К Шолохову

Нам, московским туристам — радиолюбителям, давно хотелось побывать на родине Шолохова. Увидеть людей этого казачьего края, так прекрасно описанных в книгах Михаила Александровича. Получив в Государственной инспекции электросвязи необходимое разрешение и позывной, садимся на фирменный поезд «Тихий Дон», едем до станции Милперово. Отсюда до станицы Каргинская добираемся автобусом.

В Каргинской и начинается задуманный нами радиомаршрут. Станица утопает в зелени садов. В ней прошли детские годы Михаила Александровича. Здесь в 1912— 1914 годах Миша учился в Начальном училище. А вот и изба под камышовой крышей. В ней Миша вместе с местным учителем Тимофеем Тимофеевичем Мрыхиным ставил перед станичниками домашние спектакли, некоторые пьески придумывал сам.

Недалеко от Каргинской, на берегу речушки Чир, разворачиваем радиостанцию. И вот в эфире: «Всем, всем, всем, здесь РА—3—ААГ/УА—6—Л, станица Каргинская, родина Михаила Александровича Шолохова…»1. Десятки радиостанций страны моментально настроились на нашу волну — всем захотелось поговорить с нами, обменяться добрыми пожеланиями.

Следующую связь назначаем через два дня. На попутной машине доезжаем до Вёшенской паромной переправы через Дон. В вечерних сумерках с крутого левобережья показались огни станицы. Вот она, знаменитая Вёшенская, или Вешки, как её называют казаки. Сегодня в ней есть музей М. А. Шолохова.

Незабываемые впечатления остались у нас после посещения музея. Узнаем много нового о жизни и деятельности великого современника. Оказывается, в 16 лет он был в продотряде, собирал по станицам хлеб для голодавших рабочих Москвы и Петрограда и чуть не погиб, попав в лапы батьке Махно. После просмотра экспозиций слушали записанный на магнитофонную ленту голос Михаила Александровича: читается одна из глав «Тихого Дона». Вёшенская и Шолохов неразрывно связаны. Писатель родился в этом районе, здесь работал над «Тихим Доном»,
«Поднятой целиной», «Судьбой человека».

У излучины реки на высоком берегу стоит дом Шолоховых. В глубине двора под сенью белостволых берез лежит большой могильный камень. На нем выбито: «Шолохов». На могилу писателя возложили букеты цветов.

Свой лагерь мы устроили в 3 км от Вёшек — у реки. Место выбрали открытое, на песчаном берегу. Вблизи от палатки установили из сборных дюралюминиевых труб радиомачту. Восьмиметровая мачта, «украшенная» сетью оттяжек, и необычность нашего занятия привлекают внимание рыбаков и отдыхающих.

Сколько было интересных встреч! Особенно памятна одна. Иван Яковлевич Козин, еще довольно крепкий старик, в пятидесятые годы встречался с Михаилом Александровичем. Посчастливилось Ивану Яковлевичу ездить со всемирно известным писателем по колхозным полям: беспокоила Михаила Александровича судьба хлебов, урожая.

На вопрос «Поют ли здесь сейчас старинные казачьи песни!» Иван Яковлевич, залихватски подкрутив усы, вдруг неожиданно запел: «Эй, ты, зоренька-зарница, рано на небе взошла…»

В очередном радиосеансе слышим уже знакомые нам позывные местных радиостанций. Нас ждут. По правилам связи сообщаем о своем местонахождении и оценку слышимости корреспондента. Интерес радиолюбительского мира к нашей «передвижке» чувствуем сразу. С удовольствием отвечаем на всевозможные вопросы. И лишь поздней ночью выключаем станцию.

А. ПОНИКАРОВ

1 М. А. Шолохов родился 24 мая 1905 года на хуторе Кружилинском, что находится в 18 километрах от станицы Каргинской. По условиям любительской радиосвязи с подобным позывным радиотуристы могли выйти в эфир из любого населенного пункта своего района. — Ред.

Анатолий ЕГОРОВ

Журнал «Турист» № 9 (273) сентябрь 1988 г.

«Есть за границей контора Кука!»

Из истории мирового туризма

Когда возник туризм? На этот вопрос ответить трудно. Некоторые считают, что первые туристские маршруты были проложены чуть ли не в первобытном обществе, другие относят возникновение туризма ко времени средневековых крестовых походов. Однако многие в состоянии назвать точную дату — 1841 год.

Именно тогда появилось литературное описание первой туристской поездки 570 членов английского общества
трезвости из Лейстера в Лафборо. А организовал эту поездку тогда еще малоизвестный Томас Кук.

Это имя стало почти легендарным. Помните, у С. Я. Маршака в «Мистере Твистере»:

…Горы и недра,
Север и юг,
Пальмы и кедры
Покажет вам Кук.

Эти строчки написаны об основателе знаменитой туристской фирмы.

К сороковым годам прошлого века возникли предпосылки появления современных форм туризма: рост подвижности населения, связанный с развитием капитализма, и создание массового вида транспорта — железных дорог. Томас Кук первым заметил и начал использовать появившиеся возможности. Только во время проведения Первой международной промышленной выставки 1851 года в Лондоне он организовал поездки из йоркшира 165 тысяч посетителей. При его непосредственном участии в Великобритании был издан первый гостиничный справочник.

Заслуга фирмы Кука в развитии туризма, прежде всего, заключается в том, что она первой в мировой практике применила бронирование гостиничных номеров, проездных билетов и составление программ экскурсий.

Бурное развитие внутреннего туризма логически привело Кука к необходимости организации поездок за границу. Первая из них была осуществлена в 1855 году — группа путешественников направилась в Париж на Всемирную выставку. С 1856 года фирма Кука начала организовывать регулярные туристские поездки в страны континента. Благодаря таким поездкам в обиход вошли английские слова «экспресс», «комфорт», «лайнер». Это и неудивительно, ведь тогда англичане составляли большинство иностранных туристов, путешествовавших по Европе. Конец шестидесятых годов прошлого века отмечен зарождением иностранного туризма в Америке. Это связано с организацией регулярного пароходного сообщения между Старым и Новым Светом. Томас Кук и тут был первым, открыв заграничный филиал своей фирмы. Это произошло в 1865 году, в Нью-Йорке. Цель — организация туристских поездок англичан в США, и американцев — в Европу. И уже на следующий год две группы английских туристов побывали в Америке.

1867 год знаменателен тем, что Томас Кук открывает новую форму туризма — круиз. Пятимесячное плавание американского парохода «Квейкер сити» с шестьюдесятью пассажирами на борту положило начало морским туристским поездкам. Как видите, слава новатора пришла к Куку вполне заслуженно. Есть и еще одна черта — высокое качество обслуживания клиентов. Маршак недаром написал такие строчки о фирме Кука:

…Кук для вас
в одну минуту
На корабле
приготовит каюту,
Или прикажет
Подать самолет,
Или верблюда
За вами пришлет…

…С 1929 года фирма Кука сотрудничает с Интуристом. Именно в этом году первая группа английских туристов побывала в Советском Союзе.

