Полвека в строю

В ОРГАНИЗАЦИЯХ ДОСААФ

В день праздника.

В Сибирь весна приходит поздно. К 9 мая только-только сошел лед на Иртыше. А сам этот день был в Омске, наверно, первым по-настоящему весенним. Теплое солнце согрело город. И трибуны мотодрома областного комитета ДОСААФ были заполнены до отказа, как говорят, яблоку упасть негде.

В Омске каждый год в День Победы устраивают большой оборонно-спортивный праздник. Самый настоящий праздник. Мы увидели показательные выступления по многим военно-прикладным видам спорта, любовались выучкой курсантов военных училищ, четкостью и красотой гимнастических упражнений, с которыми выступили студенты вузов и техникумов. Ну а особое внимание в нынешнем году было приковано к ребятам, одетым в зеленую форму, — курсантам омской образцовой автомобильной школы. И в маршевом строю, и в показательных выступлениях ее представители произвели прекрасное впечатление. Но не только поэтому они чувствовали себя именинниками. Как раз в эти дни школа отмечала свое пятидесятилетие.

Старейшая в стране. Это было стремительное время. Рождалась социалистическая индустрия. Особо остро встал вопрос о технических кадрах — высококвалифицированных специалистах, которым можно было бы доверить место у станка, за штурвалом самолета, за рулем автомобиля.

«Комсомолец — на трактор!», «Комсомолец — на автомобиль!» — эти лозунги не могли оставить молодых равнодушными. Тысячи и тысячи юношей стремились в кружки, чтобы научиться управлять техникой.

Документы, сохранившиеся с той поры, рассказывают, как непросто было тем, кто начинал. Омская автошкола стала действовать в апреле 1934 года. Вот выдержка из докладной записки, которую начальник школы отправил в облисполком:

«Со снабжением дело обстоит чрезвычайно скверно, все приходится доставать внеплановым порядком, и все-таки, несмотря на все эти препятствия, парк автошколы в последнем квартале имел коэффициент использования 0,9».

Документы о многом могут рассказать. За ними даже чувствуется тот энтузиазм, с которым работали люди, делали макеты и стенды, стремились подготовить достойное пополнение для Красной Армии. Только за первые пять лет существования школой было обучено более двух с половиной тысяч шоферов!

А вот еще одна цифра — три тысячи. Столько водителей автомобилей и боевых машин выпустила школа в годы Великой Отечественной войны. И это в условиях, когда лучшие люди и лучшие машины были отданы фронту, когда не хватало горючего, продовольствия, запчастей, одежды…

Наверное, мало найдется фронтовых дорог, по которым не проехали бы выпускники омской автомобильной.

Один из них — Иван Шпигунов. До войны он работал шофером. Потом стал танкистом. Вот как описывал военный корреспондент подвиг Шпигунова, совершенный в боях за Сталинград.

«Жаркий бой разгорелся на рассвете. Фашистские танки рвались к Волге. Несколько десятков их атаковали позиции одного из наших полков. Против фашистских машин были брошены славные «тридцатьчетверки». Одной из них командовал Иван Шпигунов.

Бой длился несколько часов. Степь горела, хотя вокруг не было ни травинки. Уже отбита седьмая атака фашистов, Шпигунов уничтожил 8 вражеских танков и 12 автомашин с пехотой. В разгар боя в гусеницу его «тридцатьчетверки» попал осколок вражеского снаряда. Она была повреждена. Машина остановилась. Шпигунов вылез из танка и под огнем стал ремонтировать гусеницу. Его ранило в руку, затем в ногу. Он продолжал работать. Сознание мутилось, боль пронизывала все тело, но прекращать ремонт было нельзя. И отважный танкист вернул машину в строй. За этот бой и проявленные в нем мужество, героизм Шпигунов был удостоен высокого звания Героя Советского Союза».

Орденами и медалями отмечен подвиг в Великой Отечественной войне многих выпускников омской автошколы.

После войны. Фронтовой путь водителя Ивана Дмитриевича Кононова начался под Великими Луками, а закончился в Польше.

Сполна изведал он и невзгоды фронтовые, и горечь отступления, и радость победы.

А после войны судьба привела майора Кононова в Омск. 50 лет омской автошколе. 22 года ее начальником был Иван Дмитриевич Кононов.

Мы вспоминаем эти годы вместе с Иваном Дмитриевичем. Старенькие столы и скамейки. Несколько машин, требовавшие ремонта. Детали к автомобилям таких моделей, каких уже не было вовсе. Такой увидел он школу, когда переступил ее порог.

Все пришлось начинать с нуля. Строили, мастерили, добывали, учили и на ходу учились сами. Не сразу, постепенно становилось легче. Крепла материальная база, приходил опыт. Создали свои филиалы — потом на их основе в шести районах области возникли автошколы. Дочерние, как называет их Иван Дмитриевич.

