Прогулка по Арбату

Наступит последний вечер декабря — и опять Арбат засверкает множеством огней на елках, пойдут по его пешеходной брусчатке Деды-Морозы и Снегурочки, вырастет на радость детворе снежная крепость, где-нибудь в районе академического театра имени Евг. Вахтангова можно будет сфотографироваться в обнимку с медведем, а в теремах-киосках — выпить русской медовухи.

Это уже стало традицией для москвичей — в новогодний праздник непременно прогуляться по Арбату… Впрочем, оговорился: не только москвичей. Улица давно стала едва ли не самым известным и привлекательным местом для гостей и туристов, приезжающих в столицу и из многих городов и сел нашей страны, и из-за рубежа.

А что увидят здесь гости Москвы, скажем, в начале следующего десятилетия? Экскурсию по будущему Арбату для корреспондента журнала организовали архитекторы мастерской № 10 института «Моспроект-2», возглавляемой А. Гурковым. Пока — по чертежам и рисункам.

— Вот смотрите, — говорит Т. Иткина, — на месте бывшего дома № 19, где был комиссионный магазин, сейчас пустырь. Здесь мы восстановим фасад дома в виде павильона, а в глубине двора проектируем театр политического детектива на 400 мест. Слева от театра в жилых домах по улице Мясковского разместится гостиница с рестораном и кафе.

На втором этаже дома № 21 предполагаем создать выставочный зал Художественного фонда СССР. Наверняка вы помните затейливый резной деревянный домик в Староконюшенном переулке. Здесь намечаем музей истории Арбата. А на противоположной стороне улицы в доме № 20 будет кафе литераторов.

— А вообще эта часть Арбата получит художественно-музыкально-театральный акцент, — продолжает экскурсию в будущее улицы С. Кузнецова. — Вы знаете, что после ремонта в доме № 11 по улице Вахтангова снова открылся музей А. Н. Скрябина. В том же квартале реставрируется известная бывшая церковь Спаса-на-Песках. Там будет концертный зал имени Скрябина — получится единый музыкальный комплекс. А старый особняк в глубине квартала — «дом Щепочкиной» — после реставрации отдадут под выставочный зал дизайнерам.

— В соседнем квартале, там, где находится грузинский культурно-торговый салон «Мзиури», хотим создать центр творческой интеллигенции, — начинает рассказ Л. Соскин. — Внутридворовое пространство домов № 40—44 хотим покрыть легким стеклянным куполом, чтобы здесь было тепло и зимой. Под ним и в прилегающих домах мы задумали зал камерной музыки, клубы по интересам творческих деятелей, где будут выступать поэты, происходить встречи в камерной обстановке с актерами, музыкантами, художниками, журналистами, появится кинофотоклуб. Тут же будут студии, залы аукционов и демонстрационный, кафе актеров.

Под куполом предполагаем разбить зимний сад, под кроной деревьев приютится ресторан. Активно используем подземное пространство, где разместятся кинотеатр, танцевальный зал. Продумываем изоляцию этого центра общения от окружающих жилых домов, чтобы гости не беспокоили «хозяев».

Арбат с XVI века славился многочисленными лавками. Эту традицию предполагается восстановить. Предусматривается создание крытого пассажа «Арбатский базар» в средневековом стиле во дворе домов № 32—36. Кроме торговли изделиями художественных ремесел здесь появятся вернисажи художников, лавки антикварной книги, посуды под старину. Так что гости Арбата непременно смогут увезти какой-нибудь сувенир, который потом долго будет напоминать о старинной улице.

А. ПЕНЕВСКИЙ

Журнал «Турист» № 12(276) декабрь 1988 

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Визитная карточка столицы

Почтовая марка давно уже перестала быть только лишь знаком почтовой оплаты. Не напрасно ее называют плакатом в миниатюре, а Георгий Димитров даже удостоил марку почетного титула «визитная карточка страны».

Настоящему филателисту присуща главная черта — его волнует не марка сама по себе, — «за кадром» ее скрыты судьбы людей, великие географические открытия, интереснейшие события из истории различных стран и городов. И, конечно же, нашей столицы.

…Гостеприимство москвичей хорошо известно. Они с удовольствием покажут вам родной город — его проспекты и парки, бульвары, памятники старины и новостройки. Но путеводителем — пусть необычным — может послужить и альбом почтовых марок.

Откроем первую страницу. На ней хорошо известная серия, поступившая в обращение в самый канун Великой Отечественной, — «Московский Кремль». На этой же странице альбома выпуск 1946 года «Виды Москвы»: Красная площадь, Мавзолей В. И. Ленина, памятник Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому, Большой Кремлевский дворец. Еще более торжественно и нарядно выглядит храм Василия Блаженного, Кремль со стороны набережной и одна из его башен — Беклимишевская — на многоцветных почтовых миниатюрах, посвященных 800-летию Москвы.

Коллекционеры, разрабатывающие тему «Москва и филателия», выделяют в отдельный раздел «Звезды на башнях». Вот некоторые знаки почтовой оплаты 1967 года. «Архитектурно-исторические памятники Московского Кремля»: Оружейная, Комендантская, Троицкая, Кутафья, Константино-Еленинская, Набатная башни. В этой же серии — миниатюры с изображениями Благовещенского собора и колокольни Ивана Великого.

Спасская башня — одна из центральных и самых красивых в кремлевском ансамбле — чаще других встречается и на почтовых выпусках. Впервые она была запечатлена на зубцовых и беззубцовых марках 1925 года, тогда на этой башне, как и на других, звезды еще не было (верх башни с двуглавым орлом срезан полем марки). К 7 ноября 1935 года на Спасской, Боровицкой, Никольской и Троицкой башнях установили звезды из высоколегированной стали и красной листовой меди. Через два года над пятью башнями зажглись рубиновые звезды. Интересно отметить, что первое изображение Спасской башни со звездой появилось на марке в 1941 году.

Почтовые выпуски 1964 и 1971 годов дают возможность полюбоваться сокровищами Оружейной палаты и Алмазного фонда СССР. Возвращаемся к Красной площади. Здесь в траурные дни 1924 года по решению Советского правительства был сооружен у Кремлевской стены Мавзолей В. И. Ленина. В январе 1924 года его выстроили из сосновых досок, а через несколько месяцев, в августе, был открыт новый, построенный из дуба. Этот Мавзолей к годовщине со дня смерти Ильича и изобразил известный художник Василий Завьялов.

В 1929 году было принято решение о строительстве нового Мавзолея. Проект сооружения, как и двух предыдущих, принадлежит выдающемуся архитектору A.В. Щусеву. В честь 100-летия со дня его рождения Министерство связи СССР выпустило почтовую карточку с оригинальной маркой, отдельно не издававшейся.

Впервые изображение гранитного Мавзолея появилось в серии «Дирижаблестроение в СССР». В 1949 году, кроме марок, вышло два почтовых блока.

От Красной площади по проезду Исторического музея спустимся на площадь 50-летия Октября. На марках — Центральный музей B. И. Ленина и Государственный исторический музей. Оба запечатлены в серии 1950 года «Музеи Москвы». Здесь Центральный музей революции, Государственный музей им. К. А. Тимирязева, Зоологический музей МГУ, музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина и Государственная Третьяковская галерея.

Направимся в Александровский сад; возле кремлевской стены на Могиле Неизвестного солдата горит Вечный огонь. Мемориал запечатлен на лилово-красной миниатюре 1967 года.

