ГДР. Вот уже больше года четыре раза в день выходит в эфир передача для автомобилистов. В ней — информация о транспортной обстановке, погоде в разных районах республики, о состоянии дорог.
ПОЛЬША. В новых правилах движения отражен ряд новых положений, направленных против нетрезвых водителей. Под состоянием опьянения понимается содержание алкоголя в крови выше 0,5 промилле. Если водитель управлял транспортным средством в нетрезвом состоянии, его могут наказать штрафом до 20 тысяч злотых, лишить водительского удостоверения до двух лет или подвергнуть аресту на срок до трех месяцев.
АВСТРИЯ. С нынешнего года здесь обязательно использование ремней безопасности и на задних сиденьях автомобилей. Новые автомобили должны также иметь подголовники у передних сидений.
АВСТРИЯ. За десять лет на дорогах страны погибло почти 1200 детей. В этой связи специалисты еще раз обращают внимание водителей на то, что у детей поле зрения составляет всего треть того, что есть у взрослых, к тому же у детей иное представление о пространстве и времени, а потому они часто неправильно оценивают скорость автомобилей.
АВСТРИЯ. По действующему здесь законодательству, владелец скота, оставивший животных без присмотра, несет ответственность, если из-за этого случится дорожно-транспортное происшествие.
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ. Дорожная полиция строго наказывает водителей и пассажиров, которые не пользуются ремнями безопасности. Нарушителям приходится платить штраф 50 фунтов стерлингов.
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ. Предложена конструкция ручного тормоза для экстренной остановки автомобиля. Она включает резервуар со сжатым воздухом, который через трубопровод действует на педаль. При включении устройства одновременно загораются стоп-сигналы и прекращает работу двигатель.
ИТАЛИЯ. Муниципалитет Флоренции в порядке эксперимента ввел в действие новый для Италии вид горизонтальной разметки. Перед школами, на некотором расстоянии от пешеходных переходов, используемых детьми, на покрытие дорог наносят изображение сердца из красного термопластика. Эти рисунки расположены с интервалами в 2—3 м и хорошо заметны даже рассеянным водителям.
КАНАДА. Разработан законопроект о более суровом наказании водителей, совершивших ДТП в нетрезвом состоянии. Самое большое наказание — до 14 лет тюремного заключения — ожидает виновника ДТП со смертельным исходом. Минимальное — крупный штраф, лишение водительского удостоверения до трех месяцев и конфискация автомобиля до одного года.
США. Даны рекомендации по снижению опасности аквапланирования автомобилей на мокрых дорожных покрытиях: поперечный уклон проезжей части должен быть не менее 2,5%. а глубина текстуры покрытия — не менее 1,5 мм.
США. Национальная администрация по безопасности движения на автомобильных дорогах потребовала устанавливать на всех легковых автомобилях начиная с 1986 года третий сигнал торможения. Этот стоп-сигнал будет размещаться у нижней части заднего стекла. Исследованиями установлено, что такой сигнал, находясь в поле зрения водителя, следующего позади, может вдвое уменьшить вероятность наезда на этот автомобиль.
ФИНЛЯНДИЯ. В последние годы поголовье лосей увеличилось в стране настолько, что они стали часто появляться на автомобильных дорогах. Это нередко приводит к ДТП. Полиция регистрирует в среднем четыре наезда на животных ежедневно.
ФРАНЦИЯ. В этом году вступили в силу новые правила получения водительского удостоверения мотоциклистами. Они предусматривают введение единого удостоверения на право управления мотоциклами с двигателем любого рабочего объема (во Франции мотоциклом считается двухколесное транспортное средство с двигателем свыше 125 см3), которое выдается лицам, достигшим 18 лет. Ранее существовали два удостоверения, соответствующие классам до 400 см3 и более 400 см3. Подростки в 16 лет держат экзамен на получение удостоверения для вождения двухколесных транспортных средств с двигателем до 80 см3 и максимальной конструктивной скоростью до 75 км/ч.
ФРГ. В последние годы ночью в городах выключают светофоры на несколько часов. По расчетам, это обеспечивает более равномерное движение транспорта и позволяет сэкономить 20—30 тысяч тонн топлива в год.
ФРГ. Ориентировочно подсчитали, что перепробеги автомобилей из-за плохой ориентации водителей в крупных городах вызывают непроизводительные затраты около 600 миллионов марок в год. Полагают, что уличные указатели с высотой букв не менее 128 мм должны устанавливаться на углах перекрестков и быть ясно видимыми с расстояния не менее 50 метров.
ФРГ. С целью предотвращения наездов на снижающие скорость автомобили предлагают устанавливать дополнительные стоп-сигналы, загорающиеся в тот момент, когда водитель нажимает на педаль тормоза или резко «сбрасывает газ».
ФРГ. В числе мер по повышению безопасности мотоциклистов предлагается перейти на выдачу «ступенчатых удостоверений» на право управления мотоциклом. Сначала на машины с двигателем рабочим объемом до 250 см3, затем 250—600 и только после достаточно продолжительной практики езды — свыше 600 см3.
ШВЕЙЦАРИЯ. С нынешнего года в населенных пунктах максимальная скорость ограничена до 50 км/ч. В районах городов с редкой застройкой сохраняется прежний, скоростной лимит — 60 км/ч. Тот же лимит остается в силе и на городских дорогах с ярко выраженным приоритетом автомобильного движения.
ШВЕЦИЯ. Специалисты считают, что у мужчин, несмотря на большую практику вождения, вероятность совершить ДТП на 25% выше, чем у женщин. Во многом это результат переоценки мужчинами своих возможностей.
ЯПОНИЯ. В настоящее время автомобильный парк страны достиг 37 миллионов, а протяженность скоростных магистралей превысила 3000 километров.
Журнал «За рулем» 12 • Декабрь 1984 Цена 1 руб.