В настоящее время туристская фирма «Томас Кук» — крупная компания с разветвленной сетью дочерних фирм и субагентов, осуществляющая в основном обслуживание индивидуальных туристов и деловых поездок. Однако фирма не оставляет без внимания крупные международные форумы и события, подобные Олимпийским играм, где она осуществляет массовое обслуживание путешествующих.

Виктор ЛЯДОВ

Журнал «Турист» № 9 (273) сентябрь 1988 г.

Гора Пайер. Полярный Урал

К северу от истоков реки Хулги Уральский хребет заметно сужается и состоит из одной горной цепи. Поперечные долины глубоко расчленили его на отдельные массивы, в которых, несмотря на сравнительно низкую абсолютную высоту (1 100—1200 метров), сохраняются в течение всего года небольшие ледники и снежники. Среди гор выделяется самая высокая вершина Полярного Урала, стоящая на границе Коми АССР и Тюменской области, — двуглавый Пайер (1499 м).

Военный топограф П. И. Крузенштерн, сын великого мореплавателя, известный исследователь Севера, участвуя в экспедиции геолога А. А. Кайзерлинга в верховья Печоры, в 1843 г. впервые определил высоту Пайера.

В том же 1843 году через Полярный Урал в Обдорск (ныне г. Салехард) ехал финн Матиас Александр Кастрен, ученый и путешественник, изучавший языки, быт и нравы северных народов. Хотя горы и не были предметом его изучения, Кастрен описал и объяснил название виденной им вершины Пайера. Название горы ненецкое (не имеющее ничего общего, кроме простого совпадения, с фамилией первооткрывателя Земли Франца-Иосифа Юлиуса Пайера). «Пэ» означает «камень», а «ерв» — «князь», «господин». Получается «князь-гора». Кастрен пишет: «Из среды высоких волнообразных гор поднимал «князь Урала» белое чело свое, над которым сверкали тысячи звезд. Мерцание их придавало какую-то жизненность неподвижным его очертаниям».

Добавим, что в ненецкой мифологии слово «ерв» означает дух-хранитель, «хозяина» того или иного урочища. Отсюда другое похожее название горы — «камень-хозяин».

Первые описания этой части уральских гор оставил Василий Зуев, возглавивший в 1770 году полевой отряд академической экспедиции П. С. Палласа на Урале.

Значительным шагом в изучении Полярного Урала явилась Северо-Уральская экспедиция Русского географического общества под руководством Э. К. Гофмана. В 1848 году путешественники достигли г. Пайер. За время экспедиции были инструментально определены абсолютные высоты более 300 пунктов, в том числе и вершины Пайера.

Пайер издавна притягивает к себе любителей летних и зимних путешествий. Причем для туристов-лыжников маршрут по горам Полярного Урала с восхождением на его высшую точку всегда являлся мерилом спортивного мастерства. Наиболее интересные туристские маршруты в этом районе описаны в книге «Полярный Урал» известного открывателя и исследователя Полярного и Приполярного Урала А. О. Кеммериха. Популярна северная вершина и у альпинистов. По суровости природных условий в весенне-зимний период и сложности отдельных участков Пайер не уступит высокогорью (за исключением абсолютных высот, разумеется) и является прекрасным тренировочным полигоном перед сложными восхождениями.

Вершина действительно является центром, к которому со всех сторон сходятся хребты массива. С востока, юга и юго-востока плоские широкие плато неожиданно резко сужаются, переходя в рваные скальные гребни, устремляющиеся к малому по площади, но лежащему выше окружающих гор плато. Эта небольшая площадка, немного наклоненная на северо-запад, и есть вершина Пайера. В северо-западном углу плато переходит в острый, но не крутой гребень. На нем имеется возвышение, называемое Западной вершиной. Севернее нее гребень расширяется в ровный отрог, поворачивающий на северо-восток и спускающийся в тундру. Северо-западный гребень является наиболее удобным и безопасным для подъема на вершину.

С наиболее полным туристским описанием и фотографиями массива г. Пайер можно познакомиться в отчете 1970 года А. Ландера, хранящемся в библиотеке Московского турклуба.

Тот, кому выпало однажды на пути к Пайеру солнечным весенним днем увидеть заветную вершину среди гор, повисших в морозном воздухе над белым покрывалом тундры, почувствует себя счастливым. И обязательно придет сюда снова, через морозы и пургу, чтобы поделиться радостью открытия со своими друзьями.

А. СМЫЧКОВИЧ, действительный член географического общества СССР, кандидат физико-математических наук

ЛИТЕРАТУРА: Архипова Н. П., Ястребов Е. В. Как были открыты Уральские горы. Пермское кн. изд-во, 1971; Омельчук А. К неведомым вершинам. Свердловск, Средне-Уральское кн. изд-во, 1985.

Журнал «Турист» № 8(272) август 1988 г.

Еще о рюкзаках…

Под редакцией мастера спорта СССР кандидата технических наук И. С. ЗАКА

Казалось бы, в магазинах уже большой выбор рюкзаков, на все вкусы, и по размерам, и по фасонам, А потребитель «проголосовал»: 25-рублевый «Ермак» — в дефиците. Из всех станковых — он самый удобный. И цена приемлемая.

Но не прекращается и поток публикаций самодеятельных конструкторов. Читателю даже непросто разобраться, выбирая из них: каждый автор дает свой как последнее усовершенствование, а сопоставление почему-то никто не делает. К тому же авторы самоделок, как правило, бывалые, высококвалифицированные туристы, и их образцы, естественно, для мастеров. Как же быть начинающему? Какой купить рюкзак в магазине? Какой выбрать образец для своей самоделки?

Прежде всего, надо разделить туристов на две главные группы по переносимому грузу: при начальном походном грузе не свыше 15— 20 кг (для начинающих) лучше мягкий рюкзак; при большем грузе достоинства станкового рюкзака (простота укладки багажа, меньшая утомляемость) начинают перевешивать его недостатки: повышенный вес, громоздкость.

Начинающий турист, выбирая при покупке рюкзак, должен обратить особое внимание на верхнее крепление лямок. Здесь встречаются два неудобства, иногда еще и совмещенные: слишком близкое их расположение и наличие промежуточного элемента, например кольца. В первом случае (рис. 1) рюкзак слишком свисает, что неудобно, если вдобавок крепление лямок делается через общее кольцо, то еще больше. Во втором случае (рис. 2) утолщенный конец лямки или даже само кольцо оказывается на плече.

