Детище Великого Октября

У советских людей стало традицией — в годовщину Октябрьской революции, положившей начало колоссальным социальным и экономическим преобразованиям в нашей стране, изменившей ход развития всего человечества, подводить итоги сделанному, устремлять взгляд в завтрашний день. Для тех, кто связан с автомобильным делом, нынешний праздник дает для этого особый повод. Ровно шестьдесят лет назад, 7 ноября 1924 года десять грузовиков АМО— Ф15 — первых наших советских автомобилей прошли по Красной площади во главе колонны демонстрантов. Это не было случайным временным совпадением. Так задумали в тот трудный для молодой республики год рабочие и руководители завода АМО, которому суждено было положить начало большому государственному делу.

Рождение этих машин стало своего рода отчетом о трудовых успехах и заявкой на будущее. Заявкой на становление и развитие современной мощной отрасли социалистической индустрии — советского автомобилестроения. Благодаря неустанной заботе Коммунистической партии эта отрасль выдвинулась на одно из ведущих мест в нашей отечественной промышленности, создала базу для массовой автомобилизации.

Шестьдесят лет — срок, в общем-то, немалый. За это время многое успело перемениться в технике, в народном хозяйстве, в самом укладе нашей жизни. И все-таки даже сегодня не перестаешь удивляться: ведь начинали мы так скромно — всего десять несложных по конструкции машин, а развернулись и достигли вершин так быстро — уже в 1936 году по масштабам производства грузовых автомобилей наша страна уверенно вышла на первое место в Европе и на второе в мире!

В свою очередь, годы предвоенных пятилеток в этом отношении не идут ни в какое сравнение с современностью. За короткий период мощные автомобильные заводы выросли в разных районах страны — на Украине и в Белоруссии, в Поволжье и Закавказье, на Урале и в Прибалтике. И среди них такие гиганты, как волжский и камский, объемы производства которых не имеют аналогов. Введены в строй десятки предприятий, полностью обеспечивающих выпуск комплектующих изделий: подшипников, карбюраторов, электрооборудования, приборов и т. д. Что же касается номенклатуры продукции, то она насчитывает ныне только по основным, профилирующим видам более 350 моделей и модификаций грузовых и легковых автомобилей, прицепов и полуприцепов, автобусов, троллейбусов, мотоциклов, мопедов. Резко возросшие масштабы производства потребовали принципиально иной технологии. Не будем забывать и того, как усилились требования потребителей — к качеству продукции, как расширилось само понятие качества, включившее в себя ряд параметров, о которых раньше никто и не мечтал. Не будем, наконец, забывать о крупнейших задачах, стоящих перед отраслью в связи с общегосударственными, народнохозяйственными программами.

XXVI съезд КПСС, последующие Пленумы ЦК партии определили твердый курс на интенсификацию народного хозяйства, всемерное повышение производительности труда. Как отмечал в своем выступлении перед рабочими столичного завода «Серп и молот» Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета СССР товарищ К. У. Черненко, «Особое значение на современном этапе приобретает техническое перевооружение отраслей, внедрение новейших достижений науки и передового опыта. Это настоятельное требование времени, можно сказать, веление эпохи».

Ключ к повышению производительности труда на автомобильном транспорте — в руках автомобилестроителей. Речь идет о совершенствовании структуры парка на основе увеличения производства машин большой грузоподъемности и прицепного состава, специализированного транспорта и расширения его номенклатуры, увеличении ресурса и снижении трудоемкости обслуживания.

Автомобилестроение самым тесным образом связано с множеством других отраслей индустрии — металлургией, станкостроением, химической промышленностью и др., используя самые последние достижения, во всех этих областях. Массовый характер производства автомобилей обусловливает такие же масштабы выпуска комплектующих изделий и изготовления материалов. В грузовике ГАЗ—53А, например, из 4695 деталей 1425 поступает от смежников. Примерно 80% затрат на производство современного автомобиля приходится на эти самые комплектующие изделия и материалы. Так что сегодняшние успехи автомобилестроителей с полным правом можно считать еще одним свидетельством достижений всей нашей индустрии, всего народного хозяйства, всех советских людей-тружеников.

Гордясь этими успехами, мы с благодарностью вспоминаем о тех, кто стоял у истоков новой тогда отрасли, кто закладывал её основы. Первыми нашими автогигантами были построенный за 19 месяцев завод в Горьком и реконструированный АМО в Москве. Уже в конце 1939 года на наших заводах был изготовлен миллионный автомобиль. В 1937 году среди экспонатов советского павильона на Всемирной выставке в Париже впервые были показаны и советские легковые машины — ЗИС—101 и ГАЗ—Ml. А немногим раньше СССР начал экспорт автомобилей. Первую партию из 100 грузовиков ЗИС—5 полвека назад приобрела Турция.

