За что такое величанье?

Жемчужина русского древнего зодчества

Великий физиолог И. П. Павлов говорил, что глаза не видят факта, пока в голове нет идеи, что человек порой не замечает красоты только потому, что никто не открыл ему этот мир красоты, не научил смотреть на него изумленными глазами.

Но не в одночасье этому учат. Осознание мудрой красоты жизни во всем ее противоречивом многообразии не вдруг является. Его питают глубокие корни, уходящие в вековые пласты отечественной культуры. Потому так бережно хранил народ заветы старины — традиции жизни. Они воспитывают человека, становясь образными путеводителями на дороге его жизни. Они же предопределяли самобытную основу культуры и творчества народа. Каждая из традиций — это не просто действо, а многовековое раздумье человека, выраженное в определенной форме, то есть своего рода символ мысли, передаваемый из поколения в поколение. И, пожалуй, самым действенным и зримым «передатчиком мысли» веками оставалась архитектура — видовая память народа.

Эта идейно-философская сторона архитектуры нагляднее всего прослеживается на памятниках деревянного зодчества России. Мы и попробуем ее разглядеть.

Знаменитый ансамбль Кижского погоста… Множеством восторженных эпитетов награжден он. Среди них самые популярные: «сказка», «феерия куполов», «деревянное диво», «рукотворное чудо», «жемчужина русского деревянного зодчества», «звезда русского Севера»…

За что же такое величание? Что в Кижах для нас самое ценное?

…Теплоход на подводных крыльях несет нас от Петрозаводска по Онежскому озеру. Озеро широкое, привольное, в непогоду хмурое, будто свинцовое, в ясные дни сверкающее под лучами солнца, по-северному неяркого и потому особенно ласкового и желанного. В прозрачной глубине озера медленно плывут отраженные облака, лесистые берега опрокинулись в прибрежные воды, и на какой-то миг теряешь представление, где кончается мир реальный, осязаемый и начинается мир призрачный, почти фантастический. Быль-небыль сливаются воедино…

Силуэт Кижского ансамбля появляется постепенно. Вначале смутно, как видение, как град Китеж, воскресший из озерных вод.

Потом все яснее и четче вырисовываются скульптурные изваяния многоглавых церквей — Преображенской и Покровской. Рядом с ними — устремленный ввысь шатер колокольни. Он, словно указующий перст, направляет земное пышноцветье храмов к бездонной мудрости неба, а думы и взгляд человека в просторы вселенной.

Масштабно мыслили наши предки. Не замыкали свое восприятие жизни узкими рамками повседневных потребностей. В каждой малой вещи видели частицу большого. Обычная крестьянская изба уже была своеобразной моделью вселенной, венчающий ее конек напоминал человеку о бесконечности его пути в пространстве жизни. А образ храма народ соотносил с образом самого человека и с основными, путеводными направлениями его жизни. Это был своеобразный призыв к гармонии бытия, построенного по законам добра и красоты, согласия и мира.

Все строго, все соразмерно, ничего лишнего, никакой надуманной нарочитой красивости, все естественно и непринужденно, но вместе с тем осмысленно и целесообразно — таков архитектурный облик древнерусских церквей. Таким виделся народу и идеал человека.

Свои представления о жизни связывал он и с расположением сооружений в пространстве. Храмы — символы земного и небесного единения — всегда занимали господствующее место в среде обитания, да и сама среда как бы замыкалась, моделировалась в архитектуре церкви. Алтари указывали на восток — начало мира и рай, противоположная сторона — на запад, откуда грядет конец мира и страшный суд. Так весь необъятный мир, вся вселенная включались в идейно-образную канву архитектурно-пространственного ансамбля, символическое восприятие которого постоянно перемещалось от «дольнего» — земного — к «горнему» — небесному.

Глубокие философские идеи вкладывал народ и в архитектурно-художественный образ здания. Каков же он в Кижах? Главенствующая постройка Кижского ансамбля — Преображенская церковь. Ее монументальная двадцатидвухглавая композиция не случайность, не плод буйной фантазии зодчего, а отражение вековых раздумий. Многоглавие символизирует здесь единение народа, его мощь, красоту и неколебимость, предначертанные этим единением и неразрывно связанные с ним.

Преображенская церковь была выстроена в 1714 году, в самый разгар Северной войны, когда Россия уже прочно утверждалась на берегах Балтики и становилась мощной морской державой, когда уже пали крепости Гельсингфорс, Або и Ваза и по всей России гремели салюты в честь победы русского флота при Гангуте, когда предопределился благоприятный исход долгой войны. Не случайно старинное предание связывает строительство Преображенского храма с именем Петра 1, который, «путешествуя из Повенца Онежским озером, становился у Кижского острова, заметил множество срубленного леса и, узнав о постройке, собственноручно начертил план». Так ли это было или не так — трудно сказать. Но в народном предании всегда есть какой-то смысл.

Сам факт сооружения Преображенской церкви связывал народ с Великим Петром, с могучим единением преображенной России. Былинная эпическая мощь и праздничная приверженность земной красоте прекрасно сочетаются в образе памятника.

Под невиданным богатством его двадцати двух глав скрывается простое и мудрое объемно-плановое решение, имеющее такие же глубокие корни в русском зодчестве, как и многоглавие — традиционная схема восьмерика с четырьмя прирубами по бокам. Та же схема положена в основу многих выдающихся произведений древнерусского деревянного зодчества: церквей в селах Астафьево, Селецкое, Ненокса. По тому же принципу построены многоглавые храмы, предшественники кижского Преображенья: Воскресенский собор в Коле (1684 г.) и Покровская церковь в селе Анхимово близ Вытегры (1708 г.). Любопытно, что о мастерах, строивших эти уникальные церкви, сохранилась одна и та же легенда, будто каждый из них, завершив работу, бросил свой топор в воду, торжественно произнеся: «Не было, нет и не будет такой!».

А нам, потомкам, остается только тяжело вздохнуть, потому что из всех перечисленных здесь памятников лишь одна Преображенская церковь и сохранилась до наших дней. Да и та от бесконечных разговоров о путях ее спасения, которыми ныне подменяется действенная реставрация, находится на грани гибели… Но ничего, выстоит могучий монумент земли Русской и в этой самой тяжкой борьбе победит!

Старинные культовые ансамбли состояли обычно из трех построек: летней церкви, зимней и колокольни. Таков и Кижский погост. Рядом с Преображенским храмом, летним, неотапливаемым, стоит зимняя Покровская церковь, построенная на пятьдесят лет позже, в 1764 году. Ее венчают десять глав: девять на центральном столпе и одна над алтарем. Сам же столп церкви, то есть собственно храм, где проводилось богослужение, состоит из массивного четырехугольного сруба — четверика, на который поставлен восьмигранный сруб — восьмерик. Оба объема рублены «в обло», то есть с остатком бревна по углам.

Архитектура Покровской церкви удивительно созвучна патетическому аккорду царственно-величественного Преображенья. Лишь сила тона иная. В обоих памятниках воплотились характерные черты древнерусского деревянного зодчества: единство частей и целого, скульптурность силуэта, прочувствованная и глубоко осмысленная соразмерность здания и человека, предельная четкость выявления архитектурной формы и конструкции, их логическая взаимосвязь и, наконец, любовное отношение к дереву.

…Мечту народа убить невозможно. Она может лишь видоизменяться или отодвигаться как бы на дальний план под спудом жизненных невзгод, под активными натисками зла. Так и не убить Кижи — символ многоглавого единения народов. Стоять им вечно.

А. Ополовников, доктор архитектуры, заслуженный архитектор РСФСР;

Е. Ополовникова, кандидат архитектуры

Журнал «Турист» № 11 ноябрь 1990 г.

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Дары осени

Калина. Этот крупный древовидный кустарник радует наш глаз дважды в году: в мае — июне, когда покрывается белой кипенью цветов, и к осени, особенно после первых заморозков. В это время калина как бы набирается сахара, утрачивая присущий ей терпко-горьковатый привкус.

Это красивое растение можно встретить по берегам рек, озер и болот, на опушке леса и заливных лугах. Довольно распространена калина в европейской части СССР, горах Крыма и Кавказа, на востоке Казахстана.

