Рано или поздно вопрос этот должен был возникнуть. С одной стороны, статистика, подсчитывающая число спортсменов, стартующих в официальных соревнованиях, утверждает, что в нашей стране построено и функционирует чуть больше ста специально-кроссовых автомобилей багги. С другой, если учитывать поток заявок, поступающих в ЦК ДОСААФ СССР практически из всех союзных республик, краев и областей с просьбой выслать агрегаты и детали «запорожцев», «москвичей», «волг» для того, чтобы строить багги, количество этих машин должно исчисляться уже многими сотнями. В чем дело? Заявки по мере возможности удовлетворяются, а следы посланных агрегатов теряются. Чтобы выяснить судьбу загадочно пропавших автомобильных узлов, мы без всякой предвзятости выбрали две области — Кемеровскую и Свердловскую.
За последние семь лет кемеровский обком ДОСААФ получил по своим заявкам 45 комплектов агрегатов «запорожцев», «москвичей» и «волг». Заметьте при этом: назначение их одно — багги. В области же всего шесть—восемь таких машин. Количество мизерное, поэтому соревнования не проводятся. Справедливости ради отметим, что сейчас в обкоме ДОСААФ новый председатель, так что вина за пропажи целиком лежит на прежнем руководстве. Раздавало оно комплекты с поразительной легкостью. Скажем, понадобилось беловской морской школе установить двигатель от ГАЗ—24 на УАЗ—469 — отказа нет. Потребовалось Прокопьевской автошколе заменить двигатель на «Москвиче» — пожалуйста, какие могут быть разговоры. Более того, когда председатель промышленковского райкома ДОСААФ П. Черданцев попросил продать ему за наличный расчет двигатель от ЗАЗ— 968, то на его заявлении тотчас появилась соответствующая резолюция.
Пока баггисты тщетно обивали пороги, пытаясь выпросить хоть малую тонику того, что полагалось им и только им, обком ДОСААФ наделял комплектами агрегатов тех, кто прав на них не имел. И когда Петр Дмитриевич Черданцев, сияя, устанавливал на свой «Запорожец» новенький движок, лидер кемеровских баггистов Михаил Кондратьев со вздохом вносил свои деньги в кассу станции технического обслуживания за двигатель для багги.
Вместе с нынешним председателем обкома ДОСААФ Г. Самофаловым мы отправились в секцию баггистов. С площадью у спортсменов проблем нет. Беда в другом — нет комплектов узлов и агрегатов.
— Порой из нескольких списанных двигателей приходится собирать один, но и он, понятное дело, долго не тянет, — говорит тренер СТК Владимир Павлов. — Обком ДОСААФ с приходом нового руководства начал помогать нам. Но предстоит еще много сделать для развития багги в области.
Продолжая мысль тренера, скажем, что в первую очередь для этого надо начать снабжать баггистов теми комплектами, которые для них предназначены и выделены целевым назначением.
Свердловская область. Она, пожалуй, лидер в Российской Федерации по числу полученных «волговских», «москвичовских», «запорожских» агрегатов. Причем год от года их количество в заявках обкома ДОСААФ возрастало. Только в прошлом сезоне поступило четыре «волговских» комплекта, три «москвичовских» и пять «запорожских». Надеяться на то, что из всех собраны кроссовые автомобили, было бы, по меньшей мере, наивно: уже в Кемерово стал понятен механизм распределения. Но, откровенно говоря, сведения, которые представила бухгалтерия свердловского обкома ДОСААФ, просто поразили. Лишь пять «запорожских» двигателей из 25, полученных комитетом за три последних года, попали к спортсменам — в СТК нижнетагильского вагонного завода. Остальные ушли по разным адресам, далеким от спорта. К примеру, в 1982 году обком отправил «волговский» и «москвичовский» двигатели за двести с лишним километров в совхоз «Южный».
Судя по всему, здесь автоспорт в почете?
— Именно так, — подтверждает председатель свердловского обкома ДОСААФ К. Кириллов. — В «Южном» неплохая секция автоспорта.
Покривил душой Ким Андреевич. Секции багги в совхозе нет, и никаких соревнований по автоспорту там не проводится.
