Мы покорили тебя, Муксу

В журнале «Турист» (№ 9 за 1989 год) уже сообщалось о международных соревнованиях «Чуя-ралли» на базе лагеря мира «Алтай-89». Победу в общем зачете, завоевав кубок и медали Советского фонда мира, одержала команда города Горького, второе и третье места — команды Новой Зеландии и Англии.

Организаторы лагеря мира «Алтай-89», кооператив «Лаборатория приключений», по-своему наградили победителей. Горьковчане должны поехать в Америку с ответным визитом в лагерь мира № 2, а новозеландцам (лучшей из иностранных команд) предложили бесплатную поездку на выбор по Кавказу или Средней Азии. Капитан команды Кэм Маклей предпочел Среднюю Азию. Совместно разработали комбинированный маршрут: от границы с Китаем через перевал Таш-рабат (4000 м) по великому шелковому пути до реки Нарын на велосипедах, далее — сплав по Нарыну до Токтогульского водохранилища и спортивный сплав по памирским рекам Беляндкиик, Сельдара, Муксу и Сурхоб.

В группу вошли восемь новозеландцев, два англичанина, один американец и шестеро советских участников. За два месяца до начала путешествия им предстояло совместно решить огромное количество организационных проблем.

Но вот все заботы позади, поход заявлен на первенство ВДФСО профсоюзов, и в конце августа 1989 года наша интернациональная команда первый раз собралась вместе, чтобы в течение сорока дней совместными усилиями преодолеть все испытания нелегкого маршрута.

Река Нарын рассматривалась как нелегкий этап, на котором необходимо «накатать» тактические варианты прохождения, взаимодействия экипажей, отработать надежные приемы страховки. Сплав проходил при высоком уровне воды. Все семь экипажей на понтонном плоту, трех каяках, трех рафтах продемонстрировали высокий уровень техники и успешно завершили первый этап маршрута.

Река Муксу относится к одной из самых сложных рек Памира. Многие сильные команды уходили с нее, не выдержав испытания в борьбе с водной стихией. Мало кто из специалистов верил в успех сплава нашей команды. Доводов у пессимистов было много: команда несхоженная, Муксу не прощает даже самых мелких ошибок, да и вообще, как сплавляться по сумасшедшей реке на каяках и весельных рафтах, если даже такие надежные суда, как плоты и катамараны, часто бывают бессильны на этом маршруте. В ответ на все доводы команда противопоставила высокий профессионализм и хороший психологический настрой на прохождение.

Стартовали на каяках по реке Беляндкиик на высоте 3750 м. Таково было желание новозеландцев: начало сплава должно превышать отметку 3700 м — высоту самой большой горы в Новой Зеландии. Остальные суда стартовали ниже, от ледника Федченко, так как расход воды в Беляндкиике (10— 15 м) не оставлял надежды для их сплава. На реке Муксу держался высокий уровень воды (90—110 м). Первое сложное препятствие — порог Эт-Сель. Если экипаж проходит его, то есть шанс для дальнейшего движения по маршруту.

Стартует экипаж весельного рафта (весла в уключинах), страхующая команда внимательно следит за каждым движением судна, которое уверенно лавирует между камнями и чисто заходит в основной слив порога. Уверенно проходят порог и остальные суда: каяки, второй весельный рафт, плот и так называемый пэдл-рафт (с канойными веслами). Важный рубеж пройден, и на его прохождении подтвердились возможности новых судов и экипажей.

Следующий этап — каньон Фортамбек, к его штурму мы готовились особенно основательно, изучили много отчетов, просмотрели кино- и фотоматериалы, подобрали подходящее скальное снаряжение, веревки и, наконец, сработались: разговаривая на разных языках, понимали друг друга с полуслова.

Наверное, потому, что готовились мы к сверхпрепятствиям, к неординарной разведке и страховке, каньон немножко разочаровал. Практически перед каждым из десяти порогов каньона мы самостоятельно чалились, просматривали порог, ставили страховку и, пройдя порог, швартовались. Тем не менее, в каньоне Фортамбек не обошлось без переворотов — дважды совершили оверкиль каяки, в четвертом и девятом порогах спортсмены самостоятельно возвращали свои суда в нормальное положение. В седьмом пороге, когда смыло четверых членов экипажа рафта из семи, незамедлительно сработала страховка. Всего на прохождение каньона Фортамбек мы затратили три дня (один из них — дневка).

На этом сплав по реке Муксу не заканчивался, в последующие пять дней (с двумя дневками) мы прошли каньоны Ходырша, Верхний Иргет, Кардар и Сугран. Пороги здесь были не легче препятствий Фортамбека.

Маршрут же закончили на реке Сурхоб в районе Джиргаталя. По мнению всех участников сплава, мы прошли красивый и сложный маршрут. Наш интернациональный коллектив сплотился и стал единой командой. Мы многому научились друг у друга, мы научились уважать привычки и интересы своих партнеров, вместе работать и веселиться.

Ю. КАРПЕНКО, мастер спорта, руководитель похода г. Пушкино, Московская обл.

Журнал «Турист» № 4 (292) 1990

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Регата Поволжья

На спортивном празднике. Грушинского фестиваля состоятся открытые спортивные соревнования по технике парусного туризма. На первом этапе 6—8 июля предстоит матч городов СССР, на втором — 9 —14 июля — «Регата Поволжья»

Матчевые соревнования будут проводиться в соответствии с временными правилами. В программу соревнований включены несколько конкурсов: технический, отчетов о походах и слайдфильмов. В дни открытого первенства будет развернута выставка туристского снаряжения, изготовленного самими любителями походов, а также кооперативами и государственными предприятиями. Спортсмены, выступающие в регате, получат справку об участии в парусном походе I категории сложности и соответствующий значок. Отдельные призы учреждены для семейных экипажей, а также самому быстрому и тихоходному судну, самому легкому и тяжелому кораблям.

При уведомлении за 1 месяц об участии в соревнованиях туристам будет предоставлен транспорт от железнодорожного вокзала до места соревнований, забронированы билеты на обратный проезд. На соревнования приглашаются как опытные, так и начинающие туристы на любых разборных парусных судах и парусных досках.

Наш адрес: 443010, г. Куйбышев, ул. Галактионовская, 57, центр туризма «Жигули»; тел. 33-67-29.

Ю. ЕРЕНДЕЕВ, председатель парусной подкомиссии

Журнал «Турист» № 4 (292) 1990

Помогли схоженность и опыт

…Встречался со многими людьми, проводя личное время в беготне, выбивании, уговорах, организовывал клубы и туристские группы. Мне знакомо, как все это сложно, трудно. Чета Виноградовых, на мой взгляд, — это повсеместно встречающиеся в туризме люди, которые, не затрачивая личного времени, нервов, без хождения по инстанциям и многого другого хотят сразу, чтобы им все дали и прославили. 

Поход группы Д. Шпаро к полюсу они еще стерпели, а тут уже невмоготу стало. «Комсомольская правда» в статье « Мост через Арктику» правильно ответила на вопросы Виноградовых, что только схоженность, опыт, который складывается во многих походах, вера в руководителя и вера руководителя в каждого участника обеспечат успех такого перехода.

В. ОРФЕЕВ

«Автономная» экспедиция?

Наконец-то! Первая трезвая публикация о «научно-спортивных экспедициях».

«Кто-то…» Не кто-то, а большинство туристов поддержит Виноградовых. Заявляю это на основе бесед со своими друзьями из многих городов Советского Союза, которые вел еще до появления статьи.

Считаю, что письмо Виноградовых заслуживает самого широкого обсуждения деятельности научно-спортивных экспедиций не только Шпаро, но и всех остальных, а особенно их обеспечения. Какая же это «автономная» экспедиция, если ее обслуживает половина арктической авиации и радиостанций северного побережья? И нужны ли все эти супер- и сверхпоходы в таких количествах? Что это дает?

Только не надо говорить о науке. Нет ее здесь.