На марках 1937 года впервые изображена гостиница «Москва».

Здание Центрального телеграфа, построенное в 1927 году по проекту М. Рерберга, появилось и на знаке почтовой оплаты третьего стандарта (любопытно, что надпись сделана на русском языке и эсперанто).

На следующей почтовой марке — МХАТ им. М. Горького. Это здание в проезде Художественного театра хорошо видно отсюда, с гранитных ступеней Центрального телеграфа.

Квартал — и мы на Советской площади у здания Моссовета, построенного по проекту замечательного русского архитектора М. Казакова. Марки с изображением Моссовета по праву занимают свое место в «филателистической Лениниане»: с балкона этого дома Ильич несколько раз выступал с речами в 1918 и 1919 годах.

В течение пятидесяти лет марки «сопровождали» ввод каждой новой очереди метро. Но коллекционерам, пожалуй, особо дорога серия 1935 года — года его рождения.

Экскурсию по столице марки «могут продолжать» очень долго. И если вы встретитесь с жителем столицы, преданным филателии и любящим свой город, он вам о многом может поведать…

Среди марок о Москве есть и такие, что с полным правом могут быть названы историческими документами. 30 декабря 1922 года делегаты Первого Всесоюзного Съезда Советов, собравшиеся в столицу со всех концов страны, провозгласили образование Союза Советских Социалистических Республик. А в августе следующего года в серии «Первая Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка» поступили в почтовое обращение марки четырех сюжетов, выполненные на тонкой, не очень качественной бумаге — «Жнец», «Сеятель», «Трактор», «Общий вид выставки». Весьма примечательно, что именно на этих миниатюрах впервые было помещено новое название Советской страны — «СССР».

И. ЧЕХОВ

Журнал «Турист» № 12(276) декабрь 1988

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Приглашает Венгрия

У наших друзей

Что нового ждет советских туристов, пожелавших ближе познакомиться с Венгрией? Такой вопрос задал я директору представительства Государственного управления по туризму ВНР и венгерского акционерного общества «Ибус» Ласло Таалу.

— Теперь для поездки в Венгрию достаточно обратиться в Бюро «Интуриста» по месту жительства. Причем ехать можно как индивидуально, так и всей семьей, в том числе и на своей автомашине.

— К слову сказать, — тут же добавил Л. Таал, — в этом году исполняется сорокалетие Договора о сотрудничестве между «Ибусом» и «Интуристом». Если тогда, в 1948 году, страну посетило всего несколько сот туристов из СССР, то в прошлом число советских организованных путешественников возросло до ста двадцати тысяч, восемьдесят из которых приехало по путевкам «Ибуса». Если же учесть специализированные поездки по профессиям и интересам, обмен делегациями городов и областей-побратимов, «Поезда дружбы» и другие, то окажется, что уже в 1987 году Венгрия приняла более полумиллиона советских гостей.

— Сегодня, — продолжил мой собеседник, — «Ибус» предоставляет любителям дальних странствий до пятнадцати маршрутов по самым примечательным местам Венгрии. Предусмотрен и отдых, например, на знаменитом озере Балатон и в других местах, лечение в термальных бассейнах Будапешта. Кстати, здесь недавно приняла первых постояльцев, нуждающихся в лечении водами, гостиница «Термал».

Приятные сюрпризы несут так называемые «гарантированные» программы — специальные туры, так сказать, для души. К примеру, любители верховой езды могут арендовать лошадей, совершать прогулки по Кишкунтагскому национальному парку — заповеднику, раскинувшемуся более чем на 30 тысячах гектаров в междуречье Дуная и Тисы. Специальные туры предусматривают участие в программе соревнований по конному спорту, верховую езду и катание на повозках в безбрежных степях Хорьтабадской Пусты. В различных пунктах, в том числе в Будапеште, действуют школы, где обучают верховой езде.

Ласло Таал называет и другие специальные туры, в том числе для любителей рыбной ловли. На Балатоне, Дунае и Тисе, на многочисленных озерах поклонники свободного отдыха на воде, купанья, плавания и рыбалки могут ставить на берегу свои палатки. Есть и прокатные пункты для любителей парусного спорта. Венгрия богата мелкой и крупной дичью. В период охотничьего сезона зарубежным гостям предоставляется возможность поохотиться на оленей и кабанов, фазанов и уток…

— Вы говорили о лечебных водах и минеральных источниках, находящихся в Будапеште, на озере Балатон. Интересно узнать, есть ли возможности для зарубежных гостей лечиться на курортах Венгрии?

— Прежде всего, — живо откликнулся мой собеседник, листая глянцево-красивые буклеты, — следует иметь в виду, что в стране насчитывается больше трехсот семидесяти лечебных источников. В одном только Будапеште их 123. «Ибус», как и другие туристские фирмы, предлагает ряд маршрутов, позволяющих людям совместить приятный отдых с эффективным лечением под наблюдением опытных врачей.

В программу комбинированного лечения входят термальные ванны и бассейны, паровые бани, питающиеся от горячих источников, электротерапия, подводный массаж водяной струей, грязелечение. Отлично действует мягкая, словно бархат, пластичная лечебная грязь — естественный бальзам, созданный самой природой.

Водолечебницы и питьевая минеральная вода благоприятно сказываются на здоровье людей, излечивают ревматические и желудочные заболевания, невралгические, дыхательные и гинекологические болезни.

И следующее, наверное, небезынтересно вам будет узнать: при общем числе жителей страны в десять миллионов человек в 1987 году со всех концов мира к нам приехало более девятнадцати миллионов туристов. Нужно при этом иметь в виду, что свои услуги гостям из-за рубежа кроме «Ибуса», предоставляют и ряд других организаций и фирм, как-то: «Экспресс», «Кооптурист», «Волантурист», «Будапешттурист», «Альфатурист» и «Паннония».

Туристы из СССР путешествуют в Венгрии по тридцати маршрутам. Один из них предлагает советским друзьям фирма «Паннония», два маршрута — «Альфатурист», по три — фирмы «Будапешттурист» и «Волантурист». И, наконец, четыре маршрута предоставляет объединение «Кооптурист».

Однако подавляющее большинство маршрутов (пятнадцать) — приходится на долю «Ибуса». Как правило, они тематические: посещение городов Западной или Северной Венгрии, путешествие по городам-побратимам, знакомство с богатейшими достопримечательностями венгерской столицы, отдых на озере Балатон, лечение на различных курортах. Есть и комбинированные маршруты по нескольким странам: Венгрия — Чехословакия, Венгрия — Румыния, Венгрия — Румыния — Болгария, Венгрия — Австрия — Югославия. Есть и маршруты для поклонников автотуризма.

Итак, читатель, отправимся в путь-дорогу маршрутами «Ибуса»! Начнем конечно же со столицы, ибо справедливо сказано: «Венгрия — это, прежде всего, Будапешт»! Кто-то верно заметил, что каждый город имеет свои цвета. Наша Москва, к примеру, издавна белокаменная, Киев — зеленый, Лондон кажется дымчато-серым… Лиловые сумерки Парижа воспеты поэтами многих поколений…

Ну а Будапешт? Самое верное сказать, что он палево-голубой. И еще — очень уютный. Уютный утренней своей улыбкой, уютный — в зареве вечерних огней. Недаром венгерский писатель Лайош Мештерхази заметил, что Будапешт — город, с которым каждый очень быстро начинает обращаться на «ты».

