, танцы и все?

Колонка редактора

Наступление бездуховности на нашу жизнь в недавние, как теперь принято характеризовать, застойные времена шло по всему фронту. Разрушение нравственных начал, расцвет демагогии, максимальная экономия на развитии культуры — остаточный принцип, распространенный в нашей стране, не мог не коснуться и туристской отрасли. Но даже те крохи, которые выделялись на культуру, использовались далеко не рационально.

До сих пор культурно-массовая работа на турбазах нередко сводится к тому, что по вечерам здесь «крутят» фильмы, причем без специального подбора, а нередко и сомнительного содержания. Фильмы, как правило, не анонсируются — называется лишь страна-производитель. Не всегда даже указывается «До 16 лет» и родители с малыми детьми «попадают» подчас на такие кинокартины, во время просмотра которых в пору малышам закрывать ладонью глаза. А часто, хотя и упоминают о возрастных ограничениях, «не замечают» их, чтобы увеличить финансовый сбор. Речь идет не о ханжестве, а о том, что каждому «взгляду» свое время, и свой зритель.

Видимо, областным турсоветам и администрации турбаз следует вмешаться в политику формирования репертуара на своих экранах с учетом того, что здесь активно расширяется детский контингент, что туризм призван пропагандировать здоровый быт и образ жизни, физическую и нравственную культуру, активные формы отдыха. Это в полной мере относится и к видеофильмам, которые благодаря усилиям кооператоров приобрели на турбазах самое широкое распространение.

Еще один вид массовой культурно-воспитательной работы на базах — вечерние танцы.

К сожалению, нередки случаи, когда для обслуживания туристов приглашаются ансамбли невысокого профессионального уровня. Естественно, это не способствует повышению культурного уровня отдыхающих. Наблюдается и другой негативный момент: часто хороший музыкальный коллектив ограничивает свой репертуар «роком». А ведь на турбазах собираются люди разных поколений, разных вкусов, они хотят танцевать и вальс, и фокстрот…

Чередование кино и танцев — вот стандарт, который устраивает многих туристских работников. Между тем, большой потенциал содержится в деятельности библиотек. На турбазах они нередко находятся в положении Золушки — об этом писал «Турист». Помещения крайне тесны, книжные фонды малы, читальных залов нет. Но мы рассказывали и о том, что на некоторых базах в библиотеках проводится важная работа: здесь устраивают литературные и музыкальные вечера, викторины, посвященные выдающимся деятелям культуры, искусства, науки, читательские конференции, обсуждают книжные новинки.

Библиотеки — серьезная сила культурно-массовой работы. В дорогостоящих современных тургостиницах по той же «остаточной» причине гость зачастую не найдет ни читального, ни выставочного зала, ни просторного помещения библиотеки. Зато обязательно есть ресторан, видеосалон и т. д.

Слабо еще развиты контакты турбаз с коллективами театров и концертных организаций, спортивных учреждений, которые помимо разного рода соревнований устраивают на стадионах различные массовые зрелища, на которых могли бы присутствовать и туристы.

Наблюдается тенденция, которую никак нельзя назвать положительной: перейдя на хозрасчет, некоторые базы сокращают в штатном расписании должность культорганизатора.

Да, перестройка необходима в культурно-массовой работе туристской отрасли. Это требование сегодняшнего дня, это требование нового времени. Она должна способствовать ее подъему, а не свертыванию.

Журнал «Турист» № 4 (292) 1990

"Итак, мы начинаем"

Репортаж учредительного с съезда Ассоциации путешественников СССР

Можно смело сказать, что это событие любители дальних странствий и трудных дорог ждали не один десяток лет.

