Новое в системе планирования маршрутов
Туристские организации профсоюзов переживают ответственный момент. С 1 января 1989 г. вся отрасль перейдет на полный хозрасчет и самофинансирование. Это непростой процесс. Сложность не столько во внедрении экономических нормативов, сколько в умении освоить каждый элемент новой структуры экономики туризма. Если же учесть, что параллельно решаются задачи коренного повышения качества обслуживания на основе Целевой программы, то практически все аспекты деятельности туристских организаций и предприятий изменяют свою форму и содержание.
Уже на первых же этапах внедрения экономических методов управления проявилось крупное противоречие между статусом и правами туристского предприятия, с одной стороны, и системой планирования, выпуска и реализацией туристского продукта (маршрутов, туристских путевок), с другой. В чем же его существо?
Во-первых, отныне любое туристское предприятие становится социалистическим товаропроизводителем, обладающим правом производить, реализовывать и оказывать услуги. Это право дал им закон СССР «О государственном предприятии (объединении)».
Реализуя его, трудовой коллектив в условиях полного хозрасчета, самофинансирования при самоуправлении должен осуществлять свою производственную, социальную деятельность и оплату труда за счет заработанных средств. Но на самом деле в большинстве случаев сейчас планируют, выпускают и реализуют туристский продукт в виде путевок на маршруты все звенья вертикальной структуры управления, кроме самого предприятия.
Во-вторых, туристское предприятие, по существу, не несет материальной ответственности за дефекты в организации отдыха, которые нередко появляются в ходе «эксплуатации» маршрутов. На практике не учитываются требования оптимального соотношения категорий качества и количества в сфере туристского обслуживания, в связи с чем в планах господствующее положение заняли вал и рубли, но не качество. Система показателей, плановых и отчетных, вводит в заблуждение саму отрасль, поскольку искусственное завышение объемов предоставляемых услуг за счет их повторного учета искажает натуральное выражение фактически произведенных потребительских стоимостей.
Наконец, в-третьих, действующая сейчас система планирования туристских маршрутов изолирована от реализации путевок и тем более от процессов рекламы и информации. Здесь разрыв настолько велик, что он привел, например, в 1987 году буквально к провалу в продаже туристских путевок: почти 100 тысяч их остались в сейфах советов по туризму и экскурсиям. Да и нерасторопность реализаторов очевидна. Если подсчитать протяженность путей миграции всех туристских путевок от производителей — советов по туризму — до их потребителей, получим фантастические цифры — сотни миллионов километров.
Управление туристских учреждений и маршрутов разработало предложения по перестройке системы планирования туристских маршрутов, включив в нее все процессы по выпуску, реализации путевок и их рекламе.
Коллегия Центрального совета утвердила «Основные положения о порядке планирования туристских маршрутов, выпуска и реализации туристских путевок и их рекламе». Это своего рода нормативно-методический документ. Определено, что новый порядок вводится в действие в течение 1988— 1989 годов. Создана новая система кодированной нумерации маршрутов.
В чем же новизна маршрутной работы? Прежде всего, в полной самостоятельности туристских предприятий и экскурсионных организаций в планировании маршрутов, туров, выпуске путевок и их реализации. Классификация туристских маршрутов предусматривает их четкую дифференциацию по типам, видам и классам.
Новизна и в том, что для всех предприятий в отечественном туризме введен единый бланк туристской путевки. И еще. В технологию нашей туристской работы вводятся современные, принятые в мировом туризме определения, которые помогают систематизировать туристскую терминологию, использовать единые методологические принципы планирования и организации работы туристских маршрутов.
Продажной единицей (товарной формой) туристского продукта, выпускаемого в сферу потребления, становится тур, то есть индивидуальная или групповая поездка по определенному туристскому маршруту в определенный срок.
Вводятся такие понятия, как туроператор и турагент. Туроператор — это совет по туризму и экскурсиям, туристско-экскурсионное объединение, предприятие, бюро путешествий и экскурсий, которые занимаются разработкой туристских маршрутов, обеспечивают их работу, организуют рекламу, определяют цену на туры по этим маршрутам, продают туры турагенту для выпуска и реализации путевок на них.
Турагент же — это туристско-экскурсионная организация, которая приобретает туры по туристским маршрутам, разработанным туроператором, выпускает путевки на эти туры и реализует их. Туроператор одновременно может выступать в качестве турагента, при этом он самостоятельно выпускает путевки на туры по разработанным им туристским маршрутам и продает их непосредственно потребителю.
Следует особо остановиться на таком понятии, как транстур (транспортный тур), то есть путешествие по туристскому маршруту, организуемому турагентом, который добавляет к приобретенному туру проезд туристов от места формирования группы до первого на маршруте пункта размещения и от последнего на маршруте пункта обратно. При организации транстура турагент добавляет к цене тура, утвержденной туроператором, расходы по перевозке туристов и утверждает цену транстура в установленном порядке без дополнительных начислений (отчислений и прибыли). В объем туристско-экскурсионных услуг туроператор включает цену тура, а турагент — расходы по перевозке туристов.
