КАК В ТУННЕЛЕ
Когда водитель увеличивает скорость, то возможные его опасения связаны главным образом с вероятностью удлинения тормозного пути или некоторым ухудшением устойчивости автомобиля. Между тем не надо сбрасывать со счетов и непременное при этом ухудшение видимости. Не зря говорится, чем быстрее водитель едет, тем меньше он видит перед собой. Почему так?
С увеличением скорости время на получение необходимой информации о дорожной обстановке — поворотах, спусках, знаках, других транспортных средствах и т. п. — прогрессивно сокращается. Это вынуждает водителя переносить взгляд все дальше вперед. В результате поле зрения у него значительно уменьшается. Если в стоящем автомобиле оно составляет примерно 120°, то при скорости 20 км/ч сужается до 80°, при 40 км/ч — до 45°, при 80 км/ч — до 30°, а при 100 км/ч — до 22° (рис. 1). Другими словами, при скорости 100 км/ч и выше возникает так называемый туннельный эффект: водитель видит только 22/100 того пространства, которое охватывает взглядом, стоя на месте. Понятно, что при определенном стечении обстоятельств это может способствовать возникновению непредотвратимых критических ситуаций.
В этой связи еще одно замечание. Скорость, как известно, определяет и выбор дистанции. И здесь водители, к сожалению, часто берут в расчет только остановочный путь, но не видимость. В то время как недостаточная дистанция не только создает опасность наезда (если водитель впереди вдруг остановит свой автомобиль), но и ограничивает вам видимость. Посмотрите на рис. 2 и 3. В первом случае при малой дистанции встречная машина для водителя легкового автомобиля до последнего момента остается невидимой. Да и попутные транспортные средства, в частности мотоцикл, тоже вне поля зрения. Стоит увеличить дистанцию — и картина сразу меняется. Чем она больше, тем дальше впереди себя видит водитель.
Конечно, и здесь должна быть мера. Слишком большая дистанция создает в потоке пустоту, которую сразу стремятся заполнить слишком нетерпеливые водители. В результате их рискованных маневров излишне большая дистанция может превратиться в опасную.
Л. ПАШКИН По материалам зарубежной печати
Поспешность при проезде перекрестков, как известно, недопустима. Экономить время можно на каком-нибудь другом участке дороги, но не здесь: слишком уж опасное и требующее внимания водителя это место — пересечение автомобильных дорог. Увы, находятся еще люди, которые об этой простой истине забывают.
Таким человеком оказался В. Зиньковец из Гомеля, Ясным августовским днем на гудронаторе ЗИЛ—130 он пересекал автомобильную дорогу Киев — Ковель возле г. Малин. И знак «Движение без остановки запрещено» прекрасно видел, да и без него знал, что выезжает на главную дорогу, и все-таки повел себя крайне легкомысленно. Лишь мельком глянул по сторонам и, не снижая скорости, выехал на перекресток. А слева в это время приближался ИЖ—2715, которым управлял В. Лях. ЗИЛ буквально протаранил его и отбросил в сторону. В. Лях, к счастью, не растерялся и сумел съехать в кювет, не опрокинув машину. Но не успели они с пассажиром выскочить, как ее оседлал грузовик. Дело в том, что тормоза на его прицепе оказались неисправными, и он, опрокинувшись в кювет, положил на бок заторможенный тягач.
По чистой случайности авария не закончилась трагедией, лишь пассажир получил перелом ноги. Продвинься ЗИЛ еще на два-три метра, и жертв не избежать.
Л. МОХОРТ, майор милиции Житомирская область, г. Малин
Журнал «За рулем» 08 • август 1984 Цена 1 руб.