Неудовлетворенные деятельностью центрального совета по туризму и экскурсиям, всесоюзной федерации туризма, которые, по их мнению, мало уделяют внимания спортивным самодеятельным путешественникам, они долгое время искали способ объединить свои усилия в масштабе всей страны. И вот он найден. Создана ассоциация путешественников СССР — добровольный и демократический союз людей, чьи профессиональные, общественные или личные интересы связаны с дорогой, кто готов предложить своим коллегам по увлечению нечто неординарное, и не только предложить, но и добиться осуществления своего замысла…

Три дня в Московском Дворце пионеров на Ленинских горах кипели страсти. Сюда со всех концов страны, от берегов Балтийского моря до Чукотки съехались 163 делегата, овеянные ветрами всех широт, — представители различных клубов и объединений.
Трудно удержаться, чтобы не назвать хотя бы некоторых из них: клубное объединение подводного поиска «Аквилон» (г. Рига), Коми республиканский клуб путешественников (г. Сыктывкар), клуб «Искатель» (г. Якутск), спортивно-технический клуб «Витус Беринг» (г. Петропавловск-Камчатский), историко-краеведческий клуб «Боспор» (г. Керчь), любительское поисково-туристское объединение «Арго» (г. Одесса), историко-географический клуб «Русь» (Ленинград)… Такова далеко не полная география этого форума!

Любопытнейшие записки можно было прочесть на огромном стенде у входа в зал, где проходил съезд…

«Станислав Волков, двадцать один год, отслужил в Военно-Морском флоте. Мечтаю об одиночном кругосветном плавании. Ищу спонсора…»

«Ассоциация международных экспедиций приглашает делегатов и гостей на открытие своей выставки на ВДНХ».

«Мариупольский клуб «Родина» перечислил тысячу рублей учредительному съезду… Призываем всех последовать нашему примеру…»

Иные делегаты просто прикалывали к стенду свои визитные карточки или записки с телефонами, адресами и своей «путевой специализацией». Мол, пишите, звоните, друзья, — такова тяга к общению, обмену информацией у путешествующих!

Бойкие кооператоры, специализирующиеся на производстве туристской экипировки и снаряжения, развернули свои импровизированные лотки, не гнушаясь даже подоконников… Торговля шла бойко. Автор этих строк был свидетелем и достаточно крупных заказов кооператорам…

Здесь же, в фойе, была развернута и выставка эскизов флага, вымпела, девиза и эмблемы будущей Ассоциации путешественников СССР (будем для краткости называть ее в дальнейшем АП).

Но войдем в зал заседаний. Без преувеличения можно сказать, что здесь собрался весь цвет путешествующих: Юрий Сенкевнч, участник международных трансатлантических экспедиций на папирусной лодке «РА» под руководством самого Тура Хейердала, капитан нашей знаменитой «Метелицы», единственной в мире команды спортсменок-исследователей полярных широт, Валентина Кузнецова, известный полярник, Герой Советского Союза Артур Чилингаров, Владимир Чуков, Дмитрий Шпаро, о которых мы не раз писали в нашем журнале, и многие другие…

Но в учредительном съезде мог принять участие и любой беспокойный человек, не мыслящий своей жизни без путешествий.

А началом, как часто водится, послужила заметка, письмо штурмана дальнего плавания Василия Галенко, опубликованное в первом номере журнала «Вокруг света» в 1989 году. В нем говорилось о проблемах самодеятельных клубов, о безвестных романтиках, путешествующих в одиночку вопреки строгим инструкциям о мерах безопасности, прозвучало предложение о создании в нашей стране самодеятельной, общественной организации, которая помогала бы путешественникам, защищала бы их права, служила бы банком информации и идей.

Журнал «Вокруг света» поддержало Центральное телевидение в лице ведущего «Клуба путешественников» Ю. Сенкевича. Редакция журнала и ЦТВ получили сотни откликов на эту публикацию и специальную телепрограмму. Наиболее интересные предложения читателей и зрителей легли в основу проекта устава АП.

Оргкомитет учредительного съезда проделал огромную работу по его подготовке, заинтересовал идеей создания АП целый ряд крупных организаций. Кроме журнала «Вокруг света» и «Клуба путешественников» ЦТВ, учредителями АП стали: Географическое общество СССР, Государственные комитеты по гидрометеорологии, труду и социальным вопросам, народному образованию, охраны природы, Московский акционерный инновационный банк, Советско-американский фонд «Культурная инициатива» (фонд Сороса) и целый ряд других.

Благодаря их финансовой поддержке идея АП, как говорится, полностью материализовалась…

Делегаты съезда приняли устав Ассоциации, избрали правление.