С. ВОРОПАЕВ, проходчик г. Новокузнецк

Достоин тот, кто прошел

…Поражает, что Виноградовым хочется видеть гнусное там, где ему нет места. Разве это дискуссионный вопрос — «Кто достоин этой лыжни?» — ее, безусловно, достоин тот, кто ее прошел! Ведь сказать можно многое, а ты возьми и пройди, тогда и будешь достоин!

Е. СЕМАШКО г. Усть-Каменогорск

ОТ РЕДАКЦИИ

Как справедливо заметили многие читатели журнала, принявшие участие в дискуссии, времена меняются, меняются и нравы, что, разумеется, касается и наших туристских дел, И то, что еще совсем недавно, в застойные годы, было правилом, теперь все чаще становится исключением. К сожалению, некоторые авторы писем до сих пор путают понятия «застой» и «гласность». Иначе откуда такое неприятие точки зрения оппонентов, вернее — непризнание за кем-нибудь права на высказывания иного мнения? Намеренно публикуя некоторые письма без изменений и купюр, убедительно просим потенциальных участников будущих возможных дискуссий (за продолжение которых высказываются многие читатели) писать возможно более аргументированно и воздерживаться от некорректных выражений в адрес несогласных с ними (а такое, к сожалению, в нашей почте тоже встречалось).

Участники дискуссии поставили ряд серьезных вопросов, на которые мы надеемся получить соответствующие ответы от тех ведомств и организаций, к которым эти вопросы обращены. В нашей обширной почте можно отметить и некоторые более общие моменты, вызвавшие справедливое недовольство туристской общественности. Например, роль средств массовой информации, освещавших подготовку и проведение экспедиций Д. Шпаро. К сожалению, вместо того, чтобы объективно рассказывать и показывать эту группу, говорить о существенных деталях ее путешествий, сложностях и технических тонкостях, многие периодические издания, радио, телевидение и их отдельные представители в основном занимались, как это справедливо подметили читатели, созданием «образа героев», порою чрезмерно превознося их достижения.

Нам кажется, что не стоит спорить и об организаторских способностях самого Дмитрия Шпаро — далеко не всегда в них одних было дело.

В то же время (если, конечно, относиться к путешествиям группы Д. Шпаро не как к чисто туристским походам) нельзя не заметить и не учесть определенных ее достижений. По нашему мнению, в дело освоения Арктики группа Д. Шпаро внесла свой немаловажный вклад. Теперь же на очереди новый этап — автономный лыжный поход к Полюсу. В прошлом году такая попытка не могла быть доведена до конца из-за гибели одного из участников — Ю. Подрядчикова (об этом наш журнал рассказывал в № 4 и 5 с. г.). Тем не менее, мы надеемся, что своего последнего слова группа «Арктика» еще не сказала, и новый, 1989 год наконец-то станет годом торжества всего советского спорта и туризма на международной арене. И хочется надеяться, что на этот раз экспедиция «Арктика» на своем трудном пути к мировому рекорду не встретит неожиданных и не всем понятных препон и запретов. Это тем более важно, что подобные автономные походы к Северному полюсу на лыжах уже планируют и готовятся к ним несколько зарубежных команд.

Не опоздать бы на этот раз!

Журнал «Турист» № 12(276) декабрь 1988 

Прошу опубликовать

…Да, я так же, как и Виноградовы, не считаю экспедицию Шпаро чем-то сверхвыдающимся. Любая спортивная экспедиция с регулярной поддержкой продуктами и снаряжением с воздуха не является чистой в спортивном смысле. Ведь всем понятно, что если сбрасывать с воздуха продукты каждый день и идти с рюкзаком 15—20 кг, то такую экспедицию выдержали бы тысячи людей в нашей стране, связанных с лыжным туризмом.

У экспедиции Шпаро ситуация была, конечно, хуже, — и рюкзаки тяжелее, и интервал между «подкормками» больший, но все равно от автономного похода она была далека. Здесь я не могу сдержать восторга по поводу экспедиции «Арктика», где планировался совершенно автономный поход. Но, тем не менее, трансарктическая экспедиция Шпаро — это большое достижение.

А вот настойчивость Виноградовых (письма в Спорткомитет, «Советский спорт», «Комсомолку», «Турист» и т. д.) меня удивляет, хотя при такой их настойчивости они могли бы и сами организовать свою экспедицию.

Вообще же обсуждать после успешно завершившейся экспедиции, «кто же был более достоин первым вступить на лыжню, соединившую континенты» (этой фразой заканчивается заметка Виноградовых), — в высшей мере странно. Так же, как нет смысла обсуждать и необходимость «научно-спортивных экспедиций» (это примерно то же самое, что обсуждать, нужно ли советским людям по турпутевкам ездить в капиталистические страны). 

Интересно, что в этом же номере журнала «Турист» (и в № 4, 1988) рассказывается об экспедиции «Арктика», и ни у единого человека (кроме, наверное, Виноградовых) не возникает сомнения в необходимости таких экспедиций. Также мне непонятно, зачем (как на этом настаивают Виноградовы) на страницах центральной прессы проводить всестороннее обсуждение готовящихся экспедиций, тем самым внося нервозность и волнения и фактически срывая их нормальную подготовку.

А теперь я хотел бы сказать о самих Виноградовых. Из их статьи однозначно следует, что они себя считают самыми сильными туристами-лыжниками в СССР. Во-первых, это просто некрасиво (да и неприлично). А во-вторых, это говорит о том, что их двоих просто опасно брать в такую экспедицию.

Прошу опубликовать мое письмо, так как у читателей «Туриста» может сложиться ошибочное мнение, что редакция журнала поддерживает точку зрения Виноградовых.

В. КИСЕЛЕВ

«Мастера спорта» — почему?

Прочитал статью Виноградовых о команде Шпаро и считаю, что авторы полностью правы. Я по работе часто бываю на Севере, где очень многие люди о походах Шпаро отзываются отрицательно. Суть их мнения в том, что команда Шпаро больше ездила и летала по Северу, чем ходила на лыжах.

Мне же самому непонятно вот что. Почему они игнорируют «Правила проведения спортивных походов по территории СССР»? Почему нарушителей основных туристских устоев я азбучных истин превращают в героев? Я понимаю, что нашему комсомолу, точнее ЦК ВЛКСМ, скомпрометировавшему себя в глазах общественности и молодежи бюрократизмом, нужны герои. Но ведь у нас хватает и настоящих честных героев. А здесь такое впечатление, что команду Шпаро буквально «тащат в герои», создавая режим благоприятствования во всем.

Я ежегодно многие годы, на общественных началах, веду семинары молодых туристов и мне трудно объяснить им «феномен команды Шпаро». Мое мнение состоит в том, что этот «феномен» — не что иное, как одна из болячек нашего общества брежневского периода.

Очень хотелось бы услышать ответы на вопросы, поставленные в статье Виноградовых. Думаю, что на открытый диалог с туристами Д. Шпаро ни за какие «коврижки» не пойдет.

Я знаю, что федерация туризма звания мастеров спорта СССР команде Д. Шпаро не присваивала. Очень хотелось бы узнать: по какому виду спорта Д. Шпаро и его товарищи получили звания мастеров спорта СССР?

Виталий МЕНЬШИКОВ, мастер спорта СССР

г. Петропавловск-Камчатский

Журнал «Турист» № 12(276) декабрь 1988 

Дискуссионный клуб

В пятом номере нашего журнала за этот год было опубликовано письмо ленинградцев Н. и Ю. Виноградовых «Трансарктическая лыжня: кто ее достоин?». Редакция получила множество откликов на этот материал, часть из которых мы опубликовали в № 9 и 10.

К сожалению, объем журнала не позволяет напечатать полностью все письма, поэтому, завершая эту тему в нашем «Дискуссионном клубе», мы публикуем выдержки из писем, содержащие наиболее интересные мнения и предложения, а также небольшое послесловие редакции.

