Болгария автомобильная

Во время посещений Советского Союза, при встречах и разговорах с советскими людьми я неизменно чувствовал их братскую любовь к нашему народу и постоянно поражался их осведомленности о жизни социалистической Болгарии, Поэтому мне будет не очень просто рассказать о моторизации в нашей стране и ее проблемах. Однако постараюсь сделать это в меру своих сил.

Воины 3-го Украинского фронта, в сентябре 1944 года освобождавшие Болгарию от монархо-фашистской тирании, помнят, что главную трудность для передвижения советских моторизованных частей представляли не столько плохие дороги, сколько волнующие встречи и митинги в освобожденных городах и селах. Я никогда не забуду, как в моей родной деревне близ Дуная мы трое суток ожидали на дороге прихода Красной Армии. Со слезами радости на глазах старики и дети ласкали шершавую броню советских танков, обнимали русских солдат. Население забрасывало освободителей цветами. А они спешили дальше, к западной границе, где гитлеровцы предпринимали одну контратаку за другой, пытаясь отбить только что освобожденные болгарские земли.

Минуло девять месяцев, окончательно была разгромлена гитлеровская Германия, и на Родину стали возвращаться части Болгарской Народной Армии, воевавшие вместе с Красной Армией до часа великой Победы. Все тракторы, транспортные автомобили и мотоциклы, использовавшиеся в армии, были переданы в народное хозяйство и стали основой для последующего развития грузового и пассажирского транспорта.

Это было трудное время. Не хватало топлива, хлеба, предметов первой необходимости. Транспортные связи оказались полностью разрушенными. Несколько сотен старых автобусов, какие по нынешним меркам нельзя бы выпускать из гаража, курсировали между отдельными городами, да и то раз или два в неделю. А чтобы сосчитать число личных автомобилей в области, хватало пальцев одной руки. У большинства трудящихся мир ограничивался деревней или городом, где они жили и работали.

Для успешного развития промышленности и транспорта нужны были автомобили и тракторы; чтобы управлять ими — шоферы и механизаторы. Помня наказ Георгия Димитрова о том, что болгарский народ за одно-два десятилетия должен достичь того, чего другие достигли за сто лет, трудящиеся Болгарии с огромным энтузиазмом взялись за социалистическое строительство.

Тысячи молодых людей добровольным трудом проложили дорогу через высокогорный перевал Хаинбоаз, которая связала север страны с ее югом, соорудили водохранилища, электростанции, возвели новые заводы. За первое послевоенное десятилетие была завершена коллективизация сельского хозяйства, восстановлена и обновлена промышленность. По росту национального дохода мы обогнали соседние Грецию и Турцию.

В 1951 году в Болгарии была создана Организация содействия обороне, в основу строительства которой лег опыт советского оборонного Общества.

За несколько лет в системе ОСО были обучены тысячи шоферов, трактористов, мотоциклистов, летчиков, моряков, радистов и других специалистов, так нужных народному хозяйству и армии. В короткий срок ОСО стала признанным центром не только обучения, но и патриотического воспитания. Многие наши клубы военно-технической подготовки названы именами болгарских национальных героев, другие носят имена Гастелло, Матросова, Маресьева — имена людей, которых также хорошо знают в Болгарии и которыми гордятся. Болгаро-советская дружба и братская взаимопомощь являются основой в деле сотрудничества по линии оборонных обществ. Больше того, это — основа нашей жизни, фундамент веры в торжество социализма и сохранение мира на земле.

Успехи первого десятилетия заложили базу для развития в последующие годы индустриализации, механизации сельского хозяйства и создания собственного транспортного машиностроения.

Тридцать лет назад на мировом рынке впервые появились электро- и мотокары, вышедшие из объединения «Балканкар». Сегодня эта фирма широко известна не только в странах СЭВ, но и во всем мире как крупнейший экспортер подъемно-транспортного оборудования для механизации ручного труда портовых и складских рабочих. Непрерывное совершенствование и роботизация производства позволили «Балканкару» в короткий срок достичь мирового уровня.

Как и всякой стране, Болгарии хотелось бы иметь собственное автомобильное производство. У нас даже были созданы оригинальные модели автомобилей, и они прошли необходимый комплекс испытаний. Но… это осталось лишь, приятным воспоминанием. Беспристрастный технико-экономический анализ показал, что для наших масштабов такое производство нерентабельно и бесперспективно. Поэтому мы взяли иной курс — на производство в рамках СЭВ отдельных узлов, агрегатов, запасных частей и принадлежностей к автомобилям. Взамен из других стран мы получаем автомобили, в частности прекрасно зарекомендовавшие себя «лады».

Интересен пример кооперирования и социалистической интеграции с чехословацкими производителями грузовых автомобилей ЛИАЗ. Мы делаем для них ведущие мосты и некоторые другие комплектующие изделия, а взамен получаем шасси, двигатели и производим сборку. Так появились популярные сегодня грузовики «ЛИАЗ-Мадара» в г. Шумане. Тот же комбинат «Мадара» собирает и советские грузовые автомобили ГАЗ, на которые устанавливает дизельные двигатели и агрегаты болгарского производства, «Балкан» в г. Ловече собирает «москвичи» — двести тысяч этих машин продано в стране. Комбинат «Чавдар» в Ботевграде выпускает несколько видов автобусов для городского и междугородного сообщения. Освоены в производстве и выходят небольшими партиями микроавтобусы, легкие и специализированные грузовики. Завод дизельных двигателей в г. Варне снабжает моторами комбинат мотокаров. Постоянно расширяется выпуск автомобильных аккумуляторов, шин, стартеров, реле и других комплектующих изделий, предназначенных главным образом для советского автомобильного завода в Тольятти.