Из ягод калины можно приготовить вкусное варенье, компот, кисель, желе, начинку для пирогов, морс и другие напитки. Калиновый сок используют для подкрашивания пищевых продуктов. Лекарственное значение имеют не только ягоды, но и кора калины.

Пижма. Когда лето перевалит свой знойный рубеж, на лугах, суходолах, по опушкам смешанных лесов, по берегам рек, вдоль дорог, вокруг старых строений и канав зажигаются желтенькие фонарики этого цветка, называемого еще дикой рябинкой. Такое наименование дано за сходство листьев пижмы с рябиновыми, только в уменьшенном виде.

Несмотря на то, что пижма больше известна как растение, отпугивающее моль, комаров и мух, она применяется и как пищевое. Ее используют в пивоварении вместо хмеля, для ароматизации вин, а также в кондитерском производстве. Соцветия пижмы содержат органические кислоты, танацетин, сахар, камедь, эфирные масла, красящие и дубильные вещества. Растение применяется в медицине.

Рябина. Это дерево, любимое поэтами и писателями, растет в лесных и лесостепных районах нашей страны, включая Кавказ, Среднюю Азию и Сибирь. Рябину веками культивируют в качестве пищевого растения, сажая в садах, парках, на улицах городов и сел. Продолжительность жизни рябины — около 200 лет.

В нашей стране произрастает 34 вида рябины. В пищу используют плоды, которые чаще называют ягодами. На вкус они кислые, горьковатые, вяжущие. Обычно рябину снимают после первых морозов, когда она становится более сладкой. В плодах содержится много витамина «С», поэтому рябину издавна употребляют в качестве лечебного растения. Используют ее и в пищевой промышленности, кондитерском производстве, виноделии. Хранить рябину зимой следует кистями в корзинах или отдельными ягодами в холодном помещении.

Шиповник. Этот многолетний ветвистый кустарник насчитывает в нашей стране больше 60 разновидностей. Растет ом по берегам рек, оврагам, среди других кустарников по лесным опушкам. Особенно важное хозяйственное значение имеют шиповник коричный, иглистый, даурский и рыхлый. Эти виды нередко культивируются в качестве декоративных, медоносов, а также для получения лекарственного и пищевого сырья. При этом используют лепестки, плоды, семена, листья, корни.

Большое разнообразие полезных веществ в шиповнике позволяет использовать его в лечебном и диетическом питании.

Из этого растения вырабатывают препараты, применяемые в медицине при ряде заболеваний.

Из всех описанных растений можно приготовить различные вкусные блюда. Рецепты некоторых из них мы приводим ниже.

Соки.

Ягоды калины перебрать, вымыть, отжать из них сок. Оставшуюся мякоть залить водой и прокипятить в течение 5—10 минут, а затем процедить. Выжатый сок соединить с отваром и перемешать, добавив сахарный песок. Полученную смесь охладить.

На 1 кг калиновых ягод взять по 200 г сахарного песку и воды.

Промыв ягоды рябины, залить их водой и варить до размягчения. Затем протереть через сито и отжать. Выжатый сок можно пастеризовать в стеклянных банках или бутылках.

На 2 кг рябины берется 2 л воды.

Свежие плоды шиповника освободить от семян, промыть и разварить до полного размягчения. Затем протереть через сито, добавить мед и прокипятить, влив предварительно воду. Хранить в прохладном месте.

На 1 кг плодов шиповника следует взять 2 стакана меда и 2 л воды.

Квас.

Сухие цветочные корзинки пижмы в чистом мешочке из марли опустить в готовый квас примерно на сутки. Затем, удалив пижму, добавить в квас сахарный песок, перемешать и дать настояться в течение 2 часов.

На 1 л кваса кладут 10 г сахарного песку и 5 г пижмы.

Напитки, настои.

Сухие плоды шиповника растолочь или размолоть в кофемолке, залить горячей водой и настаивать в темном месте 4—5 часов.

Процедить через 2 слоя марли, всыпать сахарный песок и размешать. Пить по 1/2 стакана перед едой.

На 2 ст. ложки плодов шиповника взять 2 стакана воды и 20 г сахарного песку.

Раздробленные плоды шиповника смешать с ягодами рябины, залить кипятком и варить 10 мин. Затем настоять в течение 4—5 часов, процедить и перемешать, добавив сахарный песок.

Следует взять по 2 ст. ложки плодов шиповника и рябины, 1 л воды и 50 г сахарного песку.

Кисель, желе и пастила.

Сухие плоды шиповника промыть и, подсушив снова, измельчить и залить водой. Кипятить 15 минут, отвар процедить через 3 слоя марли. Затем добавить лимонную кислоту или ломтики лимона, влить разведенные в воде крахмал и сахар и довести до кипения при постоянном помешивании.

На 100 г измельченных сухих плодов шиповника берут 150 г сахара, 50 г картофельного крахмала, 1 л воды и 0,5 г лимонной кислоты.

Рябину перебрать и промыть, затем бланшировать в кипящей воде (чтобы удалить горечь), сполоснуть ягоды холодной водой.

После бланшировки разварить рябину в 2 стаканах воды, массу отжать через марлю, добавить сахар и уваривать желе до нужной густоты.

На 1 кг рябины — 2 стакана воды и 100 г сахарного песку.

Отобранные и промытые ягоды калины бланшировать в кипятке 3 минуты, воду слить, залить ягоды 1 стаканом свежей воды и варить до размягчения. Затем протереть через сито, добавить сахар и уварить до тестообразной консистенции. Полученную массу переложить на деревянные лотки и подсушить в русской печи или духовке. Хранить в сухом, прохладном месте.

На 1 кг ягод калины — 800 г сахарного песку и 1 стакан воды.

Варенье.

Рябину перебрать и промыть, залить холодным сахарным сиропом. На следующий день сироп слить, вскипятить его и охладить.

Снова залить ягоды, выдержать до следующего дня и варить до готовности при слабом кипении.

На 1 кг рябины нужно 1,5 кг сахара и 2 стакана воды.

Наливки.

Ягоды рябины размять, залить водой, всыпать сахарный песок. Через 4—5 дней сок отжать, слить в бутылки, укупорить пробками и оставить в прохладном месте в горизонтальном положении на месяц-полтора.

На 2 кг рябины взять 1 л воды и 500 г сахарного песку.

Ягоды калины перебрать и промыть, отжать сок и процедить. Сахарный песок растворить в воде, добавить сок калины и водку, выдержать 2 дня.

На 200 г калинового сока 1 л водки, 150 г сахарного песку, 1 стакан воды.

Пижму отваривать 10—15 минут, слить отвар, растворить в нем сахар, охладить и соединить с водкой. Настаивать
в течение 2—3 часов.

На 10 г сухих цветочных корзинок пижмы берется 50 г сахара, 1 л водки и 0,5 л воды.

Подливка, соус, порошки.

В отжатый и процеженный сок калины добавить порошок из плодов можжевельника, довести до кипения и охладить. Эта подлива используется для вторых мясных блюд.

На 200 г сока брать 10 г порошка можжевельника.

К крупяным блюдам хорошо подходит такой соус. В 2 ст. ложках воды развести крахмал, влить его в кипящую воду, добавить сок калины и сахар, довести до кипения.

Следует взять 200 г сока калины, 30 г сахарного песку, 2 стакана воды, 5 г картофельного крахмала.

Сухие цветочные корзинки пижмы измельчить, просеять и применять для ароматизации первых и вторых блюд из дичи.

Смесь из 1 стакана порошка пижмы и 1 чайной ложки молотого красного перца можно использовать с мясными блюдами, добавляя в соусы и подливы.

Журнал «Турист» № 11 ноябрь 1990 г.

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Жизнь в пути

Подтянутый моложавый человек, задушевно и мягко улыбаясь, обращается к собравшимся на карельском и русском языках со словами привета, сразу располагая к себе. Уверенной рукой он берет первые аккорды на старинном карельском музыкальном инструменте — кантеле, а зрители невольно вспоминают белые ночи Карелии — края тысячи озер и зеленой тайги, где в незапамятные времена чудесно играл легендарный Вяйнямейнен. Так играл, что игру ту приходили слушать не только люди, но и звери лесные.

