Сохранили белизну Белухи

Экологический практикум

«Экологически чистая машина», «экологически чистое производство» — термины эти хорошо известны нам по газетным статьям, теле- и радиопередачам о проблемах взаимоотношений человека и природы. Несомненно, в будущем определение «экологически чистый» исчезнет из обращения, как стершийся пятак: ВСЁ, что сегодня загрязняет воду и воздух, леса и почву, делая их непригодными для жизни, — ВСЁ станет экологически чистым, так что и надобность в таком определении отпадет. Но пока появляются подобные термины, это тревожный сигнал: значит, не изжита еще въедливая, липкая «экологическая грязь», немало пока вокруг нас следов «экологически нечистых» рук, «экологически глухих» сердец.

Давайте прислушаемся к нашим собственным сердцам, читатель: в согласии ли с ритмом природы бьются они? Что сделали мы с вами, чтобы чище стала окружающая нас среда, чтобы не скудела природа? «Экологически чистый поход», «экологически чистое снаряжение» — такими терминами обогатили наш лексикон туристы, преподав любителям отдыха на природе первые уроки экологической грамотности. Таких походов совершается в последнее время все больше и больше. Причем путешественники стремятся не только «не взять ничего» у природы — они нередко помогают очистить леса и горы, берега рек и озер от следов нерадивых своих предшественников. Один из таких походов совершила группа туристов из новосибирского спортивного клуба «Сибирь» летом 1987 года.

Маршрут мы подбирали долго. Предстояло защитить честь области на чемпионате СССР по туризму. Километраж, количество ходовых дней, перевалов, первопрохождений — все должно было быть кратно «шестерке», высшей категории сложности. Привлекла Белуха, снежный алтайский четырехтысячник, который решили обойти вокруг. А затем, замкнув кольцо, продолжить маршрут по прямой. Двадцать восемь дней, 390 километров пути. Одиннадцать перевалов (два из них никем не пройдены), траверс Листвягинского хребта, восхождение на Быструхинский шпиль (2 577 м), переправа через Катунь на катамаране… И сорок восемь килограммов груза за плечами у каждого.

Но маршрут маршрутом, а какова цель? Не только ведь в том, чтобы поставить «галочку» в турнирной таблице! Идею подал Николай Коголь, инструктор облсовета по туризму и экскурсиям, один из участников похода. Он предложил пройти маршрут… «экологически чисто»: вынести весь мусор в населенные места, а заодно очистить от прежних «наслоений» стоянки и перевалы.

Мы только головами покачали. Известно, где Коголь, там какая-нибудь «авантюра» заваривается. Неутомимый этот человек то в «моржевание» бросается, то увлекает всех загорать на снегу, а недавно и вовсе предложил совершать только «некурящие» походы. Вот и в этот раз настаивал: ни одной сигареты чтобы не взяли! Но тогда группу пришлось бы сократить до четырех человек, а в таком составе на сложный маршрут выходить нельзя. Пришлось уступить курильщикам…

А вот об уборке на маршруте спорили долго. Да, за плечами каждого из нас — десять лет, проведенных «под рюкзаком». И печальные картины загаженных стоянок и троп, признаться, давно уже надоели. Но с устоявшимся представлением о том, что тайга, мол, все «спишет», так и не примирились. Надо было начинать борьбу. И мы решились.

Маршрут начинался в поселке Берель Восточно-Казахстанской области. Интересно: в первые дни похода мы по несколько раз в день переходили границу республик, ночуя то в Казахстане, то в Алтайском крае. Впрочем, граница эта условна, природа двух областей совершенно одинакова. Путь наш лежал по долине Катуни к месту впадения в нее горной речки Капчал. С трудом перебравшись через бурный поток, пошли вдоль берега вверх и достигли истока реки у перевала Капчальский. Он являл собой грустное зрелище. Казалось, здесь проехал мусоровоз и растряс на неровностях часть своего груза. Консервные банки, рваные ботинки, резиновые сапоги (?!), обломки лыж… Часть мусора сожгли и закопали тут же, остальное понесли вниз.

Спуск по леднику оказался тяжелым. Вдобавок началась гроза, повалил мокрый снег, у подножия превратившийся в дождь. Долго не могли найти подходящего места для стоянки, до темноты ломились через бурелом. Наконец, достигли реки Кони-Айры. Все были мокры до нитки, но высушиться не удалось: дождь лил не прекращаясь. Смертельная усталость валила с ног, а на сон оставалось часов пять, не больше. Тут кто-то вспомнил о мусоре. Надо бы уничтожить снятое с перевала, а заодно и те два десятка банок, которые Николай собрал поблизости. Но неожиданно выяснилось, что этим хотят заниматься не все. Некоторые демонстративно укрылись в палатке. Назревала ссора… Двое молча взялись за дело, вскоре и остальные вылезли. Конфликт не состоялся.

Преодолев перевал Буревестник, вышли в долину реки Ак-Кем, к международному альпийскому лагерю. У Ак-Кемской стены Белухи отыскали палатку контрольно-спасательной службы и… ужаснулись: сколько же кругом валялось мусора! Бинты, рваная одежда, конфетные обертки и пробки от бутылок… Место это священное для восходителей: здесь на гранитной глыбе укреплена мемориальная доска погибшим на Белухе альпинистам. Священное, но, видно, только на словах,.,

Неподалеку от альплагеря, на берегу живописного Ак-Кемского озера нам встретилась группа художников. Из разговора выяснилось: ребята путешествуют по местам, где бывал знаменитый Н. К. Рерих. Но, очарованные красотой Алтая, юные живописцы словно не замечали всего того, что валялось у них под ногами и обо что они подчас спотыкались. Не замечали или не хотели замечать?

А затем наш путь совпал на некоторое время с «ниткой» планового маршрута, проложенного в окрестностях Белухи.

Организаторы «прогулки» позаботились прежде всего о маркировке стоянок. К наиболее заметным деревьям толстенными гвоздями приколочены бирки из листового железа. Поблизости обязательно находилось так называемое «захоронение» мусора, вернее сказать, захоронение земли под мусором: отходы попросту свалены в кучу, даже не в яму. Местами кучи достигали метровой высоты, в жаркие дни сотни мух роились над ними. Всю географию нашей огромной страны можно было изучить по брошенным здесь банкам и другим пищевым упаковкам. Вот паштет из гусиной печени, изготовленный в Латвии. Обертки от гематогена, произведенного Волгоградским заводом, пакеты от супов-концентратов с надписью «Минпищепром Каз. ССР»… Жаль, что нет ни на банках, ни на обрывках снаряжения фамилий тех, кто «наследил» на земле Алтая. Впрочем, и без этого многое можно сказать об этих людях. Кто бы ни были они по туристской подготовке, профессии, национальности, каждому необходим хороший урок экологической грамотности в виде штрафа и письма на работу. И домашнее задание: очистить от мусора все места, в которых побывал…

В пути нам не раз встречались этакие «горе»-путешественники. Сколько бесед провели мы с ними, едва ли теперь подсчитаешь. Рассказывали о том, как уничтожать мусор, который невозможно унести с собой, о том, как дорого обходится природе наша беспечность. Много интересного поведал начинающим туристам наш товарищ Алексей Заковряжин — натуралист по увлечению.

И вот позади двадцать восемь ходовых дней маршрута, триста с лишним верст по болотам и сыпучим каменистым склонам, по отвесным прижимам и лесным дебрям, сквозь дождь, снег, туманы, жару. Только здесь, в городе, рассказывая о своем походе, мы чувствуем, что выполнили поставленные перед собой задачи: восемь перевалов Горного Алтая очищены от мусора. А после наших бесед с новичками, которых довелось встретить на горных тропах, меньше будет уничтожено «золотого» и маралиевого корня, других растений, занесенных в Красные книги. И бархатными цветами эдельвейсов, что встречаются в долине Ак-Кема, туристы будут любоваться, глядя на фотографии и слайды, но ни в коем случае не на мятые букеты, долгое время провалявшиеся в тесноте рюкзаков.

Группой пройдены два перевала, на которые прежде не ступала нога туриста. Данные им имена «Чистый» и «Аллегро» вскоре появятся на туристских картах Горного Алтая. Хочется, чтобы они остались эталоном первозданной красоты, встречи с которой мы ищем на природе.

Очень хотелось бы, чтобы наш девиз «За экологическую чистоту туристских походов» стал первой туристской заповедью. Это и будет вкладом каждого путешественника в дело охраны природы. А дело это сегодня важно так же, как и сохранение мира на Земле.

