БУДУЩЕМУ ВОИНУ
Специалисты уже давно отметили, что одним из наиболее уязвимых элементов в конструкции любой колесной машины является именно ее колесо. Если отбросить бытующее среди водителей понятие «искра в баллон ушла», то на долю неисправностей колеса (без которого далеко не уедешь!) останутся многочисленные проколы камеры, повреждение корда, каркаса и протектора. И если остановка транспортного автомобиля в обычное время из-за спущенной шины не вызовет тяжелых последствий, то для боевой колесной машины она может привести к срыву задачи и даже поражению в операции.
О средствах повышения стойкости шин для боевых условий рассказывает полковник-инженер В. КОВАЛЕВ.
Речь пойдет, если выражаться языком специалистов, о боестойкости шин. Под боестойкостью понимается их способность обеспечивать в определенных пределах движение машины при проколах, пулевых и осколочных поражениях.
Первая попытка улучшить ходимость колес была предпринята более 60 лет тому назад одновременно в нескольких странах. Идея была простой — отказаться от надувных камер и полых шин — сделать шины монолитными. И действительно, такие колеса стали служить намного дольше, но оказалось, что ездить на них с большой скоростью практически невозможно. Амортизирующие свойства таких шин были очень низкими. Каждая неровность самым чувствительным образом сказывалась на состоянии экипажа, груза или же на долговечности отдельных устройств двигателя и машины в целом. Делать же шины из пористой резины или из других ее мягких сортов тоже оказалось нецелесообразным — резко падал срок службы.
Столь же малоуспешной была попытка использовать обрезиненные деревянные или металлические колеса. В колесной технике они прижились на непродолжительный срок, лишь на некоторых типах французских и итальянских бронеавтомобилей и бронетранспортеров, выпускавшихся в 50—60-е годы. Как вспомогательные такие колеса использовались для преодоления окопов, нешироких рвов и других препятствий. А на дорогах с твердым покрытием гидропривод поднимал их кверху, и бронированная машина продолжала двигаться на четырех колесах обычного типа.
Намного лучше зарекомендовали себя в эксплуатации колеса, шины которых имели наполнитель из губчатой резины (см. рисунок, а) или были самозаклеивающимися (б). При поражении шины пулей выходящий наружу воздух затягивает в отверстие часть заклеивающегося слоя и закупоривает место повреждения. Такие шины могут применяться в машинах с системой регулируемого давления воздуха.
В результате стремления ослабить уязвимость и повысить безопасность движения колесных машин появились двух-полостные шины (в). Состоят они из внешней оболочки, сконструированной по типу бескамерной шины, герметизирующего слоя и монтируемой внутри шины диафрагмы. В случае прокола полости Б работоспособность шины снижается незначительно, так как в полости А остается воздух.
Дальнейшим развитием этой конструкции стали шины, во внутреннюю полость которых вместо камеры А входит монолитная шина меньшего диаметра (г). При проколе воздух выходит из полости, но транспортное средство может продолжать какое-то время двигаться с ограниченной скоростью на монолитной шине. Разновидностью этой конструкции можно считать шину с внешним металлическим ограничителем деформации (д), диаметр которого несколько меньше диаметра самой шины. При ее повреждении, когда она лишится воздуха, есть возможность, к примеру, выйти из-под огня противника и восстановить поврежденную деталь колеса. Ограничитель одновременно является и защитным устройством.
Внедрение подобной системы позволило применить шины с внутренним эластичным ограничителем деформации (е), установленным на ободе через подшипник скольжения.
Один из последних вариантов пулестойкой шины (ж) предложен французскими специалистами. Внутри пневматической шины, имеющей для большей упругости радиальное расположение нитей корда, находится эластичный ограничитель деформации, в котором много ячеек, постоянно наполненных газом. В обычных условиях такой ограничитель не влияет на работу шины. Он вступает в действие лишь при её повреждении.
Конечно, абсолютно неуязвимую шину сделать нельзя, как невозможно создать непробиваемую броню. Из приведенных здесь примеров видно, что применение шин с пониженной чувствительностью к повреждению хотя и сохраняет подвижность машины, но все же в известной мере снижает ее ходовые качества. И, тем не менее, боестойкие шины находят в военной технике широкое применение. Постоянно ведется работа по созданию менее подверженных огневому поражению моделей шин, обладающих высокими эксплуатационными свойствами.
Основные типы боестойких шин: а — из губчатой резины; б — самозаклеивающаяся; в — двухполостная (А и Б — полости, разделенные диафрагмой); г — с внутренним ограничителем деформации в виде монолитной шины; д—с внешним ограничителем деформации; е — с внутренним ограничителем деформации в виде диска с резиновым бандажом; ж — с эластичным ограничителем деформации с ячейками, наполненными газом.
Журнал «За рулем» 12 • Декабрь 1984 Цена 1 руб.