Обычно концерты и начинаются словами «Калевалы»:

Не открыть ли ларчик песен,
Сундучок, словами полный,
За конец клубок не взять ли
И моток не распустить ли? 

Теперь и у нас в стране, и в Финляндии старейшего кантелиста Карелии заслуженного артиста РСФСР Максима Ивановича Гаврилова все чаше называют «современным Вяйнямейненом» — именем одного из героев карело-финского эпоса «Калевала». И вполне заслуженно. Ведь прошло полвека со дня, когда сын помора из северной Карелии приехал в Петрозаводск и был принят сначала учеником, а потом артистом в ансамбль «Кантеле».

Многолика карта поездок ансамбля. Тысячи концертов даны в нашей стране и за рубежом. Вместе с товарищами больше сорока лет путешествовал Максим Иванович в качестве кантелиста, певца и танцора ансамбля, а в более зрелые годы — кантелиста и ведущего. С каждым годом раскрывались все новые грани его таланта, шире становился круг интересов и знакомств.

Вспоминая о начале своего творческого пути, начатого еще в 1938 году, артист пишет: «Профессия выбрана не умом, а сердцем… призванием сердца». Так оно и есть. До дней нынешних он сохранил высокую меру ответственности и требовательности перед собой и особенно — зрителями. Она и остается главной чертой характера музыканта и путешественника.

Уже в пенсионном возрасте, с 1982 года, Максим Иванович перешел… нет, не на пенсию, а в Петрозаводскую Государственную филармонию…

С особым чувством ответственности артист относится к подготовке программы сольных концертов, где он рассказывает историю кантеле, читает руны «Калевалы», играет русские, финские, карельские, украинские, белорусские пьесы в собственной и других авторов обработке. Он и сам сочиняет музыкальные пьесы и исполняет их, часто разучивает то или иное музыкальное произведение ради лишь единого показа.

Член общества дружбы «СССР — Финляндия» М. Гаврилов ежегодно бывает в соседней стране. Финская общественность высоко ценит его за виртуозность игры на кантеле.

Не так давно Карельский республиканский фонд культуры организовал поездки М. Гаврилова и всемирно известного комментатора карело-финского эпоса «Калевала» Самппо Уймонена, приехавшего из Финляндии. Главная ценность выступлений этого дуэта как в Финляндии, так и в Карелии состояла в том, чтобы познакомить слушателей с истоками обшей культуры, укрепить дружбу народов-соседей.

Удивительно гармонично слились таланты великолепного чтеца, знатока «Калевалы», кантелиста-импровизатора С. Уймонена и профессионала-музыканта М. Гаврилова. Два карела, живущие по обе стороны государственной границы, объединились в деле выполнения миссии «народных дипломатов». Их необычные концерты превращались в задушевный диалог со зрителем.

В конце турне активисты Общества Карельской культуры в Финском театре Петрозаводска устроили встречу артистов с теми, кого объединяет любовь к родному языку, культуре. Это не было официальным мероприятием, а напоминало дружеские посиделки за чашечкой чая: присутствующие пели карельские частушки, смеялись над сельскими байками, замирали, слушая удивительный дуэт кантелистов. Вечер закончился пожеланием жить в мире, развивать язык и культуру каждого народа.

Отметив свой 70-летний юбилей, артист все с тем же юношеским задором, вопреки возрасту, каждый день начинает с утренней пробежки, которая помогает ему быть в форме и сохранять поразительную работоспособность, неустанно шлифовать свое замечательное искусство.

Его творческая жизнь до сих пор в буквальном смысле слова протекает «на колесах» — в постоянных поисках новых произведений, в тесном общении со зрителями и слушателями, для которых его игра — это отзвуки магических древних мелодий легендарного Вяйнямейнена.

М. Аверьянова

Журнал «Турист» № 11 ноябрь 1990 г.

Два брата и автобус

Познакомился я с Калистратовыми совершенно случайно. Беседовал с директором Смоленского ТЭПО В. Барловым в его кабинете, И тут вошли двое мужчин средних лет. Вошли, и сразу будто повеяло молодостью, энергией, жизнерадостностью. Извинились, что перебивают.

— Мы только на секунду, доложить. Автобус доставлен, он в городе, на автобазе.

И ушли. А директор В. Барлов сказал мне:

— Шоферы-профессионалы с большим стажем. Работали у нас на автобазе. Год назад взяли в аренду автобус, образовали свое, самостоятельное микробюро путешествий. Как у них идут дела? А вы поинтересуйтесь.

— А про какой автобус они говорили только что? Откуда его пригнали?

— Это к их главному делу никакого отношения не имеет. Просто мы попросили их как квалифицированных водителей поехать во Львов и получить купленный нашим ТЭПО автобус. Кстати, когда едут шоферы нашей автобазы «Турист», тратят на это 10 дней. Калистратовы управились за три.

Все сказанное еще более подстегнуло мое желание встретиться с ними. «Только вот где их найти, — думал я, — люди-то, судя по всему, проворные». Впрочем, братья сами ждали меня в приемной директора. Ох, как же им не терпелось высказаться, излить душу. Минувший год многое значил в их жизни. Совершенно новое дело, увлекшее и захватившее их. Сколько хлопот, забот, проблем, неприятностей! Они и не думали, что будет гак интересно и трудно.

— Ребята, с чего же все-таки началось? Что толкнуло вас взять в аренду автобус и заняться туристско-экскурсионной деятельностью?

— Мы оба за рулем по 20 лет. Из них последние три года работали на автобазе «Турист». Экскурсионные автобусы водили постоянно. Так что наблюдения, сами понимаете, у нас богатые. Многое нам хотелось поменять. Мы видели, что экскурсионные поездки скучны, экономическая отдача их мала. Программа бедна. Гибкости в организации и оплате нет и в помине, как нет и взаимопонимания между шоферами и групповодами или экскурсоводами.

— Но ведь чтобы возглавить туристско-экскурсионное дело, одного шоферского опыта маловато.

— Разумеется. И мы к этому были готовы. И брат и я закончили культпросветучилище.

Да, оба они — музыканты: Владимир — аккордеонист, Василий — гитарист. Кроме того, оба прошли там же, в училище, курс классического пения. Владимир пишет стихи. Некоторые из них братья кладут на музыку.

— Мы берем с собой в поездки фонотеку, видеомагнитофон, организуем походный буфет, насколько, конечно, такой в нашей обстановке возможен. Ведем фотосъемку — приобрели фотоаппарат «Поляроид», снимки выдаем тут же.

В каком еще экскурсионном автобусе можно увидеть такое? Так что скучать туристам некогда. Год проработали братья на правах аренды, а их белый Львовский автобус с огромной буквой «К» (Калистратовы) на передней двери уже очень хорошо знаком любителям путешествий Смоленска. Люди идут к ним охотно.

— Да, желающих много, — говорят они, — у нас очередь на путешествия на три года вперед.

Предусмотрены у Калистратовых театральные, экскурсионные поездки и по городам-музеям. А есть и комбинированные. Разнообразны их путешествия, экскурсии и по продолжительности. Сами путешественники могут решить, сколько им нужно для самостоятельного осмотра города.

И как следствие всего этого — широкая дифференцированность в оплате поездок. Трехдневный выезд в Москву, например, для группы может стоить от 600 до 2300 рублей и соответственно для каждого туриста от 20 до 70 рублей в зависимости от программы, условий проживания, питания. Если группа заказывает посещение МХАТа, других театров, концертов, хочет жить в комфортабельной гостинице и кушать в ресторане — это одна цена. А бывает, что студенческая группа берет с собой туристские палатки, обедает в столовой или вообще на биваке, уехав за город после дневного осмотра.

— Такое в нашей практике тоже случается. Тут, естественно, и цена путевки в несколько раз дешевле, — говорят братья.

Много времени и сил тратят они на подготовку экскурсий, предварительные переговоры с местами, куда едут. Замечу: Калистратовы делают то, что в туристско-экскурсионных организациях выполняют даже не несколько человек, а несколько служб.