В. ТЮКАЛЕВСКИЙ, участник похода

г. Новосибирск

Журнал Турист № 4 апрель 1988

Статья оптимизирована для публикации издательским домом «Гелион»

По странам и континентам

Европа

Каботажные круизы

Все большую популярность приобретают круизные поездки по рекам Европы, организованные на небольших теплоходах вместимостью 8—24 человека и продолжительностью от трех до семи дней. Обслуживание на теплоходе включает питание, экскурсии и перевозку туристов из гостиницы на судно. Экскурсионная программа помимо городских экскурсий, посещения средневековых замков включает в себя и необычные экскурсии, такие, как полет на воздушном шаре или поездку на велосипеде от одного пункта следования теплохода до другого.

Большим спросом пользуются круизные поездки по рекам Франции, Бельгии, Голландии и ФРГ.

С участием зарубежных партнеров

В целях улучшения туристского сервиса Болгарская ассоциация по туризму и отдыху подписала с американским гостиничным объединением «Шератон» договор, который предусматривает передачу современной технологии строительства гостиниц. В НРБ проводится совместное строительство туристских деревень и гостиничных комплексов с фирмами Финляндии, Австрии и Франции.

Вот это улов!

Осло. Настоящим открытием для морских биологов стал улов норвежского рыбака из северной провинции Тромсе. В его сеть попал морской окунь весом в 19 килограммов. По мнению ученых, рыбаку посчастливилось поймать чрезвычайно редкий экземпляр. Ранее, хотя и крайне редко, вылавливали крупных окуней этого вида, но никогда еще их вес не превышал 15 килограммов. Этому же гиганту, считают специалисты, не менее 60 лет.

Готовят горнолыжников

В Швейцарии действует 190 школ горнолыжного спорта. Они объединены в ассоциацию. Ежегодно перед началом лыжного сезона директора и старшие инструкторы школ проходят на одном из горнолыжных курортов недельную переподготовку, организуемую ассоциацией и имеющую целью поддержание высокого профессионального уровня этих работников.

После прохождения курсов их участники остаются на курорте для обучения новичков или недостаточно хорошо тренированных лыжников.

АЗИЯ

Молодожены-странники

В настоящее время одной из наиболее перспективных категорий клиентов японских туристских фирм считаются молодожены. Объем туризма среди них увеличивается с каждым годом.

Японское государственное туристское бюро провело опрос 2 000 молодых пар в Токио, Нагое и Осаке. В итоге выяснилось, что три четверти молодоженов отправились в туристские поездки, средняя продолжительность которых составила восемь дней. Самыми популярными районами поездок молодоженов являются Гавайские острова и Западная Европа.

Необычный комплекс

В КНР в городе Сиань приступили к постройке необычного отеля на 388 номеров и апартаментов, в котором будут отражены особенности жизни и быта древнего Китая времен династии Тан, На его территории разместится целый туристский комплекс, состоящий из пяти основных частей: «Дворец Тан», «Дворец музыки и танца Тан», «Ресторан Тан», «Площадь Тан», «Развлекательный парк». Помимо обычных услуг клиентам будут предоставляться развлечения, которые помогут им полнее ощутить колорит древнего Китая. Так, например, гости смогут посмотреть музыкальные театрализованные представления с историческими сценками и церемониями: танцы императрицы, брачная церемония, приемы в древнем дворце.

Стоимость такого туристского комплекса — S0 млн. долларов, площадь — 99,9 тысячи квадратных метров.

АМЕРИКА

На веслах по Ориноко

Десять членов кельнского гребного клуба прошли на веслах 550-километровый участок по затерянной в тропических джунглях реке Ориноко. Их экспедиция началась в городке Венесуэлы Сан-Фернан-до-де-Апуре и закончилась через десять дней в Сьюдад-Боливаре на востоке этой страны. Спортсмены проплыли по следам немецкого естествоиспытателя Александра Гумбольдта, который 187 лет назад одним из первых европейцев совершил плавание по Ориноко, общая длина которой составляет 2 500 километров.

Кадры для туризма

Девять университетов Аргентины готовят специалистов для туристской индустрии. Продолжительность обучения зависит от выбранной специальности. Так, для получения степени магистра туристских наук студенты учатся пять лет, квалификацию старшего эксперта по туризму, консультанта или технического эксперта студенты получают за три года, специальность гида — за два. В некоторых университетах существуют специальные факультеты для подготовки специалистов, в других обучение ведется или на экономических, или на гуманитарных факультетах.

Вертолет не потребуется

Национальный парк в американском штате Орегон простирается на десятки километров. Местность здесь гористая, со множеством больших и малых каньонов, поэтому неудивительно, что посетители часто теряют ориентацию. Поиски их, которые обыкновенно ведутся с помощью вертолетов, нелегки и недешевы. Сейчас найдено другое решение. Вступая в парк, каждый посетитель обрызгивает себя специальной ароматизированной аэрозолью. В случае необходимости путешественника быстро обнаружат обученные для этой цели собаки.

АВСТРАЛИЯ

Риф… в аквариуме

К 200-летней годовщине основания Австралийского государства были приурочены многочисленные туристские мероприятия. Одно из них — открытие в городе Таунсвилле туристского центра «Страна чудес Большого Барьерного рифа». Любители путешествий имеют возможность познакомиться здесь с коралловым рифом и его удивительными обитателями.

Этот комплекс включает в себя аквариум с подлинным коралловым рифом и состоит из двух резервуаров. В одном размещаются хищники, в другом — безобидные животные. Между этими двумя резервуарами тянется тоннель шириной три метра. Находясь в нем, зрители чувствуют себя словно в подводном мире.

Помимо этого, в турцентре действуют различные торговые предприятия — ресторан с быстрым обслуживанием, сувенирные магазины, фотомастерские и другие службы туристского сервиса.

АНТАРКТИДА

Пришлось вернуться

Неудачей завершилась экспедиция известной норвежской путешественницы и исследователя Моники Кристинсен, которая вместе с тремя спутниками планировала пешком достичь Южного Полюса. Не дойдя до намеченной цели 420 километров, экспедиция повернула обратно.

Такое решение было принято потому, что задержавшаяся на начальном этапе перехода экспедиция не успевала прибыть на американскую полярную станцию к намеченному сроку. К тому же со станции улетал последний самолет, на котором участники экспедиции могли бы вернуться из Антарктиды. Экспедиция вынуждена теперь была возвращаться назад в Китовую бухту, где находилось китобойное судно «Аврора», которое доставило к ледовому континенту отважную исследовательницу и трех ее товарищей.

Уточнение координат

Остров Петра I находится на шесть километров ближе к Антарктиде, чем считалось раньше. Это утверждают норвежские ученые, недавно побывавшие здесь для проведения исследовательских работ.

Экспедиция в составе пяти человек осуществила детальную фотосъемку острова с вертолета, все необходимые топографические и геомагнитные замеры, взяла пробы пород и воды. На основе полученных данных будет создана новая карта острова Петра I. Участники экспедиции получили достаточно полное представление о его геологическом строении, ресурсах, флоре и фауне. На острове установлена автоматическая метеорологическая станция, которая трижды в сутки передает сведения о температуре и давлении воздуха в Антарктике.

Журнал Турист № 4 апрель 1988

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Открытие кино-Суздаля

Ежегодно в Суздаль приезжает много туристов из разных уголков страны, из-за рубежа. В городе с небольшим населением в прошлом году побывало 800 тысяч гостей. В Суздале осмотр памятников и музейных экспозиций идет по нескольким маршрутам: автобусным и пешеходным, однодневным и двухдневным. И, пожалуй, ни один турист не уезжает из города разочарованным, каждый здесь находит материал для ума и сердца.

О Суздале наш журнал пишет постоянно и не может не писать: продолжается реставрация памятников, открываются новые выставки и экспозиции, обнажаются новые грани города-музея…

Житель Суздаля, автор книги-путеводителя «Суздаль» Юрий Белов собирает материал по истории современного города, в том числе по теме «Суздаль в кино». Предлагаем вашему вниманию его рассказ.

Один из древнейших русских городов был столицей княжества, центром «Суздальской» епархии, местом ссылки опальных цариц и великих князей, поэтому пользовался особым расположением светских и церковных иерархов. Город слыл «святым местом», «богоспасаемым градом».

Суздалю повезло: в XIX веке железная дорога, обойдя его стороной и лишив перспектив дальнейшего развития, тем самым спасла от беспощадного «молоха» времени его архитектурный ансамбль, созданный трудом и художественным гением русского народа, древний облик, историческую среду.

