Соревнования для всех
ГРАМОТНО ЕЗДИТЬ, ЗНАТЬ МОТОЦИКЛ
На этот раз под знакомой уже читателям рубрикой пойдет речь об интересном опыте наших друзей из ГДР о том, как там проводят простейшие массовые соревнования и через них пропагандируют моторный спорт, воспитывают у водителей дисциплинированность, помогают им повысить мастерство. Одно из таких соревнований, ставшее очень популярным у мотоциклистов ГДР — «Двухколесная молодежная дорожка».
Все началось с призыва к молодым мотоциклистам — помериться силами за рулем. С ним обратились к водителям не старше 25 лет, имеющим двухколесную машину. Нейтральный совет Союза свободной немецкой молодежи. Главное управление народной полиции Министерства внутренних дел республики, ГСТ — Общество «Спорт и техника» (оборонное общество ГДР) и Всеобщий немецкий мотосоюз ГДР. И спустя некоторое время «Двухколесная молодежная дорожка» прочно вошла в спортивную жизнь республики, стала важным подспорьем в воспитании дисциплинированных, умелых водителей мотоциклов и мопедов.
Участвовать в этих соревнованиях могут команды школ, предприятий, жилых районов, организаций Союза свободной немецкой молодежи, ГСТ. Каждая команда состоит из восьми мотоциклистов, половина из них выступает на машинах класса 50 см3, другая — 250 см3. В ней должна быть как минимум одна девушка. Финал «молодежной дорожки» проводится каждый год в Берлине, а путевки сюда получают коллективы, которые оказались сильнейшими на стартах сначала в своих округах, а затем районах.
Немаловажная деталь: к этим соревнованиям не допускаются те, кто участвует в официальных чемпионатах республики по мотоспорту, а также в международных встречах.
Начало проходит под девизом «Кто хочет хорошо и грамотно ездить, обязан знать свою машину». Это значит, что, прежде всего надо ответить на вопросы по устройству мотоцикла, правилам движения, пройти тщательный технический осмотр. Далее тренировка и, наконец, старт на трассе, схема которой здесь приводится.
1. Узкая дорожка: длина прямой — 4 метра; расстояние между стоек — размеры руля плюс 10 см; за каждое касание или опрокидывание одной стойки — 1 штрафное очко.
2. Карусель: участник на ходу должен левой рукой схватить лежащую на подставке планку, проехать полный круг и положить ее на место; высота подставки — 1 метр; длина планки — 3 метра; уронил планку — 5 очков, не смог положить ее на место — 2 очка, сбил подставку — 3 очка.
3. Слалом: за каждую сбитую кеглю — 1 очко, за пропуск кегли — 3 очка.
4. Ливня «Стой»: следует четко, одним торможением остановиться на ней (ширина — 50 см) передним колесом; любая ошибка — 5 очков.
5. Качели: их длина — 4 метра; нужно медленно проехать таким образом, чтобы в момент качания передние и задние колеса находились на разных сторонах качелей: съезд вбок — 2 очка, пропуск упражнения — 5 очков, неправильный переезд — 2 очка.
6. Ворота: за опрокидывание бокового ограничителя — 3 очка, за сбитую верхнюю планку — 1 очко.
7. Колея: ее длина — 10 метров, ширина — 20 см; за отклонение от колеи на ее первой половине — 5 очков, на второй — 3 очка.
8. Транспортировка стакана воды: на ходу водитель должен взять левой рукой стакан с подставки и привезти на вторую, удаленную на 5 метров; за потерю более четверти количества воды— 2 очка.
9. Ухабистый участок дороги: три полукруглых бревна, длина каждого — 5 метров; за съезд с полосы — 2 очка, за каждое касание площадки ногами — 1 очко.
10. Узкая дорога с поворотом: габарит, условия прохождения и пенализация, как в первом упражнении.
Дополнительные оценки: неверный заход на препятствие — 2 очка, пропуск упражнения — дисквалификация или-300 очков. За каждый неверный ответ по правилам движения или по устройству мотоцикла — 5 очков.
Итоговый результат определяется по сумме очков, к которой приплюсовываются секунды, затраченные на прохождение всей дорожки (1 секунда равняется 1 очку). Победителем считается команда, в которой семь лучших водителей набрали в сумме наименьшее количество баллов.
«Двухколесная молодежная дорожка» во многом сродни нашей «фигурке», но она более разнообразна по своей программе, более спортивна, а, следовательно, и более привлекательна для молодежи. Успеху ее в ГДР способствуют широкая пропаганда, тщательно продуманная организация соревнований. Играет роль и то обстоятельство, что победителям присваивается почетное звание «Мастер ГДР».
Журнал «За рулем» 08 • август 1984 Цена 1 руб.