Самое удобное крепление лямок достигается непосредственным вшиванием верхнего конца лямки в спинку рюкзака. Например, если лямка сделана в виде матерчатого рукава, в опорную часть которого вставлен уплотнитель (губчатая резина, плотный поролон, пенополиэтилен), на концах он складывается, а в месте верхнего крепления пристрачивается к спинке рюкзака; для усиления крепления делается накладка.

При покупке рюкзака рекомендуем его примерить, для чего следует заложить туда небольшой, но достаточно объемный груз и обязательно обратить внимание на положение лямок на плечах. Остальное можно подогнать укладкой грузов (что в мягком рюкзаке очень важно) и регулировкой длины лямок.

Очень стала злоупотреблять промышленность застежками-молниями. Конечно, пристрочить молнию проще, чем поставить люверсы (они не боятся затяжки), а перенапряженная молния имеет неприятное обыкновение расходиться, ставя владельца рюкзака в затруднительное положение… А у самодельщиков — установка люверсов — большая проблема. Поэтому стоит напомнить об альтернативе этих застежек — ленточной петле, имеющей и функциональные преимущества помимо простоты осуществления и доступности. Недостаток, правда, трудоемкость изготовления, но ведь самодельщику делать-то всего один рюкзак,

…Это было в те времена, когда я уже считал себя великим эрудитом по снаряжению, а уж по рюкзакам — подавно. Собрал коллекцию фирменных цветастых реклам из Франции, Австрии и Италии. Много рюкзаков сделал сам.

На очередном заседании президиума нашей федерации (тогда она еще именовалась всесоюзной секцией) сидящий рядом со мной Толя (теперь он профессор, доктор наук, прославленный и как старший тренер Эверестской экспедиции Анатолий Георгиевич Овчинников) говорит: «Мне Хант подарил рюкзак, хочешь принесу?» (мое альпинистско-туристско-инженерное влечение к снаряжению ему безусловно импонировало)…

Принес он на следующее заседание рюкзак. Невидный рюкзачок. Станок деревянный, как лестница. Две продольные рейки, в выдолбленные в них гнезда вставлены три слегка прогнутые поперечины, холщовые простеганные лямки. На станок надет чехол, спереди дырка под лямки, сзади зашнурован. К станку пристегнут по углам спинки брезентовый рюкзак. Скромный вид. Деревяшки…

Толя сказал, что такие рюкзаки, по словам Ханта (сэр Джон Хант, руководитель покорения Эвереста, гостил в наших горах в 1962 году), хорошо оправдались в Гималаях, на подходах и даже на леднике Кхумбу. Рюкзак со станком я заэскизировал для коллекции. И заложил этот зеленоватый листок в свою папку «Рюкзаки», уже довольно пухлую. А рюкзак собирался вернуть Толе с благодарностью. Да подзадержался. И это оказалось кстати.

Приспел переезд. Квартиру менял. А в моей новой квартире были очень старые стены. И в одной сразу надо было пробивать дверь. Сговорился я с веселыми шабашниками. Сторговались. А строительный мусор сами убирайте. Это было их условие. Выглядело оно невинно, а оказалось — проблема. Стена-то толщиной метр! Проем — метр на два. Итого три кубометра кирпича. Да какого! Ему 300 лет, кирпичины большие да тяжелые! Стала расти куча кирпича, мешает. Выносите! 

Начали мы таскать ведрами. В ведре помещается кирпича три, не более. Два ведра, относить надо метров за двести. Помощники мои (родственники) быстро устали и разбежались. Ношу сам. Уморился, руки отваливаются. Тут-то и попался мне на глаза Толин рюкзак. Дай-ка разок с ним. Для разнообразия.

Засадил в мешок десяток кирпичей. Мешок емкий, они как провалились. Взял на плечи. Кило 30—35. Но это же не проволочные ведерные ручки. И не колотят же ведра по ногам! Вот тут-то я оценил всю прелесть непрезентабельного этого рюкзака по сравнению с самыми фирменными и с таким станком, и с этаким…

Урок пошел впрок. Вскоре сварил я наспех каркас из попавшихся под руку 12-мм стальных трубок, воспроизводя ключевые размеры точь-в-точь: высоту крепления лямок, их расстановку вверху и внизу. Мешок, правда, сделал уже «свой», с удлинителем-ногой. Для бивака. Только сделал — вперед! В тот сезон «завербовался» я в Безенги командиром отряда. Первый серьезный выход — на австрийские ночевки в самые верховья Безенгийского ущелья. Почти целый ходовой день. Груз — за 30. Очень на спине рюкзак лежал уютно. Все бы хорошо, да груз такой для каркаса оказался непосильным: сварка не выдержала при закидывании на спину.

Вернулся я кое-как в лагерь, и тут мне попался на глаза ломаный складной стульчик. Алюминиевые трубки потоньше, чем в раскладушке, брезентовое сиденье, Сварганил я из него тут же станок. Что было под рукой? Даже ножовки не было и дрели. Распиливал трубки трехгранным напильником. Сверлил коловоротом. Заклепки — из гвоздей. Неказисто, но размеры точно выдержаны.

И вышел в очередной поход. Любопытные интересовались. Примеряли, Кого в таких выходах, как в Безенги, не взволнует удобный рюкзак.

Через три дня в лагере не осталось стульчиков. Ни одного! Ни ломаного, ни целого. Много лет прошло, а станки из этой партии нет-нет, да и встретятся в горах.

Для последующей доводки конструкции оказались благоприятнейшие условия. Каждый последующий образец у меня выпрашивали, выменивали или вымогали — как откажешь прекрасному полу, так неукротимо стремящемуся в романтичный мир туризма и альпинизма, в мир костров и гитар, в мир Визбора и Высоцкого…

В каждом новом образце что-то совершенствовалось или упрощалось. Сейчас остался у меня один из предпоследних образцов, латаный-перелатанный, вареный-переваренный после «аварий». Выручает в трудных случаях. Как с теми кирпичами…

Для восхождений наверняка однодневных (без риска холодной ночевки) сделал потом и штурмовой рюкзачок полегче (конечно, без станка). Тоже были переделки, но отработалась удобная модель. 

Малый рюкзак

Описываемый образец имеет упрощенную конструкцию, не представляющую затруднений для изготовления даже для начинающего самодельщика. Рюкзак предназначен под груз до 15— 20 кг, широко универсален и практичен. Полностью оправдался как скальный, но успешно эксплуатировался и в условиях небольших походов, в командировках, в хозяйственных делах. Неоднократно воспроизводился друзьями и знакомыми, получил распространение. Предлагаемая конструкция является итогом долгой корректировки отдельных размеров и деталей.

