В дебрях лесов и глубинах болот

Окончание. Начало в № 7

Ищем свидетелей

…Обратимся к воспоминаниям генерал-лейтенанта Н. Попеля, встретившего войну у самой границы, в Дрогобыче, вместе с бойцами 8-го механизированного корпуса. В ходе боев корпус разделился на две части. Одна, в которой находился Попель, внезапным ударом освободила от нацистов важный железнодорожный узел Дубно в Ровенской области (этот эпизод отражен в первой серии кинофильма «Битва за Москву»). После этого танкисты отошли от леса восточнее Дубно. Там танки, оставшиеся без снарядов и топлива, штабные и грузовые автомобили «вывели из строя и столкнули в овраг» — самый глухой и глубокий в округе, как говорили местные жители.

Тогда же, как вспоминал Попель, «часть документов уничтожили, часть вместе с сейфами зарыли в землю». Где это происходило? Судя по мемуарам Попеля, боевые и транспортные машины, среди которых, возможно, находились броневики и сейфы с документами, были укрыты в одном из лесных оврагов восточнее Дубно. Близ этого места расположены деревни Птыч, Белогрудка и Туковиче Ческе. Нельзя исключать, что старожилы знают и про овраг в лесной чаще, и про танки и автомашины, покоящиеся в нем. Вполне вероятно, что кто-то из них видел, как наша механизированная колонна, негромко урча приглушенными моторами, втягивалась в лес.

В те же дни, несколько восточнее, танкисты совершали переход по лесам близ города Славута. Внезапно разведчики отряда увидели «в лесу, на небольшой поляне, два десятка Т-26. Около них стоял красноармеец». Он рассказал, что танкисты его части загнали свою технику в чащу после того, как израсходовали боезапас и горючее. «Спешенным» танкистам ничего не оставалось, как снять с машин пулеметы, собрать оставшиеся патроны, вывести из строя двигатели и пушки и оставить машины. О том, где находилась поляна с танками, можно приблизительно судить по воспоминаниям Попеля. Он писал, что бойцы, выйдя из лесного лагеря близ оврага и поляны, совершили набег на коммуникации противника, причем взяли с собой две легкие пушки — их перекатывали на руках. После того как красноармейцы взорвали мост северо-западнее Славуты, им пришлось спешно отходить в леса, так как к месту боя шли вражеские войска из деревни Перемышль (очевидно, наиболее близкая часть). Добавим, что, базируясь на лесной лагерь, отряд постоянно высылал дозоры на шоссе Острог — Славута — не за полсотни же километров ходили дозорные!

Нельзя исключать, что подобное могло случиться и с другими частями Красной Армии, пробивавшимися из окружения в 1941 —1942 годах. Оставшись без снарядов и горючего, экипажи загоняли танки, броневики, автомобили, арттягачи, пушки подальше от дорог, выводили из строя двигатели и орудия и оставляли технику в лесах и болотах.

Года три назад члены секции подводного спорта при комитете ДОСААФ 1-го государственного подшипникового завода были в туристском походе по Калининской области. В одной из деревень им рассказали, что неподалеку с 1941 года лежит наш самолет, судя по всему двухмоторный бомбардировщик — то ли дальний ДБ-3, то ли фронтовой СБ. И. Кукушин — тогда он был мальчишкой — хорошо помнит, как горящая машина появилась над деревней, как из нее выбросились два летчика и спустились на парашютах. Самолет же, оставляя за собой хвост дыма, развернулся, видимо, заходя на посадку, но зацепил деревья и упал в болото. Видел Кукушин, как летчики извлекли из обломков кабины останки погибшего товарища — скорее всего, командира экипажа, пытавшегося спасти самолет. Позже в деревню приехала машина, которая увезла летчиков на аэродром…

Находка подо льдом

Место гибели бомбардировщика поисковики нашли быстро, но добраться до него смогли только в декабре, когда мороз сковал зыбкую топь ледяным панцирем. В нем пробили полынью, в которую и спустились аквалангисты.

Видимости никакой, сплошная темная и холодная муть,— вспоминал участник экспедиции А. Яковлев.— Ребятам приходилось на ощупь отыскивать куски металла и поднимать их на поверхность. Так мы достали части крыла, пулемет ШКАС с согнутым при падении самолета стволом, части радиостанции, бомбардировочный прицел, куски пулеметной ленты, фрагменты пилотской кабины. К сожалению, нам не удалось добраться до моторов — по номерам на них можно установить марку машины и даже ее принадлежность к конкретному авиаполку…

Теперь ребятам предстоит продолжить поиск в архивах, найти однополчан, служивших вместе с экипажем погибшего бомбардировщика. Тогда удастся выяснить, кто именно вел бой осенью 1941 года над тверской землей, кто оставался в гибнущей машине до конца, как сложились судьбы уцелевших пилотов. Кстати, быть может, в фюзеляже самолета хранятся какие-то предметы, с помощью которых поисковики найдут ответы на все эти вопросы.

Так было, например, со штурмовиком Ил-2. найденным в 1978 году в Белгородской области. Исследовав обломки машины вместе с военными специалистами, члены экспедиции клуба «Риф» установили, что самолет погиб в бою с вражескими истребителями. На бронекорпусе и остатках фюзеляжа сохранились следы огня, на полу кабины лежали патроны от пистолета ТТ. Видимо, из него стрелял по истребителям техник, которого летчики взяли с собой при перебазировании полка на другой аэродром. После того как перегорели рулевые тяги, штурмовик перевернулся и упал в болото. При осмотре кабины в вещах погибших летчиков нашли фронтовые газеты, письма, другие бумаги, по ним установили время событий. Потом был поиск в архивах, в результате чего стал известен номер авиаполка, нашли сослуживцев, родственников погибших летчиков. Так была раскрыта еще одна из тайн минувшей войны.

И. БОЕЧИН

НАПОМИНАЕМ: КОНКУРС ПРОДОЛЖАЕТСЯ

Творческий конкурс «Истоки», организованный редакцией журнала «Турист» совместно с Центральным советом Всероссийского общества охраны природы, продолжается и в нынешнем году. Напомним некоторые из его условий. Туристские клубы, советы по туризму и экскурсиям, местные советы и первичные организации ВООП, отдельные любители природы присылают в адрес Центрального совета ВООП (103012, г, Москва, Куйбышевский проезд, 3) фотоальбомы, рассказывающие о том, как группа туристов помогла природе: расчистила родник, добилась закрытия коллектора, загрязняющего водоем, участвовала в посадке водоохранных лесных полос, в обустройстве мест массового отдыха… 

Условностей и ограничений здесь быть не может — лишь бы дело было полезным, а материал — аккуратно и доходчиво оформленным. Перед отправкой на конкурс альбом необходимо завизировать в местном совете ВООП.

Редакция журнала «Турист», в свою очередь, ждет от читателей материалы для публикации: рассказы, очерки, статьи, корреспонденции, репортажи, зарисовки — о природе и деятельности человека на благо ее. Тексты неплохо было бы иллюстрировать рисунками, черно-белыми фотоснимками, слайдами.

Срок подачи материалов на конкурс — до 15 декабря. Для победителей, как и в прошлом году, учреждены следующие награды: дипломы I, II и III степеней, почетные грамоты журнала «Турист» и ЦС ВООП, денежные премии в размере 200 рублей, 150 рублей (четыре), 100 рублей (шесть) и 50 рублей (пять). Лучшие публицистические работы увидят свет на страницах «Туриста», а конкурсные альбомы будут экспонироваться в выставочном зале Центрального совета ВООП.

Журнал «Турист» № 8(272) август 1988 г.

Чарна Вода — река дружбы

Каждый год байдарочный клуб «ВОДНЯК» при Гданьской судоремонтной верфи организует весенний международный байдарочный поход по одной из красивейших рек Польши — Чарна вода. Ее еще называют Вда. По традиции, поход начинается 9 Мая, в День Победы и длится четыре дня по трассе длиной в сто километров. В нем обычно принимают участие более 500 туристов из Польши, ЧССР, ГДР и ФРГ.

