Рейд «За рулем»
Эти «Жигули» ничем не выделялись в общей массе автомобилей. Старый багажник на крыше, торчащие из-под брезента канистры, воронка — с первого взгляда ясно: трое мужчин отправились в дорогу и беспокоятся о бензине.
Так начался наш рейд по автозаправочным станциям четырех центральных областей. Редакционная почта летних месяцев заставила поторопиться с его организацией. Читатели из самых разных районов страны сообщали о недоливе при заправке, о низком качестве топлива. Мы решили проверить и то и другое, для чего запаслись градуированной канистрой и ящиком с бутылками для отбора проб бензина, К слову сказать, этот ящик не вызывал подозрения у заправщиц — ведь никто из проверяющих такие предметы на крыше не возит.
Еще «дома» условились: московские городские АЗС не проверять. На то были основания. Буквально накануне мы выезжали с ревизорами московского производственного комбината автообслуживания, и вроде бы все было в порядке. Но в дорогу нужно было запастись талонами рыночного фонда. И мы завернули на городскую АЗС № 200, что рядом с Волоколамским шоссе. Тут совершенно неожиданно состоялась репетиция будущих встреч, и мы включили диктофон.
— У вас можно купить талоны? (водитель)
— Нет, мы талоны не продаем. А вам нужно заправиться? Давайте деньги! (оператор).
Деньги дали. И оператор Л. Шаманина, обслуживающая топливораэдаточные колонки, через которые заправка машин разрешена только по талонам, нас заправила. Когда приступили к более близкому знакомству, ее раскаяние было таким искренним и полным, что, не будь мы свидетелями предыдущей сцены, усомнились бы, что это тот человек, который только что сам предложил нам сделку.
— Так стыдно, ей-богу! Я просто машинально… Могу я сделать для вас что-нибудь приятное? Честное слово, стыдно… Просто стыдно. — Этот голос и сейчас готов повторить все слово в слово, достаточно нажать кнопку диктофона. Как бы там ни было, репетиция состоялась и определила нашу линию поведения в дальнейших встречах: каждое посещение АЗС решили начинать по «варианту Шаманиной»: «нужно заправиться — давайте деньги». (Это уже потом выяснилось, что на всех АЗС по маршруту отпускать бензин должны были только по талонам. На деле же на всех проверенных АЗС исправно брали деньги. На всех! Без исключения!)
АЗС № 301 волоколамской нефтебазы.
— Заправите за деньги?
— Пожалуйста! — и оператор В. Швыркова отпустила в канистру 9,5 литра бензина, а 4 рубля спокойно положила в карман.
— Ну вот и попалась, — призналась она упавшим голосом, когда мы представились. А потом энергично стала оправдываться: — Но ведь я вас просто выручила! Ну ладно, ну извините. Первый раз у меня так получилось…
В поселке Шаховская на АЗС № 319 волоколамской базы картина повторилась с удручающим однообразием. Разве что на топливе нас не стали обманывать, налили ровно 10 литров.
«Каждому грамму топлива — строгий учет» — таким транспарантом встречают посетителей на 14-й АЗС в городе Ржеве.
— Какая это бензоколонка, из которой мы только что заправились? — задали мы вопрос оператору Л. Волковой.
— Эта — для государственного транспорта. А в чем дело?
— А как же вы личный автомобиль заправляете за деньги через эту колонку?
— Неправда! Я по талонам заправила!
— Ну как же по талонам? Вот и металлический рубль, что вы дали на сдачу с пятерки.
— Ну, может быть, ошиблась… Извините, пожалуйста. Ой, не могу, ну, ребята…
Ей так хотелось, чтобы простили, забыли, замяли… Ведь еще несколько минут назад все было так хорошо. По телевизору, установленному рядом, шла развлекательная программа, и в помещении АЗС еще витали остатки хорошего настроения.
— А как же отчитаетесь за этот бензин, если у вас недостача? — задали мы наивный вопрос.
— А с нас высчитывают стоимость недостающих талонов, да еще в розничных ценах. Литр АИ-93 — 40 копеек. Вот у меня за этот год уже 3 рубля 20 копеек вычли…
Уезжая, мы еще на всякий случай заглянули в книгу посещений АЗС должностными лицами. «Все в порядке. Территория убрана», — читаем последнюю запись, сделанную восемь месяцев назад. Не знаем, о каком порядке идет речь. Но если даже о чистоте территории, то с тех пор многое изменилось, и прямо под плакатом «Бережливость — закон для всех» блестит на солнце лужа бензина.
Если говорить о внешней стороне дела, то нам понравилось на АЗС № 57 той же ржевской нефтебазы. И убрано. И покрашено. И заправили без недолива. Вот только деньги вместо талонов взяли так же исправно.
