Спасителям Отечества

Навечно в памяти народной

Много лет назад я впервые приехал в Горький — известный в прошлом крупный торговый город Нижний Новгород, славившийся высокой культурой, меценатством, превосходными театральными антрепризами. В свободную минутку сразу же отправился в картинную галерею. Она всегда отличалась хорошей коллекцией живописи, но мой интерес направлялся на знаменитое полотно
Константина Маковского «Минин на Нижегородской площади» (см. 4-ю с. обл.).

Однако картины этой там не оказалось… Поиски привели во Дворец труда — бывшее дворянское собрание, — лишь здесь нашелся просторный зал для картины, занявшей целую стену. Она здесь только хранилась и была скрыта от людских глаз. Полотно отражает один из моментов высокого национального патриотизма, связанного с защитой Отечества, — начало организации народного ополчения в Нижнем Новгороде… Ему предшествовали поистине драматические события в истории нашего государства…

…1609 год. Польский король со своим войском вторгается в Россию. Но дорогу ему преграждает Смоленск — отчаянное сопротивление населения не позволяет иноземцам покорить город: все приступы огромного войска отбивают с большими для поляков потерями.

Тем временем царь Василий Шуйский слезно просит у шведов помощи: он обещает им деньги, новые земли. Но население Москвы держит ворота на запоре, отказываясь пустить их отряды.

В 1610 году, летом, правительственные войска терпят при Клушине серьезное поражение от польско-литовского войска — и этим Василий Шуйский подписывает себе приговор: его свергают и насильно постригают в монахи. Власть переходит к семи боярам («семибоярщина»).

Увы, историю не переделаешь: богата Россия героями и умами, и не бедна проходимцами и предателями.

«Бородачи» не только заключили договор с польским королем, не только пригласили его сына Владислава на Московский престол, но и тайно, в том же 1610 году, ночью, открыли врагу ворота.

Россия оказалась у трагической черты. Как всегда бывало (живо это и по сегодняшний день), в моменты особого напряжения в русском народе начинают зреть силы для отпора неприятелю. Так и не смогли установить историки, чьему перу принадлежала «Новая повесть о преславном Российском царстве», призывавшая к борьбе против захватчиков, ставившая в пример «крепко-стоятельный град» Смоленск.

Ее содержание передавалось из уст в уста, она будоражила умы, разжигала чувство патриотизма.

А в Москве польские власти строго следили за тем, чтобы народ не вооружался — даже топоры плотницкие не разрешалось иметь, даже дрова нельзя было ввозить в город — знали ляхи, как москвичи дерутся кольями и поленьями.

А Смоленск держался. Воевода Михаил Шеин блестяще организовал оборону: несмотря на нехватку продовольствия и воды, горожане постоянно совершали лихие вылазки. В одну из них они захватили королевское знамя поляков!

…В Москве зрело восстание. Первое народное ополчение, организованное дворянином Ляпуновым, князем Трубецким, казачьим атаманом Заруцким, к сожалению, не принесло успеха: хотя передовой отряд Дмитрия Пожарского и вошел в Москву, и бились ополченцы отчаянно, и москвичи сражались, — предатели-бояре предложили командованию гарнизона поджечь город: ветер гнал огонь в сторону ополченцев.

Извечная междоусобица сыграла и на этот раз свою роковую роль: ополчение распалось из-за противоречий между дворянами, крестьянами и казаками.

Летом 1611 года пал и Смоленск. Целых двадцать месяцев держался город. Но и тут не обошлось без предательства. Один из дворян — и имени называть не хочется — под покровом ночи сбежал к полякам и указал место в стене, где она была непрочной (и в старые времена случалось такое: торопились доделать ее к какому-то сроку, не успевали и сложили тяп-ляп). Ворвались в Смоленск польские шляхтичи, навалились на оголодавший народ… Остатки защитников набились в каменный собор, заперлись. И когда стали наседать пришельцы — подожгли сохранившийся там порох и погребли себя под каменными глыбами…
Видя, как гибнет Россия, и шведы бросились к разделу жирного пирога, заняли Новгород…

Страна оказалась в критической ситуации.

Родина нуждалась в герое, и он вышел из народных глубин…

Посадский человек, торговец мясом, после своего избрания земским старостой в Нижнем Новгороде (осень 1611 года), Минин обратился с призывом создать народную армию для освобождения страны от иноземцев.

Блестящий организатор, он не только сумел объединить вокруг себя многочисленную рать, пригласить воеводой князя Дмитрия Пожарского, собрать значительные средства, разослать во все концы грамоты с призывом включиться в ополчение, но и создать, как мы теперь говорим, высокий моральный, нравственный и интернациональный климат в своем войске. Ведь под знаменами Минина и Пожарского собрались посадские люди и крестьяне, стрельцы и казаки, русские и татары, мордва и чуваши, мари и удмурты…

В конце марта 1612 года хорошо вооруженная народная армия двинулась из Нижнего Новгорода в Ярославль.

К. Маковский отлично почувствовал великую решимость огромной массы людей, отразив это в своей картине.

Смелость и военное искусство князя Пожарского было известно и до этого похода, а вот воинский и организаторский талант, высокая доблесть сугубо штатского человека Кузьмы Минина проявились именно во время борьбы с захватчиками.

…На помощь польскому гарнизону, засевшему в Москве, двинулся отряд Ходасевича, но соединится им не дали.

Началось сражение за Москву. Остатки польского гарнизона заперлись в Кремле и Китай-городе, отказавшись сдаться. Но среди шляхты начался голод, болезни, и, в конце концов, их разбитые отряды вынуждены были капитулировать.

Героическая народная армия «не щадя живота» билась с хорошо организованным польским войском, и в конце октября Москва была очищена от иноземцев.

Подвиг Минина и Пожарского, подвиг народа не ушли из людской памяти — о них слагали былины, писали стихи, романы.
Константин Маковский создал монументальное полотно, отразившее эти великие события. Если приедете в Горький, можете увидеть его уже в картинной галерее: для него пристроили специальный зал…

Виктор КАРПЕНКО

Журнал «Турист» № 3(291) 1990 г.

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Направляйте предложения

ГУГК ждет

Приказом Главного управления геодезии и картографии при Совете Министров CCCP № 309 п от 22 июня 1988 г. утверждена Инструкция по созданию карт парков и зон массового отдыха трудящихся. По этому документу, введенному в действие с 1 августа 1988 г., картографические фабрики, предприятия и организации ГУГК получили возможность разрабатывать, издавать и распространять через обычные книжные магазины, киоски «Союзпечати», торговую сеть карты для активного отдыха, занятий спортом и туризмом. 

Карты будут создаваться на парки, сады, зеленые зоны, входящие в черту города, а также на пригородные зоны отдыха. С их помощью можно будет подробно познакомиться с достопримечательностями того или иного парка, выбрать и преодолеть понравившийся пешеходный или лыжный маршрут, поучаствовать в соревнованиях ориентировщиков или туристском кросс-походе, спланировать дистанции для школьников-«зарничников» и т. д. Спортивная или туристская карта может быть издана как в виде одного листа, так и в комплекте с другими картами или схемами (в виде альбома).

Спортивные карты готовят на территорию площадью до 10 км с использованием аэрофотоматериалов и топографических карт масштабов 1:25 000 и 1:10 000. Благодаря корректировке, выполняемой глазомерным способом, и отбору элементов ландшафта спорткарта получается значительно больше насыщенной ориентирами и деталями местности, чем исходная топографическая.
Туристские карты создают на территорию до 25 км2, беря за основу топографическую карту масштаба 1:50 000 или ранее изготовленные спорткарты. Элементы содержания карты дополняются и уточняются визуально. Достопримечательности и культурно-бытовые объекты показывают с максимальной подробностью. На картах подписывают названия улиц, объектов гидрографии и рельефа, остановки пассажирского транспорта, экскурсионных и культурных центров и т. д. Как на туристских, так и на слорткартах указывают масштаб карты и высоту сечения рельефа.

Как известно, в тематических планах ГУГК «Карты и атласы» на 1985 и 1986 гг. уже был опубликован перечень спортивных карт Москвы, Ленинграда, Горького, подготовленных к выпуску в свет. Однако их издание было задержано до утверждения инструкции. В январе первые карты для спорта и отдыха появились на торговых прилавках. В дальнейшем число городов и номенклатуры карт будет неуклонно расширяться.

При подготовке спортивных карт в соответствии с инструкцией рекомендуется привлекать опытных спортсменов-ориентировщиков, судей по ориентированию. Для того чтобы туристские карты были современными и достоверными, также целесообразно в процессе работы над ними проводить полевое обследование местности с участием туристов и краеведов.

Предложения о включении в план издания карт для спорта и отдыха следует направлять через городские и областные спорткомитеты, советы по туризму и экскурсиям, комитеты ДОСААФ в ГУГК при Совете Министров СССР (117801, ГСП-7, Москва, ул. Кржижановского, 14, корп. 2).

