В ОРГАНИЗАЦИЯХ ДОСААФ
Тысячи ветеранов войны обучают сегодня в школах оборонного Общества будущих военных водителей, передают им свои знания, свой жизненный опыт. Об одном из таких наставников, Николае Константиновиче Рябове рассказывает публикуемая здесь корреспонденция из Читы.
Лет десять назад в читинской автошколе решили, что будет лучше, если занятия по Правилам дорожного движения с каждой группой станут проводить классные руководители. Выполняя это решение, преподаватель Николай Константинович Рябов оставил свое привычное место и перешел в класс устройства автомобиля. Однако прошло совсем немного времени, и Рябов вернулся на старое место. И не потому, что не справился с новой работой. Просто экзамены по Правилам дорожного движения вдруг «завалило» небывалое число курсантов. Оказалось, предмет этот может вести совсем не каждый. Тем более вести так, как Николай Константинович.
С этого эпизода начал свой рассказ о Рябове начальник читинской автошколы ДОСААФ Борис Федорович Сиваков.
Задача нашей школы, как и всех школ ДОСААФ, двуедина: обучение и воспитание молодого человека. В короткий срок мы должны подготовить его к службе в армии. И тут вполне уместно вспомнить Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы, где немало говорится о воспитании защитников Родины. Мы в этой цепи ступень, с которой призывник шагает прямо в армейский строй. Наилучшим образом подготовить человека к этому важному этапу жизни — дело непростое. И с этим делом прекрасно справляется Николай Константинович Рябов. Он не только владеет в совершенстве всеми тонкостями методики. Преподаватели школы учатся у него умению находить индивидуальный подход к ребятам, требовательности, самоотдаче, знанию людей. Это умение накоплено всей жизнью преподавателя: учебой в военном училище, годами войны, опытом воспитания молодых людей вот уже на протяжении почти тридцати лет
Если заглянуть в его класс во время занятий, то первое, что бросится в глаза, — строгая дисциплина и в то же время атмосфера доверительности и взаимного уважения между преподавателем и курсантами. Рябов убежден, что дисциплинированный курсант — это в будущем дисциплинированный водитель, А дисциплина — залог работы без дорожно-транспортных происшествий и других ЧП. И поэтому, говоря, например, о проверке технического состояния автомобиля перед выходом в рейс, Николай Константинович непременно расскажет курсантам поучительный фронтовой эпизод, показывающий, как исправная техника выручила бойцов в трудную минуту. Такая привязка к конкретной жизненной ситуации остается в памяти курсантов надолго, запоминается прочнее, нежели сухие строчки инструкций.
Рябов умеет привить ребятам самое серьёзное отношение к своему предмету, а до экзаменов остается две-три недели, он предлагает курсантам дополнительные занятия. Начинаются они на два часа раньше первого урока. «Оставлять вечером не имеет смысла — голова уже не так соображает, — говорит Рябов, — устают все-таки. Поэтому приходим пораньше». Те, кому надо подтянуться, догнать товарищей, не нуждаются в напоминаниях. Задают вопросы, решают задачи. А уж когда Николай Константинович приводит своих курсантов на экзамен в ГАИ, там говорят: «Эти сдадут. Рябовская школа». И они сдают. Из десяти-одиннадцати групп, бывает, лишь пять-шесть человек не сдают Правила с первого захода. Когда его спрашивают о секретах мастерства, он только улыбается: какие тут секреты: узнать способности каждого, тщательно изумить группу.
Специфика экзамена, который принимает бесстрастная машина, знающая лишь две оценки — «сдал», «не сдал», диктует ему свою методику, Рябов перестраивает психологию вчерашних школьников. Убеждает, что тройку им никто не поставит. Из десяти вопросов нужно правильно ответить по крайней мере на девять. И оценка может быть либо положительной, либо отрицательной.
