В дебрях лесов и глубинах болот

Природный сейф

Это событие, в котором криминалистика перемешалась со всеобщей историей, произошло в одной из западноевропейских стран. При осушении какого-то болота работники обнаружили в нем труп, носивший, как пишут детективы, «следы насильственного умерщвления». В дело незамедлительно включилась полиция, однако дела в криминальном смысле слова не получилось.

Экспертов насторожили некоторые детали, и они обратились за помощью к специалистам по истории. Те-то и вынесли окончательный приговор: да, действительно налицо убийство. Но убийство ритуальное, к тому же происшедшее много веков назад… Найденные останки праевропейца представляли собой хорошо сохранившуюся мумию. Так лишний раз подтвердилась уникальная способность болот консервировать органические вещества. Болота — очень своеобразные, природные образования, в которых верхний, зыбкий, слой почвы, где растут мхи и лишайники, поглощает кислород, находящийся в атмосфере и воде. Дальше, в глубину, он не проникает. Поэтому предмет, оказавшийся в болоте, практически не подвержен гниению.

Подобным же свойством обладают и некоторые сухие грунты, например, в лесах. Раз так, то болота и даже заболоченные местности можно считать природными сейфами, где десятилетиями, а то и веками, сохраняются самые разнообразные предметы. О них-то и пойдет речь. 

Тайник для знамен

…В августе 1941 года, после долгих и тяжелых боев на подступах к Киеву, части советских 6-й и 12-й армий, сосредоточенные между Уманью, Первомайском и Терновкой, оказались в плотном кольце вражеских войск. Командиры и красноармейцы мужественно сражались, но 12 августа кончились боеприпасы, и тогда они начали по лесам, мелкими группами, прорываться к своим. 

Далеко не всем удалось это сделать. Последний командный пункт окруженных войск находился в так называемой Копенковатской дубраве, близ села Подвысокое. Там и произошло событие, свидетелем которого был известный поэт, а тогда армейский политработник Е. Долматовский. «В глубине леса кавалеристы клинками ковыряли мокрую землю, сняв предварительно слой травы, — вспоминал он, — они копали могилы для знамен… Знамена вновь были зачехлены и опущены в эти могилы, засыпаны комьями земли и прикрыты сверху дерном. По лицам кавалеристов текли слезы…»

В те же дни близ села Подвысокое, в лесу, закопали редакционное имущество армейской газеты «Звезда Советов» и сейфы с некоторыми документами. Понятное дело — совершенно секретные бумаги были уничтожены, слишком рискованно было бы брать их с собой при прорыве к своим. Можно предположить, что в закопанных сейфах остались списки личного состава некоторых подразделений, боевые приказы, потерявшие актуальность, представления воинов к наградам. Спрятали сейфы надежно — задание выполнял ограниченный круг лиц.

В первые послевоенные годы поисками сейфов и знамен почти не занимались — не до того было. Вспомнили о них лишь несколько лет назад, однако, оказалось, очень трудно отыскать места, где их зарывали. Немногие из тех, кто в 1941 году был в Копенковатской дубраве, дожили до наших дней. А те, кто прошли через тяжелые бои сорок первого, выжили в нацистских лагерях смерти, не узнавали теперь позиций, где когда-то приняли свой последний бой. Окопы, ходы сообщения густо заросли, на бывших полянах шумели немолодые уже деревья. В таких условиях почти невозможно точно показать, где именно бойцы-кавалеристы зарывали знамена, где покоятся сейфы с документами. Не всегда помогают металлоискатели — земля здесь обильно насыщена сталью, в том числе невзорвавшимися снарядами и минами. А найти сейфы нужно, ведь там лежат документы, в которых специалисты могут прочитать имена военнослужащих, по сей день числящихся пропавшими без вести. 

Загадки 2-й Ударной

То, о чем мы рассказали, в годы войны случалось не только на Украине. После разгрома нацистских войск под Москвой командование Красной Армии решило прорвать блокаду Ленинграда. В январе 1942 года войска 2-й Ударной армии и другие соединения начали наступление и отбросили противника почти на 80 километров. Навстречу им с боями продвигались части Волховского фронта. Удалось пробить узкий «коридор» в кольце блокады. Военные действия развивались успешно для Красной Армии до апреля. А потом началась весенняя распутица, грунтовые дороги (других не было) развезло, сразу стало трудно с подвозом на фронт подкреплений, боеприпасов, продовольствия. Тем временем неприятель подтянул к «коридору» крупные силы и сходящимися ударами закрыл его, отрезав 2-ю Ударную армию от своих. Тысячам бойцов и командиров удалось пробиться к своим, многие погибли. До сих пор в лесах и болотах можно увидеть остатки винтовок, автоматов и пулеметов, солдатские каски и котелки, обрывки обмундирования, остовы автомобилей.

Известно, что после того, как противник замкнул кольцо окружения вокруг 2-й Ударной армии, на Большую землю удалось переправить на самолетах важнейшие документы и все знамена. Кстати, именно благодаря спасенным знаменам 2-ю Ударную армию не расформировали. Пополненная и заново оснащенная, она участвовала в прорыве блокады Ленинграда, отличилась в Новгородской, Нарвской, Прибалтийской, Восточно-Померанской операциях. В апреле — мае 1945 года солдаты и офицеры 2-й Ударной штурмовали столицу «третьего рейха».

…Поныне некоторые документы 2-й Ударной остаются в стальных сейфах, зарытых летом 1942 года. Но где? Об этом можно только догадываться. Историки установили место, где тогда находился штаб окруженной армии, где располагался временный аэродром, на который садились самолеты, прилетавшие за ранеными.

Несколько лет назад в этих местах побывали члены воронежского клуба «Риф». Они искали боевые реликвии для краеведческого музея — в составе 2-й Ударной сражалась стрелковая дивизия, сформированная в 1941 году в Воронеже. Руководитель экспедиции В. Латарцев рассказывал, в каких условиях приходилось действовать.

— Все заросло… На относительно сухих местах — елью и сосной, в низинах — ольхой и осиной. И везде густой подлесок. Он настолько плотен, что метрах в тридцати мы не только не видели, но и не слышали друг друга. Различить траншеи и блиндажи очень трудно. Да и под ноги все время нужно смотреть.

Высокая трава скрывала все, что лежало на земле. Поэтому экспедиция работала осенью, когда в лесах еще нет снега, а трава становится реже. Поисковикам удалось найти некоторые интересные вещи, но многое еще ждет своего часа. 

Нельзя ли без автогена?

— Нам рассказывали, что после войны в лесу довольно долго стоял танк KB с закрытыми изнутри люками, — продолжал Латарцев.

— Примерно в 1980 году к нему привезли саперов. Они вскрыли автогеном люки, извлекли останки танкистов, личные вещи, а машину тут же порезали и отправили на переплав.

Та же участь постигла советский боевой самолет. Судя по всему, он совершил вынужденную посадку на одно из озер и затонул на мелководье — над водой торчал его стабилизатор. Его-то и приметили самонадеянные «энтузиасты», захватили тросом, прицепленным к трактору, рванули. В общем, все, что осталось от редчайшей машины (есть основания предполагать, что это был истребитель ЛаГГ-3 или Як-1, и ни того, ни другого нет ни в Монинском, ни в других музеях), пошло на металлолом.

В связи с этим напомним, что на местах былых сражений могут оказаться уникальные образцы отечественной и зарубежной боевой техники. Многих из них уже не существует в природе. Впрочем, об этом писал московский инженер Е. Прочко (см. журнал «Турист» №№ 5 и 6 за 1986 г.). Заметим лишь, что из 8 тысяч танков БТ сохранилось от силы три экземпляра, то же самое относится к легкому танку Т-26, выпускавшемуся в 30-х годах массовой серией в нескольких модификациях. Можно ли отыскать эти (и не только эти) боевые машины?

И. БОЕЧИН

Окончание в следующем номере

Журнал «Турист» № 7 (271) июль 1988 г.