Мудро говорят: «Новое — это хорошо забытое старое». Так сложилась судьба Суздаля, что, постепенно потеряв политическое, религиозное, экономическое значение, город был предан забвению.

Но пришло новое время, и Суздаль стал крупным центром отечественного и зарубежного туризма. За реставрацию памятников, развитие музейного дела и туризма город награжден орденом «Знак Почета» и «Золотым яблоком» — почетным призом Международной федерации журналистов и писателей по туризму (ФИЖЕТ).

В середине 60-х годов состоялось «открытие» Суздаля как идеального места для создания исторических кинофильмов и экранизации литературных произведений, связанных с историческим прошлым русского народа — событиями и людьми.

Кинематографическая летопись Суздаля начинается с 1964 года, когда сразу три съемочных коллектива приехали сюда: «Метель» (реж. В. Басов), «Женитьба Бальзаминова» (реж. К. Воинов), «Царская невеста» (реж. В. Гориккер).

Вначале вторжения съемочных групп поразило суздальцев, но вскоре они освоились и из праздных «товарищ, выйдите из кадра» превратились в активных участников массовок. А. как интересно было узнавать оживших героев пушкинской «Метели», комедий А. Н. Островского, увидеть «живого» царя Ивана Грозного! Все натурные съемки этих фильмов проводились в Суздале. Сцену венчания Марьи Гавриловны («Метель») снимали в Никольской деревянной церкви XVIII века, будто специально для этого перевезенной в Суздаль из села Глотово Юрьев-Польского района.

Местные жители (и туристы) получили возможность знакомиться с мастерами театра и кино, наблюдать их в работе на съемочной площадке. Особенно много «звезд» было занято в экранизации «Женитьбы Бальзаминова»: Г. Вицин, Л. Смирнова, Н. Мордюкова, Л. Шагалова, И. Макарова, Е. Савинова, Л. Гурченко, Р. Быков, Н. Румянцева и др. В «Царской невесте» снимались народные артисты СССР П. Глебов и В. Зельдин. Экранизировала фильм-оперу «Царская невеста» Рижская киностудия. Вот что писала тогда газета «Советская Латвия»:

«Мы уже сообщили, что съемочная группа «Царская невеста», досрочно закончив натурные съемки, вернулась в Ригу. Отснято почти полфильма. Надежды, возлагавшиеся группой на очень колоритную натуру, вполне оправдались.

Жители Суздаля и окрестных деревень принимали самое живое участие в работе группы. Они хорошо знакомы с этой трагической историей, и не так по опере, как по старинным преданиям. Ведь здесь в подвалах Покровского монастыря похоронены многие родственники Ивана Грозного, его предки и потомки. Поэтому, наблюдая за съемками, они себя чувствовали как бы участниками происходящего на съемочной площадке…»

На краю оврага, что недалеко от бывшего Спасо-Евфимиева монастыря, был вырыт котлован и в него по частям вмонтировали колокол. На улицах города появились объявления, приглашавшие суздальцев принять участие в массовых сценах фильма «Андрей Рублев». Вскоре Суздаль локально погрузился в тревожную эпоху средневековья, междуусобиц, набегов татар, в эпоху, когда творил гений Рублева.

Творческую группу киностудии «Мосфильм» возглавляли Андрей Тарковский — режиссер-постановщик, и оператор, с которым он снял предыдущий фильм «Иваново детство» и даже свою дипломную ленту «Каток и скрипка» — Вадим Юсов. В роли Бориски, мастера колокололитейного дела, снимался юный Коля Бурляев, которого А. Тарковский «открыл» в фильме «Иваново детство». А Андреем Рублевым стал никому еще неизвестный актер из Свердловска Анатолий Солоницын — сам пробившийся на эту роль…

«Душечка» снималась летом 1966 года по заказу Центрального телевидения.

«Я никогда над Чеховым не работал, не мечтал, — рассказывает режиссер-постановщик народный артист СССР Сергей Николаевич Колосов. — Я искал роль для замечательной актрисы Людмилы Ивановны Касаткиной. Взял произведение, которое всегда считалось чисто литературным, не поддающимся никакой экранизации, сценизации.

Борьба за сценарий была у меня довольно сильная. Как только я сделал литературный сценарий, на меня набросились чеховеды, которые стали доказывать, что я не так, не то чувствую, не так понимаю, не так трактую, не так глубок, неадекватен и т. д. Оставалось только одно — делать картину.

Мы довольно рано определили, что надо натуру снять в Суздале. Такое ощущение было у оператора, незабвенного В. Т. Яковлева, у художников Л. М. Платова и М. Н. Карташова.

Это был месяц напряженной жизни, творчески необыкновенно интересной, с участием наших прекрасных актеров — Л. Касаткиной, Р. Быкова, Р. Ткачука, В. Никулина. Это было счастливое время…»

Интересно, что развитие Суздаля, как центра туризма, шло и идет параллельно с освоением города кинематографистами.
Так, 1 августа 1967 года Совет Министров СССР принял постановление о создании в г. Суздале туристского центра. И через несколько дней в городе начались натурные съемки фильма «Братья Карамазовы». Свой последний фильм снимал выдающийся советский кинорежиссер Иван Александрович Пырьев. Вот свидетельство местной газеты:

«На днях жители Суздаля и туристы были свидетелями необычайного зрелища. Всю Кабацкую гору заволокло дымом. Многие встревоженно бросились туда — вдруг пожар! Но были приятно разочарованы. Под Кабацкой горой просто-напросто шли съемки нового кинофильма «Братья Карамазовы» по одноименному роману Ф. И. Достоевского».

…В дни празднования 950-летия Суздаля на Торговой площади и кремлевских валах шли съемки советско-польского художественного фильма «Ярослав Домбровский», посвященного национальному герою Польши, одному из военных руководителей Парижской коммуны.

«Суздаль играет в нашем фильме роль города Ардатова, — рассказывал тогда режиссер Богдан Поремба, — где, по сценарию, находится в ссылке жена Домбровского Пелагия (арт. М, Потоцка) и куда приезжает революционер Озеров (В. Авдюшко), чтобы помочь ей бежать. Ардатов сейчас современный город, а нам нужен древний, XIX века. Суздалем я очаровался. Такую древнюю Русь я встретил впервые. Маленький город, городок. Ну где я найду такие домики?! Здесь есть синтез русской старины…»

Суздаль за последние годы «сыграл» множество самых разнообразных «ролей»: Преображенского села и Москвы («Юность Петра)», Архангельска («Россия молодая»), Нижнего Новгорода (телефильм «Жизнь Клима Самгина»), Александрова (советско-мексиканский фильм «Надежда»), Тенева («Мой нежный и ласковый зверь»), города N («Мертвые души») и даже… Китеж-града («Чародеи»).

«Выбор Суздаля в качестве натуры идет не только от деловых посылов, — говорит режиссер-постановщик фантастического музыкального фильма «Чародеи» Константин Бромберг, — но и просто от сердца, если хотите. Город одновременно близок и к природе, и к истории, и к искусству. Сама атмосфера города вдохновляет. Несмотря на то, что мы приехали в марте, поздно (фильм «Чародеи» — новогодняя сказка) и зима как будто бы ушла, но Суздаль для нас сохранил все оттенки зимы и дал нам возможность все это догнать и снять. В этом тоже сказалось волшебство замечательного города». А вот мнение автора фильма «Юность Петра», Героя Социалистического Труда, народного артиста СССР Сергея Апполинарьевича Герасимова:

«В семье древнерусских городов, в нашем заповедном историко-архитектурном и музейном фонде, на мой взгляд, Суздаль имеет особое привилегированное положение: такого плотного сосредоточения памятников, связанных едва ли не с тысячелетней историей России, пожалуй, более не найдешь. Для нас он представлял особую ценность, так как его памятники великолепно отражают петровскую эпоху. Суздаль имеет множество памятников, древних построек, не требующих дополнительной декорировки и поэтому дающих возможность снять любую сцену из романа А. Н. Толстого, адресующую ее Москве и любому другому месту действия…»

В Суздале снимались фильмы совместного производства: «Ярослав Домбровский» («Мосфильм» — «Панорама», Польша), «Надежда» («Ленфильм» — Мексиканский институт кино). Сценарий последнего был написан известным советским кинодраматургом лауреатом Ленинской премии Валентином Ежовым вместе с режиссером-постановщиком мексиканцем Серхио Ольховичем, окончившим ВГИК.

