Пестрая палитра велопоходов

В № 7 «Туриста» за 1987 год мы поместили очерк А. Булгакова «Контрасты велокруиза», в котором наш корреспондент, сменивший на несколько недель профессию, делится своими впечатлениями о работе инструктором многодневного веломаршрута. На этот раз автор ведет свой репортаж с турбазы «Хрустальная» Владимирской области. Он предлагает в новом летнем сезоне расширить палитру велопоходов, насытить их всевозможными играми, конкурсами, соревнованиями. Надеемся, что эти предложения заинтересуют работников турбаз.

Голубые, зеленые, желтые домики разбросаны среди сосен по территории турбазы. С самолета, наверно, кажется, что какой-то малыш-великан высыпал из коробки детали конструктора. Среди домиков есть один неприметный, в котором туристов не поселяют. И даже окна в нем заколочены. Но стоит инструктору открыть дверь этого домика, да еще вывести хотя бы одного из его «жильцов», как тут же у веранды начинают задерживаться отдыхающие. Потому что в этом домике нашли приют двухколесные «скакуны».

На «Хрустальной» велосипеды появились недавно, но их парк растет: к дорожным мужским машинам «Десна» прибавились изящные «Аисты» из Минска, потом женские пензенские, детские и даже несколько спортивно-туристских — всего около ста. Этим летом должны появиться еще тридцать. Поездки организованы как внеплановые. Маршруты небольшие — 30—40 км, ведут в леса к местным речушкам Колпь, Поль, Бужа, притаившимся в грибных и землянично-черничных лесах, к озерам.

Поехать может любой, только заплати в пункт проката 55 копеек. Такой тариф, конечно, никого не останавливает. Как правило, наоборот, велосипедов не хватает. Велопоходы на турбазе — под личной опекой старшего инструктора Юрия Васильева. На двадцать дней он доверил бразды правления мне. Поначалу веду группу вместе с Юрием Васильевым и Алексеем Обсковым. Группы — до тридцати пяти человек. Две короткие прогулки, однодневный поход, затем — двухдневный с прогулками по лесу, купанием, играми и песнями, даже ночным фейерверком. Правда, по поводу последнего я услышал много нареканий, причем и от начинающих тоже, что это не поход, а выезд на пикник, все-таки главным должно быть движение. Позже обвиняли нас в злоупотреблении асфальтом. Действительно, путь наш пролег в основном по шоссе с напряженным автодвижением. А в первый обкаточный выезд А. Обсков повел по длинному объездному шоссе, очень унылому: по обе стороны на километры тянулась гарь, поросшая молодым сосняком. Все-таки над некоторыми инструкторами еще довлеет автолюбительское мышление: все, что не покрыто асфальтом, они, может быть, даже непроизвольно, относят к дорогам второго сорта. Между тем в окрестностях турбазы — масса лесных дорожек и троп. Перед выездом в следующий поход спрашиваю группу:

— Есть два варианта на первые шесть километров маршрута: по лесной тропе с крутыми поворотами, заросшей кустарником, и по асфальту без кустарника. Какой выбираете?

В ответ раздаются дружные возгласы:

— Тропой, тропой!..

Обсуждая планы на будущее, мы с Васильевым одновременно заговорили о вело-водном маршруте — поистине, идеи в воздухе носятся! Юрий рассказал, что на берегу Святого озера, одного из нескольких проточных озер на стыке Владимирской, Московской и Рязанской областей, стоит приют колхоза «40 лет Октября», с которым у турбазы есть договоренность. Опираясь на этот приют, можно организовать такой маршрут.

И тут мне в голову приходит идея: а что, если из числа заскучавших на турбазе отдыхающих составить боевой отряд и отправиться с ним на разведку в те края, чтобы собрать подробные сведения о дорогах, деревнях, столовых, о возможности проехать с велогруппой вокруг озера? Васильев идею об экспедиции поддерживает с энтузиазмом, директор турбазы Николай Пряхов — тоже.

Но вот команда разведчиков из двенадцати человек собрана. Никто, кроме инструктора, в многодневных категорийных велопоходах не бывал, для всех экспедиция стала первым серьезным испытанием. Несмотря на то, что в группе были и совсем юные девушки, и женщины, давно не сидевшие на велосипеде, романтическое путешествие в неизвестность, где вполне возможно заболоченное бездорожье, никого не испугало. Все члены отряда осилили 260-километровый маршрут с элементами III категории сложности, как пишут в туристских отчетах, и не было в группе ни уныния, ни раздражения по поводу походных тягот, наоборот, по вечерам в палатках долго раздавался дружный смех.

Каков же результат экспедиции? Мы пришли к выводу, что в том районе Мещеры можно разработать комбинированный веловодный маршрут, который состоял бы из велосипедного участка протяженностью примерно 150 км, кстати, очень привлекательного, и лодочного или байдарочного похода по Святому и прилегающим озерам по кольцевому или радиальному маршруту. Для велотуристов достаточно в некоторых заболоченных местах правобережья Бужи положить лавы из малоценного древостоя. А в арендованном приюте колхоза «40 лет Октября» — смена экипажей. С приюта группа может пешком дойти по лесу до окраины села Демидове, там сесть в автобус и ехать на турбазу «Хрустальная». Протяженность пешего перехода будет около 8 км. Получится комбинированный кольцевой маршрут с четырьмя способами передвижения. Чтобы обеспечить возврат велосипедов с приюта на турбазу, целесообразно организовать встречный маршрут.

В экспедиции я подумал, что приезжающих на турбазы по путевкам стоит почаще привлекать к разработке и уточнению маршрутов (по желанию, естественно). Практически на любой турбазе туристы могут принять участие в разведке местных дорог и троп ближних и дальних окрестностей, после чего можно составить их подробную схему, а затем проложить маршруты, насколько возможно, вдоль автотрасс, а не по ним. Ведь участвовать в творческом освоении чего-то нового всегда интереснее, чем потреблять готовое.

Но что интересно пишут участники велопоходов в социологических анкетах в ответ на вопросы Всесоюзной научно-исследовательской лаборатории по туризму и экскурсиям? Она сейчас озабочена совершенствованием обслуживания туристов на плановых веломаршрутах.

«Известие о велопоездках приятно удивило, вообще мало информации о велопоходах по путевкам», — пишут супруги Недорезовы из Москвы, приехавшие на отдых с детьми. «Нужны на турбазах не только обычные велосипеды, но и тандемы», — добавляет житель Калининграда Алексей Гершенгорин. Он с женой и двумя дочерьми поехал бы в двухдневный поход, да не потянула бы 10-летняя Таня на отдельном велосипеде. Студентка Елена Булгакова из Москвы просит маршруты делать кольцевыми, а на привалах устраивать шутливые соревнования по туристской технике, слалом, викторины и т. п. Многие предлагают вводить в походные программы всевозможные аттракционы, турниры, а любители петь просят выпустить сборник туристских песен.

Верно, каждая, даже короткая прогулочная поездка должна иметь цель, эмоциональный акцент: не обязательно историческую достопримечательность или архитектурный памятник, но и какое-нибудь «чудо» природы, уютное лесное озеро или просто малинник. Но все равно поход покажется малоинтересным без «мозаичности» впечатлений и ощущений. Опушка с широкой панорамой, извилистая тропинка по густому лесу, уютная деревушка, беседа со старожилом об истории района, привал с купанием и игрой в волейбол, спор за чаем на животрепещущую тему, труднопроезжий участок… В велопоходах общение ограниченно, поэтому остановки н привалы должны быть выбраны в живописном месте, насыщены совместными занятиями: беседами, шуточными викторинами, рассказами легенд и т. д.

А вообще видов одно- и двухдневных походов может быть множество. Прежде всего, конечно, походы-экскурсии, к разработке и проведению которых поначалу можно привлечь в качестве вторых руководителей экскурсоводов, краеведов; разведывательные походы; ягодно-грибные (группа приезжает в лес, велосипеды ставят у линейного ориентира, до назначенного часа расходятся, имея при себе компас и часы, у велосипедов остается инструктор); велопоездки для родителей с детьми; походы с отработкой общетуристской и велотуристской техники на привале; сочетания походов двух групп, идущих по разным маршрутам к месту общего привала; велоралли (для этого нужно, чтобы велосипеды имели счетчики или веломеры),..

Для тренировок, отработки техники преодоления различных препятствий желательно выбрать вблизи турбазы участок местности, на котором были бы дорожные условия, встречающиеся на маршруте в естественных условиях. Такой велодром можно оборудовать и на месте привала однодневного похода. На полосе препятствий должны быть участки лесной ухабистой дороги, извилистой тропы, заболоченный, песчаный, каменистый участки, переправа по бревну через овраг и т. д. В лесу можно организовать увлекательные соревнования по велоориентированию. Должна быть на велодроме ровная площадка для фигурного вождения, игр на велосипеде.

Велосипедные походы целесообразно объединять со спортивными играми на привале: волейболом, баскетболом, городками, бадминтоном, теннисом и другими. Поэтому привалы веломаршрутов должны быть предусмотрены в местах, где есть ровные поляны и можно разбить и оборудовать площадки для игр. На такой турбазе, как «Хрустальная», где много бывает детей 10—12 лет, полезно разработать специальный веловолейбольный маршрут, в котором учить ребят играть в волейбол. Причем через сетку, по всем правилам.