Все вместе взятое и повысило экономическую отдачу экскурсионно-транспортной единицы. Так, если один 42-местный автобус смоленской автобазы «Турист» «привозит» в месяц 2—3 тысячи рублей общего объема услуг, то Калистратовы на 32-местном получают в месяц 9—12 тысяч рублей. Причем работают Владимир и Василий по государственным расценкам, где час работы автобуса стоит 4 руб. 80 коп., а не по кооперативным — 7 руб. 30 коп.

— Но вот какой еще вопрос. В вашем небольшом предприятии, как мне кажется, не два, а как бы три действующих лица — одно неодушевленное, но едва ли не самое главное — автобус. Откуда он взялся, как попал в ваши руки? И что стоит за словами:
«За год мы его окупили»?

— Тут история долгая, бурная и, можно сказать, поучительная для тех, кто захочет идти нашим путем. Вопрос о приобретении автобуса встал сразу. Где его взять? Ссуду нам на покупку машины ТЭПО предоставило. Но ведь в личное пользование автобусы не продают. На автобазе «Турист» лишних машин нет. Согласился купить «Львовянина» директор турбазы «Соколья гора» Шубин Виталий Алексеевич, на имя своего предприятия. И потом передал его нам, в аренду.

— Ребята, автобус ваш, по всему видно, не новый, но он так заботливо ухожен и снаружи и изнутри, что кажется, будто на нем ездят совсем недавно.

— На городской автобазе, где мы его нашли, он стоял списанный и ждал своего палача в лице сварщика с автогеном. Поставили новый мотор, поменяли резину да еще многое другое, и все-таки потраченные на него деньги мы нашим порученцам вернули. Правда, за минувший год у нас получилась небольшая зарплата — чистыми в среднем по 150 рублей в месяц, не считая командировочных.

— Это вас огорчает!

— Нисколько. Мы прекрасно понимаем, что первоначальные расходы неизбежно велики. А перспективы у нас самые обнадеживающие.

— А как было встречено рождение вашего арендного предприятия в городе? Как туристы восприняли — ясно. А в среде туристских работников, в бюро путешествий? На примере Латвии, где в свое время организовали кооперативное бюро, мы уже знаем, что появление самостоятельного отдельного туристского предприятия происходит болезненно и воспринимается официальными туристскими организациями часто враждебно. «Турист» раньше писал об этом.

— Подобным образом встретили и наши замыслы. Впрочем, что-то подобное мы ждали и на аплодисменты наших теперешних коллег не рассчитывали. Но вот за что особенно обидно и неловко, так это не за себя, а за Виталия Алексеевича Шубина, директора «Сокольей горы». По нашим сведениям, ему сильно досталось.

— Понятно. За то, что помог разорвать монолитную и, казалось бы, нерушимую цепь туристско-экскурсионной монополии.

— Именно. Ведь не помоги он нам в самой главной покупке, нашему предприятию не бывать. Но критикой в адрес директора дело не ограничилось. Уже вскоре после того как заработало наше бюро, к нам зачастил инспектор ОБХСС. Ничего не нашел. Все финансовые документы у нас в порядке. Придраться не к чему.

— И до сих пор в городском бюро путешествий предают вас анафеме?

— Нет, сейчас вроде бы успокоились. Ведь объемы-то у нас несоизмеримы. Да и помогаем мы им иной раз, когда они зашиваются. Но это перемирие до поры до времени. Мы мечтаем довести парк машин нашего бюро до пяти, а потом и до десяти. За нашим делом, мы убеждены, будущее. Вообще, как мы считаем, арендное бюро может иметь оптимально 20— 30 автобусов. А может, оно будет и не одно. Все зависит от того, найдутся ли предприимчивые, знающие люди. В конечном итоге победит наша форма работы. Ведь жизнь все равно пробьет себе дорогу.

Через несколько дней белый автобус с большой буквой «К» вновь отправился в дальнюю экскурсию. Руки одного из братьев легли на руль, как и говорилось в их стихотворении, другой поднес к губам микрофон. И путешественники заулыбались. Сейчас, они уже знали, начнется интересный рассказ, а потом — концерт. Им споют, сыграют. На гитаре, если это будет Василий, или на аккордеоне, если Владимир.

Что ж, счастливого тебе пути, самое маленькое бюро путешествий страны, прокладывающее новые, неезженные пути.

В. Рощин г. Смоленск

Журнал «Турист» № 11 ноябрь 1990 г.

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Когда в группе нет врача

Напоминаем: это советы вам, непрофессионалы!

Шок — весьма опасное состояние для жизни, требующее принятия незамедлительных мер по спасению пострадавшего. Причиной шока может быть тяжелая травма (переломы конечностей, позвоночника, черепа) или значительная кровопотеря, превышающая 500— 700 мл.

Симптомы: в первый момент после травмы или кровопотери может наступить двигательное или речевое возбуждение, учащение пульса (более 120 ударов в минуту) и дыхания (более 20 раз в минуту). Объективная оценка собственного состояния у пострадавшего отсутствует. Через 3—5 минут наступает угнетение дыхания (менее 10—15 раз в минуту) и сердцебиения (частота пульса может быть различной, но пульс ослабевает, становится нитевидным), падает артериальное давление. Пострадавший бледнеет, покрывается липким холодным потом, появляется частое и поверхностное дыхание. В этот момент может наступить потеря сознания.

Подобное состояние требует проведения следующих неотложных мероприятий:

— Пострадавшего необходимо уложить на ровной поверхности на спину, повернув голову набок для предупреждения попадания в дыхательные пути рвотных масс.

— Ноги, если они не повреждены, можно положить повыше, на рюкзак или камень — это улучшит кровоснабжение мозга и сердца.

— При отсутствии дыхания или сердцебиения необходимо сразу начинать искусственное дыхание и наружный массаж сердца.

Искусственное дыхание лучше всего проводить способом «рот в рот». Голову больного необходимо закинуть, подложив под шею валик из подручного материала. Пальцем, обернутым марлей или любой другой тканью, быстро обследовать полость рта, удалить зубные протезы, кровь, слизь, инородные предметы и т. д. Чтобы не запал язык, его вытягивают и закрепляют платком. Проводящий искусственное дыхание должен глубоко вдохнуть воздух и, прижавшись губами к открытому рту пострадавшего, сделать максимально эффективный выдох. Нос больного в этот момент необходимо зажать.

Вдохи следует делать через 3—4 секунды, или один вдох на 3—4 такта искусственного массажа сердца. Искусственный массаж сердца должен проводиться резкими и сильными надавливаниями на грудную клетку в области нижней трети грудины обеими руками (одна на другой), всей поверхностью ладони. Искусственный массаж проводится уверенно и интенсивно, однако не следует забывать, что при этом можно легко сломать ребра пострадавшему. Частота искусственного массажа — 30—40 раз в минуту.

О восстановлении кровообращения и дыхания свидетельствуют появление пульса на сонной или лучевой артериях, самостоятельное регулярное дыхание, порозовение кожных покровов.

— Необходимо тщательно осмотреть и осторожно ощупать голову пострадавшего, туловище, конечности, внимательно сравнивая правую и левую стороны. Если обнаружены раны, переломы и возникает необходимость полного или частичного удаления одежды, помните: надо начинать со здоровой стороны тела, причем желательно не столько снимать одежду, сколько разрезать ее, освобождая доступ к поврежденной поверхности. При травмах стопы обувь следует разрезать по заднему шву и снимать, начиная с пятки.

— При переломе конечностей используют шины из подручного материала (стойки палатки, ледоруб, палка), с помощью которых фиксируют не только места перелома, но и суставы, расположенные выше и ниже области перелома.

При переломе костей кисти шина накладывается по ладонной поверхности кисти, а под пальцы, которые необходимо зафиксировать в полусогнутом положении, подкладывают валик.

При отсутствии шины переломы плечевой кости можно зафиксировать бинтом или полой куртки.

При переломе стопы, лодыжек и голени шина накладывается по задней поверхности, причем стопа должна находиться под прямым углом к голени. При переломах голени в верхней трети и бедренной кости накладывают шины: по внутренней, наружной и задней поверхности. Если их нет, можно прибинтовать поврежденную ногу к здоровой.

Практически те же рекомендации по наложению шин применимы и при различных растяжениях связок.