Так что двигатели канули в неизвестность, а баггисты в области на положении пасынков, и веское тому подтверждение — ответ К. Кириллова на наш вопрос о правомерности передачи комплектов для других целей.
— Действительно, мы ставили двигатели на учебные машины, — сказал Ким Андреевич. — Но при этом предлагали спортсменам старые агрегаты.
А что, подумали мы, мог бы он предложить баггистам двигатель со своей персональной «Волги»? Ведь за три года он дважды менял на ней мотор. Из каких фондов? Неужели не догадались?
Сейчас в обкоме ДОСААФ все в один голос утверждают, что не имели понятий об истинном предназначении этих комплектов. «Мы и не предполагали, что агрегаты идут для багги целевым назначением», — говорят в бухгалтерии. «Первый раз слышим о комплектах для багги», — поражаются в отделе материально-технического обеспечения. Но самое интересное, что им вторит К. А. Кириллов: оказывается, и он не догадывался, для какой цели приходят в обком ДОСААФ агрегаты.
— Ким Андреевич, но ведь не кто-нибудь — вы же подписывали заявки.
— Я в год сотни заявок подписываю, разве все упомнишь, — спокойно отвечает он.
Думаем, что все помнит председатель. И заявки, в которых черным по белому было написано: «комплекты агрегатов для сборки багги», и резолюции на передачу комплектов в организации, не имеющие ни малейшего отношения к спорту. Таким образом, К. А. Кириллов имел и имеет своеобразный председательский фонд автомобильных узлов и деталей. Разумеется, за счет спортсменов. В Нижнем Тагиле баггисты назвали нам сумму, в которую им самим за собственные деньги обходится каждый собранный автомобиль.
— А чему вы удивляетесь, детали-то даем с огнем не сыщешь, — сказал кандидат в мастера спорта В. Еремин. — Остается одна дорога — на толкучку.
Секция в СТК «Уралвагонзавода» хорошая. Подобрались в ней люди увлеченные, искренне преданные автоспорту. Завод помог с помещениями, с оборудованием. Загвоздка остается с агрегатами и узлами.
— Эх вы, мученики, — прячет усмешку Валерий Федорович Бок, проезжая на автомобиле мимо баггистов. — Не сумели выпросить у председателя какие-то несчастные подвески…
Ему-то от щедрот председательских перепало ни много ни мало — раллийный автомобиль «Лада-Вихур». Кто такой В. Бок? Директор станции юных техников. А автомобиль ему нужен, как он выразился, для обслуживания соревнований пионеров и школьников.
— И много их проводится? — поинтересовались мы.
— Примерно десяток в год, — был ответ.
Мы беседовали, а у подъезда стояла на зависть спортсменам прекрасная машина и ждала, когда хозяин поедет обедать.
Повторяем, Кемеровская и Свердловская области были выбраны наугад и не являются исключением в безответственном подходе к использованию узлов и агрегатов, а также спортивных автомобилей, выделяемых целевым назначением для спорта. ЦК ДОСААФ начал серьезную проверку их использования. И выяснилось, что, к примеру. Орловская область получила за семь последних лет 16 комплектов для багги, Курская — 17, Архангельская — 26, Псковская — 25, Воронежская — 19, Московская — 29, Пермская — 25, а среди республик Белорусская — 72, Казахская — 74, Киргизская — 46, Узбекская — 63. А собрано кроссовых автомобилей — единицы. Список можно продолжить Украиной, республиками Прибалтики…
Развитие спорта, воспитание мужественных, физически развитых, в совершенстве знающих технику людей, прежде всего нашего молодого поколения, — одно из важнейших направлений в деятельности ДОСААФ. Этого требуют интересы народного хозяйства, обороны страны. Но на одних призывах, благих пожеланиях спорт не может двигаться вперед. Нужны средства, нужна материально-техническая база. И ЦК ДОСААФ проявляет об этом постоянную заботу. Но, к сожалению, некоторые руководители комитетов оставляют спортсменов на голодном пайке.
П. СПЕКТОР, спецкор «За рулем»
Кемерово — Свердловск
Журнал «За рулем» 09 • Сентябрь 1984 Цена 1 руб.