На турбазах практикуются «праздники Нептуна» на реке или озере с участием водных туристов. Велосипедисты тоже могут провести веселый праздник шутки, выдумки и песни. Основой для такого праздника может служить звездный двух-трехдневный поход, при этом несколько групп разными путями едут к месту всеобщей встречи. (К сожалению, на иных турбазах массовые праздники организуют только инструкторы и другие штатные работники, а туристы становятся лишь пассивными зрителями.) Начать праздник можно с конкурса на самое точное прибытие групп к месту общего сбора. Затем пусть каждая команда приветствует остальных — вот еще один конкурс. Самая обширная программа — после ужина у общего костра. Здесь могут быть конкурсы на самый веселый рассказ или юмореску, на самое изобретательное выступление «Кто во что горазд», конкурсы смешного рисунка на велосипедную тему, песни и танца. Отличившиеся, естественно, получают шутливые призы.

Вообще в организации планового велотуризма надо активнее использовать изобретения и приемы самодеятельных путешественников, иногда с некоторыми изменениями. Это просто необходимо ради сохранения традиционного туристского духа на турбазах.

В последний разговор со старшим инструктором «Хрустальной» Юрием Васильевым мы обсуждали планы турбазы на сезон 1988 года. Когда я ему рассказал о том, что мы видели в экспедиции, он загорелся организовать уже этим летом радиальную велопоездку с приюта колхоза «40 лет Октября» на живописное Белое озеро в Рязанской области. В нынешнем году на приюте должны появиться лодки, и после этого можно всерьез заняться организацией веловодного маршрута. Еще мы говорили о возможности открытия многодневного веломаршрута из Гуся-Хрустального, скажем, до Константиново или Брыкина Бора через Солотчу. Такой маршрут потянет и на 1 категорию сложности. Но это можно сделать уже в тесном содружестве с коллегами Рязанской области.

Поддержите идею, энтузиасты Рязанщины!
А. БУЛГАКОВ

Журнал «Турист» № 5(269) май 1988

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Справочное бюро туриста

А верхом лучше!

Писем о конном туризме в редакцию приходит немало. Присылают отзывы о путешествиях на лошадях, есть и такие письма, в которых содержится просьба почаще рассказывать о новых верховых трассах. «Хочется на страницах «Туриста» встречать публикации о конном туризме в нашей стране, о новых конных маршрутах», — пишет Т. Музуренко из Харькова. «Очень бы хотелось узнать о конных маршрутах подробнее. Где они есть, как проходят» (С. Меднова, Смоленск). Отвечая на эти просьбы, публикуем перечень конных маршрутов.

1. Алтайский конный, № 203, Алтайский краевой совет по туризму и экскурсиям (продолжительность отдыха 18 дней, в том числе поход 12 дней, протяженность конного похода 165 км, время работы — июль-август). 2. На лошадях к Тепецкому озеру.

Тот же совет по туризму, № 204 (24 дня, 18 дней, 395 км, июнь — август). 3. По Чемальской долине. Тот же совет по туризму, конно-санный зимний (6 дней, 2 дня, 30 км, октябрь — март). 4. По таежным тропам Алтая. Восточно-Казахстанский обл. совет по туризму, № 503-90-05 (15 дней, 9 дней, 180 км, июнь — сентябрь). 5. По Башкирии. Башкирский областной совет по туризму. Конноверховой, № 333, всесоюзный (20 дней, 16 дней, 210 км, май — сентябрь). 6. Верховой по Башкирии. Тот же турсовет, № 106-81-01, (16 дней, 12 дней, 160 км, июль — сентябрь). 7. По югу Башкирии. Тот же турсовет, № 106-84-05 (20 дней, 16 дней, июнь — август). 8. На санях по Башкирии. Тот же совет, № 120, всесоюзный (16 дней, 9 дней, 125 км, ноябрь — март). 9. На конных экипажах по Башкирии, № 121, всесоюзный (16 дней, 10 дней, 125 км, июнь — сентябрь). 10. Адыгейский конный. Адыгейский областной совет по туризму и экскурсиям, № 320, всесоюзный (15 дней, 5 дней, 160 км, июнь — сентябрь). 11. С гор Грузии к Черному морю, Грузинский республиканский совет по туризму и экскурсиям, № 134, всесоюзный (18 дней, 6 дней, 82 км, май-октябрь). 12. Тбилиси — Золотой берег, № 135, всесоюзный (21 день, 3 дня, 50 км, май — октябрь). 13. По Абхазии, Абхазский областной совет по туризму, № 6 (18 дней, 3 дня, 30 км, май — октябрь). 14. Кузбасский конный. Кемеровский облтурсовет, № 4 (18 дней, 12 дней, 130 км, июнь — сентябрь). 15. По Саянам, конноверховой. Красноярский краевой турсовет, № 133-92-33 (15 дней, 8 дней, 65 км, июнь — август). 16. Сурский конный. Чувашский облтурсовет, № 174-00-05 (15 дней, 5 дней, 104 км, июнь — август). 17. Тебердинский конный. Ставропольский краевой совет по туризму и экскурсиям, № 126-01-01 (18 дней, 12 дней, 249 км, июнь — октябрь). 18. Курганский конный, Курганский облтурсовет, № 135-90-01 (12 дней, 8 дней, 122 км, май — сентябрь). 19. Тропой Кулагера, Кокчетавский облтурсовет, № 85 (11 дней, 8 дней, 160 км, июнь — август). 20. Амурский конный. Амурский облтурсовет (10 дней, 6 дней, 180 км, июнь — август). 21. Омский конный, Омский облтурсовет, № 15 (15 дней, 8 дней, 140 км, июнь — август). 22. Омский конный, № 16 (12 дней, 8 дней, 140 км, июнь — август). 23. Турбаза «Черек», Кабардино-Балкарский облтурсовет (15 дней, 4 дня, 102 км, июнь — сентябрь). 24. Волжский прибой, Костромской облтурсовет, № 2 (15 дней, 4 дня, 60 км, июнь — август). 25. В легенды Марилеса на конях, Марийский облтурсовет (19 дней, 15 дней, 225 км, июнь — август). 26. По Пензенскому краю. Пензенский облтурсовет, № 14 (15 дней, 4 дня, 120 км, июнь — июль). 27. По Пензенскому краю, встречный. 28. По Донским просторам. Ростовский облтурсовет, № 19(15 дней, 5 дней, 120 км, май — октябрь). 29. По озерному краю Волыни на конных повозках, № 1311, Волынский облтурсовет (18 дней, 6 дней, 150 км, июнь — сентябрь). 30. По Полтавщине. Полтавский облтурсовет, всесоюзный № 110 (16 дней, 11 дней, 180 км, май — сентябрь). 31. Турбаза «Лнснцкнй бор». Калининский облтурсовет (20 дней, 14 дней, 200 км, июнь — август).

Пока нет зачета…

Возможны ли зачеты походов III и V категорий сложности в течение одного года?

В. ПОПОВ г. Комсомольск Полтавской обл.

Как нам сообщили из управления самодеятельного туризма ЦСТЭ, в соответствии с нормативными требованиями по туризму на 1985—1988 годы в один календарный год не могут быть засчитаны походы III и V категории сложности одновременно. Сейчас идет разработка новых требований на 1989— 1992 годы, где, возможно, будет предусмотрен зачет таких походов. Тогда их можно будет зачесть при оформлении спортивных разрядов.

Для вас, горные туристы и альпинисты

Появились в розничной сети торговли:

устройство для спуска по веревке ценой 2 руб 88 коп. и скальные крючья восьми типов по цене 45 коп. штука. Готовятся к производству и вскоре поступят в магазины: карабины, зажимы для подъема по веревке, кошки, ледобурные крючья, страховочные пояса.

Оставляйте заявки на это и другое снаряжение для горного туризма в спортивных магазинах и специальных секциях универмагов, чтобы торговые работники ориентировались в спросе на изделия.

Магазины могут делать закупки снаряжения на оптовых предприятиях Роскультторга. Их адреса и телефоны: 620134 Свердловск, ул. Монтажников, 24, тел. 52-54-77, 52-54-78; 450040 Уфа, Индустриальное шоссе, 2, тел. 5-24-87, 5-26-84.

Уральский НИИчермет

Старину от времени спасая

Время неумолимо. Оно разрушает, уносит в небытие предметы, традиции, слова… Георгий Хецуриани, что живет в абхазском селе Лидзава, решил поспорить с течением лет. Сберечь предметы и традиции прошлого, а если не удается — то восстановить в точной пропорции. Освоил мастерство резчика по дереву, кузнеца, камнереза. И начал выбирать по штуке из большущей кучи раритетов, что собрал в своем селе, в поездках по Абхазии.

Засверкала полировкой старинная сабля, защелкала фотокамера — ровесница века, зазвучали древние музыкальные инструменты, завертелось колесо прялки… Более двух с половиной тысяч «экспонатов» поражают сегодня гостей Хецуриани, привораживают внимание. Впрочем, удивляться приходится еще во дворе, где встречают входящих каменные стелы с высеченными на них народными изречениями.

Но самый интересный зал «музея» — это мастерская умельца. Ручки инструментов, собранных здесь, отполированы ладонями целых поколений мастеров. Как знать, не таят ли в себе чекан или резец секретов мастерства, не угадал ли их Георгий Хецуриани?

— Нет, — отвечает он. — Камень молчит, дерево молчит. А человек — говорит. Свои секреты мне передал отец. Ему — его отец. А я передам старину всем, кто захочет. Приходите,смотрите.

И люди приходят. Недаром и ближайшую автобусную остановку шоферы объявляют:

«Музей Хецуриани».