Река Вда несет свои чистые воды среди великолепных лесов, на юг от города Гданьска.

На одном из этапов похода мы организуем соревнования: слалом с участием всех видов байдарок, одноместных и двухместных, складного и пластмассового типа, для женщин и мужчин, а также для смешанных экипажей. Призерам соревнований вручаются оригинальные награды. Кроме того, все участники получают интересные сувениры (в этом можно убедиться, посмотрев на снимок).

Осенью, в начале октября, заводской отдел туризма при судоверфи им. Парижской Коммуны организует международный байдарочный поход «ЗОЛОТЫЕ ЛИСТЬЯ», в котором принимает участие ежегодно до 450 туристов. Этот поход проходит в одном из интереснейших и очень живописных районов Гданьского воеводства — «Поезеже кашубске».

Здесь есть две трассы. Одна проходит по девяти очаровательным озерам, так называемое «Радуньское кольцо», вторая — по дикой, горного типа, необычайно красивой реке Радуня. Поход всегда начинается в четверг, а заканчивается в субботу. Гости из многих стран приезжают, конечно, за день до начала похода.

Если добавить к этому всю палитру осенних красок, окружающих озера и реку сосново-лиственных лесов, то можно с уверенностью сказать, что ни один из участников похода не остается неудовлетворенным увиденным.

Во время этого осеннего похода участникам предоставляются очень удобные места в кемпингах. Сама собой отпадает необходимость брать с собой спальные мешки, матрасы и т. д.

Участники похода плывут налегке. После каждого этапа (их три) организаторы привозят туристов автобусом в центр отдыха сотрудников судоверфи в поселок Вежица.

Все участники «Золотых листьев» получают очень интересные сувениры, сделанные местными умельцами. Мы проводим также байдарочный кросс. Его участники должны проплыть около 40 км живописными озерами. Есть два места, где они должны переносить свои байдарки. Одно место — 600 метров, а другое — около 1 500 метров. И тут предусматриваются очень интересные и ценные награды, а также медали и дипломы за участие в кроссе для всех его участников.

Питаться можно в ресторанах и барах, а также покупать продукты.

В этих сплавах еще никогда не участвовали наши советские коллеги. Мы очень рады были бы приветствовать их в следующих наших походах. Может быть, на первый раз в небольших — 10— 20 человек экипажах, поскольку организаторы ограничены числом мест на биваках.

Чтобы получить подробную информацию, надо обратиться в Оргкомитеты по следующим адресам:

Komitet Organizacyjny Miedzynarodowego Sptywu Kajakowego WDA 1990 Gdaiiska Stocznia Remontowa Na Ostrowiu 1, ul. Przetom 1 80—643 — GDANSK — POLSKA Komitet Organizacyjny Miedzynarodowego Splywu Kajakowego «ZLOTE LISCIE» Oddzial Zaktado-wy PTTK przy Stoczni Im. Komuny Paryskiej ul. Czechostowacka 3, 81 — 336 — GDYNIA — POLSKA

Дорогие друзья, хотите принять участие в походах? Не теряйте времени и пишите сразу заявление по этим адресам.

Вы можете не брать с собой байдарок. Мы, конечно, дадим их Вам — здесь на месте. Привозите с собою лишь хорошее настроение, юмор и песни. Если у Вас есть диапозитивы походов по родным рекам и озерам, привозите их.

Итак, дорогие друзья! Мы ждем Вас — приезжайте

Анджэй МИХАЛЬЧИК, председатель байдарочной комиссии, член президиума польского общества туризма и краеведения Гданьского воеводства

Журнал «Турист» № 11 ноябрь 1989 г.

Ехегнадзор — древний и гостеприимный

Если из Еревана на машине направиться в город-курорт Джермук, то маршрут пройдет через Ехегнадзорский район.

Вот, наконец, и журчащая по камням река Арпа, которая вытекает из живописного ущелья и бежит навстречу гостю. Своими водами она не только орошает жаждущую землю района, оживляет все окрест, но и питает лазурный Севан. Этот район со своим своеобразным климатом и неповторимой природой издавна любим местными жителями, неизменно привлекает внимание и гостей Армении.

Здесь в соседстве живут все времена года: когда на берегах Арпы цветут абрикос и миндаль, на вершинах гор Арснасар и Улгюр еще блестит снежная корона.

Красоту природы дополняют средневековые памятники культуры: монастыри и мрачные надгробия, крепости и караван-сараи, хачкары (камни с резным изображением креста) и часовни, которыми так богата эта земля, называемая в древности Вайоцдзор. В этих памятниках запечатлена наша история, это сокровищница наших дедов, переданная поколениям.

Короной памятников древней архитектуры считается Нораванк, воздвигнутый знаменитым архитектором средневековья Момиком в 1339 году. От современной магистрали Ереван — Ехегнадзор он находится всего в восьми километрах. Асфальтированная дорога в обрамлении отвесных скал и прозрачной речки приводит путника к двухэтажному роскошному сооружению, красующемуся на фоне красноватых скал. Здесь уместно сказать: «Лучше раз увидеть, чем десять раз услышать». В комплексе монастырей своей художественной безупречностью Нораванк не отстает от Бурделашенка, первый этаж которого служит усыпальницей князей Орбелян. Здесь жил и творил воспитанник Гладзорского университета митрополит Сюника, знаменитый историк средневековья Степанос Орбелян. Время и стихия оставили свой отпечаток на этих сооружениях, они заметно повреждены. Сейчас здесь проходят большие реставрационные работы.

Неповторимой красотой славятся и Спитакаворванк и Цахацкар, Аратес и монастырь Зорац, Смбатаберд…

В средневековье через Вайоцдзор проходил торговый путь Тавриз (Давреж) — Партав (Барда), о котором напоминает еще сохранившийся Селимский караван-сарай и Агаракадзорский высокосводный каменный мост. Вайоцдзор — колыбель культуры армянского народа. Здесь, на территории монастыря Танаат, в 1282 году родился знаменитый Гладзорский университет, который современники назвали «вторыми славными Афинами».

Много письменных произведений его воспитанников находятся в Матенадаране (хранилище древних рукописей).

Армянский народ, каждый ехегнадзорец, с чувством гордости и благодарности относится к этому средневековому светочу знаний.

Это ярко проявилось в 1984 году во время празднования 700-летия Гладзорского университета, которое превратилось в общенациональный праздник.

Об университете очень интересно рассказывает музей, который открыт в монастыре св. Акоба.

Большие перспективы у нашего района в развитии туризма. Отвесные скалы и глубокие ущелья — великолепная природная база для скалолазания. Здесь уже проводились республиканские и всесоюзные соревнования. Если провести канатные дороги — «приблизятся» окрестные горы и станут доступнее для занимающихся горным туризмом. Есть в районе и своеобразные пещеры, освоение которых, к сожалению, затягивается. С 1984 года в Ехегнадзоре начало действовать бюро путешествий и экскурсий. С помощью различных маршрутов и программ его работники знакомят туристов с достопримечательностями и историей района. Надеемся, что этому делу еще больше поможет новая 100-местная гостиница, только что сданная в эксплуатацию. Приезжайте к нам, в Ехегнадзор! Не пожалеете!

С. Тарвердян, первый секретарь Ехегнадзорского РК КП Армении

Советуем прочитать

В прошлом году «Физкультура и спорт» выпустила второе издание, переработанное и дополненное, известной книги П. И. Лукоянова «Зимние спортивные походы». Серия книг о самодельном снаряжении, выпускаемая Профиздатом, пополнилась новым изданием: «Самодельное снаряжение для лыжного туризма», составители П. И. Лукоянов и В. Л. Свет, В книге даны не только основные требования для конструирования снаряжения, но и многочисленные описания самоделок.

В последнее время туристы-лыжники все активнее осваивают районы Якутии. Тем, кто стремится в этот далекий и необычайно интересный край, рекомендуем познакомиться с тремя книгами.