О. БОРИСОВ

Журнал «Турист» № 3(291) 1990 г.

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Зачем компас ИТР?

Труд современного инженера — сложный многофакторный процесс, во многом зависящий от индивидуальной способности человека к продуктивной умственной работе, физической выносливости, быстроты восстановления организма.

Старший преподаватель кафедры физвоспитания Сумского педагогического института, судья республиканской категории по спортивному ориентированию В. Кривцун на протяжении нескольких лет искал оптимальное соотношение массовых и доступных физических упражнений, оказывающих положительное влияние как на физическое развитие, работоспособность, так и на важнейшие психофизиологические качества инженерно-технических работников. Итогом стала успешная защита им во ВНИИФКе диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук «Профессиональная направленность занятий физическими упражнениями инженерно-технических работников».

Экспериментальные исследования были проведены на сумском производственном объединении «Насосэнергомаш» имени 60-летия СССР и в проектном институте «Гипрохим». 120 ИТР были разделены на четыре равные группы. В одной из них преимущественно занимались спортивным ориентированием, в другой — оздоровительным бегом, в третьей — ритмической гимнастикой. Четвертая группа оставалась контрольной. Занятия в группах проходили трижды в неделю: два раза по 1,5 часа и один раз — по 2 часа.

Уже через год занятий большинство показателей физического развития существенно изменились. Наиболее значительный прирост в жизненной емкости легких, времени задержки дыхания на выдохе, выносливости мышц кисти, жизненном индексе отмечен в группе ориентировщиков. Кроме того, у них же более других улучшились показатели сердечно-сосудистой системы.

Разительно изменилась за год потеря дней из-за болезней. У «ориентировщиков» она снизилась на 24,4%, у «бегунов» — на 23,6%, у «гимнастов» — на 20,9%, в то время как в контрольной группе осталась почти неизменной (снижение на 4,8%).

Для ИТР важны такие психофизиологические качества, как память, внимание, наглядно-образное мышление. Тесты, проведенные после годичного занятия групп, показали, что и здесь «ориентировщики» опередили всех. Так, переключение и распределение внимания у них ускорилось в среднем на 13 с, а оперативное мышление — на 4,5 с. Суммарная ранговая оценка объективных показателей профессиональной работоспособности наиболее высоко (до 45,7%) возросла в группе «ориентировщиков». В группе ритмической гимнастики прирост составил 40,3%, а у «бегунов» — 31%. Интересно, что представленные объективные показатели практически совпали с теми оценками, которые дали по своим критериям эксперты, а ими были начальники отделов и служб предприятий, где трудятся участники исследований.

По материалам диссертации В. Кривцуна разработана методика комплексных занятий физкультурой в профилированных группах ИТР, научных сотрудников, других категорий людей умственного труда, для которых спортивное ориентирование обеспечивает не только замечательный оздоровительный эффект, но и повышение профессионально-прикладных качеств.

Б. ОГОРОДНИКОВ, доктор химических наук, председатель ФСО СССР

Журнал «Турист» № 3(291) 1990 г.

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Из леса — на телеэкран

Перед организаторами соревнований по велосипедным и лыжным гонкам, авторалли, легкоатлетическому марафону, спортивному ориентированию, то есть тех, что проходят вне стадионов и спортивных арен, всегда стояла проблема оперативной и достоверной передачи динамики борьбы.

В последние годы телевизионные камеры, устанавливаемые стационарно на трассах или же автомашинах, вертолетах, позволяют все отчетливее ощутить ход соревнований,  «приблизиться» к участникам состязаний. Интересное нововведение намечается в 1992 году на Белой Олимпиаде во французском городе Альбервиле.

Во время соревнований по лыжным гонкам планируется экипировать всех участников специальными миниатюрными радиодатчиками. Когда спортсмен будет проходить через пять определенных пунктов трассы, на информационных табло, расположенных на старте и финише, появятся его точные результаты на данном отрезке трассы.

Прогресс у лыжников налицо! Но их трассы известны за несколько лет вперед. А как быть ориентировщикам, пути движения которых между КП не может предсказать никто!

В 1968 году на II чемпионате мира по ориентированию, проходившем в Швеции, была сделана первая попытка телетрансляции из леса. Организаторы соревнований вместе с начальниками дистанций постарались решить проблему демаскировки КП, которая неминуемо возникает при размещении телекамеры близ КП (а в другом месте ее ставить бессмысленно). На женской и мужской трассах они спланировали по 2—3 очень коротких отрезка между КП. Известно, что перегоны длиной до 100—150 м спортсмены преодолевают по азимуту, то есть подходят к пункту только с одного направления. Вот этот отрезок и «просматривали» телекамеры, располагавшиеся чуть сзади КП. 

Естественно, что были камеры еще на старте и финише. Комментатор мог достаточно отчетливо передать ситуацию, складывающуюся на самом деле.

Вернувшись из Швеции, под впечатлением увиденного мастер спорта С. Елаховский в журнале «Турист» № 4 за 1969 год писал:
«При современном уровне техники вполне реальна публичная демонстрация наших соревнований. На стене огромная, как экран кинотеатра, карта. Цветная. На ней горят неподвижные номера — контрольные пункты и движутся разноцветные точки — спортсмены, находящиеся на дистанции. Между ними и огромной картой сложная система радиосигналов».

Естественно, что такое наблюдение за спортсменом требовалось не только для удовлетворения любопытства болельщиков. Ведь и на занятиях, выпуская подопечного в лес, тренер очень хотел бы следить за его действиями. Авторским свидетельством № 1139452, выданным на имя В. Мукина, Б. Огородникова и Е. Шабакова с приоритетом от 26 мая 1983 г., такая возможность была признана за «Устройством для контроля действий спортсмена на дистанции». Небольшой передатчик, прикреплявшийся на пояс спортсмена и работавший на частоте 3,5 или 28 мГц, позволял с помощью приемника-пеленгатора «Лес» получать тренеру информацию о скорости передвижения, числе остановок и их продолжительности, времени отметки на КП. Кроме того, в случае травм, несчастного случая передатчик начинал посылать «тревожные» импульсы.

Осенью 1985 года В. Мукин — старший преподаватель Череповецкого высшего военного инженерного училища радиоэлектроники на I Всесоюзной научно-практической конференции по спортивному ориентированию в Волгограде доложил уже о целом комплексе аппаратуры, которая могла пеленговать направление на спортсмена и выводить точку его местонахождения на двухкоординатный графопостроитель с закрепленной на нем картой или на телеэкран.

Примерно в таком же ракурсе развивалась техническая мысль и у шведских специалистов. Летом 1988 года во время 5-дневных соревнований О-ринген они опробовали систему ДЕССА для определения координат наблюдаемого объекта, используемую еще со времен второй мировой войны, и IAM/PC, принимающую цифровые сигналы и перерабатывающую их в итоговый результат. Карта соревнований была переработана шведским телевидением для лучшего показа на экране. Система функционировала хорошо. Однако специалисты посчитали, что передатчики, которые спортсмены несли на поясе, необходимо все же облегчить.

Шведская федерация ориентирования совместно с телевидением и фирмой «Телеверкет радио» надеется, что чемпионат мира в окрестностях Скараборга можно будет со всеми подробностями действий спортсменов на лесных трассах наблюдать на экранах в любой точке земного шара.

Б. СИРЕНЕВЫЙ

Журнал «Турист» № 3(291) 1990 г.

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Это было недавно

Многое было необычным в этот июльский день 1959 г. в старом лесу, посаженном еще Петром Великим по берегам речки Линдуловки. Здесь впервые проводились не командные, а личные туристские состязания и к тому же без рюкзаков.

В новых соревнованиях отважились принять участие немногие — 32 мужчины и 17 женщин. С «синькой» — выкопировкой из топографической карты в руках, настроив азимут на компасе Адрианова, они поодиночке убегали в лес, хотя это принципиально противоречило основным правилам туристской безопасности.

Соревнования кончились благополучно; назвали победителей. Так у нас в Ленинграде впервые в нашей стране появился новый вид спорта, теперь широко известный как спортивное ориентирование. Число его приверженцев среди туристов стремительно росло. Прекрасная форма физической и тактической подготовки к походам привлекала всех. Выступали даже с предложениями, чтобы ввести обязательное участие в соревнованиях при присвоении разрядов и званий по туризму. Уже в следующем, 1960 г. был установлен дружеский контакт с туристами соседней Эстонии. Председатель Ленинградской туристской секции, ныне профессор Кораблестроительного института А. Васильев и председатель эстонской федерации, ныне член-корреспондент АН ЭССР А. Раукас договорились о проведении товарищеского матча сборных команд, который с тех пор стал ежегодным, являясь старейшим в нашей стране.