Выкройка состоит из прямоугольных деталей, размеры даны на рис. 3. Дно надо кроить отдельной деталью. Вся основная обшивка делается из плащпалаточного полотна или технического капрона (авизента) средней плотности (артикул 56023, 56027, 56007). Во всю спинку можно сделать карман из более легкой ткани, в который сверху можно вкладывать эластичную прокладку, например, из тонкого стеклопластика, для изоляции спины от угловатых грузов, в качестве прокладки можно использовать и пенополиэтиленовый коврик. Подобный карман, но покороче, можно сделать и под клапаном.

Внимательно следует выполнить элементы крепления лямок и затяжки рюкзака. Для этого в основной мешок вшиваются петли: прямые и угловые. Большие прямые петли для верхнего крепления лямок делаются выступающими на 2,5 см из плотных хлопчатобумажных или синтетических ремней шириной 2—2,5 см (типа багажных). Они вшиваются под укрепляющую накладку вместе с транспортной ручкой (рис. 4). Из таких же ремней делаются прямые ленты клапана и нижние угловые петли. Угловые петли укладываются, как показано на рис. 5, при сострачивании дна со стенками. Распространенная ошибка — увеличение выступающей длины петли, это придает ей неряшливый вид, проходное сечение петли должно быть не более чем для 2,5-сантиметрового ремня, а внутренние края петли должны сходиться в самом углу дна рюкзака.

Петли для стягивания мешка по его верху делаются прямые и вшиваются с шагом 11 см (10 шт.) по верхнему периметру мешка с усиливающей подкладкой из легкой тесьмы (подходит парашютная). Для этих петель годится тесьма полегче, шириной 1—1,5 см, можно использовать ту же парашютную тесьму, сложенную вдоль вдвое. Для стягивания мешка по этим петлям подходит любой шнур диаметром 4—5 мм длиной 120 см. Можно использовать и более толстый (6—8 мм), вытащив из него сердцевину: оставшаяся оплетка становится в 1,5—2 раза тоньше и несколько длиннее, Шнур продевается через все эти петли, а в соединяющую петлю (удобнее в левую спинную) оба конца вставляются навстречу друг другу. На концы надевается резиновая шайба (из плотного участка автокамеры) диаметром 20 мм с отверстием 3—5 мм, так чтобы концы шнура продергивались с трением. После этого концы завязываются узлом (рис. 6).

На петли клапана узлом проводника завязываются такие же шнуры длиной 55 см. При затягивании клапана шнуры пропускаются через задние угловые петли, при слабо заполненном рюкзаке их можно потом связать через транспортную ручку.

Лямки делаются из таких же ремней, как и большие петли. В простейшем варианте для каждой лямки нужен отрезок ремня длиной 140 см, который пропускается через верхнюю основную петлю спинки и соответствующую нижнюю угловую, расправляется, чтобы не было перекрутки, и концы связываются встречным узлом (например, проводник встречной вязки), регулировка длины лямок производится путем перевязывания этого узла.

При полной нагрузке рюкзака узкий ремень будет резать плечо. Для устранения этого неудобства можно сделать подкладку из фетра или кошмы размером 6X25 см (можно выкроить из войлочной стельки) с матерчатой накладкой и вместе простроченными каналами для пропуска рядом располагаемых обеих ветвей лямочного ремня. Однако можно обойтись и без подкладки: просто уже на плече, под грузом, раздвинуть ветви ремня, распределив нагрузку по плечу, так плечо потеет меньше.

Обратите внимание на то, что в описанном виде рюкзак не имеет никакой металлической фурнитуры. При изготовлении это освобождает от необходимости ее добывать или самим изготавливать. При грозе, особенно в горах, любая металлическая деталь небезопасна, В описанную конструкцию легко ввести регулировочные или другие вспомогательные детали, повышающие удобство пользования. Например, при использовании для лямок покупных багажных ремней можно сохранить имеющуюся пряжку. В большие прямые и угловые петли лучше продеть промежуточные пружинные кольца для ключей. Вместо резиновой стопорной шайбы можно использовать любой другой удобный зажим…

Л. РЗАКОВ

(Продолжение следует)

Журнал «Турист» № 8(272) август 1988 г.

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Тропа здоровья на магистрали века

Вслед за прибалтийскими спортсменами летом 1983 года свою «тропу здоровья» в Тынде открыла и федерация спортивного ориентирования БАМа. Листовка, выпущенная нашей федерацией, приглашала «открыть для себя мир природы, леса, игр на свежем воздухе. Прогулки на природе с простейшим ориентированием — интереснейший отдых для людей любого возраста».

Афиша сообщала, где и в какие дни можно получить карту-задание, консультацию и что делать, когда найдешь КП…

На тропе побывало около 500 участников. А будущим летом в Тынде появилось новое необычное объявление:

Рабочий, школьник, мастер, завотделом,  Довольно в выходной сидеть без дела

ТРОПА ЗДОРОВЬЯ ПРИГЛАШАЕТ ВСЕХ!
Кому пора расстаться с лишним весом —
Бегите, это в ваших интересах…
Бег для здоровья, а не для утех!
Главы семьи! Товарищи мужчины!
Оставьте в гаражах свои машины,
На «Жигулях» здоровье не догнать.
Доход от экономии бензина
Ждут продавцы в спортивных магазинах,
Поторопитесь — могут убежать!

БЕГИТЕ ВСЕ!

Кто с детства с бегом дружен.
Всегда здоров и врач ему не нужен!

Первые старты на тропе приурочили к открытому первенству БАМа. Вместе с жителями Тынды свой путь к контрольным пунктам прокладывали спортсмены Владивостока, Амурской, Читинской областей и Якутии. Командную победу на трассе легко одержали приморцы, имевшие в своем составе 8 мастеров спорта. Второе место заняла первая команда БАМа, а далее — команда Благовещенска, Якутска, Читы. Первенство среди бамовских коллективов завоевали по 1-й группе — команда «Бамстройпути», по 2-й — спортсмены Восточно-Сибирского управления механизации. Все лето «тропа здоровья» принимала желающих испытать свои силы. Их оказалось 724 человека.

TЗ-85 мы «запустили» сразу после окончания учебного года, полагая, что основную массовость должны обеспечить школьники. На открытии впервые разыграли кубок Амурского телевидения в тот же день, когда в Москве проходил розыгрыш XIV приза Центрального телевидения.

В Тынде тогда выпал снег. Но все же около 150 ориентировщиков вышли на старт и попали на всесоюзный экран. После такой рекламы уже в течение первого месяца на «тропу здоровья» вышли более 500, а к ноябрю — 1 096 человек! Лауреатами стали коллективы СГПТУ-7 Тынды и треста Бамстроймеханизация. Более ста человек прошли трассу «тропы здоровья» полностью (нашли все контрольные пункты) и были награждены специальными дипломами.