Один из красивейших и древних городов Европы бережно хранит исторические реликвии прошлого. От Аквинкума, бывшего форпоста Римской империи, и до уникальных памятников зодчества последующих эпох, в том числе зданий в стиле барокко и классицизма, позднего романтизма…

Теперь представьте себе панораму гармонично сливающихся Будайских гор — на правом и Пештскую равнину — на левом берегу реки. Плавно катит Дунай свои воды мимо горы Геллерт, на которой высится монумент Освобождения — фигура женщины с лавровой ветвью в руках и бронзовая статуя советского солдата на цоколе…

Здесь же, на правом берегу, сохранились прибрежные дворцы, импозантный Рыбацкий бастион, с которого открывается чудесный вид на город. А сама Будайская крепость, весь этот район объявлен недавно ЮНЕСКО «Всемирной ценностью», самым прекрасным местом в мире. Широкими крыльями перекинулись через Дунай знаменитые мосты Эржбет и Маргит, имени Петефи и Арпад. Цепной мост и мост Свободы… Об их красоте слагаются песни, создаются поэмы…

— К достопримечательностям Будапешта, — говорит Ласло Таал, — без сомнения, относится и раскинувшийся как раз посреди реки остров Маргит, его называют «драгоценным камнем Дуная», И снова рядом с прошлым словно застывшей в дреме часовней времен средневековья соседствует современность — пионерский стадион, крытый и открытый плавательные бассейны, теннисные корты, пляжи и водно-спортивные базы, летний кинотеатр и театр под открытым небом…

Все новые маршруты называет представитель «Ибуса».

— После Будапешта, — говорит он, — второй из самых популярных туристских маршрутов озеро Балатон — самое большое озеро Центральной Европы. Водная поверхность его составляет почти 600 квадратных километров. Оно славится своей ласкающей, мягкой водой, прогревающейся до двадцати пяти градусов. Солнце здесь не обжигает, а только покрывает позолотой. Струятся песчаной полосой берега, идеальное место для отдыха семьей с маленькими детьми. А на склонах вокруг Балатона возделывается виноград, окрестности богаты целебными водами и минеральными источниками.

— Обратимся теперь, — продолжает собеседник, — к историческим городам, раскинувшимся вдоль Дунайской излучины. Вот, к примеру, Вышеград. Он знаменит ренессансным Дворцом венгерского короля-гуманиста эпохи Возрождения Матяша Корвина, большого покровителя искусств… Город Эстергом сыграл значительную роль в становлении венгерского государства… В Дебрецене туристы смогут побывать в Большом соборе, с кафедры которого было в 1948 году провозглашено свержение с венгерского престола династии Габсбургов… Издревле славится своей архитектурой Секешфехервар — Альба Регия, белый город, отпраздновавший в 1972 году тысячелетие со дня своего основания. Секешфехервар известен сегодня на всех континентах Земли как центр производства прославленных автобусов «Икарус»…

Впрочем, всех городов, входящих в наши маршруты, не перечислить! Туры «Ибуса» включают также Сольнок и Сексард, Дьер и Залаэгерсег, Сомбатхей и Мишкольц, Шалготарьян, Дунауйварош и другие города.

— Итак, приглашаем туристов из СССР, — заключил Ласло Таал, — в увлекательные путешествия по Венгрии и другим странам!

Беседу вел Н. БАБИН

Журнал «Турист» № 12(276) декабрь 1988 

Над серебристой Гауей

Национальные парки СССР

Пожалуй, нет в Латвии места более популярного, чем небольшой курортный городок Сигулда и его живописные окрестности. Не только из Риги — со всего Советского Союза приезжают сюда десятки тысяч туристов, экскурсантов, просто любителей природы.

Одних привлекает древняя долина Гауи, где на крутых, поросших густым лесом берегах сохранились остатки средневековых замков. Другие приезжают сюда, чтобы насладиться красками и ароматами весны или полюбоваться золотой палитрой осени. Зимой сюда стремятся тысячи горнолыжников, а летом Гауя — общепризнанный центр водного туризма. В дни национальных праздников и особенно праздника песни к поляне дайн (народных стихотворных произведений) устремляются любители фольклорного пения…

То, что именно в Сигулде выбрано место для первого в республике национального парка, весьма показательно. Задолго до его образования Сигулда, древняя долина Гауи, Турайдский замок, пещера Гутмана, могила Турайдской Розы были излюбленными местами народных гуляний. Еще в прошлом веке каждый рижский учитель считал своим профессиональным долгом хотя бы раз в году вывести сюда своих учеников, пройти берегом реки, взойти на один из утесов, к примеру, гору Живописцев. Идея организации национального парка в окрестностях Сигулды возникла еще в 20-е годы нашего столетия, в буржуазной Латвии. Однако отсутствие социально-экономических условий не позволило этой прекрасной идее воплотиться в жизнь. И лишь полвека спустя, в 1973 году в этих местах был создан национальный парк «Гауя».

Одним из первых дел его администрации стало упорядочение поведения на реке самодеятельных туристов. В наиболее интересных местах для них были оборудованы стоянки. Зимой лесники заготавливают и привозят на них дрова, а туристы за небольшую плату (1 руб. 70 коп. с человека) получают возможность пользоваться этими дровами и специально предназначенной для отдыха лесной мебелью, изготовленной местными мастерами.

За год по Гауе спускается более десяти тысяч водных туристов. Если бы не организация стоянок и запрет разводить костры и ставить палатки вне их, берега этой самой живописной в Латвии реки давно превратились бы в пустыню. Еще один существенный запрет — нельзя писать на песчаных обрывах и скалах. Тарифы за «настенные росписи» в парке намного превышают ставки авторского гонорара за художественные произведения, утвержденные Министерством культуры СССР. Если сумму штрафа поделить на количество букв, то в среднем получается десять рублей за «Маню» или «Ваню», а «Станислав» и «Сулейман» обходятся уже в двадцать пять.

Вообще психология туристов и отдыхающих в парке горожан постепенно меняется к лучшему. Местный инспектор по охране природы вспоминает, что лет десять назад он мог одновременно оштрафовать 20—30 человек, наломавших веток цветущей черемухи или осеннего клена. А сейчас, после публикации в газетах и сообщений по радио имен наиболее злостных нарушителей с указанием суммы штрафов, выражающихся трехзначными цифрами за одну охапку веток или букетик лесных фиалок, люди стали предпочитать нюхать цветы не срывая.

Над рекой Гауей в пределах парка возвышаются несколько десятков живописных утесов и скал. В числе наиболее популярных — Козьи скалы, расположенные ниже впадения в Гаую реки Рауны, и 30-метровые Орлиные скалы (Эрглю) чуть выше Цесиса. Но самое сильное впечатление, пожалуй, остается не от скал, а от посещения лесопарка в Лигатне. Можно без преувеличения сказать, что Лигатнинский лесопарк, а точнее анималистический парк, в нашей стране единственное место подобного рода. Здесь на площади в несколько десятков гектаров в огромных вольерах содержатся десятки кабанов, оленей, зубров и лосей. Животные чувствуют себя практически на свободе. В то же время туристы имеют прекрасную возможность наблюдать за ними из укрытий.

Здесь даже проложена кольцевая автодорога, по которой прямо к вольерам добираются автотуристы. А любителям верховой езды предлагаются напрокат лошади.