Но особое, ни с чем не сравнимое место в истории ленинградского ориентирования, в памяти первопроходцев лесного спорта, конечно, занимает 1963 г., первые Всесоюзные соревнования. Во главе делегации — старейшина ленинградских туристов в. Добкович, вместе с ним А. Васильев и Л. Шухман.

Первый старт — на маркированной трассе. Судьи боялись тогда, что участники могут потеряться и потому насыпали километры белых бумажек в осеннем лесу. Участники также очень живописны — кто в шерстяном тренировочном костюме и ботинках «вибрам», кто в трусах, майке и тапочках.

С нетерпением ждем финиша. Вдруг на пригорке возникает женская фигурка. Это финиширует ленинградка Надя Башарина. А за ней уже пошли, посыпались с горы спортсмены и спортсменки. Первый всесоюзный старт состоялся. Без штрафов почти никто не обошелся. Некоторые поставили прямо-таки недостижимые «рекорды», заработав по 16 часов (!) штрафного времени.

Вторым видом программы был бег патрулей, то есть пар, что сделали тоже из соображений безопасности. И здесь ленинградцев поджидали большие переживания. Сначала женская команда (Л. Милова (Филина), Н. Мареева, З. Пятакова, Т. Лобанова) заняла 1-е место. Кубок за эту победу и ныне украшает музей ленинградского туризма. А потом проиграли мужчины.

Более четверти века миновало с тех пор, а кажется, что было все вчера. Большую дистанцию прошло за эти годы ориентирование. В Ленинграде состоялась первая зимняя эстафета на маркированной трассе, у нас был изобретен Федором Вергилесовым первый в мире «стол» для крепления карты, у нас появилась первый среди женщин мастер спорта Л. Фомичева, прошла первая международная встреча СССР — НРБ… А карты — от примитивных синек до предельно точных пятицветных… И наконец, в долгожданном чемпионате мира 1987 года в составе советской команды выступали известные ленинградцы Н. Левичева и В. Алексеев.

Вехи нашего непростого пути — это своеобразные КП, если говорить языком ориентировщиков.

Ленинград

Н. БЛАГОВО, судья всесоюзной категории

Журнал «Турист» № 3(291) 1990 г.

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Кооператив восходителей

Заслуженный мастер спорта В. Балыбердин, заместитель председателя федерации альпинизма Ленинграда, хорошо известен в нашей стране. Он первым из советских людей поднялся в связке с Э. Мысловским на вершину высочайшей горы планеты — Эвереста, участник траверса Канченджанги во второй советской экспедиции в Гималаи.

Ныне мы представляем его в ином качестве — как председателя кооператива «Альпинист».

Вообразите: узкая, расширяющаяся с одной стороны «каюта» «Приюта одиннадцати» на склоне Эльбруса. В небольшое оконце порывы завывающего ветра периодически швыряют пригоршни жесткого снега. За дверью слышны голоса участников соревнований по скоростному подъему на высоту, второй день пережидающих здесь непогоду. В неотапливаемом «Приюте» за кружкой горячего чая и проходила эта беседа нашего специального корреспондента С. МИНДЕЛЕВИЧА с В. БАЛЫБЕРДИНЫМ.

Корреспондент: Владимир Сергеевич, скажите, что это вдруг вас потянуло в кооператоры?

В. Балыбердин: Госкомспорт СССР платит мне, как члену сборной страны, 220 рублей ежемесячно. Это моя зарплата, других заработков нет. А семья у меня — 5 человек. Сами понимаете, на такую зарплату сейчас прожить трудно. Как видите, есть личный материальный интерес, но много и других причин, не менее важных. Сейчас резко сократились дотации на занятия альпинизмом и по профсоюзной, и по государственной линиям. И вот несколько ленинградских альпинистов (сначала нас было трое, теперь 20) объединились и создали этот кооператив — не только для поднятия своего жизненного уровня, но и для субсидирования любимого нами дела. То есть часть заработанных средств мы собираемся вкладывать в развитие альпинизма. Например, около 4,5 тысячи рублей потратили на проведение этого чемпионата на Эльбрусе. Доходы же от него весьма малы, они покрывают только небольшую часть затрат.

Корреспондент: Кого же объединяет ваш кооператив, кто ваши единомышленники?

В. Балыбердин: Скажем, один из них — заслуженный мастер спорта Владимир Шопин, также участвовавший в первой советской гималайской экспедиции. Другие члены кооператива не столь известны. Это люди большей частью молодые и самых разных профессий — спортивные работники, рабочие, инженеры, журналист и другие. Для выполнения больших по объему работ приглашаем по трудовому соглашению и других альпинистов, не входящих в наш кооператив.

Корреспондент: Какие же это работы?

В. Балыбердин: Фактически это любые работы на высоте. Покраска крыш, труб, ремонт фасадов зданий, мойка и вставка стекол, герметизация швов в панельных домах и тому подобное.

Корреспондент: Я слышал, что в Ленинграде создано уже десятка полтора подобных кооперативов. Нет ли конкуренции? И еще: где вы берете работу, как находите заказчиков? Или они сами вас находят?

В. Балыбердин: Нет, мы сами ходим по предприятиям и предлагаем свои услуги. Где договоримся, заключаем договор, в котором указывается: что надо сделать, когда, за какую плату, какие нужны материалы и другое. Конкуренция, конечно, есть, но не из-за того, что мало работы. Ее непочатый край, такими темпами на сто лет вперед хватит. Заводские корпуса стоят некрашенные, здания частично разрушены… Но у большинства заказчиков не хватает то денег, то — гораздо чаще — нужных материалов.

Корреспондент: Надо полагать, что только «промышленным альпинизмом» ваша сфера деятельности не ограничивается?

В. Балыбердин: Верно, хотя он дает нам основную прибыль. Однако развиваем и то, что на западе называют трекингом, — обслуживание любителей путешествий. Летом 1989 года по поручению БММТ «Спутник» обеспечивали поездку двух групп туристов из ГДР и одной группы альпинистов из Южной Кореи на Памир. Первые наши клиенты остались весьма довольны.

На западе гид знакомится с группой где-то недалеко от подножия горы, ведет подопечных на вершину, возвращается вниз и у подножия с ними прощается. А мы полностью обеспечиваем все путешествие, в том числе и проезд от Ленинграда в горный район, доставку людей и грузов от аэропорта к базовому лагерю, даем недостающее снаряжение, сопровождаем по маршруту в горах и отвечаем за безопасность восходителей.

Другое направление — организация и проведение спортивных состязаний. Начали вот с этого чемпионата по скоростному подъему на Эльбрус.

Кооператив «Альпинист» существует около года — один летний сезон. Поэтому сделано пока немного, набираемся опыта.
Корреспондент: Зато, наверное, вы не раз думали о будущем…

В. Балыбердин: Планов, конечно, много. Но не преждевременно ли о них объявлять на всю страну?

Корреспондент: Ну, говорят — мечтать не вредно.

В. Балыбердин: В мечтах есть строительство скалодрома в нашем городе, и гостиницы для едущих через Ленинград альпинистов и туристов. Будем делать горное снаряжение н уровне лучших зарубежных образцов Расширим спортивную деятельность ради чего, собственно говоря, и был создан кооператив. Хотим развивать альпинизм как в сторону его массовости, так и спортивности, использовать самые разные виды и формы работы (в том числе и с подростками), свободные от каких-либо бюрократических рамок, не зажатые никакими — даже спортивными — начальниками.

Например, федерация альпинизма Ленинграда и несколько альпинистских кооперативов, в том числе и наш, планируют провести совместно с 1991 по 1995 год ряд гималайских экспедиций. Первая — «Траверс Лхоцзе — Эверест—91». Как видите, довольно скоро. Правительство Непала уже приняло заявку нашей федерации на это восхождение, но официального ответа пока нет. В восхождении будут участвовать 10 спортсменов, обойдется она примерно в 60 тысяч долларов и 100 тысяч рублей. Соревнования на Эльбрусе — один из этапов отбора участников будущего траверса.

Кстати сказать, в конце сентября 1990 года будем проводить второй аналогичный чемпионат на Эльбрусе по скоростному подъему на высоту. Приглашаем всех желающих попробовать свои силы. Заявки на участие желательно присылать не позднее 15 августа, чтобы успеть забронировать гостиницу.

Корреспондент: А куда присылать?

В. Балыбердин: Мне домой. Адрес: 194291, Ленинград, пр. Просвещения, д. 39, к. I, кв. 79. Телефон — 516-09-49. По этим же координатам можно связаться с нами для оказания любых услуг кооперативом «Альпинист».

Корреспондент: Это, конечно, здорово, но экспедиция в Гималаи — для альпинистов высокого класса, а таких не столь уж много. Что ваш кооператив может предложить уже сейчас, так сказать, рядовым любителям гор?