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Хмельницкие миражи

Представьте себе высокое современное здание туристской гостиницы, нижний этаж которой занимает областной совет по туризму и экскурсиям, а также туристский клуб. Скажете, ничего особенного! Немало городов, где подобные службы расположены вместе. И официальная бумага, предусматривавшая доход с 324 гостиничных мест в 1990 году, выглядела тоже буднично. Смущала только маленькая деталь — показывал мне этот документ председатель Хмельницкого совета по туризму и экскурсиям в полуподвале дома, где давно ютятся совет и клуб.

Две крохотные комнатки с вечно занятым кем-нибудь из сотрудников телефоном — вот и весь походный штаб области, методический центр самодеятельного туризма.

Я открываю папку с документами — своего рода эпистолярное наследие войны за помещение для клуба и словно попадаю в футбольную фантасмагорию. Кажется, даже слышится голос комментатора:

— Внимание, внимание, наш микрофон установлен в живописном центре Подолии. Бывший тихий Проскуров, менее двух десятков лет назад насчитывавший 60 тысяч жителей, теперь их имеет четверть миллиона. Правда, за стремительным развитием радиоэлектроники и других отраслей промышленности «соцбыт» здесь не поспевает. Поэтому в Хмельницком нет городского стадиона. И репортаж о футбольном матче приходится вести с разных площадок города. Но ведь и матч не совсем обычный, и назвать его футбольным можно только условно. Он из серии деловых игр озабоченных нуждами города занятых людей, в роли соперников которых выступает общественный актив туристского клуба.

Итак, считайте, что команды названы. Они вышли на «поле» еще… в 1979 году, когда туристы обратились в Хмельницкий горисполком с просьбой оказать помощь клубу и выделить помещение. В «ворота» этому «мячу» не суждено было пробиться. 
Последовал ответный удар,и обратно полетел отказ. Туристская команда не сдалась. Закончив походный сезон, она снова перепасовала в исполком свою просьбу. А на будущий год, побывав на приеме у председателя горисполкома, добилась обещания предусмотреть место для клуба при распределении площади по плану строительства 1982 года. Неужели гол и победа!

Нападающая туристская сторона в промежутках между «пасами» упорно не сворачивала свою деятельность, а наоборот, стремилась привлечь возможно больше горожан к туризму. Открылись школы походного мастерства по разным видам туризма, стали проводить массовые «говерляны», слеты «Папа, мама и я — туристская семья», не считая краеведческих и спортивных походов, всевозможных соревнований и встреч.

После получения на повторный запрос в 1982 году очередного отказа туристский клуб предпринял «диагональную передачу». Сигналы SOS отправились к секретарю обкома КП Украины, председателю облсовпрофа и облисполкома. «Гол» казался неминуемым. Но ситуация на игровом «поле» не изменилась.

Наконец, в 1985 году, кажется, наметился перелом в затянувшемся матче. Хмельницкий облисполком, облсовпроф и обком ЛКСМ Украины 4 сентября 1986 года приняли постановление «О мерах по развитию туризма и совершенствованию туристско-экскурсионного обслуживания населения области в 1986—1990 годах и на период до 2000 года», которым предусматривалось, в частности, выделить до 1 января 1988 года помещение для туристского клуба на 1-м этаже новостройки.

Тем временем, когда заселялись жилые кварталы, в обилии возводившиеся в Хмельницком, исполком предложил ребятам присмотреть что-нибудь для себя в центре. Правда, старых построек в городе почти нет, но все же туристы нашли пустующее помещение по улице Ленина, 56.

Председатель исполкома И. В. Бухал, решавший тогда проблему строительства дорожной развязки, неосторожно пообещал: пусть совет по туризму и экскурсиям пришлет поработать на благо города технику, тогда уж так и быть — эти 60 метров будут ваши. Пока машины работали, был заготовлен проект постановления о выделении клубу двух комнат по улице Ленина, 56. Начальник горжилуправления подписал эту бумагу, но когда дошла очередь до заместителя председателя горисполкома, дело почему-то застопорилось… Очередной мираж перед доверчивыми туристами растаял…

Воспользуемся, с вашего разрешения, перерывом между двумя периодами в небывалом бюрократическом матче, чтобы продолжить характеристику «соперничающих» команд.

В конце зимы 1988 года я побывала в Хмельницком на улице Ленина, 56. Отодвинув гвоздь, на котором еле держался засов, проникла (каюсь, без разрешения!) в заветное помещение. Спотыкаясь, пробралась через кучи мусора, огляделась.
В углу зияли дыры, в полу из обнажившихся в проеме труб текла вода. Кругом валялся всевозможный хлам, битое стекло и кирпичи. С развороченных стен свисали какие-то лохмотья. Грязь, мерзость запустения.

— Что вы, что вы, — удивился председатель Хмельницкого горисполкома Иван Васильевич Бухал и решительно заявил, что об этом помещении речи никогда не было. Оно предназначено художественно-производственным мастерским.

На одной из встреч зимой 1988 года клубным активистам в исполкоме сурово посоветовали:

— Ходите, ходите. Говорить легко, работать надо. Идите и работайте…

И очень обидели достойных, уважаемых на производстве людей. Назову некоторых из них для сведения, прежде всего, исполкома. Это преподаватели технологического института бытового обслуживания Геннадий Баннов и врач-психиатр Ю. Чайковский, заместитель начальника облстатуправления А. Козин, секретарь комитета комсомола СПТУ № 12 М. Герасим, в недавнем прошлом воин-интернационалист, а ныне инструктор производственного объединения «Новатор» А. Попик, школьные учителя А. Фарбер, Е. Червонная, инженеры В. Куриленко, С. Заборский, А. Ходак, М. Толоватюк и многие другие.

Туристские «ходоки» и «говоруны» уже показали, как они умеют работать, когда есть для этого возможность. В спортивном зале технологического института я собственными глазами видела, как общественники занимались строительством скалодрома. Торцевая стена размером 25Х12 м являла собой горный пейзаж — это безвозмездная работа Р. Савченко (замечу, что расписывать противоположную стенку художники-профессионалы взялись за десять тысяч рублей!). Не все еще зацепы, выступы и карнизы были смонтированы. Ребята в углу сваривали что-то автогеном, но стена уже работала — на стенде шли тренировки. Сделанный руками общественников скалодром действовал. И мне очень захотелось, чтобы однажды председатель горисполкома побывал тут и увидел все это своими глазами. Ведь выдели исполком, например, участок земли, деятельные туристы с помощью совета, наверняка, возвели бы свой дом методом народной стройки. За примером ходить недалеко — в ста километрах от Хмельницкого именно подобным образом, но при участии исполкома выстроен прекрасный клуб в Виннице.

О своем мэре И. Бухале горожане отзываются с уважением: деятельный, энергичный. Тогда почему же прогрессивный руководитель в упор не видит такого архисовременного общественного явления, как туризм! Почему в разговоре о проблемах туризма он кивает на совпроф, обвиняет в бездеятельности совет по туризму и экскурсиям, только не свою «родную» организацию!

Честно скажу, когда вместе с заместителем председателя совета по туризму и экскурсиям Н. Шевчуком и клубными активистами я попала на прием к исполкомовскому зампреду В. Барбалюку, то почувствовала себя как бы на затерянном в океане острове, где туземцы не имеют вообще никакого понятия о туризме.

Товарищ Барбалюк (между прочим, в прошлом спортсмен и создатель, как рассказывают, отличной детско-юношеской спортшколы) говорил такие нелепости по поводу туристских организаций, что и повторить-то стыдно.

Но вернемся к затянувшемуся матчу. Приняв на себя последний «мяч» туристов, как настоящий вратарь, В. Барбалюк сразу же парировал удар:

— Мы ли вам не предлагали помещение. Только вы все отказываетесь. Поехали хоть сейчас — посмотрите, вот в присутствии журналиста, — сделал широкий жест В. Барбалюк.

И мы поехали. Первый адрес — парк имени 50-летия СССР, детский автогородок.

В помещении — минус один. Парк на окраине. Пользуется дурной славой.

— А вы своего ребенка отпустите сюда вечером! — спросили Виктора Денисовича. Барбалюк не ответил.

