И снова москвичи

Советские спортсмены на зарубежных трассах

Достижения советского автоспорта во многом связаны с автозаводом имени Ленинского комсомола и его «москвичами». Вспомним, как они дебютировали в первых для наших гонщиков международных авторалли в Финляндии и Швеции, последовавшие затем триумфальные выступления в марафонах Лондон—Сидней и Лондон—Мехико, других серьезнейших соревнованиях, где советская малолитражка показала себя одной из самых надежных машин в мире. Ее с благодарностью вспоминает целая плеяда замечательных гонщиков, первыми среди раллистов удостоенных звания заслуженного мастера спорта CCCP.

Потом «Москвич» как бы ушел в тень. Его сменили на международной арене «жигули», умножившие успехи советского автоспорта. И вот марка АЗЛК напомнила о себе в полный голос в Югославии, где в седьмой раз состоялось ралли «Сатурнус», организуемое Авто-мотосоюзом Югославии и производственным объединением «Сатурнус», изготовляющим для многих автозаводов, в том числе для наших АЗЛК и КамАЗа, светотехническую аппаратуру (кстати, это объединение снабдило машины советских спортсменов специальными противотуманными фарами).

На этот раз, на старт вышло 98 экипажей и среди них дебютанты ралли — советские дуэты В. Штыков — М. Титов. В. Филимонов — М. Девель, Э. Почкуа — А. Потапов — все гонщики АЗЛК на «москвичах— 2140СЛ», подготовленных в соответствии с регистрационной карточкой ФИА. Это означало, что практически все детали и узлы были серийными, лишь форсирован в пределах 140—145 л. с. двигатель. Соперники были на известных «ФИАТ-абарт-131-ралли», «ФИАТ-ритмо», «Форд-эскорт-1600», «Опель-аскона-400», «Рено-5-турбо», «Рено-5-альпин», СИМКА. «Талбот», «Застава», «Порше», «СААБ-турбо».

Дистанция была сравнительно небольшой — 450 километров, зато 220 из них — скоростные участки. Наши гонщики, не известные организаторам, получили, как это принято, скромные стартовые номера — 22-й, 23-й и 24-й. Однако после первого же этапа со стартом в Любляне и финишем в Портороже, морском курорте, устроители убедились в их силе. Этот этап, в основном с горными гравийными дорогами, которые спортсмены преодолевали под непрекращающимся дождем, советские экипажи прошли более чем успешно. Даже двухминутная задержка Штыкова на скоростном участке, вызванная заменой колеса, не испортила общего впечатления: наши гонщики вошли в группу лидеров, финишировав в Портороже в полном составе, когда более трети экипажей сошли с трассы.

После короткого отдыха участники отправились на второй этап, ночной. Здесь в основном были асфальтовые дороги, и «москвичам» пришлось труднее в борьбе с более мощными моторами соперников. К тому же у нас не было специальных шин для сухого асфальта, а дождь к тому времени прекратился. Но и в этих условиях советские гонщики не сдали позиций: на каждом из скоростных участков они показывали время в десятке лучших.

Перед рассветом состоялся финиш. Его достиг всего 51 экипаж, в том числе все три наших. В абсолютном зачете победили Б. Кузмич — Р. Шали из Югославии на «Рено-5-турбо». У В. Филимонова — М. Девеля седьмое место, В. Штыкова — М. Титова — девятое, Э. Почкуа — А. Потапова — десятое. В своем классе машин они заняли соответственно первое, второе и третье места. А главное — гонщики АЗЛК одержали уверенную победу среди заводских команд. Семь призов привезли на родное предприятие наши раллисты. Как показали соревнования в Югославии, марка «Москвич» возрождает свой спортивный авторитет накануне выпуска новой модели.

В. ЩАВЕЛЕВ, заслуженный мастер спорта

Журнал «За рулем» 08 • август 1984 Цена 1 руб.

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Please follow and like us:
Pin Share
РубрикиnewsМетки

Добавить комментарий