В. Балыбердин: Чемпионат на Эльбрусе достаточно демократичен. В нем может принять участие любой человек, имеющий медицинский допуск к занятиям альпинизмом и значок «Альпинист СССР», не моложе 18 лет.

Корреспондент: Многие горные туристы, даже ходившие в «четверки» и «пятерки», не имеют такого значка, хотя их техническая подготовка выше «значкистов».

В. Балыбердин: Что же, подумаем, как их не оставить «за бортом».

И вот еще что. Мы готовы вывезти любое число желающих — не только альпинистов, но и туристов — в любой горный район для восхождений и походов. Хотят — на Эльбрус, Казбек, хоть на пик Коммунизма! Обеспечим перелет туда, проживание в гостинице, дадим снаряжение… Конечно, предварительно проверим — обладают ли люди необходимой для заявленного восхождения технической и физической подготовкой.

Ясно, что стоить такое восхождение будет недешево. Но наши цены все же значительно ниже, чем это стоило бы по путевкам БММТ «Спутник» или советов по туризму и экскурсиям — у нас ведь нет громоздкого административно-управленческого аппарата.
Советские люди еще не имели возможности для таких путешествий — по желанию. Туристские организации пока предлагают набор уже разработанных и утвержденных маршрутов. Мы же готовы организовать путешествие по любому маршруту и любой сложности в зависимости от заявки заказчика. Замечу, к слову, что новыми туристскими правилами самодеятельным туристам теперь разрешается подъем на вершины.

Корреспондент: А будут ли такие восхождения учитываться при присвоении разрядов? Как вписывается сказанное вами в существующие нормативы альпинизма и спортивного туризма?

В. Балыбердин: Пока никак не вписывается. Аналогов подобного в стране не было, потому и официальных документов никаких нет. Сейчас повысить разряд таким способом нельзя. Возможно, потом образуется и это. Да и всякому ли нужны справки? Пока без них нельзя было оформить очередной разряд, а без него — совершить более серьезное восхождение. Однако если возникнет и утвердится альтернативная система восхождений, как предлагают альпинистские кооперативы, союзы, ассоциации, то нынешние справки сами собой отомрут. Будут судить о возможностях человека не только по справке альплагеря или маршрутной комиссии. Если он хорошо себя покажет, достойно, так я же сам его приглашу на другие восхождения, даже в гималайскую экспедицию.

Корреспондент: Почему бы вам не организовать подготовку горовосходителей, подобно тому, как в существующих учебно-спортивных базах?

В. Балыбердин: Мы собираемся открыть в Ленинграде филиал Центрального учебно-методического центра «Эльбрус». Теорию учащиеся будут проходить в городе, а практические занятия — на Кавказе.

Корреспондент: Как же вы возьмете человека на восхождение, не зная его подготовки?

В. Балыбердин: Будем проводить специальный отбор на наших соревнованиях — кому можно, скажем, идти на семитысячник, а кому не стоит. Причем есть договоренность с одним медицинским исследовательским центром о том, чтобы там проверять наших участников в барокамере (в том числе и иностранцев). Потом на соревнованиях проследим, как совпадает медицинский прогноз с фактическим состоянием здоровья. Тут мы будем работать сразу и на спорт, и на науку.

Беседу вел С. МИНДЕЛЕВИЧ

Журнал «Турист» № 3(291) 1990 г.

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Где же ты, походный велосипед?

Отправляясь в Харьков и Пензу на велозаводы, я собирался написать материал информационного характера, рассказать читателям о том, какие новые модели там разработаны и внедряются. Однако все вокруг — и велотуристы, и коллеги-журналисты, и сотрудники Госкомспорта СССР, — едва заведешь речь о двухколесном экипаже для путешествий, сразу начинают говорить о проблемах, с ним связанных. И даже сами работники велостроительной индустрии беседу о велосипеде для туриста нередко начинают с тяжелого вздоха. Поэтому я вынужден был написать статью сразу в двух жанрах: и проблемном, и как информацию.

Тема туристского велосипеда для нашего журнала уже с «бородой». Еще в № 8 за 1968 год мы сообщали о том, что создается новая туристская модель, но велосипед 153-421 «Турист», который сейчас выпускает производственное объединение «Харьковский велозавод им Г. И. Петровского», оправдывает свое название с не меньшей натяжкой, чем в далеком 1968 году. И это несмотря на контакты опытных велотуристов с конструкторами велозавода, несмотря на участие журнала «Турист», естественно, с помощью читателей в дорисовке «портрета» походного велосипеда (№ 8, 1980; № 5, 1982; № 7, 1983). В этом разговоре участвовали и сами конструкторы. В чем-то, считают велотуристы, выпускаемый нынче тезка журнала даже «сделал» назад шаг относительно своего предшественника, скажем, начала 80-х годов.

И действительно. Мы говорили о том, что у велосипеда для дальних путешествий должны быть две ведущие звездочки и большой диапазон ведомых. У «Туриста» же ведущая звездочка одна, а диапазон ведомых велозавод уменьшил с 14—28 до 16—24 или даже 16—22 зубьев. (Доля выпуска более желанного для любителей категорийных путешествий велосипеда 153-424 «Спорт» с двумя ведущими звездочками составляет примерно 0,4 процента от всего велопроизводства, так что вряд ли можно всерьез говорить о его присутствии на рынке страны.) Мы все время пишем и говорим о надежных трубчатых багажниках с прочными стойками — как бы в насмешку над нашими просьбами багажники стали ажурными и воздушными, а стойки истончились настолько, что, кажется, того гляди, согнутся под тяжелым взглядом. Говорили и по поводу того, что туристы, ревностно учитывая каждый грамм походного веса, почти никогда не берут в дорогу фару с тяжелым генератором, умельцы на непредвиденные случаи делают фонарь с влагонепроницаемым футляром для комплекта батареек, который светит и на малой скорости, и на стоянках.

Промышленность по этому пути пойти никак не хочет, поэтому тяжелое осветительное оборудование, как правило, навсегда поселяется в чуланах. А вот сделать простейший флягодержатель из куска толстой проволоки до сих пор оказывается невозможным. Ну и так далее, читатели дополнят список недоделок, не позволяющих с полным основанием велосипеду 153-421 оправдать название « Турист».

Такая глухота к запросам путешественников не только последним прибавляет хлопот, но и наносит ущерб народному хозяйству: вхолостую производятся осветительное оборудование и другие неподходящие для дальних дорог детали, вместе с тем велотуристы отвлекают рабочих разных заводов на частное изготовление звездочек с 28 и 32 зубьями, багажников, флягодержателей и других приспособлений, вынуждая их воровать металл (назовем вещи своими именами).

Но не подумайте, что конструкторы завода совсем ни чего не делают. Они подготовили новые спортивно-туристские модели: 153-451, 153-452 и 153-453 под название» «Турист» и 155-441 «Спорт». Первая модель — с пятью передачами, остальные три — с десятью (ведущие звездочку имеют 42 и 52 зуба). Первая и третья модели — с прямым рулем городского типа, вторая и четвертая — со спортивным изогнутым. Машина 153-453 комплектуется двумя багажниками. Эти велосипеды облегчены на полтора килограмма относительно выпускаемых до нынешнего времен! благодаря применению литых деталей из алюминиевого сплава: выноса руля, шатунов педалей, тормозных скоб, корпуса и рычажка переключателя, корпусов втулок. Задний багажник имеет две стойки, к раме он крепится двумя винтами. Снова применяются тормоза с боковой тягой, Седло — полумягкое, пенополиуретановое. Шины двухцветные. В остальном, к сожалению, велостроители не приблизились к запросам путешественников. В частности, количество передач увеличилось (с 4 и 8 до 5 и 10), но самая большая звездочка насчитывает только 22 зуба, багажники по-прежнему делают из тонкого металлического прута, инструментальная сумка не увеличилась, а, наоборот, уменьшилась.

Наконец-то я увидел опытные образцы давно обещанного спортивно-туристского велосипеда с открытой рамой — модели 153-461 и 153-462, аналоги мужских моделей. Но велосипедисток, кого осчастливят эти новинки, будет очень мало.

Мы писали (№ 7, 1983), что в США в начале восьмидесятых годов стали модными горные велосипеды, что эти машины (латинская аббревиатура — МТВ) имеют десять и более передач. Наша держава — тоже горная, и вот в 1988 году Центральное конструкторско-технологическое бюро (ЦКТБ) велостроения закончило разработку велосипеда, получившего название «Баксан». Базовая модель 191-911 имеет прочную закрытую раму из легированной стали, жестко фиксированный руль. У машины 15 передач (три ведущих звездочки с числом зубьев 51, 39 и 28, пять ведомых — от 14 до 28 зубьев). Толстые шины (обозначение 48-559) имеют глубокий протектор; ободья стальные, коробчатые; консольные тормоза. Модификация велосипеда 191-912 имеет 18 передач (шесть ведомых звездочек), щитки колес, багажник и флягодержатель. База обеих машин 1096 мм. В 1991 году Йошкар-Олинский механический завод должен начать серийный выпуск горного велосипеда.