Всего же по территории парка проложено четыре круговых автомобильных маршрута протяженностью 110, 150, 190 и 260 километров. Для пеших туристов разработаны 7 однодневных (протяженностью от 8 до 20 км) и две двухдневные прогулки (30 и 40 км). В зимнее время действуют два лыжных маршрута. Доступный автотуристам, парк открывается всей своей красотой только тем, кто объехал его, пересек сверху вниз на лодке, после чего совершил несколько радиальных выходов.

Только тогда в совершенно неожиданных ракурсах предстанут перед туристом леса и скалы, холмы и овраги, реки и озера. Разнообразный ландшафт парка стал надежным убежищем для различных видов зверей и птиц, которых едва ли заметишь из окна автомашины. В парке гнездятся или останавливаются на пролете птицы 170 видов, в том числе черный аист и скопа, включенные в Красную книгу СССР. Здесь обитают барсуки и лисы, куница, заяц, речная выдра и европейский бобр, завезенный в парк в 1975 году. Копытных животных в здешних лесах стало столько, что существование лесного подроста оказалось под угрозой исчезновения. Парк был вынужден даже организовать охотничье хозяйство и ежегодно изымать часть популяции копытных. Отстрел идет под строгим наблюдением научного отдела парка, а мясо поступает в местные магазины, где продается по государственным ценам. Кроме этого, парк ежегодно отлавливает и отправляет в другие хозяйства благородных оленей.

То налажено, это предусмотрено… Стороннему наблюдателю, тем более неискушенному туристу, может показаться, что парк работает, как хорошо отлаженная машина. И директор парка И. Грундуле в беседе со мной подтвердила это:

— Мы на практике доказали совместимость решения задач охраны природы и рекреационного использования. Другие парки страны могут заимствовать наш опыт — пожалуйста! Парк утвердился в глазах землепользователей, обрел, что называется, «вес». Не сразу, конечно. В 1981 году этого «веса» нам очень не хватило, и Госкомспорт сумел буквально навязать нам крупный спортивный комплекс. Сегодня такое уже невозможно. Одним только «карьеристам» мы пока не противостоим. Что делать: песок и щебень необходимы, приходится мириться пока с «оспинами» карьеров в наших горах. Ничего, это временно.

Из беседы с директором я узнал и о серьезных финансовых затруднениях национального парка. Добровольные взносы в его фонд в последнее время заметно уменьшились. Но можно ли уповать только на этот фонд? Ведь некоторые решения проблемы лежат буквально на поверхности. Убыточна, например, конная ферма, приносящая доход только в летнее время. Почему бы не поделиться лошадьми с местной турбазой, которая охотно открыла бы конные маршруты?

И вот еще о чем подумалось: парк не стал еще «центром нападения» на врагов природы всех рангов и мастей. Где, как не в национальном парке, должны множиться и крепнуть ряды друзей и истинных защитников гибнущей природы? Ведь сюда приезжают тысячи туристов — не просто «отдыхающих единиц», а людей самых различных профессий, разного образования, нравственного фундамента. Каждый из них должен возвратиться из парка с сознанием своей личной ответственности за его судьбу, с ощущением своих сил и возможностей защитить природу.

А для этого… Очень и очень много предстоит сделать для этого. Повысить научную ценность и достоверность экскурсионных текстов, выпустить популярную, доходчивую и привлекательную литературу, увеличить количество наглядной агитации, но так, чтобы она не выглядела навязчивой, надоедливой. Парк не школа, не лекторий, здесь не учат, не преподают, но здесь должны воспитывать.

А. НИКОЛАЕВСКИЙ

Журнал «Турист» № 12(276) декабрь 1988 

Магнолии, сталактиты, монастыри…

Всесоюзный маршрут № 137 «По Грузии» знакомит с несколько непривычной для массового туриста стороной жизни этой закавказской республики. В программе нет многолюдного шумного Тбилиси или заполненных толпами отдыхающих Сухуми, Пицунды, Нового Афона. Зато путешественники имеют возможность без суеты познакомиться с современной жизнью и многовековой историей Грузии на примере Кутаиси, Телави, Цхинвали и Батуми. Эти города, каждый из которых является центром своеобразной культуры, имеют много интереснейших объектов осмотра, а их пригороды — мест для отдыха на природе. Продолжительность путешествия 17 дней. Время действия маршрута: октябрь — декабрь, февраль — май. Проживание в 2—3-местных комнатах туристских гостиниц, баз и в кемпингах. Переезды между пунктами на автобусе. Стоимость путевки — 149 руб.

Путешествие начинается в Батуми. Столица Аджарии расположена в прибрежной полосе, закрытой с севера горным хребтом, который задерживает влажные черноморские ветры. Здесь выпадает много осадков, что при высоких температурах способствует превращению района в сплошной субтропический сад, где выращивают цитрусовые, чай, бамбук и другие ценные растения. Летний курортный сезон здесь длится полгода.

Улицы Батуми украшают пальмы и магнолии. Излюбленное место отдыха — парк культуры, протянувшийся на несколько километров вдоль берега. Из экскурсий наибольшим спросом пользуются посещение знаменитого аквариума и дельфинария, а также поездка на Зеленый Мыс, в Махинджаури, где находится ботанический сад, имеющий интересные разделы мексиканской, китайской, японской и австралийской флоры.

Насыщена богатым содержанием программа пребывания в Кутаиси, древнейшем городе Западной Грузии, бывшей столице Имеретинского царства. Современный Кутаиси — второй (после Тбилиси) индустриальный и культурный центр Грузинской ССР. В городе можно осмотреть историко-этнографический музей, дома-музеи А. Г. Цулукидзе, З. П. Палиашвили, побывать у памятников выдающимся деятелям литературы и искусства.

Путешественникам предложат и экскурсию к историко-архитектурному ансамблю Гелати со знаменитой академией, где, по преданию, учился великий грузинский поэт Шота Руставели. Недалеко от Кутаиси находится Сатаплийский заповедник со сталактитовой пещерой и следами вымерших гигантских динозавров. Предусмотрена здесь и автобусная экскурсия в Цхалтубо — бальнеологический курорт всесоюзного значения.

Следующий пункт маршрута — Цхинвали, центр Юго-Осетинской автономной области. Путешественники посещают краеведческий музей, осматривают достопримечательности, среди которых памятники В. И. Ленину, поэту-революционеру, основоположнику осетинской литературы К. Л. Хетагурову, обелиск в честь 13-ти коммунаров и обелиск Славы в память советских воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны. Здесь вы сможете совершить автобусные экскурсии в бальнеологический курорт Джава, к архитектурным памятникам XII в. в Икорти, в город Гори.

Последние дни путешествия проходят в Телави — районном центре Кахетии. Город имеет многовековую историю, с которой знакомятся, осматривая экспозиции краеведческого музея, посещая крепости «Дзвели-галавани», «Батонис-цихе», «Корчибашис-цихе», построенные в X—XVIII веках. В окрестностях города можно увидеть остатки древнего монастыря «Дзвели-Шуамта». В один из дней запланирована поездка в Цинандали с осмотром дома-музея А. Чавчавадзе — известного общественного деятеля и поэта прошлого века. Не менее интересна автобусная экскурсия в центр Алазанской долины к памятникам архитектуры — Алавердскому храму и Икалтойской академии.

Г. ИВАНОВ
Адрес для консультаций: 380074, г. Тбилиси, просп. Чавчавадзе, 80, Грузинский республиканский совет по туризму и экскурсиям.