Журнал «Турист» № 5(269) май 1988

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

По реке Урал

Одно из интереснейших путешествий — сплав на моторной лодке по реке Урал от города Уральска до села Калмыкове. Ниже Уральска река течет по широкой песчаной долине с многочисленными старицами, протоками и озерами. Стремительная в горах река здесь укрощает свой строптивый нрав и превращается в прекрасную голубую дорогу (продолжительность навигационного периода с марта по ноябрь).

Туристам надо учесть, что в разгар лета в этих местах стоит сильная жара, пересыхают по пойме мелкие реки и озера. Особенно неприятны частые и сильные суховеи, которые поднимают на реке большие волны, затрудняя плавание. Непогоду лучше переждать на берегу, разбив лагерь. По берегам реки много удобных мест для стоянок.

Река Урал (в прошлом Яик) не напрасно зовется легендарной. Через нее неоднократно перебирались татаро-монгольские орды. Помнит ока и Степана Разина. На берегах реки зародилось восстание под предводительством Емельяна Пугачева. Урал хранит память о Чапаеве, многочисленных путешественниках, исследователях, писателях, историках.

Уральск (до 1775 года — Яицкий городок) был основан в 1613 году на правом берегу Урала в устье реки Чаган как казачье укрепление. Здесь проходил путь из Средней Азии в Поволжье, и город очень скоро превратился в торговый центр. Из Гурьева к нему шли обозы с рыбой, из казахских степей гнали скот, из Средней Азии приходили караваны с шелком и фруктами. Все это обменивалось в Яике на промышленные товары, поступавшие из Центральной России.

Во время Крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева Яицкий городок был одним из центров восстания. Екатерина II «Для совершенного забвения последовавшего на Яике несчастного происшествия» велела переименовать его в Уральск. Но город бережно хранит память о ярких исторических событиях. В краеведческом музее собраны интереснейшие документы о Крестьянской войне. Здесь хранятся также знамена яицких казаков, которые ходили в походы с Петром I, Суворовым и Кутузовым. Материалы о событиях гражданской войны в Уральске. Здесь боевыми действиями против белоказаков руководили М. В. Фрунзе, В. И. Чапаев, Д. А. Фурманов.

…В октябре 1833 года в Уральске побывал А. С. Пушкин, собиравший материалы по истории Пугачевского восстания. В городе бывали В. И. Даль, В. А. Жуковский, Л. Н. Толстой, В. Г, Короленко, М. А. Шолохов…

От Уральска до Калмыкова — 454 километра. На всем пути вдоль реки по высоким ярам протянулись живописные леса из дуба, вяза, тополя. За поселком Владимирова (79 км ниже Уральска) обращают на себя внимание села Скворкино и Янайкино. В гражданскую войну здесь шли ожесточенные бои. Об этом напоминают заросшие окопы, места расположения наблюдательных пунктов и батарей, описанные Д. А. Фурмановым в романе «Чапаев». Миновав ряд мелких населенных пунктов, река подходит к поселку Коловертное. Это одно из первых поселений яицких казаков (XVI век).

С форпоста Бударинский (ныне село Бударино) начался поход восставших казаков под предводительством Емельяна Пугачева. В августе 1919 года здесь размещался штаб 25-й Чапаевской дивизии. Вокруг села можно видеть двойную линию окопов.

На 202-м километре — Чапаевская нефтебаза, за ней — город Чапаев (до 1939 года — село Лбищенск) — место гибели легендарного начдива. На глинистом обрыве стоит обелиск, а в городе — памятник народному герою.

Ниже Чапаева населенные пункты встречаются реже. За поселком Горяченским по правому берегу на протяжении 6 километров тянется Дыгинский яр красного цвета. Далее путь лежит мимо села Мергенево, расположенного на высоком безлесном яру. Ниже много заводей и мысков, лесные завалы и сильное течение. В 30 километрах от Мергенева, у Денежного яра, — баржа для заправки судов горючим. Далее опасное место для судоходства — Кругловская прорва. Река здесь неширокая. Быстрое течение образует над глубокой ямой большой, сильный водоворот. Очень живописны берега у прорвы.

Калмыково — конечный пункт путешествия. Село расположено на высоком правом берегу Урала. Оно возникло в середине XVII столетия и более двух веков развивалось как крепость и одновременно транзитный пункт на караванном пути, ведшем из Средней Азии в Центральную Россию. После постройки железной дороги Саратов — Уральск село утратило свое былое значение. Сейчас это районный центр Уральской области,

ЛИТЕРАТУРА: Советский Союз. Казахстан. М., «Мысль», 1970; Водные маршруты СССР. М., «ФиС», 1973; Уральская область. Туркарта. М., ГУГК, 1983.

Журнал «Турист» № 5(269) май 1988

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Ориентирование без компаса

Компас давно перестал быть предметом дефицита, и отсутствие его в группе может быть объяснено только небрежностью.

Однако компас можно разбить или потерять, особенно если носить на руке и в наружных карманах одежды. В рюкзаке компас хранят в специальном кожаном чехле и укладывают отдельно от топоров, консервных банок, инструмента. В группе должно быть два-три запасных компаса. В районах, сложных для ориентирования, каждому участнику группы нужен личный компас, вшитый в «аварийный карман». Наиболее пригодны жидкостные компасы — они не замерзают, более удобны в обращении, их можно хранить под верхней одеждой на шнурке, надетом на шею.

Если компас сломался, постарайтесь сохранить магнитную стрелку, с помощью которой всегда можно изготовить импровизированный компас из подручных материалов.

Кроме того, помочь сориентироваться могут имеющиеся у каждого туриста стальные иголки и булавки. Для этого перед походом все иголки и булавки необходимо намагнитить (на несколько часов «прилепить» к любому магниту) и, сверив с рабочим компасом, пометить северный конец краской.

При необходимости в походе намагниченную иголку или «жало» обломанной булавки достаточно потереть между пальцами и осторожно уложить на поверхность спокойной воды. Удерживаемая силами поверхностного натяжения, иголка постепенно сориентируется в линии север—юг.

Для придания плавучести более толстую иголку можно воткнуть в кусок пробки, коры дерева, пенопласта, соломинку. В качестве емкости для воды можно использовать стеклянную и полиэтиленовую посуду или металлическую (но не магнитную!).

Самый простой компас представляет из себя тонкую нить с плотным узелком, завязанным на конце. Иголка до середины втыкается в узел и свободно подвешивается.

При желании «игольную стрелку» можно дополнить куском бумаги, бересты с вычерченной на них градусной шкалой.

При отсутствии компаса стороны света можно определить по местным признакам.

Полярная звезда — последняя в ручке «ковша» созвездия Малая Медведица всегда указывает на север. Отыскать ее можно, мысленно продолжив линию, соединяющую две крайние звезды в «ковше» Большой Медведицы.

Направление самой короткой тени от предмета указывает на север. Для определения сторон света по тени на плоском участке вбейте в землю метровый колышек и отметьте конец тени А. Через 15—20 минут сделайте вторую отметку конца тени Б.

Полученная линия АБ будет расположена в направлении восток — запад. Линия, проведенная под прямым углом к линии АБ, укажет на север. Этот способ наиболее точен в южных районах летом и зимой.

В северных широтах летом солнце восходит на северо-востоке, заходит на юго-западе. По наблюдениям полярных летчиков, в северных широтах летом северная сторона неба — самая светлая, южная — самая темная.

Для того чтобы определить стороны горизонта по солнцу и часам, надо часовую стрелку направить на солнце. Биссектриса угла между часовой стрелкой и цифрой 12 на циферблате укажет направление на юг. До 12 часов юг будет справа от солнца, после 12 часов — слева. Этот способ дает хорошие результаты в умеренных широтах, особенно зимой, менее точные — весной и осенью. Летом ошибка может достигать 25°. В южных широтах пользоваться подобным способом не рекомендуется. Помните, что часы должны показывать истинное местное время!

Помочь в определении сторон света могут и растения. Кора деревьев, отдельные камни, скалы, стены старых деревянных строений обычно с северной стороны гуще покрыты мхом и лишайниками. Кора деревьев с северной стороны бывает грубее и темнее, чем с южной. В сырую погоду на деревьях (особенно это заметно у сосны) образуется мокрая темная полоса. На северной стороне ствола она сохраняется дольше и поднимается выше. У берез с южной стороны ствола кора обычно светлее и эластичнее. У сосны вторичная (бурая, потрескавшаяся) кора на северной стороне поднимается выше по стволу.

Весной травяной покров более развит и густ на северных окраинах полян, прогреваемых солнцем, в жаркий период лета наоборот — на южных, затененных. В жаркое время года с северной стороны от дерева, камня трава дольше сохраняется свежей, влажной, иногда с каплями росы. С южной стороны почва более сухая, трава вялая.

Весной на южных склонах снег как бы «ощетинивается», образуя направленные на юг выступы (шипы), разделенные впадинами. Граница леса по южным склонам поднимается выше, чем по северным. Наиболее точны астрономические приемы определения сторон света. Поэтому ими следует пользоваться в первую очередь. Все прочие можно применять лишь в крайнем случае — в условиях плохой видимости, ненастной погоды. Сегодня признаны ошибочными способы ориентирования по ширине годовых колец на пнях, густоте веток на деревьях. Ширина годовых колец дерева зависит от физиологических особенностей роста растения, освещенности, климата, а густота кроны от направления господствующих ветров (такие деревья иначе называют «флажковыми») и свободного для прорастания пространства. Осторожнее относитесь к определению сторон горизонта по квартальным столбам на просеках.