На кульманах конструкторов ЦКТБ рождается отечественный вариант и велосипеда для грузового туризма — такое вот сочетание в ходу сейчас у специалистов. Машина будет иметь 18 передач (самая большая ведомая звездочка, видимо, будет иметь 32 зуба), с рычажком переключения на руле, консольные тормоза, пенополиуретановое седло, два флягодержателя, два багажника, сумки. Но с выражением восторга лучше не спешить. Сами конструкторы порой говорят: «Мы проектируем одно, а как увидишь, что завод выпускает, так грустно становится».

Помните, мы писали (№ 7, 1983) о спортивно-туристской подростковой модели с четырьмя передачами? Так вот — еще немного, и опытный образец, фотографию которого мы поместили, отпразднует десятилетний юбилей со дня рождения в ЦКТБ. С тех пор чертежи велосипеда безуспешно путешествуют по разным заводам: сначала его взялись, было освоить автозаводчане Кременчуга, потом возлагали надежды на велостроителей Шяуляя, Атига. Сейчас рассчитывают, что лучше всего со столь трудной задачей — освоение велосипеда с несколькими передачами для подростков — справятся рабочие города Свободного Амурской области. А конструкторы тем временем усовершенствовали модель: база велосипеда удлинена до 945 мм, обозначение шин теперь 37-540, число ведомых звездочек увеличено до пяти (от 14 до 24 зубьев).

В том же номере «Туриста» мы сообщили, что пензенское производственное объединение «Завод имени Фрунзе» предполагает в 1985 году начать серийный выпуск первого в стране спортивно-туристского велосипеда с несколькими передачами для женщин (с открытой рамой). Но сейчас новый велосипед к покупательницам не ближе, чем в середине восьмидесятых. Почему? Решающее слово по-прежнему за Его Величеством Планом. Завод изо всех сил стремится (причем не без давления сверху) в первую очередь наращивать выпуск традиционных дорожных машин с одной передачей, которые производят и другие велозаводы страны. А для удобной, изящной, очень нужной, а главное — оригинальной модели 112-523 с поэтическим названием «Диана» (это почти то же самое, что и многим известная «Прима», но с тремя передачами) на конвейерах завода не нашлось места.

Вообще-то заводчане выход нашли. Прямо в стенах завода образовался кооператив, который собирает велосипеды с тремя передачами. Что, наконец-то женщины получили свой велосипед? Нет, опять же мужчины. Кооператив выпускает отнюдь не «Диану», а модель под названием «Мустанг» — велосипед с закрытой рамой.

Вряд ли где-нибудь еще так стойко проявляется дискриминация по отношению к представительницам прекрасного пола, как в велостроении. Уже несколько десятилетий для мужчин хотя и в недостаточном количестве, но выпускают облегченные модели с несколькими передачами, а женщин и подростков индустрия держит на суровом пайке тяжелых односкоростяых машин с древними тормозными втулками типа «Торпедо». И в этой дискриминации пензенские велостроители, похоже, соревнуются с харьковскими. В бойкоте «Дианы» не видно логики и потому, что велосипеды с открытой рамой все чаще предпочитают и мужчины.

Еще в 1982 году в обзоре читательских писем на тему «Какой велосипед лучше?» мы выявили, что для грунтовых дорог путешественники предпочитают промежуточную машину между дорожной и спортивно-туристской. Понадобилось несколько лет, чтобы на этот факт отреагировали конструкторы. И вот несколько велозаводов взялись за разработку велосипедов переходного (легкодорожного) типа с несколькими передачами.

Первенцем в этом семействе стала модель 111-342 Минского мотоциклетного и велосипедного завода. Она имеет три передачи, база 1123 мм, обозначение шин 37-622, тормоза клещевые с боковой тягой, багажник на двух стойках. К началу нынешнего года, как пообещали в Минавтосельхозмаше СССР, партия этой модели, хотя и мизерная, должна поступить в продажу.

Второй велосипед, 113-912 «Таир-маршрут», разработал Йошкар-Олинский механический завод, по размерам машина близка к «Салюту», но с более широкими шинами (47-507). Она тоже имеет три передачи, рама однотрубная, открытая, руль высокий, два ручных тормоза, рычажок переключателя — на руле.

В Перми работают над дорожной машиной с пятью передачами.

Но вернемся в Пензу. Здесь велостроители тоже готовят промежуточную модель 111-523 «Сура-3» с тремя передачами, начало серийного выпуска намечено на 1990 год. Поскольку сейчас велосипеды 111-521 «Сура-2» (с закрытой рамой) и 112-512 (с открытой) собираются на одном конвейере, будем надеяться, не составит больших трудностей выпуск женского аналога «Суры-3» с тремя передачами.

А в конструкторском бюро я увидел опытные образцы велосипеда-«вездехода» под условным названием «Россия». Предполагаются модификации с одной передачей и с тремя. Вторая как нельзя лучше соответствует русским проселкам. По размерам «Россия» такая же, как «Прима», но имеет толстые шины (обозначение их 47-559), каретка располагается на 12 мм выше от земли, щиток цепи надежно прикреплен к раме, закрывает всю ведущую звездочку и верхнюю ветвь цепи. И еще восхищает прочный багажник, сделанный из трубки диаметром 14 мм. К раме он крепится двумя винтами. Основа платформы багажника, закругляясь, переходит в стойки. Словом, есть чему радоваться. Но на вопрос, когда же наверняка можно будет увидеть «Диану» и «Россию» в магазине, заводчане пожимают плечами.

— Если бы мы сами решали, что производить, если бы нам дали возможность устанавливать оптимальную цену на продукцию, — нет, не грабительскую, даже ниже кооперативных 170 рублей, — мы бы нашли возможности для выпуска и «Дианы», и «Мустанга», и «России», и других моделей, — говорил каждый, с кем я ни разговаривал: главный инженер объединения «Завод имени Фрунзе» С. Блинов, директор велопроизводства П. Кулагин, сотрудники конструкторского бюро.

Чтобы получать конкретные ответы на вопросы о сроках и другие, нужно «раскрепостить» завод, перевести на истинный хозрасчет, при котором заработок всех, от директора до сборщика, будет плотно соответствовать количеству и качеству продукции, причем не произведенной, а приобретенной покупателями. Чтобы не команды из столицы регулировали объем и ассортимент продукции, а спрос потребителя. Впрочем, такие команды раздаются именно потому, что плохо изучается спрос, в частности, на велосипеды.

Как сказали в Минторге СССР, в прошедшем году велостроители поставили на рынок 5 950 тысяч велосипедов, а заявка министерства была на 7,5 миллиона машин. Причем если спрос на дорожные односкоростные велосипеды хоть как-то удовлетворяется, то дефицит на спортивно-туристские на редкость устойчиво сохраняется уже несколько десятилетий. В 1989 году сделано менее 190 тысяч машин. Даже постановление Совета Министров СССР, принятое в 1985 году, в частности, по выпуску спортивно-туристских велосипедов, выполняется чуть больше, чем наполовину. Сейчас такие могут приобрести лишь треть желающих. Наверняка и эти данные завышены: трудно оценить истинный спрос при отсутствии соблазняющего предложения.

Когда спрашиваешь велозаводчан и министерских работников о причинах положения, объяснения следуют самые разные. Кроме как об упомянутом чрезмерном диктате Центра, говорят о плохой оснащенности цехов современным оборудованием, недостатке квалифицированных кадров, о необязательности смежников-поставщиков, нехватке качественного сырья…

Что же все-таки делать? Как перейти от полумер к мерам?

В свое время в нашей стране поставили задачу обеспечить массового покупателя хорошей малолитражкой — и построили автозавод в Тольятти, расширили московский АЗЛК. Поняли, что в автостроение вкладывать средства рентабельно. И вскоре пошли широким потоком «Жигули» и «Москвичи», давая государству большую прибыль. Сейчас так же рентабельно вложить средства в велостроение. Очевидно, что настало время Совмину и Госплану СССР принять серьезную комплексную программу по велосипедам. За такой основательный подход высказались и работники Минавтосельхозмаша СССР, с которыми я говорил.

Сейчас очень нужен массовый двухколесный аналог «Жигулей» — хорошая базовая модель с 4 передачами, на уровне мировых стандартов, с современной красивой отделкой, а на ее основе — модификация с 8—15 передачами е разнообразным оборудованием, в том числе туристским. На создание такого велосипеда можно было бы полностью отдать велозавод Харькова, оснастив его на самом современном уровне.

