Осталось неизвестным, кто первым придумал эту забаву — катание на самодельных тележках с бензиновыми моторчиками. Известно лишь, что в 50-х годах она стала повальным увлечением мальчишек из американского города Феникс и быстро распространилась по всей стране.
Возможно, незатейливое развлечение так и осталось бы простой забавой, если бы в 1956 году конструктор и испытатель одной из автомобильных фирм Арт Айнджелс не разглядел в неказистых и тихоходных, отчаянно тарахтящих самоделках спортивные задатки. Опытный инженер-автомобилист буквально за несколько дней построил машину собственной конструкции. Она оказалась простой и практичной. На трубчатую сварную раму был установлен двигатель мощностью 2,5 л. с. Привод на ведущие колеса представлял собой цепную передачу наподобие велосипедной. Колеса обулись в пневматические шины. Рулевое управление, тормоза — вот, пожалуй, и все, из чего состоял первый карт. Правда, название это придумали позднее журналисты: «го-карт» (так по-английски называли в начале века детские коляски).
Простота конструкции и относительная дешевизна сделали карты доступными значительному кругу автомобилистов.
Вскоре модное увлечение достигло берегов Европы, а в мае 1960 года Международная автомобильная федерация признала его самостоятельным видом автоспорта под названием картинг.
В том же году в Москве и Риге энтузиасты построили первые советские карты и Всесоюзная федерация автомотоспорта (тогда еще не было двух федераций) утвердила технические требования и временные условия проведения соревнований по картингу. Уже весной следующего года в Латвии на велотреках Вентспилса и Риги состоялись первые в нашей стране состязания картингистов.
Чемпионат СССР дебютировал в 1963 году в Москве. Он состоял из двух соревнований — кольцевой гонки возле Большой спортивной арены в Лужниках и трековой на стадионе Юных пионеров. Победителями стали москвичи В. Степанов (174 см3) и О. Кошиц (125 см3). Впоследствии первенства разыгрывались только на кольцевых трассах. Сначала на карты устанавливали примитивные моторы от машин хозяйственно-бытового назначения (газонокосилок, бензопил и т. п.). Кстати, именно поэтому своего рода классическим картом считается машина с двигателем воздушного охлаждения без коробки передач. Такие мини-автомобили до сих пор неизменно входят в международную и национальные классификации картов как самые популярные в большинстве стран мира. Хотя, разумеется, сами двигатели теперь специального изготовления, и стали они намного мощнее и совершеннее.
Использование мотоциклетных двигателей привело к появлению коробки передач. Это определило свое направление в классификации.
В настоящее время, согласно международной классификации, все карты в зависимости от рабочего объема двигателя и наличия коробки передач делятся на формулы и классы, объединенные в две группы. Чемпионаты мира разыгрываются только на машинах группы I отдельно в каждой из трех формул: К (одноцилиндровый серийный двигатель 135 см3 без коробки передач), С (одно- и двухцилиндровый двигатель 125 см с коробкой передач), Е (один двигатель 250 см3 или два по 125 см3 каждый с коробкой передач). А первый чемпионат мира состоялся в 1964 году в Риме на микроавтомобилях класса 100 см3 без коробки передач.
Победил итальянец Г. Сала. Через несколько лет этот класс исчез из программы мировых первенств. На картах формулы Е допускается установка обтекателя. Дело в том, что эти машины, оснащенные двигателями мощностью свыше 60 л. с, развивают скорость более 200 км/ч и разгоняются до 100 км/ч за 3 секунды. Гонки на них проводятся, как правило, на кольцевых автомобильных трассах.
Чемпионаты Европы разыгрываются на машинах группы II в каждом из трех так называемых межконтинентальных классов: А (одноцилиндровый серийный двигатель 100 см3 без коробки передач), В (одноцилиндровый серийный двигатель 135 см без коробки передач), С (одноцилиндровый серийный двигатель воздушного охлаждения 125 см3 с коробкой передач).