Так одновременно со строительством магистрали века набирала силу и наша «тропа здоровья».

В. БОЙЦОВ, судья республиканской категории, председатель федерации спортивного ориентирования БАМа с 1976 по 1986 г., организатор и главный судья«Тропы здоровья-83—86 гг.»

А ваше мнение?

После создания в 1979 году всесоюзная федерация спортивного ориентирования провела немало различных соревнований, в память о которых выпущены эмблемы, жетоны, значки, медали. Однако до сего времени нет официального знака Федерации спортивного ориентирования СССР. А ведь он должен выделять ориентировщиков среди представителей других спортивных дисциплин. Существует несколько вариантов эскизов знаков ФСО СССР. Из Перми три разработки прислал художник-дизайнер, судья всесоюзной категории С. Коняев (рис. 1—3). Председатель секции спортивного ориентирования из подмосковного Зеленограда инженер В, Смирнов сделал рисунки официального (рис. 4) и сувенирного (рис. 5) знаков.

Предлагаем читателям журнала высказать свое мнение о представленных вариантах. Может быть, кто-то захочет прислать свои разработки. Ждем ваших писем по адресу: 119871, ГСП-3, Москва, Лужнецкая набережная, 8, Госкомспорт СССР, Управление прикладных видов спорта, ФСО СССР. Надеемся, что с вашей помощью к 10-летию Федерации спортивного ориентирования СССР у нас появится свой официальный знак.

Б. ОГОРОДНИКОВ, заместитель председателя Федерации спортивного ориентирования СССР

Чемпионы Прикамья

Вот уже около двадцати лет один из самых популярных стартов у ориентиров-ящиков Прикамья — соревнования на приз областной комсомольской газеты «Молодая гвардия». Розыгрыш приза стал главным «трамплином» для перспективной молодежи Перми и области в большой спорт.

Программа этих соревнований не раз менялась. Сейчас в нее входит ориентирование на лыжах по маркированной трассе и в заданном направлении.

Наши соревнования открытые, в них участвуют не только спортсмены Прикамья, но и ориентировщики многих других областей РСФСР. Например, наши ближайшие друзья-соперники свердловчане не раз «обижали» хозяев, выигрывая у них главный приз — кубок газеты «Молодая гвардия». В разные годы на пермской лыжне стартовали многие сильнейшие спортсмены страны: М. Зорин, Н. Малыгина, В. Киселев, А. Зукуле, А. и В. Крыловы и многие другие. Борьба на одной дистанции с выдающимися мастерами компаса и карты — прекрасная школа для молодых спортсменов.

Соревнования на приз «МГ» проводятся в январе, когда в Прикамье не редкость сильные морозы, но старты никогда не отменяются по этой причине. Случалось, правда, сокращать дистанции, жечь костры возле лыжни, но по единодушному требованию участников старт давался в любую погоду.

С выступлений на прикамской лыжне начинали свой путь в большой спорт наши лучшие мастера — победитель Кубка СССР 1985 года в эстафете М. Отинова, чемпионы РСФСР разных лет И. Изотова, И. Михалко, С. Лесничин. Верим, что среди участников «Приза МГ-89» окажутся будущие участники чемпионатов мира.

Н. ГЛУХОВ, председатель областной федерации ориентирования

г. Пермь

Журнал «Турист» № 8(272) август 1988 г.

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Страницы «Лесной книги»

В Тарту, в прекрасно организованном Музее спорта хранятся уникальные экспонаты, среди них — четыре по истории спортивного ориентирования. Этот вид имеет давние и славные традиции. Бег с ориентированием приехал в Эстонию в 20-х годах из Финляндии.

Сообщения, найденные Э. Изопом, защитившим по этой теме кандидатскую диссертацию, относятся к 1925 году.

Первое официальное состязание по бегу с картой и компасом было организовано в субботу 19 июня 1926 года в Таллине на берегу Пириты. Контрольные пункты располагались в лесу, в окрестностях нынешнего Лесного кладбища. Финиш находился на территории современного парусного центра. Сохранилась напечатанная в газете карта тогдашних соревнований, для которой использовали старую царскую топографическую карту с масштабом 1:21 000.

Среди 15 стартовавших спортсменов победил студент Тартуского университета Юяиус Тийефельдт. Он пробежал дистанцию 4,9 км с 5 КП за 29 мин 18,8 с. Ю. Тийефельдт был одним из лучших бегунов Эстонии, чемпион Всемирной студенческой олимпиады 1924 года в беге на 1 500 м, многократный победитель кубка Риги по легкой атлетике. Интересно, что ровно через 61 год 19 июня 1987 года состоялись соревнования с теми же контрольными пунктами, но с использованием современной пятицветной карты. Победитель завершил трассу за 21 мин 23 с, а результат лучше Ю. Тийсфельдта показали 16 участников. Таков рост специального мастерства сегодняшних спортсменов. Жив один из участников четырех соревнований 1926 года учитель пенсионер Артур Кинк из Тарту. Он вспоминает, что в 20-х годах в беге с картой и компасом выступали в основном легкоатлеты и лыжники, участники Олимпийских игр 1912, 1924, 1928 годов, призеры Всемирных студенческих олимпиад, многие чемпионы Эстонии.

В 30—50-е годы ориентирование сделало в своем развитии много зигзагов, а со временем приобрело исключительно военно-прикладной или туристско-походный характер. Даже во время Великой Отечественной войны среди подразделений Эстонского стрелкового корпуса проходили такие соревнования. В первые послевоенные годы Эндель Изоп устраивал различного рода прикладные соревнования и игры с элементами ориентирования для пионеров, сначала в Раквере, а потом в Тарту. На лесных трассах выступали туристы и охотники, члены Красного Креста и юные натуралисты. Но окончательный поворот в спортивную сторону произошел в 1958—1959 годах. Ориентировщики в Эстонии вернулись к своей формуле 1926 года — к индивидуальному бегу, когда на слете туристов состоялся 1-й лично-командный чемпионат «Калева» 15 июня 1958 года по близким к сегодняшним правилам в окрестностях Вильянди. Трассу «по выбору» среди 94 участников выиграл студент-географ из Тартуского университета, ныне доцент Хейно Мардисте. В отличие от предыдущих, это была чисто спортивная встреча.

Ныне в честь первого чемпионата каждый год в июне проходит массовое двухдневное соревнование «Летний бег», где в 30 возрастных и разрядных группах стартует более тысячи человек.

В 1959 году при Федерации туризма ЭССР был организован комитет спортивного ориентирования (председатель А. Каскнеэм), в 1960-м состоялся первый матч Ленинград — Эстония; в Тарту создана первая общегородская секция спортивного ориентирования. Затем в Эстонии прошли всесоюзные конференции, начался выпуск специальной литературы. 

