На дармовом бензине

Как-то в поезде Москва-Новороссийск моими соседями по купе оказались автолюбители. Разговорились на волнующую всех тему.
Профессиональный водитель из-под Котласа, имеющий собственный «Москвич», откровенно признался: «Семнадцатый год на нем езжу, но бензин на АЗС покупаю редко, только при поездках на юг во время отпуска. Обычно заправляюсь сэкономленным, у себя в гараже».

— Да, у профессионалов бензина всегда в избытке, — согласился житель Орла, инвалид Отечественной войны. Вспомнил и я недавнюю историю. В минском областном суде слушалось дело бывшего директора совхоза «Городок» Н. Качана. Менее чем за два года он растранжирил около 16 тонн бензина. Дармовым горючим заправлялись личные автомобили самого директора, главного инженера, зоотехника, работников сторонних организаций, мотоциклы рабочих. За хищения и злоупотребление служебным положением Н. Качана приговорили к восьми годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительно-трудовой колонии усиленного режима и с конфискацией имущества. Взыскали с него и причиненный хозяйству ущерб. Правда, это единственный на моей памяти случай, когда столь распространенное зло было наказано по закону и строго. Возможно, поэтому мои попутчики в конце концов единодушно пришли к выводу, что в районах «все ездят на ворованном бензине».

Хищение бензина чаще всего и преступлением-то не считают. Если кого и поймают с поличным, то, как правило, пожурят и отпустят с миром. На худой конец передадут материал в товарищеский суд.

Но мы сейчас о другой стороне проблемы.

Автозаправочных станций на селе по-прежнему нет. Фонды на топливо для личного транспорта большинству хозяйств вообще не выделяют. Ограниченны и возможности сельских торгующих организаций — нет емкостей для хранения и реализации горючего. В результате многие владельцы автомобилей и мотоциклов поневоле нахлебники у государства.

В августе 1983 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О повышении эффективности использования автотранспортных средств в народном хозяйстве, усилении борьбы с приписками при перевозке грузов автомобильным транспортом и обеспечении сохранности горюче-смазочных материалов».

Этим постановлением ответственность за организацию отпуска гражданам горюче-смазочных материалов в районных центрах, расположенных на магистральных автомобильных дорогах, была возложена на тогдашний Госкомнефтепродукт СССР, а в остальных сельских населенных пунктах — на Центросоюз. Увы, ответственность эта осталась на бумаге.

Е. ПОПОК

Журнал «За рулем» 3, март 1990 Цена 1 руб.

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Please follow and like us:
Pin Share
РубрикиnewsМетки

Добавить комментарий