В. Г. Осадчий, «Там, где горы, снег и лед» — увлекательное описание лыжных туристских маршрутов по Якутии. К сожалению, Якутское книжное издательство выпустило эту книгу мизерным тиражом (3 тыс. экземпляров), и она уже стала библиографической редкостью.

Нельзя не отметить вышедшую в 1986 г, в Магаданском книжном издательстве замечательную книгу Р. В. Седова «К ледникам северо-востока СССР», в которой рассказывается о туристских маршрутах (зимних и летних) по Якутии, Чукотскому и Корякскому нагорьям. Издание могло существенно выиграть, если бы в приложении был приведен систематизированный перечень перевалов региона. Книга выпущена также малым тиражом (5 000 экз.).

Выход в серии «По родным просторам» (изд. «Физкультура и спорт») книги саратовцев В. И. Игошина, А. И. Углова и Е. К. Поросятникова «Хребет Черского: массив Буордах» ожидался с большим нетерпением всеми любителями путешествий. Авторы знакомят читателей с физико-географическими особенностями этого популярного района Якутии, приводят подробные описания долин рек, ледников, а также более 150 перевалов. Дают рекомендации по планированию пеших, лыжных и горных походов.

Туристы-лыжники, читая книгу, должны помнить, что описания перевалов даны только для летнего сезона. Внимательно отнеситесь и к предлагаемым авторами «эталонам» лыжных маршрутов — они перегружены сложными препятствиями (по сравнению с утвержденными эталонами), некоторые из включенных в них перевалов не соответствуют указанной сложности. Например: перевал Казанский (2А*) на самом деле 1 Б, но лавиноопасен; перевал Ленинградский (2А) — фактически 1 А* — 1 Б; перевалы Авангард (2Б) и Полет-2 (2Б*) вообще не рекомендуются для зимнего прохождения из-за высокой лавинной опасности. Авторам книги следовало более внимательно отнестись к рекомендациям туристов, часто посещавших этот район зимой.

В. Михайлов

Цейское ущелье

Цейское ущелье расположено на северных склонах Бокового Кавказского хребта в Северной Осетии, Природа щедро одарила этот уголок: величественные снежные вершины, бурные реки и пенистые водопады, ледники, спускающиеся к заповедным лесам, пышные альпийские и субальпийские луга. Высшая точка Цейской подковы — горная вершина Уилпата (4 649 м). В Цее много горных вершин, доступных как для начинающих, так и представляющих спортивный интерес для более опытных туристов и альпинистов. Здесь находятся две турбазы и туристская гостиница.

Прекрасен этот край и в зимний период, когда лежит в ущелье снег глубиной до полутора метров. Погода преимущественно тихая и солнечная. Словом, прекрасные условия для занятия горнолыжным спортом.

С окрестных гор спускаются величественные ледники. Наиболее крупные из них Цейский, Сказский, Уилпатинский. Наибольшей популярностью у туристов пользуется Цейский ледник, доступный практически для всех. Дорога вскоре приводит к реке Сказдон,а далее, поднимаясь все выше и выше, идет по левому берегу реки Цейдон. Вокруг красивые смешанные леса, в которых летом много ягод и грибов. Вскоре лесная зона кончается, и тропа вьется среди мощных гранитных валунов. Отсюда уже хорошо виден Цейский ледник и небольшой грот, из которого с шумом вырывается река Цейдон.

Другая достопримечательность района — Сказский ледник — второй по величине после Цейского. С высокой морены ледника открывается прекрасный вид на все Сказское ущелье.

Всем, кто пожелает познакомиться с Цеем, необходимо обращаться в бюро путешествий и экскурсий города Орджоникидзе (ул. Джанаева, 18; телефоны: 3-93-88, 3-97-08).

А. Роот

Журнал «Турист» № 11 ноябрь 1989 г.

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Архангельская кругосветка

Несложный лыжный маршрут по Архангельской области позволит путешественнику увидеть богатое своеобразие северной природы; памятники истории, архитектуры, рассказывающие о жизни и деятельности М. В. Ломоносова, Петра I; о быте, культуре, повседневных делах и достижениях трудящихся края, хозяйственных особенностях района. Маршрут характерен еще и тем, что по всей трассе можно обойтись без полевых ночевок и устраивать их в домах, избушках, клубах, школах, а это делает путешествие еще более доступным для туристов самой различной подготовки.

Поход оценивается I категорией сложности. Продолжительность активной части — 12 дней.

Из Москвы удобно выехать пассажирским поездом Москва — Архангельск с Ярославского вокзала. В Архангельске можно осмотреть интересный краеведческий музей с большой картинной галереей, скульптурные памятники Петру I, M. В. Ломоносову, Павлину Виноградову, обелиск Севера и ряд архитектурных памятников. В 24 км от города находится музей деревянного зодчества в Малых Карелах. Эта часть путешествия займет два дня.

На третий день по железной дороге Архангельск — Северодвинск едем до ст. Лайская. Сразу встаем на лыжи и углубляемся в лес. Через несколько километров попадаем в небольшой хуторок, в нем — школа начальных классов, где всегда можно остановиться на ночлег. Дальше можно идти по реке Лае либо на юг по просеке. Вначале идем по санной дороге. Через 3 км дорога поворачивает на запад, а мы выходим на просеку. На просеке охотничья лыжня, которая проложена по сильно пересеченной местности. Через 2 км лыжня выводит на Малое Каргозеро. Через час проходим Сорокозеро, и далее просека выводит на озеро Глубокое. Еще через 2 км Андозеро. На восточном берегу хорошая избушка для ночлега.

Утром идем западным берегом озера и выходим вновь на прямую просеку, лежащую среди редкого соснового леса. Вскоре выходим на болото и, пройдя 5 км, выходим к притоку р. Лай — р. Шухте. Высокий обрывистый берег, внизу р. Лая. Перед нами панорама лесов и белой ленты реки. Вверх по реке Лае — санная дорога, но мы идем вниз. Через 5 км минуем правый приток р. Ечу, затем левый значительный приток р. Немцу. Дальше идем по р. Лае. Через 10 км на высоком правом берегу появился барак, другой, третий.

Переночевав, продолжаем путь вверх по р. Лае. Через 2 км проходим правый приток р. Карассу. Она все время петляет. Берега поросли стройным еловым лесом, встречаются небольшие березовые рощицы. По реке идет санная дорога, засыпанная снегом. Через 10 км река выходит из леса, на небольшое болото с чахлыми елочками и осинами. Уходим от реки влево в лес. В течение 3-х дней мы шли по р. Лае. На всем своем протяжении река замерзшая, ширина 15—20 м.

В некоторых местах встречаются запорошенные трещины. В нижнем течении берега обрывистые, высокие, к верховью постепенно понижаются. Вскоре, на правом берегу, выходим к брошенному лесоучастку «Сплавное», всего 10 построек: бараки, дома, конюшни. Для ночлега лучше использовать следующий брошенный лесоучасток «Участковое», который находится также на правом берегу в одном часе ходьбы от «Сплавного».

Утром берем азимут на юго-восток по санной дороге. Она причудливо извивается среди молодых березовых рощиц и небольших елочек. Преодолев 10 км, выходим к поселку Лакский Северного леспромхоза, живописно расположенному на Лайских озерах. В поселке имеется магазин. Автомобильная дорога ведет на ст. Лоновое Северной ж. д. Проходим в южном направлении по санной дороге: Нижнее Лайское озеро. Среднее Лайское озеро и Верхнее Лайское озеро — и здесь в бараках можно заночевать.

Теперь с реки Лай надо брать азимут на запад и торить лыжню по огромному болоту на водоразделе р. Лай и Кодино. Лыжня через 10 км выводит к тригонометрической вышке, высотой 25 м. Она стоит уже на берегу р. Кодино, можно сделать обзор окружающей местности. Темп движения достаточно высокий, но чрезвычайная извилистость реки снижает его эффективность. Через каждые 100 м встречаются завалы. Через 3 часа хода оказываемся на большом открытом пространстве — лесном озере Долгом.