Арктика зовет

Тема полемики, что называется, давно витает в воздухе. Публикация вашего журнала — неизбежный исход этих постоянных споров, трибуна для открытого высказывания мыслей, а не их кулуарного обсуждения. От имени многих коллег-туристов благодарю вас за приглашение к разговору о наболевшем.

В газете «Комсомольская правда» (от 15 июля 1988 г.) в ответе на вопрос «Прямой линии», почему не было конкурса в команду трансарктической экспедиции, содержится ссылка на статью ленинградцев Виноградовых, напечатанную в «Дискуссионном клубе» журнала «Турист». Ответ, судя по всему, дается либо без внимательного чтения Дмитрием Шпаро самой статьи, либо умышленно в обход содержащихся там аргументированных доводов.

Виноградовы действительно проводят параллель, только вовсе не с конкурсом в эверестовскую команду, а конкурсом, который был сделан среди канадцев, с конкурсами, которые приняты при подготовке международных (подчеркиваю, международных!) альпинистских экспедиций. Это вовсе не одно и то же. Очень жаль, что именно Госкомспорт и Федерация альпинизма в первую очередь, а не Федерация туризма и Центральный совет по туризму и экскурсиям, как возможные организаторы перехода СССР — Канада, заняли в плане объявления конкурса бездеятельную позицию. Более того, Госкомспорт преспокойно выделяет на летнюю тренировку команды Шпаро на Тянь-Шане 50 тысяч рублей. Конечно, легче избавить себя от хлопотного проведения конкурса путем безмятежного финансирования команды, уже вызвавшейся к экспедиции. Вдобавок, считаю признание Госкомспортом экспедиции Д. Шпаро «научно-спортивной» еще одним, лишним укором себе же: организация, главенствующая задача которой состоит в поддержке спортивных видов, недопустимым «заигрыванием» с так называемыми научно-спортивными экспедициями подрывает авторитет собственно спортивного туризма и его правил.

Сказанное вовсе не отрицает права на существование научно-спортивных экспедиций как таковых. Только не в таком виде, который имеем в лице группы Д. Шпаро. Найдем все же смелость сознаться, что наиболее подходящее ей название после совершенного перехода через Северный полюс — полярная научно-медицинская экспедиция ради рекламы и удовлетворения своего честолюбия (совместно с «Комсомольской правдой»). Да, именно совместно с «Комсомолкой», которая больше других средств массовой информации приложила усилий к созданию мнения об исключительности команды Д. Шпаро. Поэтому вполне солидарен с мнением Н. и Ю. Виноградовых по этому поводу.

…Не соглашусь, однако, с высказыванием ленинградских туристов о недопустимости научно-спортивных экспедиций вообще.

Видимо, вопрос состоит в другом, а именно в ведомственной принадлежности таких экспедиций. Ни у кого на сегодняшний день не вызывает сомнений существование, скажем, научно-изыскательских экспедиций геологов, находящихся в ведении Соответствующего министерства. Никто не собирается обвинять их также в использовании техники и тактического опыта спортивных туристов, специального туристского снаряжения. Подобные замечания ленинградцев в адрес Д. Шпаро, по крайней мере, неубедительны.

В основном все подобные экспедиция выполняют программы, связанные с медицинскими экспериментами и изучением поведения человека в экстремальных ситуациях. Видимо, мы сами находимся в той экстремальной ситуации, когда такие экспедиции уже начинают вырастать из-под крыльев Госкомспорта и Федерации туризма, а Минздрав еще не в состоянии до конца осознать создавшееся положение, взять их под свою опеку. Отсюда и стучащееся в дверь новое название — научно-медицинская экспедиция.

Возвращаясь же к вопросу о несостоявшемся конкурсе команд для трансарктического перехода, следует добавить, что опасения Д. Шпаро за вероятное поражение вполне логично высказано им в «Комсомольской правде». По меньшей мере, десяток сильнейших групп лыжников с опытом походов в Заполярье и по дрейфующим льдам Арктики смогли бы составить настоящую конкуренцию его команде.

По моему мнению и по подавляющему мнению коллег-туристов, с которыми приходилось беседовать, наиболее достойными первого вступления на лыжню, соединившую континенты, сегодня можно назвать участников научно-спортивной экспедиции «Арктика» Московского филиала Географического общества АН СССР. Отличная физическая подготовка, опыт походов в суровых условиях Севера, а главное их полнейшая автономность, а также редчайшая человечность и скромность участников — вот те черты, которые характеризуют молодых людей под руководством мастера спорта по туризму В. С. Чукова.

…В «Прямой линии» задавалось и множество каверзных вопросов о стоимости «прогулки» в Канаду через океан. По самым скромным подсчетам, сумма денег, полученных участниками экспедиции с обеих сторон от спонсоров, оценивается свыше четверти миллиона в рублях. Приведу другой пример. Членами уже упомянутой экспедиции «Арктика» на переход к Северному полюсу в 1987 году израсходовано из собственного кармана примерно 4 000 рублей. Тот лыжный поход по дрейфующим льдам происходил без авиаподдержки, в режиме полной автономии, и одновременно выполнялись программы научных экспериментов. Факты в комментариях, надеюсь, не нуждаются.

Старые методы «культивирования героев» продолжают действовать. С сожалением приходится это констатировать и сейчас. Только время сможет справедливо рассудить истинных героев и «назначенных в них».

Д. ПЛАХТА г. Львов

Журнал «Турист» № 12(276) декабрь 1988 

Между нами, президентами

В июле 1963 г. Центральный совет по туризму ВЦСПС принял постановление о проведении 1-х Всесоюзных соревнований по туристскому ориентированию. Через три месяца под Ужгородом стали известны имена «лесных скороходов», завоевавших на этих состязаниях высшие награды. С этого момента ведет в Советском Союзе свою хронологию спортивное ориентирование.

За 25 минувших лет сотни тысяч людей разных возрастов и профессий испытали на лесных трассах свои силы и навыки в умении быстро и точно пользоваться компасом и картой, безошибочно передвигаться по незнакомой местности. Для одних это была проверка физической подготовки к туристскому походу, для других — увлекательная игра с поиском в лесу красно-белых знаков контрольных пунктов, для третьих — возможность проявить себя на спортивной арене.

Тон в развитии спортивного ориентирования задавали энтузиасты-общественники. Их лидером с 1963 по 1979 год был Владимир Николаевич Кудрявцев, а с 1979 года по настоящее время — Иван Иванович Лисов. Первый стоял «у руля» ориентирования, пока оно находилось под патронажем ЦСТЭ. Второй — с момента создания всесоюзной Федерации спортивного ориентирования при Спорткомитете СССР. К сожалению, президенты не знакомы друг с другом. Однако они хорошо знают все аспекты развития спортивного ориентирования, могут полно охарактеризовать проблемы, возникавшие перед «лесным спортом» на разных этапах его становления. Беседа с президентами состоялась в канун 25-летия рождения ориентирования. Каждый ответил на шесть одинаковых вопросов.

Какие наиболее важные события в развитии спортивного ориентирования произошли за время вашей деятельности на президентском посту?

В. Н. КУДРЯВЦЕВ. В начале октября 1963 года под Ужгородом состоялись 1-е Всесоюзные соревнования на маркированной трассе и гонка патрулей (по два человека) в заданном направлении. Участвовали команды почти всех союзных республик, Москвы, Ленинграда, других крупных городов РСФСР. Стартовало около 300 человек. Соревнования понравились. Многие туристы начали усиленно тренироваться в беге, заниматься топографией, учиться ходить по азимуту на большие расстояния. Число соревнований на местах стало быстро расти. И через два года на вторых Всесоюзных соревнованиях в окрестностях Перми мастерство выступавших стало существенно выше.