В горах из-за сложного рельефа местности, обилия крутых склонов и глубоких ущелий, а также в густолесье не годятся способы, учитывающие рост растений и их освещенность (густота травяного покрова, наличие грибов, созревание ягод). Ошибочно ориентирование по коре, по выростам мха на стволах.

Все эти приемы действенны лишь на равнинной местности, в редколесье при осмотре отдельно расположенных деревьев, пней, камней.

В лесотундровой и тундровой зонах при невозможности наблюдения небесных светил ориентируйтесь по расположению веток и общему наклону стволов «флажковых» деревьев.

Перед выходом на маршрут поинтересуйтесь у местного населения направлением господствующих ветров. Например, при северных наклон деревьев и веток будет указывать на юг.

Некоторые северные народы ориентируются по наклону травянистой растительности, до того, как образуется устойчивый снежный покров. Для определения сторон света достаточно снять верхний слой снега. Но это, конечно, сугубо «аварийный» способ.

Кроме того, в высоких широтах облегчить ориентирование может и конфигурация застругов. В первые дни похода уточните их направление. Во всех случаях в высоких широтах следует учитывать местное магнитное склонение, достигающее в отдельных районах десятков градусов.

В пустынной и полупустынной зонах преобладает «астрономическое» ориентирование, ведь небо практически круглые сутки безоблачно. Иногда можно ориентироваться по местному направлению «волн» барханных цепей.

Определить стороны света можно и с помощью радиоприемника, особенно если направление на передающую станцию совпадает с одной из сторон света или с направлением движения группы. При возникновении аварийной ситуации установите работающий в диапазоне средних или длинных волн приемник в положение наихудшего звучания. Торец приемника укажет направление на передающую станцию.

При ориентировании по местным признакам (исключая астрономические) нельзя делать выводы о расположении сторон света по 1—2 наблюдениям. Выводы делайте лишь после многократного подтверждения первоначально полученного результата. Постоянно ищите приметы, подтверждающие или опровергающие выбранное направление движения.

г. Челябинск

А. ИЛЬИЧЕВ 

Журнал «Турист» № 5(269) май 1988

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Азимут 67

Пешеходный туризм

Ни один вид туризма не раскрывает такой широты и простора для путешественников как пешеходный. Несравнимо большие нагрузки по сравнению с такими «транспортными» передвижениями как байдарочный или велопоход окупаются детальным, неторопливым ознакомлением с живописными природными уголками, историческими и архитектурными памятниками, более непосредственным общением с коренными жителями краев и областей, где проложен маршрут.

Походы спортивного уклона более наполнены динамизмом, преодолением сложностей… И хоть заманчиво порой измерять шагами Полярный Урал, алтайские или камчатские дебри — не спешите сразу так далеко уезжать от своего дома… Мы часто устремляемся подальше, не узнав близкой красоты родной сторонки, не испытав себя в походе на несложных маршрутах, не набравшись опыта в постепенном усложнении их. А ведь матушка-природа не прощает нам допущенных ошибок и сурово наказывает за малейшую промашку, залихватскую беспечность.

Уровень подготовленности групп выявляется на чемпионатах страны по этому виду туризма, а занявшие первые места (такие как группа Е. Поросятникова) становятся образцом спортивного мастерства для тех почти двухсот тысяч туристов, что выходят в категорийные маршруты.

Вместе с добрым напутствием предлагаем вашему вниманию советы и предложения опытных пешеходников, совершивших много интересных и сложных путешествий.

Готовимся к походу

Активный туризм требует от путешественника силы, выносливости, неприхотливости, закаленности, хладнокровия, владения специальной техникой. Физическая подготовка должна дать туристу все эти качества и выработать специальные навыки в зависимости от вида туризма.

Одна из программ физической тренировки, предлагаемая академиком Н. Амосовым, не требует специальных навыков и должна проводиться 3—5 раз в неделю по 30—40 мин: 1) разминка — ходьба и бег «трусцой» — 5 мин; 2) взбегание на горку с максимальной скоростью, дистанция 25 м. Сойти вниз, повторить 5 раз за 5 мин; 3) бег по ровной местности со скоростью 80% максимальной в течение 3— 4 мин. Трехминутный отдых. Повторить 3—4 раза; 4) после остывания — водные процедуры.

Система общей физической подготовки «аэробика», разработанная американским специалистом доктором К. Купером, основана на развитии способности максимального потребления организмом кислорода. Простые и доступные упражнения дают высокий оздоровительный эффект.

Минимально необходимый уровень физической нагрузки: ходьба не менее 1 ч в день, скорость б—7 км/ч или бег. Время, за которое пробегают расстояние 1,5 км, сокращают от 18 мин в 1-ю неделю тренировки до 13 мин к 6-й неделе и до 10 мин к 12-й неделе тренировки.

Тесты и нормативы дают возможность самостоятельно контролировать уровень своей физической подготовки и повышать его.

Туристам всех возрастов, систематически совершающим тренировочные походы, можно рекомендовать после совета с врачом проверить свое физическое состояние по 12-минутному тесту, определяющему способность к максимальному потреблению кислорода — МПК, — ив зависимости от результата теста продолжать подготовку, набирая не менее 30 очков в неделю. Приводим здесь данные только по бегу, считая, что спортсмены-туристы должны иметь высокие показатели в 12-минутном тесте вне зависимости от возраста.

Для степени подготовки 1,2 и 3 нужно предварительно в течение 10—12 недель заниматься по более легкой программе минимальной нагрузки.

Перед бегом рекомендуется 5-минутная разминка. Во время занятий нужно избегать переутомления и перенапряжения. После занятий — 5-минутное остывание: ходьба или медленный бег. Гимнастику можно делать перед и после занятий аэробикой во время разминки и остывания.

Самопроверка посильности занятий:

1) при одышке, головокружении, тошноте нужно прекратить занятия; 2) через 5 мин после упражнения пульс не должен быть выше 120 ударов в минуту, через 10 мин — не больше 100. Иначе нужно снизить нагрузку; 3) нормальное дыхание в покое 12—16 вдохов в минуту. Если одышка не проходит спустя 10 мин после занятий, их надо прекратить; 4) если после нескольких недель тренировок чувствуется чрезмерная усталость, надо выполнять упражнения в более медленном темпе, но большее время или после двух дней занятий устанавливать день перерыва, тренируясь четыре раза в неделю.

Специальная физическая и техническая подготовка ведется в процессе общей подготовки, специальных занятий и тренировочных походов.

Однодневные, двухдневные и более продолжительные тренировочные походы проводятся весь год по возможности без перерывов. Техническая подготовка ведется во время этих походов; отрабатываются отдельные элементы техники туризма в походе, близком по условиям к сложному.

Во время привалов на маршруте делают разминки, чтобы снять мышечную и психологическую усталость. Для пеших, лыжных и горных походов: круговые движения шеей, корпусом, бедрами, коленями, наклоны и прогибания; выжимание над головой груза средней тяжести. Для водных походов: легкая пробежка, свободные махи ногой от бедра, «велосипед» лежа на спине, отжимания.

О нужных для данного вида туризма упражнениях, которые выполняются в тренировочных походах по заранее составленному графику с учетом особенностей конкретного маршрута, его рельефа, препятствий, времени года, погоды и прочего, мы расскажем в другой раз.

Г. РЫЖАВСКИЙ

Журнал «Турист» № 5(269) май 1988

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Организация питания

Организация питания — одна из важнейших задач при подготовке к путешествию. Оптимальный рацион должен обеспечивать необходимую калорийность и ощущение сытости при минимальном весе.

Энергозатраты в сложном походе:
основной обмен 500—520 ккал;
движение на маршруте 2400—2500 ккал;
работы на биваке, отдых 1000 ккал.
Общие затраты около 4000 ккал.

Допустимый дефицит калорий при средней продолжительности путешествия 20 дней оценивается в 30—40%. Таким образом, калорийность рациона должна быть не менее 2500 ккал/чел в день. Кроме этого, анализируя рекомендации по рациональному питанию и исходя из собственного опыта, мы пришли к следующим требованиям к рациону:

— оптимальное соотношение по весу белков, жиров, углеводов должно быть: 1:1,2—1,3:4,5—6,0;
— оптимальное соотношение по калорийности белков, жиров, углеводов должно быть: 11—13:32—35:52—57 процентов;
— рацион должен содержать достаточное количество витаминов и минеральных веществ;
— пища должна быть сытной, включать достаточное количество клетчатки.

Вес продуктов без упаковки составил 134 кг, на группу на день 6.38 кг. Вес продуктов в упаковке составил 137.5 кг, на чел/на 21 день 12.5 кг. Среднее соотношение белков, жиров, углеводов: по весу 1:1.27:4.84; по калорийности 11.5:33:55.5. Средняя стоимость дневного рациона на 1 чел. составила 1—70.

В путешествии по Восточной Якутии эти вопросы были решены следующим образом. Питание на маршруте было горячим три раза в день; кроме этого — два перекуса между завтраком и обедом, обедом и ужином. Холодные обеды использовались при необходимости. В предыдущих походах у нас были опробованы основные блюда, которые мы решили взять за основу.