К тому же предлагаемая исполкомом аренда — понятие временное. Где при этом будут храниться походные документы, библиотека клуба, учебный материал, образцы снаряжения, если автогородок весной и летом успешно действует под присмотром ГАИ. Этого В. Барбалюк, конечно, не знал, не ведал. Выходит, опять мираж!

Второй адрес казался более многообещающим. Рядом — туристский пункт проката. Это удобно. Но вот беда: помещение уже занято — там тренируются футболисты из команды мастеров «Подолия». И даже ключей исполкомовский начальник не смог получить в свои руки.

Снова лишь фантазия, призрак. Что же осталось!

— Пока ничего, — констатировал исход «матча» Барбалюк.

— То есть нулевой результат! — уточнила я. — А когда же будет выполнено постановление облисполкома и решится этот вопрос!

— В течение года, — вздохнув, развел руками Барбалюк. — Точнее сказать не могу.

Не слишком ли много миражей для одного, к тому же по составу в основном молодежного (со всеми вытекающими отсюда проблемами организации досуга) города, товарищи исполкомовцы! 

Ю. КИРИЛЛОВА г. Хмельницкий

Журнал «Турист» № 7 (271) июль 1988 г.

«Жигулевская кругосветка»

Мы, группа туристов-москвичей, плывем на байдарках вокруг Жигулей — знаменитую волжскую «кругосветку». Знакомимся с легендарными местами, которым посвящены предания и были, надеемся открыть что-нибудь новое…

На маршрут вышли от пристани «Солнечная Поляна». По пути заглянули в дом егеря — полагалось отметиться: район заповедный!

Тропинка повела нас в лесистый овраг, к знаменитому на все Жигули роднику «Каменная чаша», вода которого, как уверяют местные жители, обладает целебной силой. Недаром ведь именно тут, в Жигулях, летом 1670 года стояли боевым лагерем повстанческие отряды Степана Разина, Отсюда крестьянский вождь направлял жителям Самары «прелестные грамоты», в которых писал: «Я пришел дать вам волю!»

В дремучем лесу около села Большая Рязань до сих пор заметны следы «Разин-городка», где располагался лагерь самого атамана. Краеведы рассказывают, что в то лето повстанцы готовились овладеть Самарой. Основной лагерь их находился близ нынешнего села Переволоки. Энергичный, предприимчивый крестьянский вождь замышлял пробить ход сквозь Жигулевский хребет к Молодецкому кургану, чтобы таким образом соединить северную и южную излучины Самарской луки и держать под своим контролем весь волжский торговый путь. Земляные работы были начаты. Как память о них осталась пещера, о которой, кстати, упоминается даже в путеводителе по Куйбышевской области. «За селом (Малая Рязань) расположена пещера Степана Разина, — прочитали мы там, — Проникнуть в нее трудно из-за узкого входа-лаза. До большого зала можно добраться только ползком. Он поражает своими размерами: длина — 20 и высота — до 5 м».

Плывем в Малую Рязань. Крошечная деревушка — с дюжину изб — оседлала безлесный холм. Спрашиваем, как пройти к пещере Степана Разина. Ответы слышим разноречивые. Одни говорят, что это ниже по течению реки, в Поповом овраге. Другие уверяют, что это совсем в другой стороне — выше по реке. Решаем проверить обе версии.

Спускаемся на байдарках вниз по Волге, отсчитывая овраги: Бездонный, Безымянный, Долгий, Короткий и вот, наконец, Попов овраг. В разведку отправляемся с двенадцатилетним Максимом, который обо всем судит серьезно и решительно. Продираемся через упавшие стволы и сучья, внимательно разглядываем обрывистые склоны. Кое-где заметны следы былых оползней. Ни намека на бывшую пещеру…

Возвращаемся в Малую Рязань, чтобы проверить вторую версию. Миновав две прибрежные поляны и чуть поднявшись по береговому склону, оказываемся перед базальтовым утесом. Его козырек прикрывал от солнца затененную нишу. В самом низу виднелась небольшая квадратная дверка, напомнившая волшебную дверцу из сказки «Золотой ключик». На дверке висел внушительный замок.

— Мы там рыбу храним. Это наш природный холодильник, — пояснили ребята с удочками. — Хотите пещеру посмотреть?.. Сейчас откроем.

Пробираться пришлось ползком. Через три-четыре метра поднялись в рост, огляделись.

Все соответствовало описанию в путеводителе. Потолок покрыт копотью. Сколько людей находили приют в пещере? Когда это было?

Присмотревшись, Максим подобрал старинное рыбацкое грузило — ржавую плашку с дырочкой. Но разве порадуешь этим куйбышевский краеведческий музей? Хорошо бы найти клад с позеленевшими от времени монетами! Принесет Максимка директору клад, а ему за это вручат Почетную грамоту да еще зачислят в почетные внештатные сотрудники музея.

Максим с интересом слушает мои рассуждения о том, как хорошо бы найти в пещере клад, и шумно вздыхает,

— Глубоко, — говорит, — закопали. Экскаватором не достать.

— Ну разве можно в таких случаях применять экскаватор, — останавливаю я Максима. — Тут и лопатой-то нельзя копать без разрешения археологов.

— Почему? — допытывается Максим.

— Иначе можно ненароком испортить все дело. Найдешь, например, золотую трубочку Степана Разина. А брать — нельзя. Прежде чем взять ее, ученые посмотрят, как лежит трубка, что — рядом, что — сбоку. Ведь Степан Разин с бухты-барахты золотую трубочку не ронял…

Мы с неохотой покидаем прохладную пещеру. Максима заинтересовала трубка атамана, и я рассказываю ему, как это было.

Собирался он дать волю русскому народу, однако царские воеводы разбили его войско. Верные товарищи положили раненого Разина в рыбацкую лодку и поплыли вниз по Волге.

— Это что за место? — спросил атаман, оглядывая горы.

— Жигули, — ответили ему.

И понял Разин, что в последний раз видит Жигули и полюбившийся ему Молодецкий курган. Попросил товарищей причалить к берегу и его самого проводить к дороге, которая ведет на курган. Вынесли атамана на берег. Тяжело ему. Вынимает он из кармана свою походную подружку — золотую трубку,

— Хочу схоронить трубку в этих горах, — сказал он. — Кто трубку найдет, тот после моей смерти будет продолжать наше дело!

Закинул трубку далеко-далеко. Лодка отчалила от берега, и все увидели, как над горами поднялся синий дымок: это курилась золотая трубка Степана Разина.

Молодецкий курган встал перед нами неожиданно — громадный, краса и гордость Жигулей. «Все здесь широко, привольно и романтично: природа словно дышит героическим настроением, — говорил писатель С. Скиталец. — Над этими горами еще носятся величавые тени далекого прошлого. Хоровод окружающих гор, шевеля своими кудрявыми лесами, шепчет все еще прежние величаво-печальные истории».

Не изменился облик кургана-исполина к нашему времени. Тремя уступами возвышается он над рукотворным Куйбышевским морем: первый — «Девья гора», второй — «Безымянный», третий — «Молодецкий».

Молодецкий курган взметнулся над Волгой на двести метров. Бескрайняя водная гладь; ясные заволжские дали; Усинский залив; сказочный белоснежный город на противоположном берегу — Тольятти; а сзади — Жигулевские горы. Все это открывается изумленному взору… На вершине Молодецкого кургана местные туристы воздвигли памятник в честь В. И. Ленина, проплывшего в мае 1890 года «жигулевскую кругосветку» на лодке вместе с членами самарского революционного кружка.

В. ГУКОВ, действительный член Географического общества АН СССР

Журнал «Турист» № 7 (271) июль 1988 г.

Экспедиция по Тянь-Шаню

Летом 1987 года состоялась горная экспедиция Всесоюзной федерации туризма по Центральному Тянь-Шаню (хребты Сарыджас, Тенгри-Таг, ледники Северный и Южный Иныльчек, Баянкол). Этот район последние 12 лет практически не посещался туристами.

Группу, состоявшую из представителей горной комиссии и центральной МКК, возглавил мастер спорта Л. Директор. 