Надо сказать, что обстановка в самодеятельном туризме была в те годы сложной. Чиновники от спорта ограничивали и запрещали дальние походы. Федерация туризма СССР, работавшая до этого при Союзе спортивных обществ и организаций СССР, была расформирована. Самодеятельный туризм передали в ведение ВЦСПС. Многие физически крепкие и активные люди обратились к туристским слетам и соревнованиям. Организацией и пропагандой этих состязаний стала заниматься специальная комиссия. Возглавить ее предложили мне. К тому времени усилиями эстонских, ленинградских и свердловских спортсменов были уже сформулированы и апробированы основные правила индивидуальных соревнований по ориентированию.

Значительную роль в популяризации бега с компасом и картой, особенно среди молодежи, сыграло включение ориентирования в 1965 году в Единую Всесоюзную спортивную классификацию. Спустя год в стране появились первые мастера спорта. Осенью 1967 года сборная команда СССР дебютировала в Болгарии в состязаниях на Кубок мира и дружбы. В соперничестве с хозяевами соревнований, командами ГДР, Венгрии и Чехословакии наши ориентировщики завоевали главный приз.

Термин «круглогодичный» закрепился за ориентированием с 1968 года, когда в начале марта прошли 1-е Всесоюзные зимние соревнования, посвященные XIV съезду профсоюзов СССР. А осенью большая группа наших спортсменов, тренеров, организаторов соревнований побывала в Швеции в качестве наблюдателей на II чемпионате мира по ориентированию.

В последующие годы росли как массовость соревнований, так и мастерство. В 1976 году ЦСТЭ учредил Кубок дружбы социалистических стран. Этот ежегодный турнир стал для наших спортсменов наиболее серьезной проверкой сил.

И. И. ЛИСОВ. Учредительная конференция Федерации спортивного ориентирования СССР состоялась в апреле 1979 года. Переход из системы туризма в ведение Спорткомитета СССР оказался болезненным. На «переправе» потеряли немало людей, лишь через два года удалось провести 1-й чемпионат СССР. Но с другой стороны, ориентирование вошло в комплекс ГТО, что способствовало его популяризации и распространению среди молодежи. Повсеместно начали использовать для тренировок и соревнований многоцветные спортивные карты. В магазинах появились первые отечественные жидкостные компасы.

Летом 1986 года Советский Союз был принят в ИОФ. Осуществилась давняя мечта нескольких поколений спортсменов-ориентировщиков. Наша страна не только получила право участвовать в чемпионатах мира, но и активно черпать все новое, что появляется в других странах.

Минувшим летом сборная команда СССР дебютировала на чемпионате мира во Франции, а весной — на зимнем чемпионате в Финляндии. Чуда не произошло. Наши ориентировщики не привезли домой победных медалей. Но и в грязь лицом не ударили. Они достойно соперничали с лидерами. Москвич И. Кузьмин, челябинец М. Зорин, В. Близневская из Красноярска первыми в нашей стране выполнили нормативы мастеров спорта международного класса по ориентированию.

Что влечет людей к состязаниям на «лесных стадионах»?

В. Н. КУДРЯВЦЕВ. В 50-х—60-х годах, когда мы возвращались домой после летних или зимних походов, то уже через неделю-другую искали новых встреч друг с другом. Туристские слеты, соревнования, песни у костра позволяли собрать старых друзей, завязать новые знакомства, обменяться мнениями о пройденных маршрутах, наметить предстоящие. Соревнования были и хорошей школой подготовки к новым путешествиям, поддержания физической формы. А как романтичны были ночные состязания!

В командных туристских соревнованиях прекрасно проявлялся дух коллективизма, взаимопомощи. И это притягивало как ветеранов, так и новичков. С появлением личных состязаний, организованных по правилам, близким к современным, победу или поражение определяли уже индивидуальная физическая подготовка, умение быстро и точно выбирать пути движения, психологическая устойчивость, память, наблюдательность. Но думаю, что на протяжении всех 25 лет развития ориентирования оно привлекало людей неравнодушных, любящих лес, природу, стремящихся познакомиться с замечательными уголками нашей необъятной Родины.

И. И. ЛИСОВ. Спортивное ориентирование — интеллектуальный вид спорта. Успех на соревнованиях зависит не только от быстроты ног и крепости мышц. Важно уметь быстро и безошибочно принимать решения в очень многофакторной обстановке. Поток информации, который приходится перерабатывать спортсмену во время преодоления дистанции, огромен. И здесь просматривается четкая аналогия со всей нынешней быстротекущей жизнью, будь то учеба, работа или военная служба.

Хотя по способам передвижения ориентирование близко к легкоатлетическим кроссам и лыжным гонкам, но по характеру мышления и непредсказуемости ситуаций — это типичная игровая дисциплина. «Шахматы на бегу» — таким определением пользуются иногда журналисты.

Из содержания спортивной деятельности ориентировщика становится понятным, почему на трассы «лесных стадионов» охотно выходят дети, студенты, инженерно-технические работники. Но мало рабочих, врачей, представителей культуры. Если учесть военно-прикладное значение навыков быстрого и точного передвижения по незнакомой местности, да еще на значительные расстояния, то яснее ясного, что занятия туризмом, ориентированием, альпинизмом крайне необходимы людям всех возрастов и профессий. Чтобы не быть голословным, приведу такой пример.

В июле 1944 года во время Свирско-Петрозаводской операции шли упорные бои в районе Лодейного поля. Чтобы прорвать оборону противника, нашему полку требовалось совершить 15-километровый бросок через Турецкое болото. Не знаю, почему оно так называлось, но надпись на карте помню по сей день. 

Поскольку командир заболел, вести полторы тысячи солдат нужно было мне — начальнику штаба. Маршрут один — по азимуту. Штурмовая группа, в которой были, кроме меня, еще три офицера, продвигалась по азимутным засечкам. Почти 6 часов продолжался маршрут по черной вязкой жиже, местами по грудь в воде. Но в тыл противнику мы вышли точка в точку. Нас не ждали. Топилась баня, на полевой кухне готовился обед. Населенный пункт мы захватили с ходу.

На президентский пост вы вступили, пройдя немалый жизненный и спортивный путь. Чем покорило вас спортивное ориентирование?

В. Н. КУДРЯВЦЕВ. Я не был спортсменом-ориентировщиком. А вот туризмом начал увлекаться со школьных лет. В 1952 году впервые участвовал в категорийном походе по Кавказу. Затем практически каждое лето и зиму проводил в путешествиях. Побывал в Хибинах, на Урале, Алтае, Памире, Камчатке. В 1962 году мне было присвоено звание мастера спорта. Спустя три года наша группа первой в стране прошла зимой через перевалы Кодара.

По мере усложнения походов, приобретения опыта начал замечать, что чем труднее и запутаннее создавалась ситуация на маршруте, тем четче и оперативнее я действовал. Зимой 1959 года на перевале около горы Манарага на Приполярном Урале мы попали в пургу. Видимости никакой, а мороз под 30 градусов. Назад к лесу спуститься не можем. Начали думать о пещере. В это время подошли еще две группы. Собралось около 40 человек. Руководители стали обсуждать варианты. Но к единому мнению не пришли. Туристы начали замерзать, а спор все продолжался. И тут я взял бразды правления. Цепочкой, не теряя друг друга из виду, начали движение вверх. Я бегал как заводной вдоль отряда. Тех, кто посильнее, выводил вперед, слабых отправлял в конец цепочки. За перевалом нельзя было разорвать отряд, поскольку лыжни на насте не оставалось. В тот день мы отмахали 50 км и пришли в Пелингичей.

Туристские соревнования всегда считал важной частью подготовки к походам. Участвуя в организации и судействе соревнований по ориентированию, чувствовал, что могу сплотить людей в интересном и полезном деле. Получал удовлетворение, когда видел, как увеличивается из года в год количество участников соревнований, расширяется их география. Что может быть лучше, чем приносить людям радость и пользу!

И. И. ЛИСОВ. Какова первая задача воина-десантника после приземления! Разобраться, где находишься, и срочно прибыть в район сосредоточения или начала боевых действий. Спустившись с небес на землю, нужно тотчас начинать ориентироваться.