Заметным событием в жизни древнего города стали съемки исторического фильма «Петр Великий». Во-первых, они продолжались пять месяцев, во-вторых, съемки многосерийного фильма вела интернациональная группа, собранная телекомпанией Эн-Би-Си (Голливуд, США), в-третьих, на территории Суздаля были выстроены уникальные декорации: «Деревня Меншикова», «Улицы Москвы», «Успенский собор», «Грановитая палата с Красным крыльцом». Большую помощь иностранным кинематографистам оказали специалисты киностудии имени М. Горького и Ялтинской киностудии. Декорации были построены по эскизам художника киностудии им. Горького А. Попова.

Очень много исторических событий воссоздавалось с помощью Суздаля, в том числе в его окрестностях снимали… Полтавскую битву.

Никогда еще одновременно не снималось здесь столько «кинозвезд» мирового экрана: Максимилиан Шелл (Петр), Ванесса Редгрейв (царевна Софья), Омар Шериф (князь Ромодановский), Хельмут Грим (Меншиков), Лили Пальмер (Нарышкина), Ханна Шигулла (Екатерина I) и др. Высокое исполнительское мастерство продемонстрировали и советские артисты, приглашенные режиссером фильма Л. Шиллером: народный артист СССР И. Смоктуновский, заслуженные артисты РСФСР Наталья Андрейченко (Евдокия Лопухина), Борис Плотников (царевич Алексей), В. Никулин и другие. Интересно, что большинство «представителей русской истории» говорили на английском языке.

Фильм «Петр Великий» признан лучшим фильмом телевидения США 1985—1986 годов, ему присужден приз «Эмми» Американской академии телевидения.

С группой телевидения Канады в городе побывал известный английский актер, режиссер и писатель Питер Устинов — здесь были сняты многие кадры фильма «Моя Россия» по одноименной книге П. Устинова.

— Мы побывали во многих старинных городах, — говорит Питер Устинов. — Очень красив Ярославль, но его старина немного рассеяна в промышленной среде. Интимен Ростов Великий. Похож чем-то на него Загорск.

Суздаль — абсолютно чудотворный город, который воздействует на тебя сразу, еще издалека манит он к себе, рисуя в воображении картины прошлого. Я думаю, Суздаль является символом прошлого России и просто драгоценным камнем русской архитектуры.

В Суздале снято уже около тридцати художественных фильмов, и это позволяет считать город не только музейным и туристским центром, но и центром отечественного и зарубежного кинематографа.

Юрий БЕЛОВ, г. Суздаль

Журнал Турист № 4 апрель 1988

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Походный "сервиз"

Как сделать самим легкое и удобное кухонное туристское снаряжение для дальних путешествий?

С. БАЗАНОВ, г. Ленинград

Как известно, для туристской кухни необходимый минимум общественного снаряжения состоит из ведер (канов), разливательной ложки, тросика и крючков для подвешивания над костром, а личное снаряжение — это миска, ложка, кружка, нож.

В качестве канов можно использовать жестяные банки из-под консервированных сливок, оливкового масла или ветчины. Все три вида банок имеют четырехгранную (удобную для переноски в рюкзаке) форму и вкладываются друг в друга (экономия места). Отступя 1—1,5 см от верхнего края банки, прокалывают две дырки, куда вставляют стальную проволоку для подвешивания кана на крючок.

Покупная алюминиевая разливательная ложка достаточно легка, но для носки в рюкзаке неудобна. Поэтому, вынув заклепки, прикрепляющие ручку к ложке, используют болты (М-3) с гайками.

Трос изготавливают из многожильной стальной проволоки небольшой длины (1,5 2 мм), но с петлями на концах для того, чтобы привязать капроновый шнур нужной длины. Капроновая часть троса находится вне зоны нагрева, к тому же и вес значительно меньше. Набор мелких, но прочных крючков из легкого металла позволяет составить цепь нужной длины.

В качестве миски можно использовать коническую консервную банку из-под килек пряного посола с аккуратно загнутыми внутрь краями.

Кружку просто изготовить из узкой консервной круглой банки (молочной, пивной), обернув полоской любого упаковочного пенополипласта, пенополиуретана, пенополиэтилена шириной 2 — 3 см, толщиной 0,5-1 см, который в стыке склеивается или сваривается.

Б. ОСИПОВ

Хотим учиться!

В каких учебных мероприятиях смогут принять участие горные туристы в 1988 году?

А. УТАРАШВИЛИ

г. Тбилиси

Краснодарский филиал ИПК в июле планирует провести выездной семинар средней инструкторской подготовки на 40 человек.

Семинар пройдет на турбазе «Шахи-мардан» Ферганского областного совета по туризму и экскурсиям. Руководителем его утвержден мастер спорта старший инструктор-методист Л. Максимов.

Организацией высшей инструкторской подготовки Институт повышения квалификации занимается по очно-заочной форме обучения. На турбазе «Башиль» Кабардино-Балкарского областного совета по туризму и экскурсиям в августе состоится семинар, руководителем которого утвержден мастер спорта старший инструктор-методист Е. Веретенников. В работе семинара смогут принять участие 60 человек.

Н. ЭЛБАКЯН, ведущий инструктор ЦСТЭ

Журнал Турист № 4 апрель 1988

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Всегда в поиске

Наши фотомастера

Много движений, мало достижений — так полуиронически, полусерьезно характеризует свою жизнь один из фоторепортеров журнала «Турист» Вадим Опалин.

А «движений» действительно много — и внешних, чисто физических, и внутренних, духовно связанных с работой и творчеством. Этот человек — удивительный непоседа, всегда что-то делает — собирается в поездку иди приезжает из «прекрасного далека», стряпает или пишет короткие, но емкие материалы к своим снимкам, прокладывает на карте очередной маршрут, собирает подготовительный материал, который необходим в работе на месте, или часами «сидит» на телефоне, пытаясь связаться с необходимыми людьми на другом конце страны. Он все время в поиске. Ищет самое лучшее время года для съемок в той или иной местности, ищет характерных и хороших людей — героев фоторепортажей…

Как у любого настоящего художника, у него есть излюбленные края — Мещера, европейский Север, Карпаты. Вновь и вновь возвращаясь в эти места, Вадим Опалин «фиксирует» вроде бы одно и тоже, в действительности же все время отыскивает наиболее выразительные кадры, ищет образ земли. Из сотен снимков складывается этот образ и в линиях лесов и перелесков где-нибудь за Тумой, и в характерном рисунке елей, окруживших карпатские полонины, и в фотографиях детей и стариков. Их у Опалина особенно много потому, наверное, что детство и старость ближе всего к природе, к земле, к основе человеческого существования.

Опалин — краевед в самом лучшем смысле этого слова. Он сам избрал такой путь, такую долю, начиная с геофака МГУ, затем — работа в северных приполярных экспедициях, многолетнее сотрудничество с журналом «Турист». Он неутомимый путешественник, способный пешком, на лыжах, велосипеде или на мотоцикле, в любое время года и в любое время суток двигаться за тридевять земель в поисках нужного кадра. Он неприхотлив и вынослив. В свои пятьдесят лет может тащить рюкзак, непосильный для иного тридцатилетнего. Он не может не двигаться и не искать тот «единственный, заветный» кадр, потому что этому посвящена вся жизнь.

«Движений», несомненно, много, но так ли уж мало достижений у этого необычайной работоспособности человека! Сотни фотографий и в своем журнале и во многих других. Снимки на фотовыставках, иные из которых высочайшего класса, книга о Мещере, замечательная органическим сплавом фотографий и текста, а главное: непрерывный творческий рост, постоянное углубление в тему. А тема эта — наша огромная многообразная и прекрасная страна.

В. ЕСАУЛОВ

Журнал Турист № 4 апрель 1988

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Ангара

Иркутская область занимает громадную территорию — 767,9 тыс. кв. км. Если бы ее переместить в Европейскую часть СССР, на ней разместились бы земли Московской, Тульской, Рязанской и еще около 20 областей РСФСР и Украины. В Западной Европе нет ни одного государства, равного по площади Иркутской области.

Предбайкалье — страна гор, плоскогорий, широких речных долин. Начало всему — Байкал. К озеру сбегаются 333 реки, а уходит от него лишь Ангара — единственная дочь Байкала, Бурная и стремительная красавица река приковала внимание человека давно. Русские землепроходцы пришли сюда в начале XVII века. Одним из первых прибыл на Ангару отряд «гулящего человека» — казака по имени Пенда. За ним следовали отряды атаманов, казаков и служилых людей — отважных землепроходцев земли русской. Возможность судоходства по Ангаре изучалась уже с 1883 года. Тогда же началась расчистка реки от каменных шивер и малых порогов. Поднять уровень воды в Ангаре с помощью плотин впервые предложил инженер А. Крутиков в 1906 году.