Пересекли западный берег озера и снова вышли на русло реки. Она стала шире, меньше завалов. Течение реки быстрое, в некоторых местах она открыта. Через час хода услышали гудки паровоза. Слева приток р. Лай. Теперь движемся по азимуту на юго-запад. Еще через час пересекли правый приток р. Кодино и выходим на Ласт-озеро. Густой лес сменяется молодым перелеском.

Еще через час вышли на открытое место. Заброшенные сторожевые вышки, изгородь, дорога, по которой иногда ходят автомашины. Поворачиваем на юг и дальше следуем вдоль узкоколейки — последние 10 км до ст. Кодино, где в доме приезжих можно устроиться на ночлег.

Назавтра устраиваем дневку. Кодино — небольшой поселок и ж. д. станция 3-го разряда. Работает целлюлозный заводик, и на него можно совершить интересную экскурсию.

После подъема и сборов выходим на Чуковский тракт, который тянется на юг, связывая Кодино с Обозерским трактом. Вдоль тракта — телефонная линия. Местность холмистая, зимой по тракту не ездят. Пройдя 20 км, выходим на Обозерский тракт. Он проложен в юго-восточном направлении, судя по следам от шин, здесь ходят автомашины, но мы не встречали ни одной, ориентируемся по телефонным столбам. Попадаются тригонометрические вышки. Через 3 часа хорошего лыжного перехода выходим к группе деревень Никитское, Чигерево и Осташево.

В деревне нам сказали, что в 25 км по нашему пути есть бараки, где можно заночевать. Пройдя 2 км на юг берегом озера Белое, выходим на Тегроозеро. С него поднимаемся в лес, на просеку, по которой проходит старая лесная дорога в южном направлении. Сейчас ею не пользуются, так что приходится торить лыжню. Слева, по ходу движения, просматривается длинная полоска озера Семенове. Идем красивым сосновым лесом. В середине дня пересекаем р. Сухую, течение быстрое, поэтому местами она незамерзшая. После обеда подходим к полуразрушенной избушке на озере Торос, через полчаса еще одна такая избушка.

Попадаются верстовые столбы 12/15, 15/12, 16/11. Дорога вырублена в 1914 г. Иногда на дорогу выходят охотничьи лыжни, но они быстро уходят в сторону. Просека иногда выходит к реке Шелексе. К вечеру подходим к мосту через р. Шелексу и узкоколейке. Можно заночевать здесь, либо в Верховском леспромхозе, который находится восточнее в 8 км, либо в избушке.

Дальше держим путь заброшенной лесной дорогой, идущей мелким лесом. Встречаем избу, которая топится по-черному. Справа река Шелекса. Потом еще одна изба на берегу реки. Через 20 км сегодняшнего пути приходим в поселок Савинского леспромхоза. В конторе правления можно заночевать.

В заключительный день похода — последние 20 км до ст. Емца.

В. Козулицын, мастер спорта

Литература: Б. В. Гнедовский, Э. Д. Добровольская. Вокруг Архангельска. М., «Искусство», 1978; В. Т. Козулицын. Отчет № 669 о лыжном походе по Архангельской области в Московском туристском клубе.

Адрес для консультаций: 109104, Москва, Б. Коммунистическая, д. 17, городской туристский клуб.

Журнал «Турист» № 11 ноябрь 1989 г.

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

«По работе и зарплата»

Так называлась статья во втором номере журнала «Турист», где говорилось о делах пятигорского туркомплекса «Озерный». Его руководители сумели обогатить содержание туристских занятий и одновременно повысить материальную заинтересованность своих инструкторов-методистов. О том, как нелегко было это сделать, и шла речь в статье.

В частности, непонятную негативную позицию заняли сотрудники Пятигорского бюро путешествий и экскурсий, не пожелавшие обучать инструкторов «Озерного» на курсах экскурсоводов. Но проблема, в конце концов, разрешилась. Из Пятигорска, с туркомплекса в редакцию пришло письмо, подписанное заместителем директора С. Донцом:

«Вот и наступил долгожданный для нас день. Инструкторам-методистам «Озерного» А. Пирогову, С. Зубченко, Г. Великодному, Г. Косых, Д. Мищенко, М. Зубченко приказом по Ессентукскому бюро путешествий и экскурсий присвоены квалификационные категории экскурсоводов и вручены удостоверения. Не стоит перечислять все сложности, которые нам пришлось преодолеть, они достаточно емко отражены в публикации «По работе и зарплата».

Нам, конечно, приятно, что наше туристское учреждение, видимо, первое в стране, где все инструкторы-методисты стали еще и аттестованными экскурсоводами. Мы благодарим и администрацию и методистов Ессентукского бюро путешествий и экскурсий, которые несколько месяцев обучали наших ребят и в конечном итоге помогли им успешно сдать экзамены. Ессентукские коллеги отнеслись к нам так, как и принято между товарищами по профессии. Этого никак нельзя сказать о нашем, Пятигорском бюро, преодолеть бюрократию и местничество которого мы не смогли бы без своевременного выступления журнала «Турист». Мы это прекрасно понимаем, а потому очень благодарим редакцию за поддержку.

Мы хотели бы, чтобы разговор, начатый на страницах журнала, был продолжен путешественниками, специалистами туризма. Звание инструктор-методист-экскурсовод должно стать нормой для большинства работников этой профессии. И надо сделать так, чтобы они не повторяли тот сложный, с ненужными препятствиями путь, который прошли мы.

Самое главное — свое веское слово по этому вопросу должны сказать Центральный и Российский советы по туризму и экскурсиям».

И Центральный совет сказал свое слово. Короткое. А уж о весомости его судите сами. «Опыт организации и оплаты труда инструкторов т/к «Озерный» заслуживает внимания и использования в других организациях». Ответ этот вызывает удивление. «Заслуживает использования»! Уж, наверное, не забвения и умолчания достойно то, что люди пополняют свою кассу из вновь образованных ими же источников дохода. Но кто же все-таки будет распространять? По логике вещей — советы по туризму, в том числе, и Центральный. Но из туманной формулировки ЦСТЭ этого вовсе не следует. Он как бы дал общую директиву, а кому — неясно. Слово-то произнесено вроде и весомое, но недосказанное. Может, руководители ЦС всмотрятся повнимательней в интересный опыт и, оценив по достоинству, ознакомят с ним свои многочисленные учреждения и организации.

«Нерусса просит помощи»

Исполком Орловского областного Совета народных депутатов рассмотрел статью кандидата биологических наук Ф. Штильмарка «Нерусса просит помощи» («Турист» № 9 за 1989 г.), сообщила заместитель председателя исполкома Т. Н. Коновалова, и разделяет беспокойство автора статьи в связи с деградацией реки Неруссы.

Далее Т. Н. Коновалова перечислила меры, принимаемые в области для сохранения реки. Так, пишет она, областной совет по охране природы провел экологическую экспедицию по рекам Неруссе и Навле и их притокам — рекам бассейна Десны в границах Дмитровского и Шаблыкинского районов области. Экспедиция вскрыла немало негативных фактов, но и меры предприняла действенные. Из водоохранных зон реки Неруссы вынесено 9 летних лагерей и других производственных объектов, залужено 4,5 тысячи гектаров сельхозугодий на пойменных и склоновых землях. На Дмитровском спиртзаводе построено бардохранилище, что исключило утечку барды (отходов производства спирта) в реку Общерицу — приток Неруссы. Кроме того, для промышленных предприятий области, в том числе и Дмитровского района, разрабатываются экологические паспорта.

«Для сохранения этого уникального края, — пишет в заключение Т. Н. Коновалова, — представляется целесообразным в бассейне реки Неруссы и Навлн создать режим особо охраняемой территории. Естественно, это потребует дополнительных средств, усилий на строительство природоохранных объектов, осуществления других мероприятий». К сожалению, из этих слов неясно, кто же будет создавать и обеспечивать этот режим, кто выделит средства, технику, материалы. Не определены сроки создания охраняемой территории, ее статус — заповедник, заказник, национальный парк?.. Видимо, Орловскому облисполкому следовало бы более конкретно определить свои планы насчет будущего реки. Ведь это его земля, его край — кому же, как не местной власти, позаботиться о сбережении природы?