Будучи заместителем командующего Воздушно-десантными войсками СССР, я стремился к тому, чтобы весь личный состав нашего рода войск грамотно разбирался в топографии, умело двигался в любой незнакомой местности. В 1962 году был проведен первый чемпионат ВДВ СССР, на котором прыжки с парашютом, ориентирование на местности, стрельба из боевого оружия были объединены в комплекс. После приземления каждый из участников соревнований вскрывал пакет с картой и выходил в район стрельбища. 

С тех пор и по нынешний день ориентирование — один из обязательных элементов боевой подготовки.

В качестве консультанта ЦК ВЛКСМ по военно-спортивной игре «Зарница» я стремлюсь к тому, чтобы дети учились читать топографические карты и получали навыки спортивного ориентирования. Несколько лет назад в перечне специальностей «зарничников» появились разведчики-ориентировщики. У них есть теперь своя программа теоретической и практической подготовки.

Каждый школьник — будущий солдат, защитник Родины, а спортивное ориентирование — не только увлекательное занятие, но и важная военно-прикладная дисциплина.

Считаете ли вы, что какие-то этапы в развитии ориентирования можно было бы преодолеть быстрее? Почему занятия ориентированием все еще не стали всенародным оздоровительным видом спортивной деятельности?

В. Н. КУДРЯВЦЕВ. Я во многом консервативен. Ни разу не менял место работы, почти 30 лет занимаюсь проблемой коррозии металлов, в походы хожу только на старых проверенных лыжах. Считаю, что переход спортивного ориентирования из системы туризма под патронаж комитетов по спорту ранее конца 70-х годов был бы преждевременным. Наш неолимпийский вид спорта, попади он в спортивные организации лет на 10 раньше, не мог бы стать массовым увлечением сотен тысяч людей.

В рамках ЦСТЭ ВЦСПС ориентирование вместе с армией самодеятельных туристов развивалось на демократической основе. Энтузиасты-общественники непрерывно «вербовали» в свои ряды людей неординарных, стремящихся к самовыражению, творчески активных. Они придумывали новые формы соревнований (вспомним, например, лыжную эстафету на маркированной трассе), проводили заочные конкурсы начальников дистанций, совершенствовали спортивные карты, практиковали встречи начальников дистанций со спортсменами после окончания почти всех соревнований в 60-х — 70-х годах. За 15 лет в системе ЦСТЭ ориентирование сложилось как спортивная дисциплина и идеологически, и организационно.

Думаю, что можно было бы на несколько лет раньше организовать производство отечественных спортивных компасов и многоцветных спортивных карт. Из-за этого в 70-х годах замедлился рост числа ориентировщиков. Необходима и более активная реклама и пропаганда занятий ориентированием, особенно средствами телевидения, поскольку еще мало людей знают, как проходят тренировки и соревнования.

Затянулось вступление СССР в ряды ИОФ. Еще в 1967 году на конгрессе ИОФ в Австрии, где я присутствовал в качестве наблюдателя, были высказаны пожелания о вступлении советских спортсменов в ряды международного органа. Затем 5 лет этот вопрос дебатировался в ВЦСПС. В качестве сдерживающего был выдвинут и такой довод, что в ИОФ можно вступить только после создания всесоюзной Федерации спортивного ориентирования. И началось новое многолетнее согласование этой акции, в том числе со Спорткомитетом СССР. В результате Советский Союз до 1986 года был оторван от ориентировщиков других стран. Обо всем новом, прогрессивном, что появлялось за рубежом (литература, методические разработки, оборудование, снаряжение), мы узнавали на несколько лет позже и не в полном объеме. Отсутствие международных спортивных встреч, не говоря уже о невозможности стартовать на чемпионатах мира, замедлило рост мастерства наших ведущих ориентировщиков.

И. И. ЛИСОВ. После учредительной конференции ФСО СССР к нам очень долго приглядывались и примеривались в Спорткомитете СССР. Сначала мы были при Управлении физического воспитания населения, затем нас передали в Управление прикладных видов спорта. Лишь в 1981 году был проведен 1-й летний чемпионат СССР, а вот зимних нет до сих пор. Не удалось включить ориентирование во Всесоюзные спартакиады школьников и Спартакиаду народов СССР. Только зимой следующего года ориентирование на лыжах будет дебютировать в зимней Спартакиаде народов РСФСР. Тревожно, что негативная цепочка отсутствия соревнований высшего ранга тянется и на места. От этого страдает молодежь. Афганистан показал, что в горной местности, на большой высоте нашим солдатам не хватает выносливости, их физическая подготовка недостаточна. Туризм, спортивное ориентирование — замечательные средства всестороннего развития воина. В связи с этим не укладывается в голове, как можно было исключить эти дисциплины из комплекса ГТО.

Крайне инертно к нашим заботам относится ГУГК при Совете Министров СССР. Около 5 лет назад в тематических планах «Карты и атласы» появились аннотации на спортивные карты лесопарков Москвы, Ленинграда, Горького. Но до сих пор они не изданы. А ведь эти карты должны быть для лесопарков всех городов страны, доступные каждому школьнику, студенту, туристу, ориентировщику, поклоннику бега трусцой, участнику игры «Зарница», физкультурнику, готовящемуся к сдаче норм ГТО. Карты для спорта и отдыха должны продаваться в любом книжном магазине, киоске «Союзпечати». Нужны и учебные атласы со спорткартами всесоюзных и международных соревнований, включая чемпионаты мира, с обозначением маршрутов сильнейших спортсменов, разбором дистанций и анализом результатов.

Каков вклад государственных, профсоюзных органов, а также энтузиастов-общественников в становление «лесного спорта»?

В. Н. КУДРЯВЦЕВ. С 1963 года в течение 15 лет центральные и республиканские профсоюзные органы оказывали неоценимую помощь спортивному ориентированию. Непрерывно расширялся и совершенствовался календарь всесоюзных и республиканских соревнований. ЦСТЭ и местные советы помимо состязаний проводили семинары по подготовке судей, организаторов соревнований, инструкторов, тренеров-общественников. Во второй половине 70-х годов активизировалась деятельность ВС ДСО профсоюзов. Стали регулярными чемпионаты и первенства ДСО «Буревестник», «Труд», «Спартак» и других. ВС ДСО профсоюзов принял на себя все заботы об ориентировании в очень трудный период создания ФСО СССР, когда ЦСТЭ прекратил проведение соревнований, а Спорткомитет СССР еще не начал.

Однако во все времена подлинным «мотором» спортивного ориентирования были энтузиасты-общественники — генераторы идей и их исполнители. В деятельности Центральной и республиканской секций ориентирования всегда царил дух конструктивизма и доброжелательности. При подготовке и проведении соревнований, семинаров, сборов случались споры, столкновения мнений, но никогда не было распрей.

И. И. ЛИСОВ. Чемпионаты СССР, международные соревнования — ответственные мероприятия. Их проведение немыслимо без участия государственных, партийных, профсоюзных органов. Как и 25 лет назад, пример в гармоничном развитии массовости и мастерства показывают прибалтийские республики. В зимних дисциплинах тон задает РСФСР. Мы понимаем, что в Средней Азии, Закавказье из-за природно-ландшафтиых, климатических условий и национальных традиций популяризировать бег с компасом и картой трудно. Однако отставание Молдавии, Белоруссии — следствие недостаточного внимания республиканских спорткомитетов к предложениям своих активистов и рекомендациям ФСО СССР.

После недавней реорганизации набирают силу и вырабатывают генеральную линию развития Всесоюзный и республиканские советы ДФСО профсоюзов. В ноябре 1987 года создана Федерация спортивного ориентирования при Центральном спортклубе ВДФСО профсоюзов. Большие и интересные планы этого общественного органа уже начали воплощаться в жизнь. Так, по единодушному мнению спортсменов и тренеров, зимнее профсоюзное первенство, состоявшееся в феврале этого года в Смоленске, было хорошо подготовлено, а спорткарты и дистанции отличались высоким качеством и техническим совершенством.