Были выпущены первые цветные карты, проведена первая многодневка Валга — Кяэрику и создан клуб любителей ориентирования «Ильвес» («Рысь»).

Сейчас в Эстонии проводятся от 200 до 300 соревнований в год. Чемпионаты республики, первенства спортобществ, районов, городов устраиваются не только для сильнейших спортсменов, но и для детей, юниоров, ветеранов в разных возрастных группах по разным видам: «заданное направление», дневные и ночные, эстафета и марафон, «по выбору». Зимние чемпионаты разыгрываются на «маркировке», в эстафете по «заданному направлению» и по спринту.

Наиболее популярны апрельская ночная эстафета «Бег Юрьевой ночи» (в команде трое мужчин и двое женщин), июньский «Летний бег», международная эстафета клуба «Ильвес» в июле и с мая по сентябрь бег с пятью этапами клуба «Орион». С 1962 года для спортивного ориентирования напечатано более 320 цветных карт и схем.

По массовости соревнования ориентировщиков в Эстонии уступают только лыжному спорту и оздоровительному бегу. Тесная связь с природой, общественная работа и радость все делать своими руками — вот причины такой популярности.

Эстонские ориентировщики всегда боролись за высокие титулы. В 60—70-е годы на всесоюзных соревнованиях большого успеха добились М. Аруя, О. Кярнер, У. Аннус, Я. Мильян, И. Таса, А. Кивистик, М. Оянду и Н, Ярвеоя. Мужская эстафетная команда почти всегда была среди победителей и призеров. На чемпионатах Советского Союза с 1981 года золотые медали выигрывали Й. Таса, А. Кивикас, Н. Ярвеоя, К. Луук, А. Кеэрберг-Киудоров, М. Идавайн. Кубок СССР зимой 1988 года выиграла Р. Иохансон. Она уже дважды стартовала в чемпионатах мира и в составе сборных команд СССР заняла в эстафете четвертое (Финляндия) и пятое (Франция) места.

Эстонские спортсмены верны новаторским традициям. Весной 1988 года создан республиканский союз спортивного ориентирования.

В. ВИЙРСАЛУ, судья республиканской категории

пос. Ныо. Эстонская ССР

Журнал «Турист» № 8(272) август 1988 г.

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Справочное бюро туриста

Рабочая спартакиада

Узнал, что у нас в стране будет проводиться рабочая спартакиада. Расскажите, пожалуйста, подробней об этом мероприятии и о видах туризма, включенных в ее программу.

Б. ЛАНДА
г. Набережные Челны

На основании Постановления Секретариата ВЦСПС от 20 января 1988 года 1 Всесоюзная рабочая спартакиада профсоюзов проводится в 1988—1989 годах. Финальные соревнования состоятся в августе 1989 года в Москве.

Цель спартакиады — дальнейшее развитие массовой физкультурно-оздоровительной работы среди трудящихся, повышение роли физической культуры в укреплении их здоровья.

Ответственность за подготовку и проведение 1 Всесоюзной рабочей спартакиады профсоюзов возложена на Всесоюзный совет ВДФСО профсоюзов, Отдел физической культуры и спорта ВДФСО профсоюзов, республиканские, краевые, областные советы и комитеты профсоюзов, советы ВДФСО профсоюзов, профкомы предприятий, организаций, учреждений, колхозов и совхозов.

В спартакиаде смогут принять участие поклонники различных видов спорта, туристы. В программу соревнований включены спортивное ориентирование и туристская эстафета.

О туристских картах

Редакция журнала «Турист» получает много писем от своих читателей с просьбой рассказать, когда же наконец появятся хорошие подробные карты, специально предназначенные для любителей путешествий. Наш корреспондент Л. Репин провел беседу на эту актуальную тему с первым заместителем начальника Главного  управления геодезии и картографии при Совете Министров СССР (ГУГК СССР) А. Дражнюком.

Л. Р. Интерес к этой проблеме в туристской среде обоснован. Не секрет, что отсутствие подробного картографического материала довольно часто приводит к срыву туристских походов, а порой и к трагическим последствиям. Что предпринимает ГУГК, СССР, чтобы решить «путеводную задачу»?

А. Д. Начиная со второго квартала этого года организации ГУГК СССР приступили к созданию туристских карт и атласов с повышенной информационной емкостью содержания по топографическим картам масштаба 1:1 000 000 и крупнее.

ГУГК СССР будет выпускать для туристов обзорные туристские карты республик, краев и областей СССР масштабов от 1:300 000 до 1:2 000 000; маршрутные карты на всесоюзные и республиканские туристские маршруты для автомобильного, автобусного, железнодорожного, водного и других видов туризма масштаба 1:200 000 и крупнее; карты на местные туристские маршруты для пешеходного, водного, лыжного, велосипедного, горного и других видов туризма, а также для самодеятельного туризма в масштабе 1:50 000 и крупнее с указанием на картах линейного и численного масштабов.

Л. Р. Прежде издаваемые карты-схемы многие туристы называли «путанками». Как предусматривается повысить точность и информативную емкость новых карт?

А. Д. Информативность содержания карт будет повышена в первую очередь за счет элементов географической основы. На картах будут показаны все реки длиной 1,5 см и более в масштабах карты, подземные и пропадающие участки рек, пересыхающие реки, обрывистые берега, береговые отмели, мели, ключи, родники, гейзеры, водопады, площади разливов крупных рек и озер, перекаты, пороги, броды, ледники, ледниковые трещины и т. п. Рельеф будет показываться в объеме топографических карт, положенных в основу составления.

Из почвенно-растительного покрова будут показываться: редколесье, защитные лесонасаждения, заросли кустарников, камыша, тростника, пески и их виды, такыры, каменистые россыпи, пещеры, перевалы, гроты… Кроме того, будут показываться мосты, тоннели на железных и автомобильных дорогах, насыпи и выемки вдоль дорог, а  на железных дорогах будут выделяться электрифицированные участки, станции и разъезды. Будет увеличено количество показываемых аэропортов и улучшено отображение населенных пунктов.

Л. Р. Туристы, предпочитающие сложные походы в труднодоступной местности, ратуют за то, чтобы им по официальным каналам и по запросам соответствующих туристских учреждений (клубов, федераций) давали знакомиться с крупномасштабными топографическими картами для составления схем и крох…

А. Д. Топографические карты туристам выдаваться не будут. По обзорным туристским картам краев и областей СССР, издаваемых ГУГК. путешественники смогут планировать и разрабатывать маршруты походов. Эти туристские карты будут реализовываться через магазины книготоргов начиная с 1989 года.

Справка за весь поход

Если поход состоит из водной V категории сложности и пешей II категории сложности, может ли МКК выдать отдельные справки о прохождении?