Успех всех этих мероприятий во многом зависит от того, как быстро вы начали делать искусственное дыхание и массаж сердца (прекращать их следует при появлении первых симптомов биологической смерти: помутнения и высыхания роговицы глаза).

Надежда на восстановление сердцебиения и дыхания должна быть всегда: известны случаи успешной реанимации пострадавших через десятки минут.

После выведения пострадавшего из критического состояния, наложения шин, остановки кровотечений и перевязки ран необходима его транспортировка в ближайшее медицинское учреждение.

В. Попов, врач г. Москва

Журнал «Турист» № 11 ноябрь 1990 г.

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Среднее Поволжье зимой

Лыжный маршрут по Горьковской и Кировской областям и автономным республикам Марийской, Чувашской не требует высокой туристской квалификации. Путешествие оценивается I категорией сложности и позволяет хорошо отдохнуть, проверить свои силы и скорректировать подготовку к будущим, более сложным походам. Познавательная часть маршрута, думается, заинтересует многих.

Богаты историческим прошлым и достопримечательностями города Козьмодемьянск, Чебоксары, с. Шоршелы. Всего на лыжах надо пройти 185 км.

Из Москвы удобно выехать фирменным поездом «Кама» с Ярославского вокзала. Около 7 ч утра поезд прибывает на ст. Урень Горьковской области — начальный пункт нашего маршрута. На станции работает столовая. На пристанционном попе берем азимут на юг и торим лыжню. Очень скоро пересекаем сначала не большой ручеек, а затем и р. Усту. Скоро начинается лес. Иногда идем по просекам то в южном, то в восточном направлении. Лес, в основном, лиственный, во второй половине нашего движения на юго-восточном направлении — хвойный, преимущественно сосновый. К 17 часам выходим на опушку леса на приток р. Уста к избушке. 

Это место называется Лукерья, Здесь зимой ночуют охотники, а летом — пастухи. Избушка небольшая, но у нее добротные стены, печь, нары. В ней могут расположиться до 10 человек. В общей сложности за первый день прошли 25 км. Недалеко от избушки обнаружили мост через р. Усту и далее по тропе вышли на лесную дорогу — просеку, идущую в южном направлении в густом сосновом лесу.

Дорогу примерно через 15 км пересекает узкоколейка, которая идет с северо-востока на юго-запад. Эта живописная лесная дорога приведет к большому полю и к деревне Ромашки, расположенной на горке. В двух километрах впереди справа д. Степановское, невдалеке видна д. Малая Тарасовка, а еще дальше левее — д. Большая Тарасовка. Дневной лыжный переход составляет около 25 км. С утра прокладываем лыжню и по столбам направлялся в сторону села Пакали. В нем школа — интернат, правление колхоза «Советская Россия», продовольственный магазин, столовая, почта. Далее лыжный маршрут идет в юго-восточном направлении вначале открытым пространством, а потом лесными просеками на село Шаранга Кировской области. В этот день маршрут получается напряженным, примерно 35 км на лыжах. В большом селе есть магазин, столовая и гостиница.

Из Шаранги лыжный путь идет вдоль дороги в южном направлении на д. Качеево, Куклино и село Роженцово. В последнем есть школа-интернат, универмаг и хорошая столовая. Дальше движемся на юг к д. Старая Рудка. Именно здесь в лесных дебрях пересекаем границу Кировской области и Марийской АССР. 4 км до д. Сосковец проходим быстро. После деревни ориентир — вышка. Отсюда надо идти по лесной просеке на юг. Просека выводит к д. Опоры, откуда по столбам недалеко и до д. Малый Шудугуж. Здесь можно попроситься на ночлег к кому-нибудь из жителей.

Движение на лыжах опять навстречу солнцу, на юг, в сторону д. Большой Шудугуж. Идем по насту мелким лесом и вскоре выходим к леспромхозу. От него по азимуту и лесной дороге прошли вышку и лесной кордон. Далее по столбам выходим к селу Большой Шудугуж. Дорога идет на юг, все время лесом. Он здесь смешанный, густой. По пути проходим брошенную деревню. Сегодняшний отрезок пути протяженностью 25 км заканчивается в д. Тогашево.

Идем на лыжах в южном направлении.

Первый населенный пункт через 15 км — д. Кумья: вначале путь проходит по полю, затем вдоль столбов по просеке. Пересекаем живописную речку Рутку по мосту. Далее некоторое время идем вдоль реки. Места здесь низменные, слева от дороги видны болота. Следующий населенный пункт, где устраиваем ночевку, поселок Музывалеи — это еще 10 км пути.

По лесной дороге до г. Козьмодемьянска 35 км, следуя на юг, проходим д. Бурлацкое, Озерки, Коротки. Переходим р. Волгу и оказываемся в древнем волжском городке Козьмодемьянске (дата его возникновения 1583 г.). В городе хорошая гостиница и уютный ресторан «Волга». Здесь можно сделать дневку и осмотреть город. Стрелецкая часовня — самое древнее здание конца XVII века. Недалеко от нее стояла Богоявленская церковь. А рядом, на площади проходили всемирно известные ярмарки по продаже леса, льна, льнопродуктов. Центральный кинотеатр расположен в здании бывшего купеческого лабаза. Справа от кинотеатра — часовня, построенная в 1883 г. к празднованию 300-летия города. Часовня сооружена на месте дома, где останавливался Павел I.

В городе очень много двухэтажных строений с красивой деревянной резьбой. Интересно здание бывшей городской Думы, украшенное каменным орнаментом. В 1919 г. создан краеведческий музей. В нем — картинная галерея, собранная местным художником Александром Владимировичем Григорьевым. В экспозиции картины Брюллова, Айвазовского, Корзухина, Клодта.

От Козьмодемьянска менее 2 часов езды на комфортабельном автобусе по хорошему шоссе до г. Чебоксары. На экскурсии по городу, которые организует Чувашское бюро путешествий и экскурсий, можно осмотреть краеведческий музей, картинную галерею, памятник В. И. Чапаеву. Советуем посетить село Шоршелы — родину космонавта А. Г. Николаева. Село образовалось 200 лет назад.

Название его в переводе с чувашского на русский означает — Светлые ключи. Шоршелы — большое село, с широкими улицами. Достопримечательность Шоршел — дом, где родился космонавт-3, а также музей космонавтики средней школы. Он открыт в двухэтажном деревянном здании бывшей церкви.

В. Козулицын, мастер спорта

ЛИТЕРАТУРА: Моторов А. География Марийской АССР. 1962; Трубе Л., Шубин А. Горьковская обл. Природа и население, Горький, 1968.

Адрес для консультаций: 424000, г. Йошкар-Ола, Ленинский проспект, 38, городской туристский клуб.

Журнал «Турист» № 11 ноябрь 1990 г.

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

С Таймыра в Эвенкию

Группа туристов-лыжников Красноярского краевого туристского клуба в апреле — мае 1989 года пересекла плато Путорана с северо-запада на юго-восток в автономном режиме. Маршрут высшей категории сложности протяженностью 670 километров пройден за 34 дня. Основная часть пути прошла по полностью ненаселенной местности. С середины маршрута началась часть, не хоженная и туристами. Примечателен маршрут своим природным разнообразием: горное плато Иуторана и каньоны рек, совершенно открытые пространства и густые леса.

Нитка маршрута: пос. Талнах — озера: Мелкое — Лама — Аян — р. Котуй — оз. Харпича — оз. Дюпкун — пос. Чиринда.

Маршрут начинался из поселка Талнах — спутника Норильска. Первый отрезок пути проходит вдоль массива Хараелахских гор — традиционных мест отдыха норильчан. По накатанному снегоходами «Буран» следу, проложенному в основном по открытым участкам лесотундры, выходим и р. Аякли, в 3—4 км от ее устья. Здесь размещается небольшая изба егеря. По р. Аякли выходим к озеру Мелкому. По озеру движемся вдоль левого по ходу берега от мыса к мысу, так как его размеры внушительны и противоположного берега практически не видно. К востоку озеро постепенно сужается и переходит в многопроточную речку Ламу, которая выводит к озеру Лама — одному из крупнейших (протяженность около 160 км) и красивейших путоранских озер.