Здесь мы поняли, что информация о рейде пошла уже кругами от нашего автомобиля. Прямо во время разговора с оператором В. Виноградовой, после проверки, раздался телефонный звонок. Интерес запоздавшего абонента был удовлетворен ее лаконичной фразой: «Да, уже здесь». И если бы наш маршрут проходил по какой-то стандартной трассе, можно теперь с уверенностью сказать, дело было бы обречено на провал. Рейд был бы скорее всего вообще сорван. В этом мы убедились, когда под конец пути добровольные оповестители все же опередили нас и на АЗС № 602 в Обнинске был «выдан» предупреждающий звонок: «Чтоб был порядочек!» И порядочек был.
Что касается других АЗС, то здесь с ним, с порядком, было хуже. На 18-й станции в Сычевке (Смоленская область) даже пришлось вызывать наряд милиции. Не в меру разгоряченный с утра супруг оператора И. Ярыгиной слишком рьяно возражал против проверки его, как он считал, АЗС. Приблизительно в таком же состоянии пребывал и слесарь этой АЗС Ф. Тихомиров. Он, правда, был настроен более благодушно и с готовностью давал интервью. На вопрос, может ли бензоколонка недоливать, высказал предположение, что «литр может недодать».
В дальнейшем мы смогли убедиться, что не так мало АЗС работает с «допусками Тихомирова». На АЗС № 52 новодугинской нефтебазы в д. Копарихе, на АЗП № 316 можайской нефтебазы в Уваровке и № 601 балабановской нефтебазы в Боровске нам без зазрения совести наливали за 4 рубля… только 9 литров.
А если суммировать наши выводы по этой части программы, то картина получается совершенно безрадостная. Из одиннадцати АЗС мы не смогли проверить на недолив только три — в Москве, Обнинске и в Вязьме (оператор АЗС № 13 вяземской нефтебазы М. Козлова деньги за бензин взяла, но во время его отпуска у бензоколонки сломался двигатель). Из восьми оставшихся случаев — в четырех нам недоливали бензин в среднем по литру на каждую 10-литровую порцию.
Если же вернуться к вопросу «талоны или деньги?», то у нас сложилось впечатление, что операторы АЗС решили эту проблему однозначно в пользу денег, не дожидаясь, когда такое решение примут сверху. «Бесталонный сервис» расцветает махровым цветом и тем, между прочим, доказывает свою жизненную силу и обреченность другой, талонной системы (речь идет о заправке индивидуальных машин).
Наша собеседница на АЗС № 57 Валентина Виноградова сказала, что работает оператором всего два года. Она молодая мать, поэтому ее устраивает график: сутки работаешь — трое дома. Зарплата небольшая.
— А премия бывает? — спросили мы.
— Премию сами зарабатываем.
Это сорвавшееся в сердцах признание навело на некоторые размышления. Ведь если предположить, что после нашего рейда на АЗС будет наведен порядок, то есть операторам в который раз еще более строго прикажут заправлять машины только по талонам, положение автомотолюбителей станет еще более сложным.
И такие, как вон тот парень, что в одиннадцатом часу вечера подъехал к АЗС и умоляет продать ему хоть 5 литров бензина, чтобы доехать до дома, окажутся самой страдающей стороной. Ну где купишь эти проклятые талоны ночью или в воскресенье, или в чужом городе? Между тем деньги есть при себе у каждого, — кто же отправится в дорогу без гроша в кармане. Конечно, не будь тут нас, оператор сейчас рискнула бы — выручила парня, заработала себе «премию», и оба расстались бы довольные друг другом.
В накладе осталось бы только государство.
Любое начатое дело надо доводить до конца. И пусть нас простят те, кто после нас подъехал к АЗС и услышал из окошка неумолимое «только по талонам».
Вернемся, однако, к нашему рейду. Как и было задумано, из каждой 10-литровой порции мы отбирали пробу, помечали ее, подписывали, пломбировали. А потом в Москве передали эти пробы на анализ во Всесоюзный НИИ по переработке нефти. Вот его заключение:
«На основании норм ГОСТ 2084—77 на автомобильные бензины (октановое число бензина АИ-93 должно быть не ниже 93,0 октановых единиц по исследовательскому методу и не ниже 85,0 октановых единиц по моторному методу) следует считать пробы № 1 (АЗС № 301, г. Волоколамск), № 2 (АЗС № 319, п. Шаховская), № 3 (АЗС № 14, г. Ржев), № 5 (АЗС № 18, г. Сычевка) и № 7 (АЗС № 13, г. Вязьма) некондиционными по октановому числу».
Мы на восьми АЗС платили за высокосортное топливо. Пять из них продали нам некондицию. Общее количество замеренного нами некондиционного бензина в емкостях, из которых брали пробы, превысило 82 тысячи литров.
Голубой воришка Альхен из «Двенадцати стульев» кормил старушек в доме социального обеспечения кашей, приготовленной на машинном масле, и, краснея до слез, утверждал, что «на чистом сливочном». Купленный нами, образно говоря, на старушечьих правах некондиционный бензин — из той же «кухни». Уличенные в обмане операторы АЗС и краснели, и стыдились, но по всему было ясно, что не обманывать не могли. Как Альхен, который никак не мог заправлять кашу сливочным маслом. Старушки ведь и на машинном ее прекрасно ели.