Именно Кононов в 60-е годы стал инициатором строительства на левом берегу Иртыша нового школьного здания. Строили все — и преподаватели и курсанты. Строили там, где были болота. Намывали песок. Осваивали строительные специальности: и каменщиками приходилось быть, и плотниками, и малярами, и грузчиками…

И вот в 1967 году школа справила новоселье. На левобережье Иртыша вслед за ее зданием возник целый досаафовский город, в котором и учебные организации по нескольким специальностям, и мотодром, и гостиница. Но первой-то была все же автомобильная школа! С нее все начиналась!

Пришло время, и Иван Дмитриевич Кононов уступил пост новому начальнику — Петру Ивановичу Ломакину. Но и сегодня часто бывает здесь. Пенсионный покой не для него, и он с завидной энергией ищет и находит все новые и новые общественные дела. А главную свою партийную обязанность видит в том, чтобы встречаться с будущими воинами, помогать им. Ибо что может быть важнее для этих ребят, чем опыт, чем воинская и житейская мудрость ветерана-фронтовика.

Цифры и факты. Десятки тысяч водителей всех категорий — столько подготовила за полвека омская автомобильная школа. Одной из первых среди учебных организаций ДОСААФ ей в 1967 году было присвоено звание образцовой.

Я упомянул, как в 60-е годы усилиями всех, кто здесь тогда работал, удалось построить новый учебный корпус. Это 14 хорошо оснащенных классов, актовый зал, административные помещения. С той поры не было года, когда бы остановилась стройка.

Возвели двухэтажное здание для классов лабораторно-практических занятий, теплые гаражи на 40 машино-мест для учебной и спортивной техники, еще одно трехэтажное здание. В нынешнем, году войдет в строй гараж на автодроме на 120 машино-мест.
Каждый курсант заканчивает школу со значком ГТО. 87% выпускников получают спортивные разряды.

За последнее десятилетие стали выпускать вчетверо больше механизаторов для села. За один только 1983 год обучено 4376 специалистов. Во всех хозяйствах области работают сегодня питомцы омской автомобильной.

Ветераны. Как отделить судьбы учеников от судеб учителей? В благодарной памяти многих сотен теперь уже взрослых, солидных людей всегда будет занимать почетное место первый, кто научил их профессии — преподаватель, кавалер ордена «Знак Почета» Эдуард Григорьевич Бастьян. Именно у него занимался в конце 60-х годов Петр Зародыш — ныне Герой Социалистического Труда, знатный механизатор совхоза «Сибиряк» Русско-Полянского района.

Работают в школе ветераны войны, участники обороны Москвы Георгий Петрович Рябухин и Павел Алексеевич Козуб. Фронтовой шофер Козуб сегодня одни из самых активных рационализаторов.

Кого считать ветераном? Наверно, того, кто многие годы жизни отдал любимому делу. И по праву называют этим уважительным именем преподавателя Геннадия Васильевича Позднякова и мастера обучения вождению Петра Петровича Ращупкина, отдавших школе более 20 лет. А относятся они к своему делу так же молодо, как и в первые дни. Нынешний коллектив школы как раз тем и силен, что в нем чрезвычайно удачно соединились опыт и молодость, мудрость прожитых лет и энергия, энтузиазм, желание сделать больше и лучше.

Воины завтрашнего дна. Они чем-то похожи друг на друга — Коля Дедушкевич и Сережа Табаков. Оба улыбчивые, светловолосые, с открытым, добрым лицом. Учатся в одной группе. Оба, что называется, бредят автомобилями.

У Дедушкевича так получилось. С детства тянуло к моторам. Закончил школу и первым делом купил мотоцикл. Любил ездить, а еще больше нравилось возиться со своим «двухколесным конем». Сейчас он его, как сам уверяет, с закрытыми глазами может разобрать и собрать.

А потом поступил в автодорожный институт. Но вот факультет выбрал неудачно. И очень быстро понял: не за свое взялся. У парня хватило мужества отказаться и пойти работать. И направиться в военкомат: «Возьмите в автошколу». Ему тогда ответили, что группа уже набрана, занятия у Виктора Ивановича Базарова начались, и, если сумеет Коля нагнать ребят, оставят его в автошколе.

Коля не только догнал, но и стал одним из лучших в группе. Как уверяет преподаватель, — самый старательный, самый дисциплинированный. Он — командир отделения.

Когда выйдет из печати этот номер журнала, Коля уже будет солдатом. Хорошей тебе службы.

Готовы строить, готовы защищать построенное. Об омской автошколе можно было бы рассказывать бесконечно. Через нее, одну из старейших в стране, прошли многие поколения людей, ставших впоследствии стойкими, мужественными солдатами, высококвалифицированными профессионалами.

Мне снова и снова вспоминается яркий праздник на мотодроме в День Победы. Ни один мотодром не вместил бы, конечно, всех выпускников омской автомобильной. А школа все растет, набирает темпы. И новые ее курсанты продолжают достойно славу своих предшественников, готовясь выехать на дороги страны, занять место в рядах ее защитников.

г. Омск
А. КОЛБОВСКИЙ, спецкор «За рулем»

Журнал «За рулем» 09 • Сентябрь 1984 Цена 1 руб.

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Please follow and like us:
Pin Share
РубрикиnewsМетки

Добавить комментарий