Беседую с президентом Ассоциации путешественников СССР Ю. Сенкевичем:

— Юрий Александрович, сбылась мечта многих поколений путешественников нашей страны, самодеятельных туристов. С чего начнете?

— Действительно, мы в самом начале пути. Создание АП потребовало от нас массы усилий. И факт ее учреждения — это уже само по себе — большой успех. Пока у АП нет своего помещения (нас временно приютил журнал «Вокруг света»). Скромна и сумма денег в несколько десятков тысяч рублей на текущем счету в банке — учредительный съезд потребовал немалых материальных затрат…

— Где же выход?

— Современный путешественник, в частности, и тем более Ассоциация, волей-неволей должна стать энергичным предпринимателем. На чем собираемся «делать деньги»? Спонсорские вложения. Ведь большинство сенсационных путешествий и связанных с ними исследовательских программ стало возможным только благодаря помощи меценатов. От взаимовыгодной помощи (для спонсора реклама, научные исследования и т. д.) мы, разумеется, не откажемся. Но это для нас далеко не главное.

Ассоциация будет действовать на принципах полного хозяйственного расчета, самоокупаемости и самофинансирования (в том числе и валютного). Для этого мы на договорной основе будем участвовать в организации и проведении экспедиций, научно-поисковых, промысловых, исследовательских и других работ, в нашей стране и за рубежом, которые отвечают целям Ассоциации. Конечно же, АП будет осуществлять собственные экспедиции, включая и международные.

Создадим также компьютерный банк информации по проблемам путешествий. Будем выпускать печатные издания, кино-, видео- и слайдфильмы о путешествиях и экспедициях, рекламную продукцию об интересных маршрутах и т. д. Собираемся участвовать в создании предприятий, кооперативов по производству туристского, экспедиционного оборудования и товаров народного потребления и услуг. Есть масса и других очень интересных замыслов, но это пока секрет…

— Значит, снова пресловутый материальный интерес?..

— Нет! И еще раз нет! Средства нам нужны, чтобы эффективно выполнять стоящие перед АП задачи — всячески содействовать развитию всех видов коллективных и индивидуальных путешествий в интересах расширения знания советских людей о природе и обществе, гуманизации отношения человека к среде обитания, экологического, патриотического и интернационального воспитания.

— Кто может стать членом Ассоциации?

— Членами АП могут стать как советские, так и зарубежные клубы и объединения путешественников, государственные, общественные, религиозные и кооперативные организации и предприятия, учебные заведения, признающие устав Ассоциации, внесшие вступительный взнос и активно участвующие в ее деятельности. Вступительный взнос от организаций будет, думается, колебаться от пяти до одной тысячи рублей, в зависимости от их материального благосостояния. В отдельных случаях, скажем, от детского дома вступительный взнос, конечно же, вообще не потребуется…

Индивидуальные члены АП (прием аналогичный) будут объединяться Клубом путешественников при Ассоциации.

Член АП имеет право вносить предложения об организации путешествий, экспедиций и участвовать в них на конкурсной основе; пользоваться информационной, технической и финансовой помощью Ассоциации в связи с выполнением определенной программы той или иной экспедиции на договорной основе.

— Предполагаются контакты АП с ЦСТЭ, Всесоюзной федерацией туризма?

— Особо хочу подчеркнуть, что мы не противопоставляем себя этим организациям. АП выступает за тесное сотрудничество в интересах путешественников. Пора наконец и в нашей стране признать социальную и экономическую значимость такого широко распространенного в мире явления, как путешествия. Собственно, ради этого и создана наша Ассоциация!

— Юрий Александрович, уполномочен вам заявить, что «Турист» желает стать членом Ассоциации путешественников СССР.

— Что ж, милости просим! Как говорится, нашего полку прибыло! Ведь журнал «Турист», всячески популяризируя на своих страницах походы и путешествия, здоровый образ жизни, своей деятельностью полностью отвечает задачам АП.

Валерий ХУДАЕВ

От редакции:

По всем вопросам вступления в Ассоциацию путешественников СССР следует обращаться в редакцию журнала «Вокруг света».

Журнал «Турист» № 4 (292) 1990

В добрый путь, АМКОС!