Журнал «Турист» № 12(276) декабрь 1988

Ждет вас русская зима

Необъятные просторы России, многообразие ее природы, богатство исторического и культурного наследия — все это создает прекрасные возможности для увлекательного активного отдыха зимой.

В зимнюю пору в Российской Федерации действуют более 200 туристских гостиниц и баз, способных одновременно принять свыше 60 тысяч человек.

Варианты активного отдыха очень разнообразны. Лыжные маршруты есть практически на всех турбазах. Вот некоторые из них: «Каракольский лыжный» по Алтаю, «Селигерский зимний» в Калининской области,  «Карельский зимний».

Многодневные походы, ночевки в приютах, занятия спортом на свежем воздухе дают прекрасный заряд бодрости и здоровья. Отдых на туристской базе «Ладога», расположенной во Владимирской области, предполагает также увлекательные экскурсии в древнерусские города Владимир и Суздаль, Гусь-Хрустальный и Боголюбове).

Любители горных лыж хорошо знают замечательный уголок природы — Приэльбрусье, встречающий солнцем, ослепительным снегом, чистым воздухом. Но в Российской Федерации много и других мест, подходящих для горнолыжного спорта: Северная Осетия, Урал, Сахалин. Новый горнолыжный маршрут будет действовать в заполярном городе Кандалакше. Там к вашим услугам комфортабельная гостиница «Сполохи», оборудованные трассы, буксировочные подъемники. Подобный маршрут разработан и в Чувашии, где для катания используют обрывистые берега Волги, рядом с туристской гостиницей «Волжанка». В этом году здесь установили буксировочный подъемник.

Новые горнолыжные маршруты начнут работать в Новгородской (тургостиницы «Мета», «Валдайские зори») и Московской (турбаза «Торбеево озеро») областях, а также на Камчатке (тургостиница «Гейзер»),

Популярен зимой и конный туризм. Всесоюзный маршрут «На санях по Башкирии» действует с ноября по декабрь и  с января по март. Аналогичные маршруты действуют на Алтае и в Омской области. Новые конно-санные маршруты начнут работать в этом сезоне в Удмуртии, Свердловской и Костромской областях.

Из года в год все большее число приверженцев завоевывают и транспортные путешествия. Куда только не ведут любознательных автобусные, железнодорожные и авиамаршруты — по местам былых сражений, к памятникам прошлого, современным достопримечательностям, заповедным уголкам природы. Около 300 плановых турпоездов будут курсировать в зимний период во все уголки нашей необъятной страны.

Туристско-экскурсионные организации Российской Федерации предлагают обширную программу и в дни зимних каникул. В распоряжение школьников будут отданы многие турбазы, для детей организуется 39 специальных туристско-экскурсионных поездов. Конечно, не все школьники отправятся в дальние путешествия. Но и в своих городах ребят ждет обширная экскурсионная программа.

Для коллективов многих предприятий нашей республики стало традицией в выходные и праздничные дни выезжать на экскурсии по достопримечательным местам Советского Союза. За несколько дней люди имеют возможность совершить автобусные и авиапутешествия в столицы союзных республик, города-герои, крупные областные и культурные центры, древние города страны.

Интересна и разнообразна программа поездов «Здоровье», которые предназначены для лыжников, любителей зимней рыбалки, всех поклонников природы. Отдых на них организуют все краевые и областные советы по туризму Российской Федерации.

Журнал «Турист» № 12(276) декабрь 1988

У Аральского моря

Катастрофическое положение дельты Амударьи и Аральского моря вызывает боль и обидное недоумение не только у жителей района, специалистов и ученых, но и у нас туристов, истинных любителей и ценителей природы. Бухарские туристы не раз прокладывали водные маршруты к Аралу на байдарках, а в дальнейшем, с обмелением реки, на велосипедах. Предлагаемый маршрут (велосипедный) относится ко II категории сложности.

Нитка маршрута: г. Кунград — г. Алтынкуль — поселок Кызылджар — пос. Алиаул — выход на магистральное шоссе — Ходжейли-Муйнак — пос. Шагырлык — пос. Шеге — пос. Порлатау (Тамарозек) — далее по бездорожью вдоль р. Амударьи до больших дюн — далее пешком (около 12 км) до Аральского моря. Продолжительность путешествия 8—10 дней, рекомендуемая сезонность: апрель — середина июня, сентябрь — октябрь.

Г. Кунград — железнодорожная станция, через которую проходят поезда сообщением: Москва—Душанбе, Самарканд — Москва, Волгоград—Ташкент и несколько поездов республиканских маршрутов. От Кунграда в сторону г. Алтынкуль ведет асфальтовая дорога (12 км). В Алтынкуле рекомендуется запастись всеми продуктами, так как в следующих поселках это сделать не всегда удается. Далее от Алтынкуля держать курс по магистральному шоссе до указателя в направлении пос. Кызылджар. Это маленький населенный пункт на берегу Амударьи.

Вправо от него ведет проселочная дорога в сторону Алиаула. В дождливое время дорога практически непроходима для велосипедов из-за участков солончакового суглинка. На этом участке интересным объектом является древнее и современное место захоронения с характерными для востока надмогильными склепами, мазерами, памятниками. От поселка Алиаул можно двигаться далее вдоль русла Амударьи, при условии малой воды, т. е. при возможности переходить с берега на берег вброд в поисках удобной тропы или дороги.

В ином случае лучше повернуть на магистральное шоссе в направлении на г. Муйнак. От пос. Шагырлык следует повернуть вправо по дороге к поселкам Шеге и Порлатау. На всем протяжении от пос. Алиаул до пос. Порлатау дорога асфальтированная. Далее предстоит самый трудный участок в 56 километров по сплошному бездорожью. Необходимо точно определить направление движения от поселка, иначе можно потерять много времени и сил в поисках пригодной для езды дороги. Значительная часть пути от пос. Порлатау до Больших дюн проходит в непосредственной близости от реки, и особой необходимости в запасах воды нет, однако даже при движении по асфальту мы имели запас воды по 2—3 литра на каждого участника.

Особую трудность при передвижении представляют на последнем участке маршрута обширные отрезки мелкого лёсса, сыпучего песка и густые заросли кустарника и трав, где езда отнимает максимум сил, а порой просто невозможна. От Больших дюн до моря вдоль реки остается 10—12 км, которые предстоит пройти пешком. Возвращаться назад предстоит по той же дороге в пос. Порлатау.

Отсюда можно совершить экскурсию в г. Муйнак, где расположен крупный рыбоконсервный комбинат, работающий в основном на переработке привозного сырья, имеется коптильный цех по переработке местных пород рыб: сазана, толстолобика, чехони и других. В рекомендуемые сроки путешествия погодные условия, как правило, благоприятные, сухие. Хотя, естественно, могут быть и отклонения. Дневные температуры апреля колеблются от 12 до 35 градусов, ночью иногда до 0. В мае погода более устойчивая и почти без осадков. В осенние месяцы дождей практически не бывает.

Тем, кого заинтересует описанный район путешествия, необходимо учесть, что на маршруте могут встретиться и ядовитые насекомые: скорпион, каракурт, тарантул, а также и ядовитые змеи. Поэтому меры безопасности, принятые против нежелательных контактов, не будут лишними. Из животных, которые непременно встретятся на маршруте: заяц-толай, бурая лиса, шакал, лошади, разнообразные виды птиц и рыб.