Материально-техническая база отрасли, созданная в период индустриализации, внесла существенный вклад в экономический и военно-промышленный потенциал страны. В суровые годы Великой Отечественной.советские автомобили с честью выдержали труднейший экзамен на фронтовых дорогах и в тылу. Т1од руководством и с помощью партийных организаций автомобилестроители организованно, в кратчайшие сроки перебазировали ряд заводов на восток и быстро восстановили производство, умело изменив технологию.

Уже в 1949 году выпуск автомобилей превысил довоенный уровень. Были введены в строй новые предприятия, освоены новые модели. Так, если в 1939 году четыре завода — в Горьком и Ярославле и два в Москве изготовляли машины 22 моделей и модификаций, то в 1954 году действовали 12 заводов, расширивших эту номенклатуру до 43 единиц.

Дальнейшее развитие автомобилестроения требовало организационной перестройки, более рационального «разделения труда» между его предприятиями. Заводы с полным производственным циклом и изготовлявшие широкий ассортимент моделей становились недостаточно эффективными. Специализация на отдельных типах машин и даже отдельных агрегатах и узлах, развитие широкой сети заводов-смежников в период 1958—1960 гг. открыли новые пути совершенствования работы отрасли. Перестройка быстро принесла свои плоды. К 1965 году автомобили сходили с конвейеров 19 заводов, и в первом полугодии был собран 10-миллионный советский автомобиль.

Следующий, важнейший этап в развитии автомобилестроения был ознаменован качественными переменами. Новая технология с высокоавтоматизированными линиями и специализированными станками, последние достижения в области сварки и окраски кузовов, применение подвесных конвейеров и механизированного инструмента открывали огромные возможности. Они были реализованы в создании новых, крупнейших автозаводов и реконструкции действующих.

В 1968—1972 гг. в Тольятти и Ижевске выросли два современных автомобильных завода, был реконструирован завод имени Ленинского комсомола в Москве, организовано производство автомобильных двигателей в Уфе. В результате выпуск легковых машин возрос, с 344 тысяч в 1970 году до 1239 тысяч в 1976 году, а продажа их населению — со 123 тысяч до 1021 тысячи. Это был существенный вклад автомобилестроителей в подъем благосостояния народа.

В 1976 году стал давать продукцию — большегрузные трехосные дизельные тягачи Камский автомобильный завод. Его машины за короткий срок значительно улучшили структуру грузового парка, способствовали повышению эффективности перевозок.

С быстрым ростом парка, особенно легковых машин индивидуального пользования, на повестку дня встал вопрос о переводе технического обслуживания автомобилей на индустриальные методы. Ведь в структуре трудовых затрат на изготовление, эксплуатацию и ремонт автомобиля последние две статьи составляют более половины, И самое действенное средство сократить их — возложить обслуживание и восстановительный ремонт на заводы-изготовители. Пионером в этой области выступил Волжский автомобильный завод, создавший фирменную сеть из 500 сервисных станций и 48 спецавтоцентров. В ближайшие годы намечено организовать фирменное обслуживание КамАЗов, БелАЗов, «запорожцев» и «москвичей».

К своему шестидесятилетию советское автомобилестроение пришло с широкой производственной программой. Повторим: 28 заводов выпускают свыше 350 моделей и модификаций легковых машин, грузовиков, автобусов, мотоциклетной техники. Они поставляются в 80 стран мира. Предприятия отрасли, кроме того, изготовляют подшипники качения, вагоны метрополитена, автопогрузчики, «велосипеды, прицепы, дизели и электрооборудование для тракторов, разнообразные товары народного потребления, включая холодильники. Столь богатый ассортимент изделий обусловливает постоянное обновление, замену устаревших образцов более совершенными. Быстрое же их освоение порой сдерживается нынешним уровнем технологии.

На повестку дня встал вопрос о кардинальном ее изменении. Важнейший шаг этой области — решение Политбюро ЦК КПСС, которое одобрило предложение Совета Министров СССР о создании на одном из заводов производства автомобилей, базирующегося на так называемой гибкой технологии. Она предусматривает широкое применение роботов, автоматизированных управляющих комплексов и дает возможность оперативно, за два-три года осваивать выпуск целой гаммы моделей и модификаций машин. Такая технология будет внедрена на АЗЛК для производства переднеприводных легковых автомобилей семейства «Москвич—2141». В дальнейшем опыт АЗЛК будет распространен на другие предприятия разных отраслей.

Скачок в развитии конструкции автомобиля, такой принципиальный, как переход на схему с передними ведущими колесами, тоже стал реальностью благодаря достижениям технологии. В настоящее время в Тольятти уже начинается выпуск первой советской переднеприводной модели ВАЗ—2108. По этой компоновочной схеме намечено строить перспективную модель «Запорожца» и новую малогабаритную легковую машину особо малого класса.

Автомобилестроители принимают активное участие в реализации заданий Продовольственной и Энергетической программ, в улучшении транспортного обслуживания населения.