Программа, о которой говорим, должна, наконец, решить и вечную проблему запчастей (хотя бы силами кооперативов), чтобы любой велотурист мог купить звездочки с числом зубьев от 14 до 52, включая 32, 36 зубьев, тросики разной толщины и длины, прочные передние и задние багажники, флягодержатели и т. д.

У ЦКТБ должен быть свой небольшой сборочный цех, где создатели новых моделей внедряли бы свои разработки. Пусть новинки будут выходить из цеха малыми партиями, пусть у них окажется повыше цена, но велостроители смогут перед постановкой модели на конвейер более основательно ее обкатать, а если продажу таких машин осуществлять с помощью велотуристских клубов и комиссий и при этом устанавливать связь с покупателями, изготовители получат компетентную информацию о своих изделиях.

К слову, о недостатке обратной связи говорили конструкторы пензенского ПО «Завод имени Фрунзе». Особенно им нужны подробные письма с детальным анализом того, как «ведут» себя в работе велосипеды, отдельные их узлы. Необходима помощь велотуристов и при испытаниях новых моделей — испытательные путешествия, кстати, неплохо оплачиваются. Любители длительных поездок могут принять это сообщение как приглашение к сотрудничеству с велозаводом. Одним словом, путешественники тоже должны приложить руки к созданию походного велосипеда.

А. БУЛГАКОВ

Журнал «Турист» № 3(291) 1990 г.

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

МКК: помощь или препятствие?

Вопрос этот возник после знакомства с письмом тренера секции горного туризма тульского клуба «Одиссей» кандидата в мастера спорта В. Макарова. Суть его такова.

Два года назад группа из Тулы представила маршрутные документы на чемпионат СССР в классе «пятерок». Маршрут по Памиру предстоял сложный, но интересный: два первопрохождения, траверс вершины Бырс, большие высоты… Маршрутно — квалификационная комиссия (МКК) Российского совета по туризму и экскурсиям, рассматривая документы, неожиданно предложила заменить спуск к реке Муксу и подъем по леднику Аю-Джилга связкой перевалов Мушкетова — Водопадный. Она украсит любой маршрут!

Но туристы заволновались: идут-то «пятерку», а связка эта классифицируется как 3Б, т. е. относится к высшей — шестой — категории сложности. В МКК заверили — все будет в порядке, и в маршрутке появилась такая запись: связка перевалов Мушкетова — Водопадный, в сумме 3А.

Документы ушли в Главную судейскую коллегию (ГСК), замечаний оттуда не было, и ребята успокоились. В конце концов, МКК видней!

Маршрут прошли удачно. Ждали судейского решения, а в кулуарах уже поговаривали, что группа вышла в призеры, но… В феврале прошлого года случайно (!) узнали: с чемпионата сняты за превышение уровня сложности маршрута. Точнее — за связку Мушкетова — Водопадный.

Сначала даже не поверили, ведь изменить маршрут предложили в МКК! Обратились в областной совет по туризму и экскурсиям, в Российский — никто ничего не знает, как будто группа и не заявлялась! После долгих мытарств в РСТЭ и ЦСТЭ встретились с главным судьей чемпионата Л. Десиповым, попытались объясниться. Бесполезно. Решение судейской коллегии «обжалованию» не подлежит! Как ни «бились» ребята, даже протест писали, ничего изменить не смогли. «Как будто между двумя стенами находились, — пишет в редакцию В. Макаров, — и если в стене ЦСТЭ есть хоть какие-то бреши, то стена Россовета глухая, без щелей и просветов, из-за которой ничего не видно».

Пока развивались события, наступил март 1989 года — время оформления маршрутных документов. И опять началась круговерть. Заявочные документы, отправленные по почте в РСТЭ, «пропали», и только через два месяца, в мае, неожиданно «нашлись». Были рассмотрены, «одобрены», но в Тулу отправлена только… маршрутная книжка. Об официальном бланке сообщения в КСС — забыли. Пришлось Макарову дважды наведываться в Москву — «выбивать» документы… Словом, всего (!) три месяца волокиты и нервотрепки понадобилось для того, чтобы оформить маршрут!

А вот тульской группе А. Белкина, собирающейся в поход четвертой категории сложности по Центральному Памиру, не повезло: документы, тоже «пропавшие» на почте, так и не нашлись. Пришлось оформлять новые, но это не помогло. Правда, готовя отрицательный ответ, в МКК «перепутали» район путешествия — Центральный Памир с Матчой: по-видимому, заявочную книжку тульской группы не открывали…

«Сейчас, когда мы рассказываем туристам, как выпускаться в Российской МКК, прежде всего предупреждаем, кому можно оставлять документы, а кому — нет. И настоятельно советуем привозить их в Москву — на почте обязательно «пропадут». Все это грустно…»— так заканчивается письмо В. Макарова.

По просьбе редакции письмо В. Макарова было рассмотрено в Российском совете по туризму и экскурсиям. Мы публикуем ответ начальника Управления самодеятельного туризма, безопасности походов и путешествий РСТЭ В. ГАВРИЛЕНКО

Письмо тов. Макарова послужило поводом для серьезного разговора о положении дел в Российской республиканской МКК. Действительно, из-за недобросовестного отношения к служебным обязанностям ответственных секретарей МКК Б. Вороны и М. Киселева (особенно в период с 1988 г. и до середины 1989 г.) была дезорганизована деятельность комиссии: нарушались сроки рассмотрения документов, некоторые из них были утеряны. Тов. Б. Ворона и М. Киселев наказаны в административном порядке и в настоящее время в Управлении не работают. Мы приносим извинения туристам за излишнее беспокойство и неприятности, полученные при оформлении маршрутных документов.

Сейчас работа комиссии налажена — за последние месяцы мы не получили ни одной жалобы. Надеемся, что их не будет и в дальнейшем.

Как известно, порядок оформления маршрутной документации определен Правилами проведения туристских спортивных походов и Положением о туристских МКК, в которых четко и последовательно описаны все этапы «прохождения» документов. Требования эти обязаны знать все туристы. Но мы нередко получаем лишь часть необходимых справок, да и те приходят с опозданием. Усугубляет положение низкое качество работы областных, краевых и зональных МКК: многие ошибки — при более тщательном рассмотрении — могли быть исправлены на местах.

Кроме того, работу усложняет и неравномерность представления документов. Например, в январе прошлого года мы рассмотрели 11 заявочных материалов, в феврале — 17, марте — 19, апреле — 33, мае — 16, июне — 31, июле — 43… На отдельные заседания МКК приходится по 12—16 заявок — нагрузка, откровенно говоря, неимоверная. При таком режиме работы трудно избежать ошибок, ведь разбираются сложные маршруты, как правило, 4 категории и выше. Более того, у нас не всегда набирается кворум, поскольку члены МКК обязаны сами ходить в походы, значит, разбор приходится откладывать.

Хотелось бы еще раз напомнить всем туристам о необходимости заблаговременно направлять маршрутные документы в МКК РСТЭ и только по почте! Материалы, доставленные курьером, очень часто не регистрируются и не попадают к консультантам. Только при выполнении этого условия возможно своевременное и качественное их рассмотрение.

И последнее замечание организаторам чемпионатов. На наш взгляд, маршрутные документы на первенство следует направлять непосредственно в Главную судейскую коллегию, без промежуточных разборов в зональных и республиканских МКК. Участники чемпионатов — команды высокого класса, и прохождение этих инстанций только усложняет бюрократическую цепочку и приводит к досадным ошибкам. Пример тому — случай, произошедший с группой В. Макарова.

ОТ РЕДАКЦИИ: В беседе с председателем Всесоюзной федерации туризма В. Тихомировым, опубликованной в предыдущем номере журнала, серьезное внимание уделялось работе МКК — единственной пока организации, способной оказать квалифицированную помощь при выборе маршрута, оформлении документов. Говорилось и о том, что именно с помощью МКК возможно привлечение «диких» туристов в клубы и секции. Но письмо В. Макарова свидетельствует об обратном и, откровенно говоря, радует, что, несмотря ни на что, наши тульские корреспонденты не порывают с официальным туризмом.

Уже сейчас многие из вас, уважаемые читатели, начали подготовку к очередному летнему сезону. Как складываются взаимоотношения с маршрутно-квалификационными комиссиями! Помогают ли они вам или, наоборот, способствуют переходу в ряды туристов — «дикарей»!

ИТАК, МКК — ПОМОЩЬ ИЛИ ПРЕПЯТСТВИЕ? ЖДЕМ ПИСЕМ!

Журнал «Турист» № 3(291) 1990 г.

Называем победителей

Итоги читательского конкурса «Славные дочери Чехословакии»

Этот номер журнала многие читатели, участвовавшие в конкурсе «Славные дочери Чехословакии», откроют с особым нетерпением. Напомним, что конкурс был посвящен плеяде выдающихся представительниц чешского народа, а также истории, культуре и революционному движению братской страны.

