Наболевшая проблема

КЛУБ «АВТОЛЮБИТЕЛЬ»

В июльском выпуске «Клуба» этого года в статье «Вынужденные эксперименты» шел разговор о распредвале «Жигулей». Материал был посвящен обзору самодеятельных попыток увеличить ресурс газораспределительного механизма. Здесь пойдет речь о некоторых причинах недостаточного ресурса и условиях, которые способствовали ускоренному износу деталей мотора, а также о мерах, принимаемых Министерством автомобильной промышленности и заводом для увеличения производства валов и снижения остроты проблемы. Слово имеет редактор отдела журнала Н. РАЗИНЧЕВ.

Распределительных валов и работающих с ними в паре клапанных рычагов не хватает. Хотя на участке их изготовления производственные мощности ВАЗа загружены до предела. Завод наращивает выпуск этих деталей в запчасти, осваивает в спецавтоцентрах фирменной сервисной сети реставрацию валов и рычагов на промышленной основе. К производству дефицитных деталей в качестве товаров народного потребления подключаются предприятия других министерств и ведомств. Решение проблемы в недалеком будущем очевидно. А пока распредвал — острый дефицит.

Чрезмерное потребление? Да. По причине, до недавнего времени, малого ресурса этой детали.

«Жигули» от рождения предназначены для эксплуатации на высококачественных маслах — они определяют ресурс наиболее нагруженных деталей двигателя. В инструкции по эксплуатации этих автомобилей вот уже четырнадцать лет с первого до последнего издания завод вписывает полную номенклатуру рекомендованных летних, зимних и всесезонных масел. Любопытный факт. Чем больше автомобилестроители ориентировались на современные масла для высокофорсированных двигателей, тем… меньше их производилось. В настоящее время лишь всесезонное М6з/10Г, реально бывает на АЗС. И то не всегда.

Особо стоит сказать о качестве масла. По результатам лабораторного анализа масел, взятых на АЗС Москвы, Горького, Куйбышева, Саратова, специалистами лаборатории ГСМ ВАЗа получен неутешительный вывод: масла не соответствуют действующему ГОСТу.

Картину дополняет еще одно обстоятельство. Масло, которое заправлено в двигатель, нужно хорошо очищать. Для этого в системе смазки сделан масляный фильтр. Однако и он стал дефицитом. Результат закономерен. Автомобилисты начали изобретать способы восстановить невосстанавливаемое, в их Среде получили распространение «проверенные» методы регенерации отслуживших свое фильтров, а это привело к эксплуатации многих двигателей практически без очистки масла (минуя забитый грязью фильтр, оно поступает в систему смазки через перепускной клапан). Подробно об этом рассказано в «За рулем», 1983, № 8.

Таковы условия эксплуатации «жигулей», на фоне которых возникла проблема распредвала.

Нельзя сказать, что завод все эти годы был сторонним наблюдателем. Пытаясь успеть поддержать или даже поднять ресурс газораспределительного механизма, конструкторы, технологи и производственники меняли материалы распределительного вала и рычагов привода клапанов, меняли термообработку и методы упрочнения рабочих поверхностей этих деталей. Семь комбинаций валов и рычагов из разных материалов и с разной упрочняющей обработкой внедрено в производство на ВАЗе с того времени, как обозначилась проблема их дефицита. Завод тратил на это немалые средства, и одновременно наращивалось их производство — количеством деталей стремились возместить их недостающий ресурс. Неизбежно при этом страдало качество изделий, и в полной мере вину за то, что распредвал стал сверхдефицитом, должны разделить его изготовители.

Недавно специальная комиссия управления контроля качества Минавтопрома тщательно проверила весь процесс производства распредвалов и рычагов на ВАЗе. Она констатировала нарушение технологических процессов, ослабление технологической дисциплины, недостаточность работ по обеспечению качества выпускаемой продукции, медленное принятие мер по устранению повторяющихся дефектов. Результаты работы комиссии были рассмотрены коллегией министерства. Принятые решения предусматривают не только административные меры по отношению к виновным в создавшемся положении, но и указывают конкретные пути к его исправлению.

Один из них — техническое решение проблемы. В апреле 1982 г. кулачки распредвалов стали упрочнять методом мягкого жидкостного азотирования — диффузионного насыщения азотом их поверхностного слоя в расплаве солей на основе карбамида и цианата при температуре 500—650° С. Все выпущенные с апреля 1982 г. автомобили ВАЗ укомплектованы такими распредвалами. Одновременно в производстве была освоена технология газового азотирования деталей, обеспечивающая еще большую долговечность пары кулачок—рычаг. Но реальные производственные мощности завода не позволяют сейчас полностью перейти на эту технологию.

Структура металла, упрочненной методом азотирования, похожа на трехслойный бутерброд. Увеличенная в 500 раз, она показана на фото 1 и 2. Верхний, самый прочный карбонитридный слой кулачка (приработочный) имеет толщину 8—15 мкм, под ним основной рабочий слой толщиной 0,3— 0,5 мм и ниже «мягкий» металл заготовки. Поверхностная твердость кулачка в пределах 400—500HV5 (по Виккерсу). Это следует иметь в виду тем автолюбителям, кто самостоятельно пытается проверить твердость деталей. Толщина карбонитридного слоя на рабочей поверхности рычага примерно вдвое больше, чем на кулачке. В идеале ресурс такой пары равен ресурсу мотора, причем в первые 3—5 тысяч километров она прирабатывается, истирая поверхностный слой на кулачке; затем срабатывается зона медленного износа (0,3—0,5 мм). По мнению инженеров-двигателистов ВАЗа, вал надо менять, когда кулачок уменьшится по высоте на 1,2 мм. На практике валы и рычаги с жидкостным азотированием в моторах заводских испытательных машин пробегают 90 000 километров.

Итак, каковы же реальные возможности снять с повестки дня проблему распредвала? Назовем их.

Меры по строгому соблюдению технологической дисциплины принимаются заводом уже сейчас.

Запланировано увеличение производства распредвалов и рычагов в качестве запасных частей, а также расширение сети предприятий, где будет налажено восстановление изношенных деталей индустриальным методом.

Решается проблема масляных фильтров. На ливенском автоагрегатном заводе уже смонтирована новая автоматическая линия для производства нескольких миллионов фильтров в год. Увеличиваются и поставки этих деталей из стран социалистического содружества.

Ученые-нефтехимики совместно со специалистами Минавтопрома работают над совершенствованием моторных масел для высокофорсированных бензиновых двигателей, разрабатывают и испытывают новые сорта и марки. Готовятся к производству и специальные высокоэффективные добавки к товарным маслам, которые намечено выпускать в виде отдельных препаратов.

Все это, вместе взятое, дает основание надеяться на то, что вопрос о распредвалах будет наконец снят с повестки дня.

Журнал «За рулем» 10 • Октябрь 1984 Цена 1 руб.

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Please follow and like us:
Pin Share
РубрикиnewsМетки

Добавить комментарий