В. БЕСПАЛОВ
г. Минск

Из управления самодеятельного туризма ЦСТЭ нам сообщили, что в тех случаях, когда комбинированный маршрут состоит из водной и пешеходной частей, справка выдается одна за весь поход в целом. Опыт пешеходной и  водной частей может в дальнейшем учитываться раздельно.

За прохождение комбинированного маршрута допускается выдача справки на одну категорию сложности выше, чем действительная сложность основной части маршрута, в тех случаях, когда другая часть не ниже II категории сложности. Например, водно-пешеходный маршрут, в котором водная часть соответствует IV категории сложности, а пешеходная — II категории сложности, может быть оценен V категорией сложности. Однако если водная часть соответствует V или VI категории сложности, то оценка комбинированного маршрута не повышается.

Домашние консервы

Далеко не всегда удается купить тушенку, которую обычно берем в воскресные походы и на рыбалку. Расскажите, как самому в домашних условиях сделать эти консервы.

И. СИЗЫХ, рабочий
Красноярск

Для домашнего изготовления мясной тушенки применяется кастрюля-скороварка. Для 1 кг мяса (говяжьего, баранины или свинины) приправа состоит из 2 головок чеснока, 4 лавровых листов, 10—12 горошин черного перца.

Предварительно отмытое от мелких косточек и крови и нашпигованное чесноком мясо помещают в кастрюлю. Для шпиговки на куске мяса узким лезвием ножа делается несколько крестообразных надрезов, в которые утапливается очищенная долька чеснока, предварительно вываленная в соли. Таким образом, мясо пропитывается соком чеснока и солится изнутри. На эту операцию уходит 1 головка чеснока.

Воды в скороварку наливают столько, чтобы вместе с погруженным мясом уровень ее не превышал половины кастрюли. После добавления соли (0,5 ст. ложки) скороварка закрывается, и после начала шипения клапана выдерживается на огне плиты 25—30 мин, если тушится говядина (до 20 мин — баранина или свинина). Пока мясо варится, можно простерилизовать банки с закаточными крышками (кипячение их в воде в течение 15 20 мин). Для приготовления приправы лавровый лист с перцем кипятят в 100 мл воды в маленькой эмалированной емкости в течение 3—5 мин. В конце можно добавить щепотку сушеной мяты или тмина для улучшения вкуса.

Когда мясо готово, его горячим переносят в горячие стеклянные банки, добавляют приправу и мелко нарезанный свежий чеснок (на это уходит еще одна головка чеснока). Затем доливают из кастрюли бульон и сверху (приблизительно 1 см высоты) слой растопленного жира (говяжьего, свиного или топленого масла) так, чтобы до края банки оставалось пустое пространство (около I см высоты). Затем в горячем состоянии банки закатывают крышками.

Приготовленные таким образом консервы хранятся при комнатной температуре от 1 до 2 месяцев (при пониженной температуре срок хранения удлиняется до 4 месяцев).

Л. ГАНИЧЕНКО

Журнал «Турист» № 8(272) август 1988 г.

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Великий Устюг

Вытянувшийся вдоль левого берега реки Сухоны Великий Устюг — небольшой городок, но по возрасту почти ровесник Москве.

Своеобразие силуэта города определяют многоярусные церкви и колокольни, построенные преимущественно в XVII— XIX веках. Оказавшийся в середине XVI столетия на водном пути торговли России с европейскими странами через Белое море, Двину и Сухону, город процветал и именно в это время к его названию прибавился эпитет «Великий».

Расцвету города во многом содействовала предприимчивость местного купечества, из среды которого выдвинулись такие первопроходцы, как Ерофей Хабаров, проложивший путь к далеким берегам Амура, Семен Дежнев, впервые обогнувший Чукотку, Владимир Атласов, исследовавший Камчатку, и Василий Шилов, открывший Алеутские острова и составивший карту этого архипелага…

Архитектурные памятники словно выстроились длинной вереницей вдоль берега Сухоны. В храмах и соборах экспонируются: деревянная скульптура, иконостасы, выставки икон. Тут же неподалеку — краеведческий музей. Приезжих экскурсантов водят не только сюда, но и на противоположный берег Сухоны—в Дымковскую слободу и в Троице-Гледенский монастырь, сохранившийся на месте, где в XII веке при слиянии Сухоны с Югом был основан город Устюг. В Троицком соборе монастыря можно осмотреть великолепный пятиярусный иконостас, по праву занимающий первое место среди устюжских иконостасов и, возможно, одно из первых мест в мире среди иконостасов XVIII века…

Великий Устюг был крупным центром различных ремесел, отличавшихся самобытностью: кузнечное — изготовление замков, решеток, светцов; ювелирное — изделия с отделкой эмалью, чернью; жестяное —  просечное железо и «мороз по жести»; керамическое — цветные изразцы и посуда и другое. Представление о традиционных устюжских ремеслах дополняют экспонаты краеведческого музея.

Отдельные художественные промыслы в Великом Устюге сохранились и нашли свое дальнейшее развитие в наши дни — производство серебряной черни, резьба по бересте. Сохранились традиции и в производстве местных мастеров, в базарный день без труда можно приобрести добротно сработанные их руками короба, плетенные из щепы, бересты, лапти и другие поделки. Великому Устюгу, как и многим другим городам русского Севера, внесшим огромный вклад в историю становления государства Российского и в развитие русской культуры, не повезло.

В современных учебниках Истории СССР мы не находим прямых сведений, например, о том, что в конце XIII века первое в городе восстание привело к освобождению города от выплаты дани золотоордынскому хану, а сборщик дани (ясака) Буга для спасения своей жизни был вынужден принять христианство. Не найдем мы и упоминания о том, что устюжане активно участвовали в военных действиях во время польско-литовской интервенции и разгромили направленный для захвата города крупный отряд захватчиков. 

Пережив периоды расцвета и  упадка, города Севера на долгие годы были незаслуженно преданы забвению и в настоящее время привлекают недостаточное внимание историков и искусствоведов.

Знакомство с Великим Устюгом поражает проявлением заботы о сохранении архитектурной самобытности города, вниманием к проведению реставрационных работ, благодаря которым основная часть памятников архитектуры и культуры восстановлена, поддерживается в хорошем состоянии, несмотря на скудость централизованно выделяемых для этой цели государством средств (всего около 90 тыс. рублей в год).

К сожалению, множество великоустюжских икон вывезено и стало достоянием музеев Москвы, Вологды, Новгорода. Видимо, сейчас настало время возвратить городу по праву ему принадлежащие художественные ценности.

Великий Устюг очень красив и достоин гораздо большей популярности, но в настоящее время желающим посетить его
следует принять во внимание, что в городе всего одна гостиница, которая в состоянии принять лишь небольшие по численности плановые экскурсионные группы.