Экспедиция взялась за изучение туристских возможностей и особенностей района и подъездных путей, выяснение порядка оформления документов для въезда в погранрайон, уточнение категории сложности перевалов, пройденных 15—20 лет назад.

Одна из групп прошла новый перевал ЗБ высотой 5 300 м в восточной части хребта Сарыджас между пиками Баянкол и Казахстан, соединяющий ледники Казахстан (с юга) и Баянскольский (с севера). Перевал назван именем Николая Волкова, в течение длительного периода возглавлявшего комиссию горного туризма Всесоюзной федерации туризма, отдавшего много сил исследованию и популяризации этого района.

Материалы экспедиции заслушал пленум Всесоюзной федерации туризма и Московское отделение Всесоюзного географического общества. Информация о районе Центрального Тянь-Шаня в ЦМКК существенно обновилась.

Н. ЭЛБАКЯН

Журнал «Турист» № 7 (271) июль 1988 г.

Молодежный туризм. Каким ему быть?

Обратная связь «Спутника»

В майские, теплые дни жители Красноярского края видели на железных дорогах необычный серебристо-синий экспресс из девяти вагонов, который на долгое время останавливался в городах и поселках. Сбоку на вагонах была крупная надпись: «Молодогвардеец». На каждом вагоне — таблички поменьше: «штаб», «лекторий», «библиотека», «клуб», «кафе»…

«Молодогвардеец» — так называется специальный агитпоезд ЦК ВЛКСМ, который существует с 1978 года. За эти годы его встречали в Сибири, на БАМе, на просторах Тюменщины, в Казахстане. Разными были и темы, с которыми приезжали к молодым строителям, рабочим, механизаторам, к учащимся опытные лекторы и пропагандисты, известные артисты и журналисты. Наш рейс был посвящен пропаганде молодежного туризма.

В составе бригады были руководители столичного бюро «Спутника», а также местных — из Львова, Иваново, Красноярска и других городов, представители Российского республиканского совета по туризму и экскурсиям, Центральной детской экскурсионно-туристской станции, группа ветеранов-альпинистов, лекторы, журналисты. С концертами выступали рок-группа «Глобус» из Камышина, танцевально-фольклорный ансамбль «Радость» из Кемерово, активисты Московского клуба самодеятельной песни.

Прибыв утром на станцию, поезд высаживал «десант», и «бойцы» пропагандистского «отряда» устремлялись на предприятия, в школы, техникумы, редакции. В одном из вагонов собирались местные комсомольские активисты на учебу. А в театре или Дворце культуры разворачивалась ярмарка туристских путевок. Ее участникам предлагали красочные буклеты, плакаты, значки и, конечно, сами путевки. Здесь же показывали слайды, проводили лотерею.

Это была первая такая акция БММТ «Спутник», и поэтому, понятно, не все получилось идеально. Не во всех городах комсомольские комитеты ясно представляли себе цель приезда агитпоезда, не везде готова была местная пресса к запланированным обсуждениям за «круглым столом», поскольку не знали ни сотрудники редакций, ни местные руководители, ни комсомольские активисты, кто должен за «круглым столом» сидеть и какие конкретно вопросы обсуждать. Недостаточно широко о приезде представителей «Спутника» была проинформирована местная молодежь, и поэтому за путевками отнюдь не выстраивалась очередь — было продано чуть больше сотни путевок.

Во время поездки, в беседах с комсомольскими работниками, с рядовыми членами ВЛКСМ обнаружилось, что в райкомах и горкомах комсомола не определено, кому заниматься молодежным туризмом. Выяснилось, что не только учащиеся и молодые рабочие плохо информированы о системе «Спутника» и его турах, но даже и секретари комитетов промышленных предприятий, районные «комитетчики» о нем тоже имеют смутное представление.

Не менее важно было узнать, что же интересует самих ребят, какие формы отдыха?

В поселке Саянском мы с заведующей отделом внутрисоюзных путешествий бюро «Спутник» ЦК ВЛКСМ Т. Е. Остапенко провели маленький эксперимент: собравшихся в актовом зале старшеклассников спросили, на какие маршруты они хотели бы поехать. Высказывания были несколько неожиданными. Ребята пожелали отправиться в путь пешком, на велосипедах, на плотах, на конях, кто-то сделал заявку на комбинированный маршрут, но непременно с активными способами передвижения, причем в районы, весьма отдаленные от их родного поселка.

Ребят понять можно: осознанно или неосознанно их тянет туда, где поиск, романтика, где можно по-настоящему испытать себя. Потом мы спрашивали парней и девчат и в других городах о том, как они хотели бы отдыхать, и неизменно слышали заявки на такие виды походов, которые требуют от человека выносливости, силы, находчивости.

Пока «Спутник» такими маршрутами похвастать не может. Вообще создавался он первоначально, в 1958 году, как организация, ведающая путешествиями за границу. А пять лет спустя стали появляться внутрисоюзные маршруты, начали строить молодежные туристские центры для нашей и зарубежной молодежи. В центрах — в основном культурно-развлекательная программа, экскурсии, спортивные игры. Туристских маршрутов, радиальных и линейных, у «Спутника» не было.

Но вообще-то трудно себе представить молодежный туризм без походов с активными способами передвижения. «Спутниковцы» такое противоречие уже осознают. В последние годы появляются радиальные маршруты пешеходных походов. Например, краснодарские организаторы водят гостей в район Горячего Ключа, новосибирцы предлагают маршрут выходного дня в Горную Шорию, а в Петрозаводске приглашают в однодневный лыжный поход…

Что мешает более быстрому развитию активных маршрутов? Многие указывают в первую очередь на недостаток качественного снаряжения. Об этой проблеме написана масса самых разных статей во многих изданиях. Но сдвиги незначительны. И даже такие солидные организации, как ЦСТЭ, «Спутник», не могут убедить промышленность повернуться лицом к нуждам туристов. Впрочем, и то, и другое ведомство могло бы организовать подсобные предприятия для выпуска наиболее дефицитного снаряжения. Видимо, нынешняя перестройка сориентирует промышленность на выполнение выгодных заказов путешественников. Есть надежда и на кооперативные объединения.

В поездке по Красноярскому краю участвовал председатель Львовского областного БММТ «Спутник» Ю. Д. Григорьев, с которым мы не раз обсуждали проблемы молодежного туризма. Он считает, что существующие в стране четыре туристские организации почти не контактируют, и такая ведомственная разобщенность — отнюдь не на пользу делу. По поводу того, что органы образования неохотно дают помещения «Спутнику» для тех же школьников, мне приходилось слышать за поездку не раз (об этом говорила и Т. Е. Остапенко). Почти ничего не знают о возможностях «Спутника» самодеятельные туристы. 

А между тем, как уверяет Ю. Д. Григорьев, «Спутник» благодаря своей гибкости может быть им весьма полезен. Ну, например, группа самодеятельных туристов разработала маршрут по Карпатам, но перед выходом на него хочет осмотреть Львов. Здешняя молодежная туристская организация может предоставить им места в гостинице (это легче сделать в будние дни, когда бывают даже свободные номера), организовать питание, экскурсии, посещение музеев, театров, предоставить автобус к началу маршрута и т. д.

Но заявка должна прийти во Львов не позднее 25-го числа предыдущего месяца. «Спутник» может организовать и поездку в любой район СССР, где есть его бюро, при этом группа должна состоять из 30 или 40 человек (столько мест в автобусах). Возможно выполнение заявок и на поездки в туристских поездах, на организацию слетов (кстати, «Спутник» обслуживает фестиваль самодеятельной песни в Куйбышеве).

«Спутник» вполне может стать изобретателем и организатором принципиально новых видов массового туризма по путевкам, причем с активными способами передвижения, которые трудно осуществить самодеятельным туристам и которые не прививаются в системе планового туризма ЦСТЭ. Сейчас очень нужны разнообразные увлекательные многодневные спортивно-туристские игры, пробеги и соревнования, которые приобщат к активному отдыху парней и девчат.