Платообразные, террасированные горы по мере продвижения по озеру сближаются, и по выходу на турбазу «Лама» оказываемся в удивительной горной стране, именуемой плато Путорана.

Турбаза «Лама» расположена у подножия своеобразного отдельного массива, ограниченного озерами Лама и Капчуг. Озеро Капчуг узким фиордом врезается в плато. С восточной оконечности озера начинается самый тяжелый участок маршрута, так как предстоит набрать почти километр высоты при еще большом весе рюкзаков (около 50 килограммов).

Подъем проходит по реке Бунисяк. Здесь встречается весь арсенал препятствий: наледи, каньоны, крутые склоны. На границе леса развилка истоков, уходим вправо — уклон увеличивается. Попадаем в каменный стакан. Выход на плато требует применения специального снаряжения (веревка, ледоруб). Далее путь лежит по высокогорному плато с небольшими перепадами и плотным настом. Идти надо в обход истоков р. Хикикаль на р. Гулями-Икон, по которой очень пологий подъем выводит на водораздельное плато, откуда попадаем в истоки р. Гулями.

В верховьях у нее почти незаметный глазу уклон. Первый лес начинается километрах в 10 выше р. Снежной. Уклон рек постепенно увеличивается, за несколько километров до устья начинается грандиозный каньон, который без труда преодолевается по его дну.

Выход к высокогорному (высота над уровнем моря 470 метров) озеру Аян был неожиданностью для нас, так как каньон резко закончился и мы оказались на озерном просторе. Озеро Аян находится в самом центре Путоран — вблизи купола самых высоких вершин.

В заливе р. Капчуг расположена егерская база Путоранского заказника — в этих краях обитает снежный баран. Оз. Аян является психологической серединой маршрута. Отсюда еще можно повернуть обратно, вылететь попутным вертолетом. Дальнейший путь по каньонам и наледям р. Капчуг выводит к развилке на границе леса. Уходим по правому по ходу истоку крутым взлетом на плато, движение по рыхлому насту без лыж. Постепенное выполаживание, перегиб — мы на границе Таймыра и Эвенкии. Пологий спуск без препятствий в очень широкую долину реки Котуй. Если до этого мы шли проторенными путями, то далее край туристами-лыжниками не освоен.

Движение вниз по реке Котуй очень своеобразно — генеральное направление четко выражено, а вот выбор конкретного ближнего пути весьма затруднителен. Река сильно петляет, часто ее теряем, выходим на цепи озер, разделенных мелкосопочником. В районе р. Аргаскит долина начинает сужаться и за 3—4 километра до устья реки Делочи входит в короткий, около километра, каньон. Мокрые наледи, вода по колено встречают нас. Каньон кончается, долина вновь расширяется. На участке р. Делочи — оз. Харпича река сильно петляет, снег перемешан с песком.

Высокогорное (481 м) озеро Харпича. Для нас это означает, что пройдена большая часть пути. Озеро узкое — 2—3 км с крутыми, местами отвесными берегами. Граница леса стала заметно выше, ведь уже значительно южнее (9-й параллели. Но растительность стала более однообразной — в основном это лиственница. По всему чувствуется, что этот восточный край более суров, чем западные Путораны.

С озера Харпича уходим на р. Буникон. Подъем идет сразу на правую по ходу террасу в обход ледопада в приустьевой каньонной части реки. Набрав высоту, траверсируем склон и выходим на эту реку в ее среднем течении. До границы леса слабый подъем по руслу, затем резкий поворот влево, 2—3 километра пути по плато, и начинается врезка в истоки р. Люксина. Река круто падает, вздымаются стены. На границе леса небольшой, 15—20 метров, ледопад, прохождение которого требует применения страховки.

Далее река идет в глухом ущелье, очень много снега, по краям плато висят грандиозные карнизы. Лавинная опасность высока. В нижней части притока падение уменьшается, начинаются каньоны, мокрые наледи. Каньон заканчивается, долина реки Люксина становится широкой, просторной, русло сильно петляет до самого озера Люксина.

Далее широкая долина реки Котуй выводит на озеро Дюпкуи протяженностью около 40 километров. В 2—3 км по выходу реки Котуй из озера на левом берегу охотничья изба. Здесь живет семьей охотник из поселка Тура. Отсюда начинается заключительный этап путешествия. Путораны фактически закончились. Последние 100 километров пути проходят по залесенному всхолмленному плато, где только некоторые вершины поднимаются над границей леса. Ориентирование сложное. Финишный этап: оз. Тампоко — оз. Чиринда. Двигаться надо сначала по «буранке», затем по лесовозной дороге. Вот она, долгожданная Чиринда. Суета, самолеты, вертолеты. Попутным самолетом вылетаем в Туру.

В. Киселев, руководитель похода, кандидат в мастера спорта по туризму

ЛИТЕРАТУРА: Волков Б. Тысяча километров по Таймырскому побережью. «Ветер странствий», вып. 13. М ФиС, 1978.
Адрес для консультаций: 663300, Красноярский край, г. Норильск, ул. Октябрьская, д. 6-6, городской туристский клуб.

Журнал «Турист» № 11 ноябрь 1990 г.

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Школа Робинзона

На привале

Как вы считаете, где удобнее расположиться на обед? Прежде всего, постарайтесь найти место недалеко от источника. В летнее время, если есть возможность, лучше остановиться на берегу водоема. Не забудьте, что вам понадобятся дрова! Место для стоянки должно быть сухим; неплохо, если рядом есть деревья — их крона защитит от солнца. Чтобы не страдать от гнуса, не располагайтесь рядом с болотом и низиной.

Еще более придирчиво следует выбирать место для ночлега, особенно если вы собираетесь провести здесь весь следующий день.

Внимательно посмотрите, не зальет ли площадку, выбранную вами под палатки, дождем. Нет ли рядом стоящих сухих или подгнивших деревьев, которые могут упасть на лагерь во время сильного ветра. И вообще, оцените, удобно ли здесь отдыхать: купаться, играть в спортивные игры и т. д. Помните, место для лагеря выбирают на последнем переходе, а становятся на ночлег не позднее, чем за два часа до наступления темноты.

Остановившись на обед, снимите рюкзаки, сложите их в одном месте и… начинайте работать. Необходимо перебороть свойственное новичкам желание отдохнуть после перехода: вы только расслабитесь и вряд ли заставите себя потом заняться делами. Поэтому примитесь сразу же за заготовку дров, установку палаток, разведение костра. Кто чем должен заниматься, решает руководитель группы. Но пока не горит костер, не стоят палатки и нет запаса топлива, никто не должен приниматься за свои личные дела.

Определяя последовательность работ, учитывайте состояние здоровья отдельных участников, климатические условия, местные особенности и т. д. Например, если во время дождя некоторые туристы замерзли, почувствовали себя плохо, необходимо сразу же поставить несколько палаток, где они могут отдохнуть, переодеться. Не привлекайте уставших товарищей к работам (хочется верить, что это будут только участницы и самые юные участники похода). Костром должен заниматься только дежурный. Оборудовать костер вполне по силам одному человеку, если у него есть костровые принадлежности, о которых мы говорили ранее. В крайнем случае назначьте помощника.

Если в группе не более 10 —12 человек, приготовить обед может один дежурный. Он прежде всего должен выбрать место для костра, для оборудования которого ему наверняка потребуется малый топор. Не забудьте, уходя в лес за дровами, оставить его дежурному! Выбирая место для костра, дежурный должен руководствоваться требованиями безопасности. Напоминаем их.

Костер следует располагать на некотором расстоянии от лагеря с подветренной стороны, иначе искры могут прожечь палатки и личные веши.

— Нельзя разводить костер в чаще хвойного леса, густом кустарнике, на полянах с сухой травой и торфяниках.

Чтобы не повредить крону и корни деревьев, разводите костер в 5 метрах (и более) от них. В местах массового отдыха, как правило, слишком много «пятен» от костров — не увеличивайте их количество, старайтесь использовать старые кострища. Не беда, если место для лагеря придется немного очистить от чужого мусора: надеемся, вы не оставите после себя пакеты, банки и т. д. Попробуйте сделать вокруг костра неглубокую канавку или полоску земли, чтобы огонь случайно «не убежал».