Извинят ли наших новых знакомых с АЗС или нет, принципиального значения не имеет. На их место придут другие, и опять не исключено, что все повторится. Помните начало этой статьи: «я просто машинально…» Обман совершается осознанно и доведен почти до автоматизма. Уже не первый год и далеко не только по нашему маршруту. К примеру, мы только повторили результаты, полученные пять лет назад работниками МВД Литовской ССР при проверке автозаправочных станций республики. И тогда вместо талонов брались деньги, бензин недоливался, отпускался некондиционный. Ничто не изменилось к лучшему.
Контроль за работой АЗС практически отсутствует. В системе Госкомнефтепродукта он организован плохо. Покупатель же вообще в нем не участвует. Через раз мы заправляли автомобиль с недоливом, и если бы не специальное поручение, позволившее нам пользоваться необходимым оборудованием, вряд ли доказали бы это продавцу. С нами просто никто не стал бы разговаривать. А уж когда речь заходит о качестве бензина, тут покупатель совсем беззащитен. Никаких свидетельств о том, что когда-либо на АЗС сообщались результаты анализа проб, отобранных по просьбе покупателя, мы не нашли, Цитируем запись в книге жалоб АЗС № 14 ржевской нефтебазы. «Прошу обратить внимание руководства на исключительно низкое качество бензина АИ-93. Доцент Голов, Москва, ул. Фомичевой…» В ответ на эту жалобу кто-то из администрации нефтебазы (подпись неразборчива) написал, что с записью ознакомились. И все. А АЗС № 14 до сих пор продает некондиционное топливо.
Кстати, о книгах жалоб АЗС. Им по десять — пятнадцать лет. На пожелтевших страницах две-три записи. Никто не жалуется? Жалуются, просто не с кого спросить.
В этой обстановке бензин отпускается как пресловутый дефицит, инструментом создания которого стал талон рыночного фонда. На всех проверенных нами АЗС топлива было в достаточном количестве, любой марки, но продавали его нам из-под полы, обманывая и вынуждая быть соучастниками преступления.
Не слишком ли затянулся поиск действенных мер борьбы с этим явлением? Этот вопрос мы адресуем Госкомнефтепродукту СССР.
В свою очередь, хотим предложить следующее. Установить новый порядок распределения бензина, который напоминал бы торговлю. Владельцы индивидуального транспорта должны платить за бензин не талонами, а наличными деньгами, получать его на всех бензоколонках, независимо от того, заправляется из них государственный транспорт или нет. Существующая сеть автозаправочных станций и без того не слишком густа, чтобы отпускать бензин за наличные деньги только на отдельно выделенных АЗС. Ясно и то, что раздельная заправка индивидуального и государственного транспорта — не препятствие для злоупотреблений.
Считаем неприемлемой существующую форму отчетности о проданном бензине и предлагаем изменить ее в пользу той, которая уже существует в торговле. Для этого необходимо установить на АЗС кассовый аппарат. Соединенный с топливораздаточной колонкой, он будет отпускать бензин владельцам индивидуального транспорта за деньги, водителям государственного транспорта по талонам. Покупатель делает заказ, оператор осуществляет его набор, и через окошко кассового аппарата оба контролируют программу, заданную колонке: как отпускается бензин — за деньги или по талонам, кем, когда, его цену. Если программа задана правильно, покупатель платит, получает чек с ее оттиском и заправляет машину.
Такая форма торговли даст возможность автозаправочной станции через контрольную ленту кассового аппарата получать информацию о количестве реализованного товара, не допуская, чтобы вырученные за него деньги шли мимо государственного кармана. Покупателя она избавляет от необходимости платить за бензин как за дефицит и в виде чека обеспечивает документом, который может служить основанием для предъявления продавцу претензий по количеству и качеству проданного товара.
Но мало иметь основания предъявить эту претензию. Должна быть обеспечена возможность доказательства ее справедливости — это обязательное условие. Как осуществить его, торгуя автомобильным топливом? Здесь пока ясно одно — требуется в значительной степени усилить контроль, в том числе и вневедомственный, за количеством и качеством отпускаемого горючего, разработать методы, которые позволили бы сделать этот контроль более оперативным.
Для более конкретного ответа на этот и другие вопросы, заданные здесь Госкомнефтепродукту СССР, стоило бы, на наш взгляд, детально, вдумчиво изучить причины такого нежелательного явления, как «голубой» обман на автозаправочной станции, и выработать комплексные меры, направленные на борьбу с ним.
Бригада «За рулем»:
С. ЛИТИНСКИЙ кандидат технических наук
А. ПЕШКОВ, сотрудник ГУБХСС МВД СССР
П. МЕНЬШИХ, заведующий отделом писем «За рулем»
Журнал «За рулем» 10 • Октябрь 1984 Цена 1 руб.