Создана Ассоциация музеев космонавтики СССР

Этого события с нетерпением ожидали многие работники музеев, освещающих достижения космонавтики. И вот в конце прошлого года в Москве состоялась конференция, которая положила начало деятельности новой общественной организации — Ассоциации музеев космонавтики — АМКОС СССР. Инициатива принадлежит видным советским ученым, ветеранам ракетно-космической техники, космонавтам.

В нашей стране сейчас действует более 40 музеев, экспозиции которых целиком посвящены космонавтике. Представлена она и в музеях других профилей — краеведческих, истории религии и атеизма, исторических, технических, а таких 120. Свыше 200 общественных музеев, в том числе и школьных, также показывают экспонаты космонавтики.

Однако научно-технический и художественный уровень большинства экспозиций не соответствует сегодняшнему качеству космической науки и техники. Главная причина, как с сожалением отмечали и докладчик председатель Оргкомитета летчик-космонавт СССР П. Р. Попович, и выступившие в прениях делегаты конференции, — финансирование музеев по остаточному принципу. Это ограничивает их возможности приобретать образцы дорогостоящей ракетно-космической техники, отчего слабо представлены, а то и вовсе не представлены серьезные разработки, определяющие уровень советской космонавтики, ее роль в социальном развитии страны. Практически не находят отражения вопросы конверсии, использования передовых производств и технологий.

Слаба материально-техническая база большинства музеев, нет специальных реставрационных мастерских для космических аппаратов. Учреждения культуры испытывают острую нехватку экскурсоводов, научных кадров, имеющих хотя бы минимальную профильную подготовку с такой специфической тематикой, как космонавтика.

Отнюдь не способствует успешной деятельности ведомственная разобщенность музеев, отсутствие координации в их работе. Кроме Министерства культуры хозяином их выступает еще добрый десяток министерств и ведомств. Как говорится, у семи нянек дитя без глазу.

Ассоциация как раз и создана для того, чтобы объединить и координировать деятельность всех музеев космонавтики различной ведомственной подчиненности. Эта добровольная самоуправляемая общественная организация намерена устранить недостатки в их работе, поднять их роль как научно-технических, культурных и пропагандистских центров, предназначенных для туристов и экскурсантов, людей всех возрастов и профессий.

Учредителями АМКОС СССР стали Министерства культуры СССР и РСФСР, Министерство обороны СССР, Главкосмос СССР, Советский национальный комитет ИКОМ, ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ, Академия наук СССР, Гособразование СССР, Советский фонд культуры, Союзы художников и архитекторов СССР, Центр подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина, ВООПИиК, журнал «Советский Союз», ведущие предприятия космической отрасли и другие организации.

Принят устав Ассоциации. Она получила право издательской деятельности и законодательной инициативы. Президиум ее Центрального совета находится в Москве. Президентом Ассоциации единодушно избран летчик-космонавт СССР П. Р. Попович. В добрый путь, АМКОС СССР!

Журнал «Турист» № 4 (292) 1990

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

В стране Айэта

Заметки краеведа

Все легенды — от были. Н. Рерих

Выдающийся представитель французского классицизма Пьер Корнель отмечал: «Античность не оставила нам ничего, что было бы столь общеизвестно, как путешествие аргонавтов». К этому следует только добавить, что некоторые легенды, легшие впоследствии в основу эпических сказаний об аргонавтах, создавались, вероятно, много раньше, уже в середине II тысячелетия до н. э.

Настолько эти сказания были привлекательны, что их использовал прославленный Гомер в своих поэмах «Одиссея» и «Илиада», а затем и другие авторы. В поэме «Аргонавтика» Аполлония Родосского (III в. до н. э.) наиболее подробно описаны различные события, генеалогия героев и, что в данном случае особенно важно, исторические и географо-этнографические детали.

Такая популярность путешествия аргонавтов к берегам Колхиды неудивительна. В Колхиде еще в глубокой древности, около XXXV веков назад, существовало могущественное богатое царство. Здесь зародилась совершенно своеобразная материальная культура, сохранившаяся на протяжении многих столетий. Слава о богатой дарами природе и необыкновенной культуре этой страны пронеслась по всем регионам Ближнего Востока и Средиземноморья.

