После выступления журнала
В октябрьском номере «За рулем» 1983 года была опубликована статья под таким, названием, в которой, в частности, говорилось о трудностях, нередко возникающих при оформлении в органах Госавтоинспекции аварий с участием застрахованных индивидуальных транспортных средств, что, в свою очередь, усложняет получение страхового возмещения. Проблемы страхования, как показывает редакционная почта, волнуют многих читателей. О том, как они решаются Госстрахом СССР, в июньском номере рассказал начальник главного управления доктор экономических наук Л. Мотылев. Сегодня мы публикуем ответ на выступление журнала, полученный от заместителя начальника ГУГАИ МВД СССР генерал-майора милиции Р. ДИАНКИНА.
Главное управление Госавтоинспекции МВД СССР рассмотрело вопросы, поднимаемые в статье «Между Госстрахом, автосервисом и ГАИ». Еще в 1982 году редакция была проинформирована о работе, которая проводилась нами с целью найти способы упростить оформление аварий с незначительными последствиями. Тогда же были затронуты актуальные вопросы, которые еще нередко возникают в отношениях с автолюбителями, оказавшимися участниками дорожно-транспортных происшествий. В результате проведенной работы МВД СССР утверждены изменения и дополнения в Правилах дорожного движения, вводимые с 1 сентября этого года,
В частности, в пункт 2.6 Правил, определяющий обязанности водителей, попавших в аварию, вводится следующее дополнение: «если происшествие явилось следствием нарушения Правил дорожного движения, но не причинило вреда здоровью людей или существенного материального ущерба, при взаимном согласии в оценке обстоятельств случившегося и отсутствии неисправностей транспортных средств, с которыми дальнейшее движение запрещено настоящими Правилами, прибыть на ближайший пост ГАИ или в подразделение Госавтоинспекции (милиции) для оформления его в установленном порядке».
Все это позволит во многих случаях исключить необоснованные длительные простои аварийных транспортных средств на месте случившегося, а также связанные с этим задержки транспорта. Такой порядок, безусловно, будет удобен самим пострадавшим, а кроме того, значительно сократится время на оформление происшествий, что даст возможность инспекторскому составу сосредоточить дополнительные усилия на выполнении главной задачи — контроле за порядком на дороге и организацией движения.
В статье «Между Госстрахом, автосервисом и ГАИ» высказывалось предположение, что существуют «…какие-то причины, подталкивающие не слишком добросовестных инспекторов ГАИ оказывать давление на страхователей с тем, чтобы они отказались от оформления происшествия». Таких причин нет и быть не может. В то же время случаи такие бывают, о чем и сообщают в редакцию читатели. Однако они целиком на совести отдельных сотрудников, которые превратно понимают свой долг. Главное управление и руководство Госавтоинспекции на местах выявляют такие случаи, как и другие, связанные с нарушением социалистической законности, и принимают необходимые меры для пресечения подобной практики, исключающие их повторение.
Нами постоянно анализируется опыт применения Указа Президиума Верховного Совета СССР «Об административной ответственности за нарушение правил дорожного движения». Надо признать, что квалификация в отношении соблюдения правил движения действий водителя, совершившего незначительное дорожно-транспортное происшествие, например, при въезде в гараж, на стоянку, на эстакаду для ремонта или в других аналогичных ситуациях, вызывает у наших работников на местах серьезные трудности. Этим определяется и неоправданное в некоторых случаях привлечение к административной ответственности, о чем говорилось в статье «Между Госстрахом, автосервисом и ГАИ». Позиция Главного управления ГАИ в этом вопросе совершенно четко определена: к административной ответственности водитель может привлекаться только в том случае, когда совершенно очевидно, что случившееся явилось следствием нарушения конкретных пунктов Правил дорожного движения, которые должны быть указаны в протоколе.
Эта позиция была изложена нами в интервью «Ради порядка и дисциплины» («За рулем», 1984, № 3). Кроме того, ГУГАИ МВД СССР направило на места соответствующее разъяснение, которое доведено до всего личного состава. В нем, в частности, указывается, что при повреждениях транспортных средств, полученных при заезде в гараж или выезде из него, а также с эстакады для ремонта и а других подобных ситуациях, если при этом нет нарушения конкретных, пунктов Правил, их водители к административной ответственности не привлекаются. Если повреждение получило застрахованное транспортное средство, то справка в Госстрах выдается на основании заявления его владельца и акта технического осмотра транспортного средства, который составляется работником Госавтоинспекции.
Главным управлением ГАИ МВД СССР и в дальнейшем будут изыскиваться пути улучшения работы службы, взаимоотношений ее, сотрудников с водителями, оказавшимися участниками дорожно-транспортного происшествия.
Журнал «За рулем» 08 • август 1984 Цена 1 руб.