Условия конкурса оказались сложными. Требовалось правильно ответить на 19 вопросов. Учитывалось также и художественное оформление работ: оригинальное использование иллюстраций и умелое расположение собранных материалов. Конкурс вызвал живой интерес. В редакцию поступило много писем, в которых читатели журнала выразили искреннюю благодарность за проведенный конкурс. Вот что пишет А. Маслова из Харькова: «Рада была участвовать в вашем конкурсе и поэтому хочу сказать спасибо. Были, конечно, и моменты отчаяния, когда не могла найти ответы на вопросы о чешских писательницах. Но зато, сколько радости и волнений доставило мне углубленное изучение удивительной страны — Чехословакии»!

«Конкурс понравился своей необычной постановкой вопросов, — пишет Т. Гилишевская из Ростова-на-Дону. — Они оказались нелегкими. Несмотря на то, что мною за много лет собран большой материал о ЧССР, я столкнулась с трудностями. Даже в таком крупном городе, как наш, к сожалению, очень мало в библиотеках литературы о Чехословакии».

Были также высказаны пожелания продолжить в занимательной конкурсной форме знакомство с ЧССР и другими социалистическими странами. Редакция учтет эти предложения.

В конкурсе приняли участие люди самых разных профессий из многих регионов страны: рабочие, инженеры, техники, педагоги, врачи, работники сельского хозяйства, военнослужащие, учащиеся, студенты, ветераны труда и войны. И что примечательно, немало работ представляют коллективный семейный труд.

А теперь о самих работах, поступивших на конкурс. Они очень разные. Есть такие, которые представляют собой толстые красочные альбомы, а есть на вид простенькие, состоящие из нескольких страничек, написанных от руки. Казалось бы, что при таком контрасте не сложно определить лучшие. Но это только на первый взгляд. Каждая работа представляет серьезный труд. Авторы проявили немало старания и желания, чтобы как можно лучше выполнить условия конкурса. Изучили массу литературы. Выдержали серьезное испытание на эрудицию, на умение пользоваться печатными источниками, осмыслить собранный материал и правильно ответить на поставленные вопросы.

Конечно, предпочтение отдавалось тем работам, которые точны по своему содержанию. Но очки набирали и те, которые интересно, оригинально, художественно оформлены. Вот такое сочетание и предрешило успех.

К сожалению, некоторые участники пренебрегли этими требованиями. В условиях конкурса было оговорено, что ответы должны быть предельно краткими. Называть следовало лишь то, что требовали вопросы. И тот, кто этого не соблюдал, потерял баллы.
Из 93 работ, допущенных к рассмотрению жюри, на первое место выдвинуты три. Их авторы: А. ВОРСЛАВ — инженер (Рига), В. СОРОКИН — электромонтер (Москва), Л. ИЗМАЙЛОВА — служащая (г. Одинцово, Московская область). Их работы соответствуют всем условиям конкурса: содержат не только точные ответы, но и интересно, эффектно оформлены.

И поэтому их авторы удостоены самых высоких наград — туристских путевок в ЧССР.

Второе место завоевали следующие участники: И. ПАСЬКО — педагог-воспитатель (г. Дрогобыч), И. СОЙМА — учитель (с. Дусино, Закарпатская область), А. БОГАТОВ — инженер (г. Калининград, Московская область), Н. НОВИКОВ — тракторист (п. Копьево, Красноярский край), О. НАЗДРАЧЕВ — горный мастер (г. Горловка),

A. ДВОРКИН — журналист (г. Южно-Сахалинск) и другие. Всего 15 человек. Они награждены ценными подарками редакции журнала «Турист».

На третьем месте — 20 работ. Их авторы: Б. ФОМИН — учитель (г. Амурск), А. ГОНТАРОВСКИЙ — пенсионер (г. Васильков, Киевская область), Г. ШЕПЕТЬКО — инженер (г. Винница), Л. ПАНЖИНСКАЯ — логопед (г. Краснодар), Т. ВОВРУХ — учитель (г. Червоноград, Львовская область), Л. АМЕЛИНА — экскурсовод (Киев) и другие. Они отмечены памятными сувенирами представительства Чехословацкого предприятия по туризму ЧЕДОК в СССР.

Четвертого места удостоены десять участников. В их числе: супруги Н. и B. МОРОЗОВЫ (г. Сафоново, Смоленская область), А. КОНДАКОВ — ветеран Великой Отечественной войны (г. Полтава), Л. БОГОМОЛОВА — геолог (п. Кавалерово, Приморский край),
B. ВОРОНИН — мастер цеха (г. Брянск), C. САМОРЦЕВА — инженер (г. Омск). Им вручены сувениры Всесоюзного акционерного общества «Интурист».

Всем без исключения участникам конкурса направлены памятные дипломы, красочные проспекты ЧЕДОКа, благодарственные письма. Хотелось бы надеяться, что это оставит не только приятные воспоминания, но и вызовет стремление участвовать в новом конкурсе. Желаем удачи!

Журнал «Турист» № 3(291) 1990 г.

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Поездом, автобусом, пешком…

К 70-летию «ЧЕДОКА» — старейшей туристской организации Чехословакии

Благодаря добрым усилиям «Чедока», чьи представительства функционируют во многих странах мира, включая и нашу страну, немало советских трудящихся посетили Чехословакию, познакомились с ее замечательными людьми, с памятниками истории и культуры. 

Однако в недавнем прошлом это относительно небольшое государство стало ощущать мощный прессинг со стороны туристов ряда стран, в том числе и СССР — большой обменный фонд приводил к серьезной утечке товаров, что, безусловно, не могло не влиять на товарооборот этой страны, усугубляя, как теперь известно, и без того сложную экономическую ситуацию.

Был сокращен обмен валюты, сужен список вывозимых товаров. Мы далеки от мысли, что большинство посещений было связано с возможностью приобретения дефицитных товаров. Отнюдь! Наши туристы — настоящие путешественники — народ любознательный. А в ЧССР есть что посмотреть! Об этом свидетельствуют и заметки нашего корреспондента, который не так давно побывал в этой стране.

Со мной случился казус. Выйдя из вагона на Пражском вокзале и оглядевшись, я не увидел встречающих. Потоптавшись на месте, решил выйти на привокзальную площадь — возможно, там ждет автобус. Но стоянка в половине шестого утра была пуста. Через некоторое время узнал, что из вокзала есть еще выход… Словом, пока курсировал по залам, упустил время, автотранспорт, ожидающий гостей, разошелся, и я остался один на один с незнанием чешского языка, без единой кроны (чеки еще предстояло поменять), среди незнакомых людей.

Полицейский, сносно говорящий по-русски, назвал улицу, где можно поменять деньги (у меня не было даже на метро) и до какой станции ехать, чтобы попасть в гостиницу, где мне был заказан номер.

Стало уже светло. Я шел по чисто выметенной пустынной улице вдоль высоких домов прошлого и начала нашего века.
У редких прохожих, перемежая русские, немецкие, английские слова (чудом застрявшие в голове после школы и института), корректирую свой путь. Говорят, чехи народ сдержанный. Я бы этого не сказал: молодой ли человек, пожилой мужчина, женщина с ребенком, к которым я обращался, каждый довольно живо объяснял мне дорогу, интенсивно помогая себе руками.

Вот, наконец, красавица Вацлавская площадь, с обилием витрин кондитерских, мясных, других продуктовых и промтоварных магазинов. Витрины чередуются с нарядными подъездами отелей и ресторанов — больших и малых, закусочных, кафе, с огромными светящимися названиями различных офисов.

На глаза попался помпезный подъезд и вывеска «Грандотель». Может быть, встречу кого-то из соотечественников? «Вокзальная эпопея» продолжалась — бюро по обмену денег в субботу не работало. Приветливый швейцар лет сорока сразу смекнул, в чем дело.

— Хорошо, хорошо… Все понят… Сейчас помог ехать отель…

Он полез в стол и достал купюру в десять крон. Я засмущался.

— Что вы, что вы… Я пешком дойду… Вы только расскажите…

Швейцар интенсивно закрутил головой и, видимо, поняв мое смущение, спрятал деньги и вынул несколько билетов на метро.

Старый город — гордость пражан. От него идет так называемая Королевская дорога, по которой шли все коронационные шествия, заканчивается она у Пражского кремля…

…Староместскую площадь жители Праги считают сердцем средневекового и современного города. О красоте зданий, окружающих ее, говорить непросто — это удивительные произведения архитектуры. Здесь же знаменитая башня с курантами 1410 года. Рядом — Малая площадь с очаровательно украшенными тончайшей художественной лепниной зданиями в ярком стиле ренессанса. Каждое из них можно подолгу рассматривать… Здесь всегда людно, много туристов, в том числе и из нашей страны.