Из литературы вы, наверное, знаете, что существуют разные типы костров: «шалаш», «колодец», «таежный», «камин» и так далее. «Шалаш» соответствует своему названию, он может быть двускатным или конусообразным. Топливом для «шалаша» служат длинные поленья, хворост, валежник, поставленные наклоном внутрь. Разжигают его изнутри, а новые дрова подкладывают снаружи. Этот костер дает высокое яркое пламя, сравнительно мало углей.

«Колодец» — костер, в котором поленья складываются одно на другое в виде сруба так, что в плане образуется четырехугольник или квадрат. Растопку размещают внизу, в центре «сруба». Поленья в таком костре сгорают медленно и образуют много углей. Дрова подкладываются сверху. Эти два типа костров используются как для приготовления пищи, так и для обогрева, хотя для последнего эффективнее все же «колодец».

Если группа большая и к тому же кроме приготовления пищи нужно высушить промокшие вещи, можно сложить «таежный» костер. Для этого длинные круглые поленья расположите в два ряда под некоторым углом друг к другу, как бы веером. Разжигают костер в том месте, где ряды пересекаются. В качестве топлива подойдет древесина ели, сосны, березы естественно, сухая. Следует помнить, что самовольная рубка сухостоя , засохших на корню деревьев — запрещена. Поэтому используйте для костра валежник, сухое криволесье, старые пни. В жаркую погоду-обед для небольшой группы можно приготовить на костре из щепок, которые остаются от предыдущих туристских групп.

Не ленитесь разводить костер и в непогоду: он сделает ваш быт уютней, а горячая пища и чай помогут согреться и сразу прибавят сил.

Как же быстро развести костер? Для начала заготовьте дрова. Не рубите их на земле, используйте для этого пенек, бревно или полено. Подготовьте растопку: бересту (но не обдирайте ее с «живых» деревьев!), мелкие сухие веточки ели, сухие стружки и лучинки. Можно пользоваться и искусственной растопкой, бумагой, огарком свечи, кусочком оргстекла, сухим спиртом. Однако делать это лучше только в крайнем случае, в непогоду.

Расчистите место для костра. Положите на землю в виде плотной решетки сухие тонкие ветки, на них — растопку, а уже поверх с десяток сухих веток или тонких лучин. Теперь можно поджигать и, как только верхние веточки разгорятся, аккуратно, по одной, подкладывайте новые ветки, увеличивая их толщину постепенно. Увидев, что костер горит и даже появились первые угли, укладывайте дрова сначала тонкие и сухие, потом — более толстые. Поленья старайтесь класть свежим сколом к огню и достаточно плотно, чтобы они «грели» друг друга.

Но не впадайте в крайность! Не заваливайте слабый костер толстыми сучьями и поленьями — он может «задохнуться». Следите, чтобы костер не развалился — недостаточно разгоревшись, он может погаснуть. Как складывать поленья, зависит от выбранной вами «архитектуры». Но начинать разводить костер в любом случае следует только сухими дровами. Чтобы во время дождя их не намочило, натяните сверху кусок полиэтиленовой пленки.

Иногда неопытные туристы берут с собой бензин, который выплескивают сверху на сырые дрова в надежде, что они загорятся. Однако сгорает только бензин, а дрова по-прежнему не хотят гореть. Делать так, естественно, не следует. Если у вас все-таки есть немного бензина, залейте его в консервную банку, положив туда ненужную тряпку, поставьте в основание костра и поджигайте. Вот тогда она будет гореть и подсушивать дрова, которые вскоре тоже займутся. Дрова, которые вы решили использовать позже, подсушите, расставив их вокруг костра «шалашом». Следите, чтобы они не сгорели раньше времени! Собранные и заготовленные впрок дрова укройте от дождя полиэтиленовой пленкой или спрячьте под тенты палаток.

Ю. Виноградов, мастер спорта

Журнал «Турист» № 11 ноябрь 1990 г.

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Поучительный случай

Как-то весной встретил я в метро группу ребят с рюкзаками из ткани, которую в просторечии называют мелиоративкой. Она легкая, непромокаемая. И из-за этих уникальных свойств, столь необходимых в походах, ткань в большом почете у туристов.

— Где, ребята, вы приобрели такие рюкзаки? — полюбопытствовал я.

— Сами сшили, у себя в 1097-й школе, — дружно ответили юные туристы.

На этом короткий диалог оборвался, и людской поток понес нас в разные стороны. Так, может, и не узнал я ничего об этих ребятах, если бы в одном из майских выпусков «Пионерской зорьки» не услышал о том, что в школе 1097 создан кооператив по производству туристского инвентаря: палаток, рюкзаков, анорак и прочих нужных в походе изделий. Это сообщение и привело меня в среднюю школу 1097 Бабушкинского района г. Москвы. Школа-новостройка, год ее рождения — 1987.

В начале первого в жизни школы учебного года был создан туристский кружок. Кое-кто называет его туристским клубом, но справедливости ради это пока кружок с громким именем «Азимут».

Первый поход в осенние каникулы пролег по Крыму, а весной 1988 года, в весенние каникулы, ребята отправились на Кавказ уже тремя группами. Одна совершилапоход первой категории сложности, а две другие — внекатегорийные. Душой всех походов были турорг Марина Борисовна Богословская, преподаватель истории, и Александр Львович Шнайдерман, тоже историк, заместитель директора школы по воспитательной работе. Оба окончили школу инструкторов туризма, имеют начальное туристское образование. Активную помощь в организации походов оказывает Вадим Альфредович Овчаренко, биолог.

Весной 1988 года команда школы заняла первое место в районе на приз Победы, который разыгрывался в рамках 43-го городского первенства по туризму. Борьба шла нелегкая. Ребята преодолевали полосу препятствий (техника туризма), ночное ориентирование на дистанции 12 километров и соревнования по туристскому быту. На втором этапе первенства — летние походы по различным местам нашей необъятной страны. Ребята из «Азимута» выбрали поход в Хибины. Ходили две группы. Поход завершился в августе.

Но вернемся на несколько месяцев назад. Для первого похода по Хибинам нужны были средства. Вот тут ребят и выручил кооператив. Сначала они взяли 600 рублей из фонда социальных инициатив районного комитета ВЛКСМ. На эти деньги приобрели материалы. В Министерстве обороны пошли ребятам навстречу и продали восемь списанных парашютов, но из них можно было сшить всего лишь 16 палаток. В Совавтотрансе приобрели тенты от грузовых фургонов. Шили инвентарь так же и из материала заказчика.

Короче, у ребят возникла реальная возможность путешествовать. Правда, не всегда у них все хорошо получалось. Некоторые заказчики отказывались от ребячьих услуг, но это их не смущало. Переделывали, исправляли. Вот такова пока еще короткая, но в чем-то поучительная история туристского коллектива новой школы.

Е. Иванов

Слово о полководце

Редакция получила письмо из Новосибирска от нашего читателя В. Головко. Автор высказывает сожаление, что в материале М. Спорыхиной «Не знал поражений» («Турист», № 5, 1990 г.) не сказано об участии во взятии Измаила украинских подразделений, а также возражает против того, что Суворов ни разу не терпел поражений, ссылаясь на известный поход через Альпы, где якобы он не был победителем.

Мы попросили сотрудника Центрального музея Вооруженных Сил СССР кандидата исторических наук полковника в отставке И. Картавцева прокомментировать это письмо. Прежде всего, сказал он, к материалу следует относиться как к расширенной подписи к IV странице обложки (в этом году все они в журнале «Турист» посвящаются славе русского и советского оружия в связи с 45-летием Победы в Великой Отечественной войне). О взятии Измаила написаны книги и ученые трактаты. Поэтому статья «Не знал поражений» никоим образом не претендует не только на исследование, но даже на материал с глубоким разбором этого сражения.

Во взятии Измаила участвовали не только украинцы, но и представители многих других национальностей России — под понятием «русская армия» подразумевается «российская армия», хотя русских солдат в войсках империи было, естественно, подавляющее большинство.