Сказание начинается с того, что вероломный Пеллий, царь Иолка в Фессалии (Греция), посылает своего племянника Ясона за золотым руном. Ясон собирает 50 героев — среди них бессмертный певец Орфей, братья-диоскуры Кастор и Полидевк и сам Геракл — венец героев. И вот поплыли они на корабле «Арго» в лазурную мечту, где волны Понта (Черного моря) дробятся о вечные скалы седого Кавказа.Последуем и мы за ними в страну Айэта.

Пределы Понта

«…Ночью ж они, полагаясь на опытность Арга, приплыли к Фазиса водам широким и Понта последним пределам» (А. Родосский, «Аргонавтика». Песнь 2-я; строфы 1260— 1261).

В те далекие времена река Фазис считалась границей известного грекам мира, а посему это «были» также последние пределы Понта. На основе этого описания Аполлония безошибочно можно отождествлять Фазис с Риони: река стекает с подножия горы Фазисмта (2960 м), а Киркеонская долина, по которой протекает Фазис, — греческое название Рионской долины.

Античный ученый Мнасей говорит, что «колхи получили название от Колха, сына Фазиса». Таким образом, Фазис как будто носит имя высшего божества колхского пантеона.

Это название носил и древний город Фазис (ныне Поти). Тогда берег Черного моря у устья реки Риони находился несколько восточней современного. С целью найти Фазис проводятся археологические исследования восточных окрестностей нынешнего города Поти. Здесь обнаружены многочисленные остатки поселений конца II—I тысячелетия до н. э. Среди них крупные поселения Наохваму, Зурга и на холме Симагре на окраине с. Сакоркио. Древние авторы сообщают, что город застроен был мраморными зданиями, здесь тогда уже был водопровод. На центральной площади стояла статуя покровительницы города богини Фасиони. Страбон называл Фазис торговым местом колхов, здесь проходил знаменитый «шелковый путь» в Китай и Индию. Город известен и как крупный культурный центр древнего мира. В нем в 111 веке была основана Колхидская академия, в которой вместе с местной молодежью учились юноши со всего света.

В столице царства

Аргонавты увидели «многотысячной колхов толпы… Из равнины, когда они прибыли в город к дому Айэта… Стали перед домом они, дивясь и ограде владыки, И широким вратам, и колоннам, что шли опояской Тесно вкруг стен…»
А. Родосский. «Аргонавтика», песнь 3-я, строфы 212—213, 215—217

Из Фазиса аргонавты прибыли в город Айа — столицу царства Айэта. Историческая традиция столицу Колхиды отождествляет с Нокалакеви. Нокалакеви в переводе с менгрельского означает «Городище». По словам Стефана Византийского (VI в. н. э.), «Айа — город колхов, основанный Айэтом, удален от моря на 300 стадий; его обтекают две реки: Гиппос и Кванеос, которые город превращают в полуостров». 300 стадий равняются примерно 55,5 км. Промерив специальным курвиметром расстояние вдоль русел Риони и Техури от морского берега в Поти до Нокалакеви, получим 66 километров. Но надо принять во внимание, что за прошедшее время Фазис-Поти постепенно наступал на море из-за наносов (твердого стока) р. Риони. Поэтому в интересующий нас период город, видимо, находился в глубине существовавшего тогда залива, на расстоянии около 10 километров от нынешней береговой линии. Таким образом, сведения Стефана Византийского относительно расстояния позволяют отождествить Айа с Нокалакеви. И вторая их часть также совпадает с реальностью. Нокалакеви действительно обтекают две реки: справа Техури и слева, в 2—3 км, река Абаша. Выйдя на равнину, они сливаются и вскоре впадают в р. Риони (Фазис).