Поскольку динамика автомобиля в значительной степени зависит от массы гонщика, для каждой формулы и класса предусмотрено ограничение минимальной суммарной массы спортсмена и карта. Интересно, что формула К отличается от класса В только этим ограничением.
Кроме международных формул и классов существуют национальные, которые учитывают традиции, технические возможности и другие особенности развития картинга в той или другой стране.
У нас получили распространение следующие классы машин: «Союзный» (отечественный серийный двигатель от дорожного мотоцикла 125 см3 с коробкой передач), Б (двигатель 125 см3 любой конструкции без коробки передач), Ц-2 (двигатель одноцилиндровый воздушного охлаждения от серийных спортивных мотоциклов производства социалистических стран 125 см3 с коробкой передач), Е (одно-или двухцилиндровый серийный двигатель производства социалистических стран 250 см3 с коробкой передач). Карты класса Е предназначены только для трековых гонок по снежному покрытию.
Характерная особенность нашей классификации: в ней предусмотрены карты для спортсменов 6т девяти до 16 лет. Это специальный класс «Пионер» (двигатель от серийных дорожных мотоциклов или мопедов отечественного производства 50 см3 с коробкой передач). В этом классе проводятся соревнования вплоть до всесоюзных, как, скажем, на приз газеты «Пионерская правда».
Трассы для картинга прокладывают на ровной асфальтовой площадке с разнообразными поворотами. Ширина трассы на всем протяжении не менее 6 метров, длина — от 300 до 1200 метров. Крупные соревнования, как правило, проводятся на специальных картодромах. Сама трасса по площади занимает сравнительно мало места, поэтому гонка разворачивается перед зрителями буквально как на ладони.
Другой вид соревнований, который развит только у нас в стране, — трековые гонки по снежной дорожке, обычно на стадионах.
Соревнования проводятся по системе, где каждый участник встречается с соперниками как минимум по разу. Победитель определяется по сумме очков, набранных в заездах.
Сегодня невозможно представить себе автомобильный спорт без картинга. Он культивируется в более чем сорока странах.
Наиболее успешно выступают на трассах крупнейших международных соревнований спортсмены Италии, Англии, ФРГ, Франции, Швеции, Голландии, Финляндии, Чехословакии.
В нашей стране картингом занимаются многие тысячи спортсменов, проводятся сотни соревнований разного масштаба. Ежегодно летом и зимой проходят чемпионаты СССР. Призы клуба «Серебряный карт» газеты «Пионерская правда» оспаривают юные картингисты. Полюбившийся молодежи вид спорта входит в программу спартакиад народов СССР, всесоюзных игр молодежи, всесоюзных спартакиад школьников.
Год от года улучшается материально-техническая база отечественного картинга. Сейчас карты выпускают заводы в Ленинграде, Абовяне, Одессе. Налажено производство. специальных комбинезонов для картингистов из искусственной и натуральной кожи.
Ведется разработка новых шин, которые будет выпускать воронежский завод. В разных районах страны появляются новые картодромы — в Киргизии и Эстонии, Грузии и Белоруссии, РСФСР и Латвии. Их сейчас уже более двадцати.
Созданная в 1964 году сборная команда СССР регулярно выступает в международных состязаниях. Семь раз побеждала она в розыгрыше многоэтапного Кубка дружбы социалистических стран. Лучшие наши картингисты побеждали на этих соревнованиях в личном зачете: А. Сафонов (1967, 1969 гг.), М. Рябчиков (1979 год), П. Бушланов (1981, 1982 гг.). В 1977 году советская сборная дебютировала в чемпионате Европы. Самый именитый среди действующих гонщиков Михаил Рябчиков, восьмикратный чемпион страны.
Картинг, как и всякий вид спорта, помогает воспитывать характер, целеустремленность, волю. Он прививает любовь к технике, помогает совершенствовать навыки управления автомобилем.
С. НЕЧАЮК, тренер сборной команды СССР
Журнал «За рулем» 08 • август 1984 Цена 1 руб.