В. ПАНИН г. Бухара

ЛИТЕРАТУРА: Узбекская Советская Социалистическая Республика, «Узбекистан», Ташкент, 1977.

Адрес для консультаций: 705000, Бухара, Ленинградская, 4, турклуб «Ровесник».

Журнал «Турист» № 12(276) декабрь 1988

Хребет Ергаки

Предлагаемые лыжные маршруты IV и V категорий сложности пролегают по горным массивам хребта Ергаки, расположенного в центральной части Западного Саяна. Район интересен разнообразным живописным рельефом, несколько сглаженным в восточном направлении. Вершины хребта достигают высоты 2 280 м. Лучшее время для лыжных путешествий: середина февраля — середина марта. Следует учитывать лавинную опасность, которая может резко возрасти после снегопадов и оттепелей. Маршруты начинаются и заканчиваются на Усинском тракте (Абакан — Кызыл), проходящем вдоль западных границ хребта.

При необходимости из любой точки пути за 1—3 дня можно выйти на тракт.

Маршруты II и III категорий сложности опубликованы в № 2 журнала «Турист» за 1985 год.

Маршрут IV категории сложности (250 км, 16—18 дней): Усинский тракт — р. Нижняя Буйба — радиально перевал Тушканчик (н/к) и гора Тушканчик (1986 м, 1А) — пер. Красноярцев (1А) — р. Большой Кебеж — пер. Спасателей (н/к) — р. Б, Тайгиш — восточный исток Б. Тайгиша — рад. пер. Меткуль (1А) — пер. Вертолетный (н/к) — оз. Буйбинское — р. Верхняя Буйба — пер. Метугул (н/к) — р. Ус — лев. приток р. Ус — р. Аиягус — пер. Тихий (н/к) — траверс массива Шешпир-Тайга до пер. Шешпир 11 — р. Чап — р. Ус — пер. Учебный (н/к) — г. Учебная (2 187 м, 1А) — р. В. Буйба — руч. Луговой — оз. Светлое — радиально пер. Звездный (1 А) — р. Тушканчик — тракт.

На маршруте некоторую трудность представляет ориентирование и движение в каньоне правого притока Большого Кебежа (через 1 км от начала каньона основное русло поворачивает на юго-восток, здесь нужно начинать подъем в висячую долину по крутопадающему и заваленному крупными камнями руслу правого притока). Подъем на перевал Спасателей проходит в зоне леса, справа от лавиноопасного кулуара; от седловины около 1,5 км движение по гребню левого отрога до границы леса, дальнейший спуск среди деревьев по склону крутизной до 30° (избегать открытых участков — лавиноопасно!). Спуск с перевала Вертолетный начинают, уйдя вправо по гребню отрога. Восточные склоны перевала Метугул опасны наличием карнизов и снежных досок, поэтому с  перевальной седловины уходят влево и, перевалив через вершинку, спускаются по гребню отрога до озер на границе леса.

При спуске с перевала Шешпир II необходимо учитывать возможность схода лавин выше границы леса. Подъем на перевал Учебный начинают после прижима на правом берегу Уса (в 300 м выше стоит избушка). От границы леса поднимаются на плато левее перевальной седловины (в лоб, без лыж). Радиальный выход на перевал Звездный совершают только при благоприятных метеоусловиях и отсутствии снегопада в предыдущие 4—5 дней. Подъем осуществляют правее широкой ложной седловины.

Маршрут V категории сложности (290 км, 18—20 дней). Усинский тракт — р. Тушканчик — заброска продуктов в устье левого притока — пер. Тушканчик — радиально г. Тушканчик — р. Н. Буйба — пер. Красноярцев — р. Б. Кебеж — пер. Спасателей — р. Б. Тайгишь — западный исток Б, Тайгиша — радиально пер. Норильский (1Б) — пер. Звездный (2А) — оз. Светлое — дневка — руч. Луговой — р. В. Буйба — пер. Метугул — р. Ус — пер. Шешпир II (и/к) — траверс массива Шешпир-Тайга до пер. Тихий — р. Тихая — пер. Узун-Apra (1А) — пер. Анягус (н/к) — р. Анягус — лев. приток Уса — р. Ус — пер. Учебный — радиально г. Учебная — р. В. Буйба — Усинский тракт.

Наибольшую сложность на маршруте представляет подъем по северному склону перевала Звездный. Широкая заснеженная осыпь крутизной 35—45° постепенно переходит в узкий камин шириной 3—4 м, крутизна до 60°, встречается участок натечного льда; выше камин расширяется и крутизна уменьшается до 40—45°, Необходимо навесить не менее 150 м перил. Для организации страховки необходимы: две веревки по 50 м, ледоруб, два скальных крюка, кошки и жюмары у каждого. При подъеме на перевал Норильский встречаются наклонные плиты. Южный склон перевала Узун-Арга крут и лавиноопасен. В верховьях левого притока Уса небольшой водопад (ледопад).

М. ВАСИЛЬЕВ, мастер спорта

ЛИТЕРАТУРА: Величко М. По Западному Саяну. М., «ФиС», 1972. Васильев М. Ергаки — учебный полигон лыжников. «Ветер странствий». Не 20, «ФиС», 1985.

Адрес для консультаций: Москва, ул. Б. Коммунистическая, 17, городской туристский клуб.

Журнал «Турист» № 12(276) декабрь 1988

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Нагорье Сенгилен

На юго-востоке Тувинской АССР, вдалеке от популярных туристских маршрутов, была проложена трасса, которая несомненно привлечет внимание путешественников. В край непуганой дичи, каменных «замков» и каньонов, в белоснежье высоких горных хребтов, разноцветье незамерзающих водопадов, приглашают туристы-лыжники из Казани. Маршрут пройден группой с 24 февраля по 16 марта. 

С середины этого срока температура не опускалась ниже 30 градусов. А вот повышение температуры на солнце до плюсовой не благоприятствовало путешествию. Поэтому рекомендуется начинать маршрут в первых числах февраля при температурах хоть и низких, зато легко переносимых. Наледи лучше проходить до 11 часов утра. После 11 глубина воды доходит до 20 см. Маршрут можно пройти за 22—25 дней. Ориентировочный километраж при разных вариантах — 400—470 км.

Маршрут начинается в городе Кызыле, столице Тувинской АССР, где можно посетить краеведческий музей, осмотреть достопримечательности города, памятник погибшим красногвардейцам, символ центра азиатского материка — обелиск «Центр Азии», установленный на берегу Енисея. От Кызыла на самолете или автобусе группа прибывает в начальную точку спортивной части маршрута п. Нарын, откуда и продолжает путь вверх по реке с одноименным названием. Вначале по левому берегу реки, а затем непосредственно по реке группа выходит к заброшенному прииску Нарын, откуда и начинается знакомство с нагорьем Сенгилен.

Путь по реке протяженностью 72 км дает возможность участникам похода акклиматизироваться, привыкнуть к низким температурам и войти в часовой пояс района без особого затруднения. У заброшенного прииска можно остановиться на ночлег в одной из сохранившихся избушек, предварительно закрыв разбитые окна полиэтиленовой пленкой. От прииска есть два варианта пути.

Подняться по реке через живописные каньонные участки или же подняться на водораздел р. Нарын, Эрзин и по нему выйти в верховья р. Балыктыг-Хем. Путь немного сложнее, но зато позволит группе осмотреть хребет Хорумнуг-Тайга и живописные долины Нарына и Эрзина.