Для сельского хозяйства поставляется 60 моделей автомобильной техники, включая специализированный подвижной состав; номенклатура ее продолжает расширяться и обновляться. В нынешнем году изготовлена первая промышленная партия дизельных самосвалов повышенной проходимости «Урал— 5557». Эта машина относится к так называемым транспортно-технологическим сельскохозяйственным автомобилям и в паре с самосвальным прицепом образует автопоезд грузоподъемностью 14 тонн. Дизельные автопоезда КАЗ—4540 такого же назначения, но грузоподъемностью 11 тонн в ближайшее время станет выпускать кутаисский автомобильный завод.

Среди 13 моделей автомобильной техники, которые отрасль начнет давать селу до конца одиннадцатой пятилетки, седельный тягач КамАЗ—5410 с гидросистемой, приводящей подъемный механизм самосвального кузова на полуприцепе для перевозки 14 тонн минеральных удобрений. Промышленную партию шасси ЗИЛ—4948 для специализированных автомобилей (кормораздатчиков — смесителей кормов) изготовят ЗИЛ и ММЗ, а тираспольский завод автоприцепов приступит к выпуску полуприцепов-рефрижераторов грузоподъемностью 14 тонн для седельных тягачей КамАЗ.

Свою роль в выполнении Энергетической программы сыграют мощные карьерные самосвалы Белорусского автомобильного завода. Уже выпускаемые им 110-тонные БелАЗ—75191 и опытные образцы 180-тонных машин БелАЗ—7521 успешно используются при добыче угля открытым способом.

В интересах эффективного решения Энергетической программы — и дизелизация автомобильного парка, освоение более экономичных двигателей, перевод машин на более дешевое топливо — природный газ, запасы которого у нас огромны. К концу 1985 года доля дизельных автомобилей в общем выпуске грузовиков достигнет 30%. Перспективные дизельные грузовики ГАЗ, ЗИЛ, КАЗ и другие на 25% (а в составе автопоездов на 40%) экономичней аналогичных машин с бензиновыми двигателями. Уже в нынешнем году намечено изготовить промышленные партии грузовиков ГАЗ—52-27, ГАЗ—53-27 и ЗИЛ— 138, работающих на сжатом природном газе.

Что касается экономичности массовых легковых автомобилей, потребляющих немалое количество жидкого топлива, представляет интерес методичное снижение его расхода у автомобилей ВАЗ с двигателями рабочим объемом 1300 см3. При езде по условному городскому циклу у ВАЗ—21011 образца 1974 года он составлял 11,5 литра бензина на 100 километров, у ВАЗ—2105 образца 1980 года — 10,2 литра, а у ВАЗ—2108 образца 1984 года — 84 литра!

Высокие требования к отрасли выдвинуты в постановлении ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении работы транспорта по обслуживанию пассажиров». Сейчас развернуты работы по обеспечению общественного транспорта современными автобусами и троллейбусами. В ближайшее время начнется производство машины «город—село» — автобуса местного сообщения ПАЗ—3205. 

Кроме того, новые городские модели готовят ЛиАЗ и ЛАЗ, модернизируется троллейбус завода имени Урицкого.

XXVI съезд КПСС, последующие Пленумы ЦК партии, указания Генерального секретаря ЦК КПСС, Председателя Президиума Верховного Совета СССР товарища К. У. Черненко определили твердый курс на интенсификацию народного хозяйства, всемерное повышение производительности труда. Для автомобилестроителей это означает прежде всего быстрейшее освоение новой техники, всемерное повышение качества и надежности выпускаемых ими машин, наращивание производства, внедрение новой технологии.

За шесть десятилетий советская автомобильная промышленность, рожденная благодаря завоеваниям Великого Октября, доказала, что ей посильно решение больших задач. Свой юбилей она встречает новыми успехами.

Автомобилестроители Страны Советов накопили огромный опыт, и сегодня им по плечу решение самых сложных задач, выдвигаемых динамичным развитием нашей экономики. На предприятиях и в организациях отрасли широко развернуто социалистическое соревнование в честь всенародного праздника — 67-й годовщины Великого Октября, с которой совпадает 60-летие советского автомобилестроения. Приняты дополнительные социалистические обязательства по досрочному выполнению производственных планов и решению важнейших Народнохозяйственных задач.

В юбилейном году будет обеспечен выпуск первых промышленных серий целого ряда новых моделей автомобилей и агрегатов, введены в действие новые мощности, увеличен прирост объема товарной продукции. Задания первых трех лет одиннадцатой пятилетки были выполнены досрочно. Коллективы автомобилестроителей полны решимости развить этот успех и с честью завершить четвертый год пятилетки и пятилетку в целом.

Первые десять машин АМО—Ф15 в свое время казались огромным достижением. Выпуск миллионного автомобиля в 1939 году наполнял сердце радостью. Пуск КамАЗа стал подлинным праздником. И сейчас, вступая в шестьдесят первый год своего существования, советское автомобилестроение уверенно идет к новым рубежам.

Журнал «За рулем» 11 • Ноябрь 1984 Цена 1 руб.

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Please follow and like us:
Pin Share
РубрикиnewsМетки

Добавить комментарий