Заглянем в журнал. Там оценки такие: 1, 2, 5. «Середняков я не считаю за успевающих», — говорит Николай Константинович. И это оправдывается практикой.
Хороший преподаватель — всегда активный рационализатор. И Рябов не исключение. За два последних года официально оформлено пять его рацпредложений. Это макеты, стенды, приспособления, помогающие преподавателю в объяснении нового материала, закреплении пройденного, облегчающие опрос курсантов. Одно из таких новшеств дает возможность опросить группу всего за 10—15 минут и всем выставить оценки. Это — тоже один из его принципов: оценивать работу каждого по каждой теме.
Николай Константинович старается развивать у ребят реакцию. Когда тема усвоена, он не дает времени на обдумывание, требует отвечать моментально. Ведь дорожная ситуация тоже не позволит водителю рассуждать, заставит быстро принимать верное решение.
К каждой группе, утверждает Рябов, нужен свой подход. Двух одинаковых групп не бывает, как не бывает двух одинаковых людей. Но в каждой есть ребята, умеющие мастерить или способные к оформительской работе. Николай Константинович старается быстрее выявить их склонности и использовать, например, в рационализаторской работе. И курсанты всегда идут навстречу. Они многому могут научиться у своего преподавателя, энтузиаста автодела, который прекрасно разбирается не только в тонкостях сложной дорожной ситуации, но и в узлах и механизмах, который в мастерской может самостоятельно изготовить любую деталь.
Свой богатый преподавательский опыт Рябов собирал по крупицам многие годы. Во время отпуска, где бы ни отдыхал, всегда старался зайти в автошколу, поговорить с преподавателями. Так он познакомился с работой лучших учебных организаций в Киеве, Херсоне, Омске, Улан-Удэ, Благовещенске, в других городах.
Многие ребята благодарны Николаю Константиновичу за науку, многие пишут ему из армии, рассказывают о службе, делятся своими шоферскими заботами, просят совета. Михаил Мартьянов, Дмитрий Осипов после увольнения в запас вернулись в автошколу, работают инструкторами. Как и Михаил Салисов, считавшийся когда-то «трудным». Немало пришлось поработать с ним Рябову. Теперь Михаил Григорьевич Салисов успешно работает в читинской автошколе.
— Успехи успехами, но есть и проблемы, — говорит Рябов. — Будь у нас свое общежитие для курсантов, мы смогли бы еще лучше вести воспитательную работу. А то молодые ребята, впервые вышедшие из-под родительской опеки, бывает, попадают под дурное влияние. И нам приходится прилагать огромные усилия, чтобы это влияние преодолеть. Эти усилия мы могли бы использовать с гораздо большей отдачей.
Конечно, они приходят сюда разные, а требования к ним предъявляются одинаково высокие. Вот и сейчас учится в школе один парень из «трудных». Уже и в милиции состоял на учете. А Николай Константинович считает, что им просто никто никогда всерьез не интересовался, не старался узнать, о чем тот думает, к чему стремится. Попал вчерашний школьник в трудную ситуацию. Мать болеет, заняться им больше некому. Выпил раз, выпил другой. Угнал мотоцикл… Николай Константинович познакомился с ним поближе, узнал характер, склонности, привычки. Увлек своим предметом. И уже с уверенностью говорит, что экзамены курсант сдаст успешно. Рябов даже место ему присмотрел в хорошем коллективе, где парень будет работать перед армией, а там, как знать, может и вернется туда после службы. Поможет оформиться на работу, хоть и не его это дело. Но иначе он не может. На то он преподаватель.
Сейчас в школе новый поток курсантов. Быстро бежит время, и еще одна группа ребят, прошедших «рябовскую школу», скоро получит замечательную профессию — водителя автомобиля, военного шофера. И каждый из них унесет навсегда благодарную память о прекрасном наставнике.
А.БИЛЕЦКИЙ г. Чита
Журнал «За рулем» 10 • Октябрь 1984 Цена 1 руб.