Причем тут не нужно изобретать «велосипед». И за рубежом, и у нас в стране энтузиасты организуют немало интересного. Например, в Чехословакии есть молодежные спортивно-туристские лагеря, в которых ребята соревнуются на протяженной, насыщенной полосе препятствий, в ночном ориентировании, участвуют в «звездных походах», а еще ставят театрализованные представления по рассказам Д. Лондона, устраивают музыкальные вечера, разучивают народные танцы. (Как нам нужны такие же молодежные лагеря!) Еще есть у них романтическая игра «Кораблекрушение» для желающих испытать в течение недели «робинзонаду». Поляки преуспели в организации международных слетов и пробегов.

И у нас в стране в последние годы появилось немало любопытных и перспективных новинок. Например, в Прибалтике — туриады разных видов туризма, особенно обещающие семейные. В Москве освоили такую интересную большую игру, как туристский марафон-эстафету, рассчитанный на весь летний сезон (о нем наш журнал писал), или многодневное велотуристское ралли с набором соревнований и конкурсов. Но все это — единичные явления, потому что требуют немалой подготовительной работы, которая общественникам, занятым днем на основной работе, часто не под силу. А вот «Спутнику» — в самый раз.

Вообще в нашей стране возможности для творчества в организации больших и маленьких туристско-спортивных программ неисчерпаемы: и для соотечественников, и для гостей из-за рубежа. Но реализуются эти возможности пока явно недостаточно. Возможно, «Спутнику» целесообразно создать маленькую научно-методическую группу (обойдясь имеющимися штатами), которая собрала бы и обобщила опыт организации массовых спортивно-туристских праздников и у нас, и в других странах. Собранный багаж обещает быть весьма содержательным и любопытным, он позволит составить привлекательные программы активного отдыха по путевкам.

Речь может идти о многодневных, продолжительностью в две-три недели, разнообразных туриадах со спортивными играми и соревнованиями, о водных, мото- и вело-туристских ралли, о лыжных многодневных переходах с ночлегом в арендованных помещениях, многодневных туристских эстафетах и марафонах с выполнением попутных заданий, о массовых «звездных походах» со спортивным праздником на финише. Можно освоить нетрадиционные способы передвижения: буера, веломобили, колесные яхты, снегоходы и т. д.

Конкурс, уже среди архитекторов, можно объявить и на проект молодежного лагеря или турбазы нового типа, где парни и девушки получали бы необходимый физкультурный «ликбез», а вместе с ним и достаточный толчок к дальнейшему овладению физической культурой и туристским «ремеслом». Проблема эта сейчас чрезвычайно актуальна, и кому, как не «Спутнику», за нее основательно взяться?

…Вот на такие мысли и выводы наводят агитационный рейс «Молодогвардейца» и разговоры, состоявшиеся в те дни. Рейс этот, по единодушному мнению, в общем-то удавшийся, выявил положение дел с популяризацией отдыха в системе молодежного туризма на местах, а главное — подтвердил, что «Спутник» должен сам искать дорогу к молодому жителю нашей страны — рабочему, механизатору, студенту, инженеру, старшекласснику, налаживать с ним обратную связь.

А. БУЛГАКОВ

Журнал «Турист» № 7 (271) июль 1988 г.

Поздравляем победителей!

Подведены итоги Всесоюзного социалистического соревнования советов по туризму и экскурсиям, коллективов туристско-экскурсионных предприятий (объединений) и организаций за 1987 год. Его девиз: «Выполнить задания двух лет пятилетки к 70-летию Великого Октября». Многие трудовые коллективы отрапортовали о выполнении принятых социалистических обязательств досрочно.

По итогам соревнования переходящими Красными знаменами ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ с вручением денежных премий награждены коллективы тургостиницы «Турист» Минского областного и турбазы «Игналинская» Литовского республиканского советов по туризму и экскурсиям.

Переходящих Красных знамен ВЦСПС, дипломов ВЦСПС и денежных премий удостоены: Российский и Белорусский республиканские, Приморский краевой, Полтавский, Минский, Абхазский областные советы по туризму и экскурсиям, коллективы тургостиницы «Евпатория» Крымского областного и Кишиневского бюро путешествий и экскурсий Молдавского республиканского советов.

Переходящими Красными знаменами ЦСТЭ и ЦК профсоюза работников культуры, дипломами I степени и денежными премиями награждены Украинский, Литовский, Молдавский республиканские, Московский городской, Ленинградский, Амурский, Белгородский, Кабардино-Балкарский, Кемеровский, Марийский, Рязанский, Запорожский, Киевский, Брестский, Сурхандарьинский, Северо-Казахстанский областные советы по туризму и экскурсиям;

коллективы туристских гостиниц «Клязьма» Владимирского, «Турист» Ярославского, «Турист» Челябинского, «Ирпень» Киевского, «Дустлик» Ферганского областных, «Космос» Молдавского, «Эребуни» Армянского республиканских, «Дружба» Московского городского советов по туризму и экскурсиям; 

коллективы Владивостокского бюро путешествий и экскурсий, Приморского краевого, Курского бюро областного, Севастопольского бюро Крымского областного, Гомельского бюро областного, Вильнюсского Литовского республиканского, Ленинградского городского, Московского для обслуживания интуристов Московского городского советов по туризму и экскурсиям;

коллективы автобаз «Турист» Волгоградского областного и «Турист» Узбекского республиканского, базы комплектации и снабжения Белорусского республиканского советов по туризму и экскурсиям.

Среди удостоенных дипломов II степени ЦСТЭ и ЦК профсоюза работников культуры и премированных коллективы турбаз «Лесная поляна» Кабардино-Балкарского, «Карпатские зори» Ивано-Франковского областных, «Дигоми» Грузинского, Бирштонасской Литовского, «Кандава» Латвийского, пансионата «Иссык-Куль» Киргизского республиканских, гостиницы «Гавань» Ленинградского областного, комбината питания «Клязьминское водохранилище» Московского городского советов по туризму и экскурсиям;

коллективы Ногинского, Пятигорского, Ялтинского, Ереванского бюро путешествий и экскурсий, автобаз «Турист» Одесского и Башкирского областных советов по туризму и экскурсиям и многие другие.

Значительное число организаций и предприятий туристской отрасли премировано и награждено дипломами III степени ЦСТЭ и ЦК профсоюза работников культуры.

В славном ряду победителей социалистического соревнования Грузинский и Киргизский республиканские, Крымский и Гомельский областные советы по туризму и экскурсиям — они награждены памятным кубком и грамотой ЦСТЭ.

Многие, хорошо потрудившиеся коллективы туристско-экскурсионных предприятий (объединений) и организаций отмечены грамотами ЦСТЭ и ЦК профсоюза работников культуры.

ОТ ДУШИ ПОЗДРАВЛЯЕМ ПОБЕДИТЕЛЕЙ И ЖЕЛАЕМ ДАЛЬНЕЙШИХ ТРУДОВЫХ УСПЕХОВ!

Журнал «Турист» № 7 (271) июль 1988 г.

Не надеясь на старшего дядю

Перестройка: дело всех и каждого

Однажды в октябре я позвонил на пятигорский туркомплекс «Озерный». Получил нужные сведения и, прощаясь, спросил: «Сейчас, наверное, у вас затишье. Все-таки межсезонье? »

— Какое там! У нас межсезонья не бывает, — ответили мне, — сейчас отдыхает 400 человек. Летом 1 000 — 1 200.

Признаемся, что это довольно редкий случай. С ходу, пожалуй, много таких турбаз и гостиниц не назовешь. Разве что карельская «Косалма», «Сигулда» в Латвии, «Аист» в Молдавии. Перечисляя эти учреждения, подметил невольно одну закономерность: во всех четырех отлично поставлена туристская, культурно-массовая и спортивная работа. Причем не просто обычные формы занятий, а найдены какие-то оригинальные, нестандартные. Сотрудники призвали на помощь фантазию и продолжают поиск, не стоят на месте.

