Советская техника

ПОГОНИЧЕВ ПРОТИВ «КРЕМКО»

Идея была весьма соблазнительна. К сочлененному полноприводному колесному трактору «Кировец» добавить еще один ведущий мост, чтобы получить трехосный автомобиль высокой проходимости. Канадская фирма «Кремко» летом 1987 года на международной выставке «Нефтегаз-87» показала такую экспериментальную машину, в основе которой лежал «Кировец-701». Но раньше нее на десять лет эту идею реализовал Борис Леонидович Погоничев, водитель из поселка Эгвекинот Иультинского района Магаданской области.

Он вместе с братом начиная с марта 1979 года построил четыре автомобиля на базе тракторов «Кировец-701». Работал на этой машине шесть лет. Возил по 25—30 тонн угля, а также двадцатифутовые контейнеры, делая рейсы в 450— 500 километров по бездорожью. Автомобиль показал себя наилучшим образом. Погоничеву в 1980 году объединение «Северовостокзолото» выдало удостоверение на рационализаторское предложение и 200 рублей. Через четыре года машину отобрали, эксплуатация ее в дальнейшем была прекращена и необычному автомобилю определили нерадостную судьбу: автоген — и во «Вторчермет».

Словом, в Магаданской области пытались уничтожить опытный образец трехосного сочлененного автомобиля высокой проходимости, а в Канаде почти одновременно «Кремко» наоборот — создавала экспериментальную машину для совместного советско-канадского производства. Машину очень нужную для нашей страны, особенно для районов дальнего Севера.

Автомобилей, подобных тому, что сделал Погоничев, наши заводы не выпускают. Правда, опытные образцы разных сочлененных машин испытывались, например восьмиколесный НАМИ—0127 на широкопрофильных шинах. Минский автомобильный завод в небольших количествах изготовляет полноприводный четырехосный МАЗ—7310. Он может перевозить 21 тонну груза в кузове и примерно одинаков с машиной Погоничева по массе, но несравненно сложнее и дороже ее. Более того, конструкция магаданского изобретателя представляет собой трехосную модификацию «Кировца» и может быть освоена в производстве с очень малыми затратами. Достаточно сказать, что в кустарных условиях братья Погоничевы построили свои трехоски в невероятно короткие сроки — за 2—2,5 месяца. На этом шасси можно монтировать различное специализированное и специальное оборудование — полтора десятка наименований.

И вот приятная новость. Тихвинский завод «Трансмаш», входящий в производственное объединение «Кировский завод», решил перейти от выпуска узлов для «Кировца» к изготовлению оригинальных моделей транспортных средств.

Председатель совета трудового коллектива одного из цехов на «Трансмаше» Николай Николаевич Ястребов был как раз инициатором этой идеи. Он убедил избранного недавно коллективом директора завода Е. Малышева построить экспериментальные трехосные вездеходы по идеям талантливого магаданского изобретателя.

Бориса Леонидовича пригласили в Тихвин, где он провел несколько месяцев: вместе с заводскими специалистами Погоничев собрал первый опытный образец «Кировца-К701М». Летом прошлого года он демонстрировался на ВДНХ.

Сейчас на «Трансмаше» уже думают, как лучше использовать трехосные шасси транспортного трактора, прорабатывают поступившие от заинтересованных организаций предложения о монтаже на них дорожно-строительных машин, установок для погрузки леса. Завод ведет работы с иркутским научно-исследовательским институтом лесной промышленности по использованию такого шасси, А это значит, что у «Трансмаша» появится новый вид продукции, своеобразный гибрид колесного трактора и автомобиля. И еще: теперь сможем у себя в стране делать на базе «кировцев» собственные сочлененные тягачи повышенной проходимости, не уступающие и «Терексу», и «Формосту», и «Валмету», и тому же «Кремко».

Мы часто читаем о том, что есть еще немало признанных народных умельцев, чьи изобретения или рационализаторские предложения пропадают втуне. «Трансмаш» смог поверить в Погоничева, реализовал его замысел в металле. Впереди — всесторонние испытания и, надеемся, заказы заинтересованных покупателей.

С. МАРЬИН

Характеристика «Кировца-К70Ш» Общие данные: колесная формула — 6 X X 6; грузоподъемность — 20 000 кг на грунтовой дороге и 16 000 кг на бездорожье; объем грузовой платформы — 15 м3; масса в снаряженном состоянии — 22 800 кг; наибольшая скорость — 39 км/ч. Размеры, мм: длина — 10500; ширина — 3170; высота — 4400; база — 4915 между первой и второй парами колес, 2030 между колесами задней тележки; колея — 2080; дорожный просвет — 525. Двигатель: тип — дизель; модель — ЯМЗ—8423.10; мощность — 335 л. с/ 246 кВт. Трансмиссия: число передач — 16 для движения передним ходом и 8 — задним.

Журнал «За рулем» 3, март 1990 Цена 1 руб.

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Please follow and like us:
Pin Share
РубрикиnewsМетки

Добавить комментарий