К эксплуатации пригоден

ЗЕЛЕНАЯ ВОЛНА

Комментируем новую редакцию 27-го раздела Правил дорожного движения

В прошлом номере журнала опубликован полный текст 27-го раздела, вступившего в действие 1 сентября. Он приведен в соответствие с положениями ГОСТа 25478—82, который впервые в нашей стране на уровне государственного стандарта, определил требования безопасности к техническому состоянию автомобилей, автобусов и автопоездов, а также методы его проверки. Об основных положениях этого ГОСТа мы рассказывали в интервью «Техосмотр по-новому» («За рулем», 1984, № 2), так что положения новой редакции должны быть хорошо понятны читателям. Однако некоторые ее пункты содержат формулировки, которые требуют, на наш взгляд, комментария. Редакция обратилась к начальнику отдела технического надзора Главного управления ГАИ МВД СССР полковнику милиции В. А. МЕЛКОМУ и попросила его ответить на вопросы, возникающие при знакомстве с новым документом.

Вадим Александрович, начнем с пункта 27.1. В нем говорится: «Техническое состояние и оборудование участвующих в дорожном движении транспортных средств должно отвечать требованиям соответствующих стандартов, Правил технической эксплуатации, инструкций заводов-изготовителей и другой нормативно-технической документации». Этим положением открывается раздел, и оно, видимо, является определяющим для подхода и контролю за техническим состоянием транспортных средств. Надо ли понимать его так, что любые переделки или даже усовершенствования узлов автомобиля или мотоцикла, произведенные его владельцем, будут рассматриваться как нарушение Правил?

Современные транспортные средства создаются усилиями высококвалифицированных конструкторских и производственных коллективов. Все их детали и узлы тщательно прорабатываются и доводятся с учетом обеспечения того комплекса эксплуатационных качеств, которые определены для данной модели. Поэтому самодеятельное «модернизирование» узлов и конструкций, если это может привести к изменениям их технических параметров и эксплуатационных характеристик, которые указаны в документах, перечисленных в пункте 27.1. или внешнего вида самого транспортного средства, рассматриваются нами как противоречащие Правилам со всеми вытекающими отсюда последствиями. Особо хочу подчеркнуть, что категорически запрещается что-либо переделывать в тормозной системе.

В пункте 27.3.11 оговаривается, что количество, тип и расположение фар должны соответствовать предусмотренному конструкцией данного транспортного средства. Имеются ли здесь в виду и противотуманные фары, которыми, как известно, пока что комплектуются только автомобили горьковского автозавода, а самостоятельно устанавливают которые многие автолюбители?

Порядок оборудования транспортных средств противотуманными фарами определяется 21-м разделом Правил «Пользование осветительными приборами», и положения 27-го раздела, о котором у нас сегодня идет речь, к ним не относятся.

Пункт 27.3.11 запрещает произвольно изменять на транспортном средстве количество, тип и расположение фар головного освещения. Что касается количества и размещения, то здесь, по-моему, все просто, а вот по поводу типа фар поясню.

В отечественном автомобилестроении применяются два типа фар: с «американской» системой светораспределения и с «европейской». Не вдаваясь здесь в их особенности, скажу только, что первая применяется на грузовых автомобилях некоторых марок, вторая — на всех легковых машинах. Так вот, самостоятельно переоборудовать головное освещение на транспортном средстве с одного типа на другой нельзя.

Кстати, еще один вопрос по светотехнике. Что понимать под недопустимым загрязнением фар, габаритных огней, сигналов торможения, указателей поворота, о чем говорится в пункте 27.3.137

Фары головного освещения — это, образно говоря, глаза водителя. Кроме того, они так же, как и все остальные приборы световой сигнализации, главное средство общения человека за рулем с партнерами по транспортному потоку. О важности сигналов маневрирования в условиях современного напряженного движения, думаю, говорить не приходится. Поэтому требование Правил содержать в чистоте все световые приборы носит не количественный, а качественный характер. Имеется в виду, что водитель транспортного средства, независимо от погодных условий и времени суток, обязан поддерживать их внешнюю поверхность в таком состоянии, которое позволяет другим участникам движения уверенно определять режим их работы, а фары головного света должны обеспечивать в темное время видимость, необходимую для безопасного движения.