С верховьев реки по многочисленным наледям и каньонам группа спускается к устью р. Сольбельдер. Пятью км выше, напротив устья р. Ингипек, в боковом отроге есть перевал Ермак, ведущий в долину р. Сольбельдер. Но к нему лучше сделать радиальный выход, тем более что на спуске в долину Сельбельдера, да и на подъеме, перевал лавиноопасен и сквозное прохождение его лучше не делать. Перевальная седловина плоская, и летом здесь можно увидеть озеро (из описаний туристов пешеходов). В месте слияния р. Сольбельдер и Бапыктыг-Хем — привал. Лучше остановиться на правом берегу Балыктыг-Хема, сразу же после выхода из каньона, перед наледью. Удобная ровная площадка, наличие дров позволят группе организовать склад продуктов и уйти на кольцевую часть маршрута. Удобные площадки имеются и чуть ниже слияния рек, напротив ручья, вытекающего из оз. Дахы-Нур. В районе полуразрушенной избушки, стоящей на стрелке, лучше не останавливаться — рядом нет дров.

Шестидневное кольцо по р. Сольбельдер, Карги, Хайгас с посещением озер Караходь и Дахы-Нур знакомит участников с северо-западной оконечностью нагорья Сенгилен, представленной вершиной 3 202 с причудливыми башнями. При наличии времени можно совершить и радиальный выход к ней. Для чего потребуются кошки, веревка и горная подготовка. Завершив кольцо, группа следует к перевалам Омичей, Сюрприз вначале вниз по Балыктыг-Хему, а затем по первому правому крупному притоку, имеющему широкое русло, заполненное галькой и льдом. Поднявшись к перевалу Омичей, необходимо убедиться в лавинной безопасности, так как на перевале, из-за преобладающих западных ветров, висят карнизы. И, если таковые имеются, вернуться чуть назад и по боковому отрогу выйти на водораздел, отделяющий ручей от р. Ингилек и по нему траверсом выйти на перевалы Омичей, Сюрприз, ведущий в верховья р. Тарги. Перевальные седловины в р. Тарги лавиноопасны, поэтому лучше спускаться по отрогам, используя в некоторых местах перильную страховку.

Из долины Тарги подъем также по отрогам, так как карнизы слабо держатся и при малейшем шуме могут сойти вниз. Поднявшись на перевальное плато, группа спускается в левый приток р. Шин-Хем и, выйдя по нему до слияния, поднимается к перевалу Чахыртой.

С него спускается в долину одноименной речки, дойдя по которой до слияния со вторым правым притоком, устраивает базовый лагерь. От него в течение двух-трех дней совершает радиальные выходы к высшей точке нагорья 3 276 м и перевалу Экспедиция. Подъем на вершину требует знаний альпинистской техники, а траверс с перевала Экспедиции — навески перил, так как путь к вершине преграждается двумя каменными останцами с крутыми проходами вдоль них. После осмотра вершины и близлежащих участков группа продолжает свой путь вниз по реке, изобилующей каньонами с открытой водой и замерзшими водопадами. Местами необходимо соблюдать осторожность: нагромождение крупных валунов в русле грозит поломкой лыж, а то и ног.

Поднявшись по правому притоку Улан-Эрге на перевальную седловину, представленную многочисленными перелазами через хребет, группа спускается в долину р. Шин-Хем, где продолжает движение по каменным россыпям, каньонам и снежным надувам, круто падающим по ходу движения.

Спустившись до устья р. Кундус лучше уйти на правый бурт долины и продолжать движение по правой стороне, так как на реке большая открытая наледь с глубиной воды до 20 см. Подъем на перевал Эмель-Даба надолго запомнится участникам перехода: много незамерзших водопадов, бесконечные утомительные наледи. Приходится часто менять лыжи на кошки и наоборот, что, несомненно, утомляет. Но виды с перевала стоят затраченных усилий, С него открывается массив Хан-Тайга и его высшая точка с одноименным названием, а на севере виднеется плосковерхий хребет Коктурге-Бажи. При наличии времени маршрут лучше планировать далее по р. Их-Тайрисин-Гол, по которой выйти к минеральным источникам Тайрисин-Аршак и от них через 45—50 км закончить маршрут по конной дороге.

Спустившись с перевала Эмель-Даба, через 7 км по левому притоку реки группа поднимается на пер. Агаш-Даба, откуда, пройдя по водоразделу к истокам р. Оюм, спускается по нему в долину Балыктыг-Хема в месте впадения р. Шивилик. Отсюда, перевалив через хребет Коктурге-Бажи, по конной тропе выходит к пос. Кунгуртук. Если позволяет время, можно побывать на оз. Тере-Холь, где имеются остатки разрушенной уйгурской крепости. Конечно, вся местность закрыта снегом и очертания стен скрадываются на фоне широкой озерной впадины.

В целях безопасности группам следует иметь как лавинное, так и горное снаряжение. Учитывая опыт нашей группы, бахилы для похода необходимо делать в двойном комплекте. Высокие прорезиненные и простые капроновые, так как из-за многочисленных наледей в середине и конце маршрута ноги постоянно промокали. При прохождении ручьев и рек вброд лучше не искать обходных вариантов, так как это только приводит к лишней трате времени. Высокие бахилы позволят группам беспрепятственно преодолевать преграды такого типа. На группу желательно иметь 1—2 ледоруба. Водопад на реке Бурен лучше обойти по правому борту долины. Выход из каньона в 10—15 метрах выше от первого сброса водопада. Планируя прохождение водопада, необходимо учесть, что его высота около 90 метров, а на второй ступени водяной колодец.

Н. МУХИН г. Казань

ЛИТЕРАТУРА: Восточная Сибирь. Экономико-географическая характеристика. М,, 1963.

Адрес для консультаций: 420012, Казань, ул. Волкова, д. 84, Туристский клуб Вахитовского района Казани.

Журнал «Турист» № 12(276) декабрь 1988

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Лыжня к Валдаю

Лыжный маршрут II категории сложности проходит по Калининской и Новгородской областям. Основные пункты путешествия: разъезд Лодсосенка на ж.-д. линии Ржев — Великие Луки — долина реки Жукопы — озеро Пено — оз. Вселуг — оз. Стреж — исток Волги — село Свапуще — Березовский плес оз. Селигер — озера Святое — Долгое — Черное — Сосницкий и Полновские плесы оз. Селигер — с. Новый Скребель — оз. Шлино — берегами р. Шлины — болото Гладкое — с. Ильятино — р. Березайка — г. Бологое.

Протяженность трассы похода — около 380 км (с заходом на оз. Велье — 410— 420 км), продолжительность 15—17 (17— 19) ходовых дней. Сезонность: декабрь — март.

От будки стрелочника разъезда Подсосенка начинается узкая просека старой узкоколейки, которая тянется на северо-восток и север. Через час хода от разъезда железнодорожный путь поворачивает на восток. Наш путь продолжается на север по просеке до брошенного дома лесника, у которого начинается лесная дорога на восток и северо-восток, приводящая к Рижскому шоссе. По шоссе можно пройти около 1 км на восток, а затем по просеке-дороге к домикам дачного участка Нелидовского предприятия и далее лесами на северо-восток и восток. Пересекаем ручей Трасну, речку Бутаковку и шоссе Нелидово — Торопец. Движемся дальше лесами на восток, переходим ручьи Табинов, Белейку. Севернее села Голаново пересекаем шоссе, идущее здесь на северо-восток в направлении Чернушки, Белейки, Ковалеве и тут же ручей Веселовку.