Журнал «Турист» № 11 ноябрь 1990 г.

Резонанс

Экскурсоводам на заметку

В Центральном совете по туризму и экскурсиям ознакомились со статьей «Воспоминание о будущем, или какими быть экскурсиям и экскурсоводам», напечатанной в № 5 журнала «Турист». Действительно, как верно замечено автором, в условиях хозрасчета и самофинансирования наметилась нежелательная тенденция к вымыванию дешевых видов экскурсий — пешеходных, производственных, музейных. В связи с этим было принято постановление коллегии Центрального совета о расширении экскурсионного обслуживания местного населения и туристов, разработаны нормативные и методические документы, стимулирующие экскурсионную работу, а также труд экскурсоводов, организаторов экскурсий (по решению ВЦСПС и Госкомтруда СССР им, например, существенно повышены должностные оклады).

К настоящему времени положение в определенной мере стабилизируется, планы по реализации услуг и прибыли в целом выполняются; большинство ТЭПО и бюро путешествий и экскурсий ликвидирует допущенное ранее отставание, внедряет много новых и интересных форм работы.

Центральным советом принято решение об издании в ЦРИБ «Турист» методических рекомендаций «Профессиональное мастерство экскурсовода» (автор А. Яковлев) и «Экскурсионно-методическая работа в условиях хозрасчета и самофинансирования» (авторы Ю. Мельников и К. Каминская). Рукописи подготовлены к печати. Кроме того, Институт военной истории МО СССР по заказу ЦСТЭ подготовил методические материалы в помощь экскурсионным работникам (они направлены туристско-экскурсионным организациям для использования при подготовке и проведении военно-исторических экскурсий).

ЦСТЭ ведет также разработку Программы развития экскурсионного обслуживания населения в 1991 —1995 гг. Экскурсионное управление Центрального совета планирует и в дальнейшем проведение всесоюзных, зональных совещаний-семинаров, получающих положительные отзывы экскурсоводов и методистов и помогающих им в повседневной работе.

Я. Захаров, заместитель председателя ЦСТЭ

Журнал «Турист» № 11 ноябрь 1990 г.

«Бочка по морю плывет…»

Мечтая побывать в Карелии, я — почти новичок в водном туризме — рискнул отправиться на парусном катамаране «Альбатрос» в поход по Онежскому озеру. Из Медвежьегорска, где я встретился с друзьями — Алексеем Годером, владельцем катамарана и опытным парусником, капитаном нашего экипажа Андреем Свадковским, мы добрались до Челмужи. Здесь содержимое моего рюкзака перекочевало в огромную, по понятиям пешего туриста, синюю пластмассовую бочку. Примерили непромокаемый костюм, в котором я мог с непривычки едва шевелиться. Бочку герметично закрыли, катамараны собрали, и поход начался.

Через сутки, совершив четыре перехода, полных приключений и необходимых для новичка впечатлений, наш «Альбатрос» достиг места сбора всей группы. Обрадованные встречей, мы не обратили внимания на отдаленные раскаты грома и появившуюся из-за леса свинцово-черную тучу. Метрах в трехстах от нас сияло по воде солнце, стоял полный штиль, а с верхушек елей наползала ночь, и вдоль берега бежала первая рябь — предвестница надвигающегося шторма. Непогода улеглась только к вечеру, и на радостях завхоз Аня Макарычева устроила праздничный вечер из неучтенных продуктов. Столами служили все те же незаменимые бочки.

Погода стояла переменчивая, а рельеф берегов оказался так разнообразен, что преимущества катамарана перед другими привычными для туристов плавсредствами были очевидны, В отличие от байдарочников мы могли далеко отходить от берега, не боялись волн, ветер стал нашим союзником. Мы не мокли, везли с собой достаточный запас продуктов и снаряжение, а в штиль легко передвигались с помощью весел. Да и к берегу практически причаливали в любом месте, не боясь, как яхтсмены, сесть на мель или сломать свой корабль, преодолевая перекаты или — волоком — поросшие лесом узкие косы. Бочки, закрепленные на носу катамарана перед парусом, оказались не только идеальной емкостью для снаряжения и продуктов, но и послужили своеобразным опознавательным знаком группы. Они вызывали живой интерес у каждого встречного, им приписывалось самое разное предназначение (для рыбы, ягод), а нас вскоре прозвали «бочкарями».

Путь походной флотилии лежал через Малое Онего в знаменитые, пленяющие своей поэтичностью и мягкой красотой кижские шхеры, к острову Кижи. Вдоль этих берегов в X—XI веках совершали плавания по Онежскому озеру русские поморы и новгородцы, направлявшиеся к Белому морю. Своеобразными путеводными вехами служили раскинувшиеся по берегам, примкнувшие к самой воде старинные деревушки, словно сошедшие с иллюстраций к русским народным сказкам. Издалека виднелись над лесом покосившиеся маковки часовен. В старину маленькие храмы играли роль маяков. Вглядываясь в проплывающие мимо пейзажи, я часто ловил себя на мысли, что узнаю эти места по картинам художников, Арбатским и Измайловским выставкам. Отсюда, из этих деревушек, открывался и открывается для многих путь в Карелию, к ее природе и истории.

Побывавший в августе 1926 года в Кижах Игорь Грабарь писал жене о совершенно неописуемой, совсем особенной красоте озерных мест. И в истинности его слов мы убедились, проведя два дня в Кижском музее-заповеднике.

Несколько дней наши «Альбатросы» бороздили воды Большого Онего. Плыли вдоль поросших дремучими лесами малонаселенных берегов, от острова к острову, по созданным природой каналам, отдыхали в загадочных лагунах. Ане Коломенской и Сереже Клепикову долго потом снились россыпи брусники по мху, ягодные ассорти из малины, черники и красной смородины, а наш молодежный экипаж — Катя Баженова, Сергей Смычкович и Сергей Захаров — наверное, навсегда сохранит воспоминание о катании на «Альбатросе» по бесконечной лунной дорожке, искрящейся на поверхности озера, и о призывном огоньке костра на берегу.

К. Жилкин

Журнал «Турист» № 11 ноябрь 1990 г.

Война, приполярный Урал…

Имя Георгия Александровича Чернова наверняка хорошо знакомо туристам — он автор известной книги «туристские походы в «печорские Альпы», выдержавшей несколько изданий. Георгий Александрович, заслуженный геолог РСФСР, более полувека посвятил изучению печорского края, стал одним из первооткрывателей воркутинских углей… трудности, с которыми он столкнулся на своих маршрутах, необычны, не похожи на наши сегодняшние. Тем и интересны его воспоминания, дающие возможность наглядно представить себе путешественника в обстановке военной разрухи, голода, репрессий, преступности.

Геологические исследования Приполярного Урала в 1944 — 1945 годах проводились в основном в долине р. Косью и ее притоков — Кожима и Вангыра. Район крайне труднодоступный. Пешие переходы практически невозможны из-за глухой тайги и постоянно встречающихся скал. Экспедиции были вынуждены двигаться на лодках вверх по порожистым рекам, а по окончании работ — сплавляться вниз, к железной дороге.

Подъем лодок бечевой нынче почти не применяется туристами. В большинстве своем они предпочитают либо на веслах идти против течения, либо тащить груз к началу сплава в рюкзаках. А между тем двигаться на бечеве совсем несложно, с современными байдарками намного проще, нежели с деревянными лодками. Специального оборудования или дополнительного снаряжения почти не требуется.