Теперь несколько вопросов по шинам. Какая часть протектора должна иметь износ больше, чем установлено в пункте 27.3.22, чтобы это говорило о необходимости замены покрышки?

Автомобильные шины при правильной эксплуатации изнашиваются практически равномерно по всей окружности. При нарушении углов схождения колес то же самое, только больше страдают ее края, ну и в случае дисбаланса колес, сопровождающегося их биением, на покрышке образуются «пятна». Следовательно, ее надо менять, как только глубина какой-то части протектора становится меньше, чем это предусмотрено пунктом 27.3.22.

В Правилах теперь записано, что диагональные шины нельзя устанавливать на одну ось с радиальными. Это вполне понятно, но почему нельзя использовать в подобных ситуациях шины с разным рисунком протектора?

На наших транспортных средствах в основном используются покрышки с пятью типами рисунка протектора. Наиболее распространенный из них — дорожный. Шины с таким рисунком предназначены для дорог с усовершенствованными покрытиями.

Протектор с универсальным рисунком лучше всего работает на усовершенствованных но облегченных покрытиях, шины с рисунком повышенной проходимости хороши в условиях бездорожья на мягких грунтах, так же как и с направленным рисунком. Осталось упомянуть зимний рисунок протектора, который рассчитан на езду по заснеженным и обледенелым дорогам. Так вот, на одной оси транспортного средства могут быть установлены шины только с одинаковым типом рисунка протектора, о чем и говорится в пункте 27.3.26.

Здесь же хочу напомнить о том, что на передней оси легковых автомобилей и автобусов нельзя устанавливать покрышки, восстановленные по второму классу ремонта.

Наш журнал неоднократно писал о недопустимости различных затемняющих пленок, тоновых и, особенно, зеркальных стекол полукустарного производства. Сейчас это требование введено в Правила. Однако не секрет, что у «непрозрачных» стекол есть немало сторонников, особенно в южных республиках. Прокомментируйте, пожалуйста, как понимать запрещение устанавливать дополнительное оборудование, «ухудшающее прозрачность стекол», которое содержится теперь в пункте 27.3.35 Правил.  

Прозрачность заднего стекла — качество, непосредственно влияющее на безопасность, и не только водителя данного транспортного средства, но и его соседей по потоку. Это доказано многочисленными и обстоятельными исследованиями и подтверждается ежедневной практикой. Сторонники затемненного личного салона в качестве одного из доводов обычно приводят соображение о том, что каждому водителю все равно какое-то время всегда приходится двигаться за грузовиками или автобусами, то есть в условиях ограниченного обзора. Отсюда обычно следует вывод, что ничего не случится, если на некоторых легковых автомобилях заднее стекло будет закрыто. Под «некоторыми» они обычно понимают свои машины, а я им в этом случае предлагаю представить, что произойдет, если все транспортные средства станут «непрозрачными». Такая перспектива, как правило, озадачивает. И это естественно. Обзорность через заднее стекло особенно важна при движении в плотном потоке на достаточно высоких скоростях, когда автомобили «распределяются по разным полосам в зависимости от своих динамических возможностей. И если в ряду легковых автомобилей будет много машин с темными стеклами, то это резко обострит езду и просто повлечет за собой изменение самой тактики управления машиной. Это понятно каждому мало-мальски опытному водителю. Так зачем же нам без нужды усложнять нашу и без того непростую автомобильную жизнь. Для тех же случаев, когда надо оградить салон от обилия солнечного тепла. Правилами допускается, конечно, при условии установки справа дополнительного наружного зеркала заднего вида, использование на заднем стекле шторок или жалюзи, которые могут быть раздвинуты, если необходимость в них отпадает.

В Правила введено положение, запрещающее устанавливать на легковых автомобилях детали, изменяющие внешний вид данной модели. Распространяется ли это положение на машины одного завода, например на «жигули»?