Грандиозны сооружения Нокалакевского городища, не имеющего равных в Грузии. Сохранились каменные останки древней цивилизации, отгороженной от нас тысячелетиями. Этот далекий мир можно лицезреть и сегодня. Правда, город нем. Ворота его не запирают на ночь, они открыты круглые сутки. Никто не смотрит вдаль с башни, расположенной в самой высокой точке цитадели, откуда хорошо видна панорама Колхидской равнины…

Городище, расположенное на склоне крутой горы, разделяется стенами на три части. Средневековый грузинский историк Джуаншер называл ее Самзгуде («три крепости, одна в другой»). Нижняя ограничена с двух сторон рекой. К ней примыкает с севера средняя, расположенная на пологом склоне. Она использовалась во время обороны города для размещения части гарнизона. И, наконец, горное плато занимает городская цитадель (акрополь).

Интереснейшие страницы истории открывает работающая в этих местах с 1973 года экспедиция Государственного музея искусств Грузии им. С. Джанашиа под руководством члена-корреспондента АН ГССР, профессора Пармена Закарая. Постепенно во всем величии предстает древний уникальный комплекс, свидетельствующий об экономической силе царства, о высоком мастерстве строителей. При раскопках также найдены различная керамическая посуда, стеклянные изделия, украшения, амфоры местного производства и др. Эти и другие предметы будут экспонироваться в создаваемом около городища музее.

Айи град китеидский

…По левую руку героев — Были высокий Кавказ и Айи град китеидский…
А. Родосский, г Аргонавтика», песнь 2-я, строфы 1266—1267

Первую попытку локализации «града Китеидского», «Китеи-Кутайа-Кутайон» приписывают византийскому историку Прокопию Кесарийскому (VI в. н. э.). Однако в письменных источниках разного периода даются весьма противоречивые сведения о точном его местонахождении.

Летом 1984 года в поисках ответа ученые начали раскопки на территории так называемого «Большого Кутаиси». Руководство ими возложено на постоянно действующую археологическую экспедицию Академии наук Грузинской ССР, которую возглавляет профессор Отар Лордкипанидзе.

Раскопки ведутся на нескольких участках. Первый — территория крепости Укемириони, в которой обнаружены главная цитадель древнего города и его оборонительные сооружения раннехристианского периода. Впечатляющей доминантой города предстала теперь крепость с фортификационными стенами, башнями и сторожевыми фортами, которые много веков были скрыты под землей на глубине нескольких метров. Выявлен археологический материал, относящийся к VIII в. до н. э.

Замкнутый в стенах Укемириони, стоит около десяти веков величественный, несмотря на свои разрушения, храм Баграта, построенный первым царем объединенной Грузии Баг-ратом III. Многие годы идет его реставрация. Сейчас под поздними постройками открыты античные сооружения.

Много находок — свидетелей прошлого — обнаружено на территории Кутаисского городского парка культуры и отдыха на горе Габашвили. Здесь несколько лет назад было найдено селище VII—VI веков до нашей эры. Сохранилась глиняная обмазка деревянного каркаса периода VIII—V вв. до н. э. Ведутся также поисковые работы в долине реки Риони.

Край златообильный

Алчная жажда золота была одним из стимулов греческого похода в Колхиду. В Греции ощущался сильный недостаток драгоценных металлов, и в первую очередь золота. Имевшиеся в стране небольшие его месторождения быстро иссякли. Поэтому греческие купцы, не останавливаясь перед опасностями, стремились в те страны, где этот металл имелся.

Новейшие исследования среди известных центров добычи золота называют древнюю Колхиду. В каньонах рек и теперь заметны следы шахт, в которых добывали песок с примесью золота. Подтверждение сведений о золоте Колхиды находит отражение также в этнографических материалах. Сваны до недавнего времени добывали золото в реках при помощи овечьих шкур: натянутую на доску шкуру, шерстью обращенную кверху, помещали в реке. Шерсть удерживала частицы золота, которые вытряхивали после просушки шкуры. В разных местах Колхиды в богатых погребениях среди золотых и серебряных украшений и утвари были найдены золотые слитки. Раскопаны «капельки» золота, обрезки пластинок, заготовки в виде проволоки, фрагменты неиспользованных штампованных пластинок…

Многие же исследователи считают целью похода аргонавтов в Колхиду металл и секреты его производства. В «Аргонавтике», а также в сочинениях других греческих и римских писателей — Эсхила, Ксенофонта, Аммиана Марцеллина — указывается, что колхское племя халибов занимается добычей и производством металла. Сейчас это уже доказано археологами И. Гзелишвили, Д. Хахутайшвили, А. Кахидзе и др. Причем ковачи-халибы одни обладали тайной закалки стали. Неслучайно сталь в древнем мире называлась их именем. По сведениям античных авторов, греки называли сталь «халюпс», от слова «халибы»; ассирийцы называли сталь «хабалкину» — словом, состоящим из «кина», что по-колхски означает «железо, а «хабал» — халибы, т. е. «халибское железо».