Как же применять бечеву? На носу лодки следует привязать кусок прочной веревки, на конце которой крепится за одно из отверстий «бурундук» (продолговатая металлическая пластина с двумя отверстиями). На лодке прочно укрепляется невысокая мачта с кольцом у верхушки. От борта лодки через кольцо на мачте и второе отверстие «бурундука» протягивается сама бечева — тонкая, прочная и достаточно длинная веревка. Она завершается широкой лямкой, которая надевается на плечо ведущему. Если ведущий идет по левому берегу, то бечева крепится к правому борту лодки и наоборот. В лодке остается кормовой гребец, который веслом или рулем подправляет курс, а при необходимости отталкивается от камней и дна шестом. Длина бечевы должна быть порядка 50—75 метров, чтобы при необходимости «отпустить» лодку на более глубокий фарватер. Используя бечеву, один человек может тащить лодку грузоподъемностью 300— 400 килограммов.

В нашем распоряжении не было, естественно, никаких байдарок. Лодки приходилось покупать у местного населения, выбирая из них те, что больше пригодны для бурных горных рек. Зато груза было на хороший обоз… О том, чтобы унести его волоком, нечего было и думать. Приходилось постигать науку «водников», тем более что местное население, умевшее управляться с лодками, не слишком охотно нанималось в геологические партии. В голодные военные и послевоенные годы люди предпочитали заниматься сельским хозяйством, чтобы хоть как-то прокормиться.

Основной рабочей силой в экспедициях были поэтому недавние заключенные Интинского лагеря. Люди это были в большинстве своем честные и работящие, хотя о труде геологов понятия не имели. Кроме того, они были предельно истощены. По нескольку недель приходилось буквально откармливать их до человеческого состояния.

А с продуктами было чудовищно трудно. Деньги не имели практически никакого хождения, зато очень ценились сахар, соль и курево. Правдами и неправдами мне как начальнику геологической партии удавалось добиться, чтобы наши продкарточки отоваривали в магазине ОГПУ. Честно говоря, я и не предполагал, как много это значило. Мы получали разнообразные крупы, американскую тушенку, консервированные сосняки, окорока и печень, сливочное масло, сухофрукты, сахар и махорку. Это было целым состоянием.

В 1944 году мы отправились вверх по Кожиму.

…Кладовщик в потертом ватнике, не поднимая головы, заполнял нашу накладную. Закончив писать, он поднял голову, и я ужаснулся, узнав его. Это был известный писатель-очеркист Владимир Канторович. Мы встречались с ним в Москве и на Печоре: работая на севере, В. Канторович написал книгу об открытии углей Воркутинского бассейна, о первых строителях
«Заполярной кочегарки». Он не скрыл, что это были зэки, кроме того, не признал первооткрывателем угля охотника В. Попова, которого местные власти сделали национальным героем. Книга «Большая Печора» была вскоре изъята из библиотек… Тридцать лет спустя, в Москве, я снова увиделся с Канторовичем. Но он ни словом не обмолвился им о нашей последней встрече, ни о временах заключения. И тогда, давно, в сорок четвертом, он также молчал, но причина тому была веская: за контакты с вольными заключенных строго наказывали.

Белая Инта
Светлана Гершанова
Северные сумерки.
Снега чистота —
Белая-пребелая
Тихая Инта.

…Словно в белом кружеве
Тросы у моста.
Чей ты полюс мужества,
Белая Инта?

И мое стремление
Высечь свет из тьмы
Укрепи терпением
Северной зимы.

И равниной белою
Чистого листа
Снова глянет в душу мне
Белая Инта.

У моста через Кожим поезд притормозил и остановился. Через несколько минут все наше снаряжение оказалось выгруженным, и машинист, получив в благодарность порцию махорки, дал нам прощальный гудок. Мы остались у реки — пятеро рабочих, среди которых были татарин, украинец, латыш, эстонец и грузин: семейная пара Иван и Марфа из деревни Кожимвом, прораб Галина Фрумкина, еще две женщины-геологи и я. Здесь же, у моста мы и разбили наш первый лагерь. Но на следующий же день вынуждены были сменить место: ночью кто-то украл теплую одежду Галины, кроме того, едва удалось спасти ящик с документами и приборами.

До чего же трудным оказался подъем по Кожиму! Только через пять дней непосильной работы мы достигли хребта Обеиз. Здесь партия разделилась натрое. Две группы ушли в маршруты, Иван и Марфа остались в лагере ловить рыбу. Ловился здесь сплошной «деликатес»: кумжа и хариус. А ближе к осени у самых палаток высыпали ягоды и грибы… Для бывших заключенных нелегкое путешествие было раем после лагерного ада. Предчувствуя скорое окончание работ, они умоляли взять их с собой и в следующем году.

Спуск по Кожиму оказался едва ли не более напряженным, чем подъем. То и дело приходилось уворачиваться от камней и береговых скал… Но мы достигли моста без приключений. Здесь партия была расформирована: я с сотрудницами уехал в Сыктывкар, рабочие вернулись в Инту.

Как хотелось мне, чтобы и сезон 1945 года был таким же удачным, как прошлый! Но, увы, нас ждали такие трудности и опасности, о каких мы и не подозревали.

В новом сезоне нам предстояло работать в долине реки Вангыр. Геологическое начальство края недоверчиво отнеслось к моему плану подняться и по Вангыру на лодках, тем более что другие партии, работавшие в районе, покупали лошадей. Но я настоял на лодочном варианте. Проводником стал коми Иван Мартюшев: оказалось, он ходил по Вангыру на какие-то удивительно рыбные озера. Как и в прошлый раз, я нанял рабочих в Инте. Но люди подобрались новые, курс обучения пришлось начинать сначала.
Запасшись продуктами, мы выехали на Вангыр. Но прежде я предложил одному из рабочих — грузину (надо же было догадаться назначить его завхозом!) испечь хлеба и насушить сухарей на все лето. В итоге пропала четверть запасов муки. Но «менять коней» было поздно. Мы вышли на маршрут.

Вангыр оказался еще более суровой рекой, чем Кожим. Вдобавок прошли сильные дожди и река превратилась в бешеный мутный поток, несущийся между камнями. В одном месте новички-рабочие чуть жизни меня не лишили. Я управлял лодкой, сидя на корме, двое ребят тащили ее на бечеве. Неожиданно нос лодки резко отвернул от берега. Тут бы стравить веревку или вовсе бросить ее, чтобы курс лодки выправился. Но неопытные работяги продолжали тянуть что было сил, лодка дала опасный крен… Я кричал: «Бросайте веревку!..» Но за шумом воды меня не было слышно. Наконец, мне удалось веслом выправить курс. Мы долго разбирали этот случай. Шок у меня настолько был велик, что в тот день мы так и не смогли продолжить путь.

Через день вода в реке спала, но путь не стал легче. Вангыр превратился в сплошной каменный лабиринт. Добравшись, наконец, до избушки охотников вблизи устья р. Харуты, мы были просто счастливы. Здесь и расположился наш базовый лагерь.

Итогом сезона стало открытие месторождений горного хрусталя и железорудных проявлений. А еще в окрестных озерах было выловлено столько рыбы, что мы засолили несколько бочонков окуня и щуки. Хариусов мы жарили и коптили, а потом брали с собой в пешие маршруты. Больше того, мы снабжали рыбой партию, работавшую по соседству.

Мы возвратились на станцию Косью, груженные многочисленными образцами породы, записями, зарисовками и фотопленками. Но в первую же ночь на станции воры добрались до нашего багажа. Чутье изменило им: вместо бочонков с рыбой они прихватили ящики с камнями, но не «забыли» и теплую одежду, а также чемодан с инструментами и аппаратурой. Хорошо, что не пропали записи и дневники, которые я унес с собой! Мы собрались уезжать. Товарный вагон, куда мы погрузились, вез продукты на разъезд Джинтуй. Неожиданно на этом разъезде его отцепили, и поезд ушел. Начальник разъезда в ответ на просьбу прицепить нас к какому-нибудь составу односложно отвечал:

— Платите — прицепим… Он надеялся разжиться у нас продуктами. Но что мы могли предложить ему, кроме камней из коллекции? Оставалось одно: ждать чуда. Вдобавок стало холодно, мы совершенно замерзли в пустом железном вагоне. А составы проносились один за другим…

Один из составов высадил на разъезде партию штрафников с вооруженной охраной. Штрафникам приказали грузить известняк, но те наплевали на приказ, развели костер и уселись греться. Охрана невозмутимо гуляла вокруг. Неожиданно часть заключенных направилась к нашему вагону.