Так, на «Озерном» путешественникам предлагают исключительно широкий набор походных маршрутов самой различной сложности с учетом возраста туристов; соревнования по туристской технике превращаются в яркий праздник, который готовит вся группа; веселые встречи и проводы русской зимы, массовые выходы в честь дня Советской Армии и дня Победы приносят немало радости и удовольствия отдыхающим.

Карельская турбаза «Косалма» сильна основательной организацией зимних походов, по трассам которых поставлены стационарные приюты.

Приехавшего в тургостиницу «Аист» буквально захватывает царящий здесь яркий жизненный ритм. Уже у порога туриста ждет веселая театрализованная встреча. А дальше — интересные, несложные походы, вечера песни и викторины, «Голубые огоньки», занятия в комнате тренажеров и не менее торжественные, чем встречи, проводы с забавной программой.

И на «Сигулде» разнообразие форм зимнего отдыха не может не привлекать любителей странствий. Лыжные походы, прокат коньков, массовые спортивные соревнования с доступной для каждого программой, катание на снегоходах, конные прогулки по заповеднику, упражнения на тренажерах, настольный теннис.

Но можно привести и другие случаи — диаметрально противоположные. Возьмем, к примеру, ивановскую турбазу «Чайка», что на Рубском озере. Летом там дела идут нормально. Отдыхать приятно. Изумительный, первозданный лес, теплая, чистая вода в озере. А зимой? Загружается база лишь в выходные дни и праздники. Смею утверждать, что по такой формуле: два дня густо, пять — пусто — работают большинство туристских баз профсоюзов.

Но эти пять дней могли бы быть довольно солидным резервом, сулящим большие выгоды. Однако, как ни странно, руководители хозяйств и турсоветов не всегда вспоминают про этот резерв. То есть вспоминают, конечно, и очень бы даже хотели, чтобы турбазы были загружены всю неделю, но само собой это не получается, а вот что-то предпринять для загрузки они не пытаются. Ведь гораздо проще жить в привычном ритме. А тут хлопоты появятся, не предусмотренные никакими инструкциями. Уж сколько раз приходилось наблюдать, как сама мысль о новизне пугает иных руководителей.

Обратимся к Омской области. Хорошего здесь делается немало (см. «Турист», 1987, № 12). Но все это за счет усилий самого совета и омской городской туристской гостиницы. А вот такая загородная база, как «Чернолученская», старейшая в области, существует как-то обыденно, безмятежно, как придется. Не чувствуется здесь попыток искать новые формы работы, не присущи ее руководству горение, азарт, необходимые сегодня. Живут помаленьку, как и 10 и 20 лет назад.

Вместе с зампредом облтурсовета Л. Урычевым и директором «Чернолученской» базы В. Сосуновой мы вели речь о том, какой размах могли бы приобрести здесь не только летние маршруты, но и зимние. В этом случае необходимо построить несколько стационарных приютов. Но сама мысль о сооружении их вызвала на лице директора, давнего работника туристской системы, но нового человека на базе, тревогу и настороженность «Не надо строить приюты, — стремясь казаться спокойной, говорила она, — зачем? Обойдемся без них». В подтексте ее слов читалось: «Связываться с приютами хлопотно, а когда построишь, еще больше забот потребуют новые маршруты».

Конечно, жить по формуле два густо, пять пусто проще и спокойнее. Точнее говоря, было проще, а будущее потребует совсем иного расклада.

Однажды на турбазе «Лисицкий бор» (Калининская область) мы разговорились с культорганизатором. Был он ко всему прочему автором-исполнителем песен. Как-то этот культорг предложил директору турбазы провести конкурс или фестиваль авторов-исполнителей массовой песни из разных городов страны, собрав их во время наименьшей загруженности базы. То есть хотя бы частично заполнить номера, пустующие в межсезонье.

Но молодой директор (теперь он уже не работает) поданную идею никак не воспринял, он даже не подумал о ее воплощении.

К сожалению, и в этом случае и во многих других иные руководители обнаруживают какую-то странную инертность в восприятии новых, полезных начинаний. Тут рассказано о случае, когда поданная мысль еще требовала доработки. А ведь бывает, что идеи, сулящие выгоду, преподносятся готовыми, в разработанном виде. Но и тут инертность берет верх, и тут не хотят порой ударить палец о палец.

Не так давно, лет пять или шесть назад, бывший директор тургостиницы «Приетения» (Молдавия, г. Бендеры) задумала маршрут для молодоженов. Составила интересную программу. Сначала попробовала Соколова сделать маршрут линейным. Но руководство двух молдавских хозяйств не захотело затруднять себя излишними хлопотами. То, что маршрут может в какой-то мере поднять рентабельность, никого не интересовало. Пришлось Соколовой пустить маршрут для молодоженов по статусу радиального, только в одной «Приетении».

Думается, новые условия хозяйствования, исключающие иждивенчество, заставят руководителей по-новому взглянуть на свои собственные возможности.

Конечно, далеко не все работники туризма инертны. Известно, что Орел и Орловская область славятся тургеневскими местами. И областной турсовет сумел воспользоваться этим. Маршрутов, связанных с именем писателя, тут много, но хотелось бы обратить внимание на такой — для шахматистов на призы памяти И. С. Тургенева, разработанный вместе с городским шахматным клубом. Цель — заполнить тургостиницу в межсезонье, пригласив любителей шахмат из других областей.

Нетрудно заметить, что все эти примеры объединены одной идеей — привлечь в межсезонье людей заинтересованных. И в самом деле: авторы-исполнители самодеятельной песни, шахматисты — эти люди ради своего увлечения быстрее, чем кто-либо, откликнутся на сбор в любое время года. Что касается молодоженов, то ведь браки регистрируются и свадебные путешествия совершаются круглый год.

Само собой разумеется, что упомянутые примеры не следует воспринимать как рецепты. Безусловно, в каждой области наверняка отыщутся свои особенности, которые помогут привлечь туристов в межсезонье. И, конечно, во всех этих и подобных случаях нужна смелость мышления, склонность и вкус к эксперименту. Наши же руководители хозяйств и советов по туризму привыкли ждать указаний сверху, ни шагу не отступать от инструкции, действовать только по готовым рецептам. И так во всем, даже в мелочах. Пора бы нам хоть немного смелее заглядывать в завтрашний день, а то и перенять что-то из зарубежного опыта. Тем более что на западе существует совсем иной взгляд на характер и свойства руководителя.

В Японии, например, наиболее перспективным, способным, ценным считается тот из них, кто не боится идти на риск, принимать спорные, путь даже ошибочные решения, но направленные на выполнение сложных задач, на поиск нового, а в конечном итоге на развитие и рост предприятия. Иначе руководитель обрекает предприятие на застой и, в конце концов, на убыточность.

А что бывает у нас с директором турбазы или гостиницы, если он проявляет инициативу и допускает ошибку? А то, что ему, как правило, второй раз уже совершать ошибку не приходится, во всяком случае, в качестве директора турбазы. Преемник же его наверняка учтет горькие уроки предшественника. Так вот и рождается почва для покоя, благодушия, иждивенчества.

Несомненно, что у директора современного хозяйства есть возможности для проявления инициативы. Почему бы, например, самой турбазе не взяться за реализацию путевок на свои маршруты, не дожидаясь пока сработает малоподвижная и неэффективная система реализации, состоящая при турсоветах, слабо осведомленная о нуждах и возможностях конкретных учреждений или маршрутов. Ведь как полезны и куда более эффективны были бы прямые контакты туристского учреждения с промышленными, сельскими предприятиями, учебными заведениями. Как часто жители Туркмении, Таджикистана мечтают провести отпуск среди белых снегов России. Но советы по туризму отказывают им в путевках, в то время как российские базы страдают в зимние месяцы от недоездов.

Так зачем же ждать, пока развернутся уже давно закосневшие организации по реализации путевок? Вот в январе текущего года коллектив кишиневской тургостиницы «Космос», не дожидаясь милости от реализаторов, распространил путевок на 108 тысяч рублей на зимние месяцы, войдя в прямой контакт с предприятиями различных областей страны.