Продукты были расфасованы по количеству на варку, и меню не привязывалось к определенным дням. Это позволило гибко варьировать питание в зависимости от желания участников, напряженности дня и наличия дров. В приготовлении пищи участвовали все члены группы, дежурные на каждый день назначались завхозом. Все продукты питания были съедобны и в сухом виде, т. е. их варка занимала минимум времени: после закипания воды смесь засыпалась в скороварку и, практически, сразу же снималась с огня, через 10—15 минут после этого она готова к употреблению. Следует отметить, что вкусовые качества смесей весьма высоки.

При подборе наименований был сделан упор на включение в рацион сухих низкокалорийных продуктов, насыщенных клетчаткой, таких как картофель (молотый и ломтиками), морковь, свекла, лук, чеснок, укроп, петрушка, грибы (молотые и ломтиками), рыба (камбала). Сушка продуктов проводилась в домашних условиях на нагревателях парового отопления. Картофель предварительно варился.

В рацион были включены горох и перловка, перемолотые на кофемолке. Перловка была двух помолов: грубого (для супов) и тонкого (для оладий). Крупа грубого помола явилась хорошей добавкой для грибного супа. Была изготовлена и опробована смесь из сухих продуктов: лука, чеснока, укропа, петрушки, перца, моркови, свеклы. Ее мы использовали как добавку к супам. Составные части выбирались по вкусу при изготовлении. Из молотого картофеля варили пюре. Картофель ломтиками, морковь, свекла хорошо шли к супам, а также к некоторым кашам.

За время путешествия участники потеряли 2—3 кг веса, что определялось, в основном, влагопотерями.

Список использованных продуктов и примерное меню приведены в таблицах.

Считаем, что рацион себя полностью оправдал. Его можно рекомендовать группам, путешествующим летом в среднегорье.

Мы использовали материалы пешеходного похода 5 категории сложности, совершенного группой туристов г. Петрозаводска по хребту Черского (Восточная Якутия) в июле 1987 года.

В. ПАШКОВ, кандидат в мастера спорта СССР
В. РЫБАКОВ, инструктор по туризму

Журнал «Турист» № 5(269) май 1988

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Переправам особое внимание!

Не секрет, что в пеших и горно-пеших походах много неприятностей, а порой и несчастных случаев происходит из-за недооценки опасности переправ через реки и из-за отсутствия у туристов навыков грамотного преодоления водных потоков. Конечно, лучше всего для переправ использовать существующие на местности мосты и другие сооружения этого типа, предварительно проконсультировавшись в НСС или со старожилами конкретного района.

Но когда таких сооружений на маршруте нет, а речку перейти надо, воспользуйтесь советами бывалого туриста О. Насонова.

Его рекомендации относятся к преодолению наиболее опасных — горных рек, но вполне применимы и на равнинных, с сильным течением.

Наименее опасны неглубокие и спокойные реки, их можно преодолевать и вброд, но и здесь необходимы минимальные меры обеспечения безопасности (обязательно в обуви и штормкостюме с использованием элементов страховки). Сложнее широкие и глубокие реки, такие участки нежелательно закладывать в маршрут, их лучше обойти. Другое дело — горные реки. Здесь важны ширина и их глубина, время суток и фактор выпадения осадков в верховьях, скорость течения и наличие камней и валунов на дне, прозрачность воды и тип грунта, завалы и наличие топляков. Трудно сразу определить размеры опасности реки, выбрать вид и место переправы, навести ее; требуются подготовительные работы по наведению переправы, и время на переправу группы, это занимает от 1 часа до суток. Важен выбор времени переправы: в горных реках, питаемых ледниками, наименьший уровень воды в 4—6 часов утра. Теплые ветры с гор и сильные дожди в горах предвещают скорое повышение уровня воды (иногда превращение реки в селевой поток).

Валуны на дне реки обходятся снизу: завихрения потока за валунами снижают скоростной напор потока.

Наличие камней на дне и мутная вода снижают безопасность прохождения брода, что компенсируется дополнительными средствами страховки и повышением внимательности и осторожности.

Место переправы связано с видом выбранной переправы. Так для брода выбирается наиболее широкое и наиболее мелкое место на реке (с наименьшим напором потока).

Если река тащит по дну камни, то реку здесь лучше не переходить — вероятность благополучной переправы невелика. При появлении сомнений ищите другое место, на поиск могут уйти не одни сутки.

Для переправы по кладке чаще всего используется уже наведенная или естественная кладка из одного или нескольких бревен. Клади наводятся, как правило, при расстоянии между опорами, не превышающем 4 м.

Переправа по камням предполагает наличие на реке достаточно близко расположенных камней. Зачастую дополнительно используются наведенные кладки между далеко стоящими камнями.

Переправа стенкой подразумевает прохождение реки вброд группой в 2—4 человека, расположенных в ряд вплотную вдоль течения, с использованием мер взаимоподдержки (обхват за плечи друг Друга).

Переправа стенкой с шестом (еще не имеет широкого распространения, хотя надежнее, чем переправа стенкой) аналогична переправе стенкой, однако устойчивость стенки обеспечивается тем, что участники держатся за один горизонтально расположенный (на уровне пояса) шест, руки расположены шире плеч. При этом способе взаимоподдержки увеличивается свобода действий каждого из участников (снижается скованность).

Переправа по перилам вброд подразумевает возможность прохождения первого участника (или нескольких участников группой) со страховкой и с возможностью дальнейшей организации перил.

Переправа по бревну предполагает наличие бревна через реку, либо укладку его на усах или путем валки дерева, ширина реки может достигать 15—20 м.

При всех видах переправ необходимо применять разные виды страховок.

При самостраховке альпенштоком участник держит альпеншток выше по течению и использует метод обязательных двух опор.

Нельзя держать альпеншток ниже по течению: это грозит переворотом.

Взаимостраховка (используется при переправе стенкой) обеспечивается плотным расположением участников, крепким обхватом соседей за плечи (или обхватом общего шеста с расположением рук каждого участника на шесте шире плеч), организацией прохождения в связке.

Перильная страховка — это основная веревка, натянутая через берег между двумя опорами и обеспечивающая безопасность участника при потере устойчивости. В качестве опор могут быть использованы:

— деревья (если они тонкие, то пара деревьев для каждой опоры, причем за второе дерево перильная веревка крепится у основания);
— кусты (обхваченные у основания петлей) или пара кустов (для каждой опоры), отдельные валуны;
— колья достаточной прочности на 0,5—0,7 м вбитые в землю;
— альпенштоки, связанные пирамидой с перекладинами у основания, засыпанные камнями и галькой;
— в крайнем случае для наведения перил возможна страховка участником (в сидячем положении) через бедра, но надежность такого фиксирования перил может оценить только опытный турист, прошедший обширную горную подготовку.

Для усиления перил могут использоваться фиксированные поперечные оттяжки из репшнура.

Страховка с берега является дополнительным видом страховки участника (всеми способами, описанными в альпинистской литературе — через плечо, пояс, опору) для удержания от сноса по реке; страхующий располагается выше по течению, веревка крепится на спине участника.

Страховка вспомогательной веревкой (дополнительная) обеспечивает вытягивание сорвавшегося при переправе участника. Веревка закрепляется на спине участника, страхующий располагается ниже по течению, а веревку держит в руках.

Маятниковая страховка зачастую нужна для прохождения первого (или последнего) участника группы (обычно при переправе по бревну), от которого требуется большая осторожность и навык. Вместо страховочных перил используется страховочный конец, закрепленный за опору в удобном для страховки месте выше по течению, другой конец участник пропускает вокруг пояса, организуя руками самостраховку через пояс (стандартный метод альпинистской страховки).

Челночная страховка используется как при срыве участника (чтобы его вытянуть на берег), так и при переправке груза с берега на берег по наведенным перилам. Заключается в том, что к перильной страховке карабином пристегиваются две веревки — с каждого из берегов. Эта система позволяет перемещать карабин по перилам с берега на берег. К этому карабину и пристегивается либо участник, либо груз.

Некоторые советы по тактике переправ:

Переправа по кладке. Группа укладывает одно или два бревна (или жерди достаточной прочности) с берега на берег и, в зависимости от условий, использует самостраховку альпенштоком или перильную страховку. В качестве перил в ряде случаев может использоваться жердь (удерживаемая двумя участниками на уровне груди) или веревка, натянутая через плечо двумя участниками. Перила желательно наводить со стороны бревна, расположенного ниже по течению на расстоянии примерно 0,5 м (это относится и к переправе по бревну).

Переправа по камням (или переправа по перилам вброд). На безопасной реке при переправе по камням может использоваться самостраховка альпенштоком (через далеко расположенные камни наводится кладка). Движение должно быть плавным с прочной установкой ноги.

Тактически переправа через небезопасную реку строится следующим образом. Сначала организуется переправа первого участника (переправа замыкающего участника группы организуется аналогично). Затем переправляется вся группа и за ней переправляется последний участник группы.

Первый участник вяжет грудную обвязку, на спине к ней пристегиваются карабином «страховка с берега» и «страховка вспомогательной веревкой». Застрахованный участник без рюкзака преодолевает реку по камням (или вброд) с самостраховкой альпенштоком, В случае срыва, от сноса участника держит «страховка с берега», а вспомогательной веревкой он вытягивается на берег. Операция повторяется снова.

Переправа стенкой (или переправа стенкой с шестом). Из группы выделяется 2— 4 человека (желательно наиболее опытных и высоких). Участники одевают грудные обвязки и объединяются в связку (на основной веревке рядом вяжется необходимое количество узлов «среднего» и «проводника»). Узлы сзади пристегиваются карабинами к грудным обвязкам, сзади же крепится конец «страховки с берега» и «страховка вспомогательной веревкой». Каждый одевает рюкзак (для увеличения устойчивости). Участники располагаются по росту (высокий выше по течению). Организовав взаимостраховку (обхватом за плечи или шестом) и подготовив страховку, группа стенкой преодолевает реку.