Общее направление — северо-восток к истокам реки Межи. Здесь на левобережье Межи большие лесистые площади. Движемся по просекам, имеющим северное и восточное направления. Реку Межу, здесь весьма небольшую, пересекаем в северо-восточном направлении севернее с. Перевоз, южнее с. Завитневка. По правобережью Межи идем лесами на северо-восток, а затем на север. Первое селение после Голаново, на которое выходит нитка маршрута, — это остатки заброшенной д. Староселье, на открытом возвышенном месте в окружении леса. Идем далее на северо-запад по просекам вдоль восточной границы заповедника, а затем на запад вдоль северной его границы. Для прохода через территорию заповедника необходимо разрешение администрации.

Живописные леса и поля приводят на правобережье р. Жукопы южнее лесоучастка и д. Ганино. Далее по дороге и по азимуту на север через поле и буреломный лес к д. Дубасово. Пересекаем дорогу Сычево—Мошары. Далее санная дорога, идущая через лес на север, выводит на поле близ села Минькино. Идем через поле на северо-восток к лесовозной дороге, пересекающей трассу газопровода Сургут — Полоцк, оставляя Минькино западнее. Дорога эта, пересекая р. Тюзьму, идет затем на север, восточнее с. Озерцы — крупного села, вытянувшегося вдоль левого берега р. Тюзьмы, большого правого притока Жукопы.

За деревнями Митино и Зимник дорога входит в большой сосновый пес. Общее направление — на север. Переходим по мосту большой правый приток Жукопы — Ветожетку и идем дальше до развилки дороги. Прямо на север к ст. Жукопа, налево — к большому мосту через р. Жукопу и далее к пос. Пено. У моста покидаем дорогу, спускаемся на лед реки и идем по ней направо, вниз по течению. Вскоре (в нескольких километрах от моста) на правом берегу — строения села, а далее — поселок ст. Жукопа. Водокачка и вокзальчик видны с реки. Идем дальше по руслу, оставляя слева разлив оз. Пелесица, под ж.-д. мост, огибая водокачку.

Оставив русло Жукопы перед пос. Таницы, уходим влево на северо-запад через небольшой участок леса на открытую равнину. Перейдя шоссе и ж.-д. линию на участке Пено — Соблаго, оказываемся сразу на льду оз. Пено. Западный берег озера покрыт высокоствольным лесом, годным для стоянки. По льду озера двигаться легко, снег неглубокий. За 3 часа проходим озеро с юга на северо-запад до д. Гора в устье р. Кудь. На восточном берегу протоки между оз. Пено и Вселуг расположено с. Вселуки. Далее двигаемся по оз. Вселуг. До северной оконечности озера у с. Ширково. Узкую протоку к озеру Стреж у д. Наумове удобнее обойти справа по берегу.

Идем далее, огибая мыс западного берега оз. Стреж у д. Ивановское, мимо д. Дубки к с. Новинки с церковью, видной издалека. В с. Новинки, близ церкви, небольшой дом приюта турбазы «Селигер». Идем по лыжне на запад и северо-запад через шоссе по лесной пересеченной местности, через озера Большое и Малое Верхиты, д. Вороново, что в 1,5 км от истока в д. Волговерховье. От Новинок до Волговерховья около 10 км.

Вернувшись в Новинки, продолжаем маршрут. Оставляем оз. Стреж и мимо с. Коковнино, севернее д. Шелехово идем на северо-восток, подрезая дорогу Новинки—Коковнино—Свапуще. Далее по шоссе достигаем с. Свапуще, где у магазина спускаемся на лед Березовского плеса оз. Селигер. По льду идем вначале на восток, затем на северо-восток от мыса к мысу и вновь на восток. Справа открывается многоэтажный корпус турбазы «Селигер». Идем на восток и северо-восток к лесистому берегу озера, южнее д. Бухвостово и Ковшово. Взобравшись на берег, движемся по лесу на восток и через 20— 25 минут выходим на оз. Святое. На его западном берегу расположена д. Павлиха. Далее через небольшие протоки попадаем на такие же озера Долгое, Черное.

После озера Большое Жетонег, расположенного к северу от Черного озера, выходим в том же направлении на болото. Далее на северо-восток к д. Зуевка, стоящей на высоком правом склоне близ широкого залива, образованного низовьем р. Зуевка, текущей из оз. Ласцо. Пересекаем залив и в северо-восточном направлении выходим к с. Могилево, стоящему на высоком восточном берегу Сосницкого плеса оз. Селигер. Идем далее по Сосницкому плесу на северо-восток, минуя церковь с. Сосница, деревни Голенок, Ореховка, Орлове, Городец — бывший древний город. За Городцом восточный берег Селигера — лесистый, годный для стоянок. Это уже Полновский плес. Путь по льду Полновского плеса продолжается дальше на северо-запад к мысу у д. Покров. Отсюда видна д. Старая Скребель на острове и д. Новая Скребель на северо-востоке, на восточном берегу Полновского плеса. В д. Новый Скребель, у пристани — магазин. Идем теперь по дороге на северо-северо-восток через д. Гослав, Козине, Скит, Рабежа, Пустошка (Нов, Деревня) на высоком левом берегу р. Рабежа. Здесь нужно перейти на левый берег Рабежи и двигаться на северо-восток в направлении д. Кувшиново (Ковшинье) и Мошки к оз. Шлино.

По льду озера идем на север, северо-восток к мысу и далее по восточному берегу озера до д. Яблонька. От южного берега озера до д. Яблонька около двух часов хода. Далее по дороге, восточнее деревни идем на север к р. Шлина. У моста через реку сходим на тропу, выводящую к восточной просеке-дороге, идущей через сосновый лес. Просека приводит к лесной дороге, которая приводит к восточному краю д. Яхново, расположенной на высокой горе левобережья р. Шлины. Переходим ее по мосту. Здесь на правом берегу над родником сделан сруб-домик. Лесная дорога по левобережью р. Шлины к д. Новинка и далее.

Сразу за третьим (после Новинки) ручьем поворот на север к бывшей д. Танище. Здесь короткая дорога — просека до высокой поляны с остатками дома и сарая. Держим направление через леса и болота на северо-восток и к концу третьего перехода попадаем на заброшенную дорогу. Она ведет вначале на север, потом на северо-восток до моста через р. Шлинку. От поляны в д. Танище до р. Шлинки шли 3 часа по дороге, которая дальше поворачивает на запад и северо-запад, выводя к д. Леонове

Идем на северо-восток, пропуская одно ответвление направо, а далее у развилки поворачиваем направо к д. Погарино и, пройдя всю деревню, двигаемся по лесистой дороге на северо-восток к с. Ильятино, стоящему в устье р. Ильятинки при ее впадении в Березайку. По улице проходим вдоль реки к мосту через Березайку к с. Старый Березай с разрушенной церковью и далее к с. Новый Березай на Ленинградском шоссе.

Г. РЫЖАВСКИЙ
ЛИТЕРАТУРА: География Калининской области. М., 1965. Иоффа Л. Тверь — Калинин. «Вопросы географии», сб. 49. М„ 1960.
Адрес для консультаций: 170000, г, Калинин, пер. Беляковский, д. 45/22, городской туристский клуб, тел.: 2-25-71.

Журнал «Турист» № 12(276) декабрь 1988

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области