Да, пункт 27.3.45 предусматривает, что даже на автомобилях одного семейства нельзя устанавливать детали, изменяющие внешний вид данной модели. Так, на ВАЗ—21013 не могут стоять бампер или решетка радиатора от ВАЗ—2103, а на ВАЗ—2103, например, задние фонари от ВАЗ—2106. Думаю, что общий принцип здесь ясен.

А что следует понимать под значительными внешними повреждениями деталей кузова или его окраски, о чем говорится а пункте 27.3.46?

В первую очередь при этом имеются в виду транспортные средства, получившие повреждения в результате аварии. Например, с разрывами поверхности деталей кузова или их значительной деформацией. Постоянная эксплуатация таких автомобилей, естественно, не разрешается. Что касается дефектов окраски, то количественного критерия здесь нет. Какие-то нарушения лакокрасочного покрытия или деталей кузова, аккуратно обработанные, допустимы. Однако, если они обширны, явно бросаются в глаза и автомобиль, очевидно, выделяется своим неопрятным видом в общем потоке, это рассматривается как нарушение Правил.

Мы знаем, что автолюбители еще испытывают значительные сложности с кузовным ремонтом. Нередко им приходится довольно долго ожидать возможности, чтобы привести машину в порядок. Поэтому, стараясь не создавать лишних неудобств. Главное управление ГАИ ориентирует своих работников на то, чтобы при решении вопроса о мерах воздействия в таких случаях они учитывали это обстоятельство и проявляли осторожность.

И последний вопрос. При сопоставлении пунктов 27.4 и 27.5 напрашивается вывод, что только при неработоспособных тормозной системе или рулевом механизме, а также в определенных случаях при неработающих световых приборах или стеклоочистителях дальнейшее движение запрещается, то есть транспортное средство практически должно сниматься с эксплуатации до устранения этих неисправностей. Во всех остальных случаях, перечисленных в 27-м разделе, водитель обязан принять меры к устранению неисправностей, а если «…это невозможно, следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности». Так вот, какие меры воздействия к водителю за управление таким транспортным средством могут применяться?

Действующим Указом «Об административной ответственности за нарушение правил дорожного движения» предусмотрено, что за эксплуатацию неисправного транспортного средства водитель подвергается штрафу (см. «За рулем», 1983, № 8) от 3 до 10 рублей.

Он оформляется протоколом и уплачивается в сберегательную кассу.

При выявлении дефектов, о которых говорится в пункте 27.5 Правил, меры могут быть те же, и к тому же самостоятельное дальнейшее движение транспортного средства, как это совершенно ясно, не разрешается. Более того, в соответствии с «Наставлением по техническому надзору Государственной автомобильной инспекции», в этих случаях, так же как и при неработающем стояночном тормозе или звуковом сигнале, ненадежном закреплении колес, отсутствии зеркал заднего вида, отказе сигналов торможения и указателей поворота, повышенной токсичности или дымности выхлопных газов, при чрезмерном износе хотя бы одной из шин во время движения по скользкой дороге, с него может быть снят номерной знак. Таким образом, снимаются с эксплуатации транспортные средства с дефектами, явно угрожающими безопасности движения. И такие действия нельзя рассматривать как административное взыскание, которое может быть наложено независимо от этого в соответствии с Указом.

Завершая нашу беседу, хочу подчеркнуть, что контроль за техническим состоянием транспортных средств не ограничивается годовым техническим осмотром. Он должен вестись постоянно на транспортных предприятиях, в кооперативных гаражах или на автостоянках. Машины с очевидными неисправностями будут выявляться нашими работниками и прямо на линии. Однако массовые проверки, какие-либо надуманные «испытания» люфта рулевого колеса или тормоза на юз на дорогах проводиться не должны, и если такие факты имеют место, то о них надо сообщать местному руководству Госавтоинспекции.

Вопросы задавал В. ПАНЯРСКИЙ

Журнал «За рулем» 09 • Сентябрь 1984 Цена 1 руб.

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Please follow and like us:
Pin Share
РубрикиnewsМетки

Добавить комментарий