СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА
«Неоднократно читал, что даже в конце Великой Отечественной войны в боевых действиях принимали участие бронеавтомобили. Что представляли собой эти боевые машины?» — спрашивает А. Демчук из г. Уссурийска.
В разведывательных подразделениях танковых и механизированных корпусов с 1943 года стоял на вооружении легкий бронеавтомобиль БА—64Б. Он был выполнен по классической схеме: с передним расположением двигателя, передними управляемыми колесами, полноприводным. Цельносварной корпус БА имел толщину листов 6—10 мм. Два пояса бронелистов для повышения пулестойкости располагались в виде трапеции.
Пулеметная башня, открытая сверху, могла поворачиваться на 360°. В башне шарнирно крепился пулемет ДТ. Он мог выдвигаться на стойке вверх из вертикальной амбразуры башни для стрельбы по зенитным целям. Большая часть машин оборудовалась радиостанцией. Экипаж БА—64Б состоял всего из двух человек — водителя и командира, который одновременно являлся пулеметчиком.
Бронеавтомобиль был небольшим. Вес его составлял всего 2400 кг, а высота по башне — менее 2 метров. Машина была достаточно подвижна. На шоссе она развивала скорость до 80 км/ч. Достаточной была и боевая автономность — запас хода достигал 500 км. Машина уверенно преодолевала броды глубиной до 0.9 м, подъемы до 30°. двигалась по косогору с креном 18°. В боевой обстановке на броневике использовались пулестойкие губчатые шины, в небоевой — обычные пневматические.
Известен и десантный вариант БА— 64Б. В этом случае он мог перевозить шесть десантников, для которых в кормовой броне была сделана двустворчатая дверь. Башни он не имел.
В течение всего времени ВА—64 служил базой для испытаний. В 1943 году был испытан образец, который при помощи дополнительных катков мог передвигаться по рельсам. В то же время был создан опытный вариант для движения по снегу на гусеничном движителе. Наконец, в 1944 году БА получил новое вооружение: в серийную башню встроили крупнокалиберный (12.7 мм) пулемет ДШК. БА—64Б прослужили в частях вплоть до завершающих сражений Великой Отечественной войны. С принятием на вооружение бронетранспортера БТР—40 бронеавтомобиль БА—64Б был снят с производства. Теперь его можно увидеть на смотровой площадке Центрального музея Вооруженных Сил в Москве.
Журнал «За рулем» 11 • Ноябрь 1984 Цена 1 руб.