Переправа по бревну. Для этой переправы группа использует либо лежащее через реку бревно, либо валит через реку бревно, либо укладывает бревно на усах.

Укладка бревна на усах (должна быть отработана до выхода на маршрут) осуществляется следующим образом. Серединой основной веревки на тонком конце бревна вяжется схватывающий узел. Бревно подносится к месту переправы (комлем к реке). На берегу организуется упор, в который вставляется комель бревна. На комель становится участник (он же руководит синхронными действиями). Наиболее сильный участник становится у вершины бревна. Остальная часть группы разделяется на две группы. Каждая из групп берется за свою половину веревки (через плечо), закрепленной за вершину бревна. Веревки разводятся в стороны под острым углом (первоначально — около 60°). По готовности групп, наиболее сильный участник начинает поднимать бревно, наваливает его на реку (через верх), далее бревно опускается плавным и синхронным стравливанием обоих концов веревки.

После укладки бревна первый участник без рюкзака (с прикрепленными сзади и грудной обвязке «страховкой с берега» у вспомогательной страховочной веревкой) на маятниковой страховке проходит по бревну на другой берег и организует крепление перильной веревки за опору, а вся группа натягивает перила и переправляется по бревну через реку. Далее группа переправляется с перильной страховкой.

Журнал «Турист» № 5(269) май 1988

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Пик победы. Тянь-Шань

Сотни лет назад проходили этими долинами, перевалами, ледниками караваны: купцы, паломники, лазутчики. Они и проведали о нетленных, «лежащих от сотворения мира снегах», престолах божества — вершинах, даже о драконах, которые не выносят «путников в красных одеждах» и нарушающих их покой громких криков.

Но, странное дело, высящуюся над всеми 44 хребтами Небесных гор (Тянь-Шаня) громаду почти в семь с половиной километров абсолютной высоты не увидел никто до наших дней.

Лишь в 1937 году приметит ее с высоты хребта Куйлю Август Андреевич Летавет. Убежденнейший турист, лыжник, альпинист, был он авторитетнейшим ученым-гигиенистом, академиком АМН СССР, лауреатом Ленинской и Государственной премий, ко всему еще единственным среди ученых такого ранга заслуженным мастером спорта.

Год спустя, пройдя ледник Иныльчек, его приток Звездочку, команда Летавета подошла к подножию вершины.

Три моих друга по многим лыжным да байдарочным походам — химик Леонид Герман, автозаводец Евгений Иванов, осветитель киностудии Александр Сидоренко уходят на штурм, достигают (как нам тогда верилось) высшей точки массива. Три члена ВЛКСМ просят присвоить ему название «Пик двадцатилетия комсомола». Высота по альтиметру — 6 930 метров. (Последующие штурмы покажут, что было достигнуто в тумане лишь «плечо» вершины.)

В 1943-м в приграничных долинах Тянь-Шаня развертывают свои планшеты военные топографы. В команде полковника П. Н. Рапасова бывалые туристы и альпинисты В. И. Рацек, В. Д. Забиров. Тощий, особенно для высокогорья паек, нечего и мечтать о пуховых куртках, спальных мешках. Но камеральная обработка в Ташкенте результатов «поля» позволяет доложить о находке не только штабу ТуркВО, но и Географическому обществу Академии наук СССР. В том году, когда еще шли бои на родной земле, сделано фундаментальное научное открытие. В географический реестр страны (после тщательных перепроверок) внесена новая вершина. Четвертый семитысячник, ко всему еще самый северный на планете Земля. Его отметка 7 439,3 м, что более чем на полкилометра превышает прежнее значение. И словно бы предвидя поступь истории, назовет ее П. Н. Рапасов «Пик Победы».

Не для всех название обертывается победой; драконы «Небесных гор» жестоко наказывают тех, кто пренебрегал подготовкой к внушительной высоте, стуже, непогоде.

Из всего штурмового состава казахской экспедиции, вознамерившейся штурмовать в 1955 году семитысячник «с ходу», вернулся на Большую землю один. Алмаатинский педагог Уфал Усенов на спуске (в одиночку) потерял темные очки и, пораженный снежной слепотой, провалился в ледниковую трещину. Утром врач Забазлаев приметит на свежем снегу след. Подъем! Тревога! Из трещины извлечен обмерзший, но живой Уфал Усенов.

«Штурм, покорение пика Победы,— скажет капитану спартаковской команды Виталию Абалакову председатель Спорткомитета страны Н. Романов, — становится делом престижа всего советского спорта».

Вся тактика команды (с участием Казахского альпклуба) в 1956 году прямо противоположна прошлогодней. По маршруту отрыты пещеры в них горючее, продукты, спальные мешки. Где бы ни застигла жестокая высотная буря, в часе-другом надежное укрытие.

Вся тактика штурма была подчинена постепенности, все продумано. От такой детали, как пасущееся где-то на ближних сыртах стадо баранов (свежее мясо), до исправно попыхивающей в штабной палатке плиты московского завода «Газоаппарат».

…Утро. Ночной минус еще сковывает ручьи, бочажки. Абалаков раздевается до плавок. Сорок минут интенсивнейшей гимнастики, сорок же пробежки (на высоте 3 910 м), и, разбив ледяную корку, Виталий погружается в натуральную ванну с ледовыми берегами. «Ну и как тебе, Витя?» — «В общем вполне, разве только ноги примерзают».

Одиннадцать выступили на штурм. Все одиннадцать поднялись на вершину единственной в стране сборной командой, в которой было девять заслуженных мастеров спорта, три доктора наук, два заслуженных тренера СССР плюс лауреат международных кинофестивалей в Тренто (Италия).

За похожими на километровый ковер сыртами Сарыджаза, перевалами Чон-Ашу, Мингтур, Тюз путника ждет встреча с ледниками Пролетарский турист, Иныльчек — Северным (38 км) и Южным (60 км). На склонах чернеют зевы никем не посещенных пещер, лежат застывшие реки ледников Дикий, Звездочка, Чон-Теренсу. В хребтах проемы перевалов, среди них Ак-Тау с перевалом Высоким, превосходящим значение 5 800 м — вершину Эльбруса.

И над всем купол пика Победы.

Евг. СИМОНОВ, участник экспедиции на пик Победы 1956 г. (см. 4-ю с. обложки)

Журнал «Турист» № 5(269) май 1988

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

От края и до края

Открытие по прогнозу

Еще в 1982 году секция Новосибирского университета осуществила перво-прохождение в Алтайских пещерах Кёктан, открыв четыре новые системы. И вот — новые первопрохождения и новые открытия университетских секций спелеологов и скалолазов. Экспедиции удалось обнаружить в пещере Алтайской еще четыре системы, проложив маршрут IV категории сложности.

Протяженность пещеры стала 3 574 м, общая длина отвесов, требующих применения веревки, — 1 042 м!

Существование неизвестных систем мы «вычислили» еще до экспедиции в кабинетах Института геологии и геофизики Сибирского отделения АН СССР. Дешифрирование аэрофотоснимков и анализ геологических карт позволили наметить разломы и увязать их с пещерными ходами. Оказалось, что пересечениям разломов в пещере соответствуют трубы и стены. По одним разломам идут галереи, приводящие к основанию этих стен и образующие нижние этажи пещеры, а по другим разломам, более древним и примыкающим к первым, могут быть неизвестные галереи, образующие верхние этажи. Так появилась гипотеза, для проверки которой надо было штурмовать стены снизу вверх. В точном, как потом

оказалось, прогнозировании новых систем — особенность экспедиции.

Штурмовать понадобилось вертикальные, местами нависающие, протяженные до сотни метров стены, скользкие, мокрые, часто в глине и снизу вверх. Пригодился весь арсенал высшей скальной техники. Стенолазание увенчалось открытием новых систем, имеющих пропасти, озера, ручьи.

Маршрут в пещере Алтайской стал самым сложным в вертикальных пещерах Урала, Сибири и Дальнего Востока.
Наш адрес для консультаций: Новосибирск, ул. Советская, 20, туристский клуб, спелео-МКК, тел. 22-16-27.

А. БУЛЫЧЕВ, тренер секции скалолазания и спелеотуризма Новосибирского государственного университета

г. Новосибирск

Посетите эти выставки

Таллинская станция юных туристов регулярно проводит соревнования школьников, по туристской технике. Большинство школ города, участвующих в этих состязаниях, выставляют по одной команде или в старшей, или в младшей возрастной группе. А вот 54-я средняя школа — две команды. Причем нередко бывает так, что обе они становятся победителями. И вот почему. В этой школе ребята уже давно увлечены путешествиями. Занимаются с учителем физики мастером спорта по туризму Эдгаром Яаро.

Перед городскими соревнованиями здесь проводятся свои, внутришкольные, в которых участвует до 32 команд, то есть иногда числом больше, чем на первенстве Таллина! А там, где достигнута подлинная массовость, можно легко сформировать две-три сильных сборных. Еще один факт, доказывающий, что здесь все «заражены бациллой туризма». В народном походе, посвященном 43-й годовщине освобождения Таллина, участвовала вся школа до единого человека.