Почти 10 лет я руковожу президиумом ФСО СССР и не перестаю удивляться, сколь велик и многогранен энтузиазм нашего общественного актива. Ведь до сих пор инфизкульты страны не выпустили ни одного дипломированного тренера по спортивному ориентированию. Практически вся работа по подготовке спорткарт, дистанций соревнований, проведение тренировок ложатся на плечи общественников.

Развитие науки, техники, культуры так стремительно, что делать прогнозы на длительное время — опасное занятие. И, тем не менее, каким вы видите спортивное ориентирование к началу XXI века?

В. Н. КУДРЯВЦЕВ. Надеюсь, что к 2000 году сбудутся мечты 20-летней давности и ориентирование станет подлинно всенародным видом спорта. А раз так, то по мере взросления моих внуков буду чаще выезжать с ними в лес и учить «премудростям» топографии. Тогда XXI век мы встретим с ними в одном забеге на каком-нибудь «лесном стадионе». Вертолеты, дирижабли, спутники позволят по телеканалам передавать в любую точку Земли все перипетии состязаний ориентировщиков.

И. И. ЛИСОВ. Думаю, что спортивное ориентирование будет иметь значительно больше различных видов состязаний, чем сейчас. Прошлым летом на Тушинском аэродроме Москвы проходил смотр микроавиации — малых летательных аппаратов. Мой жизненный опыт, любовь к парашютизму и спортивному ориентированию подсказывают, что к 2000 году состязания ориентировщиков в небе будут всеобщим увлечением. Когда на дельтаплане или легкомоторном самолете человек поднимается в воздух, он — летчик и штурман. Без прекрасных навыков ориентирования ему не обойтись. Не исключено, что уже в этом веке мы станем свидетелями и туристских путешествий на легкокрылых машинах.

Задавал вопросы и записал ответы Б. ОГОРОДНИКОВ

Журнал «Турист» № 9 (273) сентябрь 1988 г.

Осеннее Прикамье

Маршрут I категории сложности по Прикамью познакомит туристов с событиями гражданской войны. Одна из главных достопримечательностей маршрута — музей в Гольянской средней школе, где собраны материалы о Волжско-Камской военной флотилии, а также о крупной трагедии гражданской войны в Удмуртии, связанной с так называемой «баржей смерти»; в крупных селах — памятники истории и архитектуры. Маршрут проходит по правому, возвышенному берегу Камы, с которого открываются виды на просторы Закамья с заливными лугами, старицами и озерами.

Активная часть маршрута начинается в селе Гольяны, куда туристы добираются из Ижевска на рейсовом автобусе. В Гольянах обязательно надо посетить школьный музей, который был создан учителем этой школы Лидией Васильевной Сидоровой и учениками школы. Музею уже более 28 лет. В нем имеются ценные и уникальные материалы, относящиеся к периоду гражданской войны в Прикамье, особенно к деятельности военной флотилии, а также к трагическому эпизоду, который в истории известен как «баржа смерти».

В 1918 году белогвардейцы захватили город Сарапул и арестовали активистов — борцов за Советскую власть. Решив их уничтожить, поместили на старую баржу. Туда свезли коммунистов и комсомольцев, красноармейцев из других мест и также хотели уничтожить. Однако, опасаясь возмущения народа, побоялись сделать это около Сарапула и отогнали баржу с узниками к селу Гольяны. Каратели начали уничтожать узников баржи, но окончательной реализации их замыслов помешали моряки флотилии под командованием Ф. Ф. Раскольникова.

От Гольян следует двигаться на юг либо по дороге, либо по берегу Камы через деревню Макарове до Нечкина. В 2 км южнее — река Нечкинка, которую осенью можно перейти в болотных сапогах, а летом — просто вброд. Дальше идти в южном направлении по живописным местам, поросшим древовидным можжевельником. Миновав сады и огороды, группа выходит к селу Дулесово. Следующее село на берегу Камы — Яромаска, где стоит церковь — архитектурный памятник. Отсюда в 2 км крайние дома Сарапула. На здании речного вокзала прикреплена мемориальная доска, на которой написано: «Здесь 18 октября 1918 года были высажены из баржи смерти 432 узника, освобожденные из белогвардейского плена военной флотилией под командованием Ф. Ф. Раскольникова». В Сарапуле можно совершить экскурсии в краеведческий музей и по городу, осмотреть многочисленные архитектурные памятники.

Выйдя на окраину Сарапула, необходимо взять направление в сторону железной дороги, а от нее к деревне Юшково. Через реку Малую Сарапулку имеются мостики. Отсюда около 3 км до села Усть-Сарапулка.

Дальше маршрут проходит через Мазукино, Тарасове, остатки деревни Плоска и Пятый Ключ, Галанове, Сухареве, Боярки, Вятское, районный центр Каракулино, Чеганду, Быргынду до Ныргыиды. Туристы могут выбирать варианты движения по дорогам или вдоль Камы по берегу. От Ныргыиды на рейсовых автобусах через Каракулино и Сарапул возвращаются в Ижевск.

Путешественники должны постоянно помнить, что в связи с резкими колебаниями уровня воды в Каме и ее притоках из-за регулирования водохранилища нельзя биваки располагать вблизи уреза воды — это опасно. В зимнее время опасен выход на лед Камы из-за торошения льда, обусловленного также колебаниями воды в Каме.

Ю. ЕРОФЕЕВ, инструктор туризма
г. Ижевск

ЛИТЕРАТУРА: Природа Удмуртии. Коллектив авторов под редакцией Соловьева А. Ижевск, 1972; Широбоков С. География Удмуртской АССР. Ижевск, 1980.

Адрес для консультаций: 426057, г. Ижевск, ул. К. Маркса, 208, городской туристский клуб, тел.: 77-50-31.

Журнал «Турист» № 9 (273) сентябрь 1988 г.

И снег, и солнце

Группа армейских туристов весной прошлого года совершила увлекательное велосипедное путешествие по дорогам и перевалам Западного Кавказа. Стартовав у армейской турбазы «Сочи», туристы за семь дней прошли маршрут протяженностью около 450 км. Преодолели перевалы Лагонакского нагорья, расположенные в высотах, превышающих 1700 метров, где в это время еще лежал снег. Походу предшествовали зимние кроссы, а с наступлением весны — велотренировки. Кроме того, у велосипедов «Старт-шоссе» усовершенствовали передачу под горный вариант, укрепили шины.

С мая по сентябрь для армейских туристов, приезжающих на турбазу «Сочи», будет открыт маршрут по описанной здесь трассе

В первый день туристы двигались в направлении Туапсе по автомагистрали, прошли 77 километров. Затяжные подъемы менялись крутыми извилистыми спусками. От Туапсе свернули на Майкоп, в горы. По асфальтовой дороге незаметно преодолели первый перевал — Гойтхский. Далее — по долинам рек Туапсе, Малый и Большой Тук. Щебеночная дорога сменилась асфальтом. Позади остались города Хадыженск и Апшеронск, поселок Ширвенская, Горный Сад, Самурская, Черниговская с несколькими затяжными подъемами и спусками. Весна в этом горном крае полностью вступила в свои права. Велотуристы двигались по коридорам цветущих садов. Было тепло. Солнечно. Хорошо просматривались горы, поросшие густым лесом; заснеженные хребты Лагонакского нагорья — основной части маршрута.

Проехали поселок Гуамка и оказались у знаменитого Гуамского ущелья. Его длина — около трех километров. В нем с большой скоростью проносится река Курджипс. А по узкому карнизу проложена узкоколейка. Она связывает Гуамку с поселком Меэмай. Гуамское ущелье путники преодолели на поезде.