Из Иркутска можно совершить по Ангаре два путешествия на теплоходах по маршрутам Иркутск — Байкал и Иркутск — Братск.

От Иркутска до Байкала — 160 км. От пристани, которая находится за плотиной Иркутской ГЭС, до озера можно домчаться на «Ракете» за 45—50 минут, любуясь чистотой и прозрачностью воды, отливающей лазурью небосвода. В истоке Ангары — легендарный Шаманский камень. Иркутское водохранилище затопило его, и сейчас он едва виднеется над поверхностью воды. Около десятка сел и деревень встретятся вам на пути. Дома в них рубленые, просторные, с расписными наличниками и ставнями. Навигационный период на Ангаре довольно продолжительный, так как водохранилище замерзает лишь в январе. В период ледостава образуются густые туманы и по пойме реки, и в Иркутске. В это время иней живописно преображает все окружающее: скалистый ландшафт с деревьями в белоснежном кружеве кажется сказочным.

От Иркутска до Братска — 600 км (десять часов езды на быстроходном «Метеоре»). Путь пройдет вначале по Ангаре, затем по Братскому водохранилищу. Много встретится на пути больших и малых городов, сел и деревень, но особый интерес для туристов представляют города Иркутск, Ангарск, Усолье-Сибирское и Братск.

В 1661 году русским землепроходцем Похабовым был заложен на правом берегу Ангары Иркутский острог. Уже в 1686 году поселение было преобразовано в город, а в 1764 году он становится центром Иркутской губернии; впоследствии — резиденцией генерал-губернатора всей Восточной Сибири. Отсюда в XVII—XVIII веках двигались землепроходцы на Лену, Аляску, на побережье Америки, Через Иркутск шла оживленная торговля с Китаем и Монголией, сюда стекались капиталы золотопромышленников, купечества и иностранных компаний. Рос город и как культурный центр. 

Большую роль в этом сыграли политические ссыльные. На заводах вблизи города провели первые месяцы каторжных работ декабристы С. Трубецкой, С. Волконский, Е. Оболенский, В. Давыдов, А. Муравьев, братья Борисовы, А. Якубович. Декабристы, отбывшие каторгу, селились в деревнях вокруг Иркутска. Трубецкие и Волконские впоследствии жили в самом городе. Сейчас дома их реставрированы, в них открыт музей. Позже здесь отбывали ссылку народники, петрашевцы, марксисты. В Иркутске жили В. В. Куйбышев, Г. К. Орджоникидзе, М. В. Фрунзе, Ф. Э. Дзержинский, П, П. Постышев, в 1908 году в город конспиративно приезжал С. М. Киров. Он принял самое активное участие в восстановлении Иркутского социал-демократического комитета, разгромленного полицией. За годы гражданской войны белогвардейцы и интервенты многое разрушили, расхитили ценности, и только в 1926 году хозяйство в основном было восстановлено. Сейчас Иркутск — административный центр области, крупный промышленный и культурный центр Восточной Сибири. В городе более 70 промышленных предприятий, работает Иркутский научный центр Сибирской Академии наук, много вузов, старинный университет.

Ангарск — второй по величине город после Иркутска, Он был основан в 1946 году как поселок при нефтехимическом предприятии. Уже в 1951 году преобразован в город, который очень быстро рос и развивался, В настоящее время здесь более 30 значительных предприятий промышленности и строительства.

Интересно познакомиться с городом Усолье-Сибирское — административным, экономическим и культурным центром большого района, расположенного на левом берегу Ангары. Возникло Усолье в конце XVII века как небольшое село, жители которого занимались соляным промыслом. Второе столетие известен расположенный в городе курорт «Усолье», славящийся высокими лечебными свойствами соляно-серных вод и грязей.

Братск — конечный пункт нашего путешествия. Заложен он был как острог в 1631 году на Ангаре у Падунских порогов. История города — это самоотверженность основателей Братска — атаманов Максима Перфильева и Поздея Фирсова, путешественников Ивана Москвитина и Якова Похабова. Здесь в таежной темнице перенес тяжкие страдания неистовый протопоп Аввакум, отбывал ссылку декабрист П. А. Муханов. Историю города творили люди нескольких поколений, но строительство Братской ГЭС (одной из крупнейших в мире) составляет наиболее яркую страницу его жизни. Строительство ГЭС было начато в 1955 году, а к заполнению водохранилища приступили уже в 1961 году. Ушли на дно моря сотни сел, деревень, поселков. Ушел на дно моря и старый Братск. Но люди навсегда сохранят добрую память о том неповторимом, что осталось на дне Братского моря. Новый Братск — крупнейший промышленный и культурный центр области. Здесь работают более 50 промышленных предприятий. Растет и мужает город, вбирая в себя сибирскую красоту и славу поколений,

ЛИТЕРАТУРА; Российская Федерация. М., Мысль, 1969; Иркутск. Географический атлас. М., ГУГК, 1986; Иркутская область (туристская карта). М., ГУГК, 1982.

Л. ПОЛЫНКОВА

Читайте в ближайших номерах
АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ: тесный круг слушателей или рок-концерт!
ЗАМЕТКИ ЛЕНИНГРАДСКИХ ТУРИСТОВ: кто достоин идти через полюс! Приглашение к разговору.
НОВОСТИ АЛЬПИНИЗМА. Беседа с начальником Управления альпинизма ВС ВДФСО профсоюзов С. Тер-Григоряном.
АЗБУКА ВЫЖИВАНИЯ. Ориентирование без компаса.
АЗИМУТ. Все о велотуризме.
ПОДЗЕМНЫЕ СОКРОВИЩА КОЛЫМЫ. По следам «золотой» экспедиции Ю. А. Билибина.
НУЖНЫ ЛИ ТУРИСТУ РАЗРЯДЫ? В. Шапиро, мастер спорта по туризму.
ИДЕМ НА РЕКОРД! О штурме второй в мире по глубине пещеры на Западном Кавказе.
КОНКУРЕНТЫ ИЛИ ПОМОЩНИКИ! Продолжение разговора о туристских кооперативах.

Юрий ЦЕДИЛИН
Апрель
Синицы тинькают:
«Апрель!»
Я леса нежностью
Окутан,
Здесь птичий щебет
Перепутан,
В березняке
Звенит капель…
Земля
Меняет облик
Круто.
Забулькав,
Ожил ручеек.
Средь прелых листьев
Предо мною,
Как чудо,
Данное судьбою,
Привстал
На просеке
Сморчок.
Как пахнет
Свежестью грибною!
Взлохмачен,
Неказист на вид,
От ветра
Шляпка погрубела,
Но как он
Весело стоит,
Как жадно
К солнцу тянет тело!
«Апрель!» —
Капель в лесу звенит.

Журнал Турист № 4 апрель 1988

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

В пустыне

Азбука выживания

Путешествия в пустынных и полупустынных районах становятся все более популярными среди туристов. Главный фактор риска в таких путешествиях — жара. Но жара имеет свои составные.

Температура воздуха летом может перевалить за 50° С. Песок, камни, известняк нагреваются до температуры, иногда в два раза превышающей температуру воздуха. Жар грунта чувствителен даже сквозь войлочную стельку. Приземный слой накалившегося воздуха «плывет», искажая очертания предметов, ломая их привычный вид, затрудняя ориентировку.

Прямая солнечная радиация угрожает солнечными и тепловыми ударами, ожогами кожи и ее последующим загноением. Светлый песок способен отражать до 80 процентов света, что вызывает ожоги глаз.

— Сухость воздуха (днем в пустыне влажность не превышает 5—15 процентов) вызывает воспаление слизистых оболочек, дыхательных путей, полости рта, глаз. Нам не однажды приходилось наблюдать в пустынных велопереходах, как из лопнувших губ, из ушей на песок капала кровь.

— Горячий ветер поднимает в воздух мелкий, похожий на муку песок — «пухляк», который забивает глаза, уши, рот, носоглотку, засоряет любые механизмы.

Но все эти слагающие жары в первую очередь опасны тем, что высасывают из человека воду. От жары нас защищает пот.

Испаряясь, пот охлаждает кожные покровы, стабилизирует температуру всего организма. Чем выше температура внешней среды, тем больше потоотделение. До 1,5 литра в час может испарять, потея, человек при сильной жаре и интенсивной физической нагрузке. Это 15— 20 литров за световой день! Но выделение жидкости должно быть равно ее потреблению, иначе неизбежно обезвоживание. При неограниченном водопотреблении десятисуточный запас на человека может составить 150—200 литров! Перевоз, не говоря уж о переносе такого груза, нереален.