Подойдем к вопросу с другой стороны. Уже давно говорится о желаемом снижении цен на путевки во время межсезонья, но мало что делается в этом отношении. На некоторых маршрутах в Краснодарском крае, в Молдавии цены в межсезонье снижены на 10—20 рублей. Учитывая сегодняшнюю высокую стоимость путевок, такое снижение не дает ощутимого эффекта. Думается, что в отдельных случаях можно было бы и еще более удешевить путевки. Наверное, уж лучше продать хоть за что-нибудь, чем ничего не получать за пустующие номера.

Немаловажен и вопрос о том, что продают в межсезонье. Если только места в номерах с убогим прокатом впридачу, то на успех, конечно, надеяться нечего. Но почему нужно мириться с таким положением? Почему не расширить возможности своего хозяйства? А если построить спортзал или приспособить под него существующее помещение, оснастив его тренажерами, столами для настольного тенниса, бильярдом. Сделали же это на той же турбазе «Сигулда», в бендерской тургостинице «Приетения», на турбазе «Нистру» в Вадул-Луй-Водэ.

Конечно, тут и о материальных затратах придется подумать; появятся усталость, непредвиденные хлопоты, наступят дни полные тревог. Но без этого работа руководителя туристского учреждения в обстановке хозрасчета, новых методов хозяйствования просто немыслима. Тем же, кого это пугает, нужно одно хорошо понять и усвоить: время безмятежного прозябания закончилось безвозвратно.

В. РОШИН

Журнал «Турист» № 7 (271) июль 1988 г.

На контроле «Туриста»

Колонка редактора

Два года назад появилась эта рубрика на страницах журнала, и с тех пор около десятка статей, репортажей, острых сигналов вышли в свет с лаконичной пометкой. Редакция взяла под особый контроль производство буксировочных горнолыжных подъемников, изготовление деревянных сборных домов улучшенной конструкции для турбаз и выпуск автоприцепов-дач к легковым автомобилям.

Выполнение этих насущных для туристов и всей отрасли задач, определенных постановлением партии, правительства, профсоюзов и комсомола о развитии туризма (июль 1985 года), требует активных действий ведомств и предприятий Минмонтажспецстроя, Минлеспрома и Минавтопрома СССР. Именно им поручено создать мощности и организовать производство подъемников, домиков и автоприцепов. Наши читатели интересуются: как обстоят дела теперь, спустя три года! Ответ будет не однозначным, потому что, увы, не все названные министерства с надлежащей ответственностью подошли к решению возложенных на них задач, да и к выступлениям журнала.

По-видимому, уместно отметить отношение Минмонтажспецстроя, который изготовляет подъемники и поставляет их туристско-экскурсионным организациям. В ответ на критику, прозвучавшую со страниц «Туриста», Главтехмонтаж принимает меры к сокращению сроков поставки дорог, к улучшению их качества. Чувствуется, и министерство, и главк действительно озабочены тем, чтобы поправить положение и дать туристам добротные, полностью укомплектованные буксировочные подъемники. Это нашло отражение и в решении Межведомственного совета по туризму и экскурсиям, при подготовке которого были использованы публикации в «Туристе».

По-другому реагирует на выступление журнала Минлеспром. Судя по опубликованным материалам (№ 9 — 1986 г., № 4 и № 11 — 1987 г., см. и этот номер «Карточные» домики Минлеспрома»), здесь, мягко говоря, не торопятся. А то и попросту вводят в заблуждение журнал, туристские организации, общественность, используя любую возможность, чтобы отсрочить выполнение заказа. Официальный обман, иначе не назовешь отношение изготовителя домов — Краснобаковского лесокомбината объединения «Горьклес» — привел к тому, что железнодорожные вагоны, присланные в феврале с. г. за первой партией туристских домов улучшенной конструкции, так и остались неиспользованными. «Туристских домиков не делаем и в этом году не будем», — заявляют на лесокомбинате, а Минлеспром в своих ответах утверждает: будут!

Редакция журнала настоятельно просит министерство: разберитесь серьезно, товарищи! Пора прекратить бумажную канитель и внутриведомственную неразбериху! Согласно постановлению, еще в 1986 году Минлеспром обязан был начать производство сборных домов для туристов. Когда же, наконец, получат они комфортабельное, удобное и уютное жилье! Или же турбазы по-прежнему будут довольствоваться домиками так называемого сельского варианта, не учитывающего запросы любителей активного отдыха! Редакция ждет вразумительного ответа от министерства, чтобы сообщить его читателям.

А как идут дела с выпуском прицепов-дач к легковым машинам, спросят у нас автотуристы, с нетерпением ожидающие обещанную новинку! И тут мы, к сожалению, не можем разделить оптимизма тех, кто надеется скоро ее увидеть. Минский автозавод столкнулся с трудностями, связанными с освоением новой для него продукции. Представители редакции недавно побывали на МАЗе, беседовали со специалистами, создающими дачу на колесах. Если ходовая часть ее не вызывает у минчан сомнений — это будет крепкая, надежная конструкция, — то качество стен, потолка и «начинки» домика пока еще под вопросом: от смежников требуются высокопрочные, современные износоустойчивые материалы, а с ними пока трудно. Нужна помощь Минавтопрома и других союзных и республиканских министерств. Не приуменьшая сложности проблемы, на БелавтоМАЗе все-таки верят — в этом году первый опытный образец сойдет с конвейера. Что ж, время покажет. Однако хотелось бы узнать мнение самого Минавтопрома на этот счет. Тем более, что срок создания мощностей для выпуска прицепов-дач — 1987 год — уже истек.

Своеобразное «дежурство» «Туриста» продолжается. Наши нештатные корреспонденты в Горьком, Минске и в тех областях, где устанавливают буксировочные подъемники, будут регулярно сообщать нам о ходе работ, сигнализировать о недостатках. Уверены, в этом деле примут активное участие и наши читатели. Редакция не ограничится только лишь контролем, констатацией фактов, но будет доступными ей средствами настойчиво добиваться положительного решения поднятых проблем.

Журнал «Турист» № 7 (271) июль 1988 г.

Зачем нам разряды…

Зачем туристу разряды? Путешествуй себе на здоровье, смотри, набирайся впечатлений, отдыхай, живи в свое удовольствие. Для активного отдыха не нужны значки, а честолюбие здесь лишний компонент. Такая точка зрения многие годы бытует и даже успешно побеждает.

Не раз из единой спортивной классификации на очередное четырехлетие исключали либо целиком все спортивные разряды по туризму, либо высшие разряды и звание мастера спорта. Считалось, что делается это затем, чтобы ограничить тягу молодежи к сложным и небезопасным походам, уменьшить количество несчастных случаев, за которые должен отвечать отдел, а в последние годы — управление самодеятельного туризма ЦС по туризму и экскурсиям — в том случае, если походы оформлены как положено, в маршрутно-квалификационных комиссиях и разрешены соответствующими организациями. А если они не 

оформлены, тогда в случае неприятностей к ЦС по туризму они отношения вроде не имеют — каждый гражданин страны может отдыхать любым способом и где хочет. Этот «безупречный» по логическому совершенству пассаж туристского ведомства привел к интересному положению, с которым я столкнулся лет пять назад.

Получилось так, что в силу различных жизненных ситуаций с 1975 по 1984 год я не организовывал и не совершал серьезных путешествий, и круг моих соратников по прежним походам распался. Нужно было искать новых участников, и известный в наше время турист Владимир Оленин порекомендовал мне двух сильных ребят новой туристской формации — Льва и Виктора. Ребята крепкие, спортивные, совершили, по их словам, ряд сложных путешествий летом и зимой, имели хорошее и дорогое снаряжение.

Договорились мы с ними совершить интересное зимнее путешествие. Но в пробеге я увидел, что имею дело с новой категорией туристов: спортивные звания для этих ребят — ничто. Они попали в тот период, когда утверждение походов все усложнялось и усложнялось, туризм из спорта исключили, и народ перестал оформлять сложные походы. Началась эпоха «дикого» туризма. И вот я, оформлявший, как положено, все свои походы до единого, вдруг увидел пример обратного взгляда.