Каждое лето школьники 54-й средней ходят в походы по Эстонии. Кажется, уже нет уголков в родном крае, куда бы не ступала нога туристов из этой школы. Впереди новый летний сезон, и ребята возлагают на него большие надежды…

Участвовали все

Первым отраслевым смотром года станет «Стройдормаш-88», который пройдет с 25 мая по 3 июня в Москве. Третья международная выставка строительных и дорожных машин и средств механизации продемонстрирует широкую гамму современной техники — от разнообразного ручного инструмента до мощных экскаваторов.

Со 2 по 11 августа в Сокольниках и на Красной Пресне будет работать выставка новейшего оборудования и технологии в легкой промышленности — «Инлегмаш-88», с 9 по 19 сентября — «Интерлитмаш». Завершит программу международных смотров выставка «Наука-88».

Более половины специализированных международных выставок состоится в столицах союзных республик и крупных промышленных центрах. В Ташкенте — выставка оборудования для производства мяса птицы и яиц (IV—26 мая), в Ленинграде — маркшейдерских приборов (27 июня — 3 июля) и «Судотехнология-88» (24 — 31 августа), в Минске — оборудования и приборов для механизации и автоматизации возделывания и переработки картофеля (30 июня — 7 июля), в Таллине — оборудования для повышения эффективности работы автотранспорта (17—24 августа).

Интересные экспозиции будут открыты в Москве. Среди них: «Специализированный подвижной состав автомобильного транспорта» (29 июня — 6 июля), «Эксплуатация и содержание жилого фонда в крупных городах» (7—14 октября), «Оборудование и средства малой механизации для теплиц» (17—24 октября).

Р. АЛЕКСАНДРОВ

Вторая молодость «Алибека»

Альплагерь «Алибек», расположенный почти на трехкилометровой высоте недалеко от Домбая, пользуется большой популярностью среди альпинистов и горных туристов. Сейчас он обновляется почти полностью. С учетом лавинной опасности строится здание, под крышей которого будут столовая на 200 посадочных мест, административные помещения, склады продовольствия и снаряжения. Реконструируется и переоборудуется и жилое здание. Кроме этого, идет установка пяти новых бугельных подъемников для любителей горнолыжного катания.

В районе альплагеря «Алибек» снежный покров иногда достигает 4—6 метров: затрудняются связь, движение. Поэтому здесь усилена связь, построены склады стройматериалов, появился на вооружении лагеря мощный гусеничный трактор.
Похорошевший и помолодевший «Алибек» будет принимать наряду с советскими туристами и зарубежных гостей.

Имеются «вакансии»

Свыше тысячи ста туристов отдохнуло в прошлую навигацию на борту теплохода «Антон Чехов», совершающего рейсы из Красноярска по великой сибирской реке — Енисею до Северного Ледовитого океана. От участников таких поездок приходилось не раз слышать самые восторженные слова о красотах реки и ее окрестностей. Надолго запоминаются всем и праздники перехода Полярного круга, и перекличка городов, чьи представители находятся на борту комфортабельного лайнера, и конкурс «Королева Енисея»…

Каждое утро плавания в одном из отсеков теплохода появлялась исчерпывающая информация о тех местах, которые предстояло проплыть за день. Экипаж судна, методисты, сопровождающие путешественников, старались сделать все, чтобы гости не скучали, побольше узнали об этом удивительном крае.

Словом, прекрасная поездка, о которой можно только мечтать.

Но как ни странно, за шесть прошлогодних рейсов «Антон Чехов» не добрал в общей сложности триста пассажиров. Чем объяснить эти туристские «вакансии», которых не должно быть? Думается, причин немало, но главное — отсутствие должной информации о рейсах теплохода, несовершенство системы распространения путевок, которая действует в Красноярском бюро путешествий и экскурсий.

Не за горами новая навигация на Енисее. И надо сделать все, чтобы «Антон Чехов» не имел «вакансий», иными словами, полтора порожних рейса из… шести. Это накладно пароходству, самому бюро, лишает прекрасного путешествия сотни людей.

ИТОГИ СЛЕТА

XXI туристский слет Минского автозавода состоялся в районе деревни Киевец Воложинского района Минской области. В нем участвовали 25 команд цехов, производств, управлений головного предприятия производственного объединения «БелавтоМАЗ», а также подшефной школы. Погода не благоприятствовала соревнованиям, часто лил дождь. Но это не снижало накала спортивной борьбы. Слет прошел дружно, организованно.

Программа слета интересна и разнообразна, некоторые элементы ее у нас на заводе проводились впервые. Соревнования включали в себя установку палатки, параллельные веревки, воздушную переправу, вязку узлов, высокий мост, гать, сплав на каноэ, переноску пострадавшего. Большой интерес болельщиков вызвали встречи команд по футболу и волейболу.

Проводились и традиционные семейные эстафеты «Папа, мама, я — спортивная семья». Команды соревновались в стрельбе из малокалиберной винтовки.

Привлекли внимание собравшихся и многочисленные конкурсы.

В результате упорной борьбы чемпионом слета стала дружная команда кузнечно-термического цеха. Второе место завоевала команда инструментального цеха. На третьем месте — туристы управления станкостроения. С сожалением хочу отметить, что 25 команд — это не то число, которое должен представлять многотысячный коллектив Минского автозавода. Сказывается недостаточное внимание, которое уделяют развитию массового туризма на заводе спортивный клуб и общественные организации предприятия.

О. ПЕРМЯКОВ, Минск

ДОШЛО ДО КУРЬЕЗОВ

В мае Ашхабадское бюро путешествий и экскурсий открывает один из новых маршрутов, который проходит по Черноморскому побережью Грузии. Он рассчитан на двадцать дней. Начинается маршрут в Ланчхути и оканчивается в Гудауте. Кроме этих городов, туристы побывают на экскурсиях в Кутаиси, Цхаптубо, Сухуми, посетят Пицунду…

Большая часть путевок будет предлагаться в «пик» отпускного сезона — самые жаркие месяцы ашхабадского лета… В это же время будут открыты и другие маршруты — в Сочи и на побережье Иссык-Куля, в Сибирь и на Дальний Восток.

Не забыты любители путешествий, чей отпуск начинается осенью или даже зимой. Им будет предложено посетить города Украины или Прибалтики, Волгоград, Львов, Москву.

Понравился ашхабадцам и недавно открытый двухдневный маршрут в Омск. Несколько часов полета на воздушном лайнере — и вы на берегу Иртыша. За выходные дни совершаете экскурсии по городу и его окрестностям. А вечером в благоустроенной гостинице можно хорошо отдохнуть и повеселиться.

Почти все перечисленные выше путешествия можно совершить в самолете. Те туристы, которые предпочитают поездки по железной дороге, находятся в трудном положении. Уже не первый год железнодорожники почти не предоставляют бюро специализированные поезда, ссылаясь на чрезмерную загруженность линий, особенно в летний период.

Странная ситуация. Ведь авиабюро находятся в таком же положении. Однако в летний период они перевозят пассажиров в десятки раз больше, чем железнодорожники.

Дело дошло до курьезов. Даже фирменный поезд «Ашхабада отправляется зачастую… то из Душанбе, то из Бухары, то из Самарканда. В Ашхабадском отделении Среднеазиатской железной дороги эту нелепость объясняют тем, что данный фирменный поезд находится в ведении Ташкентского отделения. А какое дело до таких, мягко говоря, странностей путешественникам! Вероятно, здесь требуется вмешательство Министерства путей сообщения СССР.

П. АЛЕНКИН

ДЛЯ ТЫСЯЧИ ГОСТЕЙ

Первых туристов приняла новая гостиница в Киеве, возле станции метро «Левобережная».

…Лифт быстро выносит пассажиров на самый верхний, 26-й этаж. Открывается величественная панорама.

— Этот комплекс для туристов разработан Главкиевпроектом, — говорит председатель Украинского республиканского совета по туризму и экскурсиям В. С. Западня, — здесь 540 номеров. В них одновременно можно разместить тысячу гостей. К их услугам — ресторан на столько же мест, кассы Аэрофлота, киоски «Союзпечати», сувенирный и другие. «Турист»
имеет свой вычислительный центр, оснащенный ЭВМ. Работает новейшая электронная АТС более чем на тысячу абонентов. Ну а кроме того, есть киноконцертный зал на 300 мест, два банкетных зала, система кондиционирования воздуха. Хочется выразить благодарность строителям за хорошее качество работ. Мебель изготовляли мастера разных предприятий республики.

Каждому, безусловно, известна картина, которую можно видеть у гостиничных регистрационных стоек: многочисленные посетители стремятся узнать о наличии свободных мест. Сколько они тратят на это время! В «Туристе» все просто и быстро: нажал кнопку, и на экране дисплея — необходимая информация.

С вводом этого комплекса количество мест в туристских гостиницах Киева увеличилось в три раза. Стоимость дополнительных услуг, оказываемых туристам в течение года, составит около пяти миллионов рублей. В столице республики предусматривается строительство новых таких объектов, в частности, рядом с только что открытым и в районе моста имени Е. О. Патона.

В. ОМЕЛЬЧЕНКО, журналист Киев

Есть резервы!

В Казанском бюро путешествий и экскурсий разработано около сотни тем, позволяющих ознакомиться с историей края, биографией В. И. Ленина, его соратников, с событиями Октябрьского вооруженного восстания в Казани, с достижениями республики за годы Советской власти. В прошлом году на местных экскурсионных маршрутах побывали около одного миллиона четырехсот тысяч человек. Есть основания считать, что эта внушительная цифра «подрастет» в этому году на несколько десятков тысяч…

К услугам любителей дальних странствий — туристский поезд «Казань». Все вагоны в нем купированные. В городах поезд делает одно- или двухдневные остановки, в течение которых проводятся обзорные экскурсии.