По таблице Брауна, рассчитывающей вероятные сроки автономного существования в пустыне, в зависимости от температуры воздуха и запаса воды получается, что при температуре 43° С и запасе воды в 20 литров человек живет 7 суток, при 49° С — уже только 4,5 суток. Причем это, если круглосуточно находиться под тентом, а если же работать, то этот срок сокращается почти вдвое.

Борьба с жарой в условиях автономного перехода (то есть без каждодневного выхода к населенным пунктам и без машин сопровождения, перевозящих воду) превращается в борьбу с потоотделением. Роскошь потерь влаги в пустыне может себе позволить только путешественник, владеющий неограниченным запасом воды. Как запереть пот в организме? Как удержать в нем влагу, не рискуя в то же время получить тепловой или солнечный удар? Как снизить среднесуточное водопотребление до 5—7 литров? Вот некоторые советы для туристов, оказавшихся в аварийной ситуации в пустыне или отправившихся в «жаркое» путешествие с ограниченным запасом воды.

НАДО. Днем, примерно с 10 до 17 часов, находиться под солнцезащитным тентом, что уменьшает потоотделение в 2—3 раза.

Тент лучше двойной, из двух расположенных друг над другом белых полотнищ. Песок желательно разгрести до прохладных слоев. Если грунт твердый, устраивайте бивак до восхода солнца, пока почва не нагрелась. Одежду в убежище лучше не снимать. Можно расстегнуть воротник, ослабить манжеты, снять обувь. Ночью тент можно растягивать воронкой от земли, это защитит вас от песка и случайных контактов с ядовитыми насекомыми.

Двигаясь по светлому песку, оденьте светозащитные очки.

Обязателен бурнус (головной убор арабских кочевников, см. рис.). Бурнус изготовляют из квадрата белого хлопчатобумажного материала 1,2 на 1,2 м. Квадрат разрезают по диагонали на два треугольника. Первый треугольник накидывают как косынку на голову, скручивают концы, укладывают баранкой на голове. Второй накидывают сверху, обвязав вокруг головы шнурком. Внутренний треугольник желательно слегка смочить. Бурнус — одно из лучших средств для защиты от жары и профилактики тепловых ударов.

Походную куртку нужно сшить из легкого светлого хлопчатобумажного материала. Рукава длинные, до середины кисти, воротник свободный, высокий.

Штаны типа свободных шаровар. Старайтесь не оставить солнцу даже самого малого участка открытой кожи.

При появлении чувства жажды все же возможно дольше не пейте. Пейте мелкими глотками, не торопясь, прополаскивая рот и горло. Можно двигаться, набрав в рот немного воды, но не глотая.

Лучше пить часто, очень малыми порциями. При разовом употреблении 1 литра воды 16—58 процентов ее выделяются через почки. При употреблении того же количества воды порциями по 85 грамм суммарная потеря ее через почки составит 5—11 процентов!

Воду лучше хранить в герметически закрывающихся канистрах, обмотанных со всех сторон войлоком или плотным материалом.

Лучше всего жажду утоляет некрепко заваренный (1 чайная ложка на 1 л воды) несладкий зеленый чай.

Участки тела с нежной кожей (губы, ноздри, уши, кожа возле глаз) желательно защитить от прямых солнечных лучей.

Например, наклеить полоски пластыря.

Кисти рук хорошо защищают от солнца легкие белые перчатки или варежки.

Переходы допустимы лишь в вечернее, утреннее и ночное время. Темп движения равномерный, спокойный, с «ленцой». Ориентируйтесь по звездам. Днем можно двигаться лишь в случае крайней необходимости, зная, что населенный пункт находится не далее чем в 15—20 км. Продумайте экономичный режим всех работ. Лишние движения «съедают» воду в вашем организме.

Пищевой рацион лучше свести к минимуму. Чем меньше потребление воды, тем меньше надо стараться есть. Еда усиливает чувство жажды.

НЕЛЬЗЯ. При отсутствии или ограниченных запасах воды загорать категорически нельзя! Человек, отправившийся в пустыню за загаром, должен расстаться с мечтой о дальних маршрутах. Любое пребывание на солнце без одежды увеличивает водопотери в несколько раз.

Для путешествия в пустыне не годятся легкие фуражечки, кепки, пилотки и тому подобные плохо приспособленные к жаре головные уборы. Недопустимо находиться на солнце с непокрытой головой.

Открытые майки, футболки с коротким рукавом и воротником, полупрозрачные рубахи, шорты и прочая «прогулочная» одежда повышает риск возникновения тепловых и солнечных ударов, ожогов кожных покровов, многократно снижая срок автономного пребывания человека в пустыне.

Избегайте мытья с мылом. Мыло снимает с кожи жировой слой, защищающий ее от солнечных лучей.

Для сохранения запасов воды в организме необходимо дышать только через нос! Дыхание через рот усиливает испарение, поэтому открывайте его только при крайней необходимости.

Курение вызывает жажду, естественно, курение в походе запрещено.

При отсутствии воды двигаться в дневное время нельзя.

Все участники пустынных путешествий должны знать способы аварийной добычи воды с помощью копания колодцев, пленочных и мешочных конденсатов и способы опреснения соленых (морских, солончаковых) вод с помощью паровых и пленочных опреснителей.

А. ИЛЬИЧЕВ

г. Челябинск

Журнал Турист № 4 апрель 1988

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Позади-145 тысяч километров

Паровоз с длинной трубой нетерпеливо пыхтел, стремясь в дорогу. Восемь чистеньких двухосных пригородных вагончиков были готовы к рейсу, около дверей стояли кондуктора в ливреях и сапогах. По перрону Витебского вокзала спешили мужчины в сюртуках и котелках, дамы в длинных платьях и широкополых шляпах, подходили к кондукторам с металлическими посадочными жетонами в руках. Но вот ударил колокол. Паровоз дал прощальный гудок…

Нет, это не картинка из дореволюционной России. Хотя все было взаправду: и кондуктора в форме прошлого века, и жетоны, и паровоз, окутывающий и себя, и всех, кто около него оказывался, густым облаком пара. Правда, жетоны, внешне такие же, как в 30-х годах прошлого столетия, сделаны в наши дни, на оборотной стороне стоят цифры: 1837—1987. И засвидетельствовать это событие мог любой житель Ленинграда и гость города на Неве в субботу 14 ноября 1987 года. Не только засвидетельствовать, но и совершить юбилейную поездку до Павловска. Пусть в новеньких, прямо с завода, вагонах с сидениями, но тянул их именно паровоз. Правда, не «Овечка» 1900 года, а мощный пассажирский паровоз последней модели П-36, построенный в пятидесятых годах. Своим внушительным видом он вызывал уважение — истинный локомотив. А лицо машиниста-ветерана А. Кондратьева было торжественным, когда он привычно, как и много лет назад, взялся за ручку реверса, и паровоз двинул по историческому пути.

150 лет назад, 30 октября 1837 года по старому стилю, здесь, на невзрачной тогда станции, которая была построена на плацу лейб-гвардии Семеновского полка, так же ударил станционный колокол, и паровоз с длиннющей трубой в 12.30 дня тронул с места восемь разноцветных вагончиков и потянул их по первой в России железной дороге С.-Петербург — Царское Село — Павловск протяженностью около 30 км.

В помещении вокзала разместилась выставка произведений художников, так или иначе связанных с железной дорогой. Здесь же коллекционеры-любители развернули свои экспозиции значков и открыток. Особенно богата коллекция старых открыток члена Ленинградского общества коллекционеров инженера М. Нарциссова, который собирал ее более 20 лет. На сотнях фотографий дореволюционного времени — паровозы с длинными трубами, вокзалы, мосты, виадуки.

Праздник начался по-деловому. В нарядном зале Витебского вокзала с картинами, повествующими об истории железной дороги, состоялась пресс-конференция, на которой министр путей сообщения Н. С. Конарев рассказал об основных этапах и успехах развития железнодорожного транспорта СССР. Протяженность железных дорог страны нынче составляет 145 тысяч км, более трети которых электрифицированы. В год железнодорожники перевозят более 4 млрд. тонн грузов, свыше 4,3 млрд. пассажиров.