В поселке Мезмай нашлось хорошее место для ночлега. Мезмай — уже территория лагонакского нагорья. Лагонаки — интереснейший для путешествий район Западного Кавказа. Здесь, на относительно небольшой территории отрогов Кавказских гор, раскинулись громадные массивы типичного высокогорья с ледниками и снежниками, наклонными плато средневысоких лесистых хребтов и лесными пейзажами. Узкие непроходимые ущелья соседствуют с очень большими и просторными межгорными котловинами. А отдельные перевалы достигают высоты двух тысяч метров. Уникален растительный мир. Растут бук, пихта, дуб, тис, самшит. В этом районе в годы Великой Отечественной войны шли тяжелые бои. На всех перевалах стоят памятники, свидетельствующие о мужестве и героизме советских воинов.

Горы сразу же заявили о себе. За поселком Мезмай дорога круто взяла вверх и заставила спешиться. Потом дорога вообще сменилась горной тропой, ведущей на перевал Абадзехский. Первоначально казалось, что подъем на него трудным не будет. Однако топтать тропу во влажном и рыхлом, словно вата, снегу пришлось около часа. Этот перевал маршрута оказался самым высоким — 2 056 метров. Ночь застала группу в одном из домиков приюта горнолыжников. Совсем недавно велосипедисты любовались красотами субтропиков, а здесь настоящая зима со всеми ее прелестями: глубоким снегом и морозом свыше 5 градусов.

Первого мая пошли на штурм самого трудного участка маршрута — перевалов Гузерипльского и Армянского. На туристских картах обозначены тропы, но зима закрыла их снегом. По снежному склону шли к Армянскому перевалу. О движении в седле на этом отрезке не было и речи. На гребне перевала нашли тропу, которая вывела нас в лес. Отыскали место для ночлега. Прошли в этот день всего 13 километров.

С рассветом вышли на маршрут. Впереди Белореченский и Черкесский перевалы. Крутой снежный подъем мешал двигаться. По очереди топтали тропу и поднялись на перевал. Особенно трудным дался в этот день Черкесский. Облака закрыли все: горы, тропу. Видимость снизилась до 20 метров. Пошел сильный дождь. Чтобы набраться сил, решили перед броском на перевал передохнуть в одном из пастушьих балаганов. Несмотря на то что дождь перешел в крупный град, путешественники сравнительно легко взошли на гребень перевала. Но был еще спуск, и не менее трудный. Участок с большой крутизной проходили только после предварительной обработки. На спуске почувствовали теплое дыхание. Стало меньше снега. Но размытые водными потоками тропы, мокрые камни и осыпи требовали предельной осторожности.

В последний день по хорошей грунтовой дороге туристы проехали по живописным окрестностям села Нижний Солохаул — родине русского чая, мимо спадающих с гор водопадов, по подвесному мосту через реку Монашку и выехали на хорошую дорогу, ведущую в поселок Дагомыс.

В. ДУБИН

ЛИТЕРАТУРА: Крайнюк С. По Западному Кавказу. Туристские маршруты. Краснодар, 1958; Навозова Ф. Краснодарский край. Краснодар, 1955; Народы Кавказа, т. I, M., 1960.

Адрес для консультаций: 350730, г. Краснодар, ул. Комсомольская, 70, краевой совет по туризму и экскурсиям, тел.: 2-48-39, 2-89-38, 6-77-14.

Журнал «Турист» № 9 (273) сентябрь 1988 г.

К истокам Печоры

Водно-пешеходный маршрут третьей категории сложности проходит по красивым рекам Северного Урала — Манье, верховьям Печоры и ее притоку Унье. Лучшее время для путешествия — вторая половина июня — первая половина сентября. 

Продолжительность — 18 дней. Протяженность — 315 км. Нитка маршрута: поселок Усть-Манья — вверх по реке Манья — переход через Уральский хребет — хребет Маньлупунер — вниз по Печоре — река Ельма — река Унья — пос. Усть-Унья.

В начальный пункт маршрута — пос. Усть-Манья туристы попадают на самолете из г. Недель или на попутном катере из пос. Сосьва. В Усть-Манье необходимо купить продукты на весь маршрут, так как на всем его протяжении населенных пунктов нет

Первые 45 км туристам предстоит проплыть вверх по Манье и 25 км по ее правому притоку Тосемтоу. У Маньи течениесравнительно спокойное и плыть легко, но дальше подниматься становится трудно, так как река становится мелкой. Не доплыв 5—7 км до перевала, туристы разбирают байдарки и идут около 10 км на юго-юго-запад к истокам Печоры, находящимся в двух км севернее горы Печорья-Толях-Чахль (918 м). 

Перевал сравнительно несложен, но все же на преодоление его с байдарками группа затратит два дня.

От истока Печоры туристы идут вниз по долине реки 6 км до впадения справа небольшого ручья, стекающего с хребта Маньлупунер. Здесь следует разбить лагерь и налегке сходить к каменным останцам-идолам, расположенным в пяти км от лагеря на хребте Маньлупунер.

Три километра группа идет вверх по долине (азимут 29°), выходит на седловину между возвышенностями хребта и далее следует я северо-северо-восточиом направлении 2 км до останцев. Уже издали на обширном плато хорошо видны семь каменных столбов-останцев. Чем ближе подходишь к столбам, тем необычней они выглядят. Один столб, высотой 34 м, стоит несколько в стороне от других; он напоминает огромную бутылку, перевернутую вверх дном. Шесть других выстроились в ряд у края обрыва. 

Столбы имеют причудливые очертания и в зависимости от места осмотра напоминают то фигуру огромного человека, то голову лошади или барана. Неудивительно, что в прошлые времена манси и коми обожествляли грандиозные каменные изваяния, поклонялись им, но подниматься на Маньлупунер было величайшим грехом.

Вернувшись в лагерь, группа собирает байдарки и плывет вниз по Печоре. В верховьях река очень живописна: она то быстро течет в высоких скалистых берегах, то разбивается на рукава, образуя лесистые острова и галечниковые косы. Первые 5—8 км байдарки придется проводить на руках, так как река еще мелка и маловодна. Далее уже можно спокойно плыть и любоваться красотами скалистых берегов и лесистыми склонами гор. Миновав устье правого притока — Большой Порожной, группа через два часа подплывает к устью реки Ельма, по которой предстоит подняться 14 км против течения до начала волока в реку Унью. В начале волока в Унью впадает ручей, и она резко меняет направление течения с западного на северное. От устья ручья надо идти два с половиной км на юг по долине ручья до его истока, потом повернуть на юго-запад, пройти опять же два с половиной километра через невысокий водораздел к истокам другого ручья, текущего на юг, и вдоль его берега пройти 5 км до впадения в Унью.

Из левых притоков Печоры Уиья наиболее красивый. Почти на всем протяжении течет среди живописных скал, поросших лесом. В верховье каменистое русло изобилует перекатами и небольшими порогами. В прибрежном лесу много боровой дичи, зверя, ягод и грибов.

По Унье предстоит проплыть 130 км. Там, где известняковые скалы отвесно обрываются к реке, пейзаж приобретает горный характер. Местами в скалах видны темные отверстия пещер. Несколько таких пещер расположены по правому берегу Уньи западнее гряды Евтропины Носки. Но в основном пещеры сосредоточены по левому берегу ниже реки Высокой Пармы. Наибольший интерес представляет Уньинская пещера, — по правому берегу ниже Евтропиных Носков. Общая длина всех ходов ее 390 м, своды залов поднимаются до 8 м. В пещере найдены орудия охотничьего промысла и металлические украшения людей, живших здесь более 2 000 лет назад. В первом тысячелетии нашей эры в пещере совершались жертвоприношения.

Ниже устья левого притока Кисуньи находится наиболее красивый участок Уньи. Отвесные скалы то справа, то слева обрываются к воде. Сверху скалы поросли смешанным лесом, над которым возвышаются огромные кедры. У каждой скалы, поместному — камня, есть свое название: Камень-Кремень, Камень Говорливый, Высокий Камень.

