ЗЕЛЕНАЯ ВОЛНА
О причинах и последствиях ДТП по типам транспортных средств
Автомобили, как и люди, одни чаще попадают в аварии, другие реже, и водителям есть здесь над чем призадуматься. Но вначале небольшое вступление.
За последнее десятилетие в большинстве европейских стран, да и не только в них, аварийность на дорогах снизилась по всем показателям, в том числе и в абсолютных цифрах. А нам, увы, похвастаться пока нечем. Стоит поэтому еще пристальнее изучить международный опыт. Так вот, хотя и за рубежом, по оценкам специалистов разных стран, 70—80% происшествий — результат ошибок самих водителей, основной упор в мероприятиях, служащих повышению безопасности движения, делается все-таки на улучшение качества дорог, а также конструкций и технического состояния транспортных средств. Выбор этот основывается на анализе не только абсолютных, но и разных относительных и удельных показателей. В частности, числа погибших из каждых 100 пострадавших при ДТП.
Как обстоят дела в этом смысле у нас?
В определенной мере ответ на такой вопрос дало исследование ВНИЦБД МВД СССР, в ходе которого были не только проанализированы показатели аварийности, но и получены данные о влиянии конструктивной безопасности отечественной автомототехники и отдельных ее агрегатов и систем на частоту возникновения ДТП и тяжесть их последствий. С некоторыми его выводами мы и познакомим читателей журнала.
Сейчас в автомотопарке страны больше всего мотоциклов — 41%, легковые автомобили составляют 39%, грузовые — 16,4%, а автобусы — всего 2,1%. Но эта пирамида оказывается перевернутой, если взять количество происшествий на 10 тысяч машин в каждом типе транспортных средств. На автобусы их приходится 273, грузовые автомобили — 116, легковые — 88, а мотоциклы — 63.
Таким образом, наименее надежными из этого сопоставления предстают автобусы, у них сегодня наибольшая вероятность быть вовлеченными в ДТП. Наверное, для многих это явится неожиданностью, ведь мы привыкли считать, что здесь трудится самая квалифицированная и опытная часть водителей. Что ж, опровергать это мнение нет причин: статистика свидетельствует, что по вине самих водителей автобусов случается только одна треть всех происшествий, в остальных «постарались» другие участники движения. Что из этого следует? А то, что хорошего взаимопонимания между водителями у нас по-прежнему нет. Видимо, многие еще не осознают, сколько дополнительных обязанностей у «автобусников», сколь сложны их условия работы, насколько труднее им контролировать ситуацию. По-прежнему процветает силовой стиль, неуступчивость. Отсюда и многие беды.
Заметно влияя на структуру парка и состояние аварийности, мотоциклисты значительно реже участвуют в ДТП, хотя те, что с ними случаются, в подавляющем большинстве происходят по их собственной вине.
Если продолжать дальше конкретизировать понятие «ненадежность» тех или других типов транспортных средств, стоит посмотреть, каков характер ДТП, случающихся с ними.
Возьмем основные — столкновения, опрокидывания, наезды на пешеходов.
В столкновениях чаще других участвуют грузовые автомобили, у них этот показатель составляет 52,1%. Первенство здесь держат КамАЗы, особенно седельные автопоезда, и главным образом при обгонах. Вообще, надо отметить, у водителей седельных автопоездов всех марок самый высокий процент аварий, связанных с обгонами. Это говорит, на наш взгляд, о том, что они недостаточно учитывают динамические возможности автопоездов и их габариты, а потому часто ошибаются в определении безопасной дистанции при обгоне. У водителей бортовых автомобилей ГАЗ и ЗИЛ столкновения бывают в основном из-за несоблюдения очередности при проезде перекрестков.
Опрокидываний, естественно, больше всего у мотоциклистов — каждое третье ДТП, затем идут водители легковых автомобилей — каждое десятое. Здесь хотелось бы предостеречь особо тех, кто управляет «москвичами». Их машины оказались менее устойчивы, чем модели ВАЗа, и опрокидываются в полтора раза чаще.
Наезды на пешеходов преобладают у водителей автобусов — около 40% происшествий. Большая часть из них происходит в зонах автобусных остановок и на небольших скоростях. Информация к размышлению, как говорится. Не результат ли это какой-то расслабленности водителей перед остановкой, невнимательности из-за недооценки опасности, представления, что на таких малых, скоростях ничего страшного уже не случится? Очень может быть.
Теперь о другой стороне дела. Происшествие происшествию рознь, все зависит от тяжести их последствий. Во всем мире, как уже было сказано, ее принято оценивать по числу погибших из каждых 100 пострадавших при ДТП. За точку отсчета возьмем среднее по стране — 15. Так вот, при дорожных происшествиях с седельными тягачами это число составило 23,2, с самосвалами — 21,4; с другими грузовыми автомобилями — 20,2; с легковыми — 11,8; автобусами — 13,4 и мотоциклами — 10,9.
Самые тяжелые последствия дают, конечно, опрокидывания машин, особенно грузовых. К примеру, седельные автопоезда МАЗ — 32 погибших, а ЗИЛ еще больше — 38. Среди легковых автомобилей самые опасные в этом смысле «нивы», а наиболее безопасные машины горьковского автозавода.
Столкновения автомобилей заканчиваются не столь трагически. Но нельзя не сказать, что в ДТП с грузовыми автомобилями тяжесть последствий значительно выше, чем с легковыми и автобусами. А это еще раз свидетельствует о низких защитных свойствах кабин наших грузовиков, о недостаточной пассивной безопасности их конструкций.
Ну и, наконец, о том, что в обиходе водители более всего имеют в виду, когда речь идет о надежности техники, — стабильности технического состояния машин и влиянии разного рода неисправностей на частоту ДТП.
Больше всего по этой причине их на мототранспорте — 41%. В группе автомобилей — в два, автобусов — в одиннадцать раз меньше. Последнее понятно: здесь технический контроль самый тщательный, пассажирским перевозкам особое внимание.
Буквально каждое второе ДТП с грузовыми автомобилями горьковского, уральского и кременчугского автозаводов случается из-за неисправностей тормозных систем. Это весьма тревожный факт. С МАЗами, например, по этой причине только 25% ДТП. Среди легковых автомобилей самые надежные ВАЗы — 30% ДТП из-за отказа тормозов, хуже всех положение с «волгами» — 46%.
Дефицит «резины», видимо, сказался на аварийности. С дефектами шин и колес у автомобилей ВАЗ связано 43% происшествий по техническим неисправностям, у АЗЛК — 45%. Для сравнения: у автомобилей ГАЗ примерно 2%, КамАЗ — 12%.
И последнее. ВНИЦБД продолжает изучать влияние конструкции и технического состояния автомототранспортных средств на возникновение ДТП и тяжесть их последствий. Поэтому мы обращаемся с просьбой ко всем водителям: если вы считаете, что авария с вами случилась из-за конструктивных недостатков или отказа техники, присылайте нам письма с подробным описанием возникших неисправностей, а также вида ДТП, его схемы и места. Наш адрес: 109240, Москва, ул. Володарского, 2, ВНИЦБД.
Т. ЛИТВИНОВА, старший научный сотрудник, ВНИЦБД МВД СССР, кандидат технических наук
Э. АНИ, младший научный сотрудник
Журнал «За рулем» 3, март 1990 Цена 1 руб.