Если немного пройти по набережной, окажешься у прекраснейшего создания рук человеческих — Карлова моста, сооруженного в середине XIV века. В XVII— XVIII столетиях его украсили величественные скульптуры в стиле барокко… Туристов здесь великое множество, они гуляют, рассматривают скульптуры, фотографируются, покупают сувениры — значки, бижутерию, рисунки, любуются Новым Городом, Летной возвышенностью, островами на Влтаве, Пражским кремлем — отсюда они хорошо видны.

По скоростному шоссе автобус «дает» до 200 километров. Мимо бегут поля. Квадраты ровные, будто линейки в тетради. Ощущение максимальной ухоженности и, я бы сказал, какой-то нежности к земле. Сбавляем скорость лишь в селах. Вдоль ровных, асфальтированных улиц — опрятные, «вылизанные» домики под красной черепицей. Одно- и двухэтажные. Вторых меньше; побеленные или выкрашенные в голубоватые, розоватые, желтоватые тона, стоят они, как только что построенные. Перед каждым из них — крошечные палисадники с пышными, ухоженными цветниками.

Жители с интересом рассматривают наш белый автобус, разрисованный рекламой «Чедока», детишки, идущие из школы, приветливо машут руками.

Остановка. На широкой площади высится каменная ветряная мельница. Нарядный подъезд с терраской, а внутри небольшой зальчик. Здесь сельскохозяйственный кооператив устроил уютный ресторан. Название местечку — Цитоница…

Чехи постоянно включают в программу путешествия ужины в маленьких национальных кафе, кабачках, ресторанчиках. Вот, например, один из них — в Брно, где мы услышали русскую речь. На длинных дубовых столах горят свечи, еле освещая сводчатый потолок. Тут же небольшой оркестр. Музыканты в национальных костюмах — белых рубашках и ярких красных жилетках — играют танцевальные мелодии, в том числе и русские. Скрипки, аккордеон, бубен… Быстрые официанты разносят пиво, угощают молодым вином…

К слову сказать, и в Праге, да и во всех населенных пунктах много маленьких и совсем маленьких кафе (порой на 2—3 стола), где достаточно заказать что-нибудь одно — чашечку кофе, пирожное, стакан пепси, мороженое, где можно спокойно поговорить, поделиться впечатлениями от увиденного, послушать музыку, приятно провести время. Цены — невысокие, доступные.
На территории Чехословакии много интересных памятников архитектуры. И в первую очередь это замки и дворцы.

…К Леднице, небольшому приятному городку всего в несколько улиц, наш автобус подкатил в полдень. Над черепицами крыш дремало бурое осеннее солнце. Его длинные лучи скользили по мостовой, упираясь в белоснежный, причудливо построенный замок, со множеством остроконечных асимметрично возвышающихся над крышей башенок. В его внутреннем убранстве много дерева, обстановка и мебель относительно просты, пространство залов не перегружено предметами.

Но особое «богатство» дворца в Леднице — это его парк и оранжерея. Широкая аллея вывела нас к тихому, задумчивому пруду, над которым склонились тяжелые дубы, а рядом выстроились «живые» изгороди из зелени, кусты в виде шаров, пирамид, кубиков.
Посетили мы и средневековый замок Пернштейн, относящийся к XIII веку. Его мрачноватые стены вырастают будто из скалы. Это наиболее сохранившийся замок того периода. Он огромен, массивен, мы увидели большую коллекцию оружия, огромную в 130 тысяч томов библиотеку.

Хочется сказать несколько слов и о дворце Славкова — вернее, не столько о нем, сколько о милой инициативе местных жителей, создавших общество любителей истории. Члены этого общества достали (или пошили) военные мундиры периода наполеоновских войн, раздобыли ружья, барабаны и даже пушки прошлого и теперь, к огромной радости туристов, разыгрывают целые сражения «при Аустерлице»…
__________

А автобус снова катит по шоссе, торопясь к одной из туристских жемчужин — Моравскому карсту с удивительными, полными буйной фантазии природы пещерами.

Во время археологических работ в одной из них обнаружили кости доисторических пещерных медведя и льва, а в 1966 году — часть верхней челюсти неандертальца, возраст которого составлял… 40 000 лет.

Пещера «Пункевни» заслуживает особого разговора. Пройдя через искусственный проход, мы попали в огромный зал. Острые поблескивающие пики — сталактиты свисают с потолка, поднимаются от земли сталагмиты…

Вычурные потолки то удаляются вверх, то нависают прямо над головой. Всюду полумрак — цветные подсветы создают таинственную обстановку. Иногда мы вздрагивали от неожиданности: шурша крыльями, проносились над нами летучие мыши. Когда мы вышли из узкого прохода, то оказались на террасе со сферическим потолком. Внизу поблескивало крошечное озерцо (говорят, очень глубокое). А вверху открывалось окно к солнцу. Все стены этого колодца покрывала ослепительная яркая зелень. Если и есть райские уголки, то это, верно, один из них…

Когда спустились в расщелину, то вовсе пришли в восторг: мы оказались у причала подземной речки… По слабоосвещенному таинственному тоннелю с низкими, нависшими над черной водой сводами, цепляясь за стены бортами, бесшумно плыли широкие плоскодонки, на которых мы разместились. Тишина. Изредка сверху срывалась тяжелая капля и со звоном падала в реку; беспокойно шуршало днище лодки о камни. Но вот где-то вдали забрезжил свет. Все ближе и ближе. И наконец, разверзлись камни, и мы выплыли на поверхность…
_______

P. S. Последний день пребывания на этой гостеприимной земле совпал с событиями, о которых теперь хорошо известно во всем мире… Было это 28 октября, и в наших центральных газетах появилось лишь микросообщение в несколько строк. Это было самое начало, самое первое выступление студентов и трудящихся, приведшее менее чем через месяц к радикальным переменам в ЧССР.

…Имея несколько часов свободного времени, мы с коллегой, корреспондентом профсоюзной газеты, решили «проститься» с Прагой и отправились в центр погулять.

Светило тусклое октябрьское солнце, было тепло. Широкие тротуары Вацлавской площади кишели народом: родители с детьми, молодые парочки, степенные пожилые люди. Обстановка самая мирная. Кто-то ест мороженое, кто-то потягивает пиво, кто-то облизывает леденец…

Не торопясь, мы спустились вниз по Вацлавской площади, а когда стали возвращаться, заметили у памятника небольшую толпу — в основном молодежь. Вход в метро «Музеум» перекрывала цепь солдат; на ремне у каждого бряцали наручники…

Толпа оживленно гудела, иногда кто-то забирался на постамент памятника и что-то говорил. Над головами митингующих развивался национальный флаг и высился кумачовый транспарант.

Поначалу казалось, что солдаты — сами по себе, а толпа — сама по себе: одни митингуют, другие следят за общественным порядком.

В толпе сновали корреспонденты с теле-фото-кинокамерами, микрофонами. Но вот из-за цепи солдат зазвучал в динамике резкий угрожающий голос — призывал разойтись. В ответ ему раздался дружный свист…

Это было единственное «неуважение» к стражам порядка. За все время, пока проходил разгон демонстрации (а это было именно так!), со стороны митингующих мы не видели ни брошенного камня, ни какого иного мало-мальски грубого выпада по отношению к солдатам внутренних войск. Видимо, не случайно прозрачные щиты, с которыми они появились на площади, куда-то моментально исчезли — не от кого было защищаться. Мирная демонстрация от памятника направилась к противоположному концу площади.

Раздалась воинская команда, и цепи солдат, бесцеремонно рассекая шествие, принялись «резать» толпу по диагоналям.
Быстро закрылись двери магазинов, ресторанов, офисов. Движение на тротуарах прекратилось, все застыли на месте…
Неожиданно из боковой улицы на высокой скорости под вой сирен одна за другой выкатились желтые крытые грузовики с зарешеченными окнами. Следом за ними появились икарусы.

Громко стуча кованными ботинками, молодые ребята в мундирах двигались рядами по площади, подогревая себя, поскольку толпа не оказывала сопротивления. Прижав митингующих к стеклянным дверям и окнам одного из ресторанов и окружив их плотным кольцом в несколько рядов, они выхватывали людей из толпы и тащили к машинам…

Когда мы шли боковой улицей рядом с пражанами и делились впечатлениями от увиденного, люди, знающие русский, заговаривали с нами доброжелательно и прямо замечали: вы, Советский Союз, своей перестройкой показали пример.

К чему привели дальнейшие «чешские события» — теперь всем хорошо известно. Прежнее руководство ушло в отставку, осуждена его политика, а, следовательно, и грубые действия против мирных демонстрантов. ЧССР — на пути обновления. С еще большим интересом здесь ожидают гостей. «Добро пожаловать» — говорит «Чедок» всем, кто любит и уважает замечательный, трудолюбивый, талантливый народ, его историю, его культуру.

Олег ФОМЕНКО

Журнал «Турист» № 3(291) 1990 г.

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области