Приняв слева Кисунью, Унья становится шире (70—120 м) и многоводней. В 51 км ниже устья Кисуньи находится единственный населенный пункт на Унье — деревня Усть-Бердыш, где когда-то выплавлял кустарным способом местную железную руду. Ниже деревни долина реки расширяется, исчезают скалы, и, преодолев еще 38 км, туристы подплывают к деревне Усть-Унья на Печоре. Маршрут можно закончить в Усть-Унье, откуда на попутном катере добраться до деревни Куры (65 км), а из Курьи лететь на рейсовол самолете до Троицко-Печорска.

Этот маршрут можно проделать частично пешком, пройдя 125 км вдоль Маньи, истоков Печоры, по Ельме, через два водораздела и проплыв на небольших плотах по верхней Печоре и Унье (190 км).

А. КЕММЕРИХ

ЛИТЕРАТУРА: Кеммерих А. Северный Урал. М., Фи С, 1969; Чернов Г. Туристские походы в Печорские Альпы. М., Фи С, 1965.

Адрес для консультаций: 167000, Коми АССР. г. Сыктывкар, турбаза «Лемью».

Журнал «Турист» № 9 (273) сентябрь 1988 г.

Кафирниган и Варзоб

Сборная группа туристов-водников городов Ульяновска и Октябрьского, по предварительным материалам Куйбышевской зональной МКК, совершила в сентябре 1986 года водный поход по рекам Варзоб и Кафирниган. Маршрут оценивается четвертой категорией сложности и включает в себя сплав на 2 катамаранах по реке Кафирниган до поселка Эсанбай (с обносом порога Явроз) и сплав по реке Варзоб от поселка Зидды (или притока Майхура) до плотины Варзоб ГЭС (с обносом порога у моста альплагеря «Варзоб»).

В долине сосредоточены базы отдыха, санатории. В нижнем течении расположена небольшая ГЭС. В ущелье расположено несколько поселков: Зидды, Газни, Гушары, Варзоб ГЭС, где можно купить основные продукты, а в последнем — есть почта.

Маршрут по реке Кафирниган достаточно знаком путешественникам. Сплав по реке Варзоб сверху донизу ранее не проводился, о чем говорит и то, что зарегистрированных сведений в Таджикской республиканской КСС нет и информацию подтвердили как местные туристы-водники, так и жители, проявившие большой интерес к нашему сплаву.

Река Варзоб, правый приток реки Кафирниган, течет в юго-восточном направлении по живописному ущелью, в верховьях которого расположен известный альплагерь «Варзоб» (не путать с турбазой «Варзоб»), а в низовьях — город Душанбе, столица Таджикской ССР. Река Варзоб питается в основном талыми водами сезонных снегов и ледников. Среднегодовой расход реки Варзоб составляет приблизительно 46,7 м3/с. Протяженность участка сплава по реке Варзоб — 55— 60 км. В воде встречаются еще не сглаженные обломки скал, русло очень извилисто и преподносит на каждом повороте очередное препятствие различной сложности. Основные притоки — Сиам, Пугус, Такоб.

Сплав на надувных судах типа катамаран можно начинать от 67-го км шоссе, от места слияния притоков Зидды и Майхура (при высокой воде можно попытаться начать сплав от поселка Зидды). Подъезд к началу сплава несложен, если группа уже добралась авиа- или железнодорожным транспортом до г. Душанбе. Далее с автовокзала до поселка Зидды или поселка Гушары (это на полпути и потом попутным автотранспортом).

Река Варзоб течет по узкому ущелью в небольшом каньоне, высота которого местами достигает 12 метров. По левому берегу тянется узкая терраса, по которой проложено автошоссе; правый берег выходит к реке скальными отложениями. Хороших подходов к воде и мест стоянок мало, на редких распадках располагаются селения.

Река практически не имеет плесов, находится в постоянном живом течении, извилиста, на каждом повороте какое-нибудь препятствие: прижим, порог, шивера с обилием камней в русле. Общее количество препятствий превышает 50. Со спортивной точки зрения на реке можно выделить четыре технически сложных, но интересных участка.

1-й участок — в районе моста через реку около альплагеря «Варзоб», в месте впадения правого притока реки Сиама. Порог очень сложный, V категории, длиной около 120 м, с сильными многочисленными струями между хаотически разбросанными камнями, где трудно наметить линию движения и еще труднее ее соблюдать из-за обилия каменных ловушек. Разведка возможна с левого берега, а просмотр порога с моста около а/лагеря убедил нас, что это препятствие не по нашей категории, и мы его обнесли. Хороший заход найти трудно из-за перекрывающей небольшой шиверы. Падение воды на пороге около 2,5 м.

2-й участок — протяженностью около 6 км, включает в себя 9 поворотов реки и начинается перед кишлаком Газни. На каждом повороте довольно мощный порог на суженном русле или часто чередующиеся гребенки с острыми зубьями. Прохождение этого участка сильно зависит от уровня воды. Необходима предварительная разведка каждого порога по левому берегу.

3-й участок — на удивление сравнительно прямой, представляет собой шиверу, переходящую в сложный порог, в узком, 1,2 км, каньоне, начинающемся за поселком Газни, после моста при переходе автодороги с левого берега реки на правый. Дополнительным ориентиром служат опоры высоковольтной линии на обоих берегах. В каньоне сильное течение и несколько обломков скал, один крупнее другого. 

Самый большой — на выходе из каньона. Струя будет прижимать вас к каждому. Тем не менее, каньон хорошо просматривается с правого берега (с автодороги), ясна линия движения по нему: по двум основным сливам центральной части 400-метрового порога, уходя от навала на «выходной обломок».

4-й участок — расположен в районе поселка Варзоб и представляет собой сложный (на левом, а потом на правом поворотах реки) порог общей длиной около 240 м, с тремя чередующимися ступенями, с мощными ярко выраженными сливами. Разведка осуществима по левому берегу, по задворкам строений. Общее падение воды на пороге около 3,5 м. Наиболее простая линия прохождения по правой части сливов.

Далее река приобретает преддолинный характер, терраса расширяется.

До логического завершения сплава (до плотины ГЭС) серьезных препятствий нет, пристать лучше на бетонные плиты левого берега, не доплывая 400 м до плотины. Здесь же рядом расположена автобусная остановка в город. За плотиной, осенью, сухое русло — вся вода уходит в канал, весной же при высокой воде можно наверно, вплыть в г. Душанбе, где река носит другое название — Душанбинка. 

Осуществляя сплав по реке Варзоб надо быть готовым к любым природным неожиданностям, т. к. река может менять свою лоцию за счет селевых выносов, каменных осыпей, обломков скал, иными словами, нужен глаз да глаз. С дровами на маршруте туго, поэтому мы обходились разбитыми тарными ящиками, да и раму для катамарана необходимо везти с собой. Несмотря на то, что время сплава каждая группа выбирает индивидуально, хочется отметить, что лучше всего для путешествия по Средней Азии подходит начало сентября.

В альплагере «Варзоб» действует КСО, имеющий радиосвязь с республиканской КСС; г. Душанбе, ул. Правды, 11. Для желающих повторить данный маршрут советуем начинать сплав с реки Варзоб, чтобы привыкнуть к быстрой воде, потренировать экипаж и настроить его на прохождение насыщенных и быстро чередующихся порогов реки Кафирниган.

Б. ЛАБОВСКИИ, кандидат в мастера спорта
А. ФУРНЭ, мастер спорта

Ульяновск — Куйбышев

Адрес для консультаций: 432000, г. Ульяновск, ул. Ленина, 132. Областной совет по туризму и экскурсиям.

ЛИТЕРАТУРА: Селиванов Р. В горах и долинах Таджикистана. Душанбе, 1962. Таджикская ССР. Экономико-географическая характеристика.

Журнал «Турист» № 9 (273) сентябрь 1988 г.