«Мы не карьеристы, чтобы бегать за разрядами!» — заявляли мои спутники. Но оказалось, что в их понимании карьеризм — это и необходимость вставать на заре, когда так хочется поспать, и переходы по 12—15 часов подряд, чтобы выполнить намеченный график. Вечером ребята желали посидеть попозже, особенно, если мы встречали редких жителей, зато утром поднять их не было возможности. По их разговорам я стал понимать, что их предыдущие походы не оканчивались так, как были задуманы, — каждый раз объективные обстоятельства приводили к срыву. А объективные ли? Не просто ли личное разгильдяйство и неумение планировать и проходить маршрут, преодолевать возникшие трудности?

Отсутствие спортивной классификации в туризме было вредно еще и потому, что разрушало естественные критерии, принцип постепенного набора походов от простого к сложному. При этом не происходило накопление необходимого опыта (а точнее, необходимой психологической подготовки). Это позволяет физически сильному туристу замахиваться на походы, к которым он не готов.

В 1986 г. в 2,5-тысячекилометровый пробег по северу Тюменской области мне довелось взять в группу молодого, кровь с молоком, туриста по имени Миша. К парню первое время претензий не было. Старательный, инициативный, спокойный. Но это только на первом, сравнительно простом этапе. Изменяться он стал позже — после того, как мы провели сутки под ураганом, застигшим нас в ущельях Полярного Урала, и после того, как попали в наледь на Надымской Оби и трое из пятерых участников промочили ноги и затем двое суток ехали в мокрых валенках. Эти испытания коренным образом изменили его характер — стал он истеричным, раздражительным, перестал бриться и умываться, опустился. Он не был подготовлен психологически к сложностям пробега, у него не было школы. Как только условия пробега стали полегче, он на глазах стал исправляться.

Так что с такими ребятами, уверенными в себе, замахивающимися на серьезные походы (но не имеющими необходимого опыта), аварийные ситуации происходят часто.

Можно сказать, что спортивному туризму последние годы не везло. Слово «туризм» охватывает столь широкий круг понятий, включающий столько видов отдыха, что спортивный туризм в нем просто теряется. Туристами называют и иностранцев, прибывших в СССР, и любителей воскресных пикников на природе, и выезжающих за рубеж советских трудящихся. Поскольку основная задача ЦСТЭ ВЦСПС — организация массового второсортного (по сравнению с санаториями и домами отдыха) досуга трудящихся, самодеятельный туризм занимал в его системе положение пасынка. Кому только не поручали руководить этим нелюбимым дитятей — и яхтсмену, и пресс-атташе, и деятелю транспортного агентства! И руководили, и успешно в понимании, как теперь говорят «бюрократа». То есть успешно отписывались в случае несчастий, исключали из спорта, закрывали дальние походы. Создали за это время неуправляемую армию «дикарей». И вот что интересно. Людей, болевших за дело, быстро и безболезненно в прошлые годы из управления самодеятельного туризма отвергали. Ушли с повышением (а на месте повысить не могли) Ю. А. Штюрмер, Г. А. Шапкин. Затем такая же история повторилась с Г. Г. Кетовым. Не нашлось работы специалисту по горному туризму Ю. В. Гранилыцикову. 

Кто угодно мог работать — только не специалисты-профессионалы.

Теперь положение меняется. В управление вернулись опытные работники. Утверждены новые правила походов.

В самодеятельный, спортивный туризм входит хозрасчет. Значит, надо создавать самостоятельную хозрасчетную фирму, живущую за счет организации спортивных маршрутов различной сложности, подготовки на них спортсменов-разрядников и инструкторов. Интерес к спортивным путешествиям с каждым годом растет, многие маршруты могут привлечь путешественников из-за рубежа. Пора создавать систему международных маршрутов по СССР — горных, водных, лыжных, подобно тому, как это в свое время сделала федерация альпинизма СССР. Именно это позволило ей накопить средства и организовать экспедицию на Эверест.

И, конечно, надо сохранить и развивать систему разрядов и спортивных званий, обеспечивающую последовательность накопления опыта путешествий. Разряды в нашем спорте необходимы, ибо они дисциплинируют, дают последовательный набор знаний от простого к сложному, позволяют определить «кто есть кто».

В. ШАПИРО, мастер спорта

Журнал «Турист» № 7 (271) июль 1988 г.

Спортивный или познавательный?

Дискуссионный клуб

В первом номере журнала за этот год прочел статью «Особое место самодеятельных путешествий». Главная мысль ее вроде бы правильная — подготовка новых туристских общественных кадров всех уровней невозможна без специалистов высшей спортивной квалификации… Но есть возражения по поводу этой публикации…

Говорят, что, прежде чем спорить, надо договориться о терминологии. Так вот сплошь и рядом идет употребление словосочетаний «туризм спортивный» и «туризм самодеятельный» как синонимов, что, на мой взгляд, в корне неверно. Из той же статьи следует, что некоторые люди противопоставляют туризм спортивный туризму массовому…

В путанице понятий «массовый», «спортивный», «самодеятельный» легко разобраться, если взглянуть, во что превратились, по сути, туристские клубы и туристские секции на предприятиях.

Первые стали «элитными», «кастовыми» учреждениями,где основная масса озабочена получением все более высоких разрядов, вторые осуществляют финансирование своих спортивных «подвигов» за счет профсоюзной кассы…

А огромная и подавляющая масса «бродяг», которой чужд ранжир спортивно-разрядной квалификации, вырабатывает свои критерии и систему ценностей, свое нечестолюбивое отношение к путешествию…

Чтобы «подключить» этих «бродяг» к социальным задачам и нуждам, нужна соответственно иная система, мера оценки любого похода, а значит, и сами турклубы по сути деятельности должны стать другими. Пусть туристы-«профессионалы» спортивного толка объединяются на основе добровольно-спортивных обществ (как альпинисты, например). Пусть Большой спорт будет таковым, а огромная масса туристов останется ориентированной не на спортивные достижения, которые порой превращаются в самоцель, а на то, что изначально толкает человека на странствие, — любознательность. Мне кажется, что разрядно-спортивное сектантство рано или поздно изживет себя потому, что нацелено только на «побеждение» горы, порога, расстояния…

Надо организационно выделить в туризме людей путешествующих с поисково-познавательными задачами и интересами. Их походы-экспедиции, направленные, к примеру, на познание некоего района (а не на преодоление препятствий той или иной категории сложности), должны бы получать не спортивную, а социальную оценку. При этом иная нацеленность путешествия не исключает вовсе оценку его сложности. Соответственно и система регалий будет какая-то другая, но самое главное — станет в клубе интереснее, если появятся (помечтаем) чемпионы краеведения, рекордсмены исторической находки… Отчет о походе станет творчески-поисковым ответом на поставленный клубом или научным учреждением вопрос…

Нужно ли говорить, что в таком туристском клубе будут открываться творческие люди, здесь смогут подбирать себе одержимых и талантливых работников научные учреждения. А поисковые туристские группы заставят науку «вертеться» веселее… И к таким турклубам будут обращаться, ведь «люди дела» всегда нужны…

Вот вам и социальная роль туризма в жизни общества (кроме оздоровления людей, конечно). Через путешествие познавательное и должна пойти свежая струя туристской жизни!

Мы все потомки землепроходцев. Их звали и волновали неизвестные земли. Наша задача скромнее — познать свою Родину! Но скажите — причем тут спортивная квалификация?..

Именно в широчайших возможностях познания видится содержание и смысл самодеятельного туризма и туристских клубов, где было бы кстати наладить обмен или продажу чертежей самодельного снаряжения и материалов для него, устраивать вечера с бессубординационным обменом опытом, со свободным обменом информацией типа: «пришел, пришпилил на стену», с прокруткой туристских самодельных фильмов.

Конечно, к походу любому надо готовиться, чтобы во время его быть и умелым, и мужественным, и находчивым, и веселым. Но хорошо, когда эти качества и энергия служат решению более благородной задачи, чем получение разрядного значка.

А. СЕРГЕЕВ, студент МГПИ

Журнал «Турист» № 7 (271) июль 1988 г.