— Что нужно? — закричал я изнутри.

— Махорочки! — ответили мне.

Прав был наш попутчик до разъезда, советовавший не открывать двери ни в коем случае. Едва я приоткрыл одну створку, как ловкий парень запрыгнул в вагон, рукой схватил меня за горло. В дверном проеме показалась уже голова второго зэка… В углу вагона в спальном мешке грелась Рая, где-то рядом с ней лежало заряженное охотничье ружье. В общем, положение было ужасное, нам грозила расправа… Нечеловеческим усилием я толкнул парня, но он вцепился в меня мертвой хваткой, и мы вместе рухнули в открытый дверной проем. От неожиданности бандит разжал руки. Я вскочил и бросился к охране. Узнав, что в вагоне ружье, охранники не на шутку перепугались, ведь первые пули достались бы им… Автоматные очереди разорвали воздух. Зэки понуро вернулись к костру. Из вагона они успели стащить только горбушку хлеба.

Не без приключений добрались мы до Сыктывкара. В Печоре сцепщик отказался прицеплять нас к составу, уверенный, что мы везем яблоки и не хотим с ним поделиться. А мы съели всего лишь два яблока, купленные на базаре по баснословной цене… Но вот мы дома. Рассказываем о своих дорожных происшествиях, и друзья-геологи называют нас «героями с того света». А мы рады не только возвращению, но и результатам экспедиции. Полностью проведена геологическая съемка одного из интереснейших и красивейших районов — Печорского Урала. Сколько ценнейших образцов привезено, сколько великолепных пейзажей осталось в памяти! Ради этого стоило пережить многое.

Георгий Чернов, заслуженный геолог РСФСР

Журнал «Турист» № 11 ноябрь 1990 г.

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

В отпуск — на Курилы!

Год 1990-й на исходе, пора уже планировать будущий отпуск. Туристское бюро молодежного центра «Импульс» Курильского райкома ВЛКСМ Сахалинской области предлагает вам в июне — октябре совершить увлекательные походы по острову Итуруп.

Вы сможете познакомиться с историей острова, побывав в единственном на Курильских островах государственном музее, посетить самый крупный в мире завод по разведению рыбы лососевых пород. Совершите восхождения на действующие вулканы, увидите кратеры и горячие источники, а потом спуститесь к Тихому океану, искупаетесь в лечебных водах термальных источников.

Мы предложим катание на катере и спуск под воду с аквалангом. Захватите с собой видеокассету, чтобы получить видеофильм о своем пребывании на острове, картину снимет опытный оператор.

Маршруты по Итурупу, рассчитанные на группу 15 человек (без стоимости проезда), обойдутся сравнительно недорого. Путевка на 5 дней стоит 131.94 руб., групповая — 1979,14 руб., соответственно на 6 дней — 139,38— 2090,69; на 7 — 171,74—2576,09; на 8 —180,10—2701,49; на 9 — 188,46—2826,86; на 10 — 196,82—2952,28; на 11 — 205Д8—3077,69; на 12 — 213,54—3203,09; на 13 — 221,90— 3328,49; на 14 — 253,70—3805,52; на 15 — 262,06—3930,89; на 20 — 303,86—4557,86.

Для заключения договоров обращайтесь по адресу: 694530, Сахалинская обл., г. Курильск, райком ВЛКСМ, туристское бюро МЦ «Импульс», тел. 3-30, 4-33.

Если вы хотите получить полное описание всех маршрутов, просим перечислить на наш расчетный счет № 70019 в Курильском Агропромбанке 5 рублей и выслать квитанцию с заявкой. А. РУСАКОВ, директор молодежного центра «Импульс».

г. Курильск, Сахалинская обл.

Журнал «Турист» № 11 ноябрь 1990 г.

Севастополь под Калугой

Молодые рабочие чтут память защитников плацдарма на Угре

В начале 80-х годов для нас, ступинских туристов-водномоторников, Угра была очередным притоком Оки, где «нас еще не было». И… мы на долгие годы стали ее пленниками, потому что открыли для себя «затерянный мир» народной памяти и следов отечественной боевой истории чуть ли не с домонгольских времен. Но особенно потрясали следы минувшей войны.

Походы постепенно превратились в поисковые экспедиции, расширялся круг участников, группа энтузиастов выросла до отряда. По крохам из исторической, мемуарной литературы, но больше из воспоминаний, рассказов ветеранов, местных старожилов, из наших полевых исследований проявлялась картина трагических событий, развернувшихся в этих районах в 1941—1943 гг. Бои, кипевшие здесь, за линией фронта, остались в основном «пропавшими без вести» в истории завершающего периода Московской битвы.

Отыскать места наиболее кровопролитных схваток, узнать их историю, увековечить памятными знаками — одна из задач нашего поиска. Шесть таких знаков установил наш отряд на Смоленской и Калужской земле.

В 1942-м по Угре проходила колеблющаяся от непрерывных боев линия фронта. На вражеском берегу тогда было отбито несколько плацдармов, продержавшихся до весны 43-го. Послевоенная судьба их, в частности у деревни Суковка, — одна из черных страниц нашей памяти: до недавнего времени о героическом прошлом этого пятачка, насквозь пропитанного кровью и прахом тысяч советских воинов разных национальностей, напоминали лишь траншеи, воронки да белеющие тут и там человеческие останки.

Близ современного шоссе Калуга — Вязьма, спрямившего старинный почтовый тракт, сразу за мостом через Рессу справа открывается широкое поле. Это и есть знаменитый когда-то суковский плацдарм, который заслужил славу «маленького Севастополя». Одиннадцать месяцев стояли здесь насмерть советские воины… А вот рассказ старожила Суковки Ивана Семеновича Захарова, вернувшегося в родные места в 1945-м:

«…Деревни не было, только развалины школы да несколько уцелевших деревьев. По всему полю, изрытому траншеями и опутанному колючей проволокой, — желтая от ржавчины, разбитая военная техника: танки, орудия, автомашины. И куда ни бросишь взгляд — трупы, трупы… Давно уже изодранные волками и вороньем.

В конце 40-х металлолом убрали на переплавку, а вскоре стали убирать останки. Я тоже принимал в этом участие. Немцев хоронили в траншеях около Рессы, а наших — за пять километров отсюда, в братской могиле у Варшавского шоссе. Там их лежит около 12 тысяч. Большинство неизвестные…»

Сегодня у поворота на проселок, ведущий через поле к живописнейшему местечку на Угре, называемому москвичами «Юхновской Швейцарией», стоит небольшой обелиск. Заложили его мы в 81-м. Тот поход организовали совместно с учащимися школы поселка Михнево и ее военруком Юрием Федоровичем Калашниковым, ветераном одной из дивизий, дравшихся здесь. Договорились так: наш отряд отправится заранее, установит памятник, а михневцы подъедут в субботу.

Как и было запланировано, мы приехали на Угру в среду. С вечера подобрали место для памятника: справа от большака на Вязьму, перед поворотом к деревне, — предварительно «выслушали» его металлоискателем, чтобы не оставить потомкам какую-нибудь напасть, которой еще много в земле. Работа шла медленно, песок приходилось таскать носилками за 50 метров из небольшого размытого овражка на краю леса. Наконец дело подошло к концу. Оставалось только обложить курган камнями и сделать дорожку, когда с большака к нам вдруг завернул уазик: все насторожились. Из машины вышли несколько человек в цивильных костюмах, по виду — ответственные работники. И хотя, как мне показалось, своим лицам они лишь придали строгое выражение, встреча не обещала ничего хорошего.

— Здравствуйте, — неприветливо начал один из ответственных товарищей, обводя нас взглядом. — Что за компания и чем вы тут занимаетесь?