Центр железопроизводства, насчитывавший до 400 объектов, располагался в предгорной и приморской полосе Колхиды. Самые ранние памятники цветной металлургии относятся к XVIII в. до н. э., а железоплавильные мастерские — к XV в. до и. э. Остатки этих мастерских сохранились — их раскопано и исследовано около полусотни. Однако давно уже погашены горны, их покинули ремесленники, не слышно звона металла, раздававшегося из кузни. Зато во многих музеях Колхиды представлены железные мотыги, лопаты, кирки, серпы, лемехи и другие земледельческие орудия, в большом количестве обнаруженные при археологических раскопках. Но в погребениях периода похода аргонавтов не найдено военного оружия. Это, прежде всего, свидетельство невоинственного, мирного характера жизни колхидского общества в то время.

Черноморская Атлантида

Во время похода в Колхиду в числе других аргонавтов Ясона сопровождали братья-близнецы диоскуры Кастор и Полидевк. Но после того как Ясон с помощью колхидской царевны Медеи, полюбившей его, добыл золотое руно и отправился на родину, братья поплыли на северо-запад и по преданию основали город Диоскурию.

На самом же деле только в VI—V вв. до н. э. на юго-восточной окраине древнейшего местного поселения Акуа в устье реки Баслы (Беслети) была основана торговая фактория Диоскурия. Более 2 тысяч лет назад город в результате изменения береговой линии был поглощен морем. Сквозь дымку веков светит тайна Диоскурии — сухумской Атлантиды, покоящейся на дне бухты. О ней рассказывает нам прекрасная мраморная стела, изготовленная в Ионии (Греция), и другие археологические предметы, найденные на дне бухты.

Для Сухумской бухты характерно резкое увеличение глубины. На расстоянии полукилометра от берега глубина превышает 100 метров. Кроме того, мощные пласты ила затрудняют производство эффективного археологического исследования. Так что нераскрытых тайн пока значительно больше, чем находок.

Золотое руно

Греческие мифы, как правило, рассказывали о подвигах древних эллинов: победоносные войны, покорение чужих стран, основание городов, уничтожение чудовищ и т. д. Но если вдуматься в содержание мифа об аргонавтах, то станет ясным, что греки не очень-то могли похвастать своими подвигами в Колхиде. Напротив: знаменитейших героев Греции, родственников богов и даже самих богов заставили призадуматься колхи — владетели таинственных знаний и чародейственных сил.

«Усовершенствованные железные орудия, кузнечный мех, ручная мельница, гончарный круг, изготовление растительного масла и виноделие, развитая обработка металлов, переходящая в художественное ремесло… постройка судов из бревен и досок, зачатки архитектуры как искусства, города, окруженные зубчатыми стенами с башнями…» — вот что, по мнению Ф. Энгельса, характеризует переход к цивилизации. Такую картину встретили аргонавты в Колхиде. Такая картина предстает и сегодня при знакомстве с памятниками колхидской культуры.

Знакомясь с ними, воочию убеждаешься в том, что древние колхи были искусными металлургами и златоваятелями, земледельцами и животноводами, строителями и врачевателями, мореходами и картографами. Уже к моменту плавания «Арго» они имели письменность. Так что понятие «золотое руно» ученые отождествляют с богатой культурой колхов, содержащей совокупность их умений и знаний. Захватить это богатство и надеялись аргонавты.

Сравнение реальностей греческого «мира» с колхидским позволило сделать вывод о том, что корни европейской цивилизации гораздо древнее, чем предполагалось до недавнего времени.

Виктор СИЧИНАВА, краевед, преподаватель Абхазского Госуниверситета им. А. М. Горького

Журнал «Турист» № 4 (292) 1990

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области