На состоявшейся недавно Национальной партийной конференции была утверждена долгосрочная программа повышения качества производимых машин и других изделий на основе внедрения самых современных научно-технических достижений, в частности гибкой технологии. Это целиком относится и к транспортному машиностроению, как одной из ведущих отраслей болгарской экономики. Перестройка пойдет в направлении повышения технико-эксплуатационных свойств, надежности, долговечности, увеличения сроков гарантии. Уже в нынешнем году мы ожидаем, что программа даст свои результаты.

Ускоренное социально-экономическое и культурное развитие Болгарии привело к тому, что в короткое время была создана крупная материально-техническая база и значительно вырос уровень благосостояния трудящихся. Население страны сейчас покупает гораздо больше товаров длительного пользования, чем прежде. В течение третьего и четвертого десятилетий социалистического развития резко увеличилось приобретение автомобилей и мотоциклов. Только за период 1971—1983 гг. количество личных автомобилей возросло больше чем в четыре раза. Автомобиль стал социальной, бытовой необходимостью.

Это существенно повысило мобильность населения. Ежегодно свыше 40 тысяч наших автотуристов посещают европейские страны.

И около двух миллионов иностранных автотуристов приезжают к нам или пересекают Болгарию по пути в другие страны.

Но автомобилизация, так радующая и удовлетворяющая нас, создает и свои трудности — процесс естественный для всех развитых стран. Недостаточное развитие дорожной сети и автосервиса, автостоянок и гаражей, нехватка запасных частей — не самые сложные вопросы в этом комплексе. Нас больше беспокоят проблемы организации движения и контроля за ним. Особенно сложна дорожная ситуация летом, когда резко увеличиваются транспортные потоки.

Во всей остроте встают перед нами и вопросы охраны окружающей среды — неизменная плата за широкую моторизацию. Болгарская коммунистическая партия и народная власть предпринимают необходимые меры для их решения. Успешно претворяется в жизнь государственная программа уменьшения вредного влияния автотранспорта на природу. К выполнению этой программы привлечены не только специалисты, работники науки и техники, но и вся общественность. Положительные сдвиги уже есть — но еще очень многое предстоит сделать, основываясь на достижениях технического прогресса, внедрении безотходных технологий и улучшении работы двигателей машин.

Для совершенствования организации и повышения дисциплины дорожного движения в прошлом году Народное собрание утвердило существенные изменения и дополнения к Закону об автомобильном движении по дорогам страны. Использование новых юридических норм призвано повысить и дисциплину водителей и ответственность руководителей автотранспортных предприятий.

Строже стали уголовные, административные и экономические санкции против нарушителей правил движения, особенно против употребивших алкоголь водителей и пешеходов. Эти меры дали положительные результаты. В прошлом году заметно уменьшилось количество дорожно-транспортных происшествий и число пострадавших в них. Много средств выделяется для улучшения дорожных условий. Сейчас сооружается большое автомагистральное кольцо София — Варна — Бургас — Пловдив — София. Построенные отрезки этого кольца София — Пловдив и. София — Витиня предоставляют водителям комфортабельные и безопасные условия движения.

Обслуживание автомобилей, их ремонт, как я уже сказал, подчас вызывают затруднения: на стационарных пунктах автосервиса или в автомобилях дорожной помощи не всегда оказываются необходимые детали, их недостаточно поставляет промышленность.

Решая эту проблему, государство подключает к производству запчастей предприятия неавтомобильного профиля.

Обучение и повышение квалификации водителей — тоже один из серьезных вопросов. Его решают совместно автотранспортные предприятия, автомотоклубы и курсы Организации содействия обороне. Кроме того, для автолюбителей существуют еще курсы Союза болгарских автомобилистов. Общими усилиями они готовят в год десятки тысяч водителей — любителей и профессионалов.

Повышение квалификации осуществляется по-разному. ОСО ежегодно проводит обязательные занятия с несколькими тысячами шоферов в течение трех дней с отрывом от производства. Союз болгарских автомобилистов имеет свою 8-часовую программу для любителей и осуществляет ее с 1 декабря по 1 апреля ежегодно. Однако для повышения знаний водителей и укрепления их навыков предстоит сделать еще очень многое.

Сорокалетие социалистической революции в Болгарии — высочайшая вершина в 13-вековой истории болгарского государства.

Достигнутое радует нас, но и обязывает работать с еще большей энергией для укрепления экономической и оборонной мощи нашей Родины в братском союзе со странами социализма.

Стоян ПЕТРОВ, главный редактор журнала «Авто мото свят»

Журнал «За рулем» 09 • Сентябрь 1984 Цена 1 руб.

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Please follow and like us:
Pin Share
РубрикиnewsМетки

Добавить комментарий