В. ЛАПИН, действительный член Географического общества АН СССР

Журнал «Турист» № 8(272) август 1988 г.

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Щит России

Град велик и мног людьми» — так было сказано в русской летописи о Смоленске. Упоминание это относится к 863 году. С тех пор немало воды утекло в Днепре, что бежит под самыми смоленскими стенами. 1125 лет отмечает ныне древний город.

Не раз за многовековую историю Смоленск вставал щитом на пути иноземных полчищ, рвущихся в глубь России. По сигналу тревоги смоляне дружно брались за оружие, мужественно сражались, отбивая атаки врага. Память о тех временах — Смоленская крепостная стена, и сейчас поражающая своими размерами и неприступным, суровым видом.

На шесть с половиной километров протянулась она по днепровским холмам. Тридцать восемь богатырских башен с бойницами для перекрестного огня поднимались над ее зубцами. Это мощное сооружение было возведено в  конце XVI—начале XVII века под руководством выдающегося русского зодчего Федора Коня. Проходишь вдоль высоких, в 10—12 метров стен, мимо сохранившегося кое-где широкого рва, мимо бывших бастионов, — и звуки давних сражений словно доносятся из глубины веков: слышится звон сабель, конское ржанье, яростные крики воинов.

Выразительный памятник у крепостной стены напоминает об упорном сражении под Смоленском двух русских корпусов под командованием Барклая-де-Толли и Багратиона с наполеоновскими войсками 4—5 августа 1812 года. О событиях недавнего прошлого свидетельствуют мемориальные доски в крепостной стене; за ними урны с прахом героев Великой Отечественной войны: бойцов и командиров, партизан, подпольщиков. Почти на два месяца задержали фашистские армии защитники Смоленска в июле—августе 1941 года.

Частью крепостной стены стал и музей Великой Отечественной войны 1941 —1945 гг. Здесь бережно хранят реликвии боевой славы защитников и освободителей земли смоленской. С 7 августа по 2 октября 1943 г. продолжалась Смоленская наступательная операция. Войскам Западного фронта под командованием генерала  армии В. Д. Соколовского и армиям левого крыла Калининского фронта под командованием генерал-полковника А. И. Еременко противостояла 850-тысячная группировка врага. Фашисты создали на подступах к Смоленску мощный укрепленный район.

Тяжелые, кровопролитные бои завязались в смоленских лесах. Но 25 сентября в центре города, над одним из высоких, чудом сохранившихся зданий распрямился на ветру красный флаг. Теперь это пропахшее дымом полотнище можно увидеть в музее.

6 мая 1985 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за мужество и стойкость, проявленные защитниками города, массовый героизм трудящихся в борьбе против фашистских захватчиков Смоленску было присвоено почетное звание «Город-Герой». С круглой датой основания города смоляне отмечают ныне и второй юбилей — 45-летие освобождения Смоленска от фашистских оккупантов.

Во все времена года красив древний город на Днепре. Много здесь примечательных, исторических мест, удивительных архитектурных памятников, своеобразных музеев с редкими коллекциями произведений искусства,  этнографии, русского народного быта. Смоленский историко-архитектурный и художественно-краеведческий музей-заповедник отмечает свое 100-летие. В его составе, помимо музея Отечественной войны, — ценные собрания «Ленин и Смоленщина», картинная галерея, музей исторический, «Русский лен», скульптора С. Г. Коненкова, «Русский быт» и другие.

Тысячи туристов приезжают в Смоленск. Для них здесь открыта гостиница «Россия», а неподалеку от города — туристская база «Соколья гора». От имени туристов, посетивших замечательный город-герой, и тех, кто захочет его посетить, мы поздравляем жителей Смоленска с памятными датами в его истории. Расти и процветай, город на Днепре!

В. МОСКВИН

Журнал «Турист» № 8(272) август 1988 г.

Первенец

Приближается столетие туристско-экскурсионной организации в России, которая, по-видимому, была первой: в 1890 году в Одессе на пересечении крупных транспортных магистралей (большой морской порт и железнодорожный узел) был создан Крымско-Кавказский горный клуб (ККГК).

Горстка энтузиастов развития туризма и экскурсий на земле Отечества, преодолевая безразличие публики, равнодушие прессы и всевозможные препоны, чинимые царской администрацией, сумела за короткий срок привлечь к своим идеям внимание передовой части общества и учащейся молодежи.

Организаторами и руководителями ККГК стали лучшие представители интеллигенции, общественные и научные деятели историк, археолог и инженер А. Бертье Делагард, Р. Прендель, С. Иловайский И. Точидловский, герой Крымской войны генерал Н. Ростовцев и многие другие.

Ряд льгот позволял участвовать в походах и экскурсиях студентам, учащимся гимназий и училищ, учителям, людям среднего достатка. Клубом организовывались пешие, горные и конные (верхом и на экипажах) экскурсии. Не чурались члены ККГК и научного поиска во время походов. Клуб гордился своей библиотекой, насчитывавшей почти шесть тысяч томов отечественных и зарубежных изданий о разных видах туризма и альпинизма, музеем, в шести разделах которого размещалось больше двух тысяч экспонатов. Примечательно, что «Записки Крымско-Кавказского горного клуба» — собственного печатного органа — уже в начале века горячими словами ратовали о необходимости бережливого отношения к родной природе, а ряд опубликованных в «Записках» статей не менее горячо призывали максимально использовать туризм как средство патриотического воспитания.

Клубом выпускались и отдельные издания туристского, альпинистского и научного характера. Велась обширная переписка, обмен литературой с родственными учреждениями не только в России, но и в Америке, Франции,  Швейцарии и в ряде других стран. Популярности клуба способствовало его участие в 14 Всероссийских и международных выставках…

Интересно, что постоянный рост, как числа туристов, так и количества маршрутов уже в начале деятельности клуба поставил проблему кадров. В 1902 году впервые 40 учителей и учительниц из Одессы, Кишинева, Тирасполя, Елизаветграда, Николаева и других городов отправились в учебный поход по Крыму.

Уже тогда думали верно: «воспитание туризмом» должно начинаться в школах, через авторитет учителя, педагога…
Когда ККГК отмечал свой 25-летний юбилей, докладчик сообщал убедительные цифры, позволяющие судить о масштабах деятельности клуба. Он оказывал всевозможное содействие не только сотням учреждений, но и частным лицам (нынешний самодеятельный туризм). Более полутора тысяч членов ККГК вели большую просветительскую работу — читали научного содержания лекции, делали сообщения о разного рода путешествиях и экспедициях. Опыт ККГК возможно был бы полезен многочисленным туристским клубам страны.

И. ЧОПП, мастер спорта СССР, председатель Одесского совета ветеранов туристско-экскурсионной работы

Журнал «Турист» № 8(272) август 1988 г.