Что касается полководческого дара А. В. Суворова, то он действительно не знал поражений. Русская армия разгромила основные силы противника в Италии. После этого союзные правительства решили направить ее в Швейцарию. Наступила осень. В этот период возможности высокогорных военных действий весьма ограничены: горы покрываются снегом, и преодоление их крайне затруднено. Суворов высказал русскому и австрийскому правительствам свои соображения о нецелесообразности начинать новую кампанию в высокогорных районах. Однако его доводы не нашли понимания и с ним не согласились.

Осознавая крайнюю сложность ситуации, Суворов принял серьезные меры, чтобы и при этих обстоятельствах выйти победителем. Им была разработана инструкция о поведении войск в горах; фельдмаршал провел специальные учения; составил план действий в непривычных для солдат условиях и план материального обеспечения. Таким образом, Суворов сделал все возможное, чтобы в предстоящем походе добиться успеха.

Однако все планы и приготовления были сорваны австрийцами — обещанные продовольствие и вьючный транспорт были получены русской армией с опозданием на целых пять дней. Противник воспользовался этим для разгрома союзных войск по частям. Французы нанесли поражение русскому корпусу А. М. Римского-Корсакова и австрийскому — Ф. Готце. А затем их восьмидесятитысячная армия обрушилась на двадцатитысячный отряд Суворова, предварительно блокировав все выходы из гор.

Несмотря на, казалось бы, критическую ситуацию, Суворов сумел организовать блестящий выход из окружения. Действия австрийского командования были расценены как предательские, а посему последовало расторжение военного союза с Австрией.
Суворова восторженно встречала Прага; ему присвоили титул князя Италийского, а в 1799 году — звание генералиссимуса.

Журнал «Турист» № 11 ноябрь 1990 г.

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Туристы «Туристу»

На горе Дайн

С Турайдой, что в Сигулде, связано имя латышского фольклориста Кришьяна Барона, человека, который за свою жизнь собрал около 218 тысяч латышских песен-дайн. Между старинной церквушкой и башней Турайдского замка находится Гора дайн, посвященная памяти замечательного собирателя. Ее украшают 15 изваяний из гранита, созданных скульптором Индулисом Ранкой. Валуны для этого собраны со всей Латвии. Создается впечатление, что скульптор ловким прикосновением резца как бы освободил фольклорные образы, заколдованные временем.

Подобных скульптурных садов в мире немало. Они встречаются в Бельгии и Югославии, во Франции и Швеции. Но эта гора отличается от всех своей единой темой. Смотрим на нее, как на грандиозную выставку, где величественная природа, камень и поэзия оставляют неизгладимые впечатления. Скульптуры лучше смотрятся не в отдельности, а все вместе, они неотрывны от пейзажа, от людей.

Но работа мастера продолжается. Индулис Ранка задумал создать центральную фигуру — «Дерево Аустры», которая также называется деревом Солнца, деревом Жизни, деревом Вечности. Скульптура в виде пирамиды высотой в 6 метров будет нескольконапоминать столь любимый Кришьяном Бароном можжевельник. Будет здесь и «Камень матери», и много-много других.

Сад приглашает всех, кто любит природу и солнце, камень и поэзию. По воскресеньям здесь выступают этнографические ансамбли.

г. Рига

Б. Лиелмежа, экскурсовод

Забавы наших предков

Есть у Андерсена мудрая сказка, в которой на короткий миг оживают куклы, проявляя свой характер. Экспонаты школьного музея «Игры и игрушки», в котором собрано свыше трех тысяч экспонатов и описаний национальных игр народов, населяющих нашу Родину, живо рассказывают об увлекательных забавах наших предков. Музейную экспозицию собрали сами учащиеся, собрали по крупицам, выезжая в этнографические экспедиции в различные уголки страны, где еще бытует старина с народными играми, хороводами, песнями, старинными обрядами.

Их первая экспедиция прошла по селам Московской, Тульской и Калужской областей. Было это лет 20 назад. С того времени в школе сменилось не одно поколение. Но интерес к играм не ослабел. Следопыты побывали в Сибири, на севере России, в Удмуртии, Калмыкии, на Украине, Псковщине, Смоленщине, в других областях, краях и районах страны, в подмосковном Захарове, где прошло детство А. С. Пушкина, им показали свайку, в которую, возможно, поэт играл в юные годы. Немало интересных находок поджидало их в походе по своему родному краю — окрестностям поселка Лесной Городок. Оказывается, забытые современниками игры можно искать и не за тридевять земель!

Бывает, что игру ищут много лет. Она может быть известна из исторических или литературных источников. Но неизвестны ни описание, ни правила игры. И тогда начинается поиск. Ребята опрашивают жителей сел и деревень, и не только людей старшего возраста. Записывают, а затем восстанавливают найденные игры. Некоторые игры собирают долго, по крупицам. Почти пять лет лесногородские следопыты восстанавливали старинную русскую игру «котел», которая сродни нынешнему хоккею.

Из экспедиций ребята привозят и игровое снаряжение. Взять хотя бы самодельные старинные клюшки и биты для лапты, берестяные и кожаные мячи, кубари и кнутики к ним. Записи игр и уникальное игровое снаряжение к ним стали бесценными экспонатами школьного музея.

Под музей в школе отведена небольшая комната. В ней причудливо соединились приметы быта разных стран и народов, черты древности и радость детского восприятия мира. Изделия наших прадедов соседствуют здесь с головными уборами американских индейцев, куклами из африканских стран. Здесь же мастерски сложенные из деревянных брусков шаркунки — своеобразные головоломки и погремушки жителей Севера. Игрушки и предметы для игры из дерева и пластмассы, бумаги и картона, бересты и поролона, ткани и проволоки и даже игрушки-пряники и игрушки из сыра. И полки с записями восстановленных школьниками игр. Как драгоценную реликвию хранят здесь найденный на раскопках и подаренный музею кожаный мяч XIV века.

Привозили ребята нередко старые, потрепанные игрушки и предметы для игр и сами их реставрировали. Высоко ценятся удачно выполненные самоделки, которых в музее немало. Искусству изготовления игрового снаряжения обучают в школьных мастерских. Погремушки из лозы их научила плести в подмосковном Захарове старая мастерица, праправнучка Арины Родионовны Матрена

Алексеевна Акимова.

г. Одинцово, Московская обл. В. Дубин

Выпустить бы путевки…

Я занимаюсь велотуризмом с 1981 года, поездил с товарищами по стране, побывал на XI слете велотуристов Словакии, но писать решил не для того, чтобы рассказать, что видел (разве хватит слов и бумаги на такие красоты?!); по-моему, у меня возникла идея, которая может вытащить самодеятельный туризм из прорыва.

Почти каждый год я набираю группу и провожу походы и каждый раз сталкиваюсь с косностью. Если я еду по путевке в профилакторий, санаторий, дом отдыха, то профсоюз берет на себя львиную долю оплаты путевки, администрация зачастую идет навстречу, предоставляя отпуска и материальную помощь «на лечение». И совсем другая картина, если человек решил сходить в самодеятельный поход.

Сначала встает вопрос об отпуске, даже если надо несколько дней, по путевке — пожалуйста, в самодеятельный поход — планируйте заранее. Ну а разговор о частичной оплате похода вызывает неподдельное изумление и негодование. Председатели профкомов зачастую продают плановые путевки за 30 процентов, оформляя заседанием профкома постфактум, а вопрос об оплате мне из профсоюзной кассы как руководителю похода вынесли на общее собрание организации и потом выдавали в течение полугода (кстати, большое спасибо и за это, ведь не обязаны были). Почему? Ведь оздоровительное действие походов давно уже общепризнано!

Мое предложение — отпечатать путевки на самодеятельные походы, обговорить их стоимость и передать их в клубы туристов, спортивные клубы, а оттуда в те организации, где работают руководители походов. Все участники похода покупают эти путевки через свои профкомы, а организация — владелец путевок из полученной прибыли отпускает часть средств на командирование руководителя, покупку снаряжения, его ремонт и т. п.

Мне очень бы хотелось узнать мнение других самодеятельных туристов, а также возражения профсоюзных работников по поводу моего предложения.

г. Нефтеюганск, Тюменская обл.

Е. Белкин

Журнал «Турист» № 11 ноябрь 1990 г.