Неизменным успехом пользуются путешествия на комфортабельных теплоходах по Волге.

Остается пояснить, что Казанское бюро путешествий и экскурсий работает на основе договорной системы с предприятиями и организациями города. Постоянно сотрудничает, например, с объединениями «Казанькомпрессормаш», «Тасма», заводом ЭВМ и другими. А вот с торговыми, строительными, автотранспортными предприятиями пока таких контактов нет.

Выходит, есть еще неиспользованные резервы для расширения туристско-экскурсионных услуг в автономной республике!

Журнал Турист № 4 апрель 1988

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Музейный туризм

Проблема или трекинг?

Гостиница — ресторан — музей — автобусная экскурсия — вот нехитрая схема, по которой пока что организуют прием большинство подразделений «Спутника». Из трех важнейших функций туризма: познание, общение и движение практически исключается последняя, а зачастую — и вторая. И туристов мы приучили к такому отдыху. В итоге наши молодежные туристские центры (МТЦ) превратились в своего рода санатории, где действует щадящий режим, вкусно и много кормят, изредка дают экскурсионную программу (за дополнительную плату) и не особенно пристают с волейболом и настольным теннисом. А поэтому можно лежать в номере сколько душе угодно или съездить в соседний город в целях охвата всех промтоварных магазинов.

Конечно, общая картина не столь печальна, как ее нарисовал я, но она присуща «Спутнику». И не только «Спутнику», но и ЦСТЭ (то есть многим его турбазам). В этом я убедился во время обучения в ИПК, где мы знакомились с основами организации пешеходных маршрутов. Убедился и в том, что у «Спутника» и ЦСТЭ общие задачи и общие проблемы. О двух таких проблемах наиболее часто говорилось в ИПК. Первая — как и за счет каких новых форм, новых видов услуг, внутренних резервов поднять туризм в стране на качественно новый уровень без больших дополнительных капитальных вложений? И вторая — как из некоей разновидности профилактория превратить турбазы действительно в туристские базы?.. Впрочем, обе эти проблемы настолько взаимосвязаны, что практически являют собой одну большую, присущую всему организованному туризму в стране.

Во время обмена опытом мы почерпнули для себя массу полезного и по организации программ пребывания, и по новым формам и услугам. Оказалось, что есть чем поделиться и «Спутнику». В частности, большой интерес и поддержку встретил наш многодневный маршрут вдоль Кругобайкальской железной дороги — по архитектурно-ландшафтному заповеднику на юго-западном берегу озера. Этот маршрут организован по формуле «трекинг». Этим термином мы для себя обозначаем пешеходный туризм, в котором условия комфорта сочетаются с дискомфортом, с доступными физическими нагрузками.

Насколько мне известно, термин «трекинг» у нас в стране впервые был использован Иркутским отделением Госкоминтуриста для обозначения пешеходного маршрута, организованного по заказу западногерманской фирмы «Ганза», от Листвянки до пади Большая Кадильная на Байкале.

Чем же отличается этот маршрут «Интуриста» от, скажем, маршрута т/б «Прибайкальская», проходящем от той же Листвянки до Бухты Песчаной? Да тем, что последний маршрут проходит в условиях привычного советскому пешеходному туристу дискомфорта — довольно нелегкий путь во время дневного перехода сменяется опять-таки суровыми условиями ночлега в палатках. А ведь палатки еще и тащить на себе надо! И не только палатки, но и продукты и т. д. На такой поход решится далеко не каждый из отдыхающих на т/б «Прибайкальская».

А вот туристы фирмы «Ганза» хотя и также идут пешком по непростому рельефу Прибайкальского хребта, но налегке — без палаток, в рюкзаках несут только сухой паек на обед, который они готовят все же сами (надо же сохранить походную романтику!). Этот переход обеспечивает туристам определенные условия дискомфорта (иногда и дождичком помочит, и сопки байкальские порой кажутся слишком крутыми). А комфорт — это ночлег в хорошей гостинице Прибайкальского национального парка в Большой Кадильной, возможность попариться в настоящей русской бане.

А оригинальные таежные угощения — грибы, брусника, дичь пернатая или сохатина в сочетании с искренним гостеприимством хозяина — егеря, приводят западных туристов в полный восторг. Эта трекинговая форма организации пешеходного маршрута позволяет туристам, порой совершенно неподготовленным, не только познакомиться с тайгой, полюбоваться Байкалом, вволю пофотографировать, но и приобщиться к пешеходному туризму.

А тащи они все — палатки, спальники, продукты плюс собственные вещи — на себе, то возникло бы у них желание фотографировать, любоваться природой? Вряд ли, во всяком случае далеко не у всех.

Мне могут возразить — это ведь интуристы, для них даже в тайге гостиницу нашли! Но разве не может любой областной совет или даже сама турбаза договориться со своими соседями-лесниками о строительстве на маршруте нескольких «охотничьих домиков», в которых будут пусть скромные, но вполне нормальные условия для ночлега, дрова? Вы думаете, лесники не согласятся? Еще как согласятся — сдача в аренду таких приютов и организация дополнительных платных услуг позволит им отказаться от заготовки веников (для выполнения плана по предоставлению услуг населению и производству товаров народного потребления).

В районах с хорошо развитой сетью туристских учреждений трекинг можно организовать от турбазы к турбазе. Для туриста такой маршрут — максимум впечатлений, смены экскурсионных объектов, максимум общения с товарищами по группе и в то же время — хорошая физическая встряска. А для турбазы — возможность не ломать себе голову, чем занять туристов, ведь время их пребывания на базе сокращается с 16—20 до 3—4 дней.

Вернемся к нашему маршруту по Кругобайкальской железной дороге. Он многодневный, пешеходный. Туристы совершают 4 перехода от 8 до 20 километров каждый. Протяженность перехода возрастает по мере привыкания и по мере «худения» рюкзаков (пока еще большую часть продуктов наши туристы несут на себе). День перехода чередуется с днем отдыха.

Ночлег — в пассажирских вагонах (вот условия, хоть и относительного, но комфорта…), стоящих в тупиках и представляющих собой своеобразные кемпинги. Во всяком случае — крыша над головой и у каждого своя полка. Завезены дрова, мусорные контейнеры, кое-какой инвентарь. Этот туркомплекс из 4 вагонов обошелся «Спутнику» вместе с дровами в 1 200 рублей, включая установку вагонов (так как МПС передало их нам безвозмездно). Одновременно на всей нашей базе вдоль КБЖД может находиться до 200 туристов. А во сколько бы нам обошлось только проектирование турбазы на такое же количество мест?..

Отзывы побывавших на маршруте говорят о том, что эта форма туризма (оставим за ней все-таки название «трекинг») нравится им больше, чем многодневное пребывание в районе одной турбазы, на одном месте.

Конечно, здесь мы не «открыли Америки», в системе профсоюзного туризма трекинг или его элементы существуют давно. Например, на т/б «Приморская» в Крыму. Но для нас трекинг — не только облегченный вариант пешеходного, но возможность организации экологического туризма, когда люди, необремененные огромными рюкзаками и поисками дров, могут не просто не наносить вреда природе, но и, напротив, помогать ей восстанавливаться. Например, убирая мусор за «дикарями», проводя лесопосадки и другую полезную работу в районах с огромной антропогенной нагрузкой. Во всяком случае, мы своих туристов на это ориентируем, и каждая группа делает отчет о проделанной работе. В их активе приведенные в порядок стоянки «дикарей», изъятые у браконьеров сети и т. д. В итоге 10-дневный маршрут превращается в экологический «ликбез», чему в немалой степени способствуют инструкторы — в основном студенты-охотоведы Иркутского сельхозинститута, члены студенческого экологического отряда.

Думается, что общими усилиями и «Спутника», и ЦСТЭ можно было бы превратить весь плановый туризм в экологический, наполнив его новым содержанием, сделав его активным, познавательным, полезным. Обращение к экологии поможет значительно обогатить нашу работу. Уже сейчас Иркутское отделение Госкоминтуриста организует тур для орнитологов из Японии, наш «Спутник» принимал на Байкале энтомологов из этой же страны.

В наших планах — организация экологической тропы, которая, если она соответствующим образом будет оборудована (дана соответствующая информация о встречающихся на пути природных объектах, животных, организованы микрозаповедники, через сырые места сделаны переходы и т. д.), может стать удобным средством приобщения населения к природе, к ее маленьким тайнам, позволит прививать людям элементы экологической грамотности и любовь к пешеходным прогулкам. И нам удобно — довез туристов на автобусе, отправил по тропе, а потом — встречай часа через 3—4, обогащенных новыми знаниями, эмоциями, чувствами и впечатлениями. Такую тропу можно оборудовать возле любой турбазы.

А различные «экологические десанты», акции? Количество плановых туристов в нашей стране достигает астрономических цифр. Если бы каждый из них посадил по дереву, каждый десятый — повесил скворечник… Но, к сожалению, пока преобладают стереотипы пассивного отдыха. Трекинг, экологический туризм и другие активные формы — альтернатива «матрасному туризму»!

В. БЕРЕЖНЫХ, инструктор БММТ «Спутник»

Иркутского обкома ВЛКСМ г. Иркутск

Журнал Турист № 4 апрель 1988

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области