Беседуем с начальником Главного технического управления И. В. Харлановичем и начальником Главного пассажирского управления МПС Б. И. Торбой. Узнаем, что на второй в России железной дороге Петербург — Москва скорость поезда ЭР-200 на некоторых перегонах превышает 200 км в час. Таких в стране пока больше нет, однако на других направлениях пассажирские поезда уже достигают скорости 160 км в час. Пока на отдельных участках, но скоро такая скорость станет преобладающей у поездов, идущих, например, за границу:

в Берлин, Прагу, Хельсинки. И уже разрабатывается технико-экономическое обоснование строительства новых линий. Борис Иванович рассказывает о том, что все большее распространение на железных дорогах получают длинные пассажирские составы в 24—26 вагонов. В 1987 году они курсировали на 180 маршрутах дальнего следования, в этом к ним прибавятся еще около пятидесяти. А число туристских железнодорожных маршрутов превысит 3 тысячи. И вот теперь железнодорожное ведомство обращается к советам по туризму и экскурсиям с предложением организовать дальние маршруты, например, Центр — Средняя Азия или Центр — Дальний Восток, — люди увидят много интересных мест и по дороге.

А. БУЛГАКОВ

Диво дивное «чугунка»

Первая в стране железная дорога массового пользования связала 11 ноября (по новому стилю) 1837 года тогдашний Санкт-Петербург со знаменитыми дворцово-парковыми ансамблями Царского Села (ныне г. Пушкин) и Павловска. Строилась она зарубежными специалистами под руководством Франца-Антона Герстнера. Ну а поскольку пассажиров в этом пригородном районе было тогда немного, трассу стали использовать именно для увеселительных поездок. Только за первые четыре года существования ею воспользовались два с половиной миллиона путешественников, а чистый доход составил 360 тысяч рублей.

Адрес Царскосельского вокзала — Загородный проспект — говорил в то время сам за себя. Ныне же это — самый центр Ленинграда. Здания, от которого отошел когда-то воспетый М. И. Глинкой «пароход», уже нет: в конце XIX века вместо него построили просторный Витебский вокзал. Сегодня на Пушкин и Павловск бегут электрички, перрон которых расположен у бывшего Императорского корпуса.

Войдя в вагон, мы привычно предъявляем билет ревизору. А прежде проводник собирал билеты под конец поездки, чтобы… тут же пустить их в повторную продажу, благо сработаны они были из латуни, наподобие современных номерков в гардеробе.

Для тех, кто не желал расставаться с собственной каретой, предлагались специальные открытые платформы…

Остановка «Воздухоплавательный парк». Здесь почти столетие назад проплывали над первой российской «чугункой» первые российские дирижабли: неподалеку находился ангар-эллинг отважных воздухоплавателей. С этими местами связано и одно важное историческое событие: отсюда, с «Цветочной площадки» в 22 часа 10 марта 1918 года отправился в Москву поезд с В. И. Лениным и другими членами РКП(б), первого Советского правительства.

И вот станция Детское село, бывшее Царское, город Пушкин. 150 лет назад дорога заканчивалась изящным зданием первой российской филармонии, специально открытой к услугам путешественников, так называемым курзалом. Именно здесь, у туристского перрона, началась славная карьера Иоганна Штрауса, здесь впервые исполнял он свои знаменитый вальс «Прощание с Петербургом». Вплоть до того, как сомкнулось в 1941 году кольцо блокады, звучала летними вечерами в курзале музыка лучших исполнителей.

Ничего не оставила война от самого интересного участка первой железной дороги. Только монументальный, порядком запущенный фонтан сохранился с XIX века. Но восстановлен Круглый зал, где сегодня действует выставка «История первой в России железной дороги».

В канун юбилея Октябрьская железная дорога приступила к реставрации пассажирских вагонов конца XIX — начала XX века, намереваясь вскоре выпустить их вместе с паровозом той эпохи на экскурсионный маршрут. Как, знать, может быть, недолго остается грустить в тишине Павловскому парку?

Н. СЕМЕНОВ, член МГО ВООПИиК

Журнал Турист № 4 апрель 1988

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Еще о катамаранах и плотах

Под редакцией мастера спорта П. Лукоянова

Отличительная особенность данной конструкции катамарана — увеличенный запас плавучести, гарантирующий безопасность преодоления самых сложных препятствий. Его основные технические данные: грузоподъемность — 3,6 т, длина — 4,4 м, ширина — 2,9 м, диаметр гондол — 0,75 м.

Недостатком четырехместных катамаранов (по мнению авторов описываемого плавсредства) являются случаи смыва сидящих на концах гондол гребцов, в мощных сливах и валах. В предлагаемой конструкции экипаж размещается почти в середине катамарана. Расположение гребцов вблизи центра тяжести судна создает лучшие условия для маневрирования, поскольку момент инерции такого катамарана меньше, чем у четырехместного. (Правда, сказанное правомерно только для судов с одинаковой килеватостью.)

Гондолы большого диаметра обладают практически всеми положительными качествами плоских емкостей в силу незначительного соприкосновения с поверхностью воды. Кроме того, с поплавков большого диаметра повышается обзор проходимого участка реки.

Определяющее значение для преодоления водопадных сливов имеет носовая форма поплавков: увеличенная площадь передней части гондол создает повышенную опору и меньший провал в пенные ямы. Этому способствует также центровое расположение гребцов, несколько изгибающее гондолы и позволяющее им вписываться в вал, быстро выходить из водопада. Не было случаев переворота таких катамаранов через нос.

Экипаж из двух человек быстрее «срабатывается» и более слаженно действует в самых сложных ситуациях. На катамаране может разместиться и третий участник, например, страховщик или кино-, фотооператор. Надежность посадки гребцов достигается упором ногами в выступы рамы, а спиной — в металлические станки рюкзаков.

Надувные элементы катамарана (рис. 2) — односекционные, что уменьшает вес гондолы и упрощает ее изготовление. (По мнению редакции, гондолы такой конструкции небезопасны: нарушение герметизации внутреннего воздухонепроницаемого мешка может вывести катамаран из строя и создать аварийную ситуацию.) Чехлы можно сшить из брезента (авизента, плотного технического капрона) на 5—10 см меньше размеров баллона. На чехле с каждой стороны пришивается 14—16 петель для крепления с помощью тонкой веревки (капронового шнура) гондолы к каркасу.

Каркас можно сделать из дюралевых трубок (60Х 3 мм) или из жердей необходимой прочности. Узлы каркаса сочленяются с использованием металлических деталей или скрутками из капроновой веревки (проволоки).

Для наполнения гондол воздухом применяется мешок из воздухонепроницаемой ткани, к которому снизу приклеивается штуцер, соединяющийся переходником с гондольным штуцером. Такой насос позволяет накачать гондолу за 10—15 мин.

Весла рекомендуются самодельные: лопасти — из дюралюминия толщиной 2 мм, размером 30X50 мм со срезанными углами; длина рукоятки около 2 м.

Плот из четырех гондол (рис. 3) характеризуется такими данными: грузоподъемность несущих гондол — 5 т, а противопереворотных — 1,5 т, длина плота — 5,5 м, ширина — 2 м, диаметр несущих гондол — 0,75 м, противопереворотных — 0,5 м; экипаж — 4—6 человек.

Принципиальная особенность конструкции плота — отсутствие средних несущих понтонов, что позволяет избавиться от продольных изгибающих усилий, которые нередко разрушают раму в крутых сливах и валах. Наличие противопереворотных гондол по бокам плота увеличивает его остойчивость и безаварийное прохождение самых сложных сливов.

Четыре члена экипажа располагаются на крайних гондолах попарно лицом друг к другу. Места еще двух человек — на внутренних понтонах.

Надувные элементы, каркас и весла — как у катамарана.

На плотах такой конструкции пройдены все пороги р. Чарын ниже Майнакского ущелья, Можайский каскад р. Чуя, р. Катунь, р. Снежная и другие реки не ниже IV категории сложности.

А. МИХЕЕВ,  г. Томск

Не перевернется

Для увеличения остойчивости байдарки, особенно при хождении под парусом, туристы из г. Люберцы Московской области рекомендуют прикреплять по бокам лодки «надувные бревна», которые можно купить в магазинах детских товаров (они используются детишками при обучении плаванию).

Надувные емкости крепятся с помощью плоской капроновой фалы или ремней шириной 20—30 мм (рис.). К одному «бревну» фала присоединяется «жестко», а к другому — через пряжки, которые позволяют регулировать высоту положения емкостей: они должны располагаться с минимальным погружением, не влияющим на скорость движения лодки. Для уменьшения сопротивления на передние концы бревен необходимо прикрепить конусные колпачки.

Таким приспособлением рекомендуется воспользоваться всем новичкам, отправляющимся в свои первые водные походы на байдарках.