Турагент (это, как правило, бюро путешествий и экскурсий) может быть туроператором, используя для разработки, туристских маршрутов арендованные самостоятельно или через другие туристско-экскурсионные организации места размещения и организуя транстур по этим маршрутам по актам обслуживания.
Таким образом, как видите, туристским предприятиям и экскурсионным организациям предоставляются самые широкие права — самим формировать маршруты, приобретать и продавать туры. В этих целях постановлением утверждено Временное положение о ярмарках по продаже туров и путевок, а также Примерный договор на приобретение туров. Кстати, подобный опыт в турсоветах уже имеется. Туристско-экскурсионные организации регулярно проводят ярмарки по оптовой продаже туров и путевок. Такие ярмарки провели Российский республиканский и ряд областных советов. Например, в ярмарке, организованной Дагестанским советом в июне, приняли участие представители советов и бюро 23 крупнейших городов страны, которые закупили туры на 500 тысяч рублей.
Следует особо отметить, что в принятом в апреле 1988 года нормативно-методическом документе предусмотрен специальный раздел, где заложен реальный экономический рычаг для повышения качества обслуживания туристов: в случае непредоставления туристам оплаченных ими услуг, согласно программе, туроператор обязан выплатить (компенсировать) туристам их стоимость. С согласия туристов непредоставленные услуги могут быть заменены другими. Кроме того, предусмотрено, что в этом случае предприятие, обслуживающее туристов, уплачивает турагенту штраф за каждый случай нарушения условий. Причем штрафы и компенсации выплачиваются туристскими предприятиями из фондов их материального поощрения. Думается, что такой экономический фактор, влияющий на реальный заработок каждого члена трудового коллектива, станет мощным стимулом для повышения качества работы.
Новый порядок планирования маршрутов исключает теперь всесоюзные маршруты. Отменить их хотели уже давно. Но мешали опасения: могут, мол, исчезнуть некоторые походные, а также традиционные маршруты, проходящие по нескольким республикам и регионам (особенно в Закавказье). Думается, что эти опасения безосновательны — ведь большинство местных маршрутов, по сути, проходят параллельно всесоюзным. Кроме того, основными положениями устанавливаются «контрольные показатели», т. е. исходные данные по разработке маршрутов, обслуживанию различных социально-демографических групп населения и иностранных туристов. И при всем этом в популярных туристских районах число маршрутов с активными способами передвижения даже увеличилось.
Теперь об этапности планирования маршрутов. Туристские организации будут вести перспективное планирование на основе таких же схем развития туризма в республике, крае, области с учетом данных исследований и социологических опросов.
На этапе текущего планирования, который должен начинаться не позже чем за полтора года до планируемого, достигается законченность оформления и утверждения в установленном порядке необходимых документов: карточек маршрутов, цен на путевки, графиков загрузки предприятий и других.
Прежде этот этап предполагал и изготовление путевок на маршруты. Мы уже говорили, что теперь вводится в обращение единая форма путевки, представляющая бланк, который заполняется только при продаже. При заключении договора о приобретении туров на тот или иной маршрут между туроператором и турагентом последний, по сути дела, приобретает право на продажу этих путевок.
Со временем Центральным бюро реализации туристско-экскурсионных путевок будет организовано печатание бланков путевок единого образца для всех заинтересованных организаций.
Неотъемлемым приложением к туристской путевке явится информационный листок, куда войдет необходимая для туриста информация.
Вопрос о необходимости реформы системы реализации туристско-экскурсионных услуг ставился неоднократно. Не раз на эту тему выступали средства массовой информации, в том числе и журнал «Турист». Теперь установлены следующие основные формы реализации туров и туристских путевок: всесоюзные, республиканские, краевые, областные, городские ярмарки по продаже туров, ярмарки по оптовой и розничной продаже путевок; договоры между туроператорами и турагентами, туристскими и государственными предприятиями, учреждениями, учебными заведениями, общественными и другими организациями; открытая продажа через турагентства, пункты реализации, кооперативы; самостоятельная продажа путевок туристскими предприятиями.
Конечно же, в принятом нормативно-методическом документе не все идеально. Практика, жизнь несомненно внесут в него коррективы. Можно надеяться, что принятые Центральным советом новые направления в маршрутной практике будут способствовать более полному удовлетворению потребностей в туристско-экскурсионных услугах, повышению качества обслуживания в туристской отрасли.
В. КАЧАНОВ, начальник Управления туристских учреждений и маршрутов Центрального совета по туризму и экскурсиям
Журнал «Турист» № 12(276) декабрь 1988