— Ставим памятник, — я кивнул на курган.

По памятнику мы давно уже вели переписку с В. Масловым, секретарем местного отделения ВООПИК, однако документы на него: паспорт, ходатайство на установку и т. п. — были готовы только накануне отъезда, поэтому формальности решили выполнить по ходу экспедиции. Но упустили время, и теперь, что называется, гора сама пришла к Магомету во всем своем грозном величии.

— Кто вам здесь разрешил ставить памятник? На каком основании?

Страсти быстро улеглись, когда ответственным товарищам сообщили, что на памятник имеем все необходимые документы, что извиняемся за свою нерасторопность с их оформлением и что немедленно согласны ехать в Юхнов, чтобы выполнить все формальности. На уазике наших гостей, вернее, хозяев, заехали в лагерь, первым делом пригласили их посетить нашу баню. Они вежливо поблагодарили, выразив удивление простоте и оригинальности импровизированной «сауны». А вот поужинать не отказались. За столом первоначальный холодок был окончательно растоплен, и в Юхнов мы ехали уже как хорошие знакомые.

Лагерь, как обычно, мы устроили на высоком берегу Угры. Отсюда открывается исключительно широкий обзор левобережья реки: на крайнем слева «фланге» за лесом — деревня Папаево. Чуть ближе — небольшое голое пятно — там находилась деревня Горенец. На крайнем правом фланге, за узкой полосой соснового леса была до войны деревня Ступино — тезка нашего города. В разные годы мы в той или иной мере исследовали эти деревни, леса и поля. Но об одной вылазке за реку расскажу подробно. Случилось это в августе 1976 года.

В той экспедиции одной из наших задач было исследование левобережья Угры. Ничего особенного, однако, обнаружить не удалось, если не считать солдатского ножа, найденного в советской траншее, нескольких железок, вроде траков танковых гусениц, сломанных автомобильных рессор и неразорвавшегося артиллерийского снаряда диаметром около 10 и длиной до 50 сантиметров.

На медном кольце в нижней его части были заметны глубокие косые вмятины: снаряд прошел канал ствола. Около сохранившегося взрывателя часть рубашки была отколота, видимо, на излете снаряд срикошетил и не взорвался.

Среди новичков в этом походе был молодой человек, все называли его Толян. Я вообще очень осторожно отношусь к включению в состав экспедиции людей со стороны, но Толяна рекомендовали как грамотного, надежного парня. Однако меня как организатора и руководителя экспедиции с самого начала насторожило то, что Толян очень настойчиво интересовался устройством снарядов и мин.

Вот и теперь, осмотрев снаряд, вдруг предложил:

— Давайте вытопим тол!

— Зачем? — с тревогой спросил Слава Бойков.

— Да так, для интереса, — с улыбкой, бросив на меня осторожный взгляд, ответил Толян. — Ведь тол горит, как сухой спирт, даже при дожде. Может, пригодится?

Он уже достал нож, намереваясь поковырять в отколотой части снаряда.

Решив, что шутка зашла слишком далеко, я осторожно взял снаряд из рук Анатолия,

— Ребята, — запротестовал он, — я вам гарантирую полную безопасность. Нам же пригодится тол. Давайте я сам его вытоплю!

Ребята в растерянности смотрели то на меня, то на Толяна. Но я был непреклонен. Отпустив ребят, я поглубже закопал снаряд, набросав сверху листьев, чтобы сделать место менее приметным. Но уже тогда в душу мне закралась тревога.

…Глубокая лощина недалеко от рощи показалась ему удобной, тем более что из лагеря не будет видно костра. Заранее подготовленным обломком рессоры Толян откопал снаряд. Расковырял ножом около взрывателя: в глубине желтел тол…

Анатолий Максимов и Саша Голубцов вспомнили потом, что от любопытства не удержались и пошли за Толяном. Снаряд был уже обложен дровами. Толян поджег бумагу, и костер быстро, почти без дыма, разгорелся. Ребята разлеглись вокруг и стали ждать, когда же потечет тол. Минут через десять Голубцов предложил все-таки отойти за бугорок и переждать. Так, на всякий случай… Толян со снисходительной улыбкой подложил в пылающий костер дров и тоже отошел за бугор. Не прошло и минуты, как раздался оглушительный взрыв: над головой со свистом прожужжали осколки. Все произошло так быстро, что ребята не успели даже испугаться…

Толяна привели в лагерь белого, как мел. Некоторое время он совершенно не реагировал на наши ругательства по его адресу… После этого пришлось ввести в отряде командно-административную систему, чтобы каждый из новичков был под контролем старшего. Кроме того, все участники получили под расписку памятки по технике безопасности.

К счастью, все меньше сегодня остается в глуши таких взрывоопасных предметов, как снаряды, мины и т. п., благодаря неустанной работе в таких местах саперных подразделений Советской Армии. Тем не менее такие находки еще встречаются, и с каждым годом они становятся все опаснее: время изъедает их взрыватели, детонаторы и т. п., отчего эти предметы оказываются все более чувствительными к малейшему толчку, перепаду температуры, а порой и просто к яркому солнечному свету.

…В субботу в 11 часов 50 минут памятник был установлен на кургане.

Над конструкцией памятника мы с ребятами стали думать еще осенью. Плиту изготовили из стеклотекстолита. Текст надписи по ней выполнил глубокой гравировкой Юра Зайцев. Оставался памятник, но материалов не было, идея сохла на глазах… Решение пришло неожиданно.

Однажды по весне мы занялись ревизией кладовки спортинвентаря: в преддверии сезона необходимо было проветрить и починить палатки, резиновые лодки и т. п. Отдельно складывали в кучу ржавые походные находки: пулемет Дегтярева, стволы винтовок, «стаканы» снарядов. И вдруг осенило: это же готовый памятник!

Реликвии смонтировали на треугольном основании из полированных листов нержавеющей стали, Володя Кузнецов, автор и «главный архитектор» проекта, комбинировал элементы, подыскивал лучший вариант восприятия композиции. Последней была приварена звезда из нержавейки. Простучав молотком всю конструкцию, Володя утер со лба пот:

— Порядок!

К открытию собралось много народу: представители из Юхнова, местные жители, пионеры. Как и было задумано, церемониал открыли михневцы. В форме десантников, с учебными автоматами и развернутым знаменем, они колонной, строевым шагом приблизились к памятнику и встали около него в почетный караул.

— Ух ты! Вот это да! И автоматы настоящие! — пронесся шепоток среди местных пионеров, полукольцом окруживших курган с памятником,

…Наступает торжественная минута. Калашников и молодой мужчина, тоже офицер, берут под козырек: две наши девушки, Нина Федорова и Татьяна Лунева, бережно снимают с памятника покрывало…

…Минута молчания. Михневские пионеры преклоняют к памятнику знамя своей школы.

В заключение михневцы торжественно возложили к памятнику привезенный с собой венок, а местные жители и пионеры — букетики полевых цветов.

Уже тогда, в 81-м, мы понимали, что этот памятник временный, как бы первая ласточка памяти героической земле, достойной настоящего мемориального обелиска. 8 мая 1985 года, накануне Дня Победы, наша группа установила на этом месте новый, высотой более трех метров памятник в форме многоярусной пирамиды. Сделан он был из нержавеющей стали, В его фундаменте в качестве арматуры залили бетоном найденные тут же, на поле, обломки военной техники, оружия, колючую проволоку и т. д.

На его заглавной плите надпись:

«Здесь, в междуречье Угры и Рессы, в 1942 году, сдерживая натиск фашистов, насмерть стояли воины 49-й армии. «Маленький Севастополь» — так называли тогда этот советский плацдарм за героизм и мужество его защитников. Поклонись этой земле, товарищ!»

А внизу, на основании: «От коллектива завода стеклопластиков, г. Ступино Московской обл., 1985 г.»
Г. Коротков, инженер

Журнал «Турист» № 11 ноябрь 1990 г.

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области