Б. КОЛОБОВ

Журнал Турист № 4 апрель 1988

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Лыжня без снега

С ростом популярности горных лыж жителям равнинных мест пришлось искать подходящие склоны для катания вдали от заоблачных круч и белоснежных вершин. Уже накоплен немалый опыт освоения «малых гор» вблизи крупных городов страны.

А вот как продлить горнолыжный сезон? Не отправляться же каждый раз на поиски «полюса холода» в высокогорье. Несколько лет назад во Львовской области на спорткомплексе СКА-8 «Тысовец» применили искусственное покрытие склонов. Затем им обзавелись горнолыжники Львова, городов Сколе и Турке.

Бросовую территорию парковой зоны Львова — крутые склоны, пустующие карьеры занимает динамовский спорткомплекс.

Окруженный со всех сторон городом уголок расположен в старой части Львова на границе низинного Побужья и холмистого Росточья, где проходит полоса главного европейского водораздела. Низ парка Шевченковский Гай лежит в долине реки Полтва, а верхняя часть горбится холмами, достигающими высоты 400 м. На освоенной для зимнего спорта территории с перепадом высот почти 100 м построена серия трамплинов мощностью 15, 20 и 45 м, проложен километровый желоб санной трассы, спрофилирован слаломный склон длиной 320 м со средним уклоном 13° и канатной дорогой типа ВЛ-1000, длиной 450 м. В 1985 г. на верхнем стартовом участке горы длиной 120 м была уложена синтетика, поставлена малая канатная дорога и прожекторы для освещения склона в вечернее время. Заканчивается укладка искусственного покрытия на всем склоне. Здесь тренируются спортсмены и абонементные группы любителей горнолыжного катания.

Директор Львовской спортивной детско-юношеской школы олимпийского резерва «Динамо» по горнолыжному спорту Б. Котлярчук и завуч этой школы, судья всесоюзной категории К. Радыгина рассказывают, как оборудовать искусственным покрытием склоны для катания летом.

Для строительства горнолыжной трассы с искусственным покрытием необходимо подобрать склон крутизной 10—14°.

Стартовый участок горы может быть круче и достигать 16—18°, поскольку начальная скорость движения лыжника по искусственному покрытию ниже, чем по снегу. Если склон пологий, можно построить стартовую эстакаду, нарастив участок горы на 2—3 м по вертикали. Подготовка склона начинается со стартовой, горизонтальной площадки, где спортсмены надевают лыжи и готовятся к спуску. По своему профилю склон повторяет обычную гору для слалома, где 1—2 раза чередуются пологие и крутые участки без резких спадов и трамплинов с обязательным выполаживанием финишного участка для остановки лыжника. Длина склона может достигать 600 м, но подходит и значительно более короткая 120—150 м. Ширина 30—50 м, но не менее 20 м. При выборе склона учитывайте его ориентацию по сторонам горизонта и предпочтите северную, северо-восточную, северо-западную часть. На южной стороне прямые солнечные лучи высушивают склон и покрытие, здесь быстрее тает снег и сроки эксплуатации даже с искусственным покрытием значительно сокращаются.

Перед укладкой искусственного покрытия поверхность склона необходимо идеально подготовить, проведя земляные работы с помощью механизмов или вручную. Сначала предстоит сгладить микрорельеф, срыть или разровнять все бугры и ямы. Затем надо положить слой чернозема и посеять траву или же просто задерновать склон. И лишь когда зазеленеет трава, можно приступать к укладке покрытия.

Практика показала, что лучше всего отдельные щетки собирать в маты на ровной и твердой поверхности. Для этих целей готовят из щитов площадку 6X6 м, которая выносится ближе к склону. Заготовленные маты укладывают штабелями. Размер матов из 64 щеток — 1,25X2,5 м. Начинают собирать маты скрепляя сначала 2, затем 4 щетки. Пластиковое покрытие монтируется по всей ширине склона пятиметровой лентой. Расстояние между лентами такого паласа — 10 см. Этот зазор при повышении температуры воздуха летом, при расширении покрытия помогает избежать возникновения волнистости склона, которое мешает его эксплуатации. Покрытие лучше всего (и легче!) укладывать сверху вниз.

Каждая пятиметровая лента покрытия в верхней его части крепится проволочными скобами к грунту. Для этих целей можно использовать бракованные электроды для электросварки.

Только через 20—30 дней после укладки, убедившись, что покрытие достаточно плотно стало прилегать к поверхности склона, можно начинать катание на лыжах, но ни в коем случае на сухом склоне! Для полива наверху устанавливают емкость 10—15 м3 и вдоль склона протягивают трубы водопровода (60 мм). Через каждые 6—8 м в трубах должны быть вварены распылители воды. Возле емкости устанавливают водяной насос мощностью 1,5 К-6 (20/30). Перед каждой тренировкой склон нужно обильно полить водой, если, конечно, нет дождя. Без полива можно кататься рано утром при обильной росе или ближе к осени — на заиндевелых склонах, при температуре 0—2°.

Для создания хорошего скольжения на спуске и для сохранения поверхности дорогостоящих пластиковых лыж перед каждым спуском лыжи необходимо смазывать. Для этого на стартовом и финишном участке горы устанавливают ванны с роликами и войлочной поверхностью. В них заливают касторовое или трансформаторное масло.

Летом, когда склон мало загружен, щетки зарастают травой. Высокая трава затрудняет спуски с поворотами, поэтому траву периодически следует выкашивать. Кататься на склонах можно до первых заморозков. Когда температура воздуха резко понизится до —5°, подождите снегопада и до этого времени не эксплуатируйте трассы, так как от мороза щетки становятся ломкими и под давлением лыжника рассыпаются.

Стоимость покрытия производства ЧССР — 20 руб. за 1 м2, комплект покрытия в 8 000 м обходится в 60 000 руб. Киевский завод пластмассовых изделий приступил к выпуску аналогичного покрытия. Оно значительно дешевле: 8 руб. за 1 м2.

Правильная последовательность усвоения учебного материала — главное условие успеха. Начальные уроки на склонах с искусственным покрытием должны помочь лыжнику преодолеть психологические трудности первых шагов. Упражнения нужно подобрать так, чтобы лыжник в течение первого месяца занятий освоился со склоном. Для этого он должен изучить технику прямых и косых спусков, не бояться скорости, научиться тормозить плугом, изменять направление спуска, поворачивая переступанием и плугом.

Новички начинают заниматься внизу склона и по мере освоения упражнений поднимаются все выше, увеличивая длину и скорость спуска. Не старайтесь форсировать обучение. После первого месяца занятий можно приступать к более сложным поворотам — из упора на параллельных лыжах и к повороту на параллельных лыжах. Лучше несколько раз повторить пройденное, чем спешить осваивать новое сложное упражнение. Склон с искусственным покрытием не прощает технических ошибок. По сравнению с условиями зимы процент травматизма на синтетике (особенно детского!) значительно выше. Любое падение можно рассматривать как падение на асфальт с высокой скоростью и без смягчения проскальзыванием.

Заниматься нужно не менее трех раз в неделю, одно занятие обязательно посвящать общей физической подготовке, в воскресенье планировать еще одно занятие — на склоне. С выпадением первого даже небольшого снега можно все три занятия перенести на склон, но урок в зале, посвященный, например, силовой подготовке, остается в программе.

Вот как выглядит примерно рабочий план первого месяца занятий: 1-я тренировка проводится дома. Освоение инвентаря. Надеть ботинки — походить, надеть лыжи, переступать на ковре, походить в них взад-вперед, без палок и с палками, поприседать; 2: ОФП — развитие выносливости. Кросс в равномерном темпе (жен. 3—4 км, муж. — 5—6 км). Можно чередовать бег с ходьбой. 3: изучение техники прямого спуска и подъемов вверх наискось попеременным ходом; 4: изучение техники спусков наискось; 5: ОФП — силовая подготовка. Лучше всего в зале на тренажерах или на снарядах-препятствиях мини-стадиона; 6: повторение техники спусков с гор. Изучение конькового хода и поворота переступанием к слону; 7: совершенствование спусковой техники и поворотов переступанием из косого и прямого спуска; 8: ОФП — игровая тренировка (футбол, волейбол, теннис, бадминтон); 9: совершенствование технических приемов, изучение торможения плугом; 10: совершенствование ранее изученной техники. Изучение торможения и поворотов в плуге; 11: ОФП — кросс (жен. — до 4 км, муж. — до 6 км) по кругу, 1 км после него — пройти по 5—6 снарядам-тренажерам; 12: совершенствование техники спусков, поворотов переступанием, поворотов и торможений плугом, спуски по склону с изменением направления плугом — 5— 6